Катавасия: От ночи с рассвета/стремящегося к Тебе, Человеколюбец,/просвети, молю,/и наставь и меня в повелениях Твоих,/и научи меня, Спаситель,/творить волю Твою. Песнь 6. Ирмос: Возопих всем сердцем: Песнь 6 Ирмос: Воззвал я всем сердцем: Во страшнем Христе пришествии Твоем, егда явишися с Небесе,/и поставятся престоли, и книги разгнутся:/пощади, пощади тогда Спасе, создание Твое. При страшном, Христе, пришествии Твоем,/когда Ты явишься с небес,/и поставлены будут престолы, и книги раскроются,/пощади, пощади тогда Спаситель, создание Твое. Тамо ничтоже помощи может, Богу сущу Судии,/ни тщание, ни козни, ни слава, ни дружба:/разве от дел крепость твоя, о душе моя! Ничто там помочь не может,/где Бог является Судией:/ни старание, ни хитрость, ни слава, ни дружба,/если не будет от дел твоих крепость твоя,/о душа моя! Тамо вкупе князь и вождь, нищий и богатый, душе,/ни отец возможет ни мати помогающи,/ни избавляяй брат осуждения. Там вместе будут князь и вождь,/бедный и богатый, о душа;/ни отец тогда не сможет, ни мать помочь,/не избавит брат от осуждения. Страшное душе, истязание помышляющи Судиино,/ужаснися отсюду, уготови слово,/да не осудишися узами вечными. Размышляя о страшном испытании у Судии,/ужаснись от того, душа,/подготовь свой ответ,/чтобы не быть осужденной на узы вечные. Возми твое, да не услышу Господи, отсылаемь от Тебе,/ниже, еже поиди во огнь проклятых,/но возжеленнаго гласа праведных. “Возьми свое!” да не услышу я, Господи,/отсылаемый от Тебя,/также как и слова: “Иди в огонь с проклятыми”,/но вожделенный глас праведных. Адских врат избави мя Господи,/пропасти, и тьмы несветимыя от преисподних, и огня негасимаго,/и всякия иныя муки вечныя. От врат ада избавь меня, Господи,/от бездны, и тьмы, чуждой света,/от подземелий и огня неугасимого,/и всякого иного/наказания вечного. Слава, Троичен: Троичнаго единства Божество пою,/Отца, и Сына, и Божественнаго Духа,/единаго начала державу,/соразделяемаго треми начертаньми. Слава, Троичен: Тройственное в единстве Божество/воспеваю: Отца, и Сына, и Божественного Духа,/единого Начала власть,/разделяемого тремя отличиями.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

На литии Господни разумевше заповеди, тако поживем:/алчущия напитаим, жаждущия напоим, нагия облечем,/странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим./Да речет и к нам хотяй судити всей земли:/приидите благословеннии Отца Моего,/наследуйте уготованное вам Царствие. Слава, глас 7: Заповеди Господа познав, так и будем поступать:/алчущих напитаем, жаждущих напоим,/нагих оденем, странников к себе введем,/и пребывающих в темнице посетим,/чтобы и нам сказал Тот, кто будет судить всю землю:/“Придите, благословенные Отца Моего,/наследуйте уготованное вам Царство!” И ныне: Под кров Твой Владычице,/вси земнороднии прибегающе вопием Ти:/Богородице упование наше,/избави ны от безмерных прегрешений,/и спаси души наша. И ныне, Богородичен: Под Твое покровительство прибегнув, Владычица,/все мы, на земле рожденные, взываем Тебе:/“Богородица, надежда наша,/избавь нас от бесчисленных согрешений/и спаси души наши!” На стиховне стихиры Осмогласника по алфавиту. Стихиры на стиховне октоиха Слава, глас 8: Увы мне мрачная душе,/доколе от злых не отреваешися?/Доколе унынием слезиши?/Что не помышляеши о страшном часе смерти?/Что не трепещиши вся страшнаго судища Спасова?/Убо что отвещаеши?/Или что отречеши?/Дела твоя предстоят на обличение твое,/деяния обличают клевещуща./Прочее о душе, время наста:/тецы, предвари, верою возопий:/согреших Господи, согреших Ти,/но вем Человеколюбче благоутробие Твое, Пастырю добрый,/да не разлучиши мене одесную Тебе предстояния,/великия ради милости Твоея. Слава, глас 8: Увы мне, омраченная душа,/доколе от злых дел не отстаешь?/Доколе беспечности предаешься?/Что не помышляешь о страшном часе смерти?/Почему не трепещешь вся пред страшным судилищем Спасителя?/Что же скажешь ты во оправдание свое?/Или какой дашь ответ?/Дела твои предстоят для обличения тебя,/деяния изобличают и обвиняют./Отныне, о душа, настало время:/беги, поспеши, с верою воззови:/“Согрешил я, Господи, согрешил перед Тобою;/но знаю, Человеколюбец, милосердие Твое, Пастырь добрый,/не отлучи меня от предстоящих справа от Тебя/по великой Твоей милости!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

Слава, Троичен: Трех, единых естеством/и Единого в трех Лицах так воспеваю:/“Отец, Сын, и Святой Дух –/единая сила, воля и действие./Един Бог трисвятой, одно Царство единоначальнейшее!” Богородичен: Проходит краснейший от чертога чрева Твоего Бог,/якоже Царь одеянный боготканною багряницею,/обагрения тайнаго пречистых кровей Твоих, Безневестная,/и царствует землею. И ныне, Богородичен: Происходит прекраснейший Бог/от чертога чрева Твоего,/как Царь, одетый Богом сотканной багряницею,/пречистою кровию Твоей окрашенной таинственно,/брака не познавшая,/и царствует над землею. Катавасия: Согрешихом, беззаконновахом,/неправдовахом пред Тобою,/ниже соблюдохом, ниже сотворихом,/якоже заповедал еси нам,/но не предаждь нас до конца, отцев Боже. Катавасия: Согрешили мы, соделали/беззаконие, неправду пред Тобою,/и не соблюли, и не сотворили,/как Ты заповедал нам./Но не предай нас до конца,/отцов Боже! Песнь 8. Ирмос: Егоже воинства небесная: Песнь 8 Ирмос: Кого воинства небесные: Страшнаго втораго Твоего, Господи, пришествия помышляя сретение,/трепещу прещения Твоего,/боюся гнева Твоего:/от сего мя часа зову, спаси во веки. Помышляя о встрече страшного/второго Твоего, Господи, пришествия,/трепещу пред грозным Твоим явлением,/боюсь гнева Твоего и восклицаю:/“От того часа спаси меня навеки!” Тебе Богу судящу всяческая,/кто стерпит земнороден, сый страстен?/Негасимый бо огнь тогда, и червь скрежещущий вельми,/осужденныя приимет во веки. Когда Ты, Боже судить будешь всех,/кто, на земле рожденный, вынесет это, будучи страстен?/Ибо тогда неугасимый огонь/и червь, скрежещущий сильно/осужденных примет навеки. Всякое дыхание егда призовеши, еже разсудити Христе вкупе:/великий страх тогда, велия нужда,/токмо помогающим деянием во веки. Когда Ты призовешь все, что дышит,/вместе на суд Твой, Христе,/великий будет страх тогда, великое бедствие,/и только дела наши помогут нам навеки. Всех Судие Боже мой и Господи,/да услышу тогда гласа Твоего вожделеннаго,/да увижду свет Твой великий,/да узрю вселения Твоя,/да узрю славу Твою,/радуяся во веки.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

Стих: Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим,/повем вся чудеса Твоя. О каковый час тогда, и день страшный,/егда сядет Судия на престоле страшном!/Книги разгибаются, и деяния обличаются,/и тайная тьмы явлена бывают,/ангели обтекают, собирающе вся языки./Приидите, услышите царие и князи, раби и свободни,/грешницы и праведницы, богатии и нищии,/яко грядет Судия, хотяй судити всей вселенней./И кто претерпит пред лицем Его,/егда ангели предстанут обличающе/деяния, помышления, и мысли, яже в нощи и во дни?/О каковый час тогда!/Но прежде даже не приспеет кончина,/потщися зовущи душе:/Боже, обратив спаси мя,/яко един благоутробен. О какой час тогда и день страшный,/когда воссядет на престоле страшном Судия!/Книги раскрываются, и дела изобличаются,/и тайны тьмы объявляются;/Ангелы со всех сторон спешат, собирая все народы./Придите, услышьте цари и князья, рабы и свободные,/грешники и праведники, богатые и нищие,/ибо грядет Судия судить всю вселенную./И кто устоит пред лицом Его,/когда Ангелы предстанут, обличая дела,/намерения, и помышления,/бывшие ночью и днем./О какой час тогда!/Но прежде, чем конец наступит,/приложи старание, душа, взывая:/“Боже, обратив, спаси меня,/как единый милосердный!” Глас 8. Стих: Возвеселюся и возрадуюся о Тебе,/пою имени Твоему, Вышний. Даниил пророк, муж желаний быв,/властительное Божие видев, сице вопияше:/Судия седе, и книги разгнушася./Блюди душе моя, постиши ли ся?/Ближняго твоего не презри./От брашен воздержиши ли ся?/Брата твоего не осуждай:/да не во огнь отсылаема сгориши яко воск,/но да без поткновения/введет тя Христос в Царствие Свое. Даниил пророк, бывший мужем желаний,/владычество Божие узрев, так возглашал:/“Судия сел, и книги раскрылись”./Смотри, душа моя: ты постишься?/– Ближнего твоего не презирай./Воздерживаешься от пищи?/– Брата твоего не осуждай,/чтобы, отправленная в огонь, не сгорела ты как воск,/но да введет тебя без преткновения Христос/в Царство Свое. Глас 1. Стих: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

Песнь 9. Ирмос: Безсеменнаго зачатия: Песнь 9 Ирмос: От зачатия без семени: Господь грядет грешныя мучити, праведныя же спасти:/восплачемся, и возрыдаим, и приимем чувство онаго дне,/воньже безвестная и тайная открыв,/человеком отдаст по достоянию. Господь грядет грешных наказать,/праведных же спасти;/вострепещем и возрыдаем,/и воспримем чувством день тот,/когда неведомое и тайное людей открыв,/Он воздает им по заслугам. Пристрашен и трепетен бысть Моисей, видя Тя от задних:/како же постою, лице Твое видя тогда аз окаянный, егда приидеши с Небесе?/Но пощади мя Щедре, милостивным Твоим призреннем. В страх и трепет пришел Моисей,/сзади Тебя увидев;/как же я устою тогда,/видя лицо Твое, несчастный,/когда Ты придешь с небес?/Но пощади меня, Милосердный,/милостивым Твоим взором. Даниил убояся часа истязания,/аз же окаянный что постражду от него, грядый Господи, страшнаго дне,/но даждь ми прежде конца благоугодно Тебе послужити,/и улучити Царствие Твое. Даниил убоялся часа испытания,/я же, жалкий что претерплю/в день тот страшный, грядущий Господи?/Но дай мне прежде кончины/послужить Тебе благоугодно/и получить Царство Твое. Огнь готовится, червь устрояется:/веселие, слава, ослабление, свет невечерний, радость праведных:/и кто блаженный избегнути не восхощет мучения первых, наследивый вторая? Огонь готовится, червь устрояется;/также – веселия слава, отрада,/свет немеркнущий, радость праведных;/и кто так блажен, что избежит наказания первым,/получив второе в удел? Да мя не отвратит от лица Твоего Господи ярость Твоего гнева:/ниже да услышу гласа клятвеннаго, во огнь отсылающаго,/но да вниду в радость нетленнаго Твоего чертога и аз тогда со святыми Твоими. Да не отстранит меня/от лица Твоего, Господи,/гнев Твой яростный;/и да не услышу я глас Твоего проклятия,/в огонь отсылающего,/но да войду в радость/нетленного Твоего брачного чертога/и я тогда со святыми Твоими. Ум уязвися, тело острупися, болезнует дух,/слово изнеможе, житие умертвися, конец при дверех./Темже окаянная моя душе, что сотвориши,/егда приидет Судия испытати твоя?

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

Разделы портала «Азбука веры» Русский В СУББОТУ ВЕЧЕРА В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ На Вечерни, по предначинательном псалме обычное стихословие. На Господи воззвах, поставим стихов 10. И поем Осмогласника стихиры воскресны 3, и Анатолиевы 3: и Триоди дне подобны 4. Глас 6. После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди: Подобен: Всю отложивше: Егда хощеши приити, суд праведный сотворити,/Судие праведнейший, на престоле славы Твоея седяй,/река огненная пред Твое судилище ужасающая влечет всех,/предстоящим Тебе небесным силам,/человеком же судимым страхом, якоже кождо содела:/тогда нас пощади, и части Христе сподоби спасаемых, яко благоутробен,/верою молим Тя. Глас 6 Когда Ты вознамеришься придти/суд праведный сотворить, Судия праведнейший,/восседая на престоле славы Твоей,/река огненная ужасающая/пред Твоим судейским местом увлекает всех,/и предстоят Тебе небесные Силы,/и люди со страхом судятся,/в том, что каждый соделал;/тогда пощади нас, Христе,/и удостой участи спасаемых, как милосердный,/с верою молим Тебя. Книги разгнутся, явлена будут деяния человеков,/пред нестерпимым судилищем:/возшумит же юдоль вся страшным скрежетанием плача,/вся видящи согрешившия,/вечнующим мукам, судом праведным Твоим отпущаемыя,/и бездельно плачущия Щедре./Темже Тя молим Блаже:/пощади нас поющих Тя,/едине Многомилостиве. Книги раскроются,/явлены будут деяния людей/перед нестерпимым судилищем,/и огласится вся долина плача страшным скрежетом,/при виде всех согрешивших,/в муки вечные судом Твоим праведным отсылаемых,/и напрасно плачущих жалостно./Потому Тебя молим, Благой:/“Пощади нас, воспевающих Тебя,/единый Многомилостивый!” Возгласят трубы, и истощатся гробы,/и воскреснет человеческое все естество трепещущее,/добрая содеявшии, в радости радуются,/чающе мзду восприяти:/согрешившии же трепещут, люте рыдающе,/в муку посылаеми, и от избранных разлучаеми./Господи славы, ущедри нас яко Благий,/и части сподоби возлюбивших Тя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

Слава, Троичен: Единство простое, не созданное,/безначальное Естество,/воспеваемое в Трех Ипостасях,/спаси нас, с верою поклоняющихся/могуществу Твоему. Богородичен: Прозябла еси Пречистая безсеменным Рождеством живое Слово,/воплощенное во утробе Твоей, непреложное:/слава Богомати, Рождеству Твоему. И ныне, Богородичен: Произрастила Ты, Пречистая,/родив без семени живое Слово,/воплощенное во чреве Твоем без изменения./Слава, Богоматерь, рождению Тобою Христа! Катавасия: Утверди Господи, на камени заповедей Твоих/подвигшееся сердце мое,/яко един Свят еси, и Господь. Катавасия: Утверди, Господи, на камне заповедей Твоих/поколебавшееся сердце мое,/ибо Ты один – Царь и Господь: Седален, глас 6: Помышляю день страшный,/и плачуся деяний моих лукавых:/како отвещаю безсмертному Царю?/Коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз?/Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя. Седален, глас 6 Помышляю о дне страшном/и оплакиваю злые мои деяния./Как я дам ответ Бессмертному Царю?/Или как дерзну я, блудный, взглянуть на Судию?/Милосердный Отче, Сын Единородный/и Дух Святой, помилуй меня! Слава: Во юдоли плача,/в месте еже положил еси, егда сядеши Милостиве,/сотворити праведный суд,/не объяви моя тайная,/ниже посрами мене пред ангелы,/но пощади мя Боже и помилуй мя. Слава: В долине плача,/на месте, которое Ты назначил,/когда воссядешь, Милостивый, совершить праведный суд,/не объяви тайных дел моих/и не посрами меня пред Ангелами,/но пощади меня, Боже, и помилуй меня! И ныне, Богородичен: Упование мира благая Богородице Дево,/Твое и единое страшное предстательство молю:/умилосердися на удобообстоятельныя люди,/умоли милостиваго Бога,/избавитися душам нашим от всякаго прещения,/едина благословенная. И ныне, Богородичен: Благая надежда мира, Богородица Дева,/лишь о Твоем одном страшном покровительстве молим:/сжалься над легко впадающими в беду людьми,/умоли милостивого Бога,/да избавятся души наши от всякого наказания,/Единая Благословенная! Песнь 4. Ирмос: Услыша пророк:

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

Всех Судия, Боже мой и Господи,/да услышу я тогда/глас Твой вожделенный,/да увижу свет Твой великий,/да созерцаю селения Твои,/да узрю славу Твою, радуясь вовеки. Правосуде Спасе помилуй,/и избави мя огня и прещения,/егоже мне на суде праведно подъяти:/ослаби ми прежде конца, добродетелию и покаянием. Правосудный Спаситель, помилуй/и избавь меня от огня и наказания,/которое предстоит мне на суде справедливо претерпеть:/дай облегчение мне прежде конца,/за добродетель и покаяние. Егда сядеши Судие, яко благоутробен,/и покажеши страшную славу Твою Христе:/о кий страх тогда, пещи горящей,/и всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! Когда Ты сядешь как Судия Милостивый/и покажешь страшную славу Твою, Христе,/– о, какой будет страх тогда/от печи горящей/всем, боящимся нестерпимого Судилища Твоего! Благословим Отца и Сына, и Святаго Духа, Господа. Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа. Единаго Бога по Существу чту,/Три Ипостаси пою определительне, иныя, но не инаковыя:/понеже Божество едино в триех Лицех,/ибо Отец, и Сын, и Божественный Дух. Бога, единого по естеству почитаю,/воспеваю три Ипостаси, различая Их:/разные, но не различные,/поскольку едино в трех Лицах Божество:/Отец, Сын и Божественный Дух. Богородичен: Из светлейшаго чрева Твоего прошед,/яко Жених из чертога возсия Христос,/Свет велий сущим во тьме,/ибо правды Солнце облистав, просвети Чистая мир. И ныне, Богородичен: Из светлого недра Твоего произойдя,/как Жених из брачного чертога/воссиял Христос, свет великий пребывающим во тьме./И вот, Он, Солнцем Правды заблистав,/просветил, Чистая, мир. Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще, и превозносяще во вся веки. Хвалим, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века. Ирмос: Егоже воинства небесная славят,/и трепещут херувими и серафими,/всяко дыхание и тварь,/пойте, благословите и превозносите во вся веки. Катавасия: Кого воинства небесные славят,/и пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы,/все что дышит и сотворено,/пойте, благословляйте/и превозносите во все века!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-m...

3.  Следующее воскресенье — Неделя о блудном сыне (евангельское чтение Лк. 15:11-32). Притча о блудном сыне — это, в первую очередь, история потери и нового обретения личных взаимоотношений. В начале младший сын сбивается с правильного пути, поскольку думает более о вещах, нежели о людях: “Дай мне следующую мне часть имения…” (Лк. 15:12), — говорит он отцу. Он не заинтересован в личных взаимоотношениях с отцом, ему важно лишь имущество, которое он собирается наследовать. В результате этого отречения со своей стороны от личных взаимоотношений он обнаруживает себя “на стороне далече” (Лк 15: 13) — отчужденным, изгнанным, одиноким и изолированным. Путь покаяния, который он должен пройти, включает восстановление личностных отношений с отцом, своей семьей и всеми домашними. Его возвращение запечатлевается великим пиром, а цель всякого пира — именно bыpaзumь koinonia u братство людей. Пища здесь — связующее звено, и поэтому каждая совместная трапеза есть утверждение общности. Отказываясь принять участие в пире, старший сын исключает себя из отношений и из общности. Это становится ясно по его отношению к возвратившемуся. Он не обращается к нему, не называет его “брат”, но говорит отцу: “этот сын твой” (Лк. 15:30). Пока старший сын снова не научится говорить “мой брат”, он обречен быть вне, в холоде самоисключения из человеческой общности — одним словом, в “неличностности”; поскольку без взаимной любви не может быть подлинной личностности. 4.  В следующую за этим субботу мы совершаем специальное поминовение усопших, всеохватное по своей идее: В горах и на дорогах, в пещерах и в пустынях в вере свою жизнь оставивших, монахов и женатых, юношей и старцев, со святыми, Христе, всех их упокой. От печали и радости неожиданно взятых, в вере преставившихся, в благоденствии или несчастьи пострадавших, всех, Христе, упокой. Убитых мечем, упавших с коней, пораженных градом, снегом и молниями, задавленных камнями и засыпанных землей, Христе, Спасе наш, упокой (канон на утрене субботы мясопустной, песнь 2-я).

http://predanie.ru/book/219589-velikiy-p...

Се, уже начинается благоприятное к тому время (2 Кор. 6:2)! Уже приблизилось преддверие поста. Сокращение удовлетворения потребностей плоти затем учреждено, чтоб дать больше простора действиям духа. Приготовляйтесь же! А того, чем испорчена предлежащая неделя, злых обычаев мира, убегайте, сколько это возможно по условным отношениям вашим и немощам характеров ваших, чтоб достаточно подготовленными вступить нам в поприще поста и говения, очиститься, установиться в чистоте и утвердить за собою возможность очищенными предстать и страшному Престолу Судии всех — Бога. Аминь. 26 февраля 1861 года В неделю мясопустную (тайна подготовления оправдательного решения на Страшном Суде) Итак, приидет Судия. Все явимся пред Судилищем Его, да восприимет каждый, «яже с телом содела, или блага, или зла» (2 Кор. 5:10). Что будет тогда, братие, с нами? Что именно с каждым из нас будет тогда?! Теперь же перенесемся туда мысленно и предложим совести нашей заранее определить то. Зрите! Се, пред нами, лицом к лицу, Судия праведный и нелицеприятный. Вокруг вся тварь разумная — и небесная, и земная. В нас самих все дела наши, ясно видные: на челе нашем, на очах и устах, на каждом члене и чувстве, служившем орудием для них; и мы сами в себе все будем видеть, и другие в нас все будут видеть, и око Божие будет проницать нас. Укрыться некуда. Общий всех суд оправдает или осудит нас. Сему суду будет вторить и наш собственный суд; а тот и другой запечатлеются Судом Божиим, который и останется вечно неизменным и решит участь нашу навсегда. Так как же думаете? Что услышит ухо наше в тот Час — утешительное ли: «Прииди, благословенный» (Мф. 25:34) или безотрадное: «Отойди, проклятый» (Мф. 25:41)? Ах, братие! Восприимем в чувство сию решительную минуту и заранее подумаем о том, как нам быть. Минуты той не миновать и решения того не отменить! Войдемте же в совесть свою и спросим ее, что именно чает она услышать: «отойди» или «приди»? Совесть не станет льстить, если искренно захотим услышать прямой голос ее и не будем сбивать ее пустым самооправданием. Вот и око Божие определительно видит, что мы такое в Час сей и чего стоим, осуждения или оправдания, и свое свидетельство влагает в ухо внутреннему свидетелю дел наших, в их отношении к Богу и вечному Закону Его! Какое же предрешение дает нам о нас сей внутренний свидетель дел наших?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2943...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010