И не сказал [Бог], что видел Он воздержание от воды и хлеба, и [сидящими их] во вретище на пепле, но [сказал, что видел Он], как обратились они от злых путей и от злодеяний своих. Ибо так повелел провозгласить царь Ниневии, говоря: Да обратится каждый от злого пути своего и от насилия рук своих 117 . То был пост чистый. И принят был [этот] пост, что соблюдали ниневитяне, когда обратились они от злых путей своих и от насилия рук своих. Чистым постом постились ниневитяне в соответствии с волей [Божией], и не был он подобен посту сыновей Изрееля, когда была пролита кровь невинного. 8 . Итак, возлюбленный мой, воздержание от злодеяний для постящегося всегда есть намного лучше, чем воздержание от хлеба и воды. И лучше оно такого [поста], когда томит человек душу свою, когда гнет шею свою, наподобие крюка, и подстилает под себя вретище и пепел 118 , – как сказал пророк Исаия. Ибо когда будет воздерживаться человек от хлеба, воды и всякого пропитания, наденет на себя вретище, посыплет голову пеплом, и будет претерпевать скорби, то желанен [этот пост], честен и угоден, но гораздо угодней такой: Когда томит человек душу свою, разрешит оковы нечестия и разрубит узы неправды. Тогда раскроется, как солнце, свет его. И правда его пой- —42— дет перед ним. И он будет, как цветущий сад 119 , и как источник, воды которого никогда не иссякают 120 . И не будет подобен он лицемерам, что омрачают и искажают свои лица, возвещая [тем самым] о своем посте 121 . 9 . Вот также лживые учения, орудия лукавого: [придерживающиеся их,] памятуя о своих грехах, накладывают [на себя] пост, но нет того, кто наградил бы их за это. Действительно, кто воздаст плату Маркиону, который не верит в благость нашего Творца? И кто вознаградит за пост Валентина, который проповедует, что суть много творцов? Он говорит, что о совершенном Боге нельзя поведать устами и что мысль не достигает Его. И кто даст награду сынам тьмы, [принадлежащим] к учению беззаконного Мани, обитающим во тьме, подобно змеям, и исповедующим учение вавилонских халдеев? Вот все они постятся, но не будет принят их пост.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И также сынам Израиля был дан подобный ответ, ибо сказал им Исаия: К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и козлов не хочу. Кто требует этого от вас? 313 А они говорят ему: «Почему, хотя требовал ты, не принимаются наши жертвы?». Но говорит им пророк: Ибо ваши руки полны крови 314 . Они говорят ему: «Что же нам делать?». Он говорит им: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову 315 . Они же говорят пророку: «Если мы сотворим это, то что же будет нам?». Он отвечает им: Так говорит Господь: Когда вы сделаете это, придите и будем говорить друг с другом 316 . И как же могут говорить люди с Богом, если не через молитву, чистую от порока? А та, что имеет порок, не говорит с Богом, как написано: «Он сказал в ответ: Даже если вы умножите моление, Я не услышу, ибо руки ваши полны крови 317 ». И Он говорит им: После того как вымоетесь и мы побеседуем друг с другом, если будут грехи ва- —68— ши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – будут как волна. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же не послушаетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас, – уста Господни говорят 318 . 19 . О славные тайны, которые предузрел Исаия. Ведь он сказал им: Ваши руки полны крови 319 . Что это за кровь, которую предузрел Исаия, если не кровь Христа, что взяли они на себя и на сынов своих, и кровь пророков, убитых ими. Эта кровь красна, как багряный цвет и как пурпур. Они запачкались ею и не смогут очиститься, если не омоются в воде крещения и не примут Тела и Крови Христовой. Кровь прощается Кровью 320 , Тело очищается Телом, Грехи же водой смываются, И молитва к величию Божию обращается. Смотри, возлюбленный мой: были отвергнуты жертвы и приношения, и вместо них была избрана молитва . Поэтому возлюби чистую молитву и будь усерден в молении. Прежде всех молитв твоих соверши молитву Господню. Будь прилежен во всём, о чем я написал тебе. И всякий раз, когда ты встанешь на молитву, поминай своего друга.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Календарь Материалы 16 июня 2004 г. [Документы истории] Сергей Лабанов Сама Россия, как отмечает Хомяков, имеет перед Западом много исконных преимуществ. На её начальной истории «не лежит пятно завоевания», не лежит «крови вражды», «и деды не завещали внукам преданий ненависти мщения». Русская же церковь тоже «никогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала детям своим уроков не правосудия и насилия». [Вопросы священнику/Нравственность] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Многих смущает богатое убранство храмов, шикарные облачения священнослужителей, шикарные дома и машины священников. Что можно ответить таким людям? Спаси Господи. [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров Я читала, что любимый апостол Господа нашего Иоанн мирно почил. Но написано: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин.21:20-25). Значит ли это, что святой Иоанн Богослов жив по ныне и ожидает второго пришествия Господа Иисуса Христа Сына Божьего? И где написано мирной кончине апостола? [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Пожалуйста, ответьте, отличается ли учение о всеобщем воскресении ветхозаветное и новозаветное, Христово. В иудейском учении тоже, возможно, подходы были к этому, некоторые (саддукеи, кажется) вовсе не верили в воскресение и т.д. И что пишут об этом святые отцы? [Поместные Православные Церкви/Китайская/История/Исторический экскурс] Второй раз в XX веке Российская Духовная Миссия в Китае подверглась уничижительному варварскому нашествию - только теперь не языческих орд восставших иноплеменников-ихэтуаней, а соотечественников, ведомых на разрушение старого мира главным «оттеплителем» страны Советов того периода Никитой Хрущевым. Новости 16 июня 2004 г.

http://pravoslavie.ru/archive/040616

Несколько дальше Павел, хотя и уподобляет себя, как мы видели, тому, кто напитывает новообращенных верой, говорит также прямо о самом себе как о рождающем своих читателей. Вот его собственные слова: «Я пишу это не к тому, чтобы постыдить вас, но чтобы вразумить вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов; я родил вас во Христе Иисусе через благовестие» ( 1Кор.4:1415 ). А обращаясь к галатам в еще более драматичной форме, он говорит о себе также как о матери, рождающей Христа: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал.4:19 ). Христиане – это именно те, кто возродился во Христе Иисусе через благовестие; те, в ком запечатлен Сам Христос. В конечном счете, не один только Павел пребывает в муках рождения, но он служит образцом состояния, к которому все они призваны: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу в плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал.2:20 ). Умерев по плоти, Христос не только живет теперь в Павле, но и сам Павел больше уже не живет: он не отделяет себя от Христа. Обращаясь к галатам, Павел говорит о Боге, «открывшем во —128— мне Сына Своего» (1:16), и хвалит их за то, что они приняли его «как Ангела Божия, как Христа Иисуса» (4:14). Возрожденные через благовестие во Христе Иисусе, христиане являются сами телом Христа. И это отнюдь не слишком вольное сравнение или метафора: апостол Павел дает это отождествление без каких-либо оговорок и ограничений: «И вы тело Христово, а порознь – члены», т.е. все те, кто «одним Духом крестился в одно тело» ( 1Кор.12:27, 13 ). Христиане призваны стать «единым телом» посредством жизни в подчинении у главы, Христа, позволив миру Его править у них в сердцах ( Кол.3:15 ). Поскольку они члены Его тела, вся их жизнь и бытие напрямую зависит от главы. Как «первенец из мертвых», в Котором «вся полнота Божества обитает телесно», Христос есть «глава тела Церкви» ( Кол.1:1819; 2:9 ). Только крепко держась главы, «все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» ( Кол.2:19 ). Но христиане зависят и друг от друга: «Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» ( Рим.12:5 ). Благодать дается каждому для блага единого тела, чтобы всё делалось в любви ради его созидания ( 1Кор.1213 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но Христос, 36 порицая, говорит: «Что смущаете женщину? ( Мф.26:10 ). Зачем обвиняете человека помимо прежних зол в новых? Достаточно пострадал род женщин. Пусть никто не препятствует их спасению. Пусть никто не порицает омывшую миром ноги, ради нее ступавшие по земле. Ибо нищих имеете с собою ( Мф.26:11 ), примите же и Меня с нищими, потому что ради вас обнищал Я, будучи богатым, дабы вы обогатились Моей нищетой. Вы убиваете Меня и Я не обвиняю, а она готовит Меня к погребению, и вы ропщете? Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению ( Мф.26:12 ). Неужели ты не стыдишься, Иуда, что она, будучи грешницей, почитает Меня миром, а ты, хотя и апостол, глумишься надо Мной продажей. И женщина приготовляет то, что нужно к погребению, а ученик предает на смерть. Я знаю, что эта женщина – грешница, но она подарила Мне то, что имела – источник слез, умилостивляя источником Источник, принося невещественную жертву нестяжательному Учителю. Но ты, несчастный, даже оцениваешь миро, говоря, что оно стоит триста динариев. Однако ты оцениваешь не для того, чтобы похвалить ее великодушие, ведь всё богатство, собранное от злых дел, она потратила на стоимость мира, но для того, чтобы ропотом показать, что ты впал в ужасное зло, когда понес такой убыток. Но не такой уж большой, если ты не —24— выносишь потери трехсот динариев, а продал Меня, Господа, взяв 37 тридцать! Что вы дадите мне, и я вам предам Его ( Мф.26:15 )? Несчастный! Раб продает Владыку. Порядок извратился: Я искупаю тебя от греха Своей Кровью, а ты продаешь Меня за тридцать оболов? И потом, человек продает Бога? Раз он продает – пусть представит: Кто Тот, к Кому прицениваются? За какую же цену купят Бога? И что так дешево совершаешь сделку? Продает кто-нибудь Бога в образе человека за тридцать оболов как раба, как варвара? И раздели: сколько за воплотившегося Бога, и сколько за явившегося человека? Что вы дадите мне? А ты, что ты желаешь получить? Они ведь не могут дать ничего равноценного Богу. Они предложили ему тридцать сребренников ( Мф.26:15 ). Неужели за тридцать оболов продают безмездного Врача, – Врача, дающего глаза слепым, заставляющего хромых бегать? Это говорю, чтобы навести тебя на мысль, поскольку вы смущаете женщину за то, что она Свободного в мертвых еще и прежде смерти почтила как мертвого, за то, что она миром предзнаменовала благодать погребения и воскресения. Но ты получишь в качестве плода предательства веревку, а память о ней, где ни будет проповедано Евангелие ( Мф.26:13 ), пребудет неизгладимой». Сказал Он, и на деле оказалось так, что миро Аарона и Елеазара прекратилось, и рог иссяк, а алавастр ее увеличивается с каждым веком, сохраняя благоухание памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О молящийся, помни, что к Богу подносишь ты приношение. Да не смутится Приносящий молитвы 279 приношением, на котором есть порок. Ведь ты молишься, чтобы тебе было оставлено, обещая, что ты оставишь 280 . Прежде подумай своим умом – оставишь ли ты – а затем обещай: «Я оставлю». Не обманывай Бога 281 , говоря: «Я оставляю», – если не оставляешь. Ибо Бог не человек, подобный тебе, чтобы мог ты солгать Ему 282 . Если согрешит человек против человека, то он молит Господа; если же он согрешит против Бога, то кого ему молить? 283 Да не станешь ты виновен через свою молитву. Слушай, что еще сказал наш Спаситель: Если ты, принося дар, вспомнишь, что имеешь нечто против брата своего, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой 284 . И если ты вспомнишь, молясь, что ты имеешь некий гнев 285 , то поразмысли своим умом о том, что твоя молитва останется перед жертвенни- —63— ком, и не захочет Приносящий молитвы 286 взять ее с земли. Ибо он проверяет 287 твою жертву: имеется ли на ней порок, – и если она чиста, то он поднимает ее к Богу. Итак, если Возносящий молитвы 288 найдет в твоей молитве [слова] – «оставь мне, и я оставлю» – то так он скажет молящемуся: «Прежде прости своему должнику, и затем я подниму твое [прошение] к твоему Заимодавцу. Оставь сто динариев 289 по своей бедности, а твой Заимодавец по Своему величию оставит тебе мириад, не принимая в расчет проценты и прибыль». Если ты пожелаешь простить 290 , то тогда Приносящий молитвы возьмет твой дар и поднимет его с собой. Но если ты не простишь, то так он скажет тебе: «Нечистый дар ко святому престолу я не принесу, но ты сам пойдешь туда, чтобы отдать по счету своему Заимодавцу, и также жертву свою ты с собой принесешь Ему». А он оставит твою жертву и уйдет. Послушай же, что сказал пророк: Проклят тот, кто имеет в своем стаде самца неиспорченного, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденного 291 . Ибо [выше] сказал он: Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? 292 Посему ты должен простить своему должнику до молитвы, и [только] затем молиться. И когда ты помолишься, то поднимется твоя молитва ввысь к Богу и не останется на земле. 14 . [Бог] сказал через пророка: Вот покой Мой – дайте покой утружденным 293 . Итак сотвори, человек, покой Божий, и не будет у тебя необходимости [говорить]: «Оставь мне». Дай покой утружденному, посети больных, позаботься о бедных – это и есть молитва 294 . Я разъясню тебе, возлюбленный мой, что вся- —65— кий раз, когда человек творит покой Божий – это и есть не что иное, как молитва . Ибо так написано: когда прелюбодействовал Зимри с мадианитянкой, увидел его Финеес, сын Елеазара, и, войдя в спальню, убил их обоих 295 . И это убийство вменилось ему в молитву. Ибо так сказал о нем Давид: Восстал Финеес, помолился, – и это вменено ему в праведность в роды и роды во веки 296 . И поскольку он убил их ради Бога, это вменено ему в молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рождественское Послание Блаженнейшего Митрополита Американского Германа (версия для печати)/Православие.Ru Рождественское Послание Блаженнейшего Митрополита Американского Германа Православие.Ru , 6 января 2004 г. Праздник Рождества Христова, 2003/2004 год Архипастырское Послание Его Блаженства, Митрополита ГЕРМАНА досточтимым священнослужителям, монашествующим и всем верным чадам Православной Церкви в Америке Горячо возлюбленные о Господе! «Христос раждается – славите»! Митрополит Герман «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исаия 7:14). Этими словами пророк Исаия выразил чаяния своего народа, готовящегося к пришествию Мессии, предназначенного осуществить долгожданное примирение между родом человеческим и его Творцом. Древние пророки стремились приуготовить появление Спасителя, Который провозвестил высочайший Свет среди невыносимой тьмы, и Который явил «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоанн 1:9). В Воплощении Господа нашего Иисуса Христа их слова и чаяния, ожидания Народа Божия исполнились, ибо Единородный Сын Божий примирил мир с Собою, дав новую жизнь всем желающим принять ее. Печально, но слишком часто люди оказывались глухи к пророческим словам. «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал», - читаем мы в Прологе Евангелия святого Иоанна. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Иоанн 1:11). Были и такие, кто, оказавшись неспособными уразуметь полноту пророческих слов, ожидали земного царя, который освободил бы их от враждебной империи. Иные, нераскаянные, отвергли Его слова и отрицали Его чудеса, чувствуя, что их собственное положение оказалось под угрозой: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него» (Иоанн 11:48). Те, кто восклицал: «Осанна!» при входе Христа в Иерусалим, оказались теми же, кто кричал спустя четверо суток: «Распни Его!». В конце концов, Свет мира не мог быть поглощен тьмой. Он, Которого престол был яслями, Чьи придворные состояли из пастухов, Чьими певчими были сами ангелы, окружающие небесный престол, открыл, что Он был воистину «Еммануил» - «Бог с нами».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

С одним жезлом своим он перешел Иордан 201 , – удивительный образ, предвосхищая, держал он в руке своей, ибо это есть знамение креста Великого Пророка. Поднялся на ноги [и пошел] в землю сынов востока 202 , ибо из нее воссиял свет народам 203 . Он возлег у колодца, над устьем которого был камень, и никто не мог отвалить его 204 . Множество пастухов не могло поднять его и открыть колодец, до тех пор пока не пришел Иаков, и силой сокрытого в его чреслах Пастыря отвалил камень и напоил овец своих. Так же многие пророки приходили, но не могли раскрыть [вод] крещения до тех пор, пока не пришел Великий Пророк: лишь Он смог открыть [воды] и креститься в них. Он воекликнул, говоря Своим сладчайшим голосом: Всякий жаждущий пусть придет ко Мне и пьет 205 . Еще молился Иаков о возвращении от Лавана и был избавлен от рук брата своего Исава. Так с благодарностью молился он, говоря: Я с жезлом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана 206 . О дивный образ нашего Спасителя! Ибо когда пришел наш Спаситель в первый раз, то вышел Жезл из корня Иессея 207 по подобию жезла Иакова. А когда придет Он от Отца Своего во втором пришествии, то вернется к Нему с двумя станами – один от народа, а другой от народов – подобно Иакову, вернувшемуся к отцу своему Исааку с двумя станами. Иаков вернулся со своими одиннадцатью сыновьями 208 , а с нашим Спасителем придут одиннадцать учеников Его, ибо нет с ними Иуды. Когда родился Вениамин, то стало двенадцать сы- —55— новей у Иакова, а когда был избран Толмай 209 , то стало двенадцать учеников у нашего Спасителя. Вот каково действие молитвы Иакова. 7 . Что же скажем мы о силе молитвы Моисея, которой нет предела! Ведь молитва избавила его от руки фараона И показала ему славу Божию 210 . Молитвой своей он навел на фараона десять кар 211 , И также его молитва разделила море 212 . Она сделала сладкой горькую воду 213 , Низвела манну и подняла перепелов 214 . Она расколола камень И заставила истечь воду 215 . Она одержала победу над Амаликом И укрепила Иисуса 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года 7 июня 2008 г. 07:53 Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие возлюбленные о Господе собратья Архипастыри отцы настоящего Архиерейского Собора. Благословением и благодатию Пастыреначальника Христа Спасителя мы собрались воедино, дабы рассмотреть пройденный нашей Церковью со времени Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года путь. Прожитые четыре года между Соборами наполнили нашу жизнь разнообразными, как радостными, так и печальными, событиями церковной и общественной жизни. В то же время начавшийся век и новое тысячелетие поставили перед нами очень серьезные вопросы как во внутрицерковной жизни, так и в межцерковных взаимоотношениях, глобальные вопросы, диктуемые подчас негативными тенденциями развития современного мира. На эти вопросы мы нашим соборным разумом должны дать ответ, должны наметить, а по возможности и конкретно определить пути разрешения многих непростых проблем. Только что, совершая Божественную литургию в нашем Соборном храме и молясь Господу об успешном проведении сего Освященного Собора Русской Православной Церкви, мы слышали удивительные слова апостола Павла: «Законом я умер для закона, чтобы жить мне для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 19-20). Как актуальны эти слова! Только с позиции веры в Пролившего Свою Пречистую Кровь, за возлюбленное Свое творение мы должны оценивать происходящее; пытаться правильно ответить на поставленные вопросы, основываясь исключительно на заповедях Христовых. Следует признать, что сегодня мы стоим перед новыми, неизвестными и непривычными для нас мировыми процессами. Если XX век был ознаменован гибельным распространением атеизма и материализма, приведшим к разрушительным последствиям в нашем Отечестве, то век нынешний, XXI, заставляет нас выносить на повестку дня обсуждение таких явлений, как необратимое искажение духовного сознания во всем мире, влекущее за собой всеобщее падение нравственности, распространение неоязычества, терроризма и других губительных явлений современности.

http://patriarchia.ru/db/text/418885.htm...

Содержание Библии – это картины откровения Божия, показанные избранникам рода человеческого Духом Святым: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:21 ). Несомненно и то, что даже при всех великих предзнаменованиях оно произойдет внезапно. «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:37–39 ). Все, что предсказано в Священном Писании, сбудется. «Из уст Моих исходит правда, слово неизменное» ( Ис. 45:23 ). «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут»( Мф. 24:35 ). «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» ( Ис. 40:8 ). Но независимо от того, доживем мы до него или нет, надо постоянно готовиться к сретению – встрече с Господом, не гадая о времени.«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» ( Мф. 25:13 ). Список литературы, использованной при составлении ответов 1 . Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество. 2002. – 1376 с. 2 . Закон Божий. Составитель протоиерей Серафим Слободской . СПб. Братство новомученика архиепископа Иллариона Верейского, 2000. – 724 с. 3 . Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов, как практическое руководство к духовной жизни. М.: Сретенский монастырь; Новая книга; Ковчег, 2004. – 704 с. 4 . Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона. Составитель профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович . М.: Издание Сретенского монастыря, 2004. – 816 с. 5 . Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Репринтное воспроизведение издания 1913 г.). Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – 1772 с. 6 . Священник К. Субботин.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010