По этим дням елеосвящение совершается в храмах собором священников над многими больными. Елеосвящение должно непременно предваряться исповедью, дабы врачующая благодать таинства была воспринята чистой душою и чистым сердцем 128 . Православный : А возможно ли приступать к таинству елеосвящения тем, кто телесно здоров? Священник : В этом таинстве подается не только исцеление телесных болезней, но и прощение грехов, поэтому оно может совершаться не только над больными, но и над здоровыми и не однажды в жизни, но многократно, к чему призывает всех христиан и св.Симеон Фессалоникийский 129 . Глава 24. О дисциплинарной власти в церкви Священник : По православному вероучению, дисциплинарная власть в Церкви принадлежит епископату, ибо Спаситель одним лишь апостолам, от которых пошли епископы, дал власть связывать и разрешать (см.: Мф.16:18–19; 18:18; 28:18–19 ; Ин.20:2–23 ). Сектант : А по-нашему, это совсем не так. Ибо, когда Спаситель, научая нас заботиться об исправлении согрешающего брата, говорит: скажи о нем Церкви ( Мф.18:17 ), Он разумеет под Церковью всю общину верных, а не одних апостолов и тем более не епископов, о которых у Него вообще нет речи. И про то, как поступать с согрешающими, сказано у него очень просто и ясно. Первой мерой должно быть обличение с глазу на глаз, второй обличение при двух или трех свидетелях, третьей обличение перед всеми единоверцами и самой последней извержение из общины. Священник : Церковь , о которой говорит здесь Господь, не может означать всю общину. Вспомни, что когда был отлучен от Церкви некий беззаконник в Коринфе, решение это принимала не община, но апостол Павел, о чем сам он свидетельствует: А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор.5:3–5 ). И далее прямо повелевает: извергните развращенного из среды вас ( 1Кор.5:13 ). Отсюда видно, что апостол изрекал приговор, а собрание лишь исполняло его. Так же действовали и когда прощеный беззаконник снова был принят в общину (см.: 2Кор.2:5–10 ). И несколько далее в том же послании божественный Павел говорит: мы готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится ( 2Кор.10:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Слова Предтечи: «а солому сожжет огнем неугасимым» Блаженный Феофилакт истолковал следующим образом: «Неугасим этот огонь. Поэтому ошибался Ориген , когда говорил, что будет конец наказанию ». В наше печальное время учение еретика Оригена открыто проповедуют на некоторых приходах и даже в духовных учебных заведениях. Далее следует у апостола Матфея описание события, церковное наименование которого Богоявление, или более привычное для людей мирских Явление Христа народу. Апостол Матфей пишет: Мф.3:13–14 . «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Блаженный Феофилакт так объясняет поведение Иоанна Крестителя, который попытался удержать от обряда микве (крещения) Господа Иисуса Христа: «Препятствует же Ему Иоанн для того, чтоб видящие не подумали, что и Он, как один из многих, крестится в покаяние» . И далее мы читаем: Мф.3:15 . «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти же слова: «Троякая причина была для того, чтобы Спасителю (Иисусу) принять крещение от Иоанна. Во-первых, чтобы, так как Он родился человеком, исполнить всякую правду и смирение перед Законом. Во-вторых, чтобы Своим крещением утвердить значение крещения Иоаннова. В-третьих, чтобы, освящая воды Иордана, показать через нисхождение голубя пришествие Святого Духа во время крещения верующих» . В Евангелии от Луки сказано: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…» ( Лк.3:23 ). Блаженный Феофилакт поясняет: «Господь крещается, будучи тридцати лет, так как этот возраст воспринимает в себя все грехи. В первом, детском, возрасте много неразумия, во втором, юношеском, – сильное пламя похоти и гнева, а в пору мужества – любостяжание. Итак, Господь выждал этот возраст, чтобы чрез все возрасты исполнить закон и освятить нас» . То есть Христос Своим Детством освятил детство каждого из нас; Своею Юностью – освятил юность; Своим Мужеским возрастом – зрелые годы в жизни каждого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Слова Предтечи: «а солому сожжет огнем неугасимым» – блаженный Феофилакт истолковал следующим образом: «Неугасим этот огонь. Поэтому ошибался Ориген, когда говорил, что будет конец наказанию». В наше печальное время учение еретика Оригена открыто проповедуют на некоторых приходах и даже в духовных учебных заведениях. Далее следует у апостола Матфея описание события, церковное наименование которого – Богоявление , или более привычное для людей мирских – Явление Христа народу . Крещение Господне Апостол Матфей пишет: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3: 13–14). «Препятствует же Ему Иоанн для того, чтоб видящие не подумали, что и Он, как один из многих, крестится в покаяние» Блаженный Феофилакт так объясняет поведение Иоанна Крестителя, который попытался удержать от обряда микве (крещения) Господа Иисуса Христа: «Препятствует же Ему Иоанн для того, чтоб видящие не подумали, что и Он, как один из многих, крестится в покаяние». И далее мы читаем: «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду » (Мф. 3: 15). Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Троякая причина была для того, чтобы Спасителю (Иисусу) принять крещение от Иоанна. Во-первых, чтобы, так как Он родился человеком, исполнить всякую правду и смирение перед Законом. Во-вторых, чтобы Своим крещением утвердить значение крещения Иоаннова. В-третьих, чтобы, освящая воды Иордана, показать через нисхождение голубя пришествие Святого Духа во время крещения верующих» . В Евангелии от Луки сказано: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…» (Лк. 3: 23) . Блаженный Феофилакт поясняет: «Господь крещается, будучи тридцати лет, так как этот возраст воспринимает в себя все грехи. В первом, детском, возрасте много неразумия, во втором, юношеском, – сильное пламя похоти и гнева, а в пору мужества – любостяжание. Итак, Господь выждал этот возраст, чтобы чрез все возрасты исполнить закон и освятить нас». То есть Христос Своим Детством освятил детство каждого из нас; Своею Юностью – освятил юность; Своим Мужеским возрастом – зрелые годы в жизни каждого человека.

http://pravoslavie.ru/93462.html

Скачать epub pdf Глава 17 Преображение Господне ( Мф.17:1–9 ). Илия – предтеча Мессии ( Мф.17:10–13 ). Исцеление бесноватого ( Мф.17:14–21 ). Новое предсказание Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении ( Мф.17:22–23 ). Подаяние дидрахмы ( Мф.17:24–27 ). Мф.17:1 . По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, «По прошествии дней шести»: с того дня, в который была предыдущая беседа Господа. – «Петра, Иакова, Иоанна»: это были ближайшие и довереннейшие из близких и доверенных учеников Господа, которых одних Он делал иногда свидетелями особенных событий ( Мк.14:33 ). – «На гору высокую»: гора эта не называется у евангелистов по имени, но древнее предание единогласно свидетельствует, что это была гора Фавор в Галилее на юг от Назарета, в прекрасной равнине Иезреельской. Величественная гора эта высотой почти в 3000 футов, при подошве и до средины покрыта прекрасною растительностью, великолепными дубами и фисташковыми деревьями. С вершины ее открываются прекрасные виды на Ливан и Антиливан, Кармил, Гевал и Гаризин, цепь Галаадских гор. Мф.17:2 . и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. «Преобразился пред ними»: в чем состояло сие преображение, показывается далее: 1) лицо Его просияло, как солнце, и 2) одежды Его сделались белы, как свет. Он явился в Своей небесной славе, от чего и лицо Его просияло, и одежды Его побелели; внутреннее величие и слава Его, как Сына Божия, явились и во внешнем Его виде и одеянии. Мф.17:3 . И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. «Явились им»: т.е. Иисусу Христу и трем ученикам. – «Моисей и Илия»: «Для чего же тут являются Моисей и Илия? На сие много можно представить причин. И во-первых, поскольку одни из народа почитали Иисуса Христа за Илию, другие за Иеремию, а некоторые за одного какого-либо из древних пророков, то и являются главные пророки, дабы видно было различие рабов от Господа... Сверх сего, поскольку иудеи часто обвиняли Его в преступлении закона и в богохульстве, будто бы Он восхищал славу Отца, Ему не принадлежащую ( Ин.9:16,10:33 ): то дабы показать, что и то и другое обвинение произошло из зависти и на Него не падает, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

выше) 23 . Но начала их различаются. Царство Божие открывается с того «начала, когда сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), когда все чрез Него произошло ( Ин.1:3 , – Кол.1:16–17 др.), и притом «вся добра зело» ( Быт.1:31 ), – и в частности, когда Бог создал высшего члена этого царства – человека, вдунув в него «дыхание жизни и дав ему «образ Божий» ( Быт.1:27 , – 2:7). Царство Христово начинается в средине истории земной, когда «Слово плотью стало» ( Ин.1:14 ), ибо «когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего рождаемаго от Жены» ( Гал.4:4 ср. Мф.2:2 Лк.1:33 ). Основанием для такого определения Царства Христова может служить евангельский рассказ Мк.9:38–41 и пар. Лк.9:49–50 . «Сказал Ему (Христу) Иоанн: Учитель! мы видели одного (человека), именем Твоим изгоняющего бесов, который не следует с нами, и воспрещали (κωλομεν – старались воспретить, др. чт. κωλσαμεν – воспретили) ему, потому что он не следовал с нами (Лк. не следует). Но Иисус сказал ему: не воспрещайте (вообще, никому, по разночт. ему – этому человеку), ибо кто не против нас тот за нас (др. чт. вас, – у Мк. прибавлено: ибо никто, кто сотворил чудо, буквально: силу, – проявить чудотворную силу, силу Божию, Христову) именем Моим (т. е. при вере в Меня), уже не будет в состоянии (букв: и не возможет) скоро (т. е. легко, в то же время) злословить Меня». Рассказ стоит в связи с вопросом учеников: кто из них больший? (Лк. ст. 46 ср. парал. Мф.18:1 ) и указанием Господа на дитя и словами Его: кто примет Меня (Царство Христово), примет Пославшего Меня (Царство Божие), – и у Мк. кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы (ученики, последователи), истинно говорю вам, что не потеряет награды своей (речь, очевидно, о верующих во Христа, но не следующих за Ним с учениками Его). И далее речь о Царстве Божием (ст. 47), а в параллели у Мф. но только о Царстве Небесном (18:4), но и о Церкви (ст. 15–18) и о собрании двух или трех во имя Христово и об исполнении Отцем Небесным их согласных прошений на земле о всяком деле (ст. 19–20)._Таким образом, здесь предполагается: а) вера во Христа, ибо чудотворение именем Христа требует веры и от совершающего и от приемлющего чудо ( Мф.9:2 , – 17:20, – 21:21 др. Деян.3:16 , – 16, – 14:9, – 1Кор.13:2 ) и невозможно при неверии или маловерии ( Мф.13:58 , – 17:17 – 20, – 14:31 Мф.9:24 др. ср. Деян.19:14 сл.), – б) обладанию божественно-чудотворною силою пли благодатью и в) видимая непринадлежность к избранным и представлявшим собрание (внешнее пока, «ибо не был еще Дух, потому что Иисус еще не был прославлен» Ин.7:39 , т. е. не было еще земной Церкви) Апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

15. Ин. 6:15 . Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царём, опять удалился на гору один. Ин. 18:36 ; Деян. 1:6 . Видевшие чудо и пр.: люди видели чудо и поражены были им, но, как видно из дальнейшего (ст. 26), они не поняли внутреннего значения чуда, а остановились на одной его внешней чувственной стороне. Чудо так их поразило, что они подумали, что чудотворец есть Мессия, и хотели насильно поставить Его царём, черта, которою Иоанн опять восполняет сказания первых трёх евангелистов. – Пророк, Которому, на основании Втор. 18:18 , должно было прийти в мир: т. е. Мессия (ср. прим. к Мф 11:3 ). – Узнав: или чрез учеников Своих, или непосредственно, духом Своим, как 2:23–25 и 5:6. – Нечаянно взять: похитить, взять против Его воли (ср. Деян. 8:39 ; 2Кор. 12:2 ; 1Сол. 4:17 ) и сделать царём, конечно, в Иерусалиме, как столице теократического царства, куда скоро должны были отправиться на праздник многие из бывших теперь около Господа (ст. 4). – Опять (ср. ст. 3) удалился на гору: для молитвы ( Мф. 14:23 ; Мк. 6:46 ). 16. Ин. 6:16 . Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю Мф. 14:13 д. п.; Ин. 6:1 . 17. Ин. 6:17 . и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Настал вечер: поздний вечер, как видно из сравнения с Мф. 14:15 ; Мк. 6:35 ; Лк. 9:12 . (ср. прим. к сим местам). – Ученики сошли к морю и, войдя в лодку и пр.: Господь Сам побудил учеников войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону ( Мф. 14:22 ; Мк. 6:45 ). Первые два евангелиста не говорят, почему Господь немедленно побудил их уйти оттуда, где происходило чудесное питание народа, Иоанн восполняет их указанием, что народ в неразумном увлечении хотел насильно поставить Господа царём. Положение Господа при этой вспышке народной было затруднительно. Если бы Он с учениками в это время поплыл или пошёл в Галилею, народ следовал бы за Ним шаг за шагом, и волнение могло распространиться по Галилее и далее и грозить опасностью делу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

455. Willis J. God’s Politics: Why the Right Gets it Wrong and the Left Doesn’t Get It. Р. 212. См. также: Colins Сн., Wright M. The Moral Measure of the Economy. 456. Мф. 5:2–3. 457. Мф. 5:6. 458. Мф. 6:11. 459. Откр. 13:17: «И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его…» 460. См. также: Horsley R. A. Covenant Economics. P. 81, 95. 461. Мф. 6:12. 462. В греческом оригинале используется слово opheilmata, что значит «долг», opheilo. Во всех англоязычных вариантах Библии (кроме двух) также использован этот перевод. Эта молитва отмечена и в Евангелии от Луки, 11:2–4. В ней употребляется греческое amartias, которое также значит «грех», от устаревшего корня hamart со значением «причинять зло, грешить». Эти два слова часто используются как синонимы (amartias в Новом Завете встречается 181 раз, hamarant — 36 раз, opheilo — 36 раз). 463. См.: Лев. 25:39. 464. См.: Исх. 21:1–6; Лев. 25:8–10, 41–42; Втор. 15:1–6, 12–15. Отмена долгов появляется в Кодексе Хаммурапи (§ 117). См.: Horsley R. A. Covenant Economics. Р. 45. 465. «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7:23). Аналогичные элементы мы так же видим в Ветхом Завете — классический пример выкупа из рабства есть в Книге Левит, 25:48: «…После продажи можно выкупить его; ктонибудь из братьев его должен выкупить его». Или Вторая книга Царств, 7:23: «И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, для которого приходил Бог, чтобы приобрести его Себе в народ, и прославить Свое имя, и совершить великое и страшное пред народом Твоим, который Ты приобрел Себе от Египтян, изгнав народы и богов их?» Или Псалтирь, 106:2: «Так да скажут избавленные Господом, которых Он избавил из руки врага». И далее там же, 110:9: «Избавление послал Он народу Своему; заповедал навеки завет Свой. Свято и страшно имя Его!» 466. Мк. 10:45. «Искупление (спасение)» отсылает к договорным механизмам, в соответствии с которыми попавшие в долговое рабство могли быть выкуплены. См.: Лев. 25:25–28, 47–55; Horsley R. A. Covenant Economics. Р. 123.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отвсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19:41-44 ; см. также Лк.13:34-35 ; Мф.23:37-39 ; Инж., Лк.19:41-44; 13:34-35 ; Мф.23:37-39 ). Пророческие слова Иисуса исполнились менее, чем через сорок лет. В 70 г. н.э. римский генерал Тит завоевал и разрушил Иерусалим, сжег и сравнял с землей храм. Итак, теперь оба, Иисус и Мухаммед, к концу жизни вернулись в города, которые впоследствии станут духовными центрами для их последователей. Мухаммед вернулся как завоеватель. Иисус, как мы увидим далее, вернулся как Жертва. В заключении этой главы мы рассмотрим, как закончились жизни этих двух лидеров и какие последние инструкции они дали своим последователям. Аравия покоряется После того, как была завоевана Мекка, еще не атакованные народы всей Аравии отправили к Мухаммеду гонцов с посланием: «Мы покоряемся тебе». История ислама насчитывает сорок восемь различных групп, покорившихся Мухаммеду в тот год (9 год по мусульманскому календарю). В Аравии было всего несколько очагов сопротивления, которые Мухаммед успешно подавил. Покорившиеся выплачивали закат — налог, составлявший 2,5 % личной прибыли. Мухаммед отправляет письма иностранным правителям Теперь, когда Мухаммед завоевал Аравию, он связался с правителями стран за ее пределами и призвал их принять ислам и подчиниться его законам. Он отправил письма с личной печатью: 1) римскому императору; 2) иранскому королю; 3) королю Эфиопии; 4) римскому губернатору Египта; 5) королю Омана; 6) королю Бахрейна; 7) сирийскому королю; 8) королю Йемена. В своих посланиях Мухаммед предупреждал правителей, что либо они подчинятся исламу, либо пострадают от последствий своего отказа. Типичным примером письма может послужить послание Мухаммеда Римскому императору:

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Такое указание содержится между прочим у Матфея (23:37) и Луки (13:34) в следующем изречении, которое произнес Христос, обращаясь к Иерусалиму: „Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих 226 , как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!“ „Сколько раз“ – эти слова 227 не имели бы никакого значения ни в устах Иисуса, если бы Он не бывал в Иерусалиме в продолжение Своего общественного служения до последней пасхи, перед которой были они высказаны, ни под пером евангелистов, если бы они ничего не знали, как говорит отрицательная критика, о путешествиях Христа в Иерусалим преимущественно на праздники. Что Христос во время Своего общественного слу­жения несколько раз путешествовал в Иерусалим и что об этом знали первые евангелисты, можно видеть также и из Евангелия от Луки, в котором четыре раза упоминается о том, что Иисус Христос шел в Иерусалим (9:51; 13:22; 17:11 и 19:28); нельзя же думать, что Лука здесь говорит только об одном и том же путешествии, и что в последних трех указаниях содержится лишь повторение первого указания на путешествие Христа в Иерусалим на последнюю пасху в Его земной жизни 228 . Далее есть и другие указания первых евангелистов на то, что они знали о пребывании Христа в Иерусалиме раньше последней пасхи. Так, Матфей и Марк повествуют, что перед Каиафой лжесвидетели обвиняли Иисуса в том, что он говорил: „могу разру­шить храм Божий и в три дня воздвигнуть его“ ( Мф. 26:61 ; Мр. 14:58 ). Но когда было высказано это или нечто подобное Христом? Из повествований Матфея и Марка мы не можем отве­тить на этот вопрос; из Евангелия же от Иоанна мы знаем, что действительно, когда Христос пришел в Иерусалим на первую еще во время Своего общественного служения пасху, то сказал ме­жду прочим: „разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его“ (разумея храм тела Своего, как поясняет евангелист, 2:19–21). Кроме того, известно, что в Иерусалиме даже между членами синедриона Христос имел своего ученика – Иосифа, и об этом мы знаем именно из повествования трех первых евангелистов ( Мф. 27:57 ; Мрк.15:42 ; Лук.23:50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

(5) Ибо, как сказано, «видевший брата своего, видел и Бога своего». По моему разумению, данное изречение под именем Бога говорит нам о Спасителе. (6) Впоследствии же, сбросив с себя земную оболочку, «чистые сердцем» ( Мф.5:8 ), мы увидим Бога «лицом к лицу» ( 1Кор.13:12 ), то есть вполне и совершенным образом. (7) Те из эллинов, кто был достаточно упорен в изучении философии, приблизился к видению Бога, через его изображение или как бы через увеличительное стекло. Таково неизбежное следствие слабости нашего зрения, потому и истину мы созерцаем как отражение на поверхности воды или через некое прозрачное или отражающее тело. (95,1) Хорошо сказал об этом Соломон: «Сеющий праведность созидает веру. Сеющие своё тем самым умножают его» ( Притч.11:21–24 ). И далее: «Прозябает трава, и появляется зелень, и собирают горные травы. Овцы – на одежду тебе, и козлы – на покупку поля» ( Притч.27:24–25 ). (3) Далее, как видите, говорится о необходимости крова и охраны: «Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах» ( Притч.27:23 ). (3) «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон», то есть, «если необрезанный исполняет постановления закона» ( Рим.2:14–26 ), по словам апостола, до дарования закона и до прихода Христа. (4) Слово проводит чёткое различение между теми, кто исходит из философии, и еретиками, как это видно из следующего: «Лучше сосед вблизи, нежели брат вдали». «Надеющийся на ложь стережёт ветра и бросает птиц в воздух». (5) Не думаю, что здесь говорится о философии, хотя во многих случаях она и прибегает к правдоподобным гипотезам и основывает свои заключения на них. Ересь же осуждается, (6) ибо дальше сказано: «Он забыл дорогу на свой виноградник и потерял дорогу на своё поле». То есть он забыл о Боге истинно сущем, став безбожником, поэтому и ищет он воду там, где её нет: «...и вот достиг он необитаемой и высохшей земли, черпая руками бесплодный прах» ( Притч.9:12 ). (96,1) «Кто глуп, обратись сюда», – имея в виду еретиков, говорит София. «Ворованная вода сладка, и дармовой хлеб приятен» ( Притч.9:16–17 ). Хлеб и вода упоминаются здесь с единственной целью показать еретичность практики тех, кто, противореча церковному канону, использует во время богослужения хлеб и воду, ибо есть и такие, кто во время Евхаристии обходится только чистой водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010