Ис.29:13 . «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо мною есть изучение заповедей человеческих». Объяснение. Здесь разумеются предания старцев, – древних мужей, не согласные с Божественной истиной или учением: Тит.1:9 . Господь говорит книжникам и фарисеям – иудейским старцам: «преступаете» заповедь Божию... Мф.15:3:6 ; Мк.15:6 , но этим не отрицаются всякие наставления старцев и отцов: 2Ин.1:1 ; 3Ин.1:1 ; Ин.7:22 . Смешивать одно предание с другим нельзя, так как под именем Священного Предания разумеется Слово Божие: 1Фес.2:13 . Не всё то записано в Евангелии, что необходимо для нашего спасения Лк.9:11 . «Но народ, узнав, пошёл за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял». Объяснение. Здесь подтверждается, что далеко не всё записано евангелистами, чему учил Господь: Ин.20:30:21:25 ; очевидно, в беседе о Царствии Божием Господь многие такие наставления давал, которые впоследствии и другим людям передавались устно апостолами: 1Фес.2:13 . Ин. 20:31. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Объяснение. Что не вполне достаточно для спасения рода человеческого одного писанного, можно видеть и из предыдущего 30 стиха, и особенно из Ин.21:25 ; из этих мест видно, что далеко не всё то записано, что творил и чему учил Иисус; значит, этими словами не имелось в виду отвергнуть Священное Предание: 2Фес.3:6 , а лишь внушалось, что и тех чудес, которые описаны в Евангелии, достаточно для того, чтобы уверовать, что Иисус Христос есть воистину Сын Божий. По Преданию писал апостол Лука своё Евангелие: Лк.1:2–3 ; учили соблюдать и хранить Священное Предание прочие святые апостолы: 1Кор.11:2 ; 1Ин.2:24 . 2Ин.1:12 . «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна». Объяснение. Отсюда видно, что многое важное и полезное для утверждения в жизни христианской не заключено было апостолами в письмена: Деян.20:31 ; а что заключено туда, то заключено по нужде: 3Ин.13–14 ; при невозможности иного лучшего способа сообщения устного наставления. Это устное апостольское наставление и есть Предание, хранить которое настойчиво умоляет нас апостол Павел: 2Фес.3:6 ; 1Тим.6:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. ( Мф.6:16–18 ) Об этом и предсказывает Господь, что после Его вознесения христиане будут поститься ( Мк.2:19–22 ). Цель поста — распять свою плоть с ее страстями и похотями ( Гал.5:24 , Еф.4:22–24 ). Кроме того, пост необходим для борьбы с диаволом ( Мф.17:19–21 ), а отчасти и для прощения грехов ( 3Цар.21:27–29 ; ср. Иоил.2:12, 15, 18 ). Именно постом Илия сделал себя достойным видения Бога ( 3Цар.19:8–12 ). Поэтому постились и апостолы ( Деян.13:2, 14:23 ). «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении… в бдениях, в постах» ( 2Кор.6:4–5 ); «много раз был… в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» ( 2Кор.11:26–27 ). В апостольское время христиане постились: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» ( 1Кор.7:5 ; Деян.27:9 ). Итак, Вы видите, что пост был в Церкви изначально. Со временем система постов была формализована, чтобы дать верующим некий образец воздержания и смирения своего тела. Но духовное содержание поста осталось неизменным. Надеюсь, Вам хватило цитат из Библии, чтобы понять, что пост — это не человеческое, а божественное установление, имеющее целью наше спасение и совершенство. Пост как аскетическая практика, как важное духовное средство, неоднократно упоминается в Библии, цитаты вам уже привели. А то, какие конкретно постные периоды и дни в году следует соблюдать, уже устанавливала Церковь на протяжении своей истории. Это нормально, Господь дал Церкви полномочия упорядочивать жизнь верующих и помогать им на пути к спасению. Митрополит Стефан (Яворский) пишет: Церковь Христова, т.е. Вселенские и Поместные Соборы, пастыри и учители, столпы и светила Церкви имеют полномощную власть устанавливать законы для исправления верных чад своих, побуждать их к соблюдению оных законов, вменяя им в грех их неисполнение, и всеми мерами исправлять непокорных. Всякий, кто непокорен им, является непокорным не человеку, но Богу, Который дал им Духа Святого, по слову апостольскому, или, лучше сказать, по слову Христову: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10, 16 ).

http://azbyka.ru/vopros/kem-zaveshhany-p...

«Простер царь Иеровоам руку свою от алтаря» на пророка, «и сказал: «Возьмите его». И усохла рука его, которую он простер на него» ( 3Цар. 13:4 ). Отчего же не высохла рука того беззаконника, простертая не на пророка, а на Того, о Ком предвозвещали пророки? «Заушается бренною рукою рукою Создавый человека» (стихира в Страстную Пятницу). Он говорит: «Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои поражающим» ( Ис. 50:6 ), – те ланиты, которые на Фаворе светились подобно солнцу; те ланиты, о которых говорит невеста: «Ланиты Его как цветник ароматный, рождающий благовоние» ( Песн. 5:13 ); те ланиты, то лицо, которое ищет Давид: «Тебя искало лицо мое – лица Твоего, Господи, взыщу» ( Пс. 26:8 ). Заушается так немилосердно железной рукой. Как махина мира снесла бесчестие Своего Создателя?! Сколько тысяч людей поглотила земля за Моисеево обесчещение?! Сколько десятков мужей попалил огонь Илииным словом, а от Елисеева гнева какое воинство ослепло?! Теперь же, когда Владыка терпит столь жестокое бесчестие, все стихии умолкли! Взывает Ангел к Аврааму: «Не поднимай руки на отрока твоего Исаака» ( Быт. 22:12 ). Почему же он поднимает свою руку на неповинного Исаака, Сына Божия? Горе тебе! «Бог отмщений Господь» ( Пс. 93:1 ). К кому ты прикасаешься? К скинии Святая святых. Разве ты не видишь безмолвной невинности? Отречение Петра Но не так эти раны и заушения оскорбляют Владыку, как слова Петровы: «Не знаю Сего Человека» ( Мф. 26:72 ). Петр святой! Как это ты забыл своего Благодетеля, взирая на Которого ты утешался, лицо Которого видел на Фаворе светлее солнца? Как ты говоришь: «Не знаю Человека», – о Том, Кого еще недавно исповедал как Бога ( Мф. 16:16 )? Это Тот Человек, Который исцелил тещу твою, сжигаемую горячкой ( Мф. 8:14 ). Это Тот Человек, о Котором святой Иоанн свидетельствовал: «Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» ( Мк. 1:7 ). Это Тот Человек, падая пред ногами Которого, ты взывал: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» ( Лк. 5:8 ). Это Тот Бог и Человек, у Которого ты просил, чтобы Он позволил тебе ходить по водам и Который спас тебя утопающего ( Мф. 14:29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Феодорит 1859, с. 650. PG 81, 1161С. Господь именует Себя Пастырем и в других местах : Мф. 25, 31 — 33, Мф.26, 31; Мк. 14, 27. Так же апостол Павел называет Христа Пастырем овец (Евр. 13, 20). Впрочем, Зоровавель не был единоличным правителем. Он делил власть в народе с первосвященником Иоседеком, сыном Иисуса и с советом старейшин. Впоследствии вождями репатриантов были священник Ездра и вельможа Неемия. Сравни: притча о Добром Пастыре ( Ин. 10, 1 — 16) PG 81, 1157C; Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11, 25). См., например: Ибо думаю, что нынешние страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас…. Вся тварь совокупно стенает и мучается доныне, и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде (Рим. 8, 17 — 24); Мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (1Ин. 3, 2). См.: 1Кор., 13, 12; Мф. 5, 8; 13, 43; 25, 34.46; Рим. 8, 17; Откр. 3, 21; 7, 16; 2Тим. 2, 11 — 12.Сравни: Феодорит Кирский, блж. Сокращенное изложение божественных догматов//Творения. Ч. 6. М., 1859, с. 74 — 75. PG 83, 520C — 521C. Блж. Феодоритом приводит слова апостола Павла в сокращении, что, впрочем, не изменяет их смысл. Сравни: Σκινγρχων νμοςτνμελλντωνγαθν οκ ατν εκνατν πραγμτων . Théod.deCyr. SC 315: 19, 21 — 29. То же самое он пишет в толковании на послание ап. Павла к Евреям: Вещами называет апостол будущую жизнь, а образом вещей — евангельское житие; сению же образа вещей — Ветхий Завет. Ибо образ яснее представляет первообразное; оттенок же образа слабее дает это видеть (Феодорит Кирский, блж. Толкование на послание к Евреям//Творения. М., 2003, с. 549. PG 82, 746D — 748А). Максим Исповедник, прп. Схолии к сочинению св. Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии» 3, 1. Цит. по: Иоанн Зизиулас, митр. Пергамский. Евхаристия и Царство Божие//Церковь и Евхаристия. Богородице-Сергиева пустынь, 2009, с. 213.

http://bogoslov.ru/article/2293803

Ис. 56:6 . И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего. 8 . Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других. Деян. 15:16 . Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, 17 .чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие ( Ам. 9, 11:12 ). III. Возражения заблудштго и ответы православного сына Церкви Заблудший . В слове Божием сказано, что храм есть тело Христа. ( Ин. 2:21 ). Православный . Об этом спора не будет. И. Христос даже больше храма ( Мф. 12:6 ). Но ведь речь Его касалась ветхо-заветного храма, о святости которого так Он заботился. Словами: «разрушьте храм сей»–Христос не мог указать только на Себя: евреи не признавали Его за Господа, и если бы Он назвал себя храмом, подняли бы страшный вопль, но этого из Евангелия не видно. Евреи только усомнились в Его силе воздвигнуть храм Иерусалимский в 3 дня, если бы он был разрушен. Про это они упомянули Ему на суде и при кресте ( Мф. 26:61 ; Мк. 15:29 ), про это они не забыли и после того ( Деян. 6:14 ). Между тем случилось собственно то, чего они не ожидали и не понимали. И. Христа они распяли: Пречистое Тело Его 3 дня покоилось в гробу, но затем Он с ним воскрес и тем утвердил завет новый. В этом завете все должно быть новое ( 2Кор. 5:17 ; Евр. 8:13 ), в том числе и новозаветный храм, вместо Иерусалимского. Таким образом, верным оказывается и то, что И. Христос говорил «о храме тела Своего», как и то, что Он воздвиг (основал) храм новозаветный (ср. Мф. 21:42 ; Пс. 117:22–23 ). Заблудший . Всевышний не в рукотворенных храмах живет ( Деян. 7:48; 17:24 ). Православный . Бог, везде сый и вся исполняяй, местом Своего особенного благодатного присутствия имеет скинию небесную, а она нерукотворенна, т. е. не так устроена, как наши храмы ( Евр. 9:11 ): Бог творил все словом Своим и Скинию Свою создал так же; а что на небе храм есть, – читай Откр. 11:19 . При том, Апостол говорил в Афинах,где был храм языческий. Взоры язычников Апостол хотел обратить на небо, посему и говорил лишь о скинии небесной, ни словом не исключая скинии или храма земного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Только в Новом Завете Бог открывается Отцом всех людей, и Богом не иудеев только, но и язычников ( Мф.5:45 ; Рим.3:29 ). Вообще теократическое царство Израиля или царство Божие в Ветхом Завете имело внешний характер государства, основанного на юридическом договоре, а не на любви; то было царство и время закона, а не благодати ( Евр.8:7–13 ; Ин.1:17 ). Здесь, в этом теократическом царстве Израиля, пока еще человек не дорос до свободного, разумного служения Божеству, царство Божие поддерживалось силой различных внешних средств, законов и учреждений ветхозаветной религии; но, когда человек созрел для высшего духовного служения Божеству, является Иисус Христос и основывает именно это царство Божие, царство нравственное. О цели Своего пришествия на землю и вместе с тем – сущности Своего многообъемлющего дела Господь наш Иисус Христос по различным обстоятельствам и не один раз в различных выражениях учил перед Своими слушателями. В одних местах Иисус Христос полагает сущность Своего дела в откровении Божественном, сообщении человеку истинного знания о Боге, просвещении человека. Именно эту мысль выражает Иисус Христос в след. словах: «Отче, Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели —170— они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть». ( Ин.17:6–7 ; ср. 14:6–7; 12:46). В других случаях сущность Своего дела Господь указывает в спасении людей от греха, спасении души человеческой, сообщении этой погибшей человеческой душе жизни вечной: «...Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасать». ( Лк.9:56 ср. Ин.3:16–17; 6:38–40; 12:47 ср. Мф.1:21 ). Весьма часто главную цель Своего пришествия Иисус Христос указывал, как известно, в страданиях и крестной смерти за грехи людей, для их искупления 965 . Цель Своего пришествия Господь еще указывал в призвании людей к покаянию: «Я пришел призвать», говорит Он, «не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ; Мк.2:17 ; Лк.5:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Утверждает нас в том вера наша, обещаниями Божиими, как якорем, укрепляемая. «Верующий в Меня..., – говорит Христос, – если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). " Ныне Христос..., – говорит апостол, – воскрес из мертвых, Первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через Человека и воскресение мертвых» ( 1Кор.15:20–21 ). «Воскреснут мертвые и восстанут, те, которые в гробах " , – уверяет нас Сам Бог устами пророка ( Ис.26:19 ). «Вот, – говорит Адонаи Господь костям человеческим: вот Я введу в вас дух жизни, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух Мой в вас, и оживете, и узнаете, что Я есмь Господь» ( Иез.37:5–6 ). И далее там же: " вот Я отверзу гробы ваша, и изведу вас от гробов ваших, люди Мои, и дам дух Мой в вас, и живы будете, и узнаете, что Я Господь: Я сказал и сотворю " , – говорит Адонаи Господь» ( Иез.37:12–14 ). И в книге пророка Даниила говорит: " Многие (все) из спящих в земной персти восстанут, – сии в жизнь вечную, а те в осуждение и стыд вечный» ( Дан.12:2 ). «Наступает время..., – говорил Спаситель, – в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Утверждает нас всемогущество Божие. Ибо если из ничего все сотворил, тем более «тленное.. облечет в нетление и смертное... облечет в бессмертие» ( 1Кор.15:54 ). Утверждает восстание мертвых, восставших в жизни сей из мертвых, как-то: дочери Иаира ( Мф.9:25 ; Мк.5:42 ), сына вдовы в городе Наине ( Лк.7:14–15 ), Лазаря ( Ин.11:43–44 ), Тавифы ( Деян.9:40–42 ). Услышали они глас Сына Божия – и ожили. Услышат мертвые и в последний день Того же Сына Божия глас – и, услышав, оживут. Показывает то и самое естество. Зерно, посеянное в землю и умершее, всходит и много плода приносит ( Ин. 12:24 ; 1Кор.15:36 ). Показывает произрастание весной всех трав, которые из земли, как умершие из гробов, встают и в новый прекрасный вид одеваются, и различный дают плод. 3) При умирающих в Господе присутствуют святые Ангелы и переносят души их в лоно Авраамово, как Сам Христос учит об этом ( Лк.16:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В сопровождении учеников и множества народа Христос входил однажды в галилейский город Наин и здесь в городских воротах встретил многолюдное шествие: несли хоронить умершего сына одной вдовы. Увидев ее идущей за покойником в большой печали, Господь сжалился над ней и сказал: «Не плачь». Он подошел, остановил несущих тело и сказал умершему: «Юноша, тебе говорю: встань!» Умерший, поднявшись, сел и стал говорить. Иисус отдал его матери. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности. В другой раз пришел к Иисусу старшина синагоги, то есть дома, куда евреи собирались для молитвы и чтения Священного Писания , по имени Иаир. Он бросился к ногам Христа и стал просить Его прийти к нему в дом, так как его двенадцатилетняя единственная дочь находится при смерти. «Приди, – говорил он Спасителю, – возложи на нее руку Свою, и она будет жива». Иисус сейчас же пошел за Иаиром, а с Ним и ученики Его и множество народа, который теснился к Нему. И вот тут одна женщина, страдавшая 12 лет тяжелой, изнурительной болезнью и напрасно истощившая все, что у нее было, пробралась ко Христу через толпу и сзади прикоснулась к Его одежде. Она говорила себе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». И действительно, лишь только она прикоснулась, как почувствовала себя здоровою. В то же время Иисус почувствовал, что из Него вышла исцеляющая сила, обратился и сказал: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» Все удивились этому вопросу, и ученики воскликнули: «Ты видишь, что народ теснит Тебя, и спрашиваешь, кто прикоснулся к Тебе!» Он посмотрел вокруг, и взор Его упал на исцелившуюся. Та в страхе и трепете подошла ко Христу, упала к Его ногам и сказала, что это была она. Господь ласково ответил ей: «Дочь, вера твоя спасла тебя! Иди в мире и будь здорова от болезни твоей». Пока это происходило, к Иаиру прибегают из дому и говорят: «Дочь твоя умерла, не утруждай учителя», то есть Иисуса. Но Господь сказал Иаиру: «Не бойся, только веруй!» Пришедши к Иаиру, Он находит смятение и слышит громкий плач по умершей, велит прекратить его и говорит: «Девица не умерла, но спит». Присутствующие стали над этими словами смеяться. Но Господь, взяв с Собою отца и мать умершей и трех Своих учеников, вошел в комнату, где она лежала, взял ее за руку и сказал: «Девица, тебе говорю, встань!» И она тотчас встала и начала ходить. 14. Насыщение пятью хлебами и двумя рыбками более пяти тысяч человек (Мф.14:13–23; Лк. 9:11–17; Ин. 6:5–14; Мф. 15:29–39; Мк. 8:1–10)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

О рощении священнослужителями длинных волос и о служении с покрытой головой 1Кор.11:4:7, 14 . «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову... Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это бесчестье для него». Объяснение. Здесь запрещается покрывать головы при молитве «всякому мужу», а в Писании мужами называются собственно простолюдины, и об них-то, а не о священниках говорит апостол, называя их братия(ми): 1Кор.11:2 . Священники не просто мужи, но при исполнении своего служения как Ангелы Господни: Откр.2–3 глав.; Мал.2:7 . Обычай покрывать иерархическим лицам голову свою имеет основание в Священ. Писании: Лев.8:13 ; Зах.6:11 ; Откр.4:4 ; Исх.29:6–9 ; также имеет основание в Священном Писании и обычай православных пастырей носить длинные волосы. На востоке в глубокой древности был обычай: людям, посвящающим себя на служение Богу, во всё время своего служения, или что то же назорейства, не стричь волос: Чис.6:5 ; Суд.13:5 . Как назорей и во всём подобный пророку Илии, покрытому волосами: 4Цар.1:8 , и Иоанн Креститель Господень, несомненно, носил длинные волосы. Иисус Христос, великий первосвященник и назорей: Деян.22:8 , как свидетельствует история, носил длинные волосы. Также и апостолы, как посвящённые Богу и подражатели во всём Христу: 1Кор.11:1–5:14–15 . О ношении священнослужителями длинной одежды Мф.23:5 . «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих». Объяснение. Здесь под «хранилищем» разумеются повязки на лбу и на руках со словами закона: Втор.6:8:18 ; священническая же одежда установлена Самим Богом: Исх.28:4 ; и из Нового Завета видно её употребление: 2Тим.4:13 ; Откр.1:13 . Мк.12:38–39 . «И говорил им в учении Своём: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях; сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мф.12:5, 10–12 ). Указываемое сектантами славянское выражение второй заповеди – «всякого подобия», конечно, так же, как и русское выражение предполагает при себе предшествующее слово «кумира» и имеет то же самое значение. Когда говорят, например: «знакомства со всяким не заводи», то это совсем не значить, что ни с кем нельзя заводить знакомства (ср. 1Кор.15:33 ); так же точно, когда говорится: «не сотвори всякого подобия», то это не значит, что никакого подобия нельзя делать. Что указанными словами второй заповеди воспрещается не каждое возможное на свете изображение, то это уже с совершенной ясностью видно, наконец, из того, что в одной и той же книге после изложения второй заповеди излагается Моисеем Божие повеление сделать литое изображение из золота, но только изображения не кумира, а св. небожителей херувимов ( Исх.20:4 ср. 25:18). Очевидно, отвергающая св. изображения штунда при чтении второй заповеди обнаруживает то иудейски исключительное понимание, каковое понимание в иудеях осудил Иисус Христос относительно четвертой заповеди (ср. Мк.2:23, 3:1–4 ). При чтении штундистами второй заповеди ясно обнаруживается, что «умы их ослеплены», что «покрывало Ветхого Завета доныне остается у них не снятым» (см. 2Кор.3:13–18 ). В Исх.33:20–23 и Втор.4:12, 15 говорится о невозможности видеть Господа лицом к лицу для Ветхозаветного человека («тебе», «вы»): если Господа не мог увидеть Моисей, с которым «говорил Господь лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» ( Исх.33:11, 23 ), то тем боле не могли видеть Его другие люди. Посему в Новом Завете прямо сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Рассказы Быт.18:1, 2, 32:29, 30 ; Суд.6:14, 22, 13:18–22 повествуют о богоявлениях совершенно сходных: здесь является «муж», имя его «чудно», называется «Ангелом Господним», говорят о нем – как о «Господе». При этих богоявлениях Авраам, Иаков, Гедеон и Маной удостоены были приблизиться и лицом к лицу видеть Ангела Завета (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010