22. Верою Иосиф, умирая, (напоминал, и прочее): то есть при Смерти своей он верил тому, что его братья выйдут из земли Египетской (Быт.50:24). 23. Верою Моисея, после рождения, скрывали три месяца родители его, и не убоялись угроз царя, скрывая его в течение тех трех месяцев (Исх.2:2 сл.). 24-25. Верою Моисей, возросши, отказался называться сыном дочери Фараоновой: ведь если бы он не верил в обетование Авраама, то не стал бы с презрением отрекаться от греха и не предпочел бы участвовать в страдании народа Божия. 26-27. Пред Египетскими богатствами, кои могли достаться ему, предпочел он ревность о Христе, о Коем и сам написал. И так как он с надеждою взирал на мздовоздаяние, то оставил Египет и ушел, не убоявшись гнева царскаго и того, чтобы не нашли его (беглеца); так как Бог, являвшийся ему не внешним образом, был как бы видим для него (как это открывается) в терпении (его). 28. Верою совершил пасху и пролитие крови: то есть прежде заклания агнца он веровал, что первенцы Египетские будут умерщвлены при посредстве его и Евреи спасутся чрез него (Исх.12:11 сл.). 29. Верою перешли Чермное море: поелику, то есть, народ веровал, что войдя в море, он, как по сухой земле, пройдет по средине его. Напротив Египтяне, войдя в него без веры, нашли в средине его воздаяние за свои прегрешения (Исх.14:22 см.). 30. Верою Иисуса и народа пали стены города Иерихона, ибо с верою обходили его семь раз мирно и без сражения, и при звуке голоса веры разрушились башни и укрепления его в седьмой день (Нав.6:20). 31. Верою Раав блудница не погибла: ибо слава о чудесах, совершившихся в Египте и в пустыне, привела ее к вере, что евреи действительно овладеют землею Ханаанскою, как сказал Бог Аврааму. Если же Апостол упомянул о соглядатаях, кои были приняты ею с миром, то желал этим показать, что в чистоте и непорочности вышли от нее, ибо не для блуда входили к ней (Нав.2:1; 6:16.24). 32. Но чтобы не перечислять отдельно и подробно всех дел веры ветхозаветных праведников, он потом только кратко указывает на них. И что еще, говорит, скажу? ведь не достанет мне времени повествовать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян (Суд.7:1 сл.), - и Вараке, верою своею победившего войско Сисара (Суд.4:4 сл.), - и Самсоне, который, благодаря своей вере, избил ослиною челюстью тысячу человек (Суд.15:15), - и Иеффае, который своею верою разрушил двадцать два города Аммонитских (Суд.11:33), - и Давиде, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа (1Цар.17:4 сл.) - и Самуиле, который своею верою победил Филистимлян (1Цар.7:10), - и о других пророках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

Признавая Св. Писание единственным источником Богопознания, молокане, в противоположность духоборцам, с решительностью отвергают всякое значение Св. Предания в деле приобретения познания о Боге и Его святой воле, необходимого для нашего спасения. Насколько можно судить по их обрядникам и их возражениям на миссионерских собеседованиях, они ссылаются, в свое оправдание, на следующие места Св. Писания: Втор. 4:2 ; Нав. 1:7–8 ; Пс. 118:5 ; Мф. 15:9 ; Лк. 16:29–31 ; Ин. 5:30; 20:31 ; Деян. 1:1–2; 17:11 ; 2Пет. 1:19 ; Рим. 1:16; 3:21 ; 1Кор. 4:6; 14:37 ; Гал. 1:6 ; Кол. 2:8 ; 1Тим. 1:3–4, 6 ; 2Тим. 3:15–17 ; Тит. 1:14 ; Откр. 22:18 . Итого – 21 место: три – из Ветхого Завета и 18 из Нового. Ссылок на какие-либо иные места не приходилось встречать не только у молокан, но и у всех других рационалистических сектантов. По понятным причинам мы можем уделить здесь для рассмотрения этих текстов только ограниченное место, а потому, и речь наша будет кратка. 1 . Втор. 4:2 : «не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую». Мы можем подсказать сектантам, что это повеление Божие почти буквально повторяется и в другом месте: Втор. 12:32 . Но, при чем тут отрицание церковно-христианского предания? Заповедь Господня касается не всего ветхозаветного закона, а только того, что заповедал Господь тот день, когда дана была заповедь (сегодня). Но Сам Господь дальше разъясняет, что Он заповедал (ст. 3 и 4): Он повелел прилепляться только к нему одному и не поклоняться идолам, вроде Ваал-Фегора; а разве есть церковно-христианское предание, изменяющее эту заповедь Божию? 2 . Нав. 1:7–8 : «будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано». Иного повеления Иисусу Навину и не могло быть дано, потому что тогда, кроме книг Моисеевых, других богодухновенных книг не было. Но весь закон Моисея, по изъяснению Спасителя, состоит в двух заповедях: о любви к Богу и ближним, и в этом смысле повеление Божие, данное Иисусу Навину, сохраняет свое вечное значение. Если же принять толкование сектантов, что Господь повелел буквально придерживаться только пяти книг Моисеевых и ветхозаветного закона, то тогда нужно отрицать не только церковно-христианское Предание, но и все книги Св. Писания, как Нового, так и Ветхого заветов, за исключением Пятикнижия Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Присмотримся внимательно к тем текстам, где latreia употребляется в самом обобщающем значении, как понятие служения Богу или языческим богам. Прежде всего, этот термин употреблен во второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе  вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли: не поклоняйся им и не служи им» (ou proskuneseis autois, oude me latrevseis) (Исх. 20: 4-5; 23: 24-25; Втор. 5: 8). В книге Второзакония как бы изъясняется, что во второй заповеди речь идет о кумирах, изображающих мужчин, или женщин, или скот, или птицу, или гадов, или рыб (Втор. 4: 16-18), т.е. о типично языческмх кумирах. Упоминаются также языческие боги-светила (солнце, луна и «всякое воинство небесное») (Втор. 17: 3). Тема служения (latreia) чужим богам как идолам повторяется не раз (Втор. 4: 28; 5: 9 и т.д.). Несомненно, идолы, которым приносят жертвы и творят возлияния, подразумеваются и там, где в краткой форме (без поминания кумиров) осуждается служение языческим богам (Втор. 7: 4; 8: 19; 13: 2, 13; 28: 14; 29: 26; 31: 20; Нав. 23: 7, 16; 24: 15-16; Суд. 2: 11, 13, 19; 3: 6-7; 10: 6, 10, 13; 2Пар. 7: 19; Дан. 3: 12-14; 18). Нет сомнения, что это служение культовое, ведь язычники «служили богам своим на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом», где надлежало разрушить жертвенники их, и сокрушить столбы их, и сжечь огнем рощи их, и разбить истуканы богов их… (Втор. 12: 2-3). Служение (latreia) истинному Богу упоминается тоже во многих местах, см. например: Втор. 6: 13; 10: 20; Нав. 24: 14, 19-22, 24; Суд. 10: 16; Дан. 3: 17 и т. д.). Выше мы видели, что под ним иногда прямо понимаются культовые акты. Язычники и иудеи знали именно культовую форму служения, неудивительно, что в обоих случаях оно названо одним и тем же словом – латрейа. Подразумевало ли иудейское служение что-нибудь, кроме культа? Возможно, в него входило исполнение заповедей, но в тексте Ветхого Завета есть как бы разделение заповедей и служения: «Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедаю вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей»… (Втор.

http://pravoslavie.ru/2867.html

5: 14). Закон не повелевает непременно приобщать пришельца к завету через обрезание, но представляет чужеземцу свободу в этом отношении ( Исх. 12: 43 и след.). В законе есть ряд постановлений, призывающих к доброму отношению к иноплеменникам ( Исх. 23: 9 , Лев. 19: 33–34 , Втор. 10: 19 ). Закон запрещал Израилю общение с народами, которые были для израильтян петлей и сетью, но что было доброго в этих народах, то прибщалось к Израилю. Раав со всем своим домом вступила в израильскую общину (Иис. Нав. 2 и 6). Евреи (Иис. Нав. 9 ) даже были приурочены к церковному служению. Руфь не только вошла в израильскую общину, но и удостоились как Раав стать праматерью Господа. При Давиде мы видим Урию – хеттеянина, Аведдара – гееянина, людей благочестивых, и филистимскую охрану до шестисот человек, которая клянется Господом служить верно Давиду ( 2Цар. 15 ). При Давиде и Соломоне устанавливаются сношения с финикиянами. Финикияне принимают участие в построении храма истинному Богу и может быть сведения об этом Боге разносят по всему миру. Соломон молился при освящении храма: „если и иноплеменник, который не от твоего народа Израиля, придет из земли далекой имени ради Твоего – ибо они услышат о Твоем имени великом и о Твоей мышце простертой, и придет он помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали Имя Твое, чтобы все боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что Именем Твоим называется храм сей, который я построил» ( 3Цар. 8: 41  42 ; ср. Парал.6: 32 33, далее цитир. 3Цар. 8: 59  61 ). И Библия повествует, что различные цари земли приходили послушать мудрости Соломона ( 3Цар. 10 ). К нему приезжала издалека царица Савская. Он имел усиленные сношения с Финикией и Египтом ( 3Цар. 9 ). Иноплеменников среди Израиля жило при Соломоне 153.600 (2 Парал. 2:17). При последующих царях Илия и Елисей выступают из пределов земли обетованной. Мы видим их порой живущими среди иноплеменников, оказывающими им великие блага и наставляющими их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Кроме того, ты должен помнить наш уговор не стараться объяснить законами природы то, что выше природы, и логикой – то, что выше ее. Если же, допустим, это будет оставлено, объясни мне тогда ты, как Моисей сделал, что ваши отцы перешли Чермное море; как он источил из камня столько воды, что все люди напились (см. Исх.17:6 ); как кивот, носимый священниками, был переправлен через реку Иордан посуху (см. Нав.3:16 ); отчего сотряслись стены Иерихона (см. Нав.6:16 ); как Елисей милотью рассек Иордан, так что разделились воды, отступив туда и сюда, и он посуху его перешел (см. 4Цар.2:14 ). Исходя из законов природы, как сказать, что это такое? Никак. Если это превыше естества, то и то не по законам природы. Ваше же непослушание хорошо обличил великий в речах Исайя, говоря: «Весь день простирал я руки мои к людям непокорным и прекословящим» ( Ис.65:2 ). Вы ведь ко всем явным и истинным пророчествам о Христе безумным образом относитесь, уклоняясь от путей выровненных и с обрыва многократно себя низвергая более, чем другие, к настоящему времени. Однако же вернемся немного назад и постараемся понять смысл изречений пророка, и о ком в них идет речь. «Продолжал, – говорит он, – Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога своего в глубине или в высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и искушать Господа. Тогда сказал Исайя: потому Сам Господь даст вам знамение: вот, Дева во чреве зачнет и родит сына, и нарекут имя ему Эммануил. Коровье масло и мед съест, прежде чем начнет разуметь или изберет злое, изберет доброе; потому что прежде, нежели Ребенок сможет отличать добро от зла, он отвергнет злое и изберет доброе» ( Ис.7:10–16 ). Еще раз, сначала понемногу прочтя, подумаем: «Продолжал Господь говорить к Ахазу и сказал: проси себе знамение от Господа Бога своего в глубине или в высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и искушать Господа». Итак, прежде всего надо разобраться, какова причина ослушания Ахаза, ведь он не захотел выполнить Божье повеление. Мы уже говорили, что человек, пожив в суете и безумии, доверившись лжепророкам, прорицателям и подобным им обманщикам, не устрашился пренебречь божественными заповедями. Понося его пренебрежительность, равно как и бесстыдство, Исайя сказал: «Потому Сам Господь даст знамение», – то есть Господь, пославший меня к тебе, скверному и злочестивому, надругавшемуся над божественными заповедями. Да не возомнишь ты, что я послан к тебе как к достойному, ибо ты далек от того, чтобы быть таким, так что не тебя ради я послан, но ради дома Иуды и всех сыновей Израиля. «Потому Сам Господь даст вам знамение: вот, дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему Эммануил».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Сказано: «Народ между тем поспешно переходил [Иордан]. Когда весь народ перешел, тогда перешел и ковчег завета Господня» ( Нав.4:10–11 ). Я думаю, что слова «народ поспешно переходил» добавлены Духом Святым не зря. Мне также видится, что когда мы приходим креститься, чтобы спастись, и принимаем таинства слова Божьего, не следует делать это вяло и праздно, но должно с усердием поспешить все перейти. Ибо перейти все значит исполнить все, что заповедано. Так поспешим же перейти, то есть исполнить в самом начале сказанное: «Блаженны нищие духом» ( Мф.5:3 ). Затем, когда отбросим мы всякое высокомерие и примем смирение Христа, удостоимся мы получить обещанное блаженство. Но даже когда мы исполним все это, не должно нам останавливаться и медлить, но следует переходить то, что следует дальше, дабы соделаться нам алчущими и жаждущими праведности (ср. Мф.5:6 ). Надлежит нам переходить и дальше и стать в этом мире плачущими (ср. Мф.5:4 ). Затем следует нам спешно перейти и прочее, чтобы соделаться кроткими (ср. Мф.5:5 ) и остаться миротворцами и через это наречься «сынами Божьими» ( Мф.5:9 ). Также должны мы поспешить, чтобы добродетелью терпения превозмочь нам бремя преследования. Когда мы не медленно и лениво, но усердно и поспешно взыскуем то, что служит славе добродетели, это, как мне видится, значит поспешно переходить Иордан. Но когда мы перейдем и сможем завладеть тем, чем должны владеть, то опять же надлежит нам идти дальше ревностно, но осмотрительно, чтобы, ступая небрежно, случайно не поскользнуться и не упасть, как и пророк говорит: «Едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои» ( Пс.72:2 ). И в стремлении сохранить добродетели должно нам прилагать не меньше усилий, чем обретая их. 2 . Не кажется ли тебе, что все это обозначается сказанным: «Около сорока тысяч вооруженных на брань» – или «препоясанных» – «перешло пред Господом» ( Нав.4:13 ), чтобы захватить город Иерихон? Посмотрим, кого в Писании называют «вооруженными на брань» или «препоясанными». Сам я не дерзну выдвигать какие-нибудь объяснения или предположения; пусть лучше научат нас в этом послания Апостола. Узнаем от Павла, кто такие «препоясанные». Послушай, что сам он говорит: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною» ( Еф.6:14 ). Как видишь, Павел знает тех, кто препоясан поясом истины. Поэтому истина должна стать и нашим поясом, если мы сохраним верность присяге, которую он символизирует. И если истина – наш пояс, которым мы опоясаны как воины Христа, то когда мы говорим неправду или ложь выходит из уст наших, пояс истины развязывается, и мы исключаемся из воинства Христова. Таким образом, если мы в истине, то мы препоясаны и вооружены, если в неправде – распоясаны и разоружены. Так станем же подражать тем сорока тысячам «вооруженных на брань», которые перешли «пред Господом», и всегда будем препоясаны истиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Я не знаю, можем ли мы понять этот отрывок так, будто Господь говорил Иисусу о его преклонном возрасте, ведь все его видели, и всем о нем было известно. Так ли велики Божественные изречения, ниспосланные людям, что возвещают старому человеку то, что и так всем ведомо: «Ты стар»? Напротив, мне кажется, что здесь Господь сообщает Иисусу Навину великое свидетельство, когда говорит ему: «Ты преисполнился днями». И насколько дозволено нам рассматривать и раскрывать Божественные тайны, я думаю, что как солнце рождает дни этого мира, так и «Солнце правды» ( Мал.4:2 ) рождает духовные дни, просвещенные сиянием истины и светильником мудрости. И если кто-то проживет эту жизнь, о которой Иаков сказал: «Малы и несчастны дни жизни моей» ( Быт.47:9 ), по заповедям Бога, не позволит миру осквернить себя, повергнет всякого духовного врага и неприятеля, то он взят будет от этих «малых и несчастных дней» и взойдет к вечным и блаженным дням, наполненным светом вечного солнца. Таким же образом должно нам понимать то, что Иисус Божественным утверждением провозглашен «преисполненным днями». 2 . Так как мы определили, что сказанное об Иисусе относится также и к Господу нашему и Спасителю, кого же нам должно понимать как «старейшину и старца, преисполненного днями», как не Того, Кто есть «начаток, рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:18:15 ). И, возможно, по этой причине Он один истинно и совершенно назван старейшиной, прежде которого никого не было. И потому, хотя в Писании есть те, кто названы старейшинами или старцами или первосвященниками, тем не менее, среди старейшин или старцев Господь Иисус среди первосвященников – «Первосвященник великий» ( Евр.4:14 ), среди пастырей – «Пастыреначальник» ( 1Пет.5:4 ), среди священников – великий Священник, среди епископов – великий Епископ, и во всяком почитаемом звании первый и главный из них – Спаситель, «Который есть глава» ( Еф.4:15 ) всему. 3 . Далее к Своему Божественному изречению Господь добавляет: «Ты преисполнился днями, а земли брать в наследие остается еще очень много» ( Нав.13:1 ). Как мы отметили, прежде было сказано, что «успокоилась земля от войны» и что «взял Иисус всю землю» ( Нав.11:20 ), и также написано, что «земли остается еще очень много». Неужели ты думаешь, что Писание противоречит себе? Не следует понимать его так поверхностно. Давайте же обратимся к духовному пониманию, и ты увидишь, что здесь нет никакого противоречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

3 . Не следует, однако, обходить молчанием, словно бы сказанное случайно – то, что приходит фараон и захватывает город Газер, где жили хананеи с Ефремлянами, и отдает его в приданое своей дочери. «Газер» означает «тесный союз». И потому, если душа и тело живут в тесном союзе, иными словами, в тесной взаимосвязи и общности, так что душа живет по-плотски и не спешит покорить и подчинить себе плоть, то нужно опасаться, как бы не пришел из Египта фараон, не пленил эту несчастную душу и не отдал ее в приданое своей дочери. Ведь если рассмотришь сказанное Апостолом: «Но в членах [наших] вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим.7:23 ), то обнаружишь, что фараон этот, виновник и князь греха, дает в приданое своей дочери – закону греха – душу, живущую по-плотски. 4 . Затем мы видим, что сыны Иосифа выражают недовольство своим наследством и требуют большей доли, говоря Иисусу: «Почему ты дал мне в удел один жребий и один участок, тогда как я многолюден, потому что так благословил меня Господь?» ( Нав.17:14 ). Если же и мы – народ многолюдный и благословил нас Господь, то услышим от Иисуса: «Если ты многолюден, то пойди в леса и там, в земле Ферезеев и Рефаимов, расчисти себе место» ( Нав.17:15 ). Потому должно нам изгнать ферезеев. Мы видим, что «ферезей» означает «плодоношение». Но, как мы часто говорили о других именах, это слово имеет двойное значение: есть плодоношение доброе и плодоношение худое, как и в Евангелии сказано: «Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» ( Мф.7:17 ). Поэтому надлежит нам отвергнуть все, что не приносит добрых плодов, отсечь плод греха и удалить плод неправедности. Но сказано также, что должно тебе изгонять рефаимов или, точнее, избавляться от них. Мы находим, что «рефаим» означает «нерадивые матери». Согласно тому, что о душе таинственно говорится как о женщине, в нашей душе есть некая сила, которая порождает мысли и является, как бы сказать, матерью этих исходящих из нас мыслей или этого понимания, которая «спасается через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» ( 1Тим.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

3 . Однако Маркион, Валентин, Василид и вместе с ними остальные еретики, отказываясь понимать сказанное достойным Святого Духа образом, «уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям»; они заявляют, что есть иной Бог закона, судья и творец мира, который, как кажется, тем, что написано, учит жестокости, приказывая наступить на шеи врагов своих и повесить на деревах царей тех земель, которые он захватил силой (ср. Нав.10:24–26 ). О, если бы Господь мой Иисус, Сын Божий позволил и повелел мне попрать ногами моими дух блуда, наступить на горло духу гнева и ярости, растоптать демона алчности, раздавить тщеславие, сокрушить под ногами моими дух гордости, то, когда совершу все это, все деяния будут не моими, но соделаны силой Креста, по словам Павла: «Для меня мир распят» ( Гал.6:14 ) и тем, которые мы упоминали выше: «Не я, но благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ). И если удостоюсь поступить так, то блажен буду и скажут мне то же, что Иисус сказал древним: «Не бойтесь и не ужасайтесь, будьте тверды и мужественны; ибо так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать» ( Нав.10:25 ). И если поймем это духовно и станем вести духовные войны и низвергнем с небес злых духов, то сможем обрести место в царстве Иисуса, которое есть Царство Небесное, и получить часть наследия от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XIII . О городах Лахис, Ливна и Хеврон, захваченных сынами Израилевыми 1 . «Все это происходило с ними как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Когда эти слова читает иудей «по наружности», то есть тот, кто обрезан внешне, по плоти, он думает, что речь здесь идет не о чем ином, как о войнах, уничтожении врагов и о том, как израильтяне под водительством Иисуса побеждают и захватывают царства других народов. Ибо не знает он, что значит быть иудеем «внутренно», тем, кто обрезан «в сердце» ( Рим.2:28–29 ). Но иудей «внутренно», то есть христианин, следующим за Иисусом, не сыном Навина, но Сыном Бога, понимает все это как тайны Царства Небесного и утверждает, что и ныне Господь мой Иисус Христос сражается с противными силами и изгоняет из их городов, то есть из наших душ, тех, кто прежде занимал их. Он уничтожает царей, которые правили в наших душах, дабы не царствовал в нас грех (ср. Рим.6:12 ), и после того, как извергнут царь греха из города нашей души, соделывается она градом Божьим, и Бог правит в ней, и говорится нам: «Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

5. На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; къ теб воззваша, и спасошас: на т уповаша, и не постыдшас. 6. к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде. 5–6. тцы наши – предки псалмопевца и изображаемого им Христа Спасителя и их современников, – вообще древнейшие поколения еврейского народа в противоположность позднейшим (ср. Втор.29:22; 30:5 , Ин.6:81 ). Древнейшая история еврейского народа, со времени изведения его из Египта, вся состоит из описания событий избавления его от различных несчастий, по молитвам его к Господу ( Исх.2:23–24; 14:10 ; Суд.3:9, 15; 4:3; 6:7 и др.) и почти не представляет примеров, когда бы евреи обманывались в своём уповании на Бога и оставались в стыде, делаясь предметом насмешек соседних языческих народов (ср. Пс.78:4, 10; 113:10 ). Исключениями до времени написания псалма представляются лить два случая, поражения евреев при городе Гае (И. Нав. 7:5 ) и в войне с филистимлянами и пред смертью первосвященника Илия ( 1Цар.4:3–10 ); но оба эти случая служили средством обращения их к покаянию и исправлению, вслед за которыми немедленно посылалась и Божия помощь (И. Нав. 7:11–13; 8:1 и сл. и 1Цар.7:3–14 ). з. Азъ же червь, а не человкъ, человквъ и 7. Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. и. Вс м поргашамис, глаголаша устнами, покиваша главою: 8. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: . упова на гда, да избавитъ да спсетъ к хощетъ 9. «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». 7–9. Но страдалец, оставленный в беспомощном состоянии, терпит крайнее унижение и презрение, и за свое упование на Господа подвергается грубым насмешкам окружающих, не воздерживающихся даже от хулы на самого Господа: возможно ли, чтобы Господь не внял его мольбам, допускал безнаказанно хулить Свое имя? При своей беспомощности страждущий праведник пользуется среди людей не большим вниманием, чем какое оказывается червю, без сожаления попираемому ногою путника (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010