Как ревностный католик, Филипп II занял непримиримую позицию в отношении протестантов в Н. Многие из них бежали на соседние территории (напр., в Эмден в Вост. Фрисландии или Англию). Беженцы из Н. основывали протестант. общины в англ. портовых и близлежащих герм. городах. В 1559 г. для борьбы с распространением протестантизма и со злоупотреблениями в католич. Церкви папа Римский Павел IV по просьбе Филиппа II провел в Н. церковную реформу. Ее вдохновителем и архитектором был католический теолог из Лувенского ун-та Франциск Сонний, получивший поддержку у главы Государственного совета Виглиуса, доверенного лица Филиппа II. Буллой «Super universas» от 12 мая 1559 г. на нидерландских землях были основаны 3 новые церковные провинции: архиеп-ство Камбре с подчиненными еп-ствами Аррас, Турне, Намюр и Сент-Омер; архиеп-ство Мехелен с подчиненными еп-ствами Ипр, Гент, Брюгге, Антверпен, Хертогенбос, Рурмонд; архиеп-ство Утрехт с подчиненными еп-ствами Харлем, Девентер, Мидделбург, Гронинген, Леуварден. Примасом Н. был архиепископ Мехелена, к-рым в 1561 г. стал Гранвель, получивший от папы Римского также сан кардинала. Новое церковное деление было призвано заменить устаревшее, созданное еще в раннем средневековье, повысить эффективность деятельности католич. структур и централизацию региона, прежде в церковном отношении подчиненного преимущественно Кёльнскому, Трирскому и Реймсскому архиеп-ствам, центры к-рых находились за пределами Н. Филипп II получил право номинировать кандидатов на епископские кафедры, к-рых впосл. утверждал папа Римский. Льеж, сохраняя статус епископства-княжества, оставался в подчинении Кёльнскому архиеп-ству, но многие его приходы были переданы архиеп-ству Мехелен и еп-ствам Рурмонд, Хертогенбос, Намюр, Антверпен. Архиеп. Гранвель, считая распространение протестантизма угрозой общественному порядку, стремился, с одной стороны, к ужесточению политики в отношении протестантов, а с другой - к проведению реформы католич. Церкви изнутри, которая была намечена на Тридентском Соборе (1545-1563) и в булле «Super universas» и направлена в т. ч. на повышение дисциплины и уровня образования нидерланд. католич. клира. Ок. четверти католич. священников в Н. не соблюдали целибата, большинство из них не имели достаточного богословского образования и потому были неспособны достойно оппонировать протестант. проповедникам и соответствовать возросшим духовным потребностям своих прихожан. Не хватало семинарий для подготовки молодых священников. Введенный образовательный ценз для кандидатов на церковные должности вызвал недовольство местного дворянства и верхушки магистратов, поскольку это ограничивало их влияние на подбор кандидатов на такие должности. Дворянство возмущалось тем, что Филипп II больше прислушивался к мнению Гранвеля, ставшего объектом всеобщей ненависти, а не к суждениям более рассудительной Маргариты Пармской.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Можно впрочем догадываться, что внутренность земли действительно представляет не огненно-жидкое, как думали до сих пор, а скорее особого рода твердое состояние, что доказывается, во-первых, отчасти вычислением земной массы, а затем, в последнее время, и сейсмографическими наблюдениями, обнаруживающими, напр., что волны далеких землетрясений передаются не только поверхностными слоями земли, но и ее внутренней толщей, и притом совершенно так, как если бы весь земной шар состоял из самой твердой стали 111 . В области столь же громадных величин, но уже не пространственного, а временного, исторического познания нашей планеты приходится в еще более широком масштабе вдаться в область гаданий, а так как именно вопрос о прошедшем и будущем земли, т.-е. о моментах начала и конца нашего земного мира, являлся всегда одним из пунктов разногласия науки и религии, то мы и считаем вполне уместным привести здесь всю ту путаницу чисто гипотетических дат, которой, мне думается, меньше всего следует опасаться строго объективной естественно-научной апологетике. Быстро переходя предел исторической памяти человечества, охватывающий не более 6 тысячелетий; оставляя за собою приблизительно втрое больший период времени, отделяющий нас от наших отдаленнейших предков, наука быстро вступает в довольно обычный для нее лабиринт колоссальных цифр, стремящихся обосноваться на данных и геологии, и палеонтологии, и астрономии. Так, напр. Гейки и Рётерфорд насчитывают для земли почтенный возраст в 1000 миллионов лет 112 . Приблизительно ту же цифру дает и Эмден 113 , оговариваясь, впрочем, что она уж чересчур грубо (раз в 60!) не сходится со сравнительно скромной цифрой 17 миллионов, выводимой лордом Кельвином на основании контракционной теории миро образования. Но зато геолог Рудзский увеличивает эту цифру еще вдвое (2000 мил. лет) 114 . По одним данным вода в виде океанов, а с нею якобы и первая жизнь, появились не ранее 10 миллионов лет 115 , а по другим – внезапно оказывается, что органические остатки находятся в пластах насчитывающих в 10 раз большую давность 116 , и, наконец, современный ботаник Де-Фрис ограничивается всего 20–40 миллионами лет 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rel...

[Althusius, латинизированная форма от нем. Althaus] Иоганн (1557, Диденсхаузен - 12.08. 1638, Эмден), нем. юрист и политический мыслитель, создатель учения о гос-ве, об-ве и народном суверенитете кальвинист. толка. Учился в Кёльне и Женеве, закончил свое образование в Базеле, где в 1586 г. защитил докт. диссертацию по юриспруденции. Тогда же А. опубликовал свое первое сочинение, написанное под влиянием логического метода франц. философа Пьера де ла Раме , «Об искусстве римской юриспруденции, методически изложенной» (De arte Iurisprudentiae Romanae methodice digestae) в 2 книгах. Позднее вышло расширенное изд. в 3 томах под названием «Decaelogica». В 1586 г. А. получил приглашение из кальвинист. ун-та г. Херборн (Германия) и, переехав туда, в 1588 г. стал профессором и синдиком (юрисконсультом) ун-та. В 1603 г. опубликовал свой главный труд «Политика, изложенная методически и проиллюстрированная примерами Божественного и человеческого» (Politica methodice digesta et exemplis sacris et profanis illustrata; окончательный вариант текста см. в изд. 1614). По определению А., политика - это учение о совместной жизни людей, имеющей определенные правила. Для характеристики об-ва А. использовал понятие «consociatio symbiotica» - объединение, союз для взаимополезного сожительства. По А., совместная жизнь людей возникает не только благодаря Божественному установлению, но и в силу их природного стремления регулировать свои взаимоотношения на основе общественного договора , целью к-рого является благочестивое сообщество. Там, где утверждается справедливый порядок, совокупность правил совместной жизни образует ius symbioticum - право, обязательное для всех членов сообщества. Носителем верховной власти (суверенитета) в об-ве объявляется сам народ. Хотя правители и получают свою власть путем договора с народом, соглашение может быть расторгнуто, если властители станут злоупотреблять делегированными функциями. Прилагая свою теорию к реальной жизни, А. объяснял политико-правовое устройство Римско-Германской империи как господство императора, основой к-рого является договор о власти и подчинении, заключенный с представителями народа-суверена - курфюрстами (князьями-выборщиками императора).

http://pravenc.ru/text/115260.html

Так, напр. Гейки и Рётерфорд насчитывают, для земли, почтенный возраст в 1000 миллионов лет. 2029 Приблизительно ту же цифру дает и Эмден, 2030 оговариваясь, впрочем, что она уж чересчур грубо (раз в 60!) не сходится со сравнительно скромной цифрой 17 миллионов, выводимой лордом Кельвином на основании контракционной теории мирообразования. Но зато геолог Рудзский увеличивает эту цифру еще вдвое (2000 мил. лет). 2031 По одним данным, вода, в виде океанов, а с нею, якобы, и первая жизнь появились не ранее 10 миллионов лет, 2032 а по другим – внезапно оказывается, что органические остатки находятся в пластах, насчитывающих в 10 раз большую дав- —433— ность 2033 и, наконец, современный ботаник Де Фрис ограничивается всего 20–40 миллионами лет. 2034 Вся эта груда совершенно гипотетических цифр, быть может, с особенной отчетливостью подчеркивает, что наука и здесь, при попытках познания земного мира во времени, ограничиваясь лишь совершенно гадательными предположениями, и в связи со всем тем, что было сказано выше, едва-ли может искренно и серьезно претендовать на догматическую обязательность своих мнений. Поэтому, естественно-научная апологетика, со своей стороны, может с полным нравственным правом, выставить следующие слова еп. Сильвестра, прекрасно выражающие взгляд всякого, избравшего путь не научной, а религиозной веры: «Основательно-ли по настоящему, заведенному порядку вещей судить о том, что происходило с землею до, и для, устроения этого самого порядка? Ведь тогда были совершенно иные условия бытия на земле, чем каковы они теперь. Теперь всё происходит на земле, хотя под непосредственным смотрением Божиим, но по начертанным Богом законам, и при действии установленных Им сил природы. Тогда-же действовала, по преимуществу, творческая воля Божия, производившая и устанавливавшая самые силы и законы природы». 2035 Еще большая спутанность, и даже полнейшая фантастичность, царит в суждениях науки о будущем нашего земного мира, так как здесь уже нет даже намека на какую-нибудь осязательность исходных фактов, присущую, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как видно, и в этом, частном завещании Давид прежде всего наказывает сыну хранить верность Богу и Его заповедям, и вместе с тем, как выясняется, даже лежа на смертном одре, он не простил Иоаву ни вероломные убийства Авенира и Амессая, ни тем более убийства Авессалома и завещает Соломону расправиться с ним. Не простил Давид и Семея, сына Геры, которому, казалось бы, так великодушно подарил жизнь после подавления мятежа Авессалома. Так как он дал Семею клятву, что тот не умрет за нанесенные ему оскорбления, то Давид наказывает сыну как “человеку умному” найти другой повод для казни своего обидчика. Соломону Давид посвятил и свою последнюю песню — 72й псалом, заканчивающийся знаменательными словами: “Завершены молитвы Давида, сына Ишая”. В этом псалме он молит Бога послать его наследнику то, что он сам считает высшими ценностями для царя — способность вершить подлинно справедливый суд и править так, чтобы никто в народе не чувствовал бы себя притесненным; мира и процветания для страны, а также (как же без этого!) покорности всех вассалов — так, чтобы весь народ от всего сердца молился за продление жизни царя: “Молитва о Шломо. Бог, Свое правосудие даруй царю и Свою справедливость — Царскому сыну! Чтобы он судил Твой народ праведно и Твоих обездоленных — по закону. И горы принесут мир народу, и холмы — через милосердие. Он будет судить бедняков народа, спасать тех, кто обездолен, а грабителя — потеснит… И склонятся перед ним все цари, все народы будут ему служить, ибо он спасет возопившего бедняка и отделенного — того, кому помочь некому. Пожалеет он нищего и убогого, и души обездоленных вызволит. От обмана и грабежа избавит он их души, и их кровь будет ценна в его глазах…” ( Пс. 72:1-4,11-14 ). Раввин Яаков Эмден в книге “Амудей шамаим” (“Небесные столпы”) приводит предание, по которому в тот час, когда Давид написал этот свой последний псалом и понял, что он — действительно последний, то он возликовал и сказал перед Богом: “Владыка Вселенной! Разве кто-либо из твоих созданий когда-либо произнес в честь Тебя больше гимнов, чем я?!” Тут впрыгнула ему на кровать лягушка и проквакала: “Я пою больше песен и гимнов, чем ты!”

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

Спасаясь от религ. преследований Альбы, многие кальвинисты бежали на пограничные герм. территории. В 1568 г. в г. Везель состоялся синод кальвинист. лидеров Н., к-рый принял Бельгийское вероисповедание и Гейдельбергский катехизис как основы вероучения постепенно складывавшейся реформатской Церкви. В окт. 1571 г. за пределами Н., в г. Эмден (Вост. Фрисландия), состоялся синод, на заседаниях к-рого, как традиционно считают, произошло основание Нидерландской реформатской церкви (НРЦ). Были подтверждены положения, принятые на Везельском синоде, и утвержден пресвитерианский принцип управления Церковью: низшая ступень - приходские церковные советы, затем консистории, потом территориальные объединения («классис») и, наконец, областные и национальные синоды. В 1571 г. в ответ на требование выплаты алькабалы и др. налогов население Н. взялось за оружие. Вооруженные отряды восставших свергали испан. органы власти, громили католич. церкви и мон-ри. Борьбу с испанцами в Н. вели партизаны, по аналогии с аристократами называвшие себя гёзами. При поддержке местного населения «лесные гёзы» действовали на суше (в лесах Фландрии и Геннегау), «морские» - на море в Северных Н., где под командованием дворян-кальвинистов захватывали и топили испан. суда, нападали на порты, доставляли провиант в осажденные испанцами города. Попытки оказать помощь восставшим предпринимал Вильгельм Оранский, неск. раз (в 1568, 1570 и 1572) направлявший наемную армию в Н. Однако она потерпела ряд поражений и в сент. 1572 г. была распущена. Известие о захвате гёзами 1 апр. 1572 г. зеландского г. Брилле послужило сигналом к началу всеобщего восстания против испанцев в сев. провинциях Н. 14 апр. Вильгельм Оранский призвал население повсеместно оказывать сопротивление испан. властям, злоупотреблявшим доверием короля, и отстаивать свои исконные вольности. Вскоре Зеландия и Голландия, кроме Амстердама, оказались во власти гёзов. Созванные в авг. 1572 г. штаты Голландии признали Вильгельма Оранского законным статхаудером Филиппа II в Голландии и Зеландии и передали ему верховное военное командование и высшую исполнительную власть в провинциях.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Точно так же, должно думать и относительно того, что каббалисты называют “верой.” Молитвы, о которых они говорят, должны быть произносимы непременно с “верой”, а иначе они не окажут воздействия на высшие миры. Но это не вера в Бога, а выработка напряженной энергии, уверенность в своей способности произвести данное влияние. Что касается нравственности каббалистов, то она никогда не ценилась в еврействе высоко, и, скорее, оценивалась даже очень низко. Так, раввинисты обвиняли в крайней распущенности самого Саббатая Цеви, лжемессию, который учил на основе каббалы. Если бы это было даже преувеличением, порожденным партийной ненавистью, то все же “Катехизис сабба-тиан”, сохранившийся до нашего времени в Салониках, далеко не блещет высокой этикой (Проф. Грец. Остатки саббатианской секты в Салониках. “Восход”. 1884. 6). В нем значится, что “мир существует только для верующих” (то есть для них самих) и что “не составляет преступления в глазах Бога — убить верующего, разоблачившего тайны своего учения”. Обман окружающих также возводится у них в обязанность. Если все это происходит просто в борьбе за существование, то все равно оно  не блещет этикой (Хасидизм — учение в основе вполне каббалистическое, хотя в развитии своем приняло своеобразные формы. Каббала издавна проникла в Польшу. Саббатьянство также проникало сюда, хотя жило скрытно. Основатель хасидизма Израиль Бешт, лично человек очень хорошей репутации, читал “Зо-гар”, по которому и гадал. Его учение — обычное каббалистическое, из которого быстро выработался институт “цадиков”, праведников, служащих посредниками между миром и Богом, умеющих влиять на высшие сферы и потому приобретших абсолютный авторитет в пастве своей (С. Дубнов. Возникновение хасидизма. “Восход”, 1888). Весьма дурно отзывались евреи о саббатианцах, проникших в Польшу. “Они, — говорит их обличитель Яков Эмден, — разрешили себе прелюбодеяние, воровство, клятвопреступление и делали это с намерением насытить нечистую силу и тем ускорить пришествие Мессии” (С. Дубнов. Введение в историю хасидизма. “Восход”. 1888, март) (Дубнов Семен Маркович (1860—1941) —еврейский историк. Главный труд— “Всемирная история еврейского народа от древних времен до настоящего времени”. В 10т, Берлин, 1924). Когда в Польше появились хасиды, их повсюду обвиняли в безнравственности. “О минском кружке рассказывали ужасные вещи, говорили, что, кроме отступления от обрядов, члены кружка позволяли себе самые постыдные пороки, разврат и распущенность, что впоследствии подтвердилось при допросе” (С. Дубнов. История хасидского раскола. “Восход.” 1890, март). В окружном послании знаменитого Гао-на Ильи, кроме тех же обвинений, читаем, что “между хасидами есть люди, запятнавшие себя кровью невинных бедняков” (Там же. 1891, ноябрь). Господин Дуб-нов не объясняет в точности смысла этого обвинения, но, очевидно, оно подразумевает нечто преступное.

http://sueverie.net/kabbala.html

Точно так же, должно думать и относительно того, что каббалисты называют «верой». Молитвы, о которых они говорят, должны быть произносимы непременно с «верой», а иначе они не окажут воздействия на высшие миры. Но это не вера в Бога, а выработка напряженной энергии, уверенность в своей способности произвести данное влияние. Что касается нравственности каббалистов, то она никогда не ценилась в еврействе высоко, и, скорее, оценивалась даже очень низко. Так, раввинисты обвиняли в крайней распущенности самого Саббатая Цеви, лжемессию, который учил на основе каббалы. Если бы это было даже преувеличением, порожденным партийной ненавистью, то все же «Катехизис сабба-тиан», сохранившийся до нашего времени в Салониках, далеко не блещет высокой этикой (Проф. Грец. Остатки саббатианской секты в Салониках. «Восход». 1884. 6). В нем значится, что «мир существует только для верующих» (то есть для них самих) и что «не составляет преступления в глазах Бога – убить верующего, разоблачившего тайны своего учения». Обман окружающих также возводится у них в обязанность. Если все это происходит просто в борьбе за существование, то все равно оно не блещет этикой (Хасидизм – учение в основе вполне каббалистическое, хотя в развитии своем приняло своеобразные формы. Каббала издавна проникла в Польшу. Саббатьянство также проникало сюда, хотя жило скрытно. Основатель хасидизма Израиль Бешт, лично человек очень хорошей репутации, читал «Зо-гар», по которому и гадал. Его учение – обычное каббалистическое, из которого быстро выработался институт «цадиков», праведников, служащих посредниками между миром и Богом, умеющих влиять на высшие сферы и потому приобретших абсолютный авторитет в пастве своей (С. Дубнов. Возникновение хасидизма. «Восход», 1888). Весьма дурно отзывались евреи о саббатианцах, проникших в Польшу. «Они, – говорит их обличитель Яков Эмден, – разрешили себе прелюбодеяние, воровство, клятвопреступление и делали это с намерением насытить нечистую силу и тем ускорить пришествие Мессии» (С. Дубнов. Введение в историю хасидизма. «Восход». 1888, март) (Дубнов Семен Маркович (1860–1941) -еврейский историк. Главный труд- «Всемирная история еврейского народа от древних времен до настоящего времени». В 10т, Берлин, 1924). Когда в Польше появились хасиды, их повсюду обвиняли в безнравственности. «О минском кружке рассказывали ужасные вещи, говорили, что, кроме отступления от обрядов, члены кружка позволяли себе самые постыдные пороки, разврат и распущенность, что впоследствии подтвердилось при допросе» (С. Дубнов. История хасидского раскола. «Восход». 1890, март). В окружном послании знаменитого Гао-на Ильи, кроме тех же обвинений, читаем, что «между хасидами есть люди, запятнавшие себя кровью невинных бедняков» (Там же. 1891, ноябрь). Господин Дуб-нов не объясняет в точности смысла этого обвинения, но, очевидно, оно подразумевает нечто преступное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

1 октября 1944 года под руководством капитана 3-го ранга Александра Маринеско С-13 вышла в свой 43-суточный поход … Вскоре после возвращения из него, 26 ноября, Тимофея Кондратова наградили медалью Нахимова (в представлении к награде командир Маринеско первоначально указал медаль Ушакова). На протяжении всего похода кок обеспечивал команду, как всегда, вкусными обедами, а камбуз содержал в отличном состоянии. Заметим, по техническим данным автономность данного типа лодок составляла всего 30 суток. А в случае с ПЛ С-13 на 13 суток больше! В очередной раз команда под руководством Маринеско вышла в море уже 11 января 1945 года. Вначале советской субмарине не везло. Все встреченные транспорты либо очень хорошо охранялись, либо проходили вне зоны поражения. Наконец, 30 января в перископе появился большой корабль, быстро уходивший вдаль. Чтобы не упустить и его, Маринеско приказал догонять цель в надводном положении. Форсировав двигатель лодки до предела, советским подводникам удалось выйти на дистанцию торпедного выстрела. После трёх полученных в борт торпед немецкое судно быстро затонуло. После взрывов опомнились и корабли немецкого эскорта. Чтобы их запутать, Маринеско уводит подлодку в сторону берега и ложится на грунт. Расчёт оправдался, С-13 так и не нашли. Следующая удачная атака произошла 10 февраля 1945 года. Маринеску был уверен, что в этот раз он потопил немецкий крейсер «Эмден». Уже по возвращении стало известно, что первый потопленный транспорт - это лайнер «Вильгельм Густов», а второй - не крейсер, а тоже транспорт «Генерал Штойбен». Лайнер «Вильгельм Густов» - десятипалубное круизное судно. До войны использовался как плавучий дом отдыха, с 1940 года переоборудован под учебное судно-казарму дивизии подводного флота Германии. В 1945 году на нём вывозили из осаждённого Данцига всех, кого немецкое командование желало спасти от русского плена. Так как погрузка на эвакуацию была поспешная, точное количество пассажиров неизвестно. По разным данным, при потоплении погибло от пяти до десяти тысяч человек, в том числе курсанты училища подводного плавания и нацистские функционеры с семьями. На втором транспорте «Генерал Штойбен» пытались уйти от возмездия более трёх тысяч гитлеровцев, из них спаслись в десять раз меньше - около трёхсот.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/06/k_...

В Малайзии почтили память русских моряков, погибших во время Первой мировой войны 4 ноября 2015 г. 16:12 По благословению епископа Солнечногорского Сергия , несущего архипастырское попечение о приходах Русской Православной Церкви в Сингапуре и Малайзии, служащий в Михайло-Архангельском приходе Куала-Лумпура игумен Павел (Хохлов) совершил панихиду на месте основного захоронения моряков русского крейсера «Жемчуг» на христианском кладбище Джорджтауна — столицы малазийского штата Пенанг — и заупокойную литию на острове Джереджак по двум погребенным там русским морякам. На заупокойных богослужениях присутствовали посол России в Малайзии В.Н. Ермолов с супругой, военный атташе России в Малайзии А.В. Игнашов, директор Российского центра науки и культуры в Малайзии А.Е. Гулько, почетный консул России в штате Пенанг Тео Сенг Ли, российские дипломаты, соотечественники, а также военный атташе Объединенных Арабских Эмиратов. 101 год назад, 28 октября 1914 года, русский бронепалубный крейсер «Жемчуг», в начале Первой мировой войны охранявший корабли союзников в Юго-Восточной Азии, погиб от торпеды германского военного корабля «Эмден» на рейде у малазийского острова Пенанг. Большинству членов команды удалось спастись, чему они обязаны местным жителям. Погибших моряков захоронили с почестями. Первый памятник крейсеру «Жемчуг» установили в 1915 году моряки вспомогательного крейсера «Орёл». В феврале 1938 года казаки-эмигранты, оказавшиеся на гастролях на Пенанге, привели могилу в порядок, поправили крест и установили памятную табличку с девятью фамилиями, которые им удалось узнать из кладбищенских архивов. В феврале 1976 года на могиле появился новый памятник с именами русских моряков в виде каменного куба с надписью «Русским военным морякам крейсера " Жемчуг " — благодарная Родина». В 1990-х годах была добавлена плита с фамилиями офицеров крейсера. Точное число погребенных в братской могиле на тропическом острове неизвестно. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

  001     002