Будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху [ 2Тим. 4, 3 ]. Не это ли ныне делают светские люди и даже многие духовные? Не сами ли себе избрали они учителей, ласкающих их слуху? Учатся не у единого Учителя – Христа из Евангелия Его и не у Церкви Его, а у светских журналистов, фельетонистов, романистов, поэтов, у актеров и говорят: ах! как всё это занимательно, как всё это нравоучительно! И если не на словах, то на деле говорят: нам не надо ни Евангелия, ни Церкви с ее богослужением, Таинствами и проповеданием слова Божия – у нас такие хорошие, пренравственные учителя! Господи Иисусе! До чего мы дошли! Отвергли словеса Твоя вспять. Отца и мать почитай как некоторых земных богов. Ал рех: бози есте [ Пс. 81, 6 ; Ин. 10, 34 ]. Они земные боги, потому что дали тебе Господом Богом бытие, потому что они – кормильцы твои, любители твои, воспитатели твои. Если тебя, имеющего и деньги и хлеб, соблазняет забота о пище и питии, или алчное чрево твое, то вспомни о сорокадневном посте Спасителя в пустыне – а не в обществе человеческом; вспомни, как Он и взалкавши по прошествии сорокадневного поста, отвергнул льстивое предложение диавола сделать камни хлебами; как Он мало цент тело и телесные потребности и возлагал упование на Бога, ибо Он был и человек, – и этим пренебрежением к телу, этим упованием на Бога посрамил врага нашего, столько лет прельщающего нас ядию и побуждающего нас возлагать надежду на нее, а не на Бога. Как Он этим научил тебя же прельщаться никакими брашнами и возлагать надежду на Бога, на слово Его святое, ибо Он сказал: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих [ Мф. 4, 4 ]. Помяни, что не стяжать тебе силы духовной без поста, ибо пространное питание непреложно расслабляет душу, делая ее плотскою, изнеженною. Во славу Владыки Христа Бога. Я потерял ключ от киотки. Искали, искали везде, где можно было предполагать найти его, – не нашли; оставили искать, положившись на завтрашний день, по пословице: утро вечера мудренее. Был вечер. Стали молиться Богу; по окончании вечерних молитв надо было взять из киоты священный покровец с мощей святителя Новгородского Никиты и рукавичку с мощей святителя Божия Митрофана. Но она заперта. Что делать? А достать священную утварь надо для возложения ее на голову болящей супруги. В этой крайности я вспомнил из акафиста Спасителю слова: Иисусе, обретение ищущих, и стал внутренне молиться: Иисусе, обретение ищущих, буди мне обретение ключа моего; сказал эти слова раза три, потом вдруг как бы машинально протянул руку в стеклянный книжный шкаф, на нижнюю полку (третью от верха), в то место, где лежал Требник, отодвинул Требник – и тотчас нашел за ним ключ. Как я возрадовался о явной милости ко мне Господа, о скором услышании моей простой молитвы! Так во всем надо прибегать ко Господу, ибо Он все для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Эти запасные дары впоследствии, чтобы они длились более, смешивали с тестом и лоскутками полотна 114 и этим приобщались. Что влекло старообрядцев в Понуровку и придало значение стародубским поселениям? То, что Кузьма был священник, открыто говоривший за старую веру и имевший св. дары. Как ни враждебны были многие в Москве никоновским переменам, но Москва была центром того русского населения, которое чтило церковный авторитет и духовную иерархию. Религиозный рационализм, убежищем которого был новгородский север, не был силен в Москве. Масса москвичей не отвергла бы священников, поставляемых властью, если бы ее оставили при старопечатных книгах и старинных обрядах. В новгородском поморье церковные перемены были скорее только предлогом, чтобы уклониться от церкви, и религиозные вопросы служили нередко лишь завесой политической оппозиции. В Москве в религиозном прении многие видели суть дела; уклонялись от церкви и её духовных властей, потому что боялись за свои души, были уверены, что не наследуют царствия Божия, если примут еретические нововведения. Они бы хотели удержать и «старую веру» и по-прежнему «попов» и иерархию. Но священники и духовные власти, назначаемые правительством, были естественно люди, принявшие никоновские перемены. Триста московских священников, собравшихся у Грановитой Палаты, остаются безмолвными зрителями старообрядческих волнений во время прения Никиты Пустосвята с патриархом. Они не только не принимают участия в раскольничьем движении, но один из них даже с яростью бросается на Никиту. Правительство могло сделать и сделало, чтобы во главе приходов, особенно в столице, не стояли по крайней мере явные сторонники старообрядства. Оговорка необходима: тайные сторонники старообрядства еще были в духовенстве. Так, напр., в эпоху самого сильного гонения на раскол при Петре I, духовник кн. Меньшикова, священник Лебедка, был, несомненно, старообрядец, хотя этого никто, кроме немногих, не должен был знать 115 . Если Петру I доносили, что священники почти все укрывают раскольников 116 , если это укрывательство было повсеместно, то всегда ли оно было следствием денежных сделок? Не укрывало ли иногда приходское духовенство раскольников из сочувствия? Если так близко от двора были старообрядцы между духовными, то нельзя не предположить, что их было гораздо более вдали от него.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

Даже это не воспринимали. Тогда религиозность, искренняя, неподдельная вот этим чиновничеством, этой номенклатурой воспринималась как одно из проявлений психического расстройства, заслуживающего снисходительности. – А как вами было принято решение вернуться во Францию? – Это решение было принято не мной, я оказался одним из первых полувысланных. По-настоящему высланных очень мало – это Александр Исаевич, это Владимир Буковский, это осужденные по ленинградскому сионистскому делу Эдуард Кузнецов и другие, которые были силой посажены в самолет и вывезены, это высланные. А на мне был обкатан, одном из первых, метод полувысылки, андроповский метод полувысылки, избавления от людей без больших репрессий, так, чтобы тихо это происходило. Я каждый год подавал на поездку во Францию, мне каждый год отказывали, в конце концов, в 1970 году, как раз когда шло это самолетное дело, и началась эта политика избавления, меня вызвали в ОВИР, там сидела такая женщина, которая была похожа по-гоголевски на свою фамилию – капитан Акулова, которая мне сказала: «Вам отказывали и будут отказывать в поездках, – я запомнил это слово в слово, – но руководство предлагает вам выехать во Францию на постоянное жительство и просит серьезно обдумать возможные последствия вашего отказа». – Вы уехали, ваши родители остались еще на три года? – Еще три года, и отец был очень близок одному из персонажей солженицынских «Невидимок», помогал ему во многом. Он был вызван в ОВИР, ему вручили паспорт в день ареста Солженицына, 13 февраля, это легко запомнить, это день преподобного Никиты Новгородского. – Как вы восприняли Францию? Легко ли было адаптироваться? – Мне безумно повезло. Потому что я приехал с уже готовой, хорошо освоенной профессией синхронного переводчика, и там был огромный спрос в то время, сейчас его нет, на умевших работать синхронщиков. Поэтому период какой-то интеграции, внедрения у меня оказался короток. Я переводил и для правительства, и для международных организаций, и для Совета Европы, любимой моей организации.

http://pravmir.ru/nikita-krivoshein-zakl...

Так в жару усердия своего взывал святой Златоуст! . Но не таковые же ли размышления и даже очевидные созерцания, а не желания токмо, иметь можем и мы, благочестием собранные слушатели, находя близ себе останки великих угодников Божиих? Паче же скажу, не таковые же ли усерднейшие и благодарные размышления должны мы иметь, празднуя память единого из блаженнейших Святителей нашего града и совершая с благоговением преложение честых его мощей? Се гроб Иерарха пасшего град и страну сию едино токмо десятилетие; но в потомстве и памятью и телом цело пребывающего уже семь веков. Се останки пастыря умерщвленные миру, но исполненные Духа Божия, источавшие и источающие всем верным благодать небесную. Се глава некогда наветами врага человеческого рода искушённая, но после возмогшая и искушаемым помогать. Се те очеса, которые от помрачения душевного просвещены были светом свышеестественным и проницали в тьму даже будущего. Се те уста, которые всегда отверсты бывали на проповедание Евангелия, на поучение добродетели, на благие советы недоумевающим, на увещание заблуждающихся, на утверждение верных, на ободрение подвизающихся, и на утешение унывающих. Се то сердце, которое соболезновало болезнующим, сострадало страждущим и сорадовалось спасаемым. Се те руки, которые подвали хлеб алчущим, которые вводили в дом странных, которые одевали нагих, воздвигали падших, приносили о праотцах наших умилостивительные Богу жертвы и низводили на них благословение Божие. Се те ноги, которые поспешно текли всюду на обращение отторгающихся, на приведение уклоняющихся, и на взыскание погибших. Каждое из сих припоминаний возлагает на нас неотрицаемый долг благоговеть к блаженной памяти святого сего Пастыря и с благодарностью лобызать его священные останки. Наипаче же никогда не забудет и забыть не должен град сей тех чудесных благодеяний, когда изнуряемая бездождием страна сия погибала от глада, но спасена была мольбами сего Святителя; и когда самый град сей объят был неутолимым пламенем, но вдруг чудесно избавлен его ходатайством у Бога. Несчётные и по кончине от святых его мощей проистекшие чудотворения и цельбы удостоверяют нас, что он никогда не преставал пещися о пастве своей, и что молитва его много может пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В ответ был послан приказ: в Кремле запереть все ворота и решетки запустить, оставить одну калитку на Боровицкий мост, и ту по ночам запирать. С 10 октября мор начал стихать, и зараженные стали выздоравливать. 21 октября государь приехал в Вязьму и по случаю морового поветрия не поехал далее; сюда к нему приехала и царица с семейством из Колязина. В начале декабря государь послал досмотреть в Москве, сколько умерло и сколько осталось; донесли: в Успенском соборе остался один священник да один дьякон; в Благовещенском – один священник; в Архангельском службы нет: протопоп сбежал в деревню; во дворце по двору едва можно пройти: сугробы снежные! На трех дворцах дворовых людей осталось 15 человек. В Чудове монастыре умерло 182 монаха, живых осталось 26; в Вознесенском умерло 90 монахинь, осталось 38; в Ивановском умерло 100, осталось 30; в Посольском приказе переводчиков и толмачей 30 умерло, 30 осталось. На боярских дворах: у Бориса Морозова умерло 343 человека, осталось 19: у князя Алексея Никитича Трубецкого умерло 270, осталось 8; у князя Якова Куденетовича Черкасского умерло 423. осталось 110: у князя Одоевского умерло 295, осталось 15; у Никиты Ивановича Романова умерло 352, осталось 134; у Стрешнева изо всей дворни остался в живых один мальчик и т. д. В черных сотнях и слободах: в Кузнецкой умерло 173 человека, осталось 32: в Новгородской сотне умерло 438, осталось 72; в Устюжской полусотне умерло 320, осталось 40; в Покровской сотне умерло 477, осталось 48 и т.д. В других городах: в Костроме умерло 3247 человек; в Нижнем Новгороде – 1836, а в уезде – 3666; в Калуге посадских людей умерло 1836 (включая жен, детей, племянников и зятьев), осталось 777; в Троицком монастыре и подмонастырских слободах умерло 1278 человек; в Торжке умерло 224, осталось всяких людей 686, в уезде умерло 217, осталось 2801; в Звенигороде умерло 164, осталось с женами и детьми всего 197, в уезде умерло 707, осталось 689; в Верее с уездом умерло 1524 человека; в Кашине умерло 109, осталось 300, в уезде умерло 1539, осталось 908; в Твери умерло 336, осталось 388; в Туле умерло 1808, осталось 760 мужского пола; в Переяславле Рязанском умерло 2583 человека, осталось 434; в Угличе умерло 319, осталось 376; в Суздале умерло 1177, осталось 1390 (с женами и детьми); в Переяславле Залесском умерло 3627, осталось 939.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Тотчас она притворится гневной, пустит в ход все свои палки и камушки, или же сряду соберет все свои эти сокровища обратно в мешок или в подол, и со страшной воркотней уйдет из дому. Впрочем, бывали случаи, когда она, вероятно уже сверх силы утомленная своими подвигами, оставалась в доме и по нескольку дней. Очевидно, что такая оригинальная гостья не всегда была желанной, что доказывает следующий пример. Однажды пришла она в село «Спаса на Мяксе» (Мякса – маленькая речка). Это село стоит на самой границе Ярославской губ. с Новгородской, на большой дороге, ведущей в Пошехонье. В этом селе нередко бывала Родимая, имея там как бы друзей своих – семью Никиты Сергеева Беляева, выдававшегося во всем селе и благочестием и внешним достатком; он же был и церковным старостой в течение многих лет. Зашед к ним, она почувствовала себя изнемогшей и замедлила у них несколько дней, не изменяя, конечно, своему обычному образу жизни, юродствуя и грязня везде без разбора. Наступали дни праздничные, и хозяйка, на ответственности которой лежит весь домашний обиход, наскучив беспрестанной уборкой за Родимой, подумывала о том, как бы отправить ее куда-нибудь. С этою целью она приговорила своего односельчанина притвориться едущим по своему делу в Новинку и придти к ним в дом – предложить Родимой, не захочет ли она, чтобы он по пути довез ее домой, т. е. к ее родным. Эту свою затею хозяйка Беляева держала в строгой тайне, наказав и нанимаемому отнюдь не выдавать ее, потому что муж ее Никита Сергеев крепко почитал Родимую и никто из семьи никаким намеком не смел оскорбить ее, не только таким насильственным поступком, какой она придумала. Пока шло у нее это совещание, остальные члены семьи и сам Никита сидели все вкупе в избе, каждый за своим делом; с ними была и Родимая, лежавшая на печи. Вдруг она заговорила громко и связно: «вот так гостенька!.. до чего догостила, – спроваживать собираются; вот так догостилась, дождалась». Присутствовавшие стали переглядываться между собою и предположили, что она бредит во сне.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Часть I. Писцовая книга Водской пятины, 1500 г. Новгородская Писцовая Книга Водской пятины 1500 г. на 7-м листе рукописи имеет такое заглавие: «Книги Воцкие пятины писма Дмитрея Васильевича Китаева да Никиты губы Семенова сына Моклокова, лета семь тысяч осмого. А в них писаны пригороды и волости и ряды и погосты и села и деревни Великого Князя и за бояры и за детми за боярскими и за служилыми людми за помещики и своеземцовы и купецкие деревни и владычни и монастырские деревни в сохи по новгородскому. А в сохе по три обжы. А на пригороды, на посады и на великого князя волости и на села и на деревни кладен великого князя оброк рубли и полтинами и гривнами, и денгами новгородскими в новгородское число». Настоящая Писцовая Книга – одна из самых древних, дошедших до нашего времени Писцовых Книг (7008–1500). Первая половина ее, содержащая описание погостов в уездах Новгородском (I–493 столбцы), Копорском (494–879), Ямском (879–957) и описание городов Копорья (494), Ямы (879–885) и Ладоги (957–960) издана Спб. Археографической Комиссией в 1868 г. в III томе Новгородских Писцовых Книг. Вторая же половина ее появилась в печати еще в 1851 и 1852 г. г. во Временнике Императорского Московского Общества Истории и Древностей Российских в книжках 11 и 12, под заглавием «Переписная Окладная Книга по Новугороду Вотьской пятины 7008 года (2-я половина)» и заключает в себе в 1-й кн. на стр. 1–110 описание погостов Ладожского уезда, на 111–115 стр. описание г. Орешка, на 115–464 стр. описание погостов Ореховского уезда; в кн. 12-й – на стр. 1–188 описание г. Корелы и погостов Корельского уезда. Оригинал – рукопись – первой части хранится в Московском Архиве Министерства Иностранных Дел (по Новгороду 3, часть 1); вторая же часть рукописи, принадлежащая тому же Архиву, в 1859 году была Архивом препровождена в Спб. Археографическую Комиссию, откуда рукопись обратно не поступала, вероятно потому, что Комиссией утеряна. Рукопись в восьмую долю листа; писана скорописью; два почерка в ней несомненны; но можно их различать и более.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

20 июля. 198 С. 12 : Воспоминания любителя. VI/М. С. ((Ф)); С. 2 : Москва, 19 июля: (Рус.-китайские переговоры)/(Г.-П.); Ответ революционерам. Наша либеральная и консервативная печать. По учебному делу. (ПП); С. 3 : Из Самары. 5 июля: Засуха и предстоящий голод. Кумысо-лечебные заведения в Богдановке и другие. Брошюра А. Зарудного («По поводу опровержения, напечатанного в 1415 газеты «Новое время» Правлением Оренбургской железной дороги» (М., 1880)) и порядки на Оренбургской железной дороге. (ВИ); С. 4 : Беглянка из гарема. Парижские грешницы. Женщина, пережившая семерых мужей. (РИ). 21 июля. 199 С. 1 : С Нижегородской ярмарки: Отъезд на ярмарку. В ярмарочном соборе и при поднятии ярмарочных флагов. Завтрак у Никиты Егорова. Арфистки. Картина с плашкоутного моста. Отсутствие купален. У главного дома. Ресторан Мишеля. Бульвар. Духовенство. Встреча графа (Н. П.) Игнатьева. Просьба к нему. Кухня «Коммерческого» трактира/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 20 июля: (О политике фр. правительства Л. М. Гамбетты и отношении Франции к России)/(Г.-П.); Из воспоминаний о Китае/Сибирский казак; (Рец. на: Токмаков И. Указатель материалов для изучения истории, археологии, этнографии и статистики Москвы с ее достопримечательностями (как-то: монастырями, церквами, урочищами и проч.). М., 1880. Вып. IIV). (НК); С. 3 : Из Самары. 5 июля: Засуха. Пререкание о молебствии. Цена на хлеб. Казанская ярмарка. Земское собрание о семенах. Погода/Рв; Из Саратова. 14 июля: Оскудение деревни. Откуда оно? Съемка земли. Арендаторы-эвакуаторы. Исполнительные листы. Крестьянское хозяйство Саратовского уезда. (ВИ). 22 июля. 200 С. 12 : Из заграничных наблюдений: VII: Чрез Швейцарию; VIII: Мюнхен/Михаил М. Щй (М. М. Щуцкой). ((Ф)); С. 2 : Москва, 21 июля: (О новом сербском правительстве)/(Г.-П.); С. 3 : Из Череповецкого у., Новгородской губ. 20 июля: Иоанно-Предтеченская женская община; Из с. Кимр, Корчевского у., Тверской губ. 19 июля: Виды на торговлю. Обилие кабаков. Пожар. Погода; Из Коломны. 10 июля: Освящение мельницы/У. (ВИ); С. 4 : Шутка князя (П. А.) Вяземского и Пушкина: (Послание к В. А. Жуковскому от 27 марта 1833 г., с публ.; из газ. «Берег»). Анекдот об А. С. Пушкине: (Из газ. «Берег»). (РИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. Восхвалим мужи славны и отцы наши в бытии. Многу славу создал Господь в них величием своим от века. Слова мудрого Иисуса, сына Сирахова, гл. 44:1 Есть ли кому, то нам, благоименитые потомки славных предков сего града, и есть ли когда, то при настоящем наипаче торжественном случае нам приличествует сие увещание мудрого Мужа. Ибо что припоминает нам празднуемая ныне память угодника Божия, единого из древнейших Святителей сего града? Что как не те самые преславные времена древности, коими град наш превосходит все прочие грады Российские, и кои составляют отдаленнейшие, знаменитые эпохи отечественного бытописания? Здесь родилось, так сказать, самое Отечество наше – Россия. Здесь водружён первый скипетр самодержавия наших Монархов. Здесь родоначальник их положил основание Российской Державы. Отсюда сперва распространилось владычество её на Восток, Запад, Юг и Север. В сем граде появилось первое начертание Отечественных законоположений. На сии берега к любимому народом своим и целым Севером Государю притекали несчастные Цари в покровительство и защиту 1 . В сих странах предки Славяно-Руссов, отцы наши в бытии, первую приобрели славу и наполнили оною весь Север. Отсюда оружие их приводило в трепет врагов, а праводушие привлекало союзников. Здесь добродетели их вселили уважение всем соседям, а горячность к вере обратила на них свыше благословение Божие многими посреди их Угодниками Божиими: Многу славу созда Господь в них величием своим от века! Но – увы! Слава градов и целых народов преходит как образ мира сего. Век их стареет и кончается, яко век каждого человека. Могущество их ослабевает от напряжения самой крепости своей. Блистательность их меркнет от самого распространения света своего. Изобилие истощается от самого пресыщения их. Всем время, вещает мудрый Соломон, и время всякой вещи под небесем; время раждатися, и время умирати; время садити и время исторгати сажденное; время целити и время убивати; время созидати и время разрушати; время смеятися и время плакати; время ликовати и время рыдати; время собирати камение и время разметали камение 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

О достоверности этого рассказа есть и другие подтверждающие свидетельства: “обычные” люди ждут долго и мучительно, а первыми входят люди со “связями”. Потом Ванга начинает называть имена, причем в зависимости от посетителя она может и “угадать” некоторые подробности из его жизни (болезни, проблемы, родственников или события из прошлого). Очень редко “святая” дает духовные советы о том, как спастись, как жить с Богом. В вышеописанном случае с профессором Попвасилевым Ванга поступила по своему обычаю, т. е. не говорит ни о чем духовном, а сразу называет имена. Однако в этом случае она ничего не угадывает, потому что человек “даже и не спал на сахаре”. Но с духовной точки зрения наиболее опасным было, когда Ванга впадала в транс – тогда бесовские силы действовали совсем напрямую через нее. Иногда очевидцы этого явления ужасались так сильно от происходящего, что прямо убегали от страха. Даже и сама Ванга боялась впадать в транс. Все же возникает вопрос: возможно ли, чтобы некоторые (духовно невежественные) люди заблуждались и почитали лжесвятого как истинно святого? К сожалению, это не только возможно, но и многократно случалось. А и впредь тоже будет случаться. Из Священного Писания, из Ветхого Завета мы знаем, что часто лжепророки были почитаемы гораздо больше чем Божии пророки, а по отношению к последним временам Сам Господь предупреждает, что “ и тогда соблазнятся многие,… и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих ” ( Мф.24:10–11 ). Св. Кассиан Римлянин в беседе “О Божественных дарованиях” тоже предупреждает: “Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия чудес и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими . О духовном заблуждении (о прелести). Вкратце рассмотрим два случая (к сожалению, их намного больше), когда молодые монахи были духовно обольщенными бесами, и причем монахи хорошо знали Св. Писание (в отличие от Ванги). Но потом эти монахи избавились от прелести и стали истинно святыми (опять в отличие от Ванги). При описании первого случая видно особенно ясно, что люди начинают почитать человека, который был до этого момента не только не святым, но даже и находился в прямом общении с демонами. Вот что мы узнаем от жития св. Никиты Печерского, Новгородского епископа (†1108):

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010