Кто-то стоял у него за спиной (наверное, осталась Машка, а может, подошел кто-нибудь еще), но было не до того. Перед ним лежал мертвый Христос в окружении скромных цветов, а Саша читал по Нему Евангелие. Словно действительно только что умер кто-то дорогой, и надо было продержаться эту ночь у мертвого тела. Гулко звучали слова, колебались строки в слабом свете свечи, и пересыхало горло… «…придя же в себя, сказал: “сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих”. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: “отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим”. А отец сказал рабам своим: “принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся”. И начали веселиться». И знакомый издавна сюжет вдруг вырастал в полный рост в присутствии Мертвеца и невидимых людей за спиной. Словно тут и вправду была пещера, где когда-то лежало Его тело. Словно все было в первый раз: и эта смерть, и это слово. А потом кто-то тронул его за плечо, и незнакомый очкастый парень со спутанными русыми кудрями заглянул к нему в текст, отчеркнул что-то ногтем у себя, в книжке с замысловатыми вьющимися буквами, встал на его место и начал новую главу на еще одном языке, нараспев: «Элеген де ке прос тон мафитон…» Как непохоже было это на официальную строгость московских храмов! Воспоминание нахлынуло так ярко, что он даже не заметил: Петр уже вовсю обсуждал какую-то другую тему. Здесь-то жизнь шла в обыденной колее. Нет, здесь об этом не расскажешь, не получится. – Ну, мы этого уже не увидим. До дому, до хаты, каштаны в цвету… Ох, люблю я этот город, Киев! А вот Тамарка останется.

http://azbyka.ru/fiction/russkij-amsterd...

На первый взгляд эти слова как будто противоречат словам Спасителя в Нагорной проповеди: «Если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» ( Мф. 5, 47 ), хотя в сущности никакого, противоречия нет, ибо Спаситель имеет в виду любовь христианина к личным врагам («любите врагов ваших» — Мф. 5, 44 ), а св. Иоанн Богослов говорит об еретиках, которые являются врагами Божиими, и потому их следует остерегаться и избегать по указанной им причине: «ибо приветствующий его участвует в злых делах его». Св. ап. Павел также пишет: «Завещаем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес. 3, 6 ). Из сказанного явствует, что приведенные Апостольские правила лишь повторяют и уточняют мысль Священного Писания. Запрещение общаться с еретиками ставит целью не допускать заблуждению распространяться среди правильно верующих. Заблуждением же является всякое своемыслие, несогласие с Божественным откровением. В Христовой Церкви недопустимо каждому веровать по-своему: никто не имеет права выдумывать свою собственную веру. Члены Церкви обязаны «быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса» ( Рим. 15, 5 ), имея «едину веру» ( Еф. 4, 5 ). В противном случае ярость и гнев ожидает тех, «которые упорствуют и не покоряются истине» ( Рим. 2, 8 ). В противоположность этому, Амстердамская экуменическая «Декларация религиозной свободы» (1948 г.) утверждает, что «каждый имеет право определять свою веру» и «каждое лицо имеет право общаться с другими (лицами)… в религиозных целях» 142 . Налицо полное противоречие амстердамских решений слову Божию и основанных на нем Апостольским правилам, выражающим голос Вселенской Православной Церкви! Если станут возражать, что св. апостолы ходили к иудеям и язычникам, то мы ответим: да, они ходили с целью научить их правой вере, а не отступать от нее наподобие некоторых «православных» экуменистов. Св. ап. Павел, считая, что он должен всем — и эллинам и варварам ( Рим. 1, 14 ), подчеркивает, что он сделался всем для всех, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор. 9, 22 ).

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Однако не правильнее ли было бы внимательнее вчитаться в евангельские притчи, которые непосредственно предшествуют истории о блудном сыне? Там говорится о другой женщине, у которой было десять драхм… Она счастлива обретением потерянной драхмы, но ее ликование меркнет по сравнению с блаженством отца, дождавшегося своего сына. Эскиз Рембрандта «Возвращение блудного сына». Риксмузеум, Амстердам Среди персонажей картины есть еще один едва различимый образ, на который мало кто обращает внимание. Это музыкант, который сидя играет на флейте. Он изображен в профиль в виде барельефа с правой стороны от человека, который стоит, держась за стену. Его фигура словно напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца. Сохранилась нотариальная опись собственности, пригодной к продаже, которая была составлена после кончины художника: «Три старых, поношенных фуфайки; восемь носовых платков; десять беретов и головных колпаков; одна Библия и принадлежности для писания картин». Каким изданием Библии пользовался великий мастер, создавая свои шедевры, скорее всего мы не узнаем никогда. Однако остается несомненным, что до последнего дня своего земного существования Рембрандт непрестанно размышлял над Священным писанием. Поэтому попытаемся найти в пророчествах возможный ключ к еще одной загадке этой картины, связанной с ее композицией. Почему главную группу художник заметно сместил влево, разве не следовало бы ее разместить в центре картины? Эта деталь наводит на размышления над пророчеством о пришествии Мессии из книги пророка Захарии: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе! Не головня ли он, исторгнутая из огня?» (Зах. 3, 1-15). Это пророчество дает косвенное объяснение, почему Рембрандт не изображает то, что происходит по правую руку от отца: он тем самым словно отрекается от сатаны, который противодействует Ангелу Господню.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/40...

Ослепительным, загадочным, золотым светом озарена лишь грациозная фигура изображенной в профиль юной Эсфири. Она словно вписана в равносторонний треугольник справа от зрителя, вершину которого образует роскошный, высокий головной убор из чистого золота, унизанный жемчужными цепочками. Она окончила свою речь. Мы догадываемся об этом по характерному жесту ее еще приподнятых рук, уже коснувшихся локтями края стола и опускающихся на его поверхность. Эсфирь еще целиком находится во власти пережитого, ей было мучительно трудно произнести обличительную речь, она взволнована своим поступком и трепетно ждет царского приговора.Ближе всех к Эсфири находится Артаксеркс, от которого зависит исход событий. Громадная фигура царя в золоченой мантии, сверкающей фантастическими переливами и бликами от падающего откуда-то сверху и слева яркого света, отодвинута от нас в глубину.Артаксеркс задумался над только что услышанным. Сдерживая яростную вспышку, он жестко сомкнул губы и властно сжал сверкающий золотом царский скипетр в правой руке, словно указывая им на Эсфирь и одновременно локтем той же руки как бы отстраняя Амана. Художникам мастерски с психологической глубиной раскрыт образ Амана, изображенного в профиль. Рембрандт помещает его у самого края стола, намекая на его дальнейшую участь. Визирь затаился, но оцепенелая поза выдает его состояние — он понял, что обречен и охвачен страхом. Эсфирь символизирует здесь силу молитвы, взывающей к Артаксерксу в самый драматический момент:.  «Господи мой! Ты один   Царь   наш; помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя; ибо беда моя близ меня… Не предай, Господи,   скипетра   Твоего богам несуществующим, и пусть не радуются падению нашему, но обрати замысел их на них самих: наветника же против нас предай позору. Помяни, Господи, яви Себя нам во время скорби нашей и дай мне мужество … Боже, имеющий силу над всеми! услышь голос безнадежных, и спаси нас от руки злоумышляющих, и избавь меня от страха моего»  ( Есф. 4:17 ) История Картина была создана в начале последнего десятилетия жизни мастера. Вероятно, что Рембрандта на создание картины вдохновила пьеса «Эстер», которая была поставлена в Амстердаме в 1659 году и посвящёна супруге богатого купца Я. Хинлопена — Леоноре Хёйдекопер. Рекомендуемая литература Тематическая подборка

http://azbyka.ru/art/artakserks-aman-i-e...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Эта картина (одна из поздних работ Рембрандта) демонстрирует эпизод, изложенный в книге Исход. Художник запечатлел момент, произошедший после получения Моисеем Скрижалей Завета. Господь говорит Своему пророку спуститься с горы, чтобы остановить языческое безумство, охватившее израильский народ: «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» ( Исх 32: 7 ). «…Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою…» . ( Исх.32:19 ). Описание В центре композиции художник поместил величественную фигуру пророка Моисея, только что спустившегося с синайской горы и обнаружившего, что во время его отсутствия израильтяне стали поклоняться золотому тельцу. В отчаянии и душевном негодовании он поднимает каменную плиту с написанными заповедями Завета, чтобы разбить ее. Моисей изображен сомневающимся: он не знает, не следует ли ему уничтожить скрижали Завета, потому что после того, как он получил их от Бога на горе Синай, он вернулся к еврейскому народу и нашел его поклоняющимся золотому тельцу. Луч света озаряет его печальное лицо — Пророк скорбит об отступничестве своего народа, не исполняющего Божественный Закон, впавший в беззаконие и непослушание. Но Всемилостивый Господь не оставляет Моисея в этот переломный момент его служения: наказание необходимо, чтобы вразумить народ израильский идти праведным путем. Большие размеры полотна, на котором изображен всего один персонаж, выразительные черты старого Моисея и нерешительность, с которой он поднимает скрижали, — все это делает данное произведение психологически захватывающим, живым. История Рембрандт написал эту картину в 1659 году,  в последний период своего проживания на окраине Амстердама . Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/moisej-razbivajusch...

Арханг. Д. 285. Требник. Конволют: 1) л. 1–68 – рубеж 2) л. 69–118 – 1720-е гг.; 3) л. 119–142 – XII в.; 4) л. 143–177 – конец XVII– начало XVIII в.; 5) л. 178–181 – XII в.; 6) л. 182–209 – 1660-е гг. 8°. 209 л. Филиграни: первая часть: 1) Герб Амстердама с подвеской AJ, вид: Дианова. Герб Амстердама, 370 (1701, 1704 гг ); 2) Герб Амстердама, вид: Дианова. Герб Амстердама, 48 (1699, 1705 гг.); 3) Семь провинций с подвеской PJ, вид: Дианова, Костюхина, 879 (1692 г.): вторая часть: Герб Амстердама с контрамаркой (нрзб.), вид: Дианова. Герб Амстердама, 200 (1721 г.); третья часть: Герб (?), не отожд., XVII в , четвертая часть: 1) Герб Амстердама с подвеской MLT, вид: Хивуд, 387 (1689 г.); 2) Герб Амстердама с подвеской AG, вид: Дианова. Герб Амстердама, 296 (1701–1715 гг.); пятая часть: фрагмент филиграни (корона с намётом), не отожд., XVII в.; шестая часть: Орёл двуглавый, вид: Дианова, Костюхина, 1011 (1660 г.). Содержание: л. 72 об.–75 об. – предисловие об исповедании; л. 76–79 – поучение кающемуся; л. 79 об.–96 об., 101 об.–117 об. – чин исповеди; л. 85 об.–86 – вопросник о вере (из Никоновского требника); л. 86 92 – вопросник мужчинам (из Никоновского требника); л. 97–101 – чин причащения больного; л. 109 об.–111 об. – перечень грехов женщин. Арханг. Д. 356. Требник иноческий. Середина XVII в. 8°. 298 л. Филиграни: 1) Голова шута, тип: Днанова Голова шута, 156–157 (1664 г.); 2) Лилия в щите с короной с литерами, тип: Дианова, Костюхина, 921 (1646–1654 гг.); 3) Голова шута, не отожд. Содержание: л. 81–175 об. – чин исповеди; л. 92 об.–94 – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 96–100 – вопросник инокам (Основная редакция); л. 100 об.–108 – поновление инокам; л. 108–111 об. – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 111 об.–118 – поновление инокиням; л. 118–123 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 124–134 об. – поновление священникам; л. 134 об.–136 об. – поновление священникам-бельцам и дьяконам; л. 145–145 об. – поучение о делах, избывающих грехи; л. 146–153 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 153 об.–155 об. – вопросник вельможам (В Печ. тр.); л. 156–169 об. – поновление мужчинам; л. 169 об.–172 об. – поновление вельможам; л. 173–175 – поновление детям; л. 176–183 – чин причащения больного; л. 179 об.–182 об. – поновление мирянам; л. 183–183 об. чин исповеди немого, глухого, бесноватого.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Наука та про та докторантури з Амстердама для друку 23 вересня 2011 р. 17:15 22 сентября 2011 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия состоялось подписание договора о сотрудничестве Общецерковной аспирантуры и докторантуры с богословским факультетом Свободного университета Амстердама. Со стороны Общецерковной аспирантуры и докторантуры договор подписал ректор митрополит Волоколамский Иларион , со стороны Свободного университета Амстердама — профессор Вим Янсе, декан богословского факультета, проректор университета. В церемонии подписания также приняли участие со стороны Свободного университета Амстердама: профессор Аннетт Мошер, директор международных программ богословского и философского факультетов университета; диакон Михаил Баккер, директор Амстердамского центра восточно-христианского богословия; профессор протоиерей Эндрю Лаут. Со стороны Общецерковной аспирантуры и докторантуры в церемонии участвовали проректор протоиерей Владимир Шмалий и заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин священник Михаил Желтов. Как сообщает сайт Общецерковной аспирантуры, договор открывает для Русской Православной Церкви возможность осуществления совместных программ по подготовке и защите докторских диссертаций. Диссертанты Общецерковной аспирантуры и докторантуры, защитившиеся в рамках этой программы, будут получать степень кандидата богословия и одновременно международно признаваемую степень PhD Свободного университета Амстердама. Договор предоставляет также и иные широкие возможности для академического взаимодействия Общецерковной аспирантуры и докторантуры и Свободного университета Амстердама.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1630137...

Голова шута с косичкой и 4 бубенцами, контрамарка MIAM (л. 138—151), в трех вариантах. 3) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 351 — 70—80–е годы XVII в. Рукопись в развернутый лист, на 607 листах. Одним почерком: л. 4 — 603 об. Филиграни основной части фолианта: Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка РС (л. 4—11, 20—27, 40, 44—115, 116—251, 260—292, 294—297, 299—313, 315—328, 330—347, 350—351, 353, 356—371, 375—376, 380—390, 393—403), в двух вариантах, один из них — Дианова и Костюхина, 456 (1670—1676 гг.); Голова шута с 7 бубенцами (л. 12—19, 28—39, 41—43, 116, 252—259, 293, 298, 314, 329, 348—349, 352, 354—355, 372—374, 377—379); Герб Амстердама, контрамарка GB (л. 391—392) — это восьмой знак Виф. 34; Герб Амстердама с буквами FB, контрамарка PD (л. 404—571)—два варианта — оба находятся в Описи Патриаршей ризной казны 7183 г., второй вариант совпадает с седьмым знаком Виф. 34; Герб Бристоля (л. 572—603) — Дианова и Костюхина, 267 (1673 г.), Расходная книга Патриаршего Казенного приказа за 7193 г. 4) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1404б (л. 566 — 568 об.) — кон. XVII в. Текст восходит к Архивскому списку. Филигрань: Герб семи провинций — Гераклитов, 305, 306 (1697 г.). 5) РНБ, F.IV.235 (л. 189—192) — конца XVII — начала XVIII в. Тект восходит к Архивскому списку. Филиграни: Двуглавый орел под короной — типа: Хивуд, 1294 (1591 г.); Голова шута с 7 бубенцами и буквами AI — Клепиков, 894 (1682, 1697 гг.); Герб Амстердама с буквами MI — Клепиков, 1251 (1719 г.); Герб Амстердама с буквами EP; Голова шута с 7 бубенцами — типа: Клепиков, 1392 (1597 г.); Герб Амстердама — типа: Хи–вуд, 359 (1593 г.). 6) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 15 — около 1727 г. Непосредственная копия Вифанского списка. 7) РГАДА, 181 (Собр. МГАМИД), 16 — 70–е годы XVIII в. Текст доведен только до 6524 г. и является копией Арх. 15. Филиграни: Герб Амстердама с буквами IH; Герб Амстердама с буквами HT; Pro Patria и литеры GR — Лауцявичюс, 2892 (1778, 1779 гг.); Pro Patria и литеры GR под короной — Клепиков, 1044 (1762 г.), Лауцявичюс, 2893 (1755 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Третий почерк: л. 92 — 96 об., 542—548. Четвертый почерк: л. 428 об. — 432 об. Пятый почерк: л. 204 — 211 об., 227—251, 253 об. — 254, 254—255, 255 об. — 259 об., 260 об. — 261, 262 об. — 266 об. Шестой почерк: л. 446—457. Седьмой почерк: л. 588 — 599 об., 603 — 603 об. Восьмой почерк: л. 641 — 644 об. Девятый почерк: л. 678—680, 680 об. — 686, 811 — 813 об., 815 — 819 об.; приписки на полях л. 833 — 833 об., 840 об. Десятый почерк: л. 750—779. Филиграни: Герб Амстердама, под ним лигатура из букв V и H (чистый л. I); Герб Амстердама, под ним лигатура из букв F и С, контрамарка из букв PD (л. 1—31 Оглавления за исключением некоторых листов) — типа Черчилль, 11 (1670 г.), Дианова и Костюхина, 154 (1671 г.); Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка в виде вензеля (л. 9=14); Голова шута с 7 бубенцами и перевернутыми буквами P и D (л. 27=28); Голова шута с 7 бубенцами (л. 32—38 Оглавления), в трех вариантах, один из них — Гераклитов, 1374 (1678 г.); Герб Амстердама, под ним цветок, контрамарка из литер МРВ (л. 1—7, 10—13, 173—203, 212—219, 436, 437=440, 441, 507, 508=513, 514) — Расходная книга Патриаршего Казенного приказа за 7182 (1673/74) г. ; Герб Амстердама, под которым буквы F и B, контрамарка PD (л. 8—9, 14—64, 307—394, 395=402) — Опись Патриаршей ризной казны 7183 г. , Расходная книга Патриаршего Казенного приказа за 7183 (1674/75) г. , Дианова и Костюхина, 156 (1677 г.); Герб Амстердама, контрамарка из литер G и B (л. 65—91, 97—100, 117—124, 220—226) — Опись Патриаршей ризной казны 7183 (1674/75) г.; Голова шута с косичкой и 5 бубенцами (л. 92—96) — Гераклитов, 1319 (1669 г.); Голова шута с 7 бубенцами (л. 101—116), в двух вариантах; Герб Амстердама, под ним буквы GD (л. 125—172) — Дианова и Костюхина, 155 (1674 г.); Голова шута с 7 бубенцами (л. 204—211, 227—266, 443—458), в двух вариантах; Голова шута с 7 бубенцами и буквы СС (л. 267—306) — типа Гераклитов, 1370 (1666 г.); Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка РВ (л. 396—401, 403—418, 426—434, 435=442, 438=439, 459—506), в трех вариантах: один вариант —типа Хивуд, 2025 (1669 г.), другой вариант — Дианова и Костюхина, 427 (1658 г.);

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Водяной знак герб Амстердама представлен двумя разновидностями: 1) корона с наметом, щитодержатели в профиль: 2) герб с овальным щитом, корона без намета, щитодержатели в фас. Внутри первой разновидности выделяются три варианта знака: 1) герб Амстердама, с литерным сопровождением «PB» – идент. Диан.. Кост. 157–1678 [в трех тетрадях: 8. 16 (125–126, 130), 68; идентичный знак есть также на бумаге списка В (1678)]; 2) герб Амстердама, без литер – идент. Диан., Кост. 158 – 1678–1680 [на вклеенном л. 279 (челобитная) и в четырех тетрадях: 55–57 (филигрань хорошо видна на л. 466, 469), 64; идентичный знак есть также в списке В и «Рифмологионе " ]; 3) герб Амстердама с литерами « ЕР » – близок к Диан., Кост. 159 – 1680 [в четырех тетрадях: 62. 65–67]. Вторая разновидность знака имеет один вариант: герб Амстердама с овальным щитом, контрамаркой – идент. Диан., Кост. 129 – 1678–1680 [на вклеенном л. 444 и в трех тетрадях: 58–59, 63; идентичный знак есть также в «Рифмологионе»)]. Водяные знаки герб-перевязь и двуглавый орел представлены каждый одной разновидностью. Герб-перевязь с тройной косой полосой, под лилией, под щитом на стержне лигатура « WR » – идент. Диан., Кост. 1068 – 1675 двойном л. 305, 308 и в тетради 10 ]. Двуглавый орел под короной, на тулове рог изобилия – идент. Диан., Кост. 1027 – 1670 [в 20 тетрадях: 31–33, 39–53, 60–61; идентичный знак встречается также на бумаге в рукописи «Венца веры» (1670) Симеона 30 , в списке В и «Рифмологионе " ]. Для наглядности приводим роспись листов по тетрадям с указанием филиграней. Начальная тетрадь с текстом «Предисловия», не входящая в счет тетрадей, пронумерованных Симеоном, содержит листы I . 1–3; на листе, пронумерованном римской цифрой I филигрань: голова шута, на воротнике 5 зубцов – вариант Диан., Кост. 397 – 1678 (тот же знак – в тетради 54). Номера тетрадей и листов Описание филиграни Определение филиграни Г олова шута, на воротнике 7 зубцов, контрамарка «PL» вариант Диан., Кост. 455а (контрамарка отсутствует) – 1673–1676

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010