Духовный закон «дан … по причине преступлений» ( Гал. 3, 19 ) еврейскому народу на горе Синай пророку Моисею, высекшему его на двух каменных скрижалях (досках). Всего заповедей десять, поэтому они называются также Десятословие (по греч. – декалог): Хотя Декалог дан в Ветхом Завете, но нам надо соблюдать его, потому что он написан в сердцах у всех людей (ап. Павел). Десять заповедей разделены на две скрижали, потому что в них заключаются два вида любви, к Богу и к ближнему. Об этом говорил Господь Иисус Христос: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:36–40 ). Обязанности к Богу предписываются в первых четырёх заповедях. В первой заповеди предписывается познавать и чтить Истинного Бога. Во второй – избегать ложного богопочитания. В третьей – не нарушать богопочитания даже словом. В четвертой – соблюдать порядок во времени и в делах богопочитания. Обязанности к ближним предписываются в последних шести заповедях. В пятой заповеди предписывается любить и почитать ближних, начиная с родителей. В шестой заповеди – не вредить жизни ближних. В седьмой – не вредить чистоте их нравов. В восьмой – не вредить их собственности. В девятой – не вредить им словом. В десятой – даже не желать вредить им. Первая заповедь Декалога Словами Аз есмь Господь Бог твой Бог повелевает человеку познавать Себя. Отсюда необходимо: прилежно слушать поучения о Боге и о делах Его в Церкви, читать или слушать книги, учащие богопознанию: Священное Писание и творения святых отцов. Чтобы чтить Бога, необходимо веровать в Бога, ходить пред Богом, то есть жить праведно, бояться Бога, то есть благоговеть перед Ним, надеяться на Бога, любить Бога, не роптать на Бога, поклоняться Богу, прославлять Бога, благодарить Бога, призывать Бога, правильно почитать Ангелов и святых, исповедовать Бога, участвовать в богослужении в Церкви.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Зачастую Великий пост сужают до суетных забот о пригодной постной пище. На это тратятся немаловажные ресурсы времени и сил. Нередко возникают серьезные бытовые проблемы. Типичные случаи - когда православный пребывает в обществе людей, далеких от Церкви, или физически немощен (болен). Тем не менее, постная еда - всего лишь одно из «телесных» средств Великого поста. Конечно, подобное воздержание духовно очень полезно, но оно не самое необходимое. Гораздо значительнее покаяние. «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» (Ис.58:3). «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост,- известное поучение святителя Иоанна Златоуста, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Однако покаяние, смирение и удаление от всего плохого - опять средство, а не цель. Истинная задача Великого поста - еще выше. Она значимее всего остального в человеческом бытии. Какая же она? Вспомним разнообразные смыслы слова «пост»: Все указанные толкования слова «пост» объединяет в одну смысловую группу их общее значение: что-то главное для людей в конкретном месте пространства и времени, в последовательности действий. Охраняющее, защищающее, обновляющее, спасительное. Что же самое сокровенное у нас - христиан? «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:36-40). Вот без чего никак не состоится истинный Великий пост! Центр в Великом посте - наши усилия по охране христианской любви, стоянию в христианской истине, расторжению греховного ярма страстей и соблазнов, освобождению от оков неправды! Наивысшее, святейшее среди них - любовь. Да будет с нами спасающая благодатная любовь Господа Иисуса Христа!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Здесь же наоборот: аще Бог прославися о Нем, и Бог прославит Его в Себе, – слава Отца является не только причиною 34 , но и предшествующим по времени славе Сына Человеческого моментом ( и абие прославит Его, т.е. вскоре после собственного прославления в Нём, но не одновременно). Уже этого одного достаточно, чтобы признать различие славы Сына Человеческого, о которой говорилось ранее (в стихе 31) и той, о которой говорится теперь (стих 32-й). То-же обстоятельство, что о первой славе говорится в прошедшем времени, а о второй – в будущем, окончательно подтверждает действительность указанного различия. 35 Итак, прославившее Бога, и прославившееся в этом выполнении идеи творения своего, человечество, в лице Сына Человеческого, удостояется славы и от Самого Бога. Бог Отец прославил Сына Человеческого, воскресив Его от мёртвых ( Деян. 2:31–32; 3:15; 4:10; 5:31; 10:40 13:30; 17: 31: Рим. 4:24; 8:11; 10:9 ; Еф. 1:20 ) 36 , посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, всё покорив под ноги Его ( Еф. 1:20–22 ср. 1Кор. 15:27 ; Евр. 8:1 ), дав Ему всякую власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ) и имя, выше всякого имени ( Флп. 2:9 ). Эта слава Сына Человеческого была именно следствием крестных заслуг Его, как Он изъяснял по воскресении св. путникам эммаусским: надлежало Христу пострадать и войти в славу Свою ( Лк. 24:26 ). «Видим, писал и Ап. Павел: что Иисус за претерпение смерти увенчан славою и честию» ( Евр. 2:9 ). Первая слава Сына Человеческого была основанием второй: слава страданий и смерти, слава совершеннейшего служения славе Отца, следствием своим имела славу воскресения и прославления на небе. 37 А в лице Сына человеческого небесною славою увенчано и всё человечество. Воскрес в Божественной славе Господь, но вот и всем христианам пишет Апостол: вы воскресли со Христом ( Кол. 3:1 ); с прославленным телом Он вознёсся на небо, но и все христиане должны иметь надежду на Него, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп. 3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

И нужна ли новая, одиннадцатая заповедь о любви к Отечеству — тому, кто своими жизненными ориентирами избрал слова Спасителя «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22, 36–40)? Современному обществу, в котором вопросы религии и веры порой отодвигаются на второй план ради соблюдения пресловутой политкорректности и сохранения некой призрачной стабильности, на самом деле может оказаться недостаточно этих заповедей. Собственно говоря, светское право во многом есть свидетельство того, что человечество, отступая от основных, раз и навсегда установленных религиозно-нравственных норм, попыталось установить некие искусственные рамки, которые сохранили бы видимость гармонии и порядка в обществе. «Право призвано быть проявлением единого божественного закона мироздания в социальной и политической сфере, — сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. — Вместе с тем всякая система права, создаваемая человеческим сообществом, являясь продуктом исторического развития, несет на себе печать ограниченности и несовершенства». Любовь к Отечеству, патриотизм — нравственные ценности, которые, несомненно, являются одними из основных в жизни любого общества. Однако, повторимся, подлинное духовное содержание этим понятиям может придать лишь живая вера, отношение к исполнению своего патриотического долга, основанное на глубокой религиозности. Таким образом, любовь к Родине вряд ли можно признать самоценной категорией и тем более заповедью, в каком-либо смысле способной дополнить существующую в христианстве духовно-нравственную «систему координат». Если же согласиться с логикой уважаемого М. Е. Швыдкого, то, вероятно, следует ожидать, что вскоре вслед за ним о необходимости новых заповедей заявят представители, допустим, правоохранительных или фискальных органов. В их изложении «заповеди» могут звучать как «Заплати налоги» или «Не возжелай сверхприбылей». Однако все мы понимаем, что без соблюдения настоящих заповедей — данных нам Самим Богом и хранящихся в Священном Писании — ценность и, главное, действенность новоизобретенных норм весьма и весьма сомнительна.

http://patriarchia.ru/db/text/281704.htm...

Известно всем, что кто кого любит, тот о том лице или предмете и говорить всего больше любит, и заговоривши, кажется, наговориться о нем не может. Теперь любим ли мы говорить о Боге? Решите этот вопрос, и вы увидите: есть ли в вас любовь к Богу или нет. – Кто кого любит, тот – далее – туда и спешит постоянно, где может расчитывать увидать любимого им человека. А мы всегда ли с охотой ходим во храм Божий, где Господь являет нам Свое особенное присутствие? Дорожим ли мы лицезрением Его и, что всего ближе к делу, приобщением Его божественного тела и крови? – Кто кого любит, тот никогда и из головы не выпускает помышления о любимом человеке; тот и заочно все беседует с ним в своем уме. А мы любим ли предаваться богомыслию, или любим больше мечтать о пустяках? Вдумайтесь, и увидите, любите вы Бога или нет, – Кто кого любит, тот тому и подражать во всем старается, и угодить, и за него повсюду готов горой постоять. А в нас есть ли такая забота? Стараемся ли мы подражать и угождать во всем своему Господу, и где придется услышать что-либо кощунственное, восстаем ли мы тогда с словом обличения противу кощунствующих? Или нам совсем не до того, чтобы постоять за честь и славу Божию, лишь бы нашей чести не смел никто касаться? – Бог есть любовь; Он весь любовь: до того исполнен любовью, что за грешный род человеческий не пощадил даже Сына Своего единородного, но за нас всех предал Его на смерть. А мы – любим ли мы так своих ближних и из них даже самых-то близких? Но что я сказал: любим ли так своих ближних? Стараемся ли мы даже, любить их так? Признаем ли это по крайней мере обязанностью прямою? – Кто кого любит, тот для любимого человека ничего не жалеет и на все, на всякую жертву готов. О, если бы и каждому из нас совесть позволила сказать: я для Бога на все готов! О, если бы и мы могли вместе с Апостолом воскликнуть: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее не может нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем? ( Рим.8:35,38 )? Но увы! кто из нас дерзнет похвалиться такою сильною любовью к Богу? А между тем мы должны именно так любить Господа. Господь наш Иисус Христос одному из законников еврейских на вопрос его: какая заповедь больше есть в законе? отвечал так: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как себя самого. На сих двух заповедях утверждается весь закон» ( Мф.22:36–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Иисус Христос призывает человека к чему-то невообразимому, небывалому и пугающему. О чем бы Он ни говорил, человеческой логике сложно вместить это до конца: своего обидчика следует любить особенно сильно и по-настоящему; давая в долг, не следует надеяться получить назад; получая удар по щеке, надо быть готовым подставить другую и так далее.  До того момента, как попробуешь жить по Евангелию, оно кажется совершенно неисполнимым, противоречащим сколь логичным, столь, подчас, и плоским законам жизни. Кажется, что у обычного человека не может хватить на Евангелие сил. Но смотришь на тысячи и миллионы святых, смотришь на те моменты своей жизни, когда каким-то чудом не уступил аду и злу, и понимаешь: Евангелие не игра и не сказка, а жить, как учил Он, — можно и возможно. В это надо всем сердцем поверить и искренне попытаться. Я вспоминаю удивительные слова Писания: « Сын мой! отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои » (Притч. 23: 26). Богу не нужно от нас ничего, кроме самого главного: чтобы Он был в центре нашей жизни. Был мотивом наших поступков, целью нашего пути, мерилом нашей совести. Но куда более удивительно другое: призывая поставить Себя в центр, с Собой Он ведет всех остальных людей, которых надо почитать как Его: « Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки » (Мф. 22: 36-40). Иначе говоря, Бог не хочет от нас только лишь любви к Нему. Такая обособленная любовь невозможна для христианина. Ведь там, где Он, там с Ним каждый из нас. И Он не согласен, чтобы, любя Его, не любили кого-то из Его детей. Любви должно хватить на каждого. Но мы отвлеклись. Что же такое богослужение, что такое молитва? Я сейчас совершенно не хочу говорить пресным языком терминологии. Вместо этого я поделюсь тем, как понимаю богослужение и молитву я сам. Богослужение для христианина — это жизнь. Не только лишь ее самая священная и мистическая часть, нет. Просто жизнь. Наше утро и рабочий день, наши отношения с коллегами и родителями, воспитание нами детей, поход в храм — все это может и должно быть богослужением. 

http://pravmir.ru/i-segodnya-evharistiya...

( Ин.17 ). Беседуя дорогою в последний раз пред страданиями Своими, Христос спустился с горы, на которой стоит Иерусалим, и пришел к тенистому, глухому ручейку Кедрону, отделяющему гору Масличную от Сионской. В этой долине на ручейке Кедронском, Христос, возведши к Небу Свои очи, молился о Себе и Своих учениках всех времен, – о неизменном господстве в них истины и любви. «Прославь Меня, Отче! пришел час. Прославь Сына Твоего у Тебя Самого (на небе) славою, которую Я имел у Тебя прежде сотворения мира. Я прославил Тебя на земли. Я открыл Имя Твое людям; они были Твои (они предались Тебе). Отче Святый! Соблюди их, чтобы они были едино, как и Мы. Освяти их истиною Твоею, – словом Твоим; Оно есть истина. (А теперь) Я за них посвящаю Себя (в жертву), чтобы и они были святыми служителями (и твердыми исповедниками) истины. Отче Мой! хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне». Иисус Христос в саду Гефсиманском Иисус Христос молится в саду Гефсиманском. Взятие Его воинами. ( Ин.18:1, 2 ; Мк.14:32–42 ; Мф.26:36–46 ; Лк.22:40–46 ). По окончании Своей молитвы, Христос перешел с учениками Своими через ручей Кедронский. За этим ручьем, при подошве горы Масличной, расположена была деревня Гефсимания с садом, в который, как известно было и Иуде предателю, Христос нередко, особенно в последнее время, приходил со Своими учениками. Христос пришел в сад. При самом входе в сад Христос оставил восемь учеников Своих: Он сказал им: «Посидите здесь, пока Я помолюсь там». А остальных трех Апостолов: Петра, Иакова и Иоанна взял с Собою в самый сад. Здесь Он начал тосковать и скорбеть. И говорит трем Своим ученикам: «побудьте здесь в бодрственном состоянии (не спите), прискорбна душа Моя даже до смерти». Отошедши от них на небольшое расстояние, Спаситель наш в тяжкой скорби преклонил колени Свои, пал на лицо Свое и молился: «Отче мой! Если возможно, да идет мимо Меня чаша сия» (предстоящее множество страданий). «Впрочем да будет воля Твоя!» с преданностью Христос кончил молитву Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Иноческий или мученический подвиг совершался не в силу любви к людям и ко всему живому, но в силу жажды воссоединения с Богом и избавления от посмертных мук» 110 . Это утверждение ложно. Оно представляет христиан эгоистами, в то время как в Священном Писании утверждается прямо противоположное: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:36–40 ). Эти заповеди не исключают друг друга, а дополняют. Примеров проявления любви к ближнему в истории Церкви можно найти немало. Что же касается мученичества, то христиане идут на смерть не из ненависти к ближним или стремления побыстрее попасть в рай, а из желания быть верными Христу и тогда, когда смерть является единственной возможностью сохранить право остаться христианином. Даниил Андреев не обошел своим вниманием и известный миф об «антиэкологичности» христианства: «…природоборческая тенденция перешла с христианством в Европу, подавила природные культы германского и славянского язычества и господствовала до конца средних веков» 111 . Современные язычники очень любят приукрашать древнее язычество, приписывая ему то, чего в нем не было. При этом благополучно забывается, что язычество древних времен ни во что не ставило столь любимую современным обществом «свободу личности»: человек, будучи представителем рода, должен был жить под страхом изгнания из него, исполнять волю руководителей рода. Забывают они и о человеческих жертвоприношениях, которые для древних язычников были нормальным явлением. Библия говорит, что все творение принадлежит Творцу: «… у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней» ( Втор.10:14 ). Бог не призывает человека к эксплуатации окружающего мира, напротив, целью творения Адама по отношению к земле было хранение и возделывание ее: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajna-ro...

Исполнить требования заповедей значит исполнить закон Божий. Но христианство — религия любви, а не закона. Бог есть любовь, и именно любви Он требует от нас. У Вас неверное представление о Боге и о цели жизни христианина. Все живые организмы на земле (люди, животные, растения, даже бактерии (по изучению некоторых ученых)), обладают чувствами, а соответственно и эмоциями. Без эмоций организмы были-бы просто роботами. Мне все равно, робот или не робот: главное исполнять заповеди, разве нет? Нужно пробовать достигнуть бесстрастия ( http://azbyka.ru/besstrastie ), а не бесчувствия (отсутствия эмоций) ( http://azbyka.ru/beschuvstvie ). Главная заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:36–40). Толкование- http://azbyka.ru/biblia/in/?Mk.12:30 — исполняйте, Бог Вам в помощь). Эмоции могут мешать полюбить Бога, ибо на эмоциях можно согрешить Бог создал человека- человеком разумным. Наивысшим из всех существующих созданий. Это огромный дар и в какой-то степени может показаться проблемой, т.к. человеку, в большинстве случаев, нужно выходить из зоны комфорта, что-бы научиться правильно любить. “ибо на эмоциях можно согрешить”- что-бы на эмоциях не грешить, нужно учиться (на обучение может уйти вся жизнь). Как ребенок, когда учится ходить, может не один раз упасть. По итогу он обучается даже бегать. Ответ на этот вопрос уже был. Не эмоции виноваты в том, что человек грешит, а неумение их контролировать. В эмоциях не бывает греха до тех пор, пока разум не даст своего согласия. Например, эмоция гнева не греховна сама по себе. Грех начинается тогда, когда человек желает мстить за себя, ненавидеть и т.д. Это уже не просто эмоция, а решение человека. Эмоции — это лишь внешнее средство выражения того, что у человека внутри. Ну, так и боритесь с негативными эмоциями сами, а не фантазируйте об их уничтожении.

http://azbyka.ru/vopros/zachem-nuzhny-je...

Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:25, 28–29 ). Воскресение мертвых – это часть предвечного Божия совета о мире и человеке. Об этом Спаситель благовествует: Воля же пославшего Меня есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день ( Ин.6:39 ; ср. Ин.6:40, 44, 10:28, 12:49–50 ). Впрочем, и задолго до последнего дня, еще во время Своей жизни на земле, Господь воскрешает Лазаря, дочь Иаира и сына Наинской вдовицы, показывая тем, что Он хочет и может воскрешать мертвых. Более того, Спаситель отчасти раскрывает нам тайну жизни воскресших из мертвых, благовествуя: Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения ( Лк.20:35–36 ; Мф.22:30 ; Мк.12:25 ). Силой своей вечной значимости и несопоставимой важности Воскресение Владыки Христа стало фундаментом, на котором созидается жизнь всех христиан вообще и каждого христианина в частности. Цель человеческой жизни на земле – стяжать вечную жизнь, победив смерть жизнью в Богочеловеческом Теле Церкви воскресшего Господа через святые таинства и святые добродетели. Воскресение Христово, а благодаря ему и вслед за ним и воскресение всех людей – это то, что делает Евангелие Евангелием. Поэтому проповедовать Евангелие есть не что иное, как проповедовать воскресение через победу над грехом и смертью (ср. Деян.17:18, 32, 23:6 ). Евангелие без воскресения не имело бы права называться Евангелием=Благовестием, ведь главная горечь жизни – смерть – осталась бы в душе и теле человечества, лишая жизнь всякого смысла. Если Евангелие Христово не есть Евангелие Воскресения, если вера в него не уготовляет людям воскресение из мертвых и вечную жизнь, то оно ненужно и бесполезно, и его нужно отвергнуть как иллюзию. Ведь если Христос не воскрес – тщетна вера наша, тщетна наша жизнь, тщетна вселенная, тщетна совесть, тщетен ум, тщетен разум, тщетны все миры, тщетно всё, ибо грех остался бы тогда непобежденным, а вместе с ним – и самый большой враг, самое большое мучение человека и человечества: смерть ( 1Кор.15:14, 17, 26 ). Без Христова Воскресения как основы морали – невозможна новозаветная нравственность, невозможна новая жизнь во Христе и по Христу; и не только невозможна, но и бессмысленна, ибо если нет воскресения – то нет и бессмертия, нет и вечной жизни; в этом случае самой естественной и логичной моралью будет: Станем есть и пить, ибо завтра умрем (см. 1Кор.15:30–32 ). Всеистинно благовестие святого Дамаскина: «Если нет воскресения, то чем тогда отличаемся мы от неразумных животных? Если нет воскресения, то нам следует считать счастливыми полевых зверей, проводящих жизнь беззаботную. Если нет воскресения, то нет ни Бога, ни Промысла».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010