1 . Все сыны Израилевы получили свою долю земли, но для левитов довольно было обрести в наследие одного только Бога ( Нав.13:14 ; Чис.18:20–24 ). Тем не менее, так как левиты по велению Бога получают от сынов Израилевых десятину и начатки плодов, то полагается им, я бы сказал, десятая доля и земли и жилищ; ибо это и означает получить «десятую часть всего» ( Быт.14:20 ; Евр.7:2 ). Вот почему «начальники поколений левитских пришли к Елеазару священнику и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам поколений сынов Израилевых, и говорили им в Силоме, в земле Ханаанской, и сказали: Господь повелел чрез Моисея дать нам города для жительства и предместья их для скота нашего» ( Нав.21:1–2 ). При разделении городов и пригородов необходимо было бросить жребий, чтобы это распределение между левитами не казалось результатом слепого случая. Поэтому разделение по жребию, происшедшее среди сынов Израилевых, имело свой смысл, по которому один удостоился первого жребия, иной – второго, что мы уже прежде рассмотрели по мере своих сил; причем это справедливо в отношении как тех, кто получил удел за Иорданом через Моисея, так и тех, кто получил его от Иисуса в земле обетованной, где «первый жребий вышел колену сынов Вениаминовых» ( Нав.18:11 ), затем и остальным, среди которых последним был Дан ( Нав.19:40 );и, таким образом, должна быть также причина в порядке жребиев священников и левитов, где одному вышел первый, иному – второй, иному – третий, согласно которым каждому были определены те или иные земли. Сказано: «Сыны Левия: Гирсон, Кааф и Мерари» ( Быт.46:11 ); и показано, что первым по чести был Кааф, потому что его потомками были Амрам, Моисей, Аарон и Мариам ( Исх.6:18–20 ). Поэтому часть народа, происшедшего от Каафа, а именно Аарон и сыны его, была сделана священнической. Однако Моисея следует отнести либо к священническому чину, либо к чину, высшему, чем священство, если такое возможно; хотя о его сынах можно рассудить иначе. Прочим же сынам Каафа – от Ицгара, Хеврона и Узиила ( Исх.6:18 ) – жребий вышел согласно месту в колене Левия. Затем, после того, как они получили свою долю, после Каафа, вышел жребий третьему из сынов Левия – Гирсону, а последний – Мерари ( Нав.21:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1 . Колено Иудино (76500 ч.) получило южную часть земли Ханаанской, от Кадес-Варни и потока Египетского до Иерусалима, и от Мертвого моря до Средиземного моря ( Чис.26:22 ; Нав.15 ). Города, данные, при разделении земли Ханаанской, колену Иудину: Кавцеил, Едер, Иагур, Кина, Димона, Адада, Кедес, Асор, Ифнан, Зиф, Телем, Валоф, Гацор-Хадафа, Кириаф-Хецрон, иначе Гацор, Амам, Шема, Молада, Хацар-Гадда, Хешмон, Веф-Палет, Хацар-Шуал, Вирсавия, Визиофея, Ваала, Иим, Ацем, Елфолад, Кесил, Хорма, Циклаг, Мадмана, Сансана, Леваоф, Шелихим, Аин, Риммон, Ештаол, Цора, Ашна, Заноах, Ен-Ганним, Таппуах, Гафнам, Иармуф, Одоллам, Сохо, Азека, Шаараим, Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, Цигор, Маон, Кармил, Зиф, Юта, Изреель, Иокдам, Заноах, Каин, Гива, Фимна, Халхул, Адифаим, Гедера или Гедерофаим, Ценан, Хадаша, Мигдал-Гад, Дилеан, Мицфе, Иокфеил, Лахис, Воцкаф, Еглон, Хаббон, Лахмас, Хифлис, Гедероф, Беф-Дагон, Наема, Макед, Ливна, Ефер, Ашан, Иффах, Ашна, Нецив, Кеила, Ахзив, Мареша, Екрон, Азот, Газа, Шамир, Иаттир, Сохо, Дамна, Кириаф-Санна, иначе Давир, Анаф, Ештемо, Аним, Гошен, Холон, Гило, Арав, Дума, Ешан, Ианум, Беф-Таппуах, Афека, Хумта, Беф-Цур, Г едор, Маараф, Беф-Аноф, Елтекон, Кариаф-Ваал, иначе Кириаф-Иарим, Аравва, Беф-Арава, Миддин, Секаха, Нившан, Ир-Мелах, Ен-Геди ( Нав.15:21–63 ). Примеч. Многие из этих городов были отчислены от удела колена Иудина и переданы колену Симеонову. 2 . Колено Симеоново (22200 ч.) не получило отдельного участка. «От участка сынов Иудиных выделен удел колену сынов Симеоновых. Так как участок сынов Иудиных был слишком велик для них, то сыны Симеоновы и получили удел среди их удела» ( Чис.26:14 ; Нав.19:9 ). Города, данные, при разделении земли Ханаанской, колену Симеонову: Вирсавия или Шева, Молада, Хацар-Шуал, Вала, Ацем, Елтолад, Вефул или Кесил, Хорма, Циклаг, Беф-Маркавоф, Хацар-Суса, Беф-Леваоф, Шарухен, Аин, Риммон. Ефер, Ашан, Ваалаф-Беер ( Нав.19:2–8 ). 3 . Колено Вениаминово (45600 ч.) получило удел на северо-востоке колена Иудина. На востоке оно граничило Иорданом, а на западе, простираясь до Кириаф-Иарима, – коленом Дановым; на севере оно захватывало Вефиль ( Чис.26:41 ; Нав.18:11–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Глава 6 1. Господь отдает Иерихон во власть Иисуса Навина и открывает чрезвычайный способ к взятию его. 5. Передача божественного повеления священникам и народу. 7. Исполнение божественного повеления. 14. Обхождение города в 7-й день и обречение Иерихона на заклятие. 21. Спасение Раави. 25. Проклятие восстановителю стен Иерихона. 26. Слава Иисуса Навина. Когда Иисус Навин, исполняя требование явившегося ему, снял обувь свою и вместе с этим ясно понял, что находится в присутствии Божием, Господь открыл ему Свою волю. Нав.6:1 .  Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных; Нав.6:2 .  пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней; Нав.6:3 .  и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред Ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; Нав.6:4 .  когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны. Нав.6:5 .  И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите Ковчег Завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред Ковчегом Господним. Божественное откровение начинается возвещением Иисусу Навину определения высшей воли о передаче Иерихона вместе с царем и сильными людьми в руки израильского вождя. Затем Господь указывает самый способ к выполнению этого определения – способ необыкновенный, при котором сила оружия совершенно устранялась и заменялась всемогущей силой Господа Бога Израилева. Он состоял в том, чтобы предшествуемый всеми способными к войне израильтянами и семью священниками с юбилейными трубами Ковчег был обносим в течение шести дней по одному разу, а в 7-й день 7 раз, и только при этом последнем обхождении, когда раздастся звук священнической трубы, весь народ воскликнул громким голосом; в это время «стена города разрушится до основания».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нав.5:6 .  ибо сыны Израилевы сорок [два] года ходили в пустыне [потому многие и не были обрезаны], доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течет молоко и мед, «Сорок [два]» согласно с большинством списков и изданий перевода LXX, за исключением, сколько доселе известно, Ватиканского списка 58, XIII в., и греческого текста Комплютенской Полиглотты, в которых читается одно τεσσαρκοντα – 40 без прибавления: κα δο – и два. При всем том за первоначальное число лет в данном месте библейского текста с полною уверенностью должно быть принимаемо 40, а не 42, потому, во-первых, что первое есть единственное и неизменное число, которым в книгах Ветхого и Нового Завета ( Исх.16:35 ; Чис.32:13 ; Втор.1:3,2:7,8:2,4,29:5 ; Неем.9:21 ; Ам.2:10,5:25 ; Деян.13:18 ) определяется время странствования израильтян по пустыне между выходом из Египта и вступлением в Ханаанскую землю; и, во-вторых, потому, что «сорок» («арбаим») читается в данном месте по еврейскому тексту. Что касается числа 42, то оно, как определение времени странствования по пустыне, нигде в Библии, кроме данного места кн. Иисуса Навина по большинству греческих списков, не указывается. При этом заслуживает внимания еще то обстоятельство, что в Острожской и Первопечатной Библии читается именно число 40 46 . Это же число (quadraginta) читается и в переводе блаженного Иеронима. Объяснение дальнейших слов Нав.5:6 см. в конце главы. Нав.5:7 .  а вместо их воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус, ибо они были необрезаны; потому что их, [как родившихся] на пути, не обрезывали. Здесь делается объяснение относительно другой части израильского народа, на которую указано во 2-й половине Нав.5:4 и которая состояла из необрезанных. Над этою большею половиною народа (см. к Нав.5:4 ), состоявшею из молодого поколения израильского народа, которое сохранил Господь в живых в силу продолжавшегося Завета Его вообще с народом ( Чис.14:31 ), Иисус Навин совершил обрезание.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 21 1–7. Просьба начальников поколений Левиина колена в силомском собрании о городах для жительства и разделение по жребию назначенных израильскими коленами городов между тремя поколениями Левиина колена. 8–42. Перечисление назначенных городов. 43–45. Исполнение божественных обетований о даровании израильскому народу Ханаанской земли и побед над врагами. Нав.21:1 .  Начальники поколений левитских пришли к Елеазару священнику и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам поколений сынов Израилевых, Нав.21:2 .  и говорили им в Силоме, в земле Ханаанской, и сказали: Господь повелел чрез Моисея дать нам города для жительства и предместья их для скота нашего. Левиино колено состояло из трех поколений: Гирсонова, Каафона и Мерарина ( Чис.3:17–20 ). Божественное обетование, на котором основывают начальники поколений свою просьбу о городах для жительства, дано было Моисею ( Чис.35:1–8 ). Нав.21:4 .  Вышел жребий племенам Каафовым; и досталось по жребию сынам Аарона священника, левитам, от колена Иудина, и от колена Симеонова, и от колена Вениаминова, тринадцать городов; Разделение городов, назначенных израильскими коленами для Левиина колена, между поколениями последнего производилось посредством жребия ( Нав.14:2 ), которым определялось то, какому из левитских поколений имеют принадлежать города, назначенные тем или другим коленом. Первый жребий вышел поколению Каафа, которое состояло из 4-х родов ( Исх.6:18 ), старшим из которых был род Амрама, состоявший в то время из двух домов: Аарона и Моисея ( Исх.6:20 ). «Дом Арона священника», представлявший старшую линию в поколении Каафа по происхождению и по служению в обществе Господнем, получил именно города, назначенные левитам от колен Иудина, Симеонова и Вениаминова в количестве 13-ти. Указание жребия на города в этих именно коленах, как на место жительства священников, а не в Ефремовом колене, в уделе которого находилась в то время Скиния собрания, составляет не случайное, без сомнения, событие, а знаменательное ввиду наибольшей близости мест жительства священников, указанных жребием, к Иерусалимскому храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

12), при Средиземном море, близ Кармила, в 9 римск. милях от Кесарии на пути в Тир (Onomastic. 397), во время борьбы иудеев с птолемеями сильная крепость ( 1Мак.15:11–14 ), в последствии римлянами еще более укрепленная (И. Флав. Иудейские Древн. XV, 5, 3). 3Цар.4:12 .  Ваана, сын Ахилуда, в Фаанахе и Мегиддо и во всем Беф-Сане, что близ Цартана ниже Иезрееля, от Беф-Сана до Абел-Мехола, и даже за Иокмеам; Пятый округ образует долина Изреель с ее продолжением – долиной Веф-Сана. Фаанах – прежде столица одного из хананейских царей ( Нав.12:21 ), теперь Táanak, лежащий к югу (на 1 1/4 часа пути) от деревни, Leggun (вероятно, древн. Мегиддо, с которым Фаанах почти исключительно упоминается в Библии), ( Суд.1:27,5:19 ; Нав.17:11 ; 1Пар.7:29 ). Мегиддо (LXX: Μαγεδδ( ν)), в колене Иссахара, уже в древности был укреплен, и вместе с Фаанахом господствовал над долиной, главной дорогой к Иордану (Onomastic. 657); Соломон еще более укрепил Мегиддо ( 3Цар.9:15 ). По Телль-Амарнским письмам, фараон Тутмозис при Мегиддо (егип. Makida) поразил хананеян. Бет-шеан (Беф-Сан) – в Манассиином колене ( Нав.17:11,16 ; Суд.1:27 ; 1Цар.31:10 ), греч. Σκυθπολις; (Скифополь) или Νσσα – при соединении Изрееля с долиной Иорданской вблизи от большой дороги из Дамаска в Египет (см. ( Иудиф.3:10 ; 2Мак.12:29 ); Иудейская Война II, 18, 1,3,4). В Иорданской же долине лежали Цартан и Абел-Мехола ( Суд.7:22 ), родина пророка Елисея ( 3Цар.19:16 ), а также Иокмеам ( 1Пар.6:68 ) – по LXX: Μαεβρ– Λουκμ, слав. «Маевер Лукам». 3Цар.4:13 .  Бен-Гевер – в Рамофе Галаадском; у него были селения Иаира, сына Манассиина, что в Галааде; у него также область Аргов, что в Васане, шестьдесят больших городов со стенами и медными затворами; Шестой округ – в Заиорданье; средоточие его – город Рамоф Галаадский или Мицпа ( Нав.13:26 ; Суд.10:17,11:29 ) – левитский город за Иорданом в колене Гадовом, теперь es-Salt. Васан – одна из плодоноснейших местностей Палестины, наряду с Кармилом, Ливаном, долиной Саронской ( Ис.2:13,33:9 ; Иер.50:19 ; Наум.1:4 ), позже Батанеф (Onomostic.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Пар.4:15 .  Сыновья Халева, сына Иефонниина: Ир, Ила и Наам. Сын Илы: Кеназ. О Халеве, сыне Иефонниином, см. примеч. к ( 1Пар.2:49 ). Хотя он является старшим братом Кеназа ( 1Пар.4:13 ), но родословие его почему-то излагается после генеалогии младшего рода. Причина этого, может быть, в том, что поколение Кеназа, имевшее такого представителя, как судья Гофониил, более славно, чем потомство Халева. И, действительно, имена его потомков нигде более не упоминаются. 1Пар.4:16 .  Сыновья Иегаллелела: Зиф, Зифа, Фирия и Асареел. Из сыновей Иегаллелела известен лишь Зиф как родоначальник населения упоминаемого И. Навином города Иудина колена ( Нав.15:24,55 ). 1Пар.4:17 .  Сыновья Езры: Иефер, Меред, Ефер и Иалон; Иефер же родил Мерома, Шаммая и Ишбаха, отца Ешфемои. 1Пар.4:18 .  И жена его Иудия родила Иереда, отца Гедора, и Хевера, отца Сохо, и Иекуфиила, отца Занаоха. Это сыновья Бифьи, дочери фараоновой, которую взял Меред. Потомство Езры. Имя Езры, если только не отождествлять его с Езером, отцом Хума ( 1Пар.4:4 ), нигде более не встречается, имена же его сыновей – Иефер и Ефер усвояются членам других поколений ( 1Пар.2:32 ; 1Пар.5:24 ). Что касается Мереда, то предполагают, что лица ст. 17, кроме трех его братьев (Иефера, Ефера и Иалона), а равно и стих 18 являются его детьми, рожденными двумя женами – Иудией и дочерью фараона Бифьей (ст. 18). Эта догадка основывается на следующем. Стих 18 заканчивается замечанием: вот сыновья Бифьи, дочери фараоновой, которую взял Меред. И так как стоящее после имени 17 стиха «Иалон« еврейское выражение «ваттагор» представляет глагольную форму женского рода (она родила), не имеющую смысла при отсутствии подлежащего в женском же роде (LXX и русский синодальный текст без всякого основания переводят «ваттагор» мужским родом «родил» и в качестве подлежащего прибавляют к нему лишнее по сравнению с еврейским текстом слово «Иефер»), то Бертольд, Кейль и др. вставляют перед ним заключительные слова ст. 18: «вот сыновья Бифьи...», и все место читают так: «вот сыновья Бифьи, дочери фараона, которую взял Меред. Она родила Мерома, Шаммая и т.д.». При допущении подобной поправки мы будем иметь от Мереда два поколения: одно от его жены египтянки Бифьи (ст. 17), другое от евреянки Иудии. Сына первой Ишбаха, отца Ешфемои, находившегося в южной части удела колена Иудина ( Нав.21:14 ; 1Цар.30:28 ). Дети второй были родоначальниками жителей Гедора (см. комментарии к 1Пар.4:4 ), Сохо, расположенного в низменности на юго-запад от Иерусалима ( Нав.15:35 ), и Заноаха ( Нав.15:34,56 ; Неем.3:13,11:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2 . Далее, хотя в Священном Писании принято называть четыре стороны света, которые называются либо «страны», либо «земли», в описании пределов колена Иудина упоминаются только две. Сказано: «Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к западу 20 ». И когда установлены границы на западе, сказано: «Пределом же к востоку все море Соленое» ( Нав.15:5 ), а остальные две части света, то есть север и юг, не упоминаются 21 . Посмотри, не наполнено ли все это тайнами. И хотя мы не в силах ни понять, ни объяснить ни одну из них, мы все же попытаемся рассмотреть каждую из них по отдельности в той мере, в какой будет угодно Господу и в какой мы сможем постичь. Сказано: «Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к западу». Таким образом, границы владений Иудиных проходят рядом с границами Идумеи. Но «Идумея», как мы уже часто говорили, означает «земное». Следовательно, земли Иуды начинаются сразу после земного. Однако сказано также: «Была пустыня Син». «Син» значит «искушения». Таким образом, земли наследия Иудина начинаются после искушений. Говорится о западе и востоке, а соседние земли, о которых упоминалось выше, являются смежными. Кроме того, «долина Египта» ( Нав.15:4 ) обозначает земли, соседние с западными частями и простирающиеся от пустыни на запад. А на востоке граница проходит по берегу Соленого моря. 3 . Затем сказано: «От холмов, ведущих к западу; и восходит от запада к Кадес-Варне» ( Нав.15:2–3 ) и таким образом простирается от запада к западу Кадеса. Это границы с Африкой, и от нее земли тянутся до долины Египта. Видишь, как в западных пределах упоминаются Африка и Египет, равно как и заход солнца? Без сомнения, чтобы всякий знал, что должно всего этого избегать и переступать через них, дабы мог он, наконец, достичь рода царского, о котором Апостол говорит: «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» ( Евр.7:14 ). «В смежности с Идумеею была пустыня Син» ( Нав.15:1 ). Несколько ранее мы сказали, что пустыня Син обозначает «искушения», и потому нам необходимо перейти через эту пустыню искушений, чтобы обрести наследство сынов Иудиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Елена, уничтожив языческий храм, воздвигла св. церковь . С тех пор, как Турки овладели Палестиною, Вифлеем сделался маленьким селением, в котором живут несколько семейств бедных христиан, зарабатывающих пропитание деланием для продажи крестиков, четок и т. п. Макед , некогда столичный хананейский город. Он был взят и разрушен Иисусом Навином. В пещере близ Македа скрылись пять царей, осаждавших Гаваон. Они были выведены из пещеры, убиты и повешены на пяти деревьях ( Нав.10:10, 17, 26 ). Везек , древний хананейский город, в небольшом расстоянии от Иордана. По смерти Иисуса Навина, колена Иуды и Симеона победили здесь Хананеев и Ферезеев. «В Везеке встретились они с Адони-Везеком, сразились с ним, и разбили Хананеев и Ферезеев. Адони-Везек побежал; но они погнались за ним, и поймали его, и отсекли большие пальцы на руках его и на ногах его. Тогда сказал Адони-Везек: семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали крохи под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог» ( Суд.1:5–7 ). В Везеке Саул собрал 330,000 войска для освобождения Иависа Галаадского, осажденного Аммонитянами ( 1Цар.11:8 ). Еглон , столичный хананейский город, царь которого, Девир, был убит Иисусом Навином при Гаваоне ( Нав.10:3–12 ). Вефсура ; этот город сделался особенно известен во времена Маккавеев. Лисий, военачальник Сирийский, осадил его, но Иуда Маккавей принудил Лисия снять осаду. Чрез несколько времени Лисий снова напал на Вефсуру и овладел ею; после чего Вефсура оставалась во власти Сирийцев до Ионафана Маккавея, который обратно отнял ее у Сирийцев ( 1Мак.4 и 6). Вефваси , город в пустыне, где Симон и Ионафан разбили армию Вакхида, осадившего этот город, и принудили его заключить мир ( 1Мак.9:62–73 ). Ен-Геди ( Нав.15:62 ), город в пустыне, близ Мертвого моря. Его почва была чрезвычайно плодородна, об его виноградниках Соломон говорит с большою похвалою ( Песн.1:13 ). В пещере пустыни Ен-Гади скрывался Давид ( 1Цар.24:2 ). Ештемо и Ливна , города, отданные левитам, потомкам Каафовым ( Нав.21:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Если символическим образом истолковать завоевание земли обетованной, то хананеи прообразуют разные страсти и греховные помыслы, которые должны быть полностью искоренены. Следующий город, который израильтянам предстояло покорить, был Гай, причем, в отличие от Иерихона, израильтяне потерпели здесь поражение ( Нав. 7:4 ). Тогда они стали выяснять, в чем дело, и оказалось, что Ахан из колена Иудина нарушил Божий завет и взял из заклятого ( Нав. 7:16–21 ), в результате чего пострадал весь народ. Ахан был казнен, а город Гай предан заклятию. Обращу здесь ваше внимание на то, что, полагаясь на помощь Божию, Иисус Навин провел операцию по захвату Гая по всем правилам военного искусства, не прибегая к прямому штурму. 10.3. Битва за Гаваон Далее повествуется о встрече израильтян с жителями города Гаваона. Вся страна уже была напугана тем, что с востока вторгся малоизвестный народ, перед которым никто не может устоять; и жители Гаваона решили схитрить: они являются израильтянам в истертых одеждах, с заплесневелыми хлебами, делая вид, что пришли издалека и предлагают заключить союз на очень выгодных условиях ( Нав. 9:1–6 ). Израильтяне, не вопрошая воли Божией, но полагаясь на свое собственное разумение, заключают договор с гаваонитянами и в результате оказываются обманутыми, ибо выясняется, что Гаваон находится от них в нескольких километрах. Это очень важный момент, поскольку после первых побед у израильтян появляется некоторое самомнение, самонадеянность, которая тут же приводит их к такому посрамлению. Однако договор с гаваонитянами заключен, и союз аморрейских царей поднимается, чтобы отомстить гаваонитянам за такую измену. В знаменитом сражении у Гаваона Господь воюет за израильтян. И сказано, что Господь поразил каменным градом больше врагов, чем это могли сделать израильтяне мечом. Во время битвы за Гаваон происходит известное чудо, когда солнце уже начинает склоняться к закату и становится невозможным преследование врагов, и тогда Иисус Навин говорит: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: “стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день”? И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» ( Нав. 10:12–14 ). Не будем вдаваться в разные соображения относительно того, как же это могло быть. Я в данном случае сторонник буквального понимания текста, хотя, конечно, как это может быть, я очень слабо себе представляю физически, но Господу виднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010