Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ В Свящ. Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и проч. Б. с. происходят или непосредственно по воле Божией (Лев 26. 3-4, 18; 2 Пар 7. 13; Пс 103. 32; 148. 8; Иов 37. 6; Иер 14. 22), или по Его попущению (Ам 3. 6), что они бывают необходимы для вразумления грешников (Иез 33. 11; 2 Цар 14. 14; Иона 3. 10; Откр 3. 19) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу (Откр 3. 19; ср.: Притч 3. 12; Евр 12. 6-7). Б. с. часто предшествуют или сопутствуют явлениям Бога (Ис 29. 6; ср.: Пс 49. 3; Ос 6. 3; 3 Езд 3. 19), а в эсхатологической перспективе предстают как подготовительные акты Божия Суда в конце времен (Лк 21. 11). Но в Свящ. Писании приводится и множество примеров ходатайств и молений праведников (таких, как Авраам: Быт 18. 16-32; Моисей: Исх 9. 29; прор. Илия: 3 Цар 18. 42-45 - ср.: Иак 5. 17-18; прор. Иеремия: Иер 14, и др.) об избавлении от грозящих Б. с., более того, через прор. Захарию Господь заповедует всем просить у Него «дождя во время благопотребное» (Зах 10. 1) и Сам укрощает бурю по просьбе Своих учеников (Мф 8. 23-27; Мк 4. 35-41; Лк 8. 22-25). Библейская традиция нашла свое продолжение в христ. богослужебной практике - со временем были созданы особые чинопоследования на случаи Б. с. История Совершение особых молитвословий, обрядов и священнодействий при Б. с. отмечено как в ВЗ (напр., Нав 7. 6), так и в творениях мн. античных авторов ( Тит Ливий. III 7. 7-8; XLI 21. 10-11; Овидий. Фасты. VI 9. 395-397; Светоний. Август. 100. 4; Ювенал. Сатиры. VI 466; Сенека. О блаженной жизни 26; Иосиф Флавий. Иуд. война. II 314): во время Б. с. верующие с удвоенной силой возносили молитвы, для всей общины устанавливался пост, часто сопровождавшийся и др. покаянными обрядами (посыпанием себя пеплом, ношением вретища, хождением босиком); совершались шествия вокруг мест поселения и по прилегающим территориям с торжественным перенесением особо почитаемых священных предметов.

http://pravenc.ru/text/77782.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГУМЕН [греч. γομενος - управитель, руководитель], начальник мон-ря; в РПЦ титул, присваиваемый как иерархическая награда иеромонахам (соответствует протоиерею белого духовенства). В НЗ слово γομενος обозначает вообще начальствующего («Но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий» - Лк 22. 26; «начальствующих между братиями» - Деян 15. 22) и переводится на рус. язык также как «начальник» (Деян 7. 10; 14. 12), «вождь» (Мф 2. 6), «наставник» (Евр 13. 17). Применительно к епископу слово γομενος в древней Церкви употреблялось в значении «начальствующий над Церковью» ( Sozom. Hist. eccl. 7. 8; Суг. Alex. In Luc. 5//PG. 72. Col. 553). Епископы «для мирян своих - пророки, начальники (ρχοντες), вожди (γομενοι)...» (Const. Ap. II 25. 7; «начальник и вождь (γομενος) ваш» - Ibid. II 26. 4; ср.: Ibid. III 5. 3). Ηγομενοι называет Феодорит , еп. Кирский, вождей (епископов) сообщества выступивших против свт. Афанасия I Великого ( Theodoret. Hist. eccl. I 28). О γομενος как руководителе монашеской общины упоминают прп. Иоанн Лествичник: «...испросив у игумена лавры (τν τς λαρας γομενον) келлию...» ( Ioan. Climacus. 4. 110//PG. 88. Col. 721A); прп. Иоанн Мосх: «...авва Геронтий, игумен ( γομενος) монастыря святого отца нашего Евфимия...» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 21//PG. 87. Col. 2868B). В начале устройства монашеской жизни управление мон-рями осуществляли особые лица - «отцы» (ββς). Появившиеся именования «игумен» и «архимандрит» долгое время употреблялись как синонимы, нек-рые авторы считают, что по крайней мере до сер. VI в. между ними невозможно установить разницу, они стали различаться не раньше X в. ( Marin. P. 86, 88). Начальники больших и известных мон-рей на Востоке стали именоваться архимандритами (ρχιμανδρτης, ρχων τς μνδρας), а малых - И. ( Никодим [Милаш], еп. Право. С. 656). Функции И. как настоятеля мон-ря соответствуют таковым архимандрита ( Marin. P. 87; Никодим [Милаш], еп. Право. С. 656). (О начальнике мон-ря в Западной Церкви см. ст. Аббат ; должность И.- настоятеля мон-ря имеется в вост. католич. Церквах.)

http://pravenc.ru/text/293525.html

Митрополит Иларион: На Страшном Суде мы окажемся перед лицом любви Божией 27 апреля, 2016. Новостная служба Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по окончании Литургии обратился к верующим со словом проповеди 27 апреля. ПРАВМИР. 26 апреля 2016 года, в Великий вторник, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке сослужили клирики храма. После сугубой ектении архипастырь вознес молитву о мире на Украине. По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В Великий вторник Церковь предлагает нам евангельские чтения, посвященные тем поучениям и притчам, которые Господь Иисус Христос произнес в последние дни Своей земной жизни. Зная о предстоящих Ему страданиях, предчувствуя Свою смерть, Спаситель дает последние наставления ученикам и народу. Он говорит о последних временах, об ожидающем всех людей Страшном Суде и том, как люди должны готовиться к решающей встрече со Христом. Одна из притч, которую Господь произносит в Иерусалиме, — притча о десяти девах (Мф. 25. 1-13). В одном городе должно было состояться пышное брачное торжество и по обычаю на него приглашались девы — незамужние девушки, — чтобы вместе с невестой участвовать в торжественной процессии. Десять девушек должны были встречать жениха. Пять из этих дев были неразумными, а пять мудрыми. Пять мудрых дев приготовили масло для своих светильников заранее, до брачного пира, и взяли его с собой. Неразумные не взяли масла. А так как жених задерживался, то все девы уснули. Но вот неожиданно — в полночь — когда, казалось бы, все сроки прошли, вдруг появляется брачная процессия во главе с женихом. Мудрые девы, которые запаслись маслом, встречают жениха с зажженными светильниками, а неразумные, у которых масла нет, обнаруживают, что светильники их гаснут. Тогда они просят мудрых девушек поделиться с ними маслом, но те отвечают, что не могут этого сделать, ибо тогда не хватит и у них, и советуют неразумным пойти купить масла у торговцев. Но кто в полночь торгует маслом? Напрасно поискав елея, неразумные девушки возвращаются, но остаются вне брачного чертога. Двери затворены, брачный пир в разгаре. Они взывают к жениху, чтобы отворил им, но он отвечает: «Отойдите, не знаю вас».

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-na-...

О пути спасения души и Царстве Божием Тесен путь, ведущий в Царство Божие. Об этом свидетельствовал Спаситель всем Своим последователям. И не надо удивляться. Станешь делать зло, люди могут хвалить тебя, да Господь накажет. Делаешь ли добро, люди могут казнить, а Господь наградит. Христос творил лишь добро, но люди распяли Его. Не оглядывайся на людей, стремись к Богу. Не страшись, укрепляйся на пути, которым пошел. Береги душу, брат, это единственное твое сокровище, больше тебе ничего не принадлежит; когда прозвучит небесный зов, все оставишь, только душу понесешь с собой и на суд Божий вынесешь, а Бог увидит, какова она и каковы ее дела. Молитвой, постом и милостыней очищай душу, ведь чистишь платье и не идешь в грязной одежде на веселье. Ангелы Божии не дадут войти в Царство света и радости, если не очистимся. Пойди на кладбище и посмотри, куда попадает вся слава и богатство, все изысканные яства и одежды, все, ради чего мы теряем Бога и душу! Подчини каждый день службе на пользу твоей души. Исполни его дыханием Духа Божия, да направит Он тебя на всякое благо. Если не сделаешь этого, Он сомнет тебя, как тряпку, и бросит в пустоту. Словно бурный поток, который неумелые не могут направить на свою мельницу и который увлекает их вниз, в бездну, так и время нашей жизни на земле спасает и несет на крыльях разумных, а безумных опрокидывает и сталкивает в пропасть. Одним служит, над другими господствует. Время для одних – седло, для других – наездник. Как нужно заботиться о спасении души? Чтобы не перечислять мне здесь, читайте Евангелие и спросите Церковь . Нет в мире сокровища драгоценнее души человеческой. И именно это сокровище надлежит спасти от погибели и смерти. Человеческая душа в очах Божиих драгоценнее всего материального мира, по слову Христа: что вам пользы, если весь мир завоюете, а душу погубите? ( Мф. 16:26 ; Мк. 8:36 ; Лк. 9:25 ). Не может быть, следовательно, заботы, более достойной человека, чем забота о спасении души. Почему забота о спасении души – величайшая забота, достойная человека? Потому что душа – величайшее сокровище на земле, а величайшее сокровище нуждается в наибольшей заботе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — январь — февраль 2021 г. 20.02.2021 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В Евангелии сказано о Божией Матери: «Она родила Сына Своего первенца» (Мф. 1, 25) Что значит «первенца»? Разве не исповедует Церковь, что Божия Матерь «прежде Рождества и по Рождестве Дева»? И это значит, что у Нее не могло быть других детей. А те, кого в Евангелии называют братьями Господа по плоти, были сыновьями святого праведного Иосифа Обручника. Г.И. Астахова, г. Клин Прежде всего напомним, что «первенцем» в Ветхом Завете называли перворожденного, даже если после него не было других детей. Но смысл этого слова в Евангелии несравненно глубже. Пречистая Приснодева стала Матерью всех людей с того часа, как Она вольно приняла дар быть Матерью Спасителя — Перворожденного, Первенца, как сказано в Евангелии. Ее Материнство превосходит обычное человеческое материнство, ибо дав телесную жизнь Христу, Главе таинственного Тела, Которое есть Церковь, Она дала духовное рождение всем членам этого Тела, всем нам. Мы исповедуем, что Христос — источник всякой духовной жизни. Нося в Себе Жизнь, Она стала Матерью всех живущих, особенным образом всех верных. Когда Ее Сына пригвоздили к древу Креста, Она стояла у Креста с апостолом Иоанном Богословом, возлюбленным учеником Господа и некоторыми святыми женами. Господь обратился тогда к Своей Матери со словами, которые превосходят всякое разумение и которые всегда будут в сокровенной жизни каждого человека: «Жено! — сказал Он Пречистой Деве, — се, Сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26—27). С трепетом и изумлением мы видим, что Христос забывает в этот час о Себе, о Своих страданиях, о Своей оставленности, вся Его любовь обращена к Его Матери. Он не хочет, чтобы Она осталась одна. Скорбь Пречистой становится также Его скорбью. А Матери Божией дано видеть, как Он простирает на Кресте Свои руки за всех людей — за добрых и злых, и даже за ожесточившихся в грехе.

http://moral.ru/dom-01-2021/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пассия. Евангелие от Иоанна 25.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Пассия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Преподобный Максим Исповедник говорит, что Крест Христов — это суд над судом. И Страшный последний Суд, перед которым предстанет весь род человеческий, — это крестный суд, это суд Креста и Евангелия, перед которыми мы всегда предстоим на исповеди. Суд Страстей Христовых — все, что совершается в них, — является нашим судом. И сегодня мы обратим внимание на то, как совершается суд над Христом. Вначале церковной властью — первосвященниками Анной и Каиафой, а затем властью гражданской — прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Мы все знаем слово Писания о том, что удерживающим — ставящим преграду беспрепятственному действию силам зла — является благодать Духа Святого и законная государственная власть (2 Фес, 2, 7). Речь идет о Церкви и о государстве. И тот суд, который совершается над Христом в лице Синедриона и в лице гражданской — римской власти, показывает нам, во что может превратиться эта власть, когда она совершает разрыв с тем высшим началом, от которого она имеет свое существование: она становится, она станет властью антихриста. И вот мы видим, прежде всего, как судит Христа церковная власть. Когда первосвященник — человек, которому вверены тайны Божии, кто ответственен за них на земле, — начинает допрос Христа, один из слуг архиерея, которому кажется, что Христос недостаточно почтительно говорит с архиереем, ударяет Спасителя по щеке: «Так Ты отвечаешь архиерею!» (Ин. 18, 22). И в это время другой человек, которому уже по-настоящему вверены тайны Божии — первоверховный апостол, ученик Христов Петр, — ударяет Христа по другой Его щеке. Именно в это самое время он говорит: «Не знаю этого Человека» (Мф. 26, 72). Чтобы не допускать обрядового осквернения, первосвященники и книжники, собираясь предать Христа Пилату, не входят в его дворец, но остаются вне, потому что приближается Пасха, и они хотят вкусить эту пасху. Нельзя им входить во двор языческий, чтобы не оскверниться. Нельзя им прикасаться к язычникам, чтобы сохранить свою чистоту. Перед нами — величайший пример самого гнусного лицемерия, внешнего «благочестия», о котором святитель Феофан Затворник говорит как о тайне беззакония внутри Церкви. Когда тщательно исполняются все предписания Закона — Божественного Закона — и когда Самого Бога предают поруганию и смерти.

http://moral.ru/пассия-евангелие-от-иоан...

Прав. Лазарь. Икона. XVI в. (ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр) Он жил в Вифании вместе с сестрами Марфой и Марией (Ин 11. 1). О пребывании Господа в их доме говорится и в др. Евангелиях, но без упоминания Л. (Мф 26. 6; Лк 10. 38-42). Когда Л. заболел, сестры послали известить об этом Иисуса. Получив эту весть, Спаситель не сразу отправился в Вифанию, сказав, что «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, дабы через нее прославился Сын Божий» (Ин 11. 4). Спустя 2 дня, несмотря на предостережение учеников об угрожающей Ему опасности со стороны иудеев, Господь зовет их пойти с Ним к умершему: «...друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин 11. 11; ср.: Мк 5. 39). Ученики понимают выражение «уснул» буквально - как указание на болезнь Л., не понимая метафору сна как смерти. Ап. Фома говорит остальным спутникам: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11. 7-16). Навстречу пришедшему Господу поспешила скорбящая Марфа, к-рая уже верила, согласно представлениям того времени (ср.: Иов 19. 25; Иез 37. 1-14), что ее брат Л. будет участвовать в воскресении мертвых в последний день (Ин 11. 24), но не имела откровения о власти Христа как Сына Божия над смертью. Когда Господь пришел, Л. находился уже 4-й день во гробе, т. е. его тело уже должно было начать разлагаться (Ин 11. 17, 39), тем самым евангелист подчеркивает реальность смерти Л.; согласно иудейским представлениям, душа человека пребывала рядом с телом 3 дня, по истечении которых усопшего нельзя уже оживить ( Beasley-Murray. 1987. P. 189; Edwards. 2004. P. 116). Прежде чем вернуть умершего к жизни, Господь провозглашает дерзновенную весть: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11. 25), к-рую первой исповедает Марфа (Ин 11. 27). Мария подошла к Иисусу в слезах и повторила слова сестры: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11. 32). Видя всех родных и близких плачущими, Иисус Сам восскорбел духом и прослезился (Ин 11. 33-35). Придя ко гробу, Спаситель повелел отвалить камень от пещеры и, совершив благодарственную молитву к Отцу, громко возгласил: «Лазарь! иди вон» (Ин 11. 43). Когда у входа в пещеру показался Л., закутанный в погребальные пелены, Христос обратился к стоявшим рядом: «Развяжите его, пусть идет» (Ин 11. 44). Многие из присутствующих иудеев, став свидетелями чуда, поверили в Иисуса Христа (Ин 11. 45).

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Раздел I. Теология Смысл действий священнослужителей в современном чине литургии оглашенных Священник Борис Игоревич Бурлаков, студент Саратовской православной духовной семинарии Аннотация: В статье анализируется смысл священнодействий в ходе Литургии оглашенных. Производится последовательный анализ основных элементов богослужения – вынос Евангелия, благословение входа, воздвижение Евангелия, Трисвятое, восхождение к горнему престолу, чтение Священного Писания , раскрытие антиминса – посредством соотнесения современной и исторической богослужебной практики. Автором делаются предположения и выводы о причинах трансформации отдельных элементов Литургии оглашенных. Ключевые слова: богослужение, Литургия, священнодействие, священнослужители. Литургия – главное богослужение в Церкви. Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что «без Литургии отсутствует и Церковь как таковая» 1 . Первую Литургию совершил Господь Иисус Христос в сионской горнице ( Мф.26:17–29 ; Мк.14:17–25 ; Лк. 22:14–38 ; Ин.13:1–12 ), и каждая Литургия считается продолжением этого действия. Её невозможно представить без священнослужителей. Священнослужители – это люди, поставленные Церковью на особое служение, главным образом для совершения Литургии. В Православии она имеет определённую, строго закреплённую последовательность действий. Действия же имеют различный смысл, и от осмысления того, что происходит в каждый конкретный момент, зависит молитвенный настрой священника и диакона, а вслед за ними – и прихожан. Известный русский патриарший архидиакон Андрей Мазур говорил: «Если диакон молится, то и народ молится» 2 . К тому же, осознание исторического и символического контекста Литургии может уберечь от ненужных, нелогичных и сомнительных действий во время служения 3 . Вынос Евангелия При изучении древних свидетельств IV века можно заметить, что Литургия начиналась следующим образом: народ ожидал начала службы около храма. Приходили епископ или священник, благословляли народ, чтобы можно было войти в храм, и входили. В храме после приветствия епископа или священника народу: «Мир вам» – народ отвечал: «И духу вашему». Клир и народ садились для слушания Священного Писания 4 . Духовенство садилось на «бему» – возвышенное место, преимущественно епископское седалище в древних церквах. Миряне садились по сторонам в нефе, как бы в корабле, и священство оказывалось посреди них, далее шло чтение Священного Писания . В наше время простой в прошлом вход в храм оброс различными обрядовыми действиями, и в современной практике данный элемент богослужения носит название «малый вход».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Деян.8:26-39 Ев.- Ин.6:40-44 ап.: Утр.: Ин.21:15-25 Лит.: Ап.- 1Кор.4:9-16 Ев.- Мф.13:54-58 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь апостолов, глас 3 Апостоли святии,/молите Милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак апостолам, глас 2 Твердыя и боговещанныя проповедатели,/верх апостолов Твоих, Господи,/приял еси в наслаждение благих Твоих и покой;/болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,//Едине сведый сердечная. Тропарь святителя Николая, глас 4 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога,//спастися душам нашим. Кондак святителю Николаю, глас 3 В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./Сего ради освятился еси,//яко великий таинник Божия благодати. апостолу Симону Зилоту Тропарь апостолу Симону Зилоту, глас 3 Апостоле святый Симоне,/моли милостиваго Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Кондак апостолу Симону Зилоту, глас 2 Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго/во хвалении ублажим, яко Богоглаголиваго вси Симона:/престолу бо славы ныне предстоит и со Безплотными веселится,//моляся непрестанно о всех нас. Молитва апостолу Симону Зилоту Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего; да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

Разделы портала «Азбука веры» П.Ю. Малков Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Священном Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью Богородицы ( Мф. 1:16, 18–25; 2. 11, 13–15, 19–23; 12. 46–50; 13. 55 ; Мк. 3:31–35 ; Лк 1. 26–56; 2. 4–7, 16–52; 8. 19–21 ; Ин. 2:1–12; 19. 25–27 ; Деян. 1:14 .). Из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетическо-библейских сведений о житии Богоматери явились раннехристианские апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» (иначе – «Протоевангелие Иакова»; 2я пол.–кон. II в., Египет), «Евангелие детства» (иначе – «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV–V вв.). Не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь вместе с тем заимствовала из них целый ряд сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки: «Евангелие детства», напр., было переведено на сирийский, коптский, армянский, грузинский языки; существуют также его латинская (известна как «Евангелие псевдо-Матфея»), эфиопская, арабская и славянская («История Фомы израильтянина», «Детство Христово») версии. Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправославных идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к осуществлению взаимосвязи обстоятельств Ее жития с богослужебным годичным кругом (апокрифическими сказаниями о Богородице активно пользовались такие знаменитые песнописцы, как свт. Андрей Критский , прп. Косма Маиумский и прп. Иоанн Дамаскин ). Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у православных христиан, были их любимым чтением. Они входили в различные агиографические литературные традиции поместных Церквей. Сказания нашли отражение и в проповедях святых отцов (св. Ефрема Сирина , свт. Иоанна Златоуста , прп. Иоанна Дамаскина, свт. Григория Паламы и др.) на церковные праздники.

http://azbyka.ru/bogorodica-deva-mariya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010