Тревожные, смутные думы теснятся в душе новоначального. Но вдруг за свинцовыми облаками тяжких дум мелькнуло и исчезло что-то бесконечно светлое, радостное, очень близкое сердцу. И этого мгновенья было достаточно, чтобы исчезли все тяжкие мысли. Что это, или Кто это?  И опять у человека вопросы к священнику. Но, похоже, одно новоначальный христианин начинает для себя понимать: с помощью того Света, и ради того Света все можно потерпеть, все возможно преодолеть.    «Первые шаги к Богу я делал по ровному пути, теперь на моем пути высокая ступень, за которой больше нет широкой, удобной дороги. Ничего, подойдет путь любой сложности, просто нужно, сделав первый шаг, делать второй и не останавливаться. Пора идти в храм, на службу. Поговорю об этом сегодня с батюшкой».    …Священник знает об этой ступени, знает, что далеко не все поднимаются на нее. Он рад, что вопрошающий пришел к нему с первой маленькой победой. Так держать!       «Итак, скорее, душа, познаем себя, и будем мудрствовать прилично своему естеству, не погружаясь в сон и леность, как бы проходящие вполне тихое плавание. На страдания и на подвиги назначена ты Вышним, чтобы бороться против невидимых врагов, и тебе уготованы честь и наказание, смотря по тому, будешь ли мужественно вести борьбу, или терпеть поражения. И если будешь мужественна, получишь почесть, нестареемую жизнь и самое небо со всеми его жителями, и будешь чадом возлюбленным Бога Вышняго, насыщаясь великой премудрости Отца своего.»  Преп. Максим Грек. Творения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 марта, 2024 18 марта, 2024 21 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024

http://pravmir.ru/stupen/

В гостях ведите себя скромно, не стройте из себя эксперта. Если вам предложили только воду, примите это как воду от Бога. Помните, что «даренному коню в зубы не смотрят». Вы можете включиться в исправление каких-то обычаев на чужом приходе только тогда, когда вас об этом специально попросят. Исключением из этого правила может быть ситуация, при которой православные христиане совершают что-то действительно противозаконное, нарушают какие-то каноны Церкви или проповедуют ересь. В этом случае необходимо прямо и безбоязненно противостоять нарушителям, обличая их в уклонении от истины и единства во Христе. 27. Ошибка считать себя посланным свыше для исправления других Господь посылает своих пророков для исправления других в психиатрическую клинику. Если вам «не туда», займитесь исправлением себя. Разным людям даны разные условия для исправления. Кому-то не дано разбогатеть, кто-то всю жизнь будет бороться с алкоголизмом, но так и не победит свою страсть до конца. Вы не знаете пределов возможности другого человека, поэтому легко можете иметь погрешительное суждение о том, что и как он должен делать. Да и себя вы до конца не знаете. При упорном критиканстве вы рискуете лишиться своих преимуществ. Если Господь захочет, чтоб вы смирились Он может попустить вам оказаться скованным болезнью, которая сделает вас рассеянным, бестолковым неряхой, тормозом, который не может справиться с рукоблудием или игровой зависимостью. В некоторых ситуациях критика допустима. Но придираться по любому поводу не стоит. Вместо этого предлагайте конструктивные решения проблем. Помните поговорку: «Критикуя — предлагай, предлагая — исполняй!» Если вы так не можете, лучше промолчать. Придирки, жалобы, истерики — самый простой способ разрушить отношения. Особенно, если они еще и публичные. 28. Ошибка позволять себе опаздывать Не опаздывайте на службы, на совместные встречи и беседы. Даже если вы — «главный по тарелочкам». Даже если вы вообще патриарх всего вашего микрорайона. Когда человек опаздывает первый раз… Ну, ладно… такое бывает с каждым. Если этот человек опаздывает второй раз… Это можно толковать как странное совпадение. Ладно… И это бывает. Но когда человек опаздывает в третий раз, это уже тенденция. А четвёртое опоздание — это закон! Человек, который постоянно опаздывает — дурно воспитан. Даже в светской среде опоздания считаются проявлением крайнего неуважения к тем, кто ждёт. Для христиан это вообще должно быть неприемлемо. Ведь христианство — это школа любви. А любовь начинается с уважения. 29. Ошибка думать, что ваш угрюмый вид, то верный признак Православия

http://azbyka.ru/40-oshibok-novonachalno...

Подпишитесь на наш Телеграм Очередной выпуск нашего проекта «5 книг о вере». Сегодня — Марина Михайлова , доктор философских наук, профессор РХГА, автор и ведущая программ на радио «Град Петров». Во-первых я назвала бы «Хроники Нарнии» Льюиса. Я их читала своим детям, но в это время, конечно, радость общения со Христом была очень живой и настоящей. Вторая книга — «Доктор Живаго» , которую я читала в очень давние советские времена в «тамиздатской» книжечке. Книга, казалось бы, совсем не про христианство, но очень про христианство вместе с тем. Глубинный поток «Доктора Живаго» — это размышления о том, что такое живая жизнь со Христом. И стихи из романа беспримерно прекрасны именно как христианская поэзия. Третья книга — «Святой Франциск» Честертона. Все работы Честертона великолепны, искрометны, очень остроумны, но книжечка о святом Франциске наполнена какой-то особой свежестью, радостью и нежностью. Для меня настоящее знакомство с Франциском и со Христом через него состоялось, углубилось благодаря этой книге. Дальше я назвала бы «Божественную комедию» Данте. Это, конечно, не из таких книжек, которые прямо сразу надо читать первоначальному христианину. Как раз для начала лучше Честертона, Льюиса, что-нибудь такое. Но «Божественная комедия», когда ты немножко уже начинаешь соображать «кто такой Бог», «как Он все устроил», – она обладает удивительной силой свидетельства. Данте, конечно, все это вычитал в книжках, частично придумал сам, но такое чувство, что ты с ним не то чтобы по загробному миру путешествуешь, но вообще прикасаешься к Богу как Он есть. Эта книга для человека не новоначального, а христианина второй ступени — очень хороша. По поводу пятой книжки я стала задумываться. Я хотела назвать три книги о священниках, которые отец Александр Мень выделял: «Сила и слава» Грэма Грина, «Ключи Царства» Арчибальда Кронина, «Дневник сельского священника» Жоржа Бернаноса. Но потом я поняла, что нет, все-таки для меня пятая книга о вере это — «Игра в бисер» Германа Гессе, которую я читала в те времена, когда еще совершенно не была церковным человеком, но благодаря этой истории я поняла, как прекрасна вера и духовная жизнь и какой-то путь, который разворачивается через веру и доверие, через духовное усилие. Мне кажется, «Игра в бисер» – это очень полезная книга для верующих людей. Посмотреть/послушать лекции Марины Михайловой вы можете здесь . Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://blog.predanie.ru/article/luchshie...

– К этому призывает Господь в Нагорной проповеди. Поскольку эта проповедь содержит сущность всего евангельского учения, то призыв входить «тесными вратами» и идти «узким путем, ведущим в жизнь», означает исполнение всех евангельских заповедей. На этом пути ученик Христов должен духовными трудами очищать себя от грехов, вести неослабную борьбу с порочными навыками и страстями, побеждать разнообразные соблазны мира. Нужно каждый день начинать с мыслью о том, что еще ничего не сделано для спасения, а другого дня не будет. Учитываем ли мы Промысл Божий?.. – Почему всю вину за происходящее с собой, особенно в конфликтных ситуациях, христианину надо стараться брать на себя? – Потому что у каждого искушения, особенно связанного с потерей мира между людьми, есть как минимум две плоскости. Одна – человеческая: мы все имеем падшее естество, порабощенное грехом, все мы – наследники не удержавшихся на райской высоте прародителей Адама и Евы. «Весь мир лежит во зле» (1Ин. 5:19). Естественно, что наше падшее естество постоянно порождает все эти столкновения, недоразумения, ссоры, споры. А вторая плоскость – Промысла Божия. Это Господь попускает нам пройти через все это, чтобы дать нам духовные уроки, которые мы должны усвоить если не на пятерку, то на твердую четверку. Потому что иначе мы не научимся ни одной добродетели. Вот эту вторую плоскость мы очень часто из виду упускаем. Милость Божия превосходит наши труды. Но и расслабляться нельзя – Чем дальше живешь, тем как будто хуже становишься, – нечто подобное отмечают многие христиане. Это какой-то период, который можно миновать? Что это за состояние, когда и правым себя считать – нечто очень скользкое, чреватое скатыванием в гордость, и неправым – нечто давящее на грани уныния. Как найти внутреннюю опору? – В самом начале духовной жизни, когда человек с верою и решимостью идти путем спасения совершает первые шаги по очищению сердца, Господь посылает новоначальному благодать, которая превосходит его реальные труды. Бог дает ее, чтобы, столкнувшись с первыми искушениями и трудностями, новоначальный не повернул вспять к прежней жизни и чтобы демоны, воспользовавшись его неопытностью, не похитили у него еще неокрепшую веру. Период этот у каждого может быть разным по времени.

http://pravoslavie.ru/144084.html

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 7  голосов:  5.0 из  5) В программе «Дорога к храму» рассказывается о суевериях и их истоках. Суеверия – тонкое душевное обольщение. Оно проникает во все уголочки человеческой жизни. Жизнь становится подчиненной выполнению каких-то странных правил. Источник: ТК «Столица» Расшифровка видео Павел Вепринцев: – Здравствуйте. Это программа «Дорога к храму». Кому из нас не приходилось слышать подобное: свечу на подсвечник надо ставить только правой рукой; чем больше в доме икон, тем лучше; христианин должен спать головою только на восток. Святые отцы Церкви называют подобные мнения «губительными» для души. Почему – в сюжете нашей программы. Человеческая жизнь – цепь различных обстоятельств, в которых личности приходится делать выбор, порой непростой. В современном понимании человек сам формирует свою судьбу, преодолевая или создавая обстоятельства, он идет к намеченной цели, реализует свои планы. Когда цепь запланированных обстоятельств рвется, человек теряет почву под ногами, начинаются поиски причин этого разрыва. Душа, для которой нет Бога, результатом своих неудач видит отнюдь не собственные грехи, причина кроется в неприятии неких очень важных внешних обстоятельств – отсюда черные кошки, соседки с пустыми ведрами, пятница тринадцатое. Суеверия – тонкое душевное обольщение, оно проникает во все уголочки человеческой жизни. Жизнь подчинена сложной схеме выполнения каких-то странных правил: если черная кошка, то надо плюнуть ей вслед три раза; если встал с левой ноги, то покидая дом, за порог надо ступить правой. Верящий в приметы без труда найдет сбывшееся в течение дня и с удовольствием расскажет вам, как обманул судьбу, обругав соседку с пустым ведром. Суеверие проникает и в святые храмы, новоначальному «захожанину» – именно так называют современные православные проповедники тех, кто бывает в Церкви от случая к случаю, – суеверные люди без труда расскажут массу полезной информации. Например, о том, какой рукой следует передавать свечу; или что означает, когда во время чтения Символа веры вдруг закололо сердце. Если в сердце есть место для Господа, то жизнь соразмеряется именно с Его волей, Его Промыслом о нас; а если Бог далек от сердца, то наполнено оно иным содержанием. Нет сомнений в том, что любое суеверие рождается не на пустом месте, а на почве неверия, страха, отсутствия надежды и любви. Борьба с этой страстью для христианина так же важна, как и со многими другими грехами. Так, у святого старца Амвросия Оптинского есть очень емкий совет, как это делать. «Не верь в приметы, – сказал он, – они и сбываться не будут».

http://sueverie.net/doroga-k-xramu-sueve...

Например, говорится: «Есть два пути; один – путь жизни, а другой – путь смерти; и велико различие между обоими путями» (гл. 4). Тождественным образом характеризуется каждый из этих путей (путь жизни – соблюдение заповедей, путь смерти – нарушение их). Отличительной чертой «Канонов» по сравнению с «Дидахе» является увещевание возлюбить «как зеницу ока своего» ( ς κ ρην φαλμο σο) того, κτο изрекает Слово Божие новоначальному христианину, становится для него «сопричиной жизни» ( παρατιν σοι γινμενον τς ζως) и дарует ему «печать во Господе» ( τν ν Κυρι σφραγδα; гл. 12). Раздается в произведении и предостережение против расколов ( ο ποι σεις σχ σματα); каждый христианин обязан стремиться примирить враждующих. Кроме того, согласно автору, среди христиан не должны иметь никакого значения различия в имущественном и социальном положении, поскольку все равны пред Господом (гл. 13). Наконец, сочинение, как и многие памятники первохристианской письменности, характеризуется ясно выраженным эсхатологическим настроем: «близок день Господень ( γγς γρ μρα Κυρ ου), когда погибнет все вместе с лукавым; тогда придет Господь и [наступит] воздаяние Его» (гл. 14). Что же касается третьей части произведения (каноническо-дисциплинарной), то здесь перед исследователями появляется множество проблем, так как компилятор, создавший окончательную редакцию «Канонов», соединил в одно целое почти механическим путем несколько древних традиций, не всегда созвучных между собой. В частности, ряд вопросов возникает по поводу сравнительно большого блока глав 16–24. Он начинается со слов, что если [в общине] мало мужей ( ν λιγανδρ α πρχη) и не набирается достаточного числа их (не менее двенадцати человек – ντς δεκαδο νδρν), могущих подать голос за епископа ( ψηφ σασθαι περ πισκ που), το тогда следует обратиться с посланиями в ближайшие церкви, которые уже «твердо стоят на ногах» ( που τυγχνει πεπηγυα), чтобы там избрали трех испытанных мужей. Они же, прибыв, выбирают в новой общине, «после испытания», епископа – человека достойного, пользующегося доброй славой У язычников ( φ μην καλν χει π τν θνν), безупречного ( ναμρτητος), нищелюбивого, целомудренного (скромного, благоразумного – σφρων), не пьяницу, не блудника и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Для правильного перенесения скорбей должно веровать, что всякая скорбь приходит к нам не без Божьего попущения. Преимущество такого настроя в том, как объясняет преп. авва Дорофей , что «кто не имеет своей воли, тот всегда исполняет свое желание. Поскольку таковой не имеет своего желания, то, что бы ни случилось с ним, он всем бывает доволен, и так оказывается, что он всегда исполняет свои желания; ибо он не хочет, чтобы дела исполнялись так, как он желает, но хочет, чтобы они были как будут» 400 . А если следовать своей воле, то невозможно будет избежать ропота, от чего и сама скорбь станет нестерпима. Два разбойника, распятых со Христом, имели одинаковую скорбь, но разными были у них мысли, чувства, слова и последствия тоже оказались разными. Эти два разбойника служат образом всего человечества. «Каждый человек, – говорит св. Игнатий Брянчанинов , – истратив свою жизнь неправильно, в противность назначению Божию, во вред своему спасению и блаженству в вечности, есть по отношению к самому себе и тать, и разбойник, и убийца. Этому злодею посылается крест, как последнее средство к спасению, чтобы злодей, исповедав свои преступления и признав себя достойным казни, удержал за собою спасение, дарованное Богом» 401 . Распятый, но ропщущий на свои скорби, отвергает свое спасение. При ропоте и хуле крест делается невыносимо тяжелым и увлекает в ад распятого на нем. Часто крест именно кажется тяжелым, не будучи таковым на самом деле. Мнение человека увеличивает тяжесть его. По этому поводу св. Иоанн, митрополит Тобольский писал: «Люди смущаются и страдают не от самого свойства вещей, но от того, какое имеют понятие о них. Случается, что на двух человек налагается подобный, или один и тот же крест, но для одного из них и более ревностного он кажется легким, а для другого малодушного и унылого он кажется тяжелым, как свинец: вещь одна и та же, а различие только во мнении» 402 . Объяснить это можно таким примером. В некоторой обители жил новоначальный брат, который сперва был усерден во всем, тщателен, а потом мало-помалу стал тяготиться тем, что поначалу казалось ему нетрудным. Особенно его смущало то, что ему как новоначальному нужно было носить черную послушническую шапку. Смотря на нее унылым взором, он считал это тяжким крестом, тогда как никто из братии этим не тяготился. Кому не покажется странным, что он считал для себя тяжестью шапку, которая по свойству своему легка и по чину обители носится всеми? Таким образом, все зависит от отношения нашего к вещам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Всё, что мне удалось узнать от него, – это то, что до пенсии он работал водителем троллейбуса. Всё. Но хоть он о жизни своей и не рассказывал ничего, но я уверен, что родом он был из семьи православной, церковной. Просто всё его поведение: и образ мыслей, и речь, и поступки – всё свидетельствовало о причастности к устоявшейся православной традиции... К «устоявшейся», то есть без тех новомодных чудачеств, «откровений» и нововведений, которые часто происходят не от подлинного благочестия, а именно что от ума. Причем от ума новоначального, не обученного ещё послушанию, смирению и кротости, постоянству в молитве и доброделании... Самый яркий эпизод нашего с дядей Ваней общения связан с совместным копанием могилки для почившего настоятеля Петропавловского собора – отца Симеона Хивренко. Это было тихим и теплым сентябрьским днем 1993-го года. Причем, опять-таки – эпизод этот яркий, но и рассказать о нем особенно нечего, потому что все те неспешные и задушевные разговоры, которые мы вели с дядей Ваней весь день, пока копали по очереди эту могилку за северным приделом храма, – из этих разговоров я совсем ничего не запомнил. А запомнилась, точнее, запечатлелась, легла светлым чувством на душу и в сердце сама атмосфера. Простой, однообразно-неторопливый труд, ясный теплый день, тонкая и светлая грусть по почившем настоятеле, и вместе с тем – какая-то неизреченная тихая радость на сердце... Почему-то запомнилось, как вечером уже, после работы, поднесли нам по стакану молодого, пенящегося вина. И как дядя Ваня, перекрестившись и прочтя молитву, выпил неторопливо и чинно этот стакан до дна. И вот почему-то даже в этом простейшем действии была запечатлена какая-то простая и глубокая правда... Правда простеца, труженика, доброго, любящего Бога христианина, совершающего сознательно и мирно свой земной путь на пути в Небесное Царствие. Жив праведник, и за нас ещё, может быть, замолвит словечко пред Богом Последний раз я увидел дядю Ваню недавно, может быть, месяц или чуть больше того назад.

http://pravoslavie.ru/106205.html

     Ну вот и завершилось Таинство Крещения. Родился во Христе новый человек. Отпущены грехи, ради которых Творец всего взошел на Крест. Из храма выходит друг Иисуса Христа. Да что там друг – воин Христов! Что дальше? Праздничная трапеза? Ну, допустим. Событие не ординарное, как-никак. А после? Почему я назвал новоначального христианина воином? С кем воевать? С атеистами, что ли? С масонами, может быть? Да нет, это же люди, родные чада Богу. А наша война вовсе не против крови и плоти. Она против бесов, надзирателей наших бывших. Мы ведь из плена сбежали, крестившись. Как евреи из Египта. А все фараоново воинство с улюлюканьем за нами вдогонку: мол, как посмели? Помните? Далеко не все, кто вышел из того плена, были готовы к трудностям. И начался великий ропот. «Пить хотим! Мясо где? Зря ушли от фараона, там шашлыки были по праздникам. Хоть и рабство, но крыша над головой, стабильность та же… А сейчас вокруг всякие амаликитяне злые да гадкие мадианитяне. А давайте тельца золотого сделаем, все веселее будет». А когда дошли уже до самих границ обещанной Богом земли, тут же забыли обо всех чудесах Божиих, устрашились военной мощи народов, что успели занять Палестину. Поверь Израиль Богу, не пришлось бы еще сорок лет странствовать по пустыне. Итак, воюем с бесами. Стрелы, копья, мечи не помогут. Пуля их не берет, на гранаты надежды нет. Может, обругать их хотя бы? Душу отвести? Да нет, вопрос вовсе не в том, чтобы как-то навредить духам злобы поднебесным. Наша цель – обещанное Христом Царство. Обетованная земля. А бесы всего лишь пытаются нам помешать на этом пути. Ну и как вести боевые действия? Воины мы или кто? Стратегия же нужна. Военные хитрости различные, тактика. Кстати, а какая тактика у демонов? Откройте повесть Клайва Льюиса «Письма Баламута». Это тот самый Льюис, который «Хроники Нарнии» написал. Герой повествования – старый опытный бес Баламут, который наставляет своего племянника Гнусика. Перед юным бесом-искусителем стоит непростая задача – расшатывать в подопечном человеке веру в Бога и поощрять грех. Сами понимаете, Гнусик действует хитростью, применяя советы бывалого дядюшки весьма эффективно. Пусть повествование и выглядит несколько легкомысленно, тем не менее вот она, бесовская стратегия.

http://pravoslavie.ru/121317.html

Обычно человек, услышав или прочитав этот перечень, приходит в удивление ( " как можно все это исполнить?! " ) или прочитывает это с внутренним согласием как с чем-то ему сродным и приятным. Пока читает, что-то отмечает в себе как уже исполняемое, что-то очень знакомое... Да и на том дело кончается. Труда задержаться на чем-либо он себе обычно не дает, к размышлению себя не приучает. Потому большая часть прочитанного воспринимается им либо как полезное чтение, либо как благой совет, но редко — как правило, которое бы он взял в регулярное, ежедневное рассуждение, исполнение и вечерний отчет Богу, равно и еженедельный отчет духовному наставнику. Но не так бы надобно! Надо остановиться, задержаться на этом перечне. Выделить, что знакомо, что отчасти знакомо, что незнакомо совсем. Знакомо не в определениях, а в жизни, в поступках! Выделить, поставить в очередность их усвоения себе. Очередность поставить в годовое расписание на дни (или лучше на недели) или, по меньшей мере, занести каждое на отдельную карточку, а затем ежедневно вынимать из пачки одну из карточек, какая попадется, чтобы напомнить себе на день и поставить во внимание дня, размышления, исполнения. На этапе оглашения часть этих правил может быть подхвачена воодушевлением после чтения какой-нибудь святоотеческой книги и действием призывающей благодати. В период же промежуточный между оглашением и воцерковлением, который у многих людей тянется годами и десятилетиями, эти правила вообще выходят из памяти и соблюдается лишь то, что по естеству с рождения или воспитанием как-то усвоилось и само собой держится в навыке, остальное уходит все в забытье. Там, где труд над подобными правилами становится личной потребностью, там начинается период воцерковления, который приводит к состоянию истинного христианина. Переход от оглашения к воцерковлению зависит от решимости человека. Движение от воцерковления к истинному христианину зависит от веры, личного старания человека и его любви к Богу. Когда мы с вами обращаемся к книгам Святых отцов, то узнаем в них о многих добродетелях. И большинство из этих добродетелей как раз и обретается исполнением правил отношений к ближним. К уже названной книге Феофана Затворника могу порекомендовать всем в качестве правильника первый том сочинений преп. Ефрема Сирина из восьмитомного издания его трудов. Есть там главы " О добродетелях " , посвященные новоначальному иноку, в которых дается очень живой и ясный, доходчивый и простой образ наших отношений с ближними. Здесь же приводятся и примеры неправды этих отношений. Если вы возьмете эти главы Ефрема Сирина в свое правило по отношению к ближним, этого будет более чем достаточно, чтобы управить себя в христианском нраве.

http://zavet.ru/garmaev/ways05.htm

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010