Гофман для определения того, что следует понимать под τ κατχον и κατχων. В этой главе Сын Божий или ангел Иеговы (ст. 5 и 6, срв. Апок.1:13–16 ) открывает пророку Свои отношения к ангелу персидского народа, который называется «князем царства персидского» (ст. 13). «Князь царства персидского, говорит Явившийся Даниилу, стоял против Меня двадцать один день; но вот Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне» (ст. 13); и дальше: «теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским; а когда я выйду, то вот придет князь Греции… и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (ст. 20–21). Из этих слов видно, что отношения между ангелами народов вполне соответствуют реальным историческим отношениям между подчиненными им народами, так что и ангел и народ действуют в полном взаимном согласии. Это согласие, эта солидарность между ангелами и народами идет гораздо далее: ангелы народов имеют те же самые нравственные качества, которые обнаруживаются в жизни подчиненных им народов. Князь царства персидского стоит против Мужа, Явившегося Даниилу, борется против Него, Михаил помогает Ему, поддерживает Его в борьбе с князем Персии; затем для борьбы с князем Персии выступает князь Греции. Князь Греции и князь Персии имеют человеческие свойства: их невозможно признать святыми и добрыми ангелами хранителями, потому что борьба между ангелами добрыми невозможна, – тем более невозможно сопротивление ангелов хранителей Тому, Кто являлся Даниилу. С другой стороны, нельзя признать этих «князей народов» и злыми духами по природе: по Targ. Ier. 1 на Быт.11:6, 7 1077 они прямо причисляются к ангелам, служащим Иегове, признаются орудиями божественного мироправления и промышления. Так как и ангел и народ мыслятся как две реальных противоположности, то мы должны понимать под ангелами народов внутренний одухотворяющий принцип религиозно-исторической жизни, совмещающий в себе все существенные и типические черты известного народа. Самый же народ есть средство к обнаружению деятель-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Девилль. У меня есть Библия, вот она! Я. Откроем, например, пятую главу от Иоанна. Христос только что исцелил в субботу больного у Вифезды и велел ему взять одр свой. Иудеи негодуют на такой поступок, видя в нём нарушение субботы. На это Христос говорит им: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». При этих словах иудеи так ясно поняли, что Христос отождествляет Свою деятельность с деятельностью Бога, что мы сейчас же дальше читаем то, о чём я уже упоминал: «И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу». На это Христос отвечал им, что они не могут осуждать Его дел, не осуждая Бога, почитателями Которого сами хотят быть, и не могут именно потому, что Он, Сын, без Отца не творит и не может творить: «истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также». Даже власть воскрешать мертвых, это высшее проявление всемогущества, Он имеет вместе с Отцом: «ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет». И чтобы они не подумали, что есть двоякое всемогущество, всемогущество Отца и Его собственное, Он точно объясняет им, что Божеское свойство быть источником и даятелем жизни от Отца переходит к Сыну: «…мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышавши, оживут. Ибо как Отец име- —718— ет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». Может быть, это выражение единства Христа с Богом Отцом еще не довольно ясно? Может быть, Христос должен сказать нам простыми словами, что Он одно с Отцом, что Он в Отце, и Отец в Нём? Нам надо только перевернуть два-три листа, и мы в десятой главе найдем это слово в слово. Христос излагает учение о добром пастыре и заключает так: …«Я даю им (овцам) жизнь вечную, и не погибнут во век; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец одно». Тут опять иудеи схватывают каменья, чтобы побить его, как они говорят, «за богохульство»: «зато, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». Христос не отрицает этого, но сначала а minori показывает им, что они слишком поспешили своим негодованием, и затем повторяет Своё утверждение «Отец во Мне, и Я в Нём». Услыхав это, иудеи «опять искали схватить Его, но Он уклонился от рук их».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если София есть Церковь , то душа и совесть Церкви, – Церковь Святых –, есть София по преимуществу. Если София есть Церковь Святых, то душа и совесть Церкви Святых, – Ходатайница и Заступница за тварь пред Словом Божиим, Судящим тварь и рассекающим её на-двое. Матерь Божия, – «миру Очистилище» –, опять-таки есть София по преимуществу. Но истинным Знамением Марии Благодатной является Девство Её. Красота души Её. Это и есть София. София есть «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа ( κρυπτς τς καρδας νθρωπος ν τ φθρ το πραως κα συχου πνεματος, 1Пет.3:4 ), истинное украшение человеческого существа, проникающего сквозь все его поры, сияющее в его взгляде, разливающееся с его улыбкой, ликующее в его сердце радостью неизреченною, отражающееся на каждом его жесте, окружающее человека, в момент духовного подъема, благоуханным облаком и лучезарным нимбом, сотворяющее его «превыше мирского слития», так что, оставаясь в миру, он делается «не от мира», делается выше-мирным. «Свет во тьме светит и тьма не объяла его» ( Ин.1:5 ) – такова не-от-мирность духо-носной прекрасной личности. София есть красота. «Да будет украшением (κσμος), вашим, – обращается ап. Петр к женам –, не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» —158— 1Пет.3:3–4 ). Только София, одна лишь София есть существенная Красота во всей твари; а всё прочее – лишь мишура и нарядность одежды, и совлечется личность этого призрачного блеска при испытании огнем. Таковы некоторые из аспектов Софии в их взаимоотношениях. Рассмотрим же их несколько подробнее. Чистота сердца, девственность и целомудренная непорочность есть необходимое условие, чтобы узреть Софию-Премудрость, чтобы быть всыновленным в Вышний Иерусалим, – «Матерь нам» ( Гал.4:26 ). Понятно, почему это – так. Сердце является органом для восприятия горнего мира. Посредством сердца созерцается перво-зданный корень личности, Ангел её, и чрез этот корень устанавливается живая связь с Матерью духовной личности, – с Софиею, разумеемою как Ангел-Хранитель всей твари, – всей твари, едино-сущной в любви, получаемой чрез Софию от Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каждый здравомыслящий и беспристрастный человек из этого труда усмотрит, что по вопросу о лишении священнического сана духовных лиц многие заблуждаются вследствие неправильного толкования гражданских законов, ибо последние не должны противоречить ни здравому смыслу, ни канонам восточно-православной церкви, ни основным или другим законам королевства Сербского. Поэтому, мы решили обратить внимание тех, кого это касается, на этот существенный пробел, призывая разработать этот вопрос в согласии церковных канонов с государственными законами. I Краткий обзор судебной практики христианской церкви. Законодательную власть в христианской церкви Основатель её передал Апостолам, от Апостолов она перешла к преемникам их – епископам, которые всегда, как и теперь, соборне осуществляли её. Основание церковному суду положено Самим Основателем церкви. Это видно из слов Его к Своим ученикам: «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его наедине; если послушает тебя, ты приобрел брата; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Как Божественное установление, законодательная власть в соответствии с прямыми задачами церкви всегда развивалась в точно определенном направлении. Церковные законодатели, издавая законы, не делали это от своего имени, как бы проявляя свою личную волю, но от имени Божественного Животворящего Духа, всегда живущего в церкви. Они служат лишь орудием, при посредстве кото- —557— рого на земле проявляется воля Его и чрез них действует. (Что считает за благо Дух Святой, то и мы) «Ибо угодно Святому Духу и нам» ( Деян.15:28 ). Но законодательство церкви получило полное развитие лишь тогда, когда оно вступило в согласное общение с государством. Первыми христианскими Императорами была предоставлена церкви свобода законодательства, и гражданским властям строго запрещалось вмешательство в дела, касающиеся церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Правило 4 (5) Григория Неокесарийского Никто да не обольщает себя тем, яко нашел что либо: ибо не позволительно корыстоватися и найденным. Второзаконие глаголет: Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего; тако глаголет Второзаконение ( Втор.22:1–3 ). В книге же Исхода, не токмо ο найденной кем-либо собственности брата, но и врага, речено: возвращением да возвратиши оную в дом господина ея ( Исх.23:4,5 ). Аще же не позволительно в мире корыстоватися от небрежнаго и роскошествующаго, и ο своей собственности не пекущагося брата или врага: то кольми паче от бедствующаго, избегающаго врагов, и по нужде оставляющаго собственность . ( Григория Нисск. 6 ). Нам известно предписание 2-го правила того же святого отца, по которому от церкви отлучается каждый, кто уличен будет в лихоимстве, или кто каким бы то ни было образом стремится присвоить себе то, что не его, на что он законного права не имеет. Настоящим правилом осуждается и тот, кто присвоил бы себе какую-либо вещь, найденную в дороге и не ему принадлежащую. В подтверждение святой отец приводит два места из Ветхого Завета. Подобное деяние наказывают гражданские законы, как старого, так и нового времени. За всякое незаконное присвоение того, что нам по праву, не принадлежит, Антиохийский Собор, своим 25-м правилом, присуждает членов клира вообще и епископов в частности к каноническому наказанию. О том же предмете говорят еще 5, 9 и 10 правила этого святого отца. Читать далее Источник: Правила [kanones] православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. Т. 1-2/[Предисл.: проф. И. Пальмов]. - Санкт-Петербург : тип. С.-Петерб. духовной акад., 1911-1912./Т. 1. - 1911. - XX, 640 с.; Т. 2. - 1912. - VIII, 635 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Пусть эти писатели записаны в православных метриках, а некоторые из них даже и «христианские овцы волною покрываются», т. е. попросту говоря, все свои права, преимущества и содержание получают от Церкви за то, что обязывались служить её благу. За всем тем их нельзя причислить к православным уже по той простой причине, что, находясь в здравом уме и зрелом возрасте, они сами не считают себя православными. Православие для них не есть искомое; православие для них есть заблуждение, с которым нужно бороться. Если они иногда обнаруживают симпатии к старообрядчеству, своими сочинениями дают поддержку ему, то я скажу г. Мельникову: «надо бояться данайцев, даже и дары приносящих». Для борьбы с православием они воспользуются и старообрядчеством, а со старообрядчеством они надеются справиться при помощи просвещения. Такая лжебратия имеется во всяких и религиозных и политических —856— обществах, она была и в первохристианских церквах. Оставим её в покое. Обратимся к спорам и разногласиям братии между собой. Православие для православных есть истина, но истина, будучи данным, всегда есть искомое. «Теперь знаю я отчасти» ( 1Кор.13:12 ), говорит ап. Павел и говорит о религиозной истине. Если апостол знал её отчасти, то мы разумеется не можем знать её вполне. Мы имеем Св. Писание, символ веры , вероопределения 7 вселенских соборов. Всего этого достаточно для спасения. Но каждый из нас и разумом и сердцем стремится постичь истину по возможности шире и глубже. Веря в догмат, можно стремиться проникнуть в его тайну, и ограниченность нашего разума, различие точек зрения и бесконечность истины делает то, что догмат при твердой вере в него может быть различно понимаем верующими. Ап. Петр говорит, что в тайну нашего спасения «желают приникнуть Ангелы» ( 1Пет.1:12 ). Отсюда мы видим, что тайна нашего спасения не вполне открыта и ангелам, и что желание постичь её более, чем она открыта, присуще добрым и блаженным духам. Пытаемся и мы, надеясь на божественную помощь и по силе нашего разумения, выяснять себе религиозные истины. Мы ошибаемся в своих суждениях о ней, а чаще всего бывает, что каждый из нас всецело сосредоточится на одной какой-либо стороне истины, упуская из виду другие стороны, а другой всецело остановится на другой, и может показаться, что между ними – непримиримое противоречие, а на самом деле порою противоречия между ними и совсем может не быть. Г. Мельников, полагаю, верует в богодухновенность и истинность Св. Писания. Он должен верить словам ап. Иакова: «не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства? и исполнилось слово Писания: веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только» ( Иак.2:21–24 ). Должен г. Мельников верить и ап. Павлу. «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разумеем изучение и восстановление той идеологической почвы и того нравственно-психологического воздуха, в каких должен был произрастать исследуемый автором предмет. Ведь Ап. Петр был живым и убежденным благовестником новой веры. Ведь и его слушатели были живые лица, коим предстояла необходимость или принимать или отвергать это новоучение. На какой почве религиозно-нравственной происходила эта встреча старого и нового? В какое отношение к прежнему, от отцов усвоенному, настроению, становилось это новое откровение? Откуда эти – с одной стороны «около трех тысяч» и «находились в любви у всего народа», и «Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви», – а с другой – в тоже самое время «когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники храмовой стражи и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых, – и наложили на них руки и заключили под стражу до утра»? Какое значение для успеха первохристианской проповеди имели прозелитизм иудейский (Корнилий), – иудейское рассеяние и язычество (апостольский собор)? —366— Вообще – чаяния, идеалы и настроения, – семейный, общественный и религиозный быт, – нравственно-психологический воздух и богословско-идеалогическая почва эпохи, – все это осталось за горизонтом научного исследования автора. Получились не живой исторический благовестник Евангелия и не живые исторические последователи и враги новой религии, а отвлеченные, вне времени, места, народности, вообще вне истории стоящие лица, снятые с исторической почвы и исторического воздуха и поставленные, так сказать, во внеисторическое пространство, без исторической перспективы и без исторического воздуха. Слово за словом, стих за стихом, главу за главою, автор толкует священный текст книги Деяний Апостольских – по его вербальному смыслу и теологическому (иногда) значению, не стараясь ни приобщиться к душе Благовестника, ни заглянуть в сердца его слушателей, – как бы вне нравственно-религиозной индивидуальности их, отрешенно от личностей, в каком-то вневременном и внепространственном обобщении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ср.: Мф. 17:14–18: «Когда они пришли к народу, подошел к Нему (Иисусу) человек и, преклоняя перед Ним колена, сказал: «Господи, помилуй сына моего; он в новолуния беснуется, тяжко страдает, часто бросается в огонь и часто в воду»... И запретил ему (бесу) Иисус, и вышел бес, и отрок исцелился в тот же час». 2934 Ср.: Мк. 5:6–9: «И увидев Иисуса, (дух) вскричал громким голосом: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего... не мучь меня!»... Иисус сказал: «Выйди, дух нечистый, из этого человека!» И спросил его: «Как тебе имя?» И он сказал: «Легион имя мне, потому что нас много»». Мф. 8:29: «И вот они (два бесноватых) закричали: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий, зачем Ты пришел сюда прежде времени мучить нас?»» Устрашения и заклинания можно видеть в словах: «Дух немой и глухой, повелеваю выйти из него и впредь не входить... И сотрясши его...» Мк. 9:25. 2939 См. выше рассказ о том, как садовник Мида принесен был на кровати к чародею-вавилонянину... потом встал, взял свою постель и пронес ее через весь сад. Тот же Zahn (Op. cit.) указывает на евангельскую параллель в исцелении расслабленного: «Тебе говорю: встань, возьми свою постель и ходи. Он тотчас встал, взял свою постель и вышел перед всеми» (Мк. 2:11–12, ср.: Мф. 9:6; Лк. 5:24). 2949 Krebs. De malicioso Luciani consilio, religionem christianam scurrili dicacitate vanam et ridiculam reddendi. 1769 . Цитаты у: Deeleman. De morte Peregrini. Utrecho, 1902 – одно из самых ценных сочинений по вопросу об отношении Лукиана к христианству. 2950 Стадий – мера длины в античности. Греко-римский стадий – 176,6 м, олимпийский стадий – 192,28 м, дельфийский – 177,55 м. 2953 Тот же Кребс в отмеченном сейчас описании приведенных из созвездия Стрельца воинов признает переделку описания херувимов у пророка Иезекииля. Иезекииль созерцает облако, клубящийся огонь и сияние вокруг него, и из среды его видно было подобие четырех животных; облик у них был как у человека... и у них ноги прямые и ступни ног, как ступни у тельца (Иезек. 1:5–7).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таков исторический корень эсхатологической идеи отпадения, которую впрочем можно проследить и еще дальше. —46— В 2Пар.29:19 и 33:19 словом ποστασα, евр. , названо идолослужение при царях Ахазе и Манассии, выразившееся при Ахазе в закрытии врат дома Господня и кощунственном надругательстве над священными сосудами, и при обоих царях – в принесении жертв богам языческим на высотах. У прор. Иер.2:19 словом ποστασα, евр. , названо отступничество иудейского народа от служения истинному Богу, выразившееся в его служении ассирийским и египетским богам: «Накажет тебя нечестие твоё и отступничество (ποστασα) твоё обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего, говорит Господь Бог твой». У пр. Даниила ποστασα имеет смысл также религиозный. В Дан.8:23 Даниил говорит, что в конце царствования четырех царей восстанет в лице Антиоха Епифана враг священной жертвы, «когда отступники исполнят меру беззаконий своих», т. е. доведут до конца своё отпадение, под которым разумеется отпадение от святого завета Божия. В Дан.11:30 о том же враге святого завета мы читаем: «и озлобится он на святой завет и исполнит своё намерение и опять войдет в соглашение с отступниками святого завета», которые в ст. 32 названы безбожниками, нечестивыми, в противоположность «разумным» в Дан.12:3 . У пр. Осии в Ос.14:2 ποστασα, евр. означает отпадение Израильского народа от Иеговы: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему, ибо ты упал от нечестия твоего». Таким образом в Ветхом Завете ποστασα употребляется в смысле религиозном. Но если мы примем во внимание то обстоятельство, что святой завет с Богом стремился урегулировать не только религиозно-нравственную, но и гражданско-общественную жизнь евреев, то не будет противоречием ветхозаветной библейской мысли понимать ποστασα в смысле религиозно-политическом. А если мы вспомним, что и ап. Павел смотрит на власть, как на выражение Божественного миропорядка, то понимание ποστασα в смысле религиозно-политическом не будет противоречить новозаветным библейским представлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это-то пришествие Христа и Его царства, о котором Господь повелел молиться: «да приидет царство Твоё», – то царство, что не приходит видимым образом, но внутри верующего, и которое Господь словами пророка называет «летом Господним приятным», когда нищим Он возвещает благовестие, пленным проповедует отпущение, слепым прозрение, сокрушенных отпускает на свободу» ( Лк.4:18–21 ), – хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают ( Мф.11:5–6 ; Лк.7:22 ). Об этом пришествии Господь говорит: «если кто любит Меня (то) слово Моё соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем и пребывание (обитель) у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Эти времена отрады и послание Иисуса Христа неразрывно соединены с пришествием Духа-Утешителя. Об этом пришествии Ап. Павел говорит: «Правда (что) от веры так говорит: не говори в сердце твоём: кто взойдет на небо? то есть Христа низвести, – или: кто сойдет в бездну? – то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит: близ тебя слово есть в устах твоих и в сердце твоём, то есть —231— слово веры, что проповедуем. Потому что если исповедуешь слово в устах твоих, что Господь (есть) Иисус, и уверуешь в сердце твоём, что Бог Его воскресил из мертвых, (то) спасешься, ибо сердцем веруется (веруют) в правду, устами же исповедуется (исповедуют) во спасение» ( Рим.10:6–10 ). С особенным старанием автор выставляет на вид, что по догматическому православному богословию, земная церковь есть «воинствующая», а не покоящаяся. Однако ж нет никаких оснований понимать термин νφυξις в смысле «абсолютного покоя», полного отсутствия всякой борьбы и самодеятельности (ср. 2Тим.1:16 – в нравственном смысле). Но самая эта борьба радостна и сладостна для верующих христиан непреложною верою в полную победу и надеждою на будущее блаженство. Этою верою и надеждою всегда радовались и радуются верные подвижники Христовы, уверенные в неотвратимой победе, когда главные враги – смерть, ад и диавол, побежденные уже Спасителем Христом, окончательно будут упразднены от своих злых влияний и действий на верующих христиан, – зная, что за «добрый подвиг» им предстоят от «Праведного Судии» «венцы правды».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010