Вместо прекрасной равнины, на месте города разлились свинцовые воды Мертвого моря, в котором не живет ничего. Та рыба, которую вносит Иордан в это озеро, если не успевает вернуться, погибает. И до сих пор на берегах его царит страшная тишина, подобная тишине могилы. Нет рядом ни растений, ни животных. Лишь по поверхности его плавают белоснежные куски соли да островки из смолы. А берега покрыты той же солью с желтым налетом серы да еще страшными битумными колодцами, провалившись в которые, человек погибает. Апостол Иуда говорит нам о значении для нас этого наказания Божия: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» ( Иуд.7–8 ). Хорошо бы было помнить эти слова тому, кто хулит тело – это прекрасное творение Всемогущего – и отвергает священную иерархию. Удивительно, но со времен апостолов ничего не изменилось. Те же люди, которые являются манихеями по отношению к материи, являются и псевдоревнителями и непрерывно выискивают поводы для борьбы с епископатом. Их ожидает страшное наказание содомского пламени. «Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом». До сих пор показывают соляной столп, в который она превратилась. Интересно, что при просвечивании этого столпа ренгеновским излучением в 1998 г. оказалось, что в нем содержатся скопления, воспроизодящие человеческий скелет с точностью до кости. Нам приходилось видеть этот грозный памятник Божьего суда. В высоту он достигает 3-ех метров. На его вершине достаточно четко различаются черты женского лица, обращенного к погибшему Содому. Его подлинность подтверждают и святые, такие как священномученик Климент папа Римский в 11 главе послания к Коринфянам и блаж. Иероним. Христос говорит об этом случае так: «Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» ( Лк. 17, 30–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Возрастание обители, умножение братства, создание уникальных архитектурных и иконописных форм были связаны, прежде всего, с личностью самого святого Саввы. Он притягивал своим трудолюбием, строгостью к себе и любовью к другим. Как чадолюбивый отец, он всех принимал и учил добродетельному житию. Преставился преподобный в 1407 году. На Московском церковном соборе в 1547 году он был канонизирован как чудотворец. Мощи его находились в Звенигороде до Октябрьской революции. В 1919 году рака с мощами была вскрыта, и до начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, после были переданы одному жителю Звенигорода, затем – в 1985 году – в Даниловский монастырь, а в 1998-м торжественно перенесены в соборный храм Саввино-Сторожевского монастыря, где и хранятся по настоящее время. Святой Савва окончил свой земной путь как блаженный муж, который, по псалму Давида, «яко древо, насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет» (Пс. 1: 3). По толкованиям святых отцов, под древом, посаженным «при исходищах вод», можно понимать жизнь во Христе, жизнь при потоке «живой воды» той Премудрости, «Которая соблаговолила воспринять человека для его спасения, чтобы сам человек сделался древом, насажденным при исходищах вод» . «При исходищах вод» – это в Духе Святом, по сказанному: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7: 37). Самарянке Христос говорил: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 14). Вот что было источником премудрости поминаемого ныне Саввы – он жаждал «воды живой», стремился к стяжению Духа Святого. И за эту «жажду» Христос сделал его плодоносным деревом, даровал Савве победы над плотскими бранями. «Алкание правды», молитва о Духе Святом, следовательно, было главным в монашеском устремлении преподобного. Но для того чтобы посеянное в сердце семя Христово принесло плод, нужно было все время выдергивать плевелы, которые постоянно пытается всеять в сердце враг рода человеческого. Поэтому каждый день для святого Саввы был днем борьбы, был выбором между делами плоти и делами духа.

http://pravoslavie.ru/58171.html

Вот старец Иосиф Исихаст пишет в письме своему духовному чаду: «Говори Господу так: о возлюбленный мой сладчайший Иисусе Христе! Кто обо мне Тебя попросил и кто помолился, чтобы… я родился у родителей, добрых и верных христиан? Ибо столь многие рождаются у турок, католиков, масонов, евреев и у язычников, и прочих, которые не веруют, но суть как бы не родившиеся совершенно, и вечно мучаются» (Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта, стр. 273. ТСЛ, 1998). Это какое же понятие о Боге и Его отношении к людям дал монашеский опыт одному из самых почитаемых афонских старцев, что он запросто определяет на вечные мучения католиков, евреев и всех подряд! Ненависть к инославным христианам, корпоративная гордыня (пример её приводит архим. Лазарь на стр. 306 – афониты укоряли архим. Софрония (Сахарова) за послабления в уставе и говорили ему: «ты не святогорец!») – это тоже, увы, Афон. Мне скажут: да, но какое количество рабов Божиих, спасающихся людей! – Так рабы Божии есть и в Москве, и в Нью-Йорке, и вообще – Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом (Рим. 11, 4), ответил Господь пророку Илии в ответ на его жалобы об оскудении благочестия. Суть в том, что мы живём в падшем мире; падение это преодолевается не на каком-то особом месте («уделе»), а в душе человека, и – не корпоративно, а исключительно индивидуально. Поэтому даже самое святое место в мире не свободно от таких же, как и везде, проявлений личной и социальной человеческой немощи. Нельзя поэтому ничего идеализировать, и, я думаю, очень осторожно нужно ставить в пример христианам афонскую жизнь. Не афонские уставы, а правильные церковные понятия, выстроенная иерархия христианских ценностей – вот что нам сегодня как воздух необходимо.  Заключение Итак, мучение любви… Из-за чего же она мучается? Почему не даётся ей место в наших сердцах? Мне видится, потому, что любовь не сочетается у нас с евангельским разумом, с церковной мудростью. За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя (Втор. 28, 47 – 48).

http://pravmir.ru/tainstvo-poslushaniya-...

Всякий, кто нарушит это повеление царя, должен быть подвергнут жестокой казни: «...будет вынуто бревно из дома его, и будет поднят он и пригвожден к нему, а дом его за то будет обращен в развалины» (1 Езд 6. 6-11). По выражению совр. исследователя, «этот указ не мог бы быть более благоприятным для строителей, даже если бы они сами его составляли» ( Grabbe. 1998. P. 24). В соответствии с рассказом 5-й и 6-й глав возобновление строительства после долгих лет перерыва стало возможным благодаря поддержке пророков (1 Езд 5. 1-2, 6. 14) и, главное, потому, что работа шла по воле Бога и с его постоянной помощью: «...око Бога их было над старейшинами Иудейскими» (1 Езд 5. 5); «...построили и окончили, по воле Бога Израилева...» (1 Езд 6. 14). После указа Дария строительство храма продолжалось уже без препятствий и было закончено «к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария» (Иосиф Флавий говорит о 9-м годе царствования Дария и о 23-м дне месяца адара - Ios. Flav. Antiq. XI 107). «Священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена», освятили храм, принесли жертвы Богу и установили череду служения, «как предписано в книге Моисея», а в 14-й день 1-го месяца, после предварительного очищения священников и левитов весь израильский народ праздновал пасху «в радости, потому что обрадовал их Господь». Сообщается о том, что Бог обратил к народу для подкрепления его при строительстве «сердце царя Ассирийского»; возможно, по какой-то причине именно этим выражением обозначен персид. царь Дарий (1 Езд 6. 14-22). Празднование пасхи после завершения строительства и освящения храма оказывается во многом похожим на славословие Бога в начале работ (1 Езд 3. 8-13). В обоих случаях говорится об участии священников, левитов и всего собрания народа; храм называется «домом Бога»; празднование совершается с великой радостью и в полном соответствии с законом. Т. о., восстановление Иерусалимского храма становится делом всей общины, к-рое она исполняет в соответствии с законом Моисеевым. Это всенародное празднование пасхи, по-видимому первое со времени Иосии , стало окончанием долгого периода неверности Израиля Богу и упадка религ. жизни ( Blenkinsopp. 1988. P. 130-131). Обильные жертвы Богу при освящении храма оказываются незначительными по сравнению с упоминаемыми в аналогичном рассказе о храме Соломона (1 Езд 6. 17; ср.: 3 Цар 8. 63; 2 Пар 7. 5); однако принесение 12 козлов «в жертву за грех за всего Израиля, по числу колен Израилевых», которое основано на указаниях Лев 4. 22-26 и др., имело ясное символическое значение - восстановление после возвращения из плена полноты израильского народа. Тема 12 колен повторяется, хотя и не так явно, в др. местах Е. п. к. (1 Езд 8. 24, 35).

http://pravenc.ru/text/189575.html

Двери храма были заперты сразу же после того, как П. вывели оттуда. Помимо буквального этот акт имеет для автора кн. Деяний также и символическое значение: двери храма навсегда закрываются для П. и его проповеди ( Witherington. The Acts. 1998. P. 652). Рим. власть в лице тысяченачальника Клавдия Лисия (ср.: Деян 23. 26) должна была вмешаться в конфликт, поскольку беспорядки грозили подорвать стабильность в городе. Первым делом Клавдий Лисий заковал П. в кандалы, а потом уже спросил, кто он и что сделал. Поскольку в народе «одни кричали одно, а другие другое», к тому же кричали на евр. языке, тысяченачальник так и не понял, в чем суть дела, и решил вести его в «крепость Антония» (см. Антониева башня ), построенную Иродом Великим к северу от Иерусалимского храма. П. по-гречески обращается к Клавдию Лисию и просит позволить ему объяснить случившееся (Деян 21. 37-38). Греч. язык П., с одной стороны, удивил Клавдия Лисия, с другой - усилил его подозрения. Однако П. говорит о себе как об «иудее» и «гражданине небезызвестного киликийского города». Он просит позволения обратиться с речью к народу (Деян 21. 39), и неожиданно «сделалось глубокое молчание... Павел начал говорить на еврейском языке» (Деян 21. 40; 22. 1-5). Первая часть его речи была посвящена истории П. до обращения в христианство. П. не считал нужным скрывать от иудеев ни свое происхождение, ни свое воспитание, ни тот факт, что он был гонителем первохрист. общины. Он в полной мере разделял тот негативный взгляд на эту общину, к-рый был характерен для лидеров израильского народа. П. говорит о том, как на пути в Дамаск его осиял свет и он услышал голос Христа (Деян 22. 6-10). Для П. главным аргументом в пользу новой веры является тот факт, что Иисус Христос Сам явился ему на пути в Дамаск и заставил его полностью изменить образ жизни и присоединиться к числу адептов нового учения. Рассказав о своем крещении от Анании (Деян 22. 11-16), П. повествует о том, как он вернулся в Иерусалим и как ему снова явился Христос со словами: «Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне… Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян 22. 17-21).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Делает ли он что-нибудь, он делает так, как делал бы перед Самим Богом, призывая помощь Божию в каждом добром деле. Думает ли о чем-либо, он думает как бы перед Лицом взирающего на него Господа и освещает свои думы, свои мысли мыслью о Господе, Источнике жизни и добра. Желает ли он чего-нибудь, решается ли на что-либо, становится ли на тот или иной жизненный путь, – он все делает как бы в присутствии Самого Господа, непоколебимо веруя своим сердцем, что «от Господа направляются шаги человека» ( Притч. 20:24 ). И эта вера в вездеприсутствие Божие оберегает его в минуты греховных искушений, когда грех или порок стучится в его сердце, – помогает ему избежать ложных, ошибочных, греховных шагов на пути его жизни. А когда по немощи духа он согрешит, эта вера поможет ему встать из ямы греха и с надеждой на помилование припасть к ногам Того, Кто прощает самого грязного, падшего, разбойников и блудниц, кающихся перед Ним, обнимая их Своею любовью. Вот так живет, так верует тот, кто знает и никогда не забывает, что над ним простерт Промысл Божий и что он и ведет каждого из нас по жизненному пути до конца наших земных дней. И какую любовь обещает Господь верному рабу Своему! Мы хорошо знаем об этом из слов 90-го псалма пророка Давида: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я буду в скорби; избавлю его и прославлю его; долготою дней насышу его, и явлю ему спасение Мое» ( Пс. 90:15–16 ). Пусть эти слова псалма вдохновляют нас жить верой в то, что Господь, Который все видит, в руке Которого жизнь и смерть каждого из нас, во всем поможет нам, не оставит и нас Своею Отеческою любовью, если мы не оставим Его. С этой верой в Промысл Божий, верой в то, что Господь всегда с нами, будем жить, будем дышать, ею будем укреплять свой слабый дух. Кто с такой верой уйдет ко Господу, тот удостоится услышать тот же сладчайший голос Божий, какой услышали прощенные блудницы, исцеленные больные от Господа Иисуса Христа в дни земной Его жизни: «Вера твоя спасла тебя». Читать далее Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди/Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

диакон Андрей Кураев Источник: «Оккультизм в православии» Примечания Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. — М., 1998, с. 29. “Ибо так говорит мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором, и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь»” ( Ис.8:11-12 ). “Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город” ( Мф.23:34 ). Лосский В. Н. Предание и предания// Лосский В. Н. По образу и подобию. — М., 1995, с. 142. Подробнее эта же мысль о необходимости различать православное вероучение от фольклорного псевдохристианского язычества проводится в статье С. С. Аверинцева “Христианская мифология” (Мифы народов мира. Энциклопедия. — М., т. 2. 1988). К сожалению, в церковной среде эта статья известна в основном благодаря недобросовестной критике ее в статье протоиерея Сергия Антиминсова (К вопросу о “христианской мифологии”//Москва. — М., 1993, Если Аверинцев с самого начала подчеркивает, что он противопоставляет христианскую доктрину и миф, который складывается в народном творчестве вокруг церковного учения, то его критик в порыве любообличительной страсти не замечает этого фундаментального противопоставления аверинцевской статьи: “Название статьи говорит уже о многом. “Христианская мифология» — как мог писатель-христианин поставить эти два слова рядом? Неужели для него христианство — это миф?” (с. 189). В итоге оказывается, что для протоиерея Сергия Антиминсова нормой православности предстает вера в существование кентавров (с. 190): усомниться в существовании сих персонажей — раз уж они присутствуют на страницах некоторых вариантов жития прп. Павла Фивейского — значит прослыть модернистом и еретиком. Прот. Георгий Флоровский . Пути русского богословия. — Париж, 1983, сс. 3-4.

http://sueverie.net/vtoroe-prishestvie-a...

документах К. о., упоминание Велиала (тоже в контексте противопоставления, в данном случае со Христом; это единственное вхождение термина Βελιρ во всем НЗ), понимание общины верующих как храма Божия, соотносимое с концепцией «святилища человеков» (    ) в кумран. «Флорилегии» (4Q 174. 1. 1. 6-7; см.: Dimant. 2014. P. 269-288), а также в «Уставе общины» (1QS 8. 5-6, 9. 5-6), акцент на идее чистоты ( Fitzmyer. 1998/1999). Даже для упоминания идолов, к-рое не представляет собой сколько-нибудь заметного основания для внешнего сравнения, была предложена параллель 1QS 2. 16-17, где сынам света противопоставлен член общины, впавший в идолопоклонство («...и Бог отделит его ко злу, и он будет истреблен из среды всех сынов света за свое отступничество от Бога, за свои мерзости»;   - «мерзость»,- технический термин, обозначающий идолов, ср.: The Dead Sea Scrolls Study Edition/Ed. F. García Martínez, E. J. C. Tigchelaar. Leiden; N. Y.; Köln, 1999. Vol. 1. P. 72-73). Дуалистические представления членов К. о. привлекли внимание исследователей в связи с проблемами не только внешнего влияния на иудаизм эпохи Второго храма, но и религ. и философского контекста Евангелия от Иоанна. После введения в научный оборот кумран. текстов стало ясно, что тезис об эллинистическом характере 4-го Евангелия требует пересмотра. Для мн. ключевых понятий Евангелия от Иоанна были найдены параллели в текстах К. о. ( Frey. 2010. P. 536). Прежде всего это понятия, связанные с оппозициями света и тьмы, истины и лжи, жизни и смерти: хождение во свете и хождение во тьме (Ин 12. 35, ср. также: 11. 9-10), сыны света (Ин 12. 36; оба выражения - «ходить во свете/тьме», «сыны света» - представляют собой явные семитизмы), «свидетельствовать о Свете» (Ин 1. 7-8), «злые дела» и «дела правды» («люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин 3.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою " . Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года, ссылаясь на эти правила, указал на " недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку " . Х.2. Согласно римскому праву, легшему в основу гражданских кодексов большинства современных государств, брак является соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь восприняла это определение брака, осмыслив его исходя из свидетельств Священного Писания. Римский юрист Модестин (III век) дал следующее определение брака: " Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве " . В практически неизменном виде это определение вошло в канонические сборники Православной Церкви, в частности, в " Номоканон " патриарха Фотия (IX век), в " Синтагму " Матфея Властаря (XIV век) и в " Прохирон " Василия Македонянина (IX век), включенный в славянскую " Кормчую книгу " . Раннехристианские отцы и учители Церкви также опирались на римские представления о браке. Так, Афинагор в своей Апологии к императору Марку Аврелию (II век) пишет: " Каждый из нас считает своей женою ту женщину, на которой он женат согласно законам " . " Апостольские постановления " , памятник IV века, увещают христиан " заключать брак в согласии с законом " . Христианство восполнило языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви. " Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

Если кто услышит голос Мой, внятный в благодеяниях, нами получаемых, или в бедах, нас постигающих, и отворит дверь с молитвою и покаянием; войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Anok. III, 20 ). Он видит нашу жизнь. Он слышит наши вздохи и стоны. Поэтому (ст. 6) всегда в молитве и прошении с благодарением за все, вас постигающее, открывайте свои желания пред Богом. И после такой молитвы вашей снизойдет в вашу душу (ст. 7) мир свыше от Бога, который превыше всякого ума, т. е. непостижим умом, а чувствуется только сердцем и проявляется в радости, спокойствии и незлобии ко врагам. Такой мир соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе; не допустит он вас предпринять какие-либо необдуманные меры против клеветников и врагов ваших. Ст. 5. Кротость ваша, спокойствие, смирение, незлобие к врагам да будут известны всем человекам. Потому что и ко врагам Господь близок. Он воздает и воздаст каждому из них по делам их. Их конец – погибель, говорит св. апостол; их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство – на небесах, откуда мы, труждающиеся и обремененные, ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа ( Фuл. III, 19–20 ). Ст. 8. Итак, братие мои, не заботьтесь с сокрушением сердца ни о чем; ни о врагах ваших, ни о своей, стесняемой и соблазняемой другими, жизни; не падайте и под ударами бедствий и скорбей. Помышляйте, постоянно думайте и всегда старайтесь делать или проводить в жизни и разговорах только то, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, вполне нравственно, что любезно – угодно Богу и добрым людям, что достославно, что добродетельно и что похвально пред Законом Божиим. Какую чудную, блаженную жизнь имел бы христианский мир, если бы каждый член его заботился первее всего о благе общем и о том, что честно и истинно! Ст. 9. Исполняйте, говорит св. апостол Павел филиппийцам, то, чему вы научились, что вы приняли и слышали и видели во мне… И Бог мира будет с вами. Слова св. апостола относятся и к нам. Быть хорошим, добродетельным человеком для самого человека хорошо. И от Бога благоволение, и от людей похвала и уважение, от своей совести одобрение и успокоение. Будем же в счастии всегда к Богу благодарными, к людям радушными; в скорбях твердыми с верою в Бога и с надеждою на Его отеческое попечение о нас. И вообще, во всей нашей жизни, в каждую минуту, на каждом шагу будем стараться только об исполнении нашего христианского долга и, в частности, о том, чтобы быть полезными всякому во всем добром. За это Бог любви и мира будет и с нами всегда: ныне и присно, и во веки веков. Читать далее Источник: Объяснение апостольских чтений на литургии во все воскресные дни года/Протоиер. о. Василий Михайловский. - М. : Изд-во Сретен. монастыря, 1998. - 477 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010