Это начатие издалека состоит в том, что, имея дело с учеными, святой Павел счел нужным доказать им всесторонне, что он, как Апостол, точно имел право получать содержание от обращенных им верующих. И образовалось таким образом следующее течение речи: аа) я Апостол (стихи 1–3); бб) как Апостол, мог пользоваться содержанием от верующих (4–14); вв) но я не пользовался этим правом (15–18); гг) и не только не пользовался этим, но и от многого другого отказывался в пользу обращаемых (19–23). — Последние стихи (24–27) содержат дд) приложение изложенного. аа) я — Апостол (9, 1–3) Глава 9, стихи 1, 2. Несмь ли Апостол? Несмь ли свободь? Не Иисуса Христа ли Господа нашего видех? Не дело ли мое вы есте о Господе? Аще иным и несмь Апостол, но обаче вам есмь; печать бо моего апостольства вы есте о Господе. Несмь ли Апостол? Вопрос за вопросом идут — и с движением, может быть намеренно, чтобы возбудить внимание. К этому же вела и неожиданность самих вопросов, ибо с первого раза не видно, к чему они идут. — Цель его та, чтобы восстановить во внимании коринфян мысль, что он настоящий Апостол. Несмь ли Апостол? Не настоящий ли я Апостол, свыше приявший поставление? (Феодорит). Не сам собою начал я дело проповеди, и не другим кем из людей послан. Самим Господом поставлен на это служение, как и все другие Апостолы. Посему несмь ли свободь? Не имею ли полномочия действовать вполне в качестве Апостола, как и все прочие? «Я не под властию другого состою и не в чине ученика нахожусь, но мне вверена вся вселенная» (Феодорит). «Не имею ли я власти над собою? — Разве кто имеет власть останавливать меня или запрещать?» (святой Златоуст). — Не Иисуса Христа ли Господа нашего видех? «Поелику святой Павел призван был по вознесении Спасителя, Апостолы же были у всех в великой славе, потому что сподобились зреть Самого Господа, то по необходимости присовокупил он и это» (Феодорит), чтобы никто не мог думать, что он по апостольству чем-либо ниже других. Что другие имели, имею то же и я. Они видели Господа, видел Его и я. Сам Он мне явился (1 Кор 15:8), и Сам послал на проповедь всем языкам.

http://bible.predanie.ru/tretya-podgotov...

5. На следующий день, за восемь дней до Великого поста, мы отмечаем " Неделю о Страшном суде " , также известную как " Мясопустная неделя " , т.к. это последний день перед Пасхальным воскресением, когда разрешено вкушать мясо. Снова тема апостольского чтения (1 Кор. 8, 8 - 9, 2) - личные отношения. Люди - гораздо важнее, чем правила об ограничении в пище, Св. ап. Павел настаивает: " Пища не приближает нас к Богу " (1 Кор. 8, 8). Важно не то, насколько строго мы соблюдаем предписания, касающиеся пищи, а то, насколько мы чутки к скорбям и беспокойствам окружающих нас людей. Если я ем " идоложертвенное " и тем " уязвляю совесть " другого человека, тогда лучше мне воздержаться от этой пищи, даже если вкушение пищи - не греховно само по себе (1 Кор. 8, 10-12). Решающим критерием является взаимная любовь, а не соблюдение или несоблюдение ограничений в пище и воздержания. Тот же самый смысл сокрыт в евангельском чтении, в притче об овцах и козлах (Мф. 25, 31-46). Определяющий принцип Страшного суда - это не суровость нашего аскетического самоотречения, а реальное сочувствие, которое мы проявляем к своему ближнему. Во время Второго пришествия меня не спросят, как строго я постился, сколько бдений я совершил, как много поклонов я положил. Меня спросят: накормил ли ты голодного? Напоил ли жаждущего? Пригласил ли ты странника к себе в дом, одел ли нагого, посетил ли ты больного и тех, кто в темнице? Все это с меня спросят. Так в этих двух чтениях из Священного писания перед нами вырисовывается ясный и четкий порядок приоритетов. Люди стоят на первом месте, а за ними следуют правила об ограничении в пище. Наше великопостное воздержание будет более чем бессмысленным, если оно не приблизит нас к окружающим нас людям. Пост без любви - пост демонов. Какой смысл в нашем воздержании, возглашает св. Василий Великий, если вместо вкушения мяса мы поедаем своего брата или сестру своими жестокими пересудами? Лучше есть мясо и быть одновременно добрым и смиренным, чем ничего не есть, кроме чечевицы, но быть мрачным ригористом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2113...

Масленой неделей (мясопустной) или масленицей называется последняя неделя пред наступлением св. великого поста. У всех народов Европы существует обычай веселиться в течение этой недели и проводить ее в разнообразных удовольствиях. Между нашими предками – славянами – из стари сложились народные празднества в честь богов, которые, в виде остатков языческого их состояния, сохранились до наших времен, и наша широкая масленица состоит в полной зависимости от древнейших празднеств. Наши предки – язычники после каждого жертвоприношения обязательно проводили время в пиршествах и забавах, причем умеренность и воздержание считались даже прямо грехом. Языческие боги, по понятиям славян, за жертву позволяли все земные утехи: песни, пляски, пиршества, пьянство. Древние славяне, по своей грубости нравов, не знали высшей нравственности и даже, принявши христианство, они не могли разорвать свою связь с язычеством, так что часто свои языческие понятия смешивали с истинным христианством. Самым первым в году, любимым праздником у славян – земледельцев, был день зимнего солнцеворота, когда солнце поворачивает на лето и полагает начало победе приятного тепла над суровым холодом. Этот языческий праздник начинался в декабре и кончался в январе, т. е. как раз по времени соответствовал римским сатурналиям. Двери всякого дома открывались для знакомых и не знакомых для угощения. Многие в это время переряжались, надевали маски и разрисовывали себе лица, ходили с песнями по улицам и заходили к богатым, требуя подарков за песни в честь хозяина и хозяйки. Молодые люди гадали о будущей своей судьбе. Это был веселый праздник, и память о нем сохраняется до сих пор между всеми славянскими племенами под именем «Святок» и «Коляды». Почти вслед за этим главным праздником совершался другой с тем же характером – в знак победы света над тьмою, жизни над смертью в природе. В конце февраля и начале марта славяне, встречая дорогую весну, совершали изгнание зимы, или смерти, называвшейся «Мораной». Во всех селах Балтийские славяне делали из соломы чучело, изображающее смерть зиму, выносили из села в поле и там или сожигали его, или разрывали на части, или же топили в реке, причем обыкновенно припевали: «несем смерть из села, новое лето – в село, приветствуем лето любезное, приветствуем зеленые хлеба!» И в тот же день ходили на кладбище до зари и приносили жертвы умершим, клали пищу разного рода на могилы умерших отцов и предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Возьмем, например, карточную игру. «Грех ли играть в карты?» – спрашивают иногда. Грех ли?.. А для кого и когда изобретены карты? Для сумасшедшего короля Карла VI в XV веке. Зачем? Затем, чтобы его голову, не способную ни к чему умному, но задумчивую, развлечь сколько-нибудь, чтобы и без того праздную жизнь короля рассеять также праздною и легкою забавою. Значит, карточная игра назначалась для сумасшедших и празднолюбцев? Неужели у серьезного человека, всецело преданного обязанностям служебным, семейным или науке, может оставаться праздное, лишнее время, не нужное для отдыха души и тела? Какая же цель современной карточной игры? Не простое только препровождение времени, но и приобретение, выигрыш какой-нибудь суммы. И вот, к примеру, из-за этих побуждений муж и жена оставляют свою, нередко малолетнюю семью на целую ночь на руки наемных лиц; сами стремятся в дом игры; проводят целую ночь насквозь в ущерб родительским обязанностям, во вред своему здоровью. Превращая ночь в день, а день в ночь, они не имеют и времени хорошенько заняться воспитанием детей; играют, проигрывают; после проигрыша возвращаются домой не в духе от потраченных денег: брюзгливыми, недовольными, все, кроме себя, осуждающими и обвиняющими. Иногда из-за карточной игры входят люди в долги неоплатные и от того обременяются лишними заботами и неприятностями. Таким-то образом тратится золотое время, гибнет бесценное здоровье, сокращается жизнь человека, умаляются его дни вследствие противоестественного употребления времени; погибают иногда и все жизненное состояние, и взаимные супружеские любовь и уважение; забываются обязанности более высшие по отношению к семье, к службе, к ближним, нуждающимся в нашей помощи, в совете, в нашем времени. Для них при карточной игре, при бессонных ночах, у людей играющих не достает ни времени, ни денег, ни усердия. Среди карточной игры устраняется, подавляется общеполезный разговор, обмен добрыми мыслями; целое собрание, в разных местах развлекающееся картами, погружается в печальное молчание, недостойное мыслящих и развитых людей. Наконец, занятие картами есть прихоть, излишество, а не необходимость. Скажите же после сего, грех ли играть в карты?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Говорить ли о курении? Не грех ли – курение, а тем более употребление наркотиков? А. Табак как растение – яд. Медленное отравление ядом предосудительно. Б. Принимаются за табак младшие, подражая старшим, неразвитые – более образованным, без всякой нужды, без сознания пользы и удовольствия, а так себе, потому что молодые люди, даже отроки, хотят скорее казаться и в общежитейских привычках зрелыми, возмужалыми людьми. Не странен ли, не предосудителен ли такой обычай? Не особенно ли постыдным он представляется, когда для него бедняк, отрок еще или юноша, тратит последнюю трудовую копейку бедного своего родителя или жертвует ему от своих и достаточных средств, а между тем, не уделяет тяжкой бедности и гроша на кусок хлеба? В. Умалчиваем о несчастьях, о пожарах, нередко происходящих от неосторожного курения. После этого не грех ли для многих – употребление табака? Если же от известной пищи, по слову апостола, нужно отказаться ввиду могущего быть соблазна для ближнего, то тем более, христианин должен отсекать в себе прихоти, бесполезные привычки, чтобы не быть в тягость, в соблазн ближнему и во вред своей душе. Гл. IX, ст. 1. В пример воздержания и отказа себе даже в законном и дозволенном представляет нам себя святой апостол Павел. Он говорит ( 1Kop. IX ), что по своему общественному положению, по несомненному званию апостола, по своему влиянию на христиан (ст. 2), по своим трудам и, наконец, по примеру других апостолов, он имеет много прав, чтобы пользоваться в жизни удобствами и свободою, например в пище и питии, в содержании себя на счет обращенных им ко Христу (ст. 4); он имел право окружать себя такими же лицами (ст. 5), каких имели и другие апостолы. Он мог бы и не заниматься ремеслом для прокормления себя и своих помощников (ст. 6–7, 12–14). Но св. апостол Павел, зная окружающих его врагов, чтобы не подать соблазна и повода к порицанию своего служения (ст. 15; 2Kop. VI, 3 ), отказался от своих прав на внешние удобства и менее трудовую жизнь: он не принимал даровой пищи от других; не употреблял своей власти, и апостольской, и чудотворной для своей пользы; но все, все переносил, дабы не поставить преграды благовествованию Христову ( 1Kop. IX, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

И ныне, Богородичен: Кто родил Сына без семени/по данному Отцом закону?/Того же, Кого рождает Сам Отец без матери./Необычайное чудо!/Ибо родила Ты, Чистая,/вместе Бога и человека. Катавасия: Помощник и покровитель бысть мне во спасение,/Сей мой Бог, и прославлю Его,/Бог отца моего, и вознесу Его:/славно бо прославися. Катавасия: Помощник и покровитель/сделался мне спасением:/Он – мой Бог, и прославлю Его,/Бог отца моего – и вознесу Его,/ибо славно Он прославился! Песнь 3. Ирмос: Утверди Господи: Песнь 3 Ирмос: Утверди, Господи: Господь грядет, и кто стерпит страх Его?/Кто явится лицу Его?/Но готова буди, о душе, ко сретению. Господь грядет,/и кто выдержит страх Его?/Кто явится лицу Его?/Но будь готова, о душа,/ко встрече! Предварим, плачем, примиримся Богу прежде конца:/страшно бо судище, на немже вси обнажени станем. Поспешим скорее, возрыдаем,/примиримся с Богом прежде конца:/ибо страшно судилище,/на котором мы все обнаженными предстанем. Помилуй Господи, помилуй мя, вопию Ти,/егда приидеши со ангелы Твоими/отдати всем по достоянию деяний. Помилуй, Господи, помилуй меня, взываю к Тебе,/когда придешь со Ангелами Твоими/всем воздать по достоинству их деяний. Нестерпимый, Господи, гнев, како стерплю суда Твоего,/преслушав Твое повеление?/Но пощади, пощади мя в час суда. Как я вынесу, Господи,/нестерпимый гнев суда Твоего,/ослушавшись Твоего повеления?/Но пощади, пощади меня в час суда. Обратися, воздохни душе окаянная,/прежде даже жития торжество конца не приимет,/прежде даже двери чертога не затворит Господь. Обратись, восстенай, душа несчастная,/прежде, чем не дошел до конца праздник жизни,/пока не затворил/дверь чертога Господь. Согреших, Господи, якоже иный никтоже от человек,/прегрешив паче человека:/прежде суда милостив буди ми, Человеколюбче. Согрешил я, Господи,/как никто иной из людей,/преступив выше меры человеческой;/но прежде суда будь милостив ко мне,/Человеколюбец! Слава, Троичен: Троице простая, несозданная,/безначальное Естество в Троице воспеваемое Ипостасей,/спаси ны, верою покланяющияся державе Твоей.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

Припадем и восплачем, верные,/прежде того суда,/когда небеса погибнут,/звезды падают, и вся земля колеблется,/чтобы милостивым до конца/обрести отцов Бога. Неумытное истязание, страшный есть тамо суд,/идеже Судия неутаен есть, идеже лица несть в дарех прияти:/тогда пощади мя Владыко, и избави всякаго гнева Твоего страшнаго. Беспристрастно испытание, страшен суд,/там где Судия, для Которого нет тайного,/где не склонить Его дарами к лицеприятию;/тогда пощади меня, Владыка,/и избавь от всякого гнева Твоего страшного. Господь грядет судити, кто стерпит видение Его?/Вострепещи душе окаянная, вострепещи,/и уготови исходищу дела твоя,/да милостива и милосерда обрящеши Его,/отцев Бога благословенна. Господь для суда грядет,/кто вынесет Его явление?/Вострепещи, душа моя несчастная,/вострепещи и приготовь к исходу дела твои,/дабы милостивым и милосердным обрести Его,/Бога отцов благословенного. Негасимый огнь смущает мя,/горчайший червей скрежет,/ад душетленный страшит мя,/благоумилен отнюд не бываю./Но Господи Господи, прежде конца/утверди мя страхом Твоим. Неугасимый огонь смущает меня,/и горчайший червей скрежет;/ад душегубительный страшит меня,/в сокрушение же благое не прихожу нисколько./Но, Господи, Господи, прежде конца/утверди меня страхом Твоим. Припадаю Ти, и приношу Тебе якоже слезы глаголы моя:/согреших, якоже не согреши блудница,/и беззаконновах, яко иный никтоже на земли./Но ущедри Владыко, творение Твое, и призови мя. Припадаю пред Тобою/и приношу Тебе, как слезы, слова мои:/“Согрешил я, как не согрешила блудница/и беззаконние соделал, как никто другой на земле,/но помилуй, Владыка, творение Твое/и призови меня!” Обратися душе, покайся, открый сокровенная,/глаголи Богу вся ведущему:/Ты веси моя тайная едине Спасе,/но Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей. Обратись, покайся, открой сокровенное,/скажи Богу Всеведущему:/“Ты знаешь мои тайны, Единый Спаситель;/но Сам меня помилуй, как поет Давид,/по милости Твоей!” Слава, Троичен: Три, едино Существом, и едино Лицами, Три пою Сия:/Отец, Сын, и Святый Дух,/едина сила, хотение и действо./Един Бог Трисвятый,/Царство едино единоначальнейшее.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

Слыша богатаго во пламени муки рыданословия,/плачуся и рыдаю окаянный,/тогожде сый осуждения, и молюся:/помилуй мя Спасе мира, во время суда. Слыша о жалостных словах богатого/в пламени мучительном,/плачу и скорблю я, несчастный,/достойный того же осуждения, и молю:/“Помилуй меня, Спаситель мира,/во время суда!” Слава, Троичен: Сына от Отца, и Духа славлю, яко от солнца свет и лучу:/Оваго убо рождественне,/зане и рождение, Оваго же происходне, зане и происхождение,/собезначальную Божественную Троицу,/покланяемую от всякия твари. Слава, Троичен: Сына от Отца, и Духа славлю,/как исходящие от Солнца Свет и Луч:/Одного как рождающегося,/ибо Он действительно рожден,/Другого же как происходящего,/ибо Он действительно произошел,/собезначальную Божественную Троицу,/принимающую поклонение от всего сотворенного. Богородичен: Девая Младенца родившая,/и чистоту соблюдшая, Чистая Ты явилася еси/Бога рождши и Человека,/единаго Того во обою зраку:/чудо Твое Дево Мати,/ужасает всякий слух и помысл. И ныне, Богородичен: Дева, на свет Младенца произведшая/и чистоту сохранившая,/Ты, Священная, явилась родившей Бога и человека,/Одного и Того же во обоих образах./Чудо Твое, Дева-Матерь,/поражает всякий слух и помышление! Катавасия: Услыша пророк пришествие Твое Господи, и убояся,/яко хощеши от Девы родитися,/и человеком явитися, и глаголаше:/услышах слух Твой, и убояхся,/слава силе Твоей Господи. Катавасия: Услышал пророк/о пришествии Твоем, Господи, и убоялся,/что Ты хочешь от Девы родиться и людям явиться, и возглашал:/“Услышал я весть о Тебе, и убоялся”./Слава силе Твоей, Господи! Песнь 5. Ирмос: От нощи утренююща: Песнь 5 Ирмос: От ночи с рассвета: Трепет неисповедимый, и страх тамо:/приидет бо Господь, и дело с Ним коегождо от человек,/и кто отсюду прочее себе не восплачет? Трепет неописуемый там и страх:/ибо придет Господь,/и с Ним явится/дело каждого из людей;/и кто от этого наконец/о себе не восплачет? Река огненная смущает мя, истаявает мя,/стружет мя скрежет зубов, тьма бездны:/и како, или что содеяв, Бога умилостивлю?

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

Другий: Подобен: Жены услышите: Се день грядет Господа Вседержителя,/и кто стерпит страх пришествия онаго?/День бо ярости есть, и пещь горящая, воньже Судия сядет,/и по достоянию деяний комужде отдаяй. Вот, наступает день Господа Вседержителя,/и кто вынесет страх пришествия Его?/Ибо это день гнева, и подобен он печи горящей,/когда Судия воссядет, воздавая каждому/по достоинству дел его. Богородичен: Час испытания, и страшнаго пришествия Человеколюбца Владыки помышляя,/весь трепещу, и сетуя, вопию Ти:/Судие мой праведнейший, и едине Многомилостиве,/кающася приими мя Богородицы молитвами. Богородичен: О часе испытания и страшного пришествия/человеколюбивого Владыки помышляя,/весь трепещу и скорбно взываю Тебе:/“Судия мой праведнейший и единый многомилостивый,/меня, кающегося, прими/по ходатайствам Богородицы!” На хвалитех стихиры воскресны Осмогласника 4: и Анатолиев един: и Триоди 4, глас 6. Самогласны. На “хвалите” стихиры воскресные Октоиха 4, восточная 1 и Триоди самогласны 4, глас 6 Стих: Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания:/всякое дыхание да хвалит Господа. Стих: Хвалите Его на кимвалах благозвучных, хвалите Его на кимвалах звонких./Все что дышит, да восхвалит Господа! Пс 150:5–6 Помышляю день оный и час,/егда имамы вси нази и яко осуждени,/неумытному Судии предстати,/тогда труба возшумит вельми,/и основания земли подвижатся,/и мертвии от гробов воскреснут,/и возрастом единем вси будут,/и всех тайная явленна предстанут пред Тобою/и возрыдают, и восплачутся,/и во огнь кромешный отыдут, иже никогдаже покаяшася:/и в радость и веселие, праведных жребий/внидет в чертог Небесный. Помышляю о том дне и часе,/когда предстоит нам всем нагими/и подобно осужденным неподкупному Судии предстать./Тогда труба возгласит громко,/и основания земли поколеблются,/и мертвые из гробниц воскреснут,/и в одном возрасте все окажутся,/и всех тайны явно предстанут пред Тобою;/и будут бить себя в грудь и плакать,/и в огонь внешний отправятся/те, кто никогда не каялись,/и в радость и веселие войдет праведных жребий/– в чертог небесный.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

Песнь 4 Ирмос: Услышал пророк: Наста день, уже при дверех суд, душе бодрствуй,/идеже царие вкупе и князи, богатии и убозии собираются/и восприимет по достоянию содеянных от человек кийждо. Настал день, бодрствуй, душа,/уже при дверях суд,/где вместе цари и князья,/богатые и бедные собираются,/и получит по достоинству им соделанного/каждый из людей. В чину своем, монах и иерарх,/старый и юный, раб и владыка истяжется,/вдовица и дева исправится:/и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное. В звании своем монашествующий и иерарх,/старец и юный, раб и владыка/будут испытаны;/вдовица и дева дадут отчет;/и горе тогда всем,/не имевшим жизни безупречной. Неумытный суд Твой, неутаенное Твое судище хитрословия,/не витий художество крадущее,/не свидетелей непщевание отражающее праведное:/в Тебе бо Бозе всех сокровенная предстоят. Неподкупен Твой суд,/не утаятся в Твоем судилище ни ухищрения,/ни ораторов доводы, истину скрывающие,/ни свидетелей показания,/правосудие обманывающие;/ибо Тебе, Богу, сокровенные деяния всех предстоят. Да не прииду в землю плача,/да не вижду место тьмы Христе мой Слове,/ниже связан буду рукама и ногама,/вне чертога Твоего изверженный,/одежду нетления оскверненную имеяй всеокаянный. Да не приду я в землю плача,/да не увижу места тьмы, Христе мой,/да не буду по рукам и ногам моим связан, Слово,/и из чертога Твоего извержен, несчастнейший,/как имеющий на себе оскверненной/одежду нетления. Внегда отлучиши грешныя от праведных, судяй миру,/единаго от овец мя Твоих сопричти,/от козлищ разлучая мя Человеколюбче,/во еже услышати гласа онаго благословеннаго Твоего. Когда отделишь Ты грешных от праведных,/совершая над миром суд,/одною из овец Твоих меня сочти,/с козлами разлучая меня, Человеколюбец,/чтобы услышать мне тот глас Твой благословенный. Испытанию бываему,/и книгам отверзаемым содеянных,/что сотвориши, о душе окаянная?/Что отвещаеши на судищи,/не имущая правды плоды принести/Христу, и Содетелю твоему? Когда наступит испытание,/и раскроются книги с записью содеянного,/что будешь делать, о душа несчастная?/Что скажешь в свою защиту на суде,/не имея плодов праведности,/чтобы их принести Христу и Создателю Твоему?

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010