Лесков опровергает леонтьевские постулаты о том, что в христианском вероучении превалируют мотивы страха и покорности, идеи о «наказаниях, о страхе, о покорности властям, родителям, господам, – о проклятиях непокорным, гордым, неверующим» [xxiv] ; что любовь – это лишь плод страха. Писатель не может принять максимализма Леонтьева. По мнению Лескова, критик «в кичливом ортодоксальном азарте» не только извращает христианскую позицию Достоевского и Толстого, но и представления о самой сути христианства, истинный смысл которого – в совершенной любви. В Священном Писании последовательно проводится спасительная идея об избавлении человечества от страха смерти всеобъемлющей любовью Господа нашего Иисуса Христа. Это было возвещено пастухам при Рождестве Божественного Младенца: « Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2: 9–11). Святой апостол Павел говорит, что Христос освободил людей от страха, пришёл «избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2: 15). В Новом Завете повествуется о том, как Господь не раз ободряет, избавляет от страха перепуганных людей: « ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мк. 6: 50); «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12: 32). Пневматология (духоведение) любви и страха как религиозно-нравственных, философских, этико-психологических начал составляет ядро художественного мира Лескова. «Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4: 18) – эти слова евангелиста Иоанна часто повторял писатель и даже сделал эпиграфом к одному из «рассказов о трёх праведниках» – «Несмертельный Голован» (1880). Лесков выражал своё согласие с Достоевским, призывавшим в речи о Пушкине к всеобщей любви и солидарности: «Чувство общечеловеческой любви, внушаемой речью Достоевского, есть чувство хорошее, которое, так или иначе, стремилось увеличить сумму добра в общем обороте человеческих отношений  . А это, бесспорно, – честно и полезно» [xxv] . Само христианство, по мысли Лескова, «было бы тщетным и бесполезным, если бы оно не содействовало умножению в людях добра, правды и мира. Если так, то любвеобильные мечты Достоевского, хотя бы в конце концов они оказались иллюзорными, всё-таки имеют более практического и плодотворного значения, чем зубовный скрежет г. Леонтьева» [xxvi] .

http://bogoslov.ru/article/5150793

Но ангелы сохранили душу его от бывших на пути мрачных демонов, и они славословили Бога, пока не привели его в место обитания праведных. Глава XXIV Тело его лежало бледное и без движения. Ибо, приблизив руки Мои к глазам его, Я закрыл их. Я закрыл его уста, и Я сказал Деве Марии: «О Мать Моя дорогая, где же искусство, которому он посвящал себя все время, пока жил на этом свете? Оно пошло с ним и как бы вовсе никогда не существовало». Когда дети Иосифа услышали, что Я говорю с Моей Матерью, непорочной Девой, они узнали, что он скончался, и, проливая слезы, они испускали горестные вопли. И Я сказал им: «Смерть отца вашего не смерть, но жизнь вечная. Ибо, избавленный от скорбей века сего, он вошел в покой вечный, не знающий конца». И когда они услышали слова сии, они, плача, разорвали одежды свои. Глава XXV И некоторые жители Назарета и люди со всей Галилеи, узнав о горе их, пришли к ним, и они плакали от третьего часа до девятого. И в час девятый они пошли все в покой Иосифов и взяли тело его, помазав драгоценными ароматами. И Я обратился с молитвой к Небесному Отцу Моему, и эта молитва была та, что Я написал рукою Моей раньше, чем был в недрах Девы Марии, Моей Матери. И когда Я кончил и когда Я сказал «аминь», появилось множество ангелов, и Я повелел двоим из них развернуть блистающую ткань и облечь ею тело Иосифа, благословенного старца. Глава XXVI И, приблизившись к Иосифу, Я сказал: «Запах смерти и тления не овладеет тобою, и ни один червь не выйдет из твоего тела. Ни один из твоих членов не будет сломан, ни один волос не выпадет из твоей головы и не погибнет ни одна часть твоего тела, отец Мой Иосиф, но оно останется целым и нетленным до торжества тысячи лет. И всякого смертного, который позаботится сделать приношение в день твоего поминовения, Я благословлю и водворю его среди праведных. И кто накормит убогих, бедных, вдов и сирот, раздавая им плоды трудов своих в день, когда чтится твоя память и во имя твое, – тот не будет лишен имущества во все дни жизни своей 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Стих второй напоминает псалом Пс. 23:3 : „кто взойдет на гору Господню?“ Тот у кого сердце чисто, говорит Псалмопевец, „народ праведный, хранящий истину“, отвечает Исаия. „Поднимите врата верхи ваши и поднимитесь двери вечные, и внидет Царь славы“ ( Пс. 23:7–10 ). Этот Царь славы есть Тот же ожидаемый, Которого ждали и Давид и Иов и Соломон 959 и Которого проповедует ветхозаветный Евангелист под именем Еммануила, Отрасли корня Иессеева, Чудного, Советника, Бога крепкого, Отца вечности, Князя мира 960 . Но Кто же это, как не Господь наш Иисус Христос, открывший человечеству врата в горний Иерусалим, в вечное духовное царство? Не Он ли сказал нам: „идущего ко Мне не изгоню вон“ и „Я возьму вас к Себе“ ( Ин. 6:37, 14:3 ). Обозревая ряд пророчеств, начинающихся с главы XXIV, мы видим, как в XXV главе подготовляется победа над язычеством, а в XXVI жизнь церкви Христианской. 3 . Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. 4 . Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная: 5 . Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. 6 . Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих. В стихе 3 изображается то развитие духа, до которого должен достигнуть человек, ищущий вечного счастья. Твердость духа есть то состояние нравственного и духовного развития, которое изображено Давидом в Пс. 15в словах: „всегда видел я пред собою Господа; ибо Он одесную меня, не поколеблюсь“. В этом уповании 961 чистого и простого сердца человек находит высшее счастье, которое он может вкусить на земле: „совершенный мир“. Мир этот обусловливается близостью к Богу; в мире этом все – потребное на счастье человека и исцеление духа и тела 962 . Поэтому пророк повторяет в стихе 4, что единственное средство достигнуть этого вожделенного мира, есть:-уповать на Бога, Который есть „Твердыня вечная“ (Срав. Втор. 32:4,15 ). Эта надежда на Бога переносит человека как бы на непоколебимую скалу, посреди бушующих волн океана жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Так в России оно очищается великими скорбями. То же будет с ним и в Польше, но как? Уния? Это будет видно впоследствии. Нужно готовиться к этому подвигами, благочестием и терпением.1924 г». Здесь, очевидно, разумеется именно церковь, оформленная как земная организация, хотя в 1924 году русская Церковь уже практически не была таковой. Об отношении же о. Понтия к Декларации митр. Сергия – ниже. Ср. выше приведенную характеристику консисторий как «современных законников» или такую запись: «Всякое внешнее делание в христианстве постольку имеет ценность, поскольку в основе его лежат духовная сущность и нравственный закон. Это относится и к церковно-административному управлению в Церкви, которое стало теперь исключительно внешним. То же относится и к светскому не только деланию, но и учению, например, юридическому. Поскольку право покоится на этих положениях, постольку оно приближается к справедливости. Поскольку оно отступает от них, постольку становится бесправием».   [xxii] Митр. Антоний Храповицкий Жизнеописание и собрание сочинений в 17-томах. Издание Североамериканской и Канадской епархии. 1956-1971. Т.12. С.177. Написано, кстати, также в 20-е годы. – авт. [xxiii] Пример такого равноапостольного пастыря о. Понтий усматривал в о. Иоанне Кронштадтском.  – авт. [xxiv] «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела – Миряне не могут решать на соборах вопросы и дела веры и благочестия». [xxv] «Ин. 18:23. Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? - Своим ответом Господь Иисус Христос показал, что власть духовная и внешняя не выше нравственной правды, которой она сама должна подчиняться».   [xxvi] «Втор. 33: 11. благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять - За недоброжелательство и ненависть к посвященным Богу гибель временная и вечная. Посему надлежит почтить законных пастырей, каковы бы они не были». [xxvii] Келья 1931. Или еще: «Монашество есть дело только личного подвига, пастырство есть дело Христово в пастырях и чрез них.

http://bogoslov.ru/article/4604758

157 In Jes. lib. III, cap. VI. 9 sqq. (Migne lat. XXIV, col. 99): «Pauli quoque idcirco ad Hebraeos Epistolae contradicitur, quod ad Hebraeos scribens utatur testimoniis, quae in Hebraeos volutninibus nou habentur». 158 In Jes. lib. III, cap. VI. 2 (Migne lat. XXIV, col. 94): «Unde et Paulus Apostolus in Epistola ad Hebraeos, quam latina consuetudo non recipit, nonne omnes, inquit ( Hebr. I, 14 ), ministri sunt spiritus». In Jes. lib• III, cap. VIII, 18 (Migne lat. XXIV, col. 121): «Caeterum beatus Apostolus in Epistola, quae ad Hebraeos scribitur, docet (licet eam Latina consuetudo inter Canonicas Scripturas non reciplat)…» 159 О различии consuetudo и traditio у блаж. Иеронима см. Dr. Bartholomaus Heigl, Verfasser und Adresse des Briefes an die Hebraer, S. (32 ff.), 37. 164 In Jerem. lib. VI, cap. XXXI, 31–32 (Migne lat. XXIV, col. 883): «Hoc testimonio apostolus Paulus, sive quis alius scripsit Epistolam, usus est ad Hebraeos». In Ezech. lib. IX, cap, XXVIII, 11 sqq. (Migne Lat. XXV, col. 272): «Et Paulus apostolus loquitur ( Hebr. XII, 22 ), si quis tamen ad Hebraeos Epistolam suscipit». In Amos lib. III, cap. VIII, 7–8 (Migne lat. XXV, col. 1081 «.... quod, quicnmque est ille qui ad Hebraeos scripsit Epistolam, disserens ait». In Zachar. lib. II, cap. VIII, 1 sqq. (Migne lat. XXV, col. 1465): «De hoc monte, et de hac civitate et apostolus Paulus (si tamen in suscipienda Epistola, Graecorum auctoritatem Latina lingua non respuit), sacrata oratione disputans ait». In Matth. lib. III, cap. XXI, 34 sqq. (Migne lat. XXVI, col. 168): «Legamus epistolam Pauli ad Hebraeos» (для Х-й главы); cap. XXI, 39 (ibid., col. i57): «Et Apostolus loquitur, quod extra portam Jesus crucifixus est» ( Ebp. XIII, 12 ). In Ephes. lib. II, cap. II, 15 sqq. (Migne lat. XXVI, col. 475): «Nescio quid tale et in alia Epistola (si quis tamen earn recipit) prudentibus quibusque lectoribus Paulus subindicat dicens» ( Hebr. XI, 39, 40 ). In Epist. ad Titum II, 2 (Migne lat. XXVI, col. 578): «Relege ad Hebraeos Epistolam Pauli Apostoli (sive cujuscunque alterius earn esse putas, quia jam inter Ecclesiasticas est recepta), totum ilium catalogum fidei enumera, in quo scriptum est» ( Hebr. XI, 4 sqq.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

II. Часть первая Римские катакомбы Отдел первый I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV XVI. Отдел второй. I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV. XVI. XVII. XVIII. XIX. Часть вторая Надписи и Символические Изображения Надписи I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. Символические изображения Отдел первый I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV. XVI. XVII. XVIII. XIX. XX. XXI. XXII. XXIII. XXIV. Отдел второй I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV. XVI. Часть третья Изображения Спасителя, Богоматери и Апостолов у первых христиан I. II. III. IV. V. VI. VII VII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV. XVI. XVII. XVIII XIX. XX. XXI. XXII. XXIII. XXIV. XXV. XXVI. XXVII XXVIII. XXIX. XXX. XXXI. XXXII. XXXIII. XXXIV. XXXV. XXXVI. XXXVII. XXXVIII. XXXIX. XL Часть четвертая Было ли у первых христиан искусство? I. II. III. IV. Состояние римской живописи, при появлении христианства V. VI. VII Живопись в христианских катакомбах VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV. Стеклянные чаши с изображениями по золотым пластинкам XVI. Пластика у первых христиан XVII XVIII. XIX. XX. XXI. XXII. XXIII. XXIV. Памятники живописи первых христиан на востоке XXV. Памятники пластики первых христиан на востоке XXVI. Христианские мозаики XXVII. XXVIII. XXIX. XXX. XXXI. XXXII. XXXIII. XXXIV. XXXV. Памятники византийской живописи XXXVI. Христианские миниатюры до иконоборства XXXVII. Иконоборство и его влияние на византийское искусство XXXVIII. XXXIX. Христианские миниатюры после эпохи иконоборства XXL XLI. Византийская живопись на дереве XLII. Произведения византийской пластики из слоновой кости и драгоценных металлов XLIII. XLIV. XLV. Особенности произведений византийского искусства XLVI. Изменение в характере религиозных изображений первых христиан и причины, под влиянием которых оно совершилось. XLVII. XLVIII. XLIX. L LI. Влияние Византии в пределах искусства LII. Новые идеи, появляющиеся в религиозном искусстве Карловингской эпохи LIII. Новые религиозные начала, выраженные в искусстве эпохи готического полувозрождения LIV. Пробуждение арийской мысли, выражающееся в итальянском искусстве возрождения LV. LVI. LVII. LVIII. LIX. LX. LXI. LXII. LXIII. LXIV. LXV.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

V. Деление и содержание Второзакония Второзаконие составляет нечто целое. Оно не так тесно примыкает к Числам, как Числа к Левиту и Левит к Исходу; кроме того, его отделы лучше обозначены. Оно также различается от других частей Пятокнижия тем, что состоит главным образом не из сказаний, но из речей, произнесенных на равнинах Моава, против Иерихона, в одиннадцатый месяц сорокового года исхода. Этих речей три, не считая перерыва (29:1–2). Они предварены заглавием (1:1–5) и сопровождаются историческим заключением (XXXI–XXXIV). Первая речь. Она служит введением к Второзаконию (I,6–IV,43). Законодатель представляет прежде всего исторический перечень событий, прошедших с того времени, как был дан закон на горе Синайской (I,6–III), потом делает настойчивое увещание к сохранению закона (IV,1–43). Вторая речь. Это главная часть книги (V–XXVI). Она преимущественно резюмирует закон Моисеев в его существенных пунктах. Моисей начинает ее напоминанием закона и в частности десятословием (V–VI, 3). Он развивает затем свою мысль так: 1 . В первой части (VI,4–XI) он напоминает евреям мотивы, по которым они должны быть верны Богу. Иегова есть единый лишь истинный Бог, единый предмет, достойный их любви и их почтения (IV,4–25). Они должны, поэтому, искоренить идолопоклонство в стране Ханаанской (VII), в признательность к Божиим благодеяниям (VIII), которые с их стороны были совершенно незаслуженными (IX–X,11). Проклятие против нарушителей закона (X,12–XI,32). 2 . Вторая часть речи (XII–XXVI) резюмирует законодательство Моисея: – 1) Право религиозное: единство богопочтения (XII, XIII), запрещение языческих обычаев; запрещение употребления в пищу мяса нечистых животных; уплата десятины (XIV); год субботний; выкуп первенцев (XV); три главных праздника года (XVI,1–17).– 2) Публичное право.– а) Право личное: приказания касательно искоренения идолопоклонства; судебная власть священников; выбор царя (XVI,18–XVII). Права и обязанности священников и пророков (XVIII). – б) Право, касающееся вещей и недвижимости: льготы городов-убежища; о межах; о свидетелях (XIX). – в) Право военное: освобождение от военной службы; обхождение с врагами (ХХ); очищение от смертоубийства, виновник которого неизвестен; обхождение с женщинами, захваченными на войне (XXI,1–14). – 3) Право частное: право старшинства, обязанности к детям (XXI,15–23); о предметах потерянных и найденных; об одеждах; о птичьих гнездах; о постройке домов; о смешении семян и материй (XXII,1–12); о девах (XXII,13–30); различные законы, между прочим, о лихве, обетах и т. п. (XXIII); о разводе; о бедных; о чужестранцах (XXIV); бичевание; брак с женою умершего брата; вес, меры и т. п. (XXV); приношения первенцев и десятины (XXVI,1–15). – Заключение речи: увещание к ненарушимому сохранению всех этих предписаний (XXVI,16–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

XXI (1)   Кифа сказал: «Пусть будут поставлены три вдовы. Две – чтобы пребывать в молитве за всех, кто находится в искушении и ради откровений о том, в чем будет нужда. (2) Одна, прислуживая страдающим от недугов, должна быть доброй диакониссой, воздержной, приносящей необходимую весть пресвитерам, не корыстолюбивой, не пристрастной к вину, чтобы могла пребывать в трезвении во время ночных служб и, если захочет, совершать иные добрые дела. Так как они главное достояние сокровищницы Господней» . XXIV. νδρας ειπεν· » χρηστν στιν, δελφο, τας γυναιξ διακοναν καταστναι ’. XXV. Πτρος ειπεν· » φθσαμεν τξαντες· περ δ της προσφορς το σματος κα το αματος κριβς μηνσωμεν ’. XXVI. Ιωννης επεν· » πελΟεσθε, δελφο, δτε βτησεν διδσκαλος τν ρτον κα τ ποτριον κα υλγησεν ατ λγων· Τοτ στι τ σμ μου κα τ αμα, δτι οκ πτρεψε ταταις συστηναι μιν ’. Μρθα ειπεν· » Δι Μαριμ, δτι ειδεν αυτν μειδισαν ’. Μαρα επεν· » υκτι γλασα· προλεγε γρ μν, δτε δδασκεν, δτι τδ σθενς δι το οχυρο σωσεται XXVII. Κηφς επεν· » νων μμνησθε δ, δτι τας γυναιξ μ  δρδας πρπει προσεχεσΟαι, λλ π τς γης καδεξομναις XXVIII. Ικωβος επεν· » Πς ον δυνμεΟα περ γυναικν διακοναν δρσαι, ε μ  τι διακοναν να πιοχωσι τας νδεομναις; ’ XXIV. Andreas dixit: «Utile est, fratres, mulieribus ministerium assignare» < Canon Andreae: «Praeclarus usus est constituere diaconissas»> 32 . XXV. Petrus dixit: «Iam statuimus; de oblatione uero corporis et sanguinis accurate commonefaciamus». XXVI. Ioannes dixit: «Obliti estis, fratres, quod magister, cum panem et calicem rogaret eisque benediceret dicens: “Hoc est corpus meum ac sanguis”, his non permisit nobiscum stare». Martha dixit: «Propter Mariam, quoniam uidit eam subridentem». Maria ait: «Non amplius risi; praedixit enim nobis, quando docebat, fore ut infirmum per ualidum saluaretur». XXVII. Cephas dixit: «Aliqua autem memineritis, quod mulieres non decet stando orare, sed super terram sedentes». XXVIII. Iacobus dixit: «Quomodo igitur possumus de mulierum ministerio decernere, nisi ministerium, quo ualeant mulieribus egenis inseruire?»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Лев. XXV:23.    Втор. XV:1—4.    Втор. XXIII:24—25; сравни: Мф. XII:1; Мк. II:23; Лк. VI:1.    Лев. XIX:9—10; XXIII, 22.    Втор. XXIV:19—21.    Втор. XXIV:12—13; Исх. XXII:26—27.    Втор. XXIV:6.    Втор. XV:7—11.    Например, Пс. XXXVI:26; XL, 2; CXI, 9; Притч. XI:24—25, 28; XIV, 21, 31; XXII, 7—9 и мн. др.    Втор. XV:7—11; Пс. IX:23—39; Притч. XI:17; XIV, 21, 31; XXII, 22—23; 1 Сир. XXXIV:20—22 и мн. др.    Исх. XXII:25; Лев. XXV:35—37; Втор. XXIII:19—20; Пс. XIV:5; Притч. XXVIII:8; Иез. XVIII, 8 и др.    Втор. XIV:22—29; XXVI, 12; сравни: Лк. XVIII:12.    1 Тим. VI:7.    Деян. XVII:25.    Рим. VIII:18.    Мф. V:36; VI, 27.    Рим. V:2; Еф. II:8—9; 2 Тим. I:9; Тит. III:4—5 и мн. др.    1 Кор. VI:20.    1 Кор. VI:19.    Иак. I:25.    Деян. V:4.    Ин. XIII:35.    Ин. XIII:34; XV, 12.    Мф. V:39—40.    Лк. XIV:33.    Ин. XV:13.    Лк. VI:30; сравни: Мф. V:42.    Мф. IV:20, 22; Мк. I:18, 20; Лк. V:11; Мф. XIX:27; Лк. XIX:28.    Лк. XII:33.    Мф. XIX:21.    Мф. VI:19—24.    Лк. VI:38; XI, 41; XII, 15, 33 и др.    Лк. VIII:3.    Мф. IV:42, 44; Лк. VI:30, 35, 38 и др.    Мф. VI:24—34.    Лк. XIV:33.    Лк. VI:30.    Мф. XXIII:8—10.    Лк. VIII:3.    Ин. XII:6; XIII, 29.    1 Петр. II:21.    Мф. VIII:20; Лк. IX:58.    Мф. XII:1; Мк. II:23; Лк. VI:1.    Мф. XXI:19; Мк. XI:20—21.    Лк. VIII:3.    Ин. XII:6.    Ин. XIII:29.    Деян. III:6.    2 Кор. VI:10.    1 Тим. VI:8.    2 Фес. III:8.    Деян. XX:34—35.    2 Кор. XI:27.    Например, Иак. II:14—17; 1 Петр. IV:8—10; 1 Ин. III:17; Рим. XII:20; 1 Кор. XVI:1—3; 2 Кор. VIII:11—15; IX, 6—10; Гал. II:10; 1 Тим. VI:18 и др.    Деян. II:44—46; IV, 32—35.    Деян. V:3.    1 Кор. VI:10; Еф. IV:28; Тит. II:10.    М. А. Олесницкий, «Из системы христианского нравоучения», стр. 409.    2 Кор. VIII:14.    Деян. V:3.    Гл. 19, русский перевод протоиерея П. Преображенского.    Вид. 3, гл. 9.    Заповедь 2.    Подобие 1, рус. перевод протоиерея Преображенского.    Подобие 10, гл. 4.    Гл. 1, рус. перевод проф. Попова.    Гл. 4.    Гл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

XXIV табл. (продолж. табл. XXIII). Е. Пессимизм и его развитие. F. Натуралистические направления. G. Критицизм. XXV табл. (прод. табл. XXIV). Н. Новейший психологизм. XXVI табл. (прод. табл. XXV). Психологизм. I. Новейшая софистика и философский анархизм и нигилизм; абсолютный произвол индивидуума. XXVII табл. (оконч. табл. XXVI). К. Новейшие системы. Английская философия в 19 в. I. Эмпирики и реалисты. —707— XXVIII табл. Английская ф-ия в 19 в. (прод. табл. XXVII). Эволюционизм. II. Идеалисты. Французская философия в 19 в. I период (1789–1848). XXIX табл. Франц. ф-ия. в 19 в. (прод. т. XXVIII). II пер. от 1848 г. до наст. времени. Итальянская философия в 18–19 вв. XXX табл. Философия в Швеции, Дании, Голландии, Сев. Америке, Венгрии, Испании и у Славян. Чтобы видеть характер предлагаемых автором очерков философских систем в их исторической обстановке, мы приведем по одному образцу изложения – из древней философии, из средневековой и из новой. Из древней мы берем часть схемы первого периода (табл. I), из средневековой – третьего периода (табл. IX) и из новой – начало схемы развития рационализма 17 в. во Франции и Нцдерландах, систему Декарта. «I период греческой философии (6 и 5 вв. до Р.Х.) Досократовская натурфилософия (догматическая, гилозоистическая, реалистическая, материалистическая). В. Учения о многих началах (все философы предполагают многие принципы) … Далее подобным же образом схематически представлены учения Эмпедокла и Анаксагора, – как учения, признающие многие принципы различного рода, – и учение Левкиппа и Демокрита, признающее многие однородные принципы. Давая эти схемы, автор не стремится сказать что-либо новое и оригинальное. Он придерживается признанных в науке авторитетов. Так для древней философии он опирается на Целлера («Philosophie der Griechen» и «Grundriss der Geschichte der griechischen Philosophie»). Его цель – дать конспект или, точнее сказать, repetitorium. И этой цели, – надо отдать ему справедливость, – он прекрасно достигает. Но переходим к другим намеченным примерам. Вот схема третьего периода средневековой философии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010