Трубящий ангел. Роспись Успенского собора во Владимире. Прп. Андрей (Рублёв). 1408 г. Христос придет на землю в конце времен в славе (Мф 24. 30). Его явлению будут предшествовать космические знамения («…солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» - Мф 24. 29). Пришествие Христа будет подобно молнии, к-рая «исходит от востока и видна бывает даже до запада» (Мф 24. 27). «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф 24. 30), к-рое, по мнению свт. Иоанна Златоуста , будет представлять собой крест, являющийся знамением победы над грехом и смертью ( Ioan. Chrysost. In Matth. 76. 3). Др. толкователи усматривали в «знамении» парусии звезду (по аналогии с Вифлеемской звездой, явившейся в начале Рождества Иисуса Христа); третьи полагали, что «знамением» будет Сам Сын Человеческий или всеобщее воскресение, к-рое произойдет в момент В. п. ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 3. С. 375-376). Пришествие Иисуса Христа произойдет «в сопровождении ангелов» (Мф 24. 31; Мк 13. 27) или «гласа» архангела (1 Фес 4. 16) и звука трубы, к-рый, по-видимому, будет очень сильным: греч. μετ σλπιγγος μεγλης (с трубой великой) передается в Синодальном переводе выражением «с трубой громогласной», в слав. тексте переводится: «с трубным гласом великим». Ап. Павел называет эту трубу «трубой Божией» (1 Фес 4. 16). Она является символом окончательной победы Христа над силами зла, Его величия и славы, а также торжества всеобщего воскресения человеческого рода. Этот символ берет свое начало в ВЗ, где он мог означать победу над врагами (Нав 6), праздничное торжество (Лев 23, 24), величие царя (4 Цар 11. 14), собирание народа (Ис 27. 13) и т. п. (Числ 10, 2-10). Для ап. Павла «труба Божия» - это «последняя труба» (1 Кор 15. 52), звук к-рой при конце мира огласит просторы земли. Звук этот, по-видимому, будет не только очень сильным, но и весьма кратким. Все произойдет «во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор 15. 52).

http://pravenc.ru/text/Второго ...

Учение Православной Церкви о почитании ангелов и святых, угодников Божиих не есть измышление человеческое, как ложно утверждают молокане и другие сектанты, а имеет для себя основание в Св. Писании и Св. Предании. «Лот увидел (двух Ангелов), встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли» ( Быт. 19:1 ). Открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня..., и преклонился, и пал на лице свое» ( Чис. 22:31 ). Об Иисусе Навине также повествуется, что, увидев Ангела Божия, он пал лицем своим на землю и поклонился ему ( Нав. 5:13–15 ). Маной и жена его пали лицем на землю пред Ангелом ( Суд. 13:20 ). Давид со старейшинами поклонился Ангелу ( 1Пар. 21:16 ). Ангелу поклонялись Товит и Товия ( Тов. 12:16 ), пророк Даниил ( Дан. 10:9, 15 ). С другой стороны, было оказываемо поклонение и угодникам Божиим. Так, пророк Илия принял поклонение Авдия ( 3Цар. 18:7 ). Пророку Илии поклонились до земли иерихонские сыны пророков ( 4Цар. 2:15 ). Благодарная за воскрешение сына, сонамитянка «подошла и упала (Елисею) в ноги и поклонилась до земли» ( 4Цар. 4:37 ). Пресв. Дева Мария в присутствии архангела Гавриила, провидя духом будущее, сказала: «отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк. 1:48 ). Ап. Павел принял поклонение от темничного стража ( Деян. 10:29 ). Авраама Сам Бог назвал Своим «другом» ( Иак. 2:23 ). Спаситель назвал Апостолов Своими «друзьями» ( Ин. 15:14 ). По учению слова Божия, Сам Бог прославляется во святых Своих ( 2Фес. 1:10–12 ). Уже этого достаточно, чтобы усмотреть основание для почитания ангелов и святых угодников Божиих. Но, кроме того, мы чтим их, как наших благодетелей и молитвенников, предстательство которых благоугодно Господу. «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, – говорил Патриарх Иаков ( Быт. 48:16 ), да благословит отроков сих» (детей Иосифа). Ангел Рафаил говорит Товиту: «Я возносил память молитвы нашей пред Святого... Я, Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» ( Тов. 12:12, 15 ). Срав. так же Откр. 8:3–4 ; Иов. 33:23–24 ; Пс. 33:8; 90:11–12 ; Быт. 19 ; Дан. 6:22; 14:34–39 ; гл.3; Зах. 1:12–13 ; Лк. 1:26–38; 16:22 ; Мф. 28:1–8 ; Деян. 7:53; 8:26–40; 10:1–6; 12:1–61 ; Гал. 3:19 ; Евр. 2:2 и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Жнец» должен был, по закону Моисея ( Лев.19:9 ), не сжинать все колосья, дочиста, а оставлять немного колосьев на ниве, которые могли бы быть после собраны бедняками. «Долина Рефаимская» находилась к юго-западу от Иерусалима ( Нав.15:7 ) и была очень плодородна. Что касается рефаимов, по имени которых названа эта долина, то под ними вероятнее всего разуметь древних обитателей Палестины – аммореев, так как оба еврейских названия – амморей и рефаим – обозначают собою людей высокого роста. Ис.17:7–11 . Причиной гибели Израильского царства служило, с одной стороны, забвение истинного Бога и, с другой – увлечение идолослужением. После вразумления, полученного от руки Божией, Израиль снова обратится к истинному Богу. Ис.17:7 . В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; Ис.17:8 . и не взглянет на жертвен­ники, на дело рук сво­их, и не по­смотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. «Кумиры Астарты» – по-евр. haascherim. Вероятнее всего, здесь разуметь особо обработанные деревянные колонны – символы богини луны и плодородия Ашеры или, по-халдейски, Истар (см. Толк. Библия на кн. Суд.3:7 – т. 2-й, и на 3Цар.14:15 – ibid.). «Кумиры... Ваала» – по-евр. hachamanim, т. е. столбы, ставившиеся в честь бога солнца (chamah), Ваала (см. Толк. Библия, т. 2-й, к 3Цар.16:32 ). Ис.17:9 . В тот день укреплен­ные города его будут, как раз­валины в лесах и на вершинах гор, оставлен­ные пред сынами Израиля, – и будет пусто. «Развалины в лесах». Новейшие критики считают более естественным перевод LXX на это место и переводят слова 2-й половины стиха так: «как развалины, оставшиеся от городов Гевитов и Аммореев». Ис.17:10 . Ибо ты забыл Бога спасе­ния твоего, и не во­с­по­минал о скале при­бежища твоего; оттого раз­вел увесели­тель­ные сады и насадил черенки от чужой лозы. «Увеселительные сады». Многие из новейших критиков (Duhm, Marti, Condamin и др.) полагают, что здесь идет речь о садах в честь Адониса, любимца Венеры; растерзанного вепрем и потом опять ожившего в июне месяце. Этот месяц у греков и назывался месяцем Адониса. Гречанки в особых, посвященных Адонису, садах воспоминали его оживление, жертвуя своей невинностью, после того как предварительно справляли с печалью день его кончины. Самое слово naamanim – «увеселительный» напоминает собою греческое название цветка, посвященного Адонису, ανεμωνη (по-арабски красный анемон носит название: Адонисова рана). По всей вероятности, евреи заимствовали культ Адониса у сирийцев ( 4Цар.16:10–13 ), которые сами познакомились с ним в Финикии. Многие толкователи отождествляют Адониса с упоминаемым у пророка Иезекииля Фаммузом ( Иез.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Израиль, избранный и выделенный среди народов, становится личным достоянием Бога, народом священников, «народом святым». По Своей непостижимой любви Бог живет и «идет» среди Своего народа (Исх 33. 12-17). Он является ему посредством облака, ковчега Завета, храма или славы Своей, к-рая сопровождает народ Его даже в изгнании (Иез 1. 1-28): «среди тебя - Святой» (Ос 11. 9). Освящение должно поддерживать завет с Израилем, так же как и народ израильский в Мериве является объектом проявления святости со стороны Яхве, когда он получает воду, несмотря на противление, оказанное Ему (Числ 20. 13). Все деяния на пользу Израиля являются проявлениями Его святости. Связь между святостью и заветом проявляется в титуле «Святой Израилев», по преимуществу встречающемся у прор. Исаии (14 раз в 1-й части и 16 раз во 2-й части книги). Обращение «Святой Израилев» не означает, что Святой принадлежит Израилю. Яхве - Святой Израилев не потому, что он посвящен Израилю, но потому, что Он Сам (по)святил Израиль Себе, и Израиль свят лишь в силу этого посвящения Яхве. У прор. Осии говорится: «среди тебя - Святой» (      Ос 11. 9), и у прор. Иезекииля: «Святой в Израиле» (     - Иез 39. 7). Эта связь, основанная на избрании, подразумевает, что святость, целью к-рой является Израиль, может обратиться и против него, а в нек-рых обстоятельствах в ходе истории Божественная святость была для Израиля проявлением суда. «Свет Израиля будет огнем, и Святой его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день» (Ис 10. 17). Наименование Бога «Святой Израилев» означает прежде всего то, что Яхве остается близко к Израилю. «...Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий,- Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис 57. 15). Вручение скрижалей Закона Моисею. Мозаика мавзолея св. Констанция в Риме. IV в. Вручение скрижалей Закона Моисею. Мозаика мавзолея св. Констанция в Риме. IV в. Святость есть то, что представляет Яхве как Бога, но в то же время Святой Израилев - это Тот, Кто подает Свое слово (Ис 5. 24; 30. 12, 15), Тот, Кто всегда готов прийти на помощь (Ис 31. 1-2; 37. 23; 41. 10 сл.), Чьи благословения настолько очевидны, что язычники будут восклицать: «У тебя только Бог, и нет иного Бога» (Ис 45. 14). Ассоциация термина «святой» с терминами   (спаситель - Ис 43. 3) и   (искупитель - 43. 14; 47. 4; 48. 17; 49. 7) равно хорошо иллюстрирует коммуникативный характер святости. Если Бог -   т. е. близкий родственник, исполняющий право выкупа (искупления), то это означает, что Святой, несмотря на расстояние, отделяющее Его от твари, близок к Своему народу, находится с ним в ближайших отношениях: святость и ревность составляют содержание имени Яхве: «Он Бог святый, Бог ревнитель» (Нав 24. 19).

http://pravenc.ru/text/149441.html

Итак, вложите это себе в уши: вам и детям вашим, то есть людям всех возрастов без изъятия! И когда сообщается, что после апостольской проповеди крестилось множество народа, сказано, что крестившихся было не три тысячи мужчин и женщин, но три тысячи душ ( Деян.2:41 ), в том числе, несомненно, и дети. Вот примеры семей, где взрослые крестились вместе с детьми: Лидия... и домашние ее ( Деян.16:14–15 ), темничный страж и все домашние его ( Деян.16:33 ), Крисп же, начальник синагоги... со всем домом своим ( Деян.18:8 ), Стефанов дом ( 1Кор.1:16 ). А то, что слова весь дом и подобные указывают на всю семью от мала до велика, знаем уже из Ветхого Завета. Так, Иисус Навин говорит: я и дом мой будем служить Господу ( Нав.24:15 ). Но и от Самого Господа слышим, что малолетство не помеха крещению. Когда к Нему привели детей, чтобы Он помолился о них, а ученики не пускали, Спаситель сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф.19:13–14 ). Итак, если Бог призывает спасаться сызмальства, можем ли мы возбранять младенцам приходить к Нему через святое крещение? Горе тем, чьи дети умирают, не получив крещения водою и Духом! Сектант : Но крещение без веры не может спасать, ибо Писание говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Отсюда ясно, что дети, не имея веры, не могут быть и крещены. Священник : То правда, что младенцы, приносимые для крещения, не могут исповедовать веру в Христа, но они не могут также и отвергать Его. И как в Ветхом Завете обрезание совершалось по вере родителей плотских, так крещение совершается по вере родителей духовных, каковы крестные. И если у младенцев еще нет веры, то она есть у взрослых, которые принимают их от крещенской купели и приносят за них должное исповедание веры. Крестные – духовные родители младенцев, рождающихся в жизнь новую, в Духе. Как плотские родители младенца родили его для жизни телесной, ибо рожденное от плоти есть плоть ( Ин.3:6 ), так родители духовные ручаются пред Богом и Его Церковью, что крещаемый младенец будет воспитан в христианской вере и жить согласно ей 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Несторий почитал Деву Марию, но утверждал, что её нельзя называть Богородицей, а только Христородицей. Это был частный вывод из его богословия. В христологии Нестория человеческая природа Христа наделялась отдельным лицом и отдельной ипостасью, отличными от божественного лица и ипостаси Спасителя. Это учение было отвергнуто III Вселенским собором, учение Нестория считают еретическим и сами неопротестанты. 3) Несторий не был убит, а был отправлен в ссылку, где умер сам с. 259]. С. 14: «Поклонение святым, ангелам. Не поклоняйся никому и ничему кроме Бога – ни человеку, ни ангелу». Ошибка. Не поклонение, а почитание. Почитательное поклонение святым угодникам Божьим: Сыны пророков поклонились Елисею до земли ( 4Цар. 2:15 ), Сыны Иакова поклонились Иосифу лицом до земли ( Быт. 42:6 ), Перед Илией пал пятидесятник ( 4Цар. 1:13 ), Женщина поклонилась до земли Елисею ( 4Цар. 4:37 ), Навуходоносор поклонился Даниилу ( Дан. 2:6 ), Авдий поклонился Илие (ЗЦар. 18:7), Темничный страж в трепете припал к Павлу и Силе ( Деян. 16:29 ). Почитательное поклонение ангелам: «Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» ( Нав. 5:14 ), «Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю» ( Суд. 13:20 ), «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли» ( Быт. 19:1 ). С. 15: «Поклонение видимым вещам, созданным людскими руками – иконам, храмам, гвоздям, плащанице и т. д. – это идолопоклонство. Идолопоклонство – это поклонение всему, кроме Бога, Который есть Отец, Сын и Дух Святой». Ошибка. Не поклонение, а почитание. Пс. 5:8 «Поклонюсь святому храму Твоему», Пс. 137:2 «Поклоняюсь перед святым храмом Твоим», Пс. 131:7 «Пойдём к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». Разве псалмопевец –идолопоклонник? Понятно, что речь идёт о почитании храма при поклонении Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

О положении Вефсамиса (ст. 21). См. комментарии к ( Нав.15:10 ) и к ( 4Цар.14:13 ). Толков. Библия т. II, с. 92,522. О положении в древнем Иерусалиме ворот Ефремовых и Угольных, см. «Толковую Библию», т. II, с. 522. В стихе 23 дед Амасии назван Иоахазом – в принятом тексте евр. Iehoachaz, LXX ( οαχζ), Vulgata: (Ioachaz) и русский синодальный перевод; между тем всюду в 4 Царств и во 2 Паралипоменон, исключая лишь ( 2Пар.21:17 ) (Иоахаз) этот царь именуется Охозия (ср. комментарий к ( 2Пар.21:17 ), «Толковая Библия», т. III, с. 139). В еврейских кодексах 117, 188, 224 у Кенникотта и 31, 196, 737 у Рооси стоит имя Охозия равно и в греческих кодексах 19, 93, 108, 121 у Гольмеса. Таким образом, имя Иоахаз возникло здесь как и в ( 2Пар.21:17 ) случайно, вследствие перестановки имени Божия Иегова с конца (Охозия) в начало (Иоахаз) (ср. у проф. Гуляева, «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 557). Овед-Едом (слав. «Авдедом») – вероятно, лицо из потомства того Овед-Едома, которому, при первоначальном разделении обязанностей левитов, был вверен надзор за сокровищами храма ( 1Пар.26:15 ) (Гуляев, «Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 557). 2Пар.25:25 .  И жил Амасия, сын Иоасов, царь Иудейский, по смерти Иоаса, сына Иоахазова, царя Израильского, пятнадцать лет. 2Пар.25:26 .  Прочие дела Амасии, первые и последние, описаны в книге царей Иудейских и Израильских. 2Пар.25:27 .  И после того времени, как Амасия отступил от Господа, составили против него заговор в Иерусалиме, и он убежал в Лахис. И послали за ним в Лахис, и умертвили его там. 2Пар.25:28 .  И привезли его на конях, и похоронили его с отцами его в городе Иудином. Ср. ( 4Цар.14:17–20 ), «Толковая Библия», т. II, с. 523. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Вторая книга Паралипоменон. 644-776 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Светлана 30 ноября 2018, 17:15 В " Несвятых святых " описывается, что при Хрущеве тоже чуть было не закрыли Лавру. Тогда митр.Никодим с о.Василием (Родзянко) передали информацию на " Голос Свободы " . И Лавру власти не закрыли. Странно, что сейчас весь мир онлайн следит за новостями, но кто остановит бесчинства? Пресвятая Богородица,не оставь, Своим Ты чадам помоги! Владимир Герасимов 30 ноября 2018, 17:09 Держитесь, братья! Мы молимся за вас. Галина И. 30 ноября 2018, 13:21 Низкий поклон всем. " Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем,буду и с тобою, не отступлю от тебя и не оставлю тебя...только будь тверд и очень мужествен " (Нав 1:5,7). " Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им.Ибо если вы будете соблюдать все заповеди,любить Господа,Бога вашего,ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему,то изгонит Господь все народы сии от лица вашего...никто не устоит против вас " (Втор 11:16,22-25). " А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними,и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его. Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны " (Исх 14,4,14). САФРОНОВА МАРИНА 30 ноября 2018, 11:51 СПАСИ,ГОСПОДИ,ЛЮДИ ТВОЯ! СИЛЫ И КРЕПОСТИ МОНАХАМ И МИТРОПОЛИТУ ВЛАДИМИРУ ! МОЛИТВАМИ ВАШИМИ ДА ПОМИЛУЕТ НАС,ГРЕШНЫХ,ГОСПОДЬ! 30 ноября 2018, 11:34 Уже два дня не получается открыть официальную страничку Почаевской лавры. Помощи Божьей Вам! Людмила 30 ноября 2018, 11:32 Матерь Божия,Владычица Богородица,не отдавай врагам Святыню,защити и помилуй народ Твой православный,не дай нас разделить!!! Помози,спаси,помилуй,защити!!!! Кричу душевно и плачу!!! Марина 30 ноября 2018, 10:48 Помоги Господи! Пресвятая Богородица не оставь своим заступничеством святую обитель! Любовь 30 ноября 2018, 10:15 ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ И ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА! р.Б. Сергий 30 ноября 2018, 09:03 Сил духовных и телесных митрополиту Владимиру,монахам,насельникам и трудникам Почаевской лавры. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/117567.html

2Пар.26:9 .  И построил Озия башни в Иерусалиме над воротами угольными и над воротами долины и на углу, и укрепил их. 2Пар.26:10 .  И построил башни в пустыне, и иссек много водоемов, потому что имел много скота, и на низменности и на равнине, и земледельцев и садовников на горах и на Кармиле, ибо он любил земледелие. О многочисленных и грандиозных постройках царя Озии, по мнению некоторых толкователей, говорят начавшие при этом царе свою деятельность пророки: Осия ( Ос.8:14 ) и Исайя ( Ис.2:7,15 ). Озия первый из царей иудейских основательно укрепил Иерусалим, построив укрепленные башни «над воротами угольными (на северо-западе Иерусалима) и над воротами долины (на западе города, близ нынешних Яффских ворот) и на углу " (ст. 9). Ближайшим поводом к укреплению Иерусалима с западной его стороны могло быть произведенное при отце Озии Амасии разрушение части стены города царем израильским Иоасом ( 4Цар.14:13 ; 2Пар.25:23 ), а затем к этому побуждала мудрого правителя и вообще забота обезопасить город от нападений. Затем с любовью поощряя развитие земледелия и скотоводства (главных источников жизни и благосостояния древних евреев), Озия способствовал наиболее рациональному ведению обеих отраслей – построением сторожевых башней в степи, где пасся скот, для защиты от хищников и иссечением водоемов как для напоения скота, так и для искусственного полеорошения (ср. И. Флавий, «Иудейские Древности», IX, 10,3). Проф. Олесницкий, на основании ( 2Пар.26:10 ), относит ко времени Озии прорытие Силоамского туннеля и начертание известной Силоамской надписи(Олесницкий, «Ветхозаветный храм», с. 814, примеч.). «На низменности» (евр.: Шефела, LXX: ν σεφηλ, Vulgata: sephela, terra campestris, слав. Сефила, равная, напольная, поле) – одна из трех частей территории колена Иудина ( Нав.10:40 ; Суд.1:9 ; Иер.32:44,33:13 ), примыкала с юга от Иоппии (Яффы) к равнине Саронской, спускалась до Газы, с запада граничила с морем, с востока с горами Иудиными (Onomasticon, 865. Ср. «Толковая Библия», т. II, с. 68,158).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2-е обращение Моисея к Израилю завершается повелением написать по переходе через Иордан на больших камнях «все слова закона сего» и поставить эти камни на горе Гевал . Там же предписывается установить жертвенник Богу. 6 колен - Симеон , Левий , Иуда , Иссахар , Иосиф и Вениамин - должны стать на горе Гаризим и благословлять народ, а 6 др. колен - Рувим , Гад , Асир , Завулон , Дан и Неффалим - «должны стать на горе Гевал, чтобы произносить проклятие» нарушителям заповедей (Втор 27. 1-13). Согласно Нав 8. 30-35, данные предписания были осуществлены израильтянами под водительством Иисуса Навина по их приходе в землю обетованную. Во 2-й части гл. 27 приводятся 12 проклятий , к-рые должны будут возгласить левиты по отношению к преступившим закон (стихи 14-26); первые 2 проклятия направлены против тайных идолопоклонников и тех, кто злословит отца своего и мать свою. Дополнительные проклятия нечестивцев приводятся в гл. 28 (стихи 15-68). Вначале следуют 12 благословений (соответственно числу проклятий в тексте Втор 27. 14-26), адресуемых тем, кто слушает глас Господа, блюдет Его заповеди и не впадает в язычество (стихи 1-14). 3-е прощальное обращение Моисея к Израилю Прор. Моисей наставляет Израиль и поставляет во главе его Иисуса Навина. Миниатюра из Восьмикнижия. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 469) Прор. Моисей наставляет Израиль и поставляет во главе его Иисуса Навина. Миниатюра из Восьмикнижия. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 469) 3-е надписание (Втор 29. 1) вводит не только последнюю часть прощальной речи Моисея (Втор 29. 1 - 30. 20), но и др. его заключительные наставления. Втор 29. 1 - 30. 20 содержит «слова завета, который Господь повелел Моисею поставить с сынами Израилевыми в земле Моавитской, кроме завета, который Господь поставил с ними на Хориве». Заключение завета на моавитских равнинах может рассматриваться и как торжественное возобновление завета, заключенного на Синае Господом с предшествующим поколением израильтян, и как дополнение к первому завету. Это обращение Моисея к Израилю можно разделить на 3 части.

http://pravenc.ru/text/160983.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010