Церковь восприняла совсем другой опыт, опыт святости, и устами апостола и евангелиста Иоанна Богослова, апостола любви, свидетельствует: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Если же мы ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если мы говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». ( 1Ин.1; 5, 9 ). Видеть свои грехи и каяться в них – это дар Божественной благодати, это огромная, Богом или Божией Матерью дарованная радость, «нечаянная радость». В молитве прп. Ефрема Сирина , которая читается в продолжение Великого Поста, мы просим: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Нет человека, который бы жил и не согрешил, даже святые не без греха, но они святы, а мы – нет. Чем же святые отличаются от нас? Тем, что они всем сердцем возлюбили Бога, и каялись пред величием Его Святости, Божественной Правды, Милости и Любви к человеку. Как ни сильно искушение, как ни привлекателен грех, их можно преодолеть. Великий святой ХХ века, преподобный Силуан Афонский говорил: «Истину говорю вам: я не знаю в себе ничего доброго и много у меня грехов, но благодать Святого Духа изгладила мои многие грехи, и знаю я, что тем, кто борется с грехом, Господь дает не только прощение, но и благодать Святого Духа, Который радует душу и дает ей глубокий и сладкий мир». Как ни сильно искушение, как ни привлекателен грех, их можно победить. О тех, кто борется с грехом и с помощью Божией побеждает его, Писание говорит: «Побеждающий облечется в белые одежды и не изглажу имени его из книги жизни и исповедую имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» ( Апок.3:5 ) В заключение хочется привести замечательные, даже неожиданные в своем оптимизме, слова великого святого святителя Димитрия Ростовского : «Радуйтесь, грешники! Праведников поведет в рай апостол Петр, а грешников — сама Божия Матерь!».

http://azbyka.ru/pochemu-kayatsya-stydno...

Церковь восприняла совсем другой опыт, опыт святости, и устами апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Апостола любви, свидетельствует: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1 Ин. 1; 5, 9 ). Видеть свои грехи и каяться в них – это дар Божественной благодати, это огромная, Богом или Божией Матерью дарованная радость, «нечаянная радость». В молитве преподобного Ефрема Сирина , которая читается в продолжение Великого поста, мы просим: Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждении брата моего. Нет человека, который бы жил и не согрешил, даже святые не без греха, но они святы, а мы – нет. Чем же святые отличаются от нас? Тем, что они всем сердцем возлюбили Бога, и каялись пред величием Его Святости, Божественной Правды, Милости и Любви к человеку. Великий святой XX века, преподобный Силуан Афонский говорил: «Истину говорю вам: я не знаю в себе ничего доброго и много у меня грехов, но благодать Святого Духа изгладила мои многие грехи, и знаю я, что тем, кто борется с грехом, Господь дает не только прощение, но и благодать Святого Духа, Который радует душу и дает ей глубокий и сладкий мир» . Как ни сильно искушение, как ни привлекателен грех, их можно победить. О тех, кто борется с грехом и с помощью Божией побеждает его, Писание говорит: Побеждающий облечется в белыя одежды, и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его ( Апок. 3:5 ). В заключение хочется привести замечательные, даже неожиданные в своем оптимизме, слова великого святого, святителя Димитрия Ростовского : «Радуйтесь, грешники! Праведников поведет в рай апостол Петр, а грешников – сама Божия Матерь! » Как построить детскую исповедь

http://azbyka.ru/deti/detskaja-ispoved-k...

3:1–4 На ложи моем в нощех, исках, егоже возлюби душа моя, исках Его, и не обретох Его: воззвах Его, и не послуша мене: востану убо, и обыду во граде, и на торжищах, и на стогнах, и поищу, егоже возлюби душа моя: поисках Его, и не обретох Его: звах Его, и не послуша мене. Обретоша мя стрегущии, обходящий во граде: видесте ли, егоже возлюби душа моя? Яко мало егда преидох от них, Дóндеже обретох, егоже возлюби душа моя: удержах Его, и не оставих Его, Дóндеже введох Его в дом матере моея и в чертог заченшия мя. 3:1–4 На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящии город: не видали ли вы того, которого любит душа моя? Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей. Ночное искание Жениха Суламифью, бесплодные поиски, встреча со стражами, внезапное обретение Жениха, введение его в материнский чертог – вдохновляли различных святых отцов на глубокие, таинственные размышления, отмыкали самое внутреннее их сердечных и духовных переживаний. Основная суть их размышлений об этом – это ночное, во тьме и мраке, искание Господа, бесплодность при этом всех человеческих усилий самих по себе, ангельская помощь и нечаянная радость внезапного обретения Господа, введение и хранение Его во внутреннем святилище сердца своего. Песнь Песней дважды описывает ночное искание Невестой Жениха своего: 3:1–4 и 5:2–8. Если сопоставить эти два ночных искания, то в первом преимущественно изображено изначальное искание душой Господа, совершаемое во мраке неведения. Во втором искании изображена душа, имевшая Господа, и потерявшая Его, и в ночи сей утраты ищущая Его. Св. Кирилл Иерусалимский , как и в прочих местах, дает буквальное истолкование слов Песни Песней к соответствующим евангельским событиям, относящимся к смерти и воскресению Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Без осознания этой истинной природы Церкви и ее реальности в истории, то есть того, что она – святая, действительно сохраняется среди окружающего ее и наполняющего ее внешние стены зла, невозможно разобраться в аспекте «трагическом» или, лучше сказать, темном и понять, как из него, из этой человеческой темноты, могут переходить и переходят люди в нетленный свет Церкви. Объективно этот переход в святую Церковь для нас непостижим, субъективно он есть «Нечаянная радость». Он совершается через покаяние и стяжание благодати. Отпуская грехи на исповеди, священник произносит формулу именно воцерковления в святую Церковь : «Господи Боже спасения рабов Твоих… не хотяй смерти грешника… примири и соедини его святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе, Господе нашем». И если бы мы каждый день исповедовались, каждый день произносились бы эти слова – и потому, что мы на каждый час требуем покаяния, и потому, что безмерна святыня Церкви и человек через свое покаяние получает только свою меру святости! Святость Церкви в части людей, ее составляющих, есть святость кающихся, ибо, по слову апостола, «все мы много согрешаем» ( Иак. 3, 2 ). Святость людей есть причастие их благодати Божией через устремление к ней в покаянии и любви. Вот почему преподобный Ефрем Сирин сказал, что «вся Церковь есть Церковь кающихся» 113 . И преподобный Иоанн Карпафийский пишет: «В то время, когда ты говоришь: «Я согрешил пред Господом», дается ответ: «Отпускаются твои грехи». Ибо, «как далеко отстоит восток от запада, так удалил Я от тебя беззакония твои» ( Пс. 102, 12 ). Ибо когда мы призываем имя Господа нашего Иисуса Христа, то легко очищается совесть наша и (тогда) не бывает никакой разницы между нами и пророками и прочими святыми» 114 . О том, что истинное покаяние стирает границу между грешниками и святыми, говорит и катехизис: «Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой» 115 , то есть устремленность их покаяния уже как-то достигает ее святости. «Стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус» ( Флп. 3, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Вообще даже и человеческая любовь всегда непостижима и, по-видимому несправедлива. Непонятна и любовь матери к самому худшему, самому безнадёжному сыну; непонятна и самоотверженная любовь жены к недостойному мужу; непонятно, как она может жить с «таким» мужем или муж с «такой» женой. И уж совсем возмутительно, когда человек, сделавший зла во много раз больше, чем я, так же, как и я, подходит на исповедь и так же, как и я, получает прощение. Вот так же возмутились и самые первые работники, договорившиеся с хозяином за динарий и честно, сполна получившие своё. Они укорили хозяина в несправедливости: «эти последние работали один час, а ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». Но часто наши укоры в несправедливости: на самом деле грубо попирают справедливость; мы нарушаем право хозяина свободно распоряжаться тем, что ему принадлежит. И в этих исканиях справедливости обычно доходим даже до Самого Бога и указываем даже Ему, что Он должен, а что не должен делать в Им же созданном и только Ему принадлежащем мире!.. Хозяин из притчи совершенно справедливо возразил: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми своё и пойди: я не хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своём делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Страшно отстать, страшно не выполнить своего урока; но не страшнее ли быть первым, честно и много потрудиться, поднять высоко и в своём, и в общем мнении? Потому, что не многие из таковых смогут выдержать, когда в последние времена потоки Божией любви хлынут на весь мир, на всех, кто из последних сил, не успев сделать ничего доброго, рванётся навстречу пришедшему Христу и будет помилован. Трудно, очень трудно будет выстоять в этом потоке любви всем, перенесшим «тягость дня и зной». «Так будут последние первыми, а первые последними». Потому что «Если я… любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор. 13:1–3 ). И когда Господь приглашает нас быть свидетелями Своего милосердия к недостойным, на наш взгляд, людям, как приглашены были первые работники разделить нечаянную радость последних, то Он даёт нам возможность сделать первый шаг в любви, которая «долготерпит, милосердствует… не завидует… не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслет зла, не радуется неправде, а сорадуется истине».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Господь отделился от земли и всего, что сиянием своим непосредственно, зримо преодолевал на ней. Он — с нами; но по–человечески, по–земному, Его нет с нами. Точно так же и в личной жизни, в начале пути подвижнического, когда незаслуженно и нечаянно великая, несказанная радость осеняет душу. Она, — как и даруемое для питания и укрепления Пречистое Тело и Честная Кровь Христовы, — «во обручение будущего Царствия», во обручение одухотворенности и просветленности всего существа  . Так, — повторяю, — в начале пути. И бесконечно–радостно это начало; так неизъяснимо–хорошо тогда, что, воспоминая сладкое прощание, даже в памяти мимолетного видения своего человечество находит силу преодолевать препятствия; мечтами о восторге первой влюбленности подвижник отгоняет от себя черные мысли будничного труда и скуку и тоскливость серой повседневной жизни. Но, в общем, в среднем, в обычном и личная жизнь христианина, вне своих высших подъемов, и повседневная жизнь Церкви, — за вычетом избранников Неба, — мало, смутно и тускло знает Духа Святого, как Лицо. А с этим связано и недостаточное, не всегдашнее знание небесной природы Твари. Иначе и быть не может. Ведение Духа Святого дало бы полную духо–носность, Утешител обожение всей Твари, завершенное просветление. Тогда кончилась бы история; тогда исполнилась бы полнота сроков; тогда во всем мире Времени уже не было бы. Повторяю, это — завершение, как удостоился узреть Тайнозрительный Орел: «и Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, — повествует Он, — поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, море и все, что в нем, что времени уже не будет — τι χρνος ουκτι σται; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится — ετελεσθη — тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим, пророкам» (Откр. 10, 5–7). Вот что будет на грани истории, когда Утешитель от кроется. Но, доколе идет история, дотоле возможны лишь моменты и миги озарения Духом; дотоле знают Утешителя лишь отдельные люди в отдельные моменты и миги, и тогда подымаются над временем, — в Вечность, — «времени для них нет», и кончается для них история.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Если же изменил, обратись опять со слезами и плачем к Отцу своему, как блудный сын, и помилует тебя; и впредь не отступай от Него — да не лишишься милости Его вовеки. 6) Помнить последние четыре: смерть, суд Христов, ад и царство небесное. Всегдашняя память и верное размышление об этом отвращает от греха. Смерть нечаянно приходит и восхищает всякого, праведника и грешника, и посылает на тот век. По смерти суд Христов следует праведный, на котором слов, дел и помышлений беззаконных испытание будет, где следует или прославиться, или постыдиться. После суда того две дороги откроются: одна в ад, которой повлекутся грешники нераскаянные; другая в царство небесное, и пойдут ею праведники и святые. «Избавленные Господом придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их» (Ис.35:10). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46). Размышление об этом — истинная христианская философия, которая учит не природу вещей испытывать, но суету мира, краткость времени и долготу вечности познавать и сердце обращать от видимого к невидимому и от временного к вечному. «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир.7:39). 7) Рассуждать, что кратка сладость греха, но вечная горесть последует. Грех, как совершается, несколько услаждает, но сотворенный горесть вводит, совесть уязвляет, душу оскверняет и к вечной муке ведет. 8) Пусть подлость и мерзость греха отвратит христианина от греха, ибо он есть семя и плод дьявольский, «потому что сначала диавол согрешил» (1Ин.3:8). 9) Рассуждать о христианском благородстве, которое велико, высоко, превознесено и непостижимо. Быть «сыном Божиим», иметь «общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.1:3;3:1), быть «храмом Духа Святого и удом Христовым» (1Кор. 6:15,19) — сколь велико! Какая честь, слава и благородство больше этого может быть для человека! Вся слава и честь царей и князей уступает тому, как тьма свету. Но лишается того христианин через грех. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ибо где будет труп, там соберутся и орлы. (См. § б. Знамения в природе. И будут знамения в солнце, и в луне, и в звездах, и на земле уныние народов и недоумение; и море возшумит и возмутится. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий грядущих на вселенную. И вдруг, в те дни, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды небесные будут спадать – спадут с неба; силы небесные (Мф. и Лк. των ορανων, Мк. α ν τος ορανοις) поколеблются. в. Знамение Иисуса Христа, и явление Его самого. И тогда явится знамение Сына человеческого на небеси; и тогда восплачутся все племена земные, и узрят Сына человеческого, грядущего на облаках (πι των νεφελων) небесных в облаках (ν νεφλαις) в облаке (ν νεφλη) с силою великою и славою великою. г. Трубный глас. пошлет Ангелов своих, с громким трубным гласом; и соберет – и соберут избранных Его от четырех ветров, от края (κρου) земли, до края неба, от края (κρων, краев) небес, до края их. д. Радость верных при наступлении суда. Когда же начнет сие сбываться; тогда восклонитесь, и поднимете головы ваши; ибо приближается избавление ваше. е. Притча о близости последних времен. И сказал им притчу: Возьмите пример со смоковницы: когда ветвь ее уже становится мягкою, [и листья пускает] [мягкою становится], и пускает листья, – посмотрите (не только) на смоковницу, (но) и на все деревья: когда они уже распускаются; то видя сие, сами знаете, что уже близко лето [есть]. Так и вы, когда увидите увидите сбывающимся; знайте, что близко, при дверях царствие Божие. Истинно говорю вам, (—34—) не прейдет род сей, как (Мф. и Лк. ως ν, Мк. μχρις ο) все сие сбудется. ж. Непреложность предсказания, и неизвестность сего часа. Небо и земля прейдут; но слова Мои не прейдут. О дне же том, и (—32—) часе, никто не знает, ни Ангелы небесные на небеси, ни Сын, а только Отец Мой един. з. Нечаянность наступления последних времен. ( 17: 26) Но как было во дни Ноевы, так будет и в пришествие Сына человеческого. Ибо как во дни пред потопом, ели, пили, женились и отдавали за муж, до дня, в который вошел Ной в ковчег;

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Итак, что произошло в нашей семье на второй неделе Великого Поста? Подумав, я решила так. Здесь роковую роль сыграл совет, некогда принесенный мною из храма: " А вы делайте так: как бы нечаянно готовьте постом только молочные и рыбные блюда. Мясо же исключите совсем. Вот и будет у всех вас пост " . Вообще-то я знаю, что всякий совет должен быть взвешен и обдуман. Вроде бы я думала, и уступки делала, а попросту: хитрила. Только оказалось, что делала-то я все это зря. Вот подала бы вовремя мужу кусок жареного мяса, он бы у нас и Библию не отнял, и в церковь бы детей со мной отпустил, и молились бы мы по-прежнему все вместе. А так — запрет. Опущенный шлагбаум. Нету дороги вперед. И все из-за чего? Из-за мяса. Как тут не вспомнить Апостола Павла? " Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир ирадость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей " . Побежала я со всех ног в магазин. Накупила кучу мясной еды. Забила ею холодильник сверху донизу. Но " мир и радость во Святом Духе " уже ушли из моего дома. В нем бушевала буря, и сладить с нею я не могла. Нужно было отступать. Я повернулась и пошла назад. По дороге я разрушала все, что со старанием и слезами строила своими собственными руками раньше. Временами я останавливалась и осматривалась вокруг себя в надежде увидеть мирную морскую гладь. Но буря не утихала, и я снова начинала отступать, отказываясь от всех своих приобретений. Временами бушующее море выбрасывало из себя какие-то странные осколки, которые свидетельствовали мне о том, что я, по-видимому, просто не понимаю происходящего в его страшной глубине. Вот воскресный вечер. Самая Крестопоклонная Неделя. В комнате сидим мы двое и мирно беседуем. И вдруг я слышу: — Я очень люблю вспоминать наше венчание. Какой красивый крест мы с тобой тогда поцеловали! Мне хочется посмотреть на него еще раз. И снова поцеловать.

http://zavet.ru/book/sokolova10.htm

- На вопрос учеников Премудрый Равви ответил так: . Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. То есть " согрешил и он, и его родители, но не в том причина слепоты " , - как говорит один из святых отцев (Златоуст). Се, ни об Иове, ни о его родителях не сказано, что они согрешили, и все же он претерпел болезнь столь страшную, что вынужден был воскликнуть: Тело мое одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопается и гноится (Иов.7:5). Кроме грехов родителей и собственных грехов, должны существовать и иные причины некоторых человеческих страданий на земле. В случае со слепым от рождения причина состоит в необходимости того, чтобы на нем явились дела Божии. Блажен тот, на ком являются дела Божии, и он их осознает и использует для спасения своей души. Блажен бедняк, который, по милости Божией разбогатев и прославившись, почувствовал благодарность за сию милость Божию. Блажен безнадежный больной, который, получив от Господа исцеление, возносит сердце свое ко Господу как своему нечаянному и единственному Благодетелю. О, как на каждом из нас ежедневно являются дела Божии! О, как велика радость всех тех, у коих чрез эти дела Божии отверзлись духовные очи для видения Бога! О, горе всем тем, кои с руками, переполненными Божиих даров, поворачиваются к Богу спиною и в слепоте продолжают идти своими темными и суетными путями! На всех нас ежедневно являются дела Божии, ибо Бог не оставляет нас до самой нашей смерти. Сии дела Божии, явленные на нас, помогают нашему личному спасению. Но дело Божие, явленное на этом слепорожденном, должно было послужить спасению многих и многих. Сие дело воистину открыло, что Бог действительно сошел к людям. Сие дело показало, что среди людей намного больше духовных слепцов, чем телесных. И, кроме того, оно явило то, как мудрый человек, которому Бог дарует телесный дар, использует его и для обогащения души своей истинною верой. Предвидя все эти плоды исцеления слепорожденного, Господь, почти в восхищении, говорит Своим ученикам: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010