1. Слова, сохраненные Победоносцевым из церковнославянского текста, которые отражены в Словаре Ушакова (126 из 183). 1.1 Слова, отсутствующие в СП. Книжные (15): Ин.10, 24 не обинуясь(я) (СП прямо), Лк.12, 16 некий (СП один), Мф.6, 25 печься (СП заботиться), Ин.14, 18 сирые (СП сироты), Мф.14, 10 усекнутъ (СП отсечь), Устаревшие (13): Мф.27, 64 горше (СП хуже), Мф.11,12 доселе (СП доныне), Лк.5, 33 ; Мф.9, 14 почто (СП почему), Лк.7, 7 (из)речь (СП сказать), Лк.7, 45 (об)лобызать (СП (по)целовать), Лк.23, 48 позор (СП зрелище), Лк.23, 54 пяток (СП пятница), Мф.22, 25 скляница (СП чаша); Устаревшие риторические и поэтические (6): Мф.8, 34 в сретение (СП навстречу), Лк.5 , 37 изольется (СП вытечет), Лк.9, 17 кошница (СП короб), Лк.24, 4 риза (СП одежда), Мф.7, 28 словеса (СП слова), Мф.21, 33 столп (СП башня); Книжно-устаревшие (26): Лк.12, 39 бдеть (СП бодрствовать), Лк.14, 18 вкупе (СП все, вместе), Мф.15, 9 всуе (СП тщетно), Ин.10, 41 знамение (СП чудо), Мф.5, 12 мзда (СП награда), Мф.10, 34 мнить (СП думать), Мк 16, 18 недужный (СП больной), Мф.3, 4 снедь (СП пища), Мф.10, 9 сребро (СП серебро), Лк.12, 58 (по)тщиться (СП (по)стараться); Книжно-устаревшие риторические, поэтические, торжественные (8): Мф.3, 11 грясти (СП идти), Ин.10, 18 приять (СП получить), Мк 4, 32 сень (СП тень); Книжно-старинные (1): Мф.25, 33 ошуюю (СП по левую сторону); Церковно-книжные устаревшие и старинные (7): Мф.6, 7 многоглаголание (СП многословие), Мф.10, 37 паче (СП более), Мф.11, 16 торжище (СИ улица), Мф11, 19 чада 40 (СП дети), Ин.11, 41 горе (СП на небо), Мф.6,11 днесь (СП на сей день); Церковно-книжные устаревшие поэтические и риторические (14): Лк.14, 31 брань (СП война), Мф.4, 4 глагол (СП слово), Лк.18, 13 перси (СП грудь), Лк.12, 10 речет (СП скажет); Старинные (10): Ин.7, 42 весь (в значении село) (СП участок земли), Мк 6, 27 спекулатор (СП оруженосец), Ин.10, 8 тать (СП вор), Ин.19, 19 титла (СП надпись), Мф.10, 42 токмо (СП только), Лк.19, 20 убрус (СП платок), Мк 14, 12 уготовать (СП приготовить).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

22 сентября в храме Ризоположения архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий, родной брат отца  Николая, с духовенством совершил Всенощное бдение), а 23 сентября  – Божественную литургию, в конце которой архиепископ Дмитровский Киприан произнёс надгробное слово. Чин отпевания совершали архиепископ Дмитровский Киприан, архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий в сослужении 28 священников. После отпевания надгробное слово произнёс архиепископ Сергий, затем гроб был обнесён вокруг храма и препровождён на Введенское кладбище в Москве (место захоронения 25–2) . Образ любвеобильного старца до сих пор живёт в сердцах тех, кто его помнит, они мысленно обращаются к нему за молитвенной помощью. Духовные советы и высказывания старца Николая: Всё, что посылает Господь, Он посылает для нашей пользы, чтобы мы познали волю Божию, чтобы мы принуждали себя делать не так, как нам хочется, а так как Бог хочет, ведь Он сказал: «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его»» ( Мф11, 12 )... Надо принимать с благодарностью, то, что тебе предназначено Господом Богом, и старайся делать то, что велит тебе твой долг... Что ты ни делаешь, делай с сознанием, что ты исполняешь волю Божию, так хочет Бог. Эту жизнь Бог дал нам, чтобы мы имели время приготовиться к той. Вся забота наша должна быть сосредоточена на исполнении заповедей Божиих. Главное в жизни – веруй в Бога и, подкрепившись в Таинствах церкви, старайся жить по заповедям Божиим. Не в том цель нашей жизни, чтобы счастливо прожить на земле, а в том, чтобы приготовиться к другой жизни. Бог посылает нам горе, испытания для нашей же пользы, чтоб мы не забывали Его... Горе нам полезно для нашего очищения, чтобы мы предали себя в волю Божию. Надо терпеть всё, что посылает Бог, пока Он Сам не утешит и не подаст радости. Если же Он не даёт успокоения, радости, то, значит, Он находит, что нам не полезно, не спасительно, – надо покориться воле Божией и терпеть. Счастлив тот, кто чувствует себя счастливым:  в радости, и в горе... После благодатных посещений надо быть готовым к встрече скорбей и искушений...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Елена.Украина 21 октября 2013, 00:42 Братья и сестры! Каноны - это пример для нас немощных и грешных,чтобы мы почувствовали,какие мысли были у святых. И с помощью канонов и молитв ко Святому Причащению настроили свои души на покаянный лад. Если кому-то не под силу такая подготовка,посоветуйтесь со священником. Мне известны случаи,когда людям неграмотным,плохо зрячим,стареньким или немощным... священник благословлял заменить каноны на Иисусову молитву или на всем нам известную молитву " Отче наш " . Тут нужен персональный подход к таким людям. А все остальные должны потрудиться. Ведь на самом деле,если эти каноны и молитвы не вычитывать механически,а пропускать через свое сердце и ум,то Господь даст человеку почувствовать большую пользу и сладость для души,которая ищет единения со Христом. Да,Православие не для слабых духом,поэтому у нас и множество святых,в подвигах просиявших. Но Господь знает меру каждого,и никогда не даст человеку больше,чем он донесет.Он ищет прежде всего сердечного отзыва человека на Свою любовь к нему. И если человек отзывается,то,поверьте,что Господь дает Свою силу и благодать,чтобы и каноны,и молитвы,и пост - не обременяли нас,а наоборот,сопутствовали и помогали нам в духовном восхождении.Сказано ведь: " От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и УПОТРЕБЛЯЮЩИЕ УСИЛИЕ восхищают его. " (Мф11.12). Н.Н. 20 октября 2013, 14:43 читатель: " Уважаемая Вера Холодная, госпожа Н.Н. -- большая почитательница " высокоморальной " советской власти " ... " А ещё - он называл тебя... старым земляным червяком! " ... И смех, и грех... Всё, что было хорошо - то хорошо, - я принимаю; плохое - плохо, осудили и больше так делать не будем. Ваша логика какая-то такая получается: хорошее - всё равно плохо! плохое- плохо, осудили - и пошли вперёд, (не только прихватив то самое плохое, но и приумножив!) - к безграмотности, безработице, межнациональным конфликтам, развалу медицины, науки, образования, промышленности, коррупции, моральному разложению народа (такое раньше только в кошмаре могло присниться) - ну и т.д. - долго перечислять... Но и тогда, и сейчас, и во все времена - НА ВОЛЯ БОЖИЯ!

http://pravoslavie.ru/64899.html

( Лк.16:1–12 ). Значение притчи о неверном управителе. Наперед утвердите мысль свою в том, что в притчах не всякой черте надо приискивать значение, а держать только главную мысль притчи, которая всегда почти указывается Самим Господом. Наприм., Господь называет Себя татем, в том только смысле, что Он придет неожиданно и незаметно. Все же прочие черты, отличающие татя, не должны быть принимаемы в счет. Так и в притче этой только одну черту имел в виду Господь указать, именно, как неверный приставник, услышав, что его ожидает отставка, не зевал, а тотчас взялся за дело и обеспечил Себя на будущее время. Приложение таково: мы же, зная наверно, что ожидает нас лишение царствия, и ухом не ведем: живем, как живется, будто не ожидает нас никакая беда. Такую мысль и выразил Господь, сказав: сыны века мудрей сынов света. Сею мыслью и ограничиться надо, не стараясь толковать других черт притчи, хоть и можно бы сказать что-нибудь. ( Ин.20:17 ). Отчего Спаситель по воскресении Своем сказал плачущей Марии Магдалине: «не прикасайся ко Мне?» Отв. Как это не указано, то нам позволительно так решить: верно того требовало настроение Марии, или всегдашнее, или в ту минуту бывшее. Ибо само прикосновение не запретно, как показал Господь на других женах. И сим ограничимся. Письмо 360. Изъяснение Мф11:11, 12:31, 32; Ин.16:7; Мф.11:12. ( Мф.11:11 ). Как понимать слова Спасителя: «Меньший в царствии Божием больше Иоанна Крестителя?» Отв. Все отцы под меньшим разумеют Самого Спасителя: ибо кто же в рожденных женами может быть больше всех, кроме Его? Меньшим же Он назвал Себя по степени уничижения, какое Он подъял по воплощенному домостроительству. Почему Апостол и говорит: Себе умалил. ( Мф.12:31, 32 ). Почему хула на Духа Св. не простится, а на Сына Божия простится? Отв. Хулить Бога, яко Бога, невозможно. Бывает сие только по затмению мысли о Боге, яко Боге. Уничижение Бога – Сына нашего ради спасения может мешать узреванию в нем Бога и похулить Его не яко Бога, а как всякого человека. Дух же Божий когда являл Себя, проявлял осязательно божескими делами, и не видеть в Нем Бога нельзя. Почему кто хулит Его, хулит как Бога и за то не имеет извинения. – Слова сии сказал Господь по исцелении глухонемого, в чем явен перст Божий. И сказавшие: о веельзевуле изгоняет, хулили неизвинительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

По LXX же было столь великое презрение к Богу, что они при жертвеннике на веревках развешивали одежды свои, в которых спят или блудодействуют, и устраивали παραπετσματα, то есть завесы, чтобы никто не мог видеть блудодействующих во храме, и, предаваясь пьянству и разврату, даже и вино, которое пили, приобретали не собственным трудом, а посредством клеветы, и это делали они в храме бога своего, для того, чтобы своими мерзостями и любодеяниями опозоривать тех, коих считали богами. Так говорят и так объясняют это те, которые следуют простому историческому смыслу. Но мы, указав [в толковании] на Осию, что под именем Израиля, Самарии, Ефрема и сынов Иосифа (из племени которого происходил Иеровоам, отделивший народ от царства Давидова Иерусалима и храма Божия), разумеются еретики, также и теперь, после Иуды и Иерусалима, означающих церковь , должны понимать пророческую речь в отношении к еретикам, которые продают мужа святого и правого, но бедного, за деньги. Муж бедный и правый – это тот член церкви, который не обладает знанием Писаний, но, довольствуясь простотой, исполняет заповеди и повеления и о котором написано: нищий не терпит прещения ( Притч13:8 ) и [в послании] к Галатам: точию нищих да помним ( Гал2:10 ). Это делают все еретики ради богатства и обуви, которой попирают прах земной, потому что они не могут босыми ногами стоят на земле святой (на которой стояли Моисей и Иисус, сын Навин [ Исх3:5 ; Нав5:15 ], вследствие чего и апостолам повелевается ходить босыми ногами [ Лк10:4 ], чтобы они не имели ничего смертного и кожаного, что указывает на плоть), и поэтому они бьют бедных по голове. И Спаситель заповедует ученикам отрясать прах от ног своих, если что-либо смертное присоединится к их делам, потому что они еще были на земле ( Мф10:14 ; Мк6:11 ). Еретики бьют бедных по головам (хотя этого в еврейском тексте нет), потому что они уклонились от пути смиренных. Это тот путь смиренных, который говорит: Аз есмь путь, живот и истина ( Ин14:6 ), и который призывает нас ходить по нему словами: придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Въсхочеть ли кто небреженьемь своего спасенья лишитися и вечнаго живота, а не внимаа себе слова Спасова, еже рече в Своемь Евангелии: придете ко Мне вси труждающиися и обременении, и Яз покою вы ( Мф11:28 )? Зовет ны Христос в царство Свое небесное и велит оставляти тружанье 18 бремени греховнаго покаяньемь, чистым сердцем. Притецыте к ерею, отцю духовному, с покаяньемь и с слезами. Отверзите от себе вся дела злая и опять не приступайте к ним: то бо есть истинное покаянье еже взненавидете первыи грехи. И видев таковое дерзновение, иерей может очистити, и приближити к Богу, и причастника створити телу и крови Христове. Святители бо и иереи ходатаи суть межю Богом и человекы. Понеже же 19 немощию обложен, приносят жертву Богови о себе и о людьскых прегрешеньих. Темже, чада, с потщаньем будите милостиви и отдатливи, якоже учит ны великый Апостол Иаков, брат Божий: суд бо без милости есть не створшему милости ( Иак.2:13 ). И ныне, чада, елика сила ваша может – исполнивати закон Божий, не словом, но делом, якоже рече Спас: что Мя зовете: Господи, Господи, а не творите воля Моея ( Лк.6:46 )? И: отъидете от Мене: не веде вас ( Мф.7:23 ). Вы же, чада, всприимайте в душа ваша и пишите на сердца ваша Евангельскыя речи, Апостольская проповеди , и святых Отец управленья. А к церковному пению будете, дети, спешни, утекаася друг пред другом, якоже Иоанн Богослов пред Петром к гробу Христову. Князи, бояре и купци и всякый правоверный христианин! оставя вся дела своа, на церковную молитву стекайтеся без лености и не рците тако: отпоем себе дома. Не может бо та молитва успети ничтоже без церковные молитвы. Якоже бо храмина дымом 20 без огня не может съгретися: тако и та молитва без церьковные. Церковь бо наречется земное небо, в нейже закалается Агнець, Сын, Слово Божие, за очищение грехов всего мира верных и людий трепещущих словес Божиих, в нейже проповедается Евангелие блавещениа царствиа Божиа, и святых Апостол Деаниа, и Сборнаа посланиа, и светлаго нашего учителя Павла Апостола 14 посланий, и святых Вселеньскых Отець 7 Соборов почитаються, и престол Божиа славы Херувимы невидимо осеняется, и священничьскыми руками тело и кровь Божественнаа приемлется и верным людем подается на спасение и на очищение душам и телом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Послали Иудеи к Иоанну и говорят ему: кто ты? Он объявил, говоря: я не Христос. Говорят ему: не Илия ли ты? говорит: нет (Ин.1:19-21) " . Но вот Господь назвал его Илией, как свидетельствует писание (Мф11:14-17,12); а когда его самого спросили (о том), он сказал: " я - не Илия " . Но Писание не сказало, что Иоанн пришел в телесном образе Илии, но в силе и духе Илии (Лк.1:17). Не тот Илия, который вознесен был, пришел к ним, как не сам Давид, а Зоровавель сделался их царем. И фарисеи не так спросили Иоанна: " не в духе ли Илии ты пришел " , но так: " не Илия ли сам ты? " Посему говорит: " нет " . Для чего нужно было лицо Илии, если у Иоанна обретались дела Илии? А чтобы они отвергли Иоанна на том основании, что Илия был вознесен на священной колеснице, главу же его (Иоанна) поднесла на блюде позорищная дева, для сего пришел Елисей и встал в средине между Иоанном и Илией. Если бы лжецы захотели обвинять Иоанна, то в опровержение их противопоставил бы себя Елисей, который был для них верным поручителем, так как они веровали, что он вдвойне принял дух своего учителя (4Цар.2:9). Если бы сие было так, то Елисей два раза и на двух колесницах был бы вознесен на небо, быть может, даже на небо небес. Отсюда ясно было бы, что Елисею дана была сила Илии вместе с его делами. Но не все дела Илии были даны ему, а (только) подобие дел, ибо иначе сомнительно было бы то, были ли они полезны. Однако, если бы Писание не говорило, что Елисей вдвойне получил дух Илии, не было бы ясно, что он получил больший дар. Прислали к Иоанну те же, которые (потом) присылали к Господу и спрашивали: " какою властию Ты это делаешь? (Мф.21:23; Мк.11:28; Лк.20:2) " Поелику (же) он (Иоанн) не пришел, дабы поучать врагов, то и не открыл им того, о чем они спрашивали. Так как опрашивающие не того хотели, чтобы узнать, кто действительно был Иоанн, но со властью ему говорили: кто такой ты, что делаешь это? - посему и Иоанн ответил (им), не как ученикам, а как врагам, и на все, о чем и как они его ни спрашивали, сказал: я не Христос, не Илия и не пророк, но глас, - при чем не назвал себя даже ни Иоанном, ни человеком, хотя (на самом деле) был и пророком, и Илией, и Христом. Но (так он поступил потому, что во мнении) тех, кои спрашивали его, Иоанн, конечно, не был никем из сейчас поименованных, подобно тому, как и Господь наш, будучи благ, сказал некоторым: " Я не благ (ср. Мф.19:16-17; Мк.10:17-18; Лк.18:18-19) " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/885/...