Внедрение принципов мусульм. права в жизнь КПЦ не означало отмены канонических традиций. При этом противоречия в организации церковной жизни были столь многочисленны и неразрешимы, что создавали некую ситуацию «двойного права» - причудливого сочетания стремления следовать христ. канонам и необходимости жить по правилам османского общества. Так, с т. зр. берата патриарх мог быть полновластным хозяином Церкви, но по канонам он обязан был управлять в согласии с епископатом и клиром, а для решения особо важных вопросов созывать Соборы. Разумеется, подчиненные Патриархии церковные чины и паства при любых удобных случаях были готовы сопротивляться «абсолютизму» Патриархии. Т. о., поскольку патриарх не имел действенных рычагов для силового принуждения своих подданных к подчинению, а прибегать к поддержке мусульман не мог, его теоретический «абсолютизм» превращался в постоянное противостояние с различными силами оппозиции среди христиан. В связи с этим повседневную жизнь КПЦ определяла бесконечная борьба между неск. группировками внутри христ. миллета за обладание Патриаршим престолом. В первые же десятилетия османского правления проявилась «чехарда» на престоле КПЦ: многократное смещение с престола и возведение на него одних и тех же лиц, каждого из которых поддерживала та или иная коалиция общественных сил. Уже Геннадий II Схоларий возводился на Патриаршество трижды (1454, 1463, 1464). До нач. XVI в. Симеон I Трапезундский также трижды побывал на престоле, а патриархи Дионисий I , Иоаким I и Нифонт II - по 2 раза. Всего же за первые 50 лет туркократии предстоятели КПЦ сменялись 19 раз. Это явление в большей или меньшей степени стало почти постоянным в жизни КПЦ во 2-й пол. XV - нач. XX в. Кроме того, в канонах Церкви строго и многократно осуждалась симония, однако в Османской империи покупка должностей и др. формы коррупции считались обыденным и даже законным явлением. Вскоре после начала османского правления Патриарший престол, подобно мн. др. важным гос. постам в империи, стал предметом активной купли-продажи.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Основной источник сведений о Н.- Житие, к-рое было написано в 1517-1520 гг. в Валахии книжником и протом Св. Горы Афон Гавриилом по заказу господаря Валахии Нягое Басараба (1512-1521). Житие дошло в румын., греч. и слав. версиях. Вопрос о языке оригинала долгое время являлся предметом научной дискуссии. Большинство ученых считают, что первоначально текст был создан на греч. языке, однако сохранившаяся греч. версия (BHG, N 1373a, 1373b) представляет собой простонародное переложение, в к-ром Гавриил упоминается в 3-м лице. Переложение было создано в мон-ре Дионисиат на Св. Горе Афон и сохранилось в коллекции рукописей этого мон-ря в поздних списках Ath. Dionys. 661 (olim 610) (XVIII в.) и 716 (olim 715) (XIX в.). Эти списки легли в основу издания В. Греку, к-рый учел также румын. версию и краткую новогреч. редакцию, вошедшую в «Новый Изборник» (Νον Εκλγιον) Никодима Святогорца 1803 г. ( Grecu. 1944). Существует еще одно независимое переложение Жития, написанного Гавриилом; дошло в списке Meteor. Varl. 132. F. 47-73 (1783-1784 гг.) ( Mavroudis. 2009. S. 167-170; частично изд.: N sturel. 1967. P. 68-73). Румын. версия, древнейший список к-рой датируется 1682 г. (Бухарест. Б-ка Румын. АН. N 464), более близка к утраченному греч. оригиналу, чем все известные греч. версии. Вероятно, перевод восходит к эпохе господаря Матея Басараба (1632-1654) ( N sturel. 1967. P. 63-68). Житие совмещает элементы агиографического и историографического сочинения, его отличает пристальное внимание к фигуре Нягое Басараба и событиям в Валахии, в т. ч. и после кончины святого. Пространные фрагменты румын. Жития были включены в валашскую хронику Шербана Кантакузино кон. XVII в. Они содержат оригинальные сведения, отсутствующие в сохранившейся румынской версии Жития, и должны учитываться при реконструкции первоначального состава Жития, написанного Гавриилом (Ibid. P. 52-56). Сведения Жития дополняются данными греч. нарративных источников: анонимной хроники за 1373-1513 гг. (Emperors, Patriarchs and Sultans. 1990. P. 100-105, 118-121), всемирной хроники Мануила Малакса 1570 г., «Хроники» Псевдо-Дорофея Монемвасийского, «Политической истории Константинополя» и «Истории Константинопольских патриархов» 70-х гг. XVI в. (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 58-60, 69-70, 127-132, 134-135, 138). Биография

http://pravenc.ru/text/2577735.html

Разве мог митрополит ставить в юго-западных областях епископов и действительно править ими, если помехой служили не только огромные расстояния, но и ревниво оберегаемые политические границы? Разве православная паства Галицко-Волынского княжества и Литвы не становилась беззащитной жертвой западного прозелитизма? Нет сомнения, что для Константинопольского патриархата именно эти аргументы говорили в пользу выделения западных митрополий. Юрий Галицкий (1301-1308 гг.), внук Даниила, стремился вернуть своему княжеству, разоренному татарами и натиском Польши и Литвы, положение буферного государства между востоком и западом. Есть основания считать, что он, как и дед, принял королевский титул (rex Russiae). Обычно подобный акт предполагал дипломатические сношения с папством, ибо оно было легальным источником королевских привилегий, а значит - разрыв с традиционной принадлежностью Галича к византийской ойкумене. Прямых сведений о том, что Юрий Галицкий всерьез намеревался изменить религиозную ориентацию, у нас нет, но пригрозить этим Византии он мог, требуя довольно скромной уступки - создания независимой митрополии; Юрий как бы повторял дипломатический сценарий, разыгранный в XIII веке болгарами и сербами, получившими от Византии признание независимости их церквей. В любом случае, греческие источники подтверждают, что епископу Галицкому был дарован статус митрополита с подчинением ему епископов Владимиро-Волынского, Холмского, Пермышльского, Луцкого и Туровского. Это произошло при императоре Андронике II, в начале второго правления патриарха Афанасия (1303-1309 гг.). Примечательно, что об этом событии не упоминается ни в русских летописях, ни в недавно опубликованной переписке императора Андроника II и патриарха Афанасия. Однако известно, что Афанасий выдвинул программу церковной реформы, основанную на укреплении власти патриархата, так что создание нескольких новых митрополий, непосредственно зависящих от Константинополя, могло отражать его взгляд на Русь в целом. Итак, митрополит Галицкий, предположительно Нифонт, был назначен в 1303-1305 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/438207/

Нифонт Новгородский, Печерский, свт. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Нифонт Новгородский, Печерский, свт. - житие Эта страничка относится к разделу   Нифонт Новгородский, Печерский, свт. Нифонт Печерский, Новгородский, епископ (ск. 8.04.1156), постриженик Киево-Печерского монастыря, возведен на Новгородскую кафедру в 1130. Новгородцы высоко ценили его как храмоздателя и знатока церковных канонов. Святитель реставрировал Софийский собор и создал в Новгороде и других городах много храмов. Одной из первых забот свт. Нифонта стала забота о прекращении междоусобных браней и водворении мира между русскими князьями. В 1135 ему удалось предотвратить казавшееся неминуемым столкновение между Киевом, Черниговом и Новгородом. Его святительские слова, обращенные к соперничавшим князьям, неоднократно способствовали утверждению мира и в дальнейшем. Свт. Нифонт был строгим блюстителем церковных правил. Неканоничного митр. Киевского Климента, поставленного по воле вел. кн. Изяслава II Мстиславича, св. Нифонт не признал. За это он был послан в почетное заточение в Печерский монастырь и был там до тех пор, пока его не освободил вел. кн. Юрий Долгорукий. После этого святитель вернулся в Новгород к великой радости своей паствы. Константинопольский патриарх в своем послании сравнивал его с древними свв. отцами, столпами Православия. Во время одной из своих поездок свт. Нифонт остановился в Печерском монастыре, где ему явился св. Феодосий, который сказал: “Хорошо ты сделал, брат и сын Нифонт, что приехал сюда. Отныне ты будешь неотлучно пребывать с нами!” В свитке, который он держал в руке, было написано: “Се аз и дети, яже ми даде Бог!” Вскоре после того святитель скончался. Погребли его в пещере прп. Феодосия. Память свт. Нифонту отмечается 8/21 апреля и 28 сентября/11 октября. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Нифонт Новгородский, Печерский, свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3083

Святой сразу же созвал собор народа и бояр и предложил им меры, которые считал необходимыми для исправления нравов, испорченных злоупотреблениями и суевериями. Нифонт создал две епархии – Бузэускую и Рымникскую, реформировал монастыри и потребовал от священников и бояр соблюдать Божии заповеди и служить образцом для народа. Святитель Нифонт решительно боролся с пьянством и блудом и во всем показал себя новым Златоустом Румынской земли. Но вскоре между святителем Нифонтом и воеводой произошел конфликт. Раду выдал свою сестру замуж за знатного молдавского боярина Богдана, находящегося в изгнании в Валахии, зная, что тот оставил в своей стране жену. Нифонт, узнав об этом, попытался уговорить Богдана отказаться от двоеженства, но тот не послушал его и стал угрожать святителю. Несмотря на давление князя Раду, святой остался тверд и отлучил Богдана от причастия, предсказав, что и боярина, и Раду ожидает печальный конец, а на Валахию обрушатся тяжкие беды. Тогда Раду изгнал достойного иерарха, запретив кому-либо принимать его. Убоявшись, однако, Божия гнева после предсказанной кары, он позвал его к себе во дворец и стал просить прощения, но Нифонт был несгибаем. Благословив своего духовного сына, молодого боярина Нягое Басараба, и предсказав ему восшествие на валашский трон, Нифонт с учениками Макарием и Иоасафом ушел в Македонию. Там он провел некоторое время, наставляя христиан. Вернувшись на Святую Гору, Нифонт был с радостью встречен монахами Ватопедского монастыря. Через некоторое время его ученик Макарий принял мученичество в Фессалониках. Вскоре после этого Нифонт тайно ушел из Ватопеда, чтобы неузнанным явиться в монастыре Дионисиат. Одетый как простой монах, он попросил принять его. По монастырскому обычаю его определили послушником и поручили присматривать за мулами. Однажды, когда он пас животных в горах, монахи увидели поднимающийся к небу язык пламени, а один из них заметил молящегося святого, всего проникнутого этим сиянием. Он побежал в монастырь предупредить монахов, и те собрались в церкви, чтобы просить Бога открыть им, кто этот человек. Тогда игумену явился покровитель монастыря святой Иоанн Предтеча и велел подготовиться к встрече Константинопольского патриарха Нифонта. Когда святой вернулся в монастырь в скромной одежде, вся братия встретила его у ворот под звон колоколов, со свечами и ладаном, чтобы воздать почести в соответствии с его саном. В слезах пав на землю, Нифонт попросил у братии прощения за обман, объяснив, что сделал это ради спасения своей души, чтобы стяжать милосердие в Судный день, и, стремясь избежать пустых почестей и мирских забот, взялся служить им, как последний из всех. Подвижники и монахи Святой Горы, узнав, что среди них находится светильник Православия, наполняли монастырь в выходные и праздничные дни, желая послушать проповеди святого.

http://pravoslavie.ru/55562.html

Исход. 34, 29–30). ...Нифонт, бывшу епископу Новагорода... – Известно, что Нифонт принял постриг в Киево-Печерском монастыре при игумене Тимофее (1124–1131). Β 1130 году он был посвящен в новгородские епископы киевским митрополитом Михаилом. Выполнял миссию посредника в примирении киевлян с черниговцами (1135), новгородцев с суздальцами (1148). Когда в 1136 году из Новгорода был изгнан князь Всеволод Мстиславич, епископ стал главой исполнительной власти в республике. Β 1140 году ездил «по князи» в Киев; в 1154 году ему удалось «ввести» на новгородское княжение сына Юрия Долгорукого Мстислава. Нифонт отказался признать законными выборы на соборе русских епископов митрополита Климента (1147), за что был заточен в Печерском монастыре князем Изяславом Мстиславичем (1149). За провизантийскую политику Нифонт заслужил благодарственную грамоту константинопольского патриарха Николая IV Музалона, а также титул архиепископа, что освобождало от прямого подчинения киевской митрополии. Во время епископства Нифонта в Новгороде были построены церкви Успения на Торговище (1135/36), Климента на Ладоге (1153), Саввы Освященного на Савиной улице и Спасский собор в Пскове (1154). Ему приписывается основание Спасо-Мирожского монастыря. Как новгородский епископ Нифонт был связан с Антонием Римлянином и летописцем Германом Воятой. Β 1155–1156 годах Нифонт находился в Киеве, куда прибыл для встречи возвращавшегося из Константинополя нового митрополита Константина, здесь он заболел и умер. Β Ипатьевской летописи дана высокая оценка религиозно-политической деятельности Нифонта, он назван «поборником всей Русской земли». Летописная заметка ο видении и смерти новгородского архиепископа Нифонта, читающаяся в Ипатьевской летописи под 1156 годом, была включена в Киево-Печерский патерик редактором Кассианом в 1460 году, так как, по монастырскому преданию, Нифонт был собирателем сведений по истории лавры, а возможно, и составителем рассказов ο печерских святых. Β Кассиановской второй редакции патерика (1462 г.) «слово» ο Нифонте Новгородском помещено не в конце памятника, а между летописным сказанием ο печерских первоподвижниках и посланием Симона; в нем изменен порядок следования частей: сначала сообщается ο прибытии Нифонта в Киев для встречи нового митрополита и ο вражде его с Климентом (Климом), затем ο видении и смерти. По мнению А. А. Шахматова, «слово» ο Нифонте в его древнейшей редакции было взято Кассианом из Печерской летописи, однако эту перестановку можно объяснить и действием хронологического принципа расположения материала в Патерике 1462 года. Похороненный в Киево-Печерской лавре, Нифонт был канонизирован как общерусский святой на церковном соборе 1549 года. Β печатных редакциях Патерика XVII века есть Житие Нифонта Новгородского, составленное на основе летописных известий; оно помещено среди произведений, написанных владимиро-суздальским епископом Симоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Нифонт, патриарх Константинопольский Святитель Нифонт жил в XV веке. Он родился на Пелопоннесе у богатых и добродетельных родителей. Его отец, Мануил, служил первым советником морейского деспота Фомы Палеолога (1430–1460). С самого раннего детства Нифонт отказывался от игр, чтобы изучать Священное Писание и богоносных отцов, так что к двенадцати годам в совершенстве знал весь чин богослужения. Острый ум мальчика вызывал восхищение у учителей, но его сердце стремилось лишь следовать примеру святых монахов, о которых он с жадностью читал в житиях. Однажды ему встретился монах по имени Иосиф, и, поговорив с иноком, Николай (таково было мирское имя святителя) последовал за ним, не попрощавшись даже с матерью и родными. Придя в Эпидавр, Николай услышал о почитаемом святом отшельнике Антонии и отправился к нему. Его восхитила жизнь подвижника и его наставления. Несмотря на предупреждения Антония о трудностях отшельнической жизни, он со слезами вымолил разрешение остаться жить под его руководством. Иосиф же пошел далее своим путем. Николай получил послушание каллиграфа и с жаром принялся за аскетические подвиги. Он безоговорочно слушался старца и старался во всем подражать его ангельской жизни, так что Антоний вскоре постриг его с именем Нифонт. После этого он удвоил подвиги. Никто не слышал от него смеха или праздных слов, и он всегда плакал, читая духовные книги. Спустя некоторое время Антоний почил в Господе, и Нифонт был вынужден искать другого духовного отца. Услышав, что мудрый и добродетельный афонский монах Захария поселился в городе Агре, он поспешил к нему и попросил рассказать о жизни на Святой Горе. Однако нестроения, возникшие в Церкви после заключения унии на Флорентийском соборе (1439), не позволяли монахам пребывать в безмолвии, как они того хотели. Святой Нифонт последовал за старцем в области Аскалон и Крогия в Албании, чтобы утвердить народ этих мест в православной вере. Деспот Георгий Кастриотис (1408–1468) стал духовным сыном Захарии, и оба монаха поселились в его дворце. Вскоре был взят Константинополь (1453), и это вызвало сильные волнения во всех христианских землях. Святые укрылись в горах, а когда волнения улеглись, отправились в Охрид и поселились в монастыре Богородицы.

http://pravoslavie.ru/55562.html

Но этим и ограничивались достоинства патриарха. Едва ли он имел хоть какое-нибудь образование. Историк Киннам говорит о Косьме, что «он был излишне прост " 375 . Полагаем, что слова эти нужно понимать в самом широком смысле, т. е. в том смысле, что Косьма был простецом, как человек, чуждый науки и просвещения. Кроме того, Косьма не имел никакого понятия об осторожности и благоразумии, качествах, необходимых в его положении, так что в короткое свое патриаршествование сумел сильно себя скомпрометировать в глазах византийского общества. На свое несчастье, Косьма вошел в тесные, самые дружественные связи с одним монахом, по имени Нифонт, сближение с которым сделало патриарха притчей во языцех и разрешилось низвержением патриарха с кафедры. Но скажем несколько подробнее об этом Нифонте и отношениях к нему патриарха. В правление Косьмина предшественника, прежде упомянутого нами патриарха Михаила, Нифонт навлек на себя всю строгость церковного суда. При патриархе Михаиле открылось, что Нифонт был приверженец богомильской ереси: подобно другим представителям богомильства этого времени, он отвергал таинство Евхаристии, почитание Св. Креста и икон, порицал употребление в пищу мяса, молока и вина, утверждал, что только в монашестве можно найти спасение, допускал, что женщины-диакониссы имеют право принимать деятельное участие в богослужении, например, читать Евангелие и пр. За все это Нифонт и другие богомилы подвергнуты осуждению на соборе при патриархе Михаиле. Нифонт был лишен бороды, простиравшейся у него до земли, и заключен в так называемую патриаршью тюрьму 376 . Но судьба этого Нифонта скоро изменяется к лучшему. Лишь только Косьма взошел на патриаршью кафедру Константинополя, он отворил двери темницы, где заключен был осужденный собором монах. Новый патриарх объявил соборное осуждение, произнесенное на Нифонта, незаконным и несправедливым. Нифонт свободно начал появляться на улицах столицы, собирал вокруг себя множество народа на площадях, ничего не хотел делать, кроме распространения своего учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Святитель Нифонт, архиепископ Новгородский, уроженец Киева, принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре при игумене Тимофее. Своей подвижнической жизнью в посте и молитве Нифонт снискал себе великую славу богомудрого и преданного служителя Божия. В 1113 году, когда епископ Новгородский Стефан после 20-летних архипастырских трудов оставил кафедру и удалился на безмолвие в монастырь, по изволению Божию и единодушному решению новгородцев на эту кафедру был возведен прп. Нифонт, епископская хиротония которого состоялась в Киеве. Одной из первых забот святителя Нифонта стала забота о прекращении междоусобных браней и водворении мира между русскими князьями. В 1135 г. ему удалось прекратить казавшееся неминуемым столкновение между Киевом, Черниговом и Новгородом. Его святительские слова, обращенные к соперничавшим князьям, неоднократно способствовали утверждению мира и в дальнейшем. Святитель Нифонт уделял большое внимание церковному строительству, содействовал украшению старых и возведению новых храмов. Вскоре, после его возведения на епископскую кафедру, был заложен в центре Новгорода белокаменный храм в честь Пресвятой Богородицы, а знаменитый новгородский храм Софии Премудрости Божией благоукрашен иконами, и крыша храма покрыта оловом. В 1156 году святителем Нифонтом была основана Спасо-Мирожская обитель в пойме двух рек — Великой и Мирожи, с соборным храмом в честь Преображения Господня, сооруженным несколько ранее. По приглашению суздальского князя Юрия он освящал церковь Богоматери в Суздале. Будучи строгим блюстителем церковных правил, святитель Нифонт не побоялся гнева новгородского князя Святослава Ольговича и отказался благословить его на противозаконный брак. Когда же князь был все-таки венчан неподвластными Новгородскому епископу иереями, святитель Нифонт публично осудил Святослава в законопреступлении. Твердость и верность церковным канонам святитель проявил и в 1147 году, когда по кончине митрополита Киевского Михаила на кафедру митрополита был возведен Климент, избранный без необходимого в то время благословения Константинопольского Патриарха, по своевольному решению великого князя Киевского Изяслава Мстиславича.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Нифонт, святитель, епископ Новгородский († 1157; память 8/21 апреля, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 28 сентября/11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов) Родился в городе Киеве. В монашество пострижен в Киево-Печерском монастыре при игумене Тимофее. В 1130 году (по Н. Д., в 1129 году) Нифонт был возведен на Новгородскую кафедру, епископская хиротония его состоялась в Киеве. Одной из первых забот святителя Нифонта стала забота о прекращении междоусобных браней и водворении мира между русскими князьями. В 1135 году он выступает посредником между враждующими киевлянами, черниговцами и новгородцами. Его святительские слова, обращенные к соперничавшим князьям, неоднократно способствовали утверждению мира и в дальнейшем. В 1147 году, по кончине митрополита Киевского Михаила, на кафедру митрополита был возведен Климент (Смолятич, † после 1164), избранный без необходимого в то время благословения Константинопольского патриарха, по своевольному решению великого князя Киевского Изяслава Мстиславича. На созванном великим князем архиерейском Соборе святитель Нифонт решительно выступил против незаконного волеизъявления Изяслава Мстиславича и предупредил епископов о неотвратимости Божией кары за отступление от церковных правил. «Не достоин есть стал, оже не благословен от великого собора, ни ставлен». В 1148 году Нифонт по желанию новгородцев ходил в Суздаль для заключения мира с суздальским князем, и Юрий Долгорукий принял Новгородского владыку с любовью, пригласил его освятить церковь Пресвятой Богородицы, отпустил с ним всех пленников, проводил его от себя с честью, хотя и не дал мира новгородцам. В 1149 году Нифонт был вызван в Киев великим князем Изяславом и митрополитом Климентом, и за то, что не хотел поминать последнего в молитвах, заключен в Киево-Печерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010