В) Дух Святой в первохристианской общине Мы видим действие Духа Святого на протяжении всего времени становления апостольских общин: в их зарождении, их медленном росте, в существующем в них разнообразии даров и служений, в свидетельстве об умершем и воскресшем Христе, в повседневной евхаристической жизни, где созидается христианская община. 1 . Признаки Духа. Мы знаем, в какой степени апостольская проповедь сопровождалась необычайными явлениями Духа Святого. Апостол Павел напоминает солунянам о первых признаках Духа: «Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением... И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого» ( 1Сол.1:5–6 ). Отличительные черты апостола, говорит Павел коринфянам, были явлены среди вас: долготерпение, чудеса и знамения ( 2Кор.2:12 ; 1Кор.2:4 ). Подчеркнем здесь особое место, отводимое в этом перечне даров Святого Духа терпению: «при многих скорбях с радостью Духа Святого». Можно также отметить пневматологический финал заповедей блаженств в первом послании Петра: «Если злословят вас за Имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий, почивает на вас» ( 1Пет.4:14 ; ср. 1Пет.3:14 ). Удивительным образом в послании продолжается та богословская тема, которая начата апостолом в первых главах книги Деяний. В них, в качестве центра его учения, выделяется тема непорочного Агнца, кровью Которого мы «искуплены от суетной жизни» ( 1Пет.1:18–20 ). Тот самый апостол, который в дни земной жизни Спасителя хотел отговорить Его от крестного пути ( Мф.16:21–23 ), который хотел увековечить момент Фаворской славы ( Мф.17:4 ), который утверждал, что последует за Христом до конца, и который был готов поднять меч за Него ( Мф.26:35, 51–54 ), но трижды отрёкся в ночь Страстей, этот апостол, когда познает тайну Искупления, будет восстановлен в любви Воскресшего Господа. Слезы покаяния и исповедание ( Ин.21:15–17 ) сокрушат его сердце и оставят в нем неизгладимый след. То, что было труднее всего принять в учении Христа: Откровение о тайне заколаемого непорочного Агнца, Мессии Страждущего и исполненного Духом ( Мф.12:18 , ср. Ис.42:1 ), – именно это, после схождения Святого Духа в день Пятидесятницы, станет основной темой проповеди апостола Петра и всех апостольских писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю... (14, 13) Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (14, 14); ... чего ни пожелаете, просите, и будет вам (15, 7); ... дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (15, 16); ... о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (16, 17); ... о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (16, 23); ... просите, и получите... (16, 24) Не говоря уже о таких бросающихся в глаза эпизодах, как насыщение пяти тысяч пятью хлебами , хождение Иисуса по водам. При этом перед нами не перекличка в духе Синоптических Евангелий, а подчас совершенно иной, типично Иоаннов «угол зрения» (см. ниже). Достоин внимания и тот факт, что при значительной разнице содержательного материала все Евангелия, в том числе и Ин., придерживаются одной композиционной схемы-идеи, что и заставило говорить о Евангелии как о жанре (см. § 24). Например, непременным компонентом Евангелия в любом варианте является история призвания учеников, хотя описана она и несколько различно. Так, много общего в том, как были призваны рыбаки — братья Петр и Андрей, хотя в Ин. ничего не говорится о другой паре братьев: самого Иоанна и Иакова (ср. Мф. 4, 18-22; Мк. 1, 16-20; Лк. 5, 1-11 и Ин. 1, 35-42). Правда, о сети, переполненной рыбами, Синоптическое предание упоминает уже в связи с историей призвания (см. Лк. 5, 6-7), а в Ин. — в самом конце, по Воскресении (Ин. 21, 11). С другой стороны, в Ин. речь идет о призвании Филиппа и Нафанаила (Ин. 1, 43-51), а в Синоптических Евангелиях — о призвании Матфея (Мф. 9, 9 и пар.). Опять-таки в несколько ином контексте оказываются знаменитые слова призвания, обращенные Иисусом к Симону — не в середине общественного служения, как в Синоптическом Мф. (см. 16, 18), а в самом начале: Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин. 1, 42). Обратим внимание, что здесь приводится еврейская форма («Кифа») с переводом на греческий, тогда как в Мф. — сразу по-гречески. Что же касается Петрова исповедания «Ты Христос, Сын Бога Живаго», в ответ на которое Иисус и произносит приведенные слова, то это только в Мф.! В Ин. же исповедание Иисуса Христом звучит сначала из уст брата Петрова — Андрея, причем опять по-еврейски, с пояснениеем евангелиста по-гречески:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Смотри, как ведет [Господь] к совершенству Отца тех, которые блюдут Божии повеления. Любя врагов, говорит Он, благословляя проклинающих и благотворя ненавидящим вас, будете совершенными и сынами Небесного Отца. Разве не потому Он совершен, что повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ? Ведь и без этого Он был, есть и будет совершенным и пресовершенным. Но вы будьте совершенными, имея любовь ко всем [людям] и молясь за врагов. Как говорит [Господь] в другом месте: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19:21) 42 . Итак, Преблагий 43 показал, что следует делать возлюбившим блаженное совершенство, а именно: любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих, продавать имение и раздавать нищим. Из любви к врагам и последующего рождается в душе покой и невозмутимость [духа] 44 , благодаря чему здесь возводится и свершается вместилище для Святого Духа 45 , и [человек] делается совершенным подражателем Христа, изрекшего: Прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23:34). А из продажи имения и раздаяния его нищим происходит тройная польза: нестяжательность, милостивость и следование Христу, как то сказано: вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Лк 18:28) 46 . Если же ты спросишь, что же будет с нами, то услышь неложное обетование о многом воздаянии, а именно о том, что вместо увядающих [и преходящих стяжаний] в веке сем, ты получишь во сто крат большее наследие в веке грядущем (ср. Мк 10:30) 47 . Но поскольку [наше] слово о любви, то к ней мы и возвращаемся. [Господь говорит]: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф 5:44–45) ; также: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:14–15) 48 . Наконец, в притче о десяти тысячах талантов, приводящей в трепет, Он как бы подводит итог: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф 18:35) 49 .

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

Хозяин ( Р kЪrioj ‘хозяин; господин; Господь’) решительно заявляет собравшимся гостям, что путь на мессианский пир открыт только для тех, кто не уклонился от приглашения на него. Цена следования за Христом (14:25–35) В предшествующей притче гости отказываются от приглашения на пир, ибо не считают нужным пожертвовать для этого своими планами и интересами. В данном отрывке прямо говорится о жертве, которую надлежит принести человеку ради следования за Христом; в Евангелии от Луки эта тема затрагивалась раньше в 9:57–62 и прозвучит вновь в 18:24–30. Обе притчи представляют собой особый материал Луки; заключительное изречение обнаруживает параллели в Мф 5:13 и Мк 9:49–50. С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им — большое число идущих со Христом означает народный энтузиазм, который Он, по-видимому, желает охладить суровым предупреждением 103 . Если кто приходит ко Мне — приближение ко Христу — лишь первый шаг, ср. 6:47; Ин 5:40; 6:35; Мф 11:28. И не возненавидит — в семитских языках глагол со значением ‘не­на­­видеть’ нередко употребляется гиперболически и имеет значение ‘меньше любить’ (16:13 и параллель в Мф 6:24; Быт 29:31–33; Втор 21:15–17; Притч 13:25; Ис 60:15; Мал 1:2–3 (Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел); Рим 9:13 и др.); именно на такое понимание указывает параллельное место в Мф 10:37: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Отметим еще, что евр. ‘ненавидеть’ имеет также значение ‘ос­тав­лять в стороне, покидать’. Таким образом, здесь говорится не о ненависти, а об отказе рассматривать семейные связи и интересы как высшую ценность. Ветхозаветная параллель обнаруживается в Благословении Моисея, где сказано, что Левий ради хранения Закона и Завета говорит об отце своем и матери своей: “я на них не смотрю”, и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает (Втор 33:9). Идет за Мною — это выражение часто используется в ВЗ, где обозначает следование за чуждыми языческими богами либо следование по путям Господа (Втор 13:4; 3 Цар 14:8; 18:21; 4 Цар 23:3).

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

В. Иисуса Христа производила сильное впечатление на людей, она проявлялась во всем Его служении. Она заставила учеников бросить дом и последовать за Ним; В. Своей Он изгнал торговцев из храма (Мк 11. 15-17); В. Своей побудил уверовать в Него язычника сотника (Мф 8. 8-9). У иудеев возникает вопрос: какой В. Он это делает, кто дал Ему такую В. (Мф 21. 23 слл.; Мк 11. 27-33; Лк 20. 1-8)? Иисус Христос не отвечает прямо на этот вопрос (Мф 21. 24-25, 27). Ответ заключается уже в словах Иоанна Крестителя об Иисусе Христе: «Приходящий свыше есть выше всех... Приходящий с небес есть выше всех. ...Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин 3. 31-35). Искушая Иисуса Христа, диавол предлагал Ему В. над всем миром, если Он покорится ему (Мф 4. 8-9; Лк 4. 5-7), но Иисус Христос проявляет совершенное послушание Богу; пройдя через поругания как «Царь Иудейский» (Ин 19. 2-3 слл.), через унижение на кресте, через смерть, он обретает положение Властителя неба и земли. «Дана мне всякая власть на небе и на земле»,- провозглашает Христос (Мф 28. 18). Царство Божие Господь Иисус Христос на престоле. Икона из собора святых апостолов Петра и Павла, С.-Петербург 1-я треть XVIII в. Господь Иисус Христос на престоле. Икона из собора святых апостолов Петра и Павла, С.-Петербург 1-я треть XVIII в. Если в Дан 7. 14 содержится указание на буд. владычество Сына Человеческого, «владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится», то НЗ свидетельствует, что оно уже воплотилось в жизнь (Откр 12. 10). О Царстве Божием проповедовал Иисус Христос с самого начала Своего служения, «говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк 1. 15; ср.: Мф 16. 28). А на вопрос фарисеев о том, когда придет Царствие Божие, Он отвечал, что о нем нельзя сказать, «вот, оно здесь» или «вот, там», его приход не будет приметен, «ибо Царствие Божие внутри вас есть» (Лк 17. 21). Бог царствует над людьми «правдою, ведением и истиною», сего-то царства и велит искать нам Господь, «т. е. искать, да царствует и над нами Бог»: Он держит Своими руками желания наших душ, управляя ими, словно конями, и находит нас послушными - «этим способом,- заключает прп. Симеон Новый Богослов,- царствует Бог в тех, в которых никогда не царствовал, после того как они очищаются посредством слез и покаяния и делаются совершенными духовною мудростью и разумом. ...Да приидет и воцарится в каждом из нас Тот, Кто есть выше всякого начала и власти...». Увидеть Царство Божие - значит увидеть, что в нас царствует Бог ( Sym. N. Theol. Or. 52. 3).

http://pravenc.ru/text/155023.html

Мф.21:34 .  Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; (Ср. Мк.12:2 ; Лк.20:10 ). Под посланными рабами понимают пророков. У Марка и Луки единственное число: послал «слугу» или «раба». Мф.21:35 .  виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. (Ср. Мк.12:3 ; Лк.20:10 ). Феофилакт говорит: «Посланные рабы – это пророки, которых различно оскорбляли виноградари, т.е. современные пророкам лжепророки и лжеучители, недостойные вожди народа. Одних они били, как, например, пророка Михея царь Седекия ударил по ланите; других убивали: так, Захарию убили между храмом и жертвенником; иных побивали камнями, как, например, Захарию, сына Иодая первосвященника». Марк и Лука говорят поочередно о нескольких рабах. Матфей же говорит сразу о многих. Аналогии поведению злых виноградарей можно находить в других местах Писания ( Неем.9:26 ; Мф.23:31–37 ; Евр.11:36–38 ; см. также 3Цар.18:13, 19:14, 22:24–27 ; 4Цар.6:31 ; 2Пар.24:19–22, 36:15–16 ; Иер.20:1–2, 37:15, 38:6 и др.). Мф.21:36 .  Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. (Ср. Мк.12:4–5 ; Лк.20:11–12 ). «Больше» по количеству, но не «более почетных». У Марка и Луки раздельнее и подробнее представлено то, что, так сказать, сконцентрировано у Матфея. Мф.21:37 .  Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. (Ср. Мк.12:6 ; Лк.20:13 ). Если под хозяином понимать Бога, то эти слова, очевидно, к Нему не вполне приложимы. Здесь представляется как бы ошибка в расчете, неисполнение надежды, незнание истинного характера виноградарей и их намерений. Все это объясняется тем, что здесь «Господь представляет Своего Небесного Отца рассуждающим по-человечески» (Элфорд). Мф.21:38 .  Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. (Ср. Мк.12:7 ; Лк.20:14 ). Выражение «пойдем, убьем его» ( δετε ποκτενωμεν ατν) одинаково с тем, которое встречается в Быт.37:20 (согласно переводу Семидесяти) о намерении братьев Иосифа убить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нелепость утверждения, будто Христос говорит здесь о Своем втором пришествии, очевидна, так как Матфей написал свое Евангелие в то время, когда апостолы явно обошли уже все города Израилевы, да и почти вся Римская империя уже была оглашена апостольской проповедью. Так неужели стал бы он записывать столь явную несуразицу?! Кто бы тогда стал его слушать и принимать такое учение? Как бы мог Матфей приписать такие несоответствующие слова Тому, о Ком он говорит, что это Мессия, Сын Божий, Воскресший, Имеющий всякую власть на небе и на земле?! Эту же мысль можно отнести и к стихам Мф. 16:28; 24:34 . Возьмем другие высказывания Христа. «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в царствии Своем» ( Мф. 16:28 ). Ответ ищите сразу же в дальнейшем тексте ( Мф. 17:1–8 ). «Стоящие здесь» – это 12 учеников. «Некоторые» – это Петр, Иаков и Иоанн. Они через шесть дней увидели Христа, «грядущего в царствии Своем» – то есть увидели Его на Фаворской горе преображенного, не в виде рабском, как всегда, а в виде царском, в Божественном сиянии Своей прославленной плоти. Увидели как Царя живых (явление рядом Илии-пророка, живым взятого на небо) и как Царя умерших (явление Моисея). И снова обращаемся к Евангелию. «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет» ( Мф. 24:34 ). «Все сие» – все знамения второго и славного пришествия Христа. Какой же род не прейдет? В следующем стихе ( Мф. 24:35 ) говорится, что не прейдут слова Христовы, то есть это род, хранящий слова Христовы, род христианский. И апостол Петр называет христиан «родом избранным», как и псалмопевец Давид говорит о «роде ищущих Его» ( Пс. 23:6 ). Несмотря на все гонения и катастрофы даже времен антихриста, этот род христианский не прейдёт. И еще один момент запечатлен в Евангелии. «Его (Иоанна) увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! А он что? Иисус говорит ему: Если я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за мною...» ( Ин. 21:21–23 ). Петр привык всегда быть вместе со своим другом Иоанном. И вот Господь послал Петра на великое служение и предсказал ему его кончину ( Ин. 21:18–19 ). Но Петра волнует еще, а что же будет с Иоанном? И Господь отвечает ( Ин. 21:22 ). И снова надо выяснять, о каком же Своем пришествии и куда говорит здесь Господь? Неоднократно говорил Христос о Своем «пришествии» на Иерусалим для его разрушения ( Мф. 24:2 ; Мк. 13:2 ). Это совершилось в 70 г. через римских императоров Веспасиана и Тита. И действительно, до этого времени все апостолы повсюду проповедовали Евангелие и мученически перешли в жизнь иную. Иоанн же до этого времени оставался в Иерусалиме, никуда не уходя, неся на себе заботы о Пресвятой Деве Марии, Матери Господа, врученной ему Христом, распятым на Кресте. После же успения Божией Матери, перед разрушительным пришествием Господа на Иерусалим через римлян, Иоанн оставляет Иерусалим и выходит на проповедь, которую ведет еще 30 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Прежде всего Иисус Христос провозглашает новое отношение к Богу. Ветхозаветная заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк 12. 30) отныне, как сказано богатому юноше, означает раздать все и последовать за Иисусом Христом (Мк 10. 21). Из повествований об исцелениях выясняется, что эта заповедь может также означать веру в Божественную власть Иисуса Христа (ср.: Мф 8. 10). И тот, кто вступает в это новое отношение к Богу и ко Христу, приобретает духовную, сокрытую в сердце молитву (Мф 6. 5-15; 7. 7-11; Мк 11. 24-25; ср.: Ин 4. 23-26). В отношении к ближнему, наставляет Иисус Христос, требуются свидетельства любви. Он следует ветхозаветной заповеди, но в то же время понимает любовь не только как некое чувство или склонность вообще, но и как материальное попечение. Согласно притче о милосердном самарянине (Лк 10. 29-37), человек становится ближним другому не по закону, не по принадлежности к одной социальной группе, но через ту или иную жизненную ситуацию, когда Бог ставит на его пути нуждающегося в его помощи и участии. Та же идея выражена и в следующих словах Христа: «...алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. …Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25. 35-36, 40). Отношение к другому как к ближнему в соответствии с учением Христа не знает ограничений, не исключает и врага. Именно любовь к врагу считает Иисус Христос вершиной любви к ближнему: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...» (Мф 5. 44). Любовь к ближнему не иссякает и тогда, когда встречает отказ во взаимной любви. Молитва, которую дает Иисус Христос Своим ученикам, содержит слова: «...прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф 6. 12). «...Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз» (Мф 18. 21-22; ср.: Лк 17. 4). Любовь через прощение становится безграничной. Но за этой любовью стоит, как и за новым отношением к Богу, не только абсолютное требование Иисуса Христа, но и прощение Божие, свершившееся в Иисусе Христе. Слова Иисуса Христа об общественных институтах

http://pravenc.ru/text/344423.html

В Ветхом Завете Божественная благость является предметом молитвенного славословия: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» ( Пс 117:1 ); «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» ( Пс 33:9 ); «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» ( Пс 85:5 ). В Новом Завете Господь Иисус Христос говорит о Боге: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф 5:45 ). Благость Божия показывается через сравнение с действиями человека: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф 7:11 ). По словам Христа, Бог «благ и к неблагодарным и злым» ( Лк 6:35 ). Благость Бога проявляется в Его милости к человеку, порабощенному грехом. Бог как Верховный судия имеет власть не только карать, но и миловать. Ибо Он желает, чтобы грешник обратился к Нему ( Ис 55:7 ; Иер 18:8 ; Иез 18:21; 33:11 ). Он — «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов» ( Исх 34:6–7 ). Пророки Ветхого Завета постоянно возвещают милосердие Божие: Бог «не вечно будет негодовать» ( Иер 3:12 ); Он помилует обратившегося грешника ( Ис 55:7 ); «перевяжет наши раны» ( Ос 6:1 ); «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать» ( Мих 7:18 ). В притчах Господа Иисуса Христа о пропавшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне ( Лк 15:1–32 ) говорится о Боге, Который не наказывает за грехи, а прощает их. Господь Иисус Христос не осуждает женщину, взятую в прелюбодеянии, но отвечает ее обвинителям: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» ( Ин 8:3–7 ). Распятый на кресте, Он обращается к Отцу с молитвой о прощении палачей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк 23:34 ). Бог милосерд по отношению к грешникам. Апостол Павел именует Бога «Отцом милосердия и Богом всякого утешения» ( 2Кор 1:3 ). Обращаясь к народу, Господь Иисус Христос говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк 6:36 ). Лишь упорство и нераскаянность грешника вызывают праведный гнев Божий ( Рим 2:5 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Ибо, если бы тот, кто вводится вопрошающим, услышал от апостола решения своего вопроса, то быть может он впал бы в умоисступление и подумал, что благодать для него безполезна. Ибо бывает и дар, по тому же апостолу, не приносящий пользы тому, кому он дан. Евреи эту заповедь, то есть: «не будь слишком справедлив», толкуют в отношении к Саулу, который помиловал Агага, которого Господь повелел умертвить ( 1Цар.15 ). Но к этому стиху может быть применён и тот раб из Евангелия ( Мф.18:23–35 ), которому Господь простил и который сам не хотел простить другому рабу, потому что был слишком справедлив. Еккл.7:17 . Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время? Не поступай нечестиво много и не будь безумен; зачем тебе умирать не в свое время? Ибо Господь говорит: «не хощу смерти грешника, но еже обратитися ему и жити» ( Иез.18:32 ). Пусть будет достаточно согрешить однажды; после падения мы должно восстановлять себя! Ибо, если, по естествоиспытателям, ласточка умеет давать зрение птенцам посредством хелидония, и раненные козы отыскивают бадьян: то почему же мы не хотим знать, что для согрешающих дано врачевство покаяния? Относительно слов: «чтобы не умереть не в свое время», мы знаем, что Корей, Дафан и Авирон за возмущение против Моисея и Аарона были пожраны мгновенно разверзшеюся землею и что для вразумления других очень многие были осуждены прежде дня судного еще в этой жизни. Итак, смысл этих слов такой: не прилагай грехов ко грехам, чтобы не подвигнуть Бога на наказание тебя еще в этой жизни. Еккл.7:18 . Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того. Хорошо тебе держаться оного; но и от сего не опускай руки твоей; ибо, кто боится Бога, тот поспеет ко всему. Хорошо благотворить праведным; но не несправедливо благодетельствовать и грешным. Хорошо поддерживать присных в вере, но заповедано давать и всякому просящему. Ибо боящийся Бога и подражающий Творцу своему, Который дождит на праведных и неправедных, спешит благотворить всем не смотря на лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010