Быт. 15:19 Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Кенеи. См. о них пророчество Валаама ( Чис. 24:21–22 ): «и увидел он Кенеев… и сказал: крепко жилище твое и на скале положено гнездо твое; но разорен будет Каин, и недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен». Это было племя, жившее на юг от Ханаана, близ амалекитов. Впоследствии они жили в самой Палестине в колене Иудине ( 1Цар. 27:10; 30:29 ). Кенезеи. У Нав. 14некто Халев называется Кенезеянином, откуда м. Филарет заключает, что и они жили в пределах племени Иудина. Кедмонеи значат восточные. Ермон в 88 псалме ( Пс. 88:13 ) употреблено в смысле востока. Ермон было название места, возле которого жили Евеи ( Нав. 11:3 ), по тексту же Суд. 3Евеи жили на горе Ливане. Поэтому м. Филарет думает, что Кедмонеи суть Хивви, или Евеи, жившие близ Ермона. Быт. 15:20 Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Хеттеи: новейшие египтологи видят в них известное в иероглифических надписях имя сильного племени Кхета, владевшего Сирией. Цари кхетские (или, по нашему тексту, хеттейские) известны были при Соломоне ( 3Цар. 10:29 ). Их главное местопребывание до создания царства Израильского было при Хевроне ( Быт. 23:10 ) и около Вефиля ( Суд. 1:23–26 ). Ферезеи. См. комментарий к Быт. 13:7 . Особое племя хананеев. Рефаимы. См. комментарий к Быт. 14под буквой а). Быт. 15:21 Аморреев, Хананеев, [Евеев,] Гергесеев и Иевусеев. Аморреи. См. комментарий к Быт. 14:7 . Хананеи по Быт. 10 – прямые потомки Ханаана, сына Хама. От Ханаана же происходят, между прочим, нижеупомянутые Гергесеи и Иевусеи. В Быт. 10пределы всех Хананеев определены так: «от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши». Здесь, вероятно, надо разуметь одно из колен хананеев, удержавшее имя предка. Евеи. См. комментарий к Быт. 15:19 , кедмонеи. Гергесеи жили на запад от Иордана ( Нав. 24:11 ); иевуссеи покорены Давидом, жили около Иерусалима, который прежде назывался Иевус и город Иевусеев ( Суд. 19:10–11 ). При Давиде ( 2Цар. 24:18–24 ) упоминается об Орне Иевусеянине, у которого Давид купил гумно для создания жертвенника Господу. Странно, что Англиканская Библия читает это место ( 2Цар. 24:23 ) так: «вё это Царь Орна отдает царю», разумея под этим, что Иевуссеяне посреди Палестины удержали собственное управление. По смыслу нашего перевода Орна не называется царём. Глава XVI. Сара отдаёт служанку свою Агарь Авраму; бегство Агари; возвращение её; рождение Измаила

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вообще сама книга Иисуса Навина не сообщает никаких данных о писателе ее, а потому при решении вопроса об ее происхождении приходится ограничиться определением времени написания ее и источников, по которым она составлена. c) Время написания книги Иисуса Навина Крайним предельным пунктом, ранее которого книга Иисуса Навина не могла быть написана (terminus a quo) должно признать смерть первосвященника Элеазара, упоминанием о которой оканчивается книга в еврейском подлиннике. Пункт, позже которого она не могла быть написана (terminus ad quem) определяется с достаточной ясностью содержащимися в ней многими историческими указаниями. В 16-й главе, 10 ст. ( Нав.16:10 ) писатель замечает: «Ефремляне не изгнали хананеев, живших в Газере (Газер, впоследствии Газара, укрепленный город на юго-западе удела Ефремлян); посему хананеи жили среди Ефремлян до сего дня, платя им дань». По 3 Царств ( 3Цар.9:16 ): «Фараон, царь Египетский, пришел и взял Газер, и сжег его огнем, и Хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей жене Соломона». (Этот стих внесен в греческий текст книги Иисуса Навина). Если Газер обратился в собственность евреев при Соломоне, то книга Иисуса Навина написана не позже этого события, после которого нельзя было говорить о пребывании Хананеев в Газере. Упоминание 63-го стиха 15-й главы ( Нав.15:63 ), что «Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня», служит признаком еще более древнего происхождения книги. На седьмом году царствования Давида Иерусалим был взят, и Иевусеи были истреблены почти совершенно. Наконец, из 27-го стиха 9-й главы ( Нав.9:27 ) явствует, что писатель жил ранее царствования Саула: «Иисус Навин, говорится здесь, определил, чтобы жители Гаваона и других союзных с ним городов рубили дрова и черпали воду для всего общества и для жертвенника Господня; посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия даже до сего дня». При Сауле этот порядок уже не сохранялся, и сами Гаваонитяне чуть не поголовно были истреблены Саулом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Все это мы говорим, потому что написано: «От Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля и чтобы истреблены были» ( Нав.11:20 ). Поэтому блажен, кто крепко держит духовный меч и не убирает его от шеи тех врагов, которых мы упоминали выше, как и пророк Иеремия говорит: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!» ( Иер.48:10 ). Если это утверждение понимать буквально, то нам надлежит непрестанно проливать кровь. Иудеи, которые так и считают, и есть «плоть и кровь» ( 1Кор.15:50 ), становятся жестокими и беспощадными, говорят, что проклятие наложено на тех, кто перестал проливать кровь, и поэтому «ноги их быстры на пролитие крови» ( Рим.3:15 ). Таково, видимо, понимание тех, кто есть «плоть и кровь»; мне же пусть Господь даст никогда не пренебрегать делами Господа, «и меч духовный, который есть Слово Божие» ( Еф.6:17 ), не отнимать от крови сил противных и изничтожать их во всяком слушающем. И теперь они поражаются в вас, если слушаете сказанное и не совершаете дела их. 7 . Далее сказано: «Взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею» ( Нав.11:23 ). Я не вижу, что Иисус, сын Навина, взял всю землю. Сколько он взял земли, которую захватили одни лишь иудеи? Но воистину всю землю взял Господь наш Иисус, ибо со всей земли от всех народов стекаются к Нему множество верующих. После того, как сказано: «Взял Иисус всю землю», добавлено: «И успокоилась земля от войны» ( Нав.11:23 ). Как же в отношении, по-видимому, Иисуса, сына Навина, сказано, что войны прекратились, если в то время войны почти не утихали? Это исполняется только в Господе моем Иисусе Христе. Ибо если ты, пришедший ко Христу и через благодать крещения получивший прощение всех своих грехов, считаешь, что в тебе плоть не враждует против духа, а дух не враждует против плоти (ср. Гал.5:17 ), то успокоилась твоя «земля от войны», и если носишь «в теле мертвость Господа Иисуса» ( 2Кор.4:10 ), то прекратились в тебе все сражения, и наречешься ты «сыном Божиим» ( Мф.5:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ибо не имеем здесьпостоянного града, но ищем будущего (Евр 13:14). Раннехристианский радикализм с его провозглашением свободы от всяких земных уз был непобедимой силой древних христиан, был той новизной, что вдохнула свежую струю воздуха в затхлую атмосферу уже тогда одряхлевшего мира. У первых христианских общин тогда еще не было ничего — ни храмов, ни “православных царств”, ни догматических систем, ни богатых традиций, — ничего, кроме Писания. Но в этой кажущейся немощи совершалась сила Божия (2 Кор 12:9). Исследуйте Писания (Ин 5:39). Писанию учили катехуменов, в нем поучались день и ночь, его истолковывали в проповедях и апологиях, лишь им решали межрелигиозные и внутрихристианские споры, им аргументировали догматические позиции. А когда возникло монашество, монахи постоянно его изучали. Даже еще в начале V века преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, один из первых организаторов монашества на Западе, устанавливает в качестве иноческого правила ежедневное шестичасовое (!) изучение Писания 45 . Преподобный не вводит этим новизны — этому он научился за долгие годы жизни среди египетских монахов. Еще и еще раз Иисус Навин слышит повеление Божие и Его обещание: Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда нипойдешь (Нав 1:9). Все дальнейшее повествование книги будет исполнением обетования: никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей ты народу сему передашь во владение землю (1:5–6). Сам Господь будет сражаться за Израиля, Сам Всевышний будет вести Свои войны (Втор 9:3; Нав 23:3,9; 24:12,18). От Израиля требуется только, чтобы любил Господа Бога слушал глас Его и прилеплялся к Нему чтобы пребывать на земле, которую Господь Бог с клятвою обещал Аврааму,Исааку и Иакову, дать им (Втор 30:20). На пороге земли обетованной. Приготовления (Нав 1:10–18) Приготовления к переходу Иордана начинаются с указания Иисуса Навина надзирателям: И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал (1:10). Эти надзиратели народа, уже упоминавшиеся во Втор 16:18 вместе с судьями и во Втор 1:15; 20:5,8,9 без упоминания о судьях, были, видимо, писарями, обязанными среди прочего производить набор в народное ополчение.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Без сомнения, это было известно тому и постигнуто в совершенстве тем, кто «восхищен был до третьего неба» ( 2Кор.12:3 ), кто, будучи на небесах, видел небесное, видел Иерусалим, истинный град Божий, видел там и гору Сион, где бы она ни была, видел и Вифлеем, и Хеврон, и все, что, как описано, было разделено по жребию; и не только видел, но и созерцал в Духе их причину, ибо, как сам он признается, слышал слова и понимал смысл. Но какие слова? Сказано: «Слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:4 ). Таким образом, ты видишь, что Павел знает и созерцает все в Духе, но ему не позволено открыть это людям. Каким людям? Без сомнения, тем, о которых с упреком сказано: «Разве не люди вы? 28 и не по человеческому ли обычаю поступаете?» ( 1Кор.3:3 ). Но, возможно, он открыл это тем, кто более уже не поступает по человеческому обычаю; он открыл это Тимофею, Луке и другим ученикам, которые, как он знал, способны к невыразимым тайнам. И, наконец, он в тайне поручает Тимофею: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим.2:2 ). Таким образом, раз мы считаем все это Божественным и духовным, соделаемся же достойными и подготовимся к восприятию этих тайн своей жизнью, верой, своими поступками и заслугами, чтобы, достойно постигнув их, мы сподобились получить их в наследство на небесах во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XXIV. О том, как аморреи жили с Ефремом, и о том, как Иисус принял город от сынов Израилевых 1 . Несколько ранее было сказано, что сыны Иудины не могли изгнать иевусеев, живших в Иерусалиме ( Нав.15:63 ), и что сыны Ефрема не могли изгнать хананеев, живших среди них ( Нав.16:10 ). Вот и сегодняшнее чтение повествует нечто подобное об аморреях, говоря: «Аморреи оставались жить в Еломе и Саламине, но рука Ефремова одолела их, и сделались они данниками ему» ( Нав.19:47 ). Слово «аморрейский» значит «горький» или «горечь». Таким образом, в Еломе, что означает «бьющие сильно», и в Саламине, что означает «мирные», горечь остается и пребывает и в бьющих, и в мирных. Бьющие суть те, кто, начав битву, пытается захватить дьявольские жилища и сооружения. Мирные же суть те, кто, преодолев плотские желания, производит мир для души. Однако противная сила, горечь, продолжает настойчиво пребывать и в тех, и в других.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

14, 31). Господь поражает «всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота» (Исх. 12, 12). Господь же, сражаясь за Свой народ, вводит его в землю Ханаанскую, прогоняя оттуда «Хананеев и Хеттеев» и иные народы (Нав. 3, 10). Господь предает захватчикам Иерихон и его царя, внушая их вождю следующее проклятие: «Проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младенце своем поставит врата его» (Нав. 6, 25). О городе Гай Иисус Навин говорит: «Когда возьмете город, зажгите город огнем по слову Господа» (Нав. 8, 8). В этом завоевании, предводительствуемом Богом, мы совершенно ясно видим разрушение и резню. Псалмы воспевают эти великие деяния. Давид говорит о врагах своего народа: «Как огнь сжигает лес, и как пламя опаляет горы, так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение» (Пс. 82,15–16). Согласно этому представлению, Сам Бог служит Израилю, устанавливающему гегемонию над чужой землей. Не Израиль воспринимает Божию мысль, но Сам Господь перенимает у него чисто человеческую жажду завоеваний и господства в союзе семитских племен. Это совершенно чуждо вселюбящей природе Того, Кто есть Бог всех народов и Кто господствует над историей во всем ее течении. Если этот Бог действительно есть Бог Иисуса Христа — Тот, Чье имя, Чье присутствие, Чья истина — все любовь, — Он не поддерживал бы бойню, совершаемую Иисусом Навином. Этому кровавому Богу противостоит образ Бога милосердного, Чей глас раздается из уст великих пророков, в частности, Иеремии, Осии, в Песне Песней. Евангельские интонации звучат и в тексте о браке между Господом и Его народом, и в песнях Исайи о Страждущем Рабе. Видя несомненную противоположность этих двух ликов Господа, Маркион в середине II века решил, что война, осуждение и кары, описанные в Библии, не могут быть делами благого Бога, Отца Иисуса Христа, что все это дела низшего божества, которое и есть подлинный бог евреев. Было очевидно, что Церковь, дабы спасти единство Писания, должна отвергнуть Маркионов дуализм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

18 Намек на этот факт, как будто дается в Нав.24:9 «Восстал Валак сын Сепфоров, царь Моавитский и пошел войною на Израиля, и послал и призвал Валаама сына Веорова, чтобы он проклял вас». У LXX слово передано сл. παρετξατο ставить в боевую линию, вступать в бой, сражаться. В частности, из контекста Суд.10–11:24 не трудно усмотреть, что речь идет не просто о военных схватках, а о захвате, о завоевании земли израильской. Такого завоевания Валак, конечно, не сделал, ибо и сама израильтяне в это время ещё не уселись окончательно на землях Аморреев, а с другой стороны, Моавитяне в силу вышеизложенных обстоятельств в не в силах были преодолеть Евреев, что видно из непосредственно сообщаемых у Иисуса Навина, что после войны или военной схватки было по слово приглашение Валааму. 19 По свидетельству Иудейского писателя I века по Р. Хр. Иосифа Флавия (Antiqu. IV, 6:2), Валак был в старой дружбе и союзе с Мадианитянами. Таргум Псевдо-Ионафана Чис.22:4 говорит даже, что цари назначались поочередно от обоих народов, и Валак был Мадианитянин. И хотя эти показания нуждаются в более надежной обосновке, все же факт обращения Моавитян к Мадианитянам за содействием в этом случае и совместное их участие в прискорбном событии блудного служения Евреев с дочерями Моава ( Чис.25 гл.) представляют достаточное основание предполагать между этими двумя племенами, близкими по религии и языку, некоторые тесные отношения (ср. Властов, Св. летопись, Чис.22:2–4 прим. 2) В Нав.13:21 князья или старейшины Мадианитян Евий, Рекем, Цур, Хур и Рева называются князьями Сигона, паря Аморрейского, который по свидетельству Чис.21:26 воевал с прежним царём Моавитским и взял землю Моавитян до р. Арнона. Таким образом, ещё прежде этого события Моавитяне и Мадианитяне имели повод соединяться для противодействия общему врагу – Сигону Аморрейскому. По-видимому, Мадианитяне главенствовали в этом союзе. 20 Так можно думать на основании приведенного показания Нав.13:21 : «и всё царство Сигона, царя Аморрейского, который царствовал в Есевоне, которого убил Моисей, равно как и вождей Мадиамских, Евия, и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву, князей Сигоновых, живших в земле той». Ср. Kurtz Geschihcte d. a. Bund. II, S. 457. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

В первом отрывке сказано: «Но Ефремляне не изгнали Хананеев, живших в Газере; посему Хананеи жили среди Ефремлян до сего дня, платя им дань» ( Нав.16:10 ) вплоть до того времени, когда «фараон, царь Египетский, пришел и взял Газер, и сжег его огнем, и Хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей» ( 3Цар.9:16 ). Во втором: «Когда же сыны Израилевы пришли в силу, тогда Хананеев сделали они данниками, но изгнать не изгнали их» ( Нав.17:13 ). В третьем отрывке повествуется о том, как мужи из рода Ефремова спорили с Иисусом ( Нав.17:14–18 ), желая по своей многолюдности получить в наследство большую и лучшую долю; тогда им предложили пойти в леса и самим расширить свои владения, а чтобы могли они занять большее пространство, велено им изгнать хананеев. 2 . Теперь посмотрим, что представляет собой это трехчастное повествование о хананеях. Первый раз, когда говорится, что хананей живет с нами, он хотя и обложен данью, но не повинуется нам и не является рабом. Во второй раз он становится рабом и покоряется. Представим, что хананеи – это наша плоть или те, кто суть плоть. Сначала она обитает с нами, то есть связана с душой, но не подчинена ей, а только платит дань, иными словами, служит движению и действию, однако «желает противного духу» ( Гал.5:17 ) и подчиняется не душе, но своим желаниям. Если же мы в значительной мере преуспеваем, то плоть покоряется и становится нам рабом, повинуясь воле души; это – вторая ступень совершенствования души, когда она подчиняет плоть своей власти. Третья же ступень – совершенство. Ибо если мы достигли совершенства, то нам повелевается изгнать из себя хананеев и предать их смерти. Каким образом это совершается в нашей плоти, говорит нам Апостол: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту» ( Кол.3:5 ) и прочее. И еще говорит: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). Итак, на третьей ступени, когда мы достигаем совершенства, умерщвляем свои члены и несем в теле нашем смерть Христову, сказано, что мы изгоняем хананеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Воинственные и победоносные властители Египта на памятниках своих приказывали письменно засвидетельствовать пред современниками и потомством, что истинный виновников их побед и одолений есть бог Аммон (и все другие боги) 10 . Вследствие таких обстоятельств имя «Египет» или «народ Египта» в эпоху исхода Евреев и завоевания Ханаана производило панический страх на племена передней Азии, а поражение Египтян или ослабление их государственной мощи каким бы то ни было образом должно было бы выставлять их противников непобедимыми. Но самым достоверным и ярким свидетельством того, какое ужасающее впечатление произвели на обитателей Иорданской долины слухи о чудесном переходе Евреев чрез Чермное море и недавнем поражении царей Аморрейских, служит поведение иерихонской блудницы Раавы ( Нав.2:1–6 ) и её невольное признание пред Еврейскими соглядатаями, что «Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас и все жители земли сей пришли от вас в робость. Ибо мы слышали, как Господь Бог иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Амморейскими за Иорданом, с Сиганом и Огом, которых вы истребили. Когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше и ни в ком (из нас) не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу» ( Нав.2:9–11 ). После этого едва ли может казаться удивительным, а тем более невероятным библейское свидетельство о том, что такой же страх пред могуществом вышедшего из Египта народа напал? После гибели Аморреев, и прежде всего на Моавитян ( Чис.22:3 ) 11 и соседних с ними Мадианитян 12 . Оба эти народа в совокупности были гораздо малочисленнее Израильтян, не обладали достаточным мужеством и незадолго перед этим потерпели поражение от упомянутого выше Аморрейского царя Сигона (ср. Чис.21:26–30 ст. и Нав.21:21 ). В данную минуту стан Евреев очутился подле них: Моавитяне граничили с ними с южной стороны, Мадианитяне с восточной. Вследствие близости они недавно были невольными очевидцами погибели Аморреев от руки Израильтян ( Чис.22:2 ) 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Глава 18 1. Поставление священной Скинии в Силоме. 2–9. Увещание израильским коленам, не получившим удела, и новая мера к надлежащему разделению оставшейся земли. 10–20. Жребий Вениаминова колена и границы доставшегося ему удела. 21–28. Города в этом уделе. Нав.18:1 .  Все общество сынов Израилевых собралось в Силом, и поставили там скинию собрания, ибо земля была покорена ими. Когда земля была покорена и Ефремово колено заняло свой удел в срединной ее полосе, «Скиния собрания» ( Исх.27:21 и др.) была перенесена из Галгала в Иорданской долине в Силом, город Ефремова колена. По Суд.21:19 , он находился «на севере от Вефиля и на востоке от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем». В настоящее время место его (найденное известным географом Палестины Робинсоном) носит название Сейлун. Холм, на котором он был расположен, окружен другими холмами и покрыт развалинами, носящими признаки древности. Силом находился в 8-и часах пути от Иерусалима в Сихем и в 4-х часах от последнего. Он избран местом для поставления Скинии, без сомнения, по божественному указанию, хотя библейский писатель не говорит об этом. Такое представление об избрании Силома внушается как постановлением Второзакония ( Втор.12:11 ), по которому Господь избирает место для пребывания на нем Своего имени (это постановление имеет в виду писатель кн. Иисуса Навина в конечных словах Нав.9:27 ), так и словами пророка Иеремии ( Иер.7:12 ): «пойдите на место мое в Силом, где я назначил пребывать имени Моему». Причина избрания этого места для общенародного святилища заключается, можно думать, в том, что последнее, находясь в середине Ханаанской земли, могло быть наиболее доступным для всего израильского народа. Нав.18:3 .  И сказал Иисус сынам Израилевым: долго ли вы будете нерадеть о том, чтобы пойти и взять в наследие землю, которую дал вам Господь Бог отцов ваших? «Нерадение», за которое укоряет Иисус Навин израильтян 7-и колен, не получивших еще удела, могло происходить и от привычки к кочевой жизни, среди которой родилось и выросло большинство народа, и от сознания больших трудностей, какие представляла для тогдашнего поколения израильтян оседлая жизнь в стране, в которой оставалось еще немало прежнего населения, борьба с которым требовала много мужества и напряжения сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010