Скачать epub pdf Глава 10 Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им. Мф.10:1 . И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. «Призвав»: не об избрании учеников речь идет, а о посольстве их на проповедь в Иудее. – «Двенадцать»: «по числу двенадцати колен израильских... Дал Он им силу чудотворений, дабы, удивляя чудесами, они приобретали внимательных своему учению слушателей» (Феофил.). Мф.10:2–4 . Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. «Апостолов»: апостол значит посланник, так как 12 избранных учеников были посланы). Господом на проповедь Его Евангелия сначала в Иудее, а потом и во всем мире. Вероятно, название учеников своих апостолами было употребляемо самим Господом ( Ин.13:16 ; Лк.6:13 ) и чрез то постепенно сделалось отличительным наименованием именно Его учеников, избранных Им для проповеди Евангелия. – «Первый Симон, называемый Петром»: не случайно, конечно, во всех перечислениях имен апостолов Симон Петр поставляется на первом месте ( Мк.3:16 и дал. Лк.6:14 и дал. Деян.1:13 ), но частью потому, что он и его брат Андрей были прежде других призваны к апостольству – первозванные ( Ин.1:41 ), частью потому, что по своим качествам он действительно был «первый между равными» (ср. Мф.16:16 и дал. Мф.17:1,24, 19:27, 26:37,40 ; Лк.8:45, 9:32, 22:31 и дал. Ин.21:15 и дал. Деян.1:15, 2:14, 5:3 и дал. Гал.1:18, 2:7 ). – «Называемый Петр»: название это значит камень), равно как и его сирохалдейское имя – Кифа ( Ин.1:42 ; 1Кор 1:12, 3:22, 15:5 ; Гал.2:9 ), каковое имя дано ему, без сомнения, в предзнаменование особенной твердости его в вере и проповеди евангельской. – «Варфоломей»: значит – сын Фоломея, а собственное его имя было Нафанаил ( Ин.1:45, 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Глава 1 Родословие Иисуса Христа ( Мф.1:1–17 ) и рождество Его ( Мф.1:18–25 ). Мф.1:1 . Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. «Родословие»: исчисление предков в преемственно нисходящем, как здесь у ев. Матфея, или восходящем, как у Ев. Луки ( Лк.3:23 и дал.), порядке. У писателей восточных вообще и в частности у еврейских было в обычае, при описании жизни какого-либо знаменитого лица, указывать и его родословную таблицу, как это видно из книг Моисея, Руфи, Царств и Паралипоменон. Но евангелист Матфей, помещая родословие Господа, без сомнения, имел особенную важную цель – показать, что Иисус Христос произошел именно от тех лиц, коим древле дано было обетование о происхождении от них Мессии, как это видно из дальнейших слов евангелиста. И помещенное в начале первого Евангелия, а вместе с ним целого состава новозаветных книг, родословие Господа составляет прекрасный переход от Ветхого Завета к Новому. – «Иисуса Христа»: Иисус (по-гречески ησjς, по-еврейски – Иешуа, сокращенное из Иегошуа) значит Бог Спаситель или просто Спаситель (см. Афан. В. 4, 513), – имя довольно обыкновенное у иудеев. Но здесь, в приложении ко Христу, оно имело особенное значение, выражая понятия совершенного Им дела спасения рода человеческого (ср. прим, к Мф.1:21 ). – Христос – слово греческое и значит помазанный – то же, что еврейское Машиах – Мессия, почему Иисус и называется то Христом, то Мессиею, что все равно (ср. Ин.1:41, 4:27 ). У евреев царей и первосвященников, а иногда и пророков, помазывали елеем, почему они и назывались помазанными (Машиах – Лев.4:3, 5:16, 5:15 . Пс.104:15 . 1Цар.24:7,11 . Пс.2:2 . Ис.45:1 (ср. Дан.9:25,26 ; 3Цар.19:16 ). Помазание означало то же, что посвящение избранных на особенное служение Богу или Церкви Божией на земле. Оно было внешним знаком излияния на помазуемого особенных даров Божиих. В сих значениях имя Христа – Мессии – Помазанника усвояется по преимуществу Господу Иисусу, как царю, первосвященнику и пророку, которому сообщены дары духа не в меру, паче причастник Его ( Ин.3:34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕРЫ «Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» ( Мф. 6:10 ). Если мы внимательно прослушаем проповеди прославленных священников и святителей, то можем заметить, что главнейшим предметом их поучений являются речи о Царствии Божием, о Боге, о вечной жизни, спасении души, святости, о заповедях Божиих... Так должны и поступать пастыри Божии, ибо Сам Господь наш Иисус Христос тоже учил, главным образом, о Царствии Божием. Свое общественное служение роду человеческому Спаситель наш начал проповедью «покайтесь ибо приблизилось Царствие Небесное» ( Мф.4:17 ). И во всех селениях Господь учил о том, как повествует евангелист Лука: «народ искал Его и, пришедши к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: и другим народам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» ( Мф. 4:42–43 ). После своего воскресения из мертвых, Спаситель является своим ученикам в течении сорока дней и говорит им о Царствии Божием ( Деян. 1:3 ). Такой характер проповедей православных пастырей побуждает людей неверующих говорить: вот видите, священники ваши проповедуют только о небе, о духовном мире. А почему они ничего не беседуют с нами о земле, на которой мы живем? Что нам до неба, да и существует ли оно? Нам нужно устраивать земную жизнь. И раз вера наша не учит нас сему, то она не нужна... Такие суждения не верны. Конечно, христианские проповедники главным образом призывают людей к Царству Божию, согласно заповедям Христовым: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). Но значит ли это, что они зачеркивают земную жизнь. Нет: вера христианская имеет великое общественное значение. Говоря о вере христианской, я имею в виду веру православную, а не веру еретическую, латинскую, лютеранскую или наших нынешних раскольников-обновленцев, самосвятов и им подобных, ибо все это суррогаты православной веры... И прежде всего, православная вера есть основа жизни общественной. Откуда среди людей ложь, разврат, воровство, убийство и всякие иные преступления? От забвения Бога и духовной жизни. Разве вера христианская учит чему-либо дурному? Она учит истине, добру, целомудрию, святости и всему возвышенному. А кто отвергает Бога и будущую жизнь, тот говорит: «все возможно, всякое преступление, потому что нет греха». А ведь преступления ведут к падению и уничтожению самой страны. История говорит нам, что богатая и даровитая Греция, могучий Рим пали именно от разврата и безверия. Не ясно ли, что всякий наш добрый христианский поступок, слово истины и правды, даже религиозный порыв оздоровляют общество и через то сохраняют бытие и всей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Матфея в неделю по Рождестве Христовом (Мф.2:13–23) Бог когда положил во устах волхва Валаама пророчества о единородном Своем Сыне, тогда он, между прочими пророчествами, предсказал и о звезде, имевшей явиться во время рождества Господа нашего Иисуса Христа: «возсияет», говорил, «звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля» ( Чис.24:17 ). Царь Валак, призывавши Валаама для возмущения Израильтян, кроме другого, и сии достойно-примечательные не обинуясь произнес слова: «яко вем, ихже аще благословиши ты, благословени суть: и ихже аще прокленеши ты, прокляти» ( Чис.22:6 ). Из сих слов довольно явствует, что в великом уважении сей волхв тогда был у всех восточных жителей, не токмо ближайших, но и отдаленнейших. Посему неслыханным и удивительным для всех тех стран было то, что Валаам, вместо проклятия, благословил Израильский народ. Пророчества Валаамовы Божиею помощию, по взаимному преданию, хранились в памяти восточных царей. Когда убо явилась звезда на востоке и волхвы сию узрели: тогда, приуготовив дары, пришли на поклонение звездою показанному Иисусу Христу, и пришед во Иерусалим, объявив свое намерение Ироду, прияли от него повеление взыскать Отроча и ему о Нем рассказать. И так вышли от него и, звездою руководимые, пришли в тот дом, в котором было Отроча «с Мариею Материю Его, и падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато, и ливан, и смирну» ( Мф.2:11 ).Посем Ангел Господень, явившись им во сне, повелел к Ироду не возвращаться; чего для «иным путем отъидоша во страну свою» ( Мф.2:12 ). И доселе то, что было прежде отшествия волхвов от Вифлеема. Что же было по отшествии их, то показывает нынешнее Евангелие, тако предначиная: Мф.2:13 .  «Отшедшим волхвом, се Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав поими Отроча, и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дóндеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е.» Не думай, яко волхвами называли тогда волшебников и чародеев 22 ; ибо Халдеи волхвами называли разумных и ученых людей тогдашнего века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Слово в день Преподобного Сергия Возмите иго мое на себе ( Мф. 11:29 ). Сын Божий, в образе раба совершив великий подвиг спасения нашего, доселе, слушатели, призывает человека к подъятию Своего бремени. Но дабы тяжестию не поколебать немощного, Он уверяет в его легкости и сладостности: иго бо мое благо и бремя мое легко есть ( Мф. 11:30 ). Он обещается дать вечный на небесех покой труждающимся на земли под знамением Его: и Аз упокою вы ( Мф. 11:28 ). Вот, слушатели, праведник, исполнивший волю Сына Божия, и достигший во исполнение Его обетования! Вот подвижник веры и благочестия, носивший на себе иго Христово и вошедший уже в радость Господа своего. Возмите иго мое на себе ( Мф. 11:28 ), сими останками вещает Иисус Христос. Достояние сего праведника назначено быть и вашим достоянием, небесное царство вашим наследием, Бог всяческих вашим стяжанием. Христиане! вслушаемся прилежнее в призвание великого нашего Подвигоположника, Иисуса Христа, в Его слове, в Его угоднике. Примем с любовию и верою божественные наставления: да узрим очами веры, что бремя Спасителя нашего, возлагаемое на нас, есть стяжание на земли покоя неизменяемаго, на небесах вечнаго. Друже Божий! от чистейшего и неиссякаемого источника всех благ твоими молитвами да излиется тишина в сердца наши, дабы они беспрепятственно могли ощущать, и разуметь, что бремя Христово составляет покой и славу нашу. Тот, чья жизнь от пелен до гроба составляет единый великий крест, правдою Своею возложил на Своих последователей бремя креста Своего. Оно, заключаясь в умерщвлении плоти, всегда похотствующей на дух ( Гал. 5:17 ), в отвращении от мира, всюду преследующего, в искушениях, менее или более опасных, в терпении, нередко к отчаянию близком, составляет тяжесть, по-видимому, необъятную. Дабы побеждать те самые склонности, которые получены с рождением, истреблять привычку, которая, может быть, от частого повторения обратилась в природу, противиться примеру и обыкновению, с коим должно иметь всегдашнее обращение, делать добро тем, которые нам злодействуют, любить ненавидящих нас, молиться за гонителей, благословлять кленущих – каких стоит подвигов, трудов!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово на день Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, говоренное в Херсонском соборе 1863 г. И преобразися пред ними. Мф. 17:2. Кто преобразился и перед кем? Преобразился Господь наш, Иисус Христос перед избраннейшими из своих учеников: Петром, Иаковом и Иоанном. Где преобразился? На одной из галилейских гор, которая, по общему свидетельству отцов Церкви, есть святой Фавор, радующийся, по словам Давида, о имени Господнем, вместе с Ермоном ( Псал. 88:13 ). – Для чего преобразился? Для того, чтобы поименованным ученикам показать свою божественную славу, что и составляет первую и ближайшую цель празднуемого ныне события. Остановимся здесь, братия, и посмотрим, как достигнута эта цель, – как показана ученикам слава Единородного Сына Божия? Слава Божия, как совокупность и проявление божественных совершенств, незрима бренными очами земнородных: не бо узрит человек лице мое (славу мою) и жив будет ( Исх. 33:20 ), говорит Сам Господь славы. Чтобы уверить Моисея, что он обрел благодать пред тем, который говорил с ним в купине и облаках ( Исх. 33:17 ), Господь Бог благоволил показать ему свою славу и показал, но какую славу? – Не внутреннюю, так сказать, и трисиянную, а внешнюю, состоящую, как бы, в отблеске и отражении славы самоначальной, – показал не само лице, а только обличие славы своей ( Исх. 24:17 ): узриши задняя моя, лице же мое не явится тебе ( Исх. 33:23 ). Слава Единородного от Отца, также, как и Самого Отца, незрима по существу своему. Но обитая во Иисусе Христе вместе с божеством телесне, она незрима была и потому, что была сокрыта под покровом плоти. Сию-то славу благоволил Господь явить ученикам своим на Фаворе и явил. В чем и как она выразилась? Она выразилась так. Когда Сын, соприсносущий Богу Отцу, вступил с Ним в молитвенно-духовное общение, свет славы Отчей, всегда почивающий на сыне, любве своей, теперь отразился и на внешнем покрове Его, и как бы вызвал изнутри и ту Его славу, которая скрывалась под покровом человечества. И вот все это, соединившись, проявилось, первое, на лице Богочеловека, которое заблистало, как солнце, потом же и на самих одеждах Его, которые сделались светлы и белы, как снег. Впрочем, иначе и быть не могло: потому что теперь из всего тела Его 11 , по объяснению одного из богопрославленных Отцов Церкви, «истекла слава божества Его, и во всех членах Его сиял свет Его». И просветися лице Его, яко солнце; ризы же Его быша белы, яко свет (Мф. 17:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 2 О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398. 3 Булгаковский Д., священник Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 4. 4 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 53. 5 Размышление о молитве Господней. «Христиан-ское Чтение» (Дальше: «Хр. Чт.»). 1822. Ч. 6. С. 340. 6 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против аномеев VII. СПб., 1895. С. 557. 7 Мф. 14:23; 26, 36—45; 27, 46; Лк. 2:42; 5, 16; 6, 12, 22, 41—42; Евр. 5:7. 8 Мф. 26:41; Лк. 21:36. 9 Мф. 6:9. 10 Еф. 6:18; Фил. 4:6; Кол. 4, 2 и др. 11 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 233. 12 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 337 13 Там же. С. 349. 14 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве 1. СПб., 1896. С. 831. 15 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. С. 149 (преподобный Иоанн Лествичник). (Дальше: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении); «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 17 (святитель Иоанн Златоуст). 16 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев V. СПб., 1895. С. 532. 17 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев VII. СПб., 1895. С. 558. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сл. 64. М., 1849. С. 285. Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. О молитве. Слово 1. М., 1861. С. 384—385. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232. 18 Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 361. 19 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 57. 20 Письма о христианской жизни. Указ. изд. С. 361. 21 Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Беседа 31. Евангелие от Матфея, глава 9, 14–17. «О посте и о старом и новом» Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея, и мы рассмотрим две темы: 1)   О посте. 2)   Притчу о старом и новом. Данное повествование мы находим в Евангелии от Матфея 9 -я глава с 14-го по 17-й стих. Прочитаем первый стих: Мф.9:14 . «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?». Блаженный Иероним Стридонский предлагает следующую оценку словам учеников Иоанновых: «Вопрос, дышащий гордостью и фарисейским превозношением. Вот, – не говоря ничего другого, – вполне ясное хвастовство тем, что они постятся. Ученики Иоанна, злословящие Его, не могут быть безупречными, потому что они знали Его по проповеди своего учителя, но они присоединились к фарисеям, которые, как они знали, были осуждены Иоанном» . Подобное поведение учеников Иоанна Крестителя не делает им чести. Они оказались зараженными завистью к апостолам, которые имели столь великого Учителя. Блаженный Феофилакт пишет: «Ученики Иоанна укоряли Христа в несоблюдении поста из зависти к славе Его. Не смея сказать прямо Христу: для чего Ты не постишься, они говорят: почто ученицы Твои не постятся. Вероятно, они недоумевали, каким образом без подвижничества Он может побеждать страсти, чего Иоанн не мог сделать. А того, что Иоанн был простой человек, и праведен стал по причине подвигов добродетели, Христос же – Бог, и Сам весь добродетель, они не хотели знать» . Казалось бы, последователи Иоанна Крестителя и апостолы Христа делали одно и то же важное дело, участвовали в тайне домостроительства спасения рода человеческого. Однако – какие распри и какое разногласие! Нельзя сказать, что и сами апостолы были чужды подобным распрям и разногласиям – вопрос, кто больше и кто важнее в их среде, занимал и их самих. Сказано: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?» ( Мф.18:1 ); и еще: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите…» ( Мф.20:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ), а в ее последнем повествовании говорится о новом небе и новой земле , о великом «пакибытии» вселенной ( Мф. 19:28 ). Начало Библии – бытие, конец– пакибытие (паки=снова, пакибытие=сновабытие – слав.). Как в водах святого крещения, в «бане пакибытия» ( Тит. 3:5 ) прекращается ветхое бытие души и начинается новое, так в огненном крещении Страшного суда прекращает свое ветхое бытие вселенная и начинается пакибытие мира. Во всем Писании слово «пакибытие» употреблено два раза: Мф. 19:28 и Тит. 3:5 . Один раз говорится о пакибытии души через воды крещения, а другой раз – о пакибытии мира через огонь Суда. Бытие мира было нарушено грехом. Но вот уничтожен грех, начинается пакибытие. Прежнее небо и прежняя земля миновали , ибо потеряли свое бытие в Боге и настолько были испорчены, что нуждались не в исправлении и улучшении, а в новом бытии, пакибытии. Как о крещеной душе сказано: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор. 5:17 ), так и о новом мире: «Ибо прежнее прошло... се, творю все новое» (21,4.5). С другой стороны, речь идет не об уничтожении прежнего мира и сотворении нового, но о прохождении прежнего бытия и начале нового бытия, «пакибытия» той же самой твари. Псалмопевец говорит о земле и небесах, что «все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» ( Пс. 101:27 ). Не о новом сотворении мира, а о новом бытии прежнего мира говорит псалмопевец Давид словами: «И Ты обновляешь лице земли» ( Пс. 103:30 ). Святой Иоанн Богослов так пишет об этом в своем послании: «Тьма проходит и истинный свет уже светит», и еще: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ( 1Ин. 2:8,17 ). Апостол Павел так писал о прежнем бытии мира: «Ибо проходит образ мира сего» ( 1Кор. 7:31 ), а о пакибытии: «И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8:21 ). А в Евангелии сказано, что «небо и земля прейдут» ( Мф. 24:35 ), в славянском переводе – «мимо идут».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В благой заботливости о спасении людей Господь Бог еще чрез пророков Исаию ( Ис. 40, 3–5 ) и Малахию ( Мал. 3, 1 ) предвозвестил, что предварительно явления Мессии будет послан Предтеча, который путем нравственного возвышения людей чрез обличение пороков и страстей предуготовит еврейский народ к достойному принятию Мессии и вступлению в благодатное Его Царство. По предречению ангела Господня ( Лк. 1, 13–17 ) таким Предтечей – пророком назначено быть сыну священника Захарии Иоанну. Последний, явившись в пустыне Иудейской при реке Иордане на полгода ранее выступления Иисуса Христа на общественное служение роду человеческому, выполнял свое чрезвычайное назначение тем, что приходившим к нему во множестве иудеям проповедовал о приближении Царства Божия, Небесного, о грядущем вскоре Мессии и совершал над ними в Иордане крещение покаяния ( Мф. 3, 2–12 ; Лк. 3, 3–17 ). Когда же Иисус Христос (около 30 лет жизни, Лк. 3, 23 ) пришел креститься к Иоанну Захариину, последний открыто и велегласно указал евреям на Него как на Агнца Божия, вземлющего грехи мира ( Ин. 1, 29–36 ; ср. 3, 31–36); и впоследствии он, по свидетельству Спасителя, был светильник горящий и светящий ( Ин. 5, 35 ) и всеми был почитаем за пророка ( Мф. 14, 5; 21, 26 ). Своим рождением и проповедью предваривши Господа Иисуса Христа, Иоанн Предтеча предварил и добровольные Его за грехи людские страдания крестные и смерть своей мученической смертью . За бесстрашное обличение Ирода Антипы, властителя Галилеи, в прелюбодеянии с Иродиадой, женой брата Филиппа, великий провозвестник пришествия Христова, проповедник правды, по приказанию Ирода, ради бесстыдной плясавицы Саломии, дочери ее, потерпел усекновение честной главы своей. Так зашла светлая звезда утренняя (служба 23 сентября утреня, канон, песнь 7, Богородичен), угас светильник после того как воссияло Солнце правды ( Мал. 4, 2 ) Христос Бог, открылся для всех Свет истинный, просвещающий всякого человека ( Ин. 1, 9 ). Сведения о страдальческой кончине Иоанна Предтечи и Крестителя христианин почерпает, с одной стороны, из Евангелий ( Мф. 14, 1–12 ; Мк. 6, 14–29 ; Лк. 9, 7–9 ), с другой же – из древних поучений: святого Амвросия Медиоланского , святого Иоанна Златоуста , блаженного Августина ; также из богослужебных песнопений, составленных в VII веке святым Андреем Критским и в VIII веке святым Иоанном Дамаскиным и Герасимом Константинопольским, в коих христианская Церковь прославляет страдания и смерть Крестителя в великий день 29 августа .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010