12 . Если дух жизни располагает дух читающего к сохранению терпения, то за ним тотчас последуют и колеса, потому что в священных изречениях он находит, что Моисей и Аарон, когда за справедливость подверглись преследованию народа, притекли к Скинии с молитвою о том самом народе, от которого убежали ( Числ.20:6 ). Святые души их и негодование гордых перенесли, а не увлеклись ненавистью против них. Ибо истинное терпение есть то, которое любит даже того, от кого переносит. Ибо переносить, и ненавидеть, не есть добродетель кротости, но прикрытие неистовства. В том же самом Писании ( 1Цар.8:21–22 ) он (дух читающего) находит, что Самуил, лишаемый власти, признается, что он молился даже за лишающих; что никто из святых иначе не достигает небесной славы, как сохранением терпения; что сам Виновник рода человеческого претерпел оплевания, заушения, терновый венец, крест, копие, и несмотря на то, молился за преследователей. 13 . Если дух жизни побуждает дух читающего к ревности проповедания; то за ним тотчас следуют и колеса; потому что он в Св. Писании находит Моисея, по повелению Господню, явившегося к Царю Египетскому и свободно пред ним проповедавшего ( Исх.5–10 ); что Стефан вероломным Иудеям говорил: вы присно Духу Святому противитеся ( Деян.7:51 ), даже под камнями не имел страха (ст. 59–60); что Петр, высеченный батогами, чтобы не говорил во имя Иисуса, с великою свободою отвечал: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком ( Деян.5:29 ); что Павел, заключается в узы ( Флп.1:14 ), но для Слова Божия нет уз ( 2Тим.2:9 ). 14 . Если дух жизни располагает (дух читающего) к слезам покаяния; то за ним тотчас следуют и колеса; когда слова Св. Писания указывают на кающегося Давида, что он, обличенный Пророком, не устыдился признаться в преступлении пред обличающим подданным, потому что отверг подданство Царю небесному ( 2Цар.12:13 ); что мытарь, который признал себя виноватым в своем нечестии, хотя пришел во храм неправедным, однако ж из храма вышел оправданным ( Лк.18:13–14 ); что Петр пятна отречения омыл слезами ( Мф.26:75 ); что разбойник, сознавшийся на кресте в виновности, в самой уже смерти получил прощение ( Лк.23:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Поэтому и говорит, что коротко время слов Его, но уже наступает страдание и разгорелось дерзкое злоумышление иудеев на Него. Пострадаю, говорит, добровольно, так как пришел для этого.    Впрочем, «грядет мирский князь и во Мне не имеет ничего». То есть не окажусь согрешившим, но и у иудеев не будет основательного предлога для неистовства против Меня. Ничего своего собственного диавол не имеет во Мне. Ведь собственность как бы его есть зло, и происхождение греха имеет в нем (диаволе) начало. А что слово Спасителя истинно, это каждый может видеть особенно из самой последовательности мыслей. В самом деле, разве мог согрешить Тот, Кто не ведал греха, Бог истинный и по природе, всецело недоступный перемене к чему-либо несправедливому? Нисколько не менее сего мы можем увидеть это и чрез самые писания святых Евангелистов. Так премудрейший Иоанн ввел Пилата говорящим: «Я никакой вины не обретаю в Нем» (Ин.18:38), и опять, после возложения венца из терний, возглашающим слова: «Вот вывожу Его вам вон, дабы узнали вы, что никакой вины не обретаю в Нем» (Ин.19:4). А Матфей говорит, что он (Пилат) дошел до такого отвращения ко злу, что он даже руки умыл пред иудеями и сказал: «Неповинен я в крови Праведника Сего» (Мф.27:24). И представив Его нам приведенным к самим архиереям, говорит так: «Архиереи же и синедрион целый искали лжесвидетельства на Христа, чтобы Его умертвить, и не нашли, хотя много приходило лжесвидетелей» (Мф.26:59-60). Но хотя обвинения против Него искались и посредством людей, однако диавол пользовался ими, как орудиями и слугами присущей ему злости, — и это он сам, а не другой кто старался найти в Нем какое-либо прегрешение. Итак, истинно, что диавол не имел в Нем ничего своего, которого (диавола) и «князем мира» назвал в настоящем случае не потому, чтобы он был истинно владыкою, но как подобного какому-либо из свирепых варваров, посредством насилия завладевшего тем, что отнюдь не принадлежит ему. Ведь он подчинил себе человека посредством греха и, как бы некое беспризорное стадо отдалив от Бога, завладевает чужим. Вот почему и справедливо лишается таким образом добытой власти, ибо воцарился над нами Христос, почему и говорит: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон, и Я, когда вознесусь от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:31-32).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

Можно бы еще извлечь много любопытных подробностей из папского письма: но чем далее идти, тем менее найдем правды, больше клевет 58 , надменности, высокомерия, ругательств. Послушаем, какое заключение этого сорокоодноглавого послания. «Эти вещи отписываем вам с отеческою нежностию и братскою любовию. Мы довольно избегали, как бы не попасть в оное Соломоново: не отвещай безумному по безумию его, да не подобен ему будеши ( Притч.26:4 ). Но если вы не раскаетесь, вы над собою испытаете именно то, что далее говорит тот же Соломон: отвещай безумному по безумию его, да не явится мудр y себе (5); и оное апостольское: еретика человека по первом и втором наказании отрицайся. Ибо развратися таковый, и согрешает, и естъ самоосужден ( Тит.3:10 ). Опасаясь прообразовательного запрещения ветхого завета, не станем же мы, наконец, варить козленка в молоке матери его, но будем язвы его насильно натирать едким уксусом с прибавкою большого количества соли. Ибо надобно с болью отсекать то, чего легкою рукою нельзя ни осязать, ни полечить, как увещевает Господь, говоря (какое неблагоговейное приведение текстов! – и оно нередко): аще рука твоя или нога твоя соблазняет тя, отсецы ю, и верзи от себе. Аще око твое соблазняет тя, изми е, и верзи от себе» ( Мф.18:8–9 ). He делая никаких заключений о характере папского послания, а стараясь проникнуть в сущность дела, спросим теперь себя: что такое говорит Папа в этом огромном послании? О чем рассуждает на пространстве сорок одной главы? Рассуждает о вере и церкви. Какие же догматы веры излагает он? Главные из них можно представить в следующих положениях: 1. Святая, апостольская, в особенном смысле, православная Церковь есть одна Римская церковь. 2. Средоточие сей церкви, равно как средоточие всего христианства, есть св. апостольский престол Римский 59 , то есть восседающие на нем Папы. 3. Папа есть верховный глава 60 всех церквей в мире, и власть его выше всякой земной власти, выше власти императорской. 4. Никто из смертных не имеет права, и отнюдь не смеет судить Римский престол, то есть Папу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кажется, ее имя Ксения Гришанова. 36 Мф. 26, 31. 37 Расположена на ул. Кустарная, 28. 38 Прот. А. Мень. Письмо к Е. Н. — Ук. соч., с. 184, 185. 39 В миру Сергей Симанский (1877— 1970). 40 Так называемая «двадцатка». 41 Епископ Афанасий Ковровский. Можно ли посещать храмы Московской Патриархии? — Вестник РСХД, 106.1972, с. 92–97. 42 Два портрета. — Ук. соч., с. 503. 43 Там же. 44 Это имя не надо путать с именем тети отца Александра. 45 А. Зорин. Ангел чернорабочий. — Независимая газета, 10.09.91. 46 Большая Серпуховская уд., 38. 47 М. Вехова. — Ук. соч., с. 190. 48 Напротив Плехановского экономического института, Стремянный переулок. 49 Моя первая теология 50 Для пантеистов Бог совмещается с природой 51 З. Масленникова. — Ук. соч. с. 46. 52 Александр Белавин. Священник Александр Мень. В кн.: Памяти протоирея Александра Меня. Ук. соч., с- 29. 53 Интервью, с Ириной Быстровой. — Московский комсомолец, 24.05.89. 54 Л. И. Василенко. — Ук. соч., с. 166. 55 Прот. А. Мень. Письмо к Е. Н. — Ук. соч., с. 185. 56 Николай Бердяев (1874–1948), Сергей Булгаков (1871—1944), Николай Лосский (1870–1950), Семен Франк (1877–1950). 57 Алексей Степанович Хомяков (1804 — 1860). 58 Неизданная автобиография, присланная автору в 1984 г. 59 Владимир Сергеевич Соловьев (1853— 1900). 60 Ф. Руло. Предисловие к книге: Владимир Соловьев. София и другие французские тексты: L " Age d " homme. — Лозанна 1978, с. Х. (на французском языке). 61 Л. И. Василенко. — Ук. соч., с. 171. 62 Там же, с. 170. 63 Ангел чернорабочий. — Независимая газета, 10.09.91. 64 Интервью с И. Быстровой. — Московский комсомолец, 24.05.89. 65 Прот. А. Мень. Письмо к Е. Н. — Ук. соч., с. 185. 66 В Краснопресненском районе. Малый Предтеченский переулок, 2. 67 В миру Кирилл Вахромеев. См.: Памяти протоирея Александра Меня. — Ук. соч. с. 264. 68 З. Масленникова. — Ук. соч., с. 48. 69 Автобиография. — Ук. соч. 70 Отец Николай Голубцов (1900–1963) служил в храме Ризоположения на Донской улице. 71 Прот. А. Мень. Письмо к Е. Н. — Ук. соч., с. 185–186. 72

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=794...

3.50 72. Полагайте начало жить не по-своему, а по заповедям Божиим. В семье добрым благоуправлением по страху Божию сохраняйте мир и убегайте смущения 3.51 73. Христианин всегда стоит на страже, оберегаясь волков мысленных 3.52 74. С терпением и молитвой надо нести послушания 3.53 75. В семействе успевайте более терпением и кротостью, нежели строгостью 3.54 76. Вражда разрешается смиренным поклонением друг другу 3.55 77. Благословение на путешествие по святым местам 3.56 78. Благословение на поступление в монастырь. О важности преуспеяния в христианских обязанностях 3.57 79. Принятие в число братства зависит от Бога и от отца строителя 3.58 80. «Нужницы восхищают Царствие Небесное» (Мф., XI, 12) 3.59 81. Не слушай греховных помыслов, вспомни суд Божий и смерть 3.60 82. Желание исправления без благого начала мертво есть 3.61 83. Как избавиться от недуга пьянства? 3.62 84. Поздравление с праздником Воскресения Иисуса Христа 3.63 85. Храните свою совесть и открывайте худые помыслы 3.64 86. Не отчаивайся о спасении своем, но уповай на беспредельное Божее благоутробие. Смири себя пред Богом и пред людьми 4 Письма к мирским особам 4.1 87. О прибытии в Александро-Свирский монастырь 4.2 88. Мы обязаны всячески молиться за творящих нам напасть 4.3 89. «Да не заидет солнце во гневе вашем» (Еф., IV ,26) 4.4 90. При избрании супруга следует чтить и слушаться родителей 4.5 91. Смерть детей бывает за невоздержание и нехранение Божиих заповедей 4.6 92. Старайтесь смириться и умиротвориться, и козни вражие не возобладают вами 4.7 93. Покой достигается только смирением и терпением. Славолюбие, сластолюбие и сребролюбие - три главные страсти, от которых побеждаемся 4.8 94. Самомнительная набожность доводит до расстройства и болезни 4.9 95. Вся злоба есть семя дьявольское 4.10 96. Промысел Божий нами управляет 4.11 97. Не смущайтесь, а благодушествуйте и благодарите Премилосердого Господа 4.12 98. Примиритесь с мужем. Подавайте собой пример, чаще молитесь 4.13 99. Да поможет Господь развязаться с миром. Мы сами ничего не можем устроить, а во всем должны полагаться на волю Господню

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

А прежние, до Государя Михаила Феодоровича, Цари наши, кроме Ивана Васильевича и Феодора Иоанновича, жили при тех книгах, по которым сделано исправление книг, а не при тех, коих держится мнимое старообрядство. И Царь Иван Васильевич жил во время Стоглавного Собора; а из Стоглава ясно видно, что некоторые предметы нового старообрядства были тогда точно так же, как ныне, по новоисправным книгам. Напр. 8-й член Символа Веры был без приложения слова истиннаго (ст. 36); Крест почитаем был и осмиконечный, и четыреконечный (ст. 15–25); некоторые предметы вновь только появлялись в Стоглаве, как-то: крестное двуперстие и сугубая Аллилуия, и следственно самим Стоглавом ясно были свидетельствованы с той стороны, что они новость, а до того времени были они совсем не так. (Ст. 26, 27, 31–34). 59) «В ней же и Чудотворцы наши Зосима и Савватий, Герман и Филипп Митрополит Московский и всея Руссии, и вси Святии Отцы угодили Богу». Они угодили Богу не древами, не пеплом, не мылом, не перстами, не словами, не внешностями, но Верою истинною и деятельною, т. е. здравыми понятиями в Вере и добрыми делами. Иначе и не было бы тогда ни одного не-Угодника. Что-ж касается и до обрядов, в коих одних поставляет всю Веру Челобитная; то и те обряды, как выше видели мы, не так содержали Преподобные Угодники Соловецкие. (См. напр. ст. 21). Наибольшее множество Угодников Божиих находится еще вне России: в Греции, Иерусалиме, Александрии, Антиохии, Риме и в иных местах; а они не знали наших книг, называемых старинными, ни двуперстия нашего, ни двойного Аллилуия, ни иного тому подобного, о чем настоит Челобитная, содержа напротив обряды так, как писано в Греческих книгах, против чего Челобитная вооружается. Но они-то и угодили Богу прежде наших Чудотворцев. Соловецкие Чудотворцы спасались уже по их следам. Все же они, повторяем, спасались не тем, в чем спасение и Веру ставит Челобитная. Они знали заповедь Самого Господа: Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, говорил Господь Своим ученикам, не внидете в царствие небесное ( Матф. 5:20 . Зач. 12). А Фарисеи поставляли свою праведность, также как и челобитчики, в одних только внешностях, во своих чашах, в одеждах, в словах. Не в словеси царство Божие, говорит Апостол, но в силе. (1К. 4:20. Зач. 132. Мф. 23:1–39 ). 60) «И многие Чудотворные иконы Господь Бог в чудесех у нас в Русской земли прославил, и ныне прославляет, и неизреченную Свою милость нам подает.» Прославил Бог тогда, как были книги истинно старые, отнюдь не те, за которые стоит Челобитная, и как была Вера истинная, а не в наружностях только состоящая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

«И возрадуется сердце ваше» 697 . «И радость сия будет совершенная» 698 . Ин.6:57 . Якоже посла мя живый Отец, и аз живу Отца ради: и ядый мя и той жив будет мене ради. Ин.6:58 . Сей есть хлеб сшедый с небесе: не якоже ядоша отцы ваши манну и умроша: ядый хлеб сей, жив будет во веки. «Живый Отец», самобытно живущий, вечно и неизменно Себе подобный есть Иегова, т. е. Сый, Сущий, не зависящий от времени и пространства, причина всякого бытия, которого таинственное имя раскрыто было в древности при горящей и несгораемой купине Моисею 699 . «Аз живу Отца ради». Это выражение яснее передается русским переводом словами: «живу Отцом» 700 . Другими словами жизнь Отца и Сына есть жизнь единая, нераздельная жизнь, но бытие всемогущего Бога Творца вселенной созерцается человеком в милосердном отношении Его к человеку, – в Сыне. Сей сын зовет к Себе человека для единения его с Богом, предлагая ему Себя Самого в плоти и крови Его, с которыми соединяется воспоминание и о всех страданиях и благодеяниях Его; «сие творите в Мое воспоминание» 701 . «Сей есть хлеб сшедый с небесе»... Господь в последнем (58 ст.) заключительном слове воспоминает начальное возражение неверующих Иудеев о манне и противопоставляет ему учение о хлебе жизни, хлебе небесном. В этом заключительном слове Господь сопоставляет и закон Ветхого Завета с законом Завета Нового: смерть с жизнью; суд с милостию и благодатию. Ин.6:59 . Сия рече на сонмищи, уча в Капернауме. Это поучение в синагоге по-видимому начинается со стиха 43-го после ропота Иудеев (ст.: 41–42). До ст. 41-го Господь кажется говорит на берегу моря, окруженный толпою народа, искавшего Его и нашедшего Его близь Капернаума (ст. 22–26 и сл. этой главы). Что Господь много раз проповедовал в синагогах видно из многих мест Евангелий, как напр. Мф. 4:23 ; Мк. 1:39 ; Лк. 6:6 . Ин.6:60 . Мнози убо слышавше от ученик его, реши: жестоко есть слово сие: и кто может его послушати. Св. Иоанн Златоуст 702 указывает, что только жестокосердие Иудеев заставило их возроптать и возмутиться против слов Господа о пище небесной, ибо ученые из них должны же были разуметь слова Иоанна Крестителя, когда он, указывая на Господа, говорил: «се Агнец Божий» ( Ин. 1:36 ), то есть Агнец, приносимый в жертву и которого агнец пасхальный был лишь прообразом и пророчеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

41. Иез. 3, 12. 42. Никон Черногорец. Пандекты, сл. 29, 112 (217). 43. Παπαδπουλος-Κεραμως Α. Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. Πετροπ., 1894. Π, 43. 44. Рим. 8, 26. 45. См. Вступит. гл., с. 57. 46. Дмитриевский Α. Τυπικ, 8б7, 872. 47. Martene E. De antiquis ecclesiae ritibus. Antverpiae, 1737. T. III, p. 21. 48. Никон Черногорец. Пандекты, сл. 29, л. 112 (207). 49. Никон Черногорец. Пандекты, сл. 29, л. 112 (208): «начал старец пети слава Отцу с прочими» (иноками или молитвами?). 50. Дмитриевский А. Что такое κανν τν ψαλμφδας…//Рук. для сельск. паст. 1889 г., с. 70. 51. Ис. 33, 2; Вар. 3, 1. Ср. Мф. 20, 30; 15, 22. 52. Апостольские Постановления. VIII, 9–10. 53. Мф. 6, 13. 54. Лк. 11, 2–5. 55. «Учение 12 апостолов», 8. 56. См. выше, Вступит. гл., с. 62. 57. Рим. 11, 36; Флп. 4, 20. Ср. «Учение 12 апостолов», 58. Посл. к Диогнету, 12. Акты св. Феклы, гл. 42. Goltz. Das Gebet in der altesten Christenheit. Leipz., 1901. S. 157. 59. Рим. 11, 36; 2 Кор. 11, 31; Гал. 1, 5 и мн. др. 8. Еф. 3, 21. 60. Иуд. 25. 61. 2 Пет. 3, 18; 1 Пет. 4, 11; Рим. 9, 5; Евр. 13, 21. 62. Гал. 1, 5; 2 Тим. 4, 18; Евр. 13, 21. Ср. 1 Клим. 32, 38, 43, 45, 50; 2 Клим. 20. 63. Еф. 3, 21. 64. Иуд. 25. 65. Блж. Феодорит. Прот. ер. гл. 1. 66. Goltz. Das Gebet, 159. 67. Migne. Patrol curs, compl. s. lat., t. 66, col. 425. 68. Ириней. Прот. ерес. 1, 3. 69. Тертуллиан. О зрелищах, 25. 70. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864, с. 25. 71. Ориген. О молитве, 33. 72. Кан. Егип., 31. 73. Кан. Иппол., 29. 74. Дмитриевский А. Евхологион IV b. Серапиона, еп. Тмуитского. Киев, 1894. с. 18 и др. 75. Василий Великий. О Святом Духе, 27. 76. Baronius. c. Annales ecclesiastici. Colon. Agrip., 1624, III, 176. 77. Блж. Феодорит. Церковная история. II, 24. Ср. рассказ в «Луге духовном»: Евсевий Раифский рассказывал Иоанну Мосху, что к нему пришел демон в образе монаха и на требование аввы сотворить обычную молитву при входе в келию пробормотал: «ныне и присно…»; когда же старец потребовал, чтобы он сказал полное славословие, и при этом произнес самое славословие, демон исчез, как от огня (Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864, 25).

http://predanie.ru/book/72341-tolkovyy-t...

И приставлю судии твоя якоже прежде, и советники твоя яко от начала: и по сих наречешися град правды, мати градовом, верный Сион ( Ис.1:25,26 ). Так же и сам Спаситель укорял начальников иудейских, говоря: аминь, аминь глаголю вам, яко отъимется от  вас царствие небесное, и дастся языку иному, творящему плоды его ( Мф.21:43 ). Отделение пятое. Ис.60:18 . И не услышится посем неправда в земли твоей, ни сокрушение, ни бедность во пределех твоих, но прозовется спасение забрала твоя и врата твоя ваяние (γλμμα) 264 . Эта речь отличается полною справедливостью, ибо если князи его в мир и надзиратели его славятся праведностью, то и у подчиненных им непременно будет господствовать стремление к тому, чтоб проводить жизнь во всякой правде и благочестии христианском. Не будет, говорит, сокрушение в пределех твоих. Сокрушением же называет угнетение подчиненных и слабых; ибо таковые легко подвергаются нападениям и представляются весьма легкой добычей для тех, которые желают грабить их. И начальники иудейской синагоги некогда были несправедливы и жестоки; они противились божественным законам и во всяком деле творили превратный суд. Посему Священное Писание часто обвиняет их, как дошедших до такой степени нечестия, что они оказались виновными в ужасных преступлениях. Так, в одном месте сказано, что начальники его на дарех суждаху, и пророцы его на сребре волхвоваху ( Мих.3:11 ). И божественный (Давид) воспевает: сокрушение и бедность в путех их, и пути мирнаго не познаша ( Ис.59:7,8 ), и несть страха Божия пред очима их ( Пс.35:2 ). И Бог всяческих порицал постившихся, говоря так: в дни пощений ваших обретаете воли ваша, и вся подручные ваша томите в судех и сварех, поститеся, и биете пястьми смиреннаго ( Ис.58:3,4 ). И еще устами пророка говорит: и желаху сел, и грабляху сирот, и домы отъимаху, и расхищаху мужа и дом его, и мужа и наследие его ( Мих.2:2 ; ср. Ис.10:2, 5:8 ). Но когда начальство их прекратилось, на место их поставлен был лик святых апостолов, а потом те, которые после апостолов стараются следовать стопам их, правильно изъясняют слово истины и сделались превосходными воспитателями подчиненных своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ступени Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 26 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Сейчас принято оперировать понятием стиль жизни, которое, как правило, сводится к совокупности дорогостоящих, но настоятельно рекомендуемых рекламой удовольствий и приспособлений для получения этих удовольствий. Если же попытаться обнаружить то общее, что свойственно всем навязываемым разновидностям стиля жизни, то, пожалуй (за исключением тех видов чревоугодия, которые близятся к гортанобесию 1 ), объединяет их спешка. Очень хочется выучить английский за 59 часов (рань­ше реклама обещала 60, но “рынок диктует”), что невозможно, и быстренько улучшить свою внешность до неузнаваемо­сти, и без всяких усилий мгновенно сбросить половину веса и уже никогда не набирать, чего также не бывает, и разом исцелиться от всех болезней… и вмиг очистить не только тело, но и душу, — раз и навсегда. Мгновенное очищение души обещают не только целители, но и “духовные” руководители многочисленных сект, оккультных или возводящих себя к протестантизму, но отошедших от него настолько далеко, что их христианский характер становится сомнительным, если не отрицается несомненно. Их успех отчасти объясняется именно тем, что они идут в ногу с веком сим — и идут, торопясь изо всех сил; и общий их девиз — быстро и окончательно. Между тем православное понимание возрастания души, очищения ее от греховности ради вечного спасения в Боге основывается на принципе постепенности (об этом свидетельствует и сам термин, исходящий из представления о росте как процессе природном 2 и медленном) и определяется как путь (а не скачок), как восхождение, то есть движение вверх, сопряженное с усилием, необходимым для преодоления силы тяготения, естественным образом влекущей вниз, — ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12; ср. Лк 16:16) 3 . Недаром одно из самых авторитетных православ­ных духовных руководств носит название Лествица 4 . Преподобный Иоанн выработал аскетическую систему, основанную на принципе умеренности: он был против сужения круга дозволяемой пищи, но советовал ограничивать в разумных пределах ее количество, и не проводил ночи напролет в бодрствовании, поскольку это может привести к повреждению ума, но спал не дольше, чем необходимо для поддержания сил, и не на голой земле, а на скромной постели. Преподобный говорил, что главный аскетический подвиг — это смирение перед Господом. Аскетика преподобного Иоанна Лествичника — хороший пример того срединного, царского пути, придерживаться которого всегда советуют святые Отцы.

http://pravmir.ru/stupeni-zhurinskaya/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010