Прем.4:15 . что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. Прем.4:16 . Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность – долголетнюю старость неправедного; 16 . «Праведник, умирая, осудит живых нечестивых…» Сопоставляя данное место с 8 ст. III гл., находят здесь мысль об осуждении нечестивых в будущей жизни. Но выражение «живых», противополагаемое факту смерти праведных, ясно говорит о том, что нечестивые будут осуждены, пока еще они живут на земле, и осуждены именно самою смертью праведных: «умирая, осудит». Каким образом ранняя смерть праведника осудит оставшихся в живых нечестивых показывают дальнейшие слова: «скоро достигшая совершенства юность (осудит) долголетнюю старость неправедного». Достигши нравственного совершенства в короткий срок, праведник этим осудит нечестивых, которые за всю долгую свою жизнь «не могли показать никакого знака добродетели» ( Прем. 5:13 ). О подобном же осуждении говорится у Мф. 12:41 ; Евр. 11:7 ; Рим. 2:27 . Прем.4:17 . ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность; 17 ст. повторяет мысль 14б-15 ст., точнее определяя, что «благодать и милость… и промышление» Божие о праведных проявляются именно в определении Богом их ранней смерти, которая ставит праведников «в безопасность». В безопасность от чего? – сказано в 11–12а. Различие времен глаголов в двух стихах, говорящих об одном и том же факте (в 14б-15 стоит прошедшее время, а в 17 – будущее) объяснить можно тем, что этот факт многократно повторяющийся: он имел место в прошедшем, будет повторяться и в будущем. Прем.4:18 . они увидят и уничтожат его, но Господь посмеется им; 18 . Недостаточно того, что нечестивые не хотят понять истинной причины ранней смерти праведника, они еще стараются унизить его, но этим только навлекают на себя позор. «Уничтожат его…» – будут считать за ничто, презирать, поднимать на смех ( 4Цар. 19:21 ; 2Пар. 36:16 ; Лк. 23:11 ). Скорая кончина праведника дает повод нечестивым высмеять его веру в помощь Иеговы, как тщетную, пустую.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сотник, стоявший при кресте и видевший все происшедшее, свидетельствует: истинно Человек Сей был Сын Божий! (Мк. XV, 39). Наконец, сами бесы кричат, свидетельствуя против воли:  оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин?.. Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (Мк. I, 24). Таковы отзывы врагов Спасителя и лиц посторонних. Послушаем, что говорят друзья. Вот свидетельство Иоанна Крестителя:  видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. I, 29). Свидетельство апостола Иоанна Богослова:  всякий, имеющий... надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха (1 Ин. III, 3. 5). Свидетельство апостола Петра:  Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Пет. II, 22. 24). Свидетельство апостола Павла:  Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес (Евр. VII, 26). Свидетельство апостола Фомы:  Господь мой и Бог мой! - говорит он, осязав руки и ребра Спасителя (Ин. XX, 28). Кроме того, мы имеем свидетельство небожителей. Архистратиг Гавриил, возвещая пречистой Деве о рождении Иисуса Христа, говорит:  Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Лк. I, 32). При самом рождении ангел, явившийся пастухам, возвещает:  я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. II, 10-11). Наконец, Сам Бог Отец свидетельствует о Иисусе Христе при Его крещении: Ты Сын Мой возлюбленныый, в Котором Мое благоволение (Мк. I, 11). Все эти свидетельства так ясны, так убедительны, что не оставляют никакого сомнения в божественной личности Спасителя. О ком из людей можно сказать, что он безгрешен? Даже лучшие из учеников Христовых имели недостатки, и ни об одном из них мы не можем утверждать, что он не сделал никакого греха. Апостол Иоанн проявляет нетерпимость (Мк. IX, 38), честолюбие (Мк. X, 37), раздражительность (Лк. IX, 54); апостол Петр — самомнение (Мк. XIV, 29), неустойчивость (Мк. XIV, 68, 70, 71), маловерие (Мф. XIV, 31); апостол Фома — неверие (Ин. XX, 25); апостол Павел в сознании своей греховности называет себя " извергом " , недостойным назваться апостолом, потому что гнал Церковь Божию (1 Кор. XV, 8-9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Так, св. Предтеча прорекает о Христе: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Лк.3:16 ). То же выражение содержится и в Мф.3:11 , но у ап. Луки оно обретает значение ясного указания на грядущую Пятидесятницу 17 . Помимо Деян.2:2–4 , когда Дух явился в виде огненных языков, это сопоставляется с еще одним местом. По толкованию блаженного Иеронима , Сам “Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем, Он возник в виде огня над каждым из верующих и исполнилось слово Господа: огонь пришел низвести я на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся ( Лк.12:49 )” 18 . Только у ап. Луки огонь выступает образом Духа Святого. Под огнем понимается Сам Дух Святой в Его действии. Имеет смысл вспомнить, что “в Ветхом Завете огонь обычно сопровождает теофанию и в некоторых текстах Сам Бог уподобляется огню ( Втор.4:23, 9:3 ; Ис.33:14 )” 19 . Далее описывается схождение Духа Святого на Иисуса на Иордане: и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! ( Лк.3:22 ). О Богоявлении уже говорилось в предыдущей главе. Новым у апостола Луки является то, что нисхождение Духа на Иисуса понимается евангелистом также как “исполнение” ( Лк.4:1 ). Древнейший список Евангелия от Луки папирус р45 (III в.) содержит в Лк.10:21 чтение: в тот час возрадовался Иисус в Духе Святом (вместо синодального “духом”) и сказал... Это выражение является продолжением мысли об исполнении Иисуса Духом Святым и действии Его в Духе и Духом – ниже подобное мы встретим в Лк.11:20 и Деян.1:2 . Еще в Ветхом Завете говорится о радости в Духе Святом. Так, написано, что когда Дух Божий бывал на Сауле, отраднее становилось ему ( 1Цар.16:23 ), царь Давид прошение о возвращении радости спасения ставит в одной фразе с прошением о укреплении Духом ( Пс.50:14 ). В Новом Завете это выражено еще ярче и увереннее: ап. Павел хвалит радость Духа Святого фессалоникийцев ( 1Фес.1:6 ), римлянам пишет, что Царство Божие есть... радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ), галатов же научает, что радость есть плод Духа ( Гал.5:22 ). У самого ап. Луки Дух Святой как причина радости упоминается также в Деян.8:39, 13:52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Это пророчество исполнилось на двух сыновьях Саломии. Иаков как первый мученик между апостолами был обезглавлен Иродом ( Деян.12:1–2 ). Иоанна били ( Деян.5 ) за исповедание Христа, а потом он был сослан на остров Патмос, где он называет себя соучастником в скорби и в царствии, и в терпении Иисуса Христа ( Апок.1:9 )! Подозвав же всех Своих двенадцать учеников, Иисус сказал ( Мф.20:25–28 ): «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.» Итак, благочестивые читатели, вот образ жизни и деятельности последователей Иисуса Христа. Он высказал нерушимую истину, что велики только те христиане, которые самоотверженно преданы началам правды, не добиваются места первенства пред ближними, а законно заняв его, работают больше всех, им подчиненных. И там, где увидите, что старший не выставляет напоказ своего первенства, как господин, но служит для других примером бескорыстного труда, беззаветной преданности, правды и нравственной чистоты, вы можете назвать его, если он вам начальник: «Он слуга Божий. Он первый, а между тем – среди нас, он среди нас – как наш раб». Таким начальствующим, таким над нами первенствующим с радостью отдадим свое сердце, свою жизнь! Но и то, и другое им, может быть, не нужно – будем возносить за них ко Христу в смирении сердца молитвы об их благополучии. § III Четыре дня протекло после погребения Лазаря, когда Иисус со Своими учениками приблизился к Вифании. Навстречу из дома печали вышла Марфа. Она сказала Иисусу: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой ( Ин.11:21 ). В кротких словах дружества, отягченного невыразимой жалостью, звучали вера, любовь и благоговение к Господу. Иисус сказал ей ( Ин.11:25–26 ): Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Другими словами, по объяснению св.Златоуста: «Ты думаешь, что брат твой умер? Разве он не веровал в Меня? Разве он не с верою скончался? Разве ты не знаешь, что верующий в Меня никогда не умирает?»

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

23. И необходимо также, чтобы прочно укоренилось в вашем разуме и то, что Дух Святой имеет такое же достоинство 42 . Об этом Христос говорил ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19). 24. Ты увидел, сколь совершенно это исповедание? Ты увидел, что это учение лишено всякой двусмысленности? Пусть же впредь никто не смущает тебя, подменяя изысканиями своего разума учение Церкви и желая исказить правильное и здравое учение. Избегай общества таких людей, как губительного яда, ибо они даже опаснее яда. Яд наносит вред телу, а эти люди мешают спасению самой души. Поэтому сначала, на первых порах нужно избегать таких разговоров с ними, до тех пор, пока со временем, хорошо защитив себя свидетельствами Божественного Писания, словно духовным оружием, вы не сможете обуздать их нечестивый язык. III. Наставление в христианской жизни. п. 25–47 25. Мы хотим, чтобы вы строго придерживались учения Церкви, и оно было бы прочно укоренено в вашем разуме. И подобает, чтобы исповедующие эту веру отличались в жизни [доб­рыми] делами. Поэтому нужно учить этому тех, кто хочет удостоиться царского дара, чтобы вы знали, что нет такого греха, который мог бы превзойти щедрость Владыки. Будь то блудник, прелюбодей, рукоблудник, мужеложник, развратник, будь то вор, сребролюбец, пьяница, идолослужитель, — столь велика сила дара и человеколюбие Владыки, что Он стирает все это и показавшего всего лишь добрые намерения делает светлее самих солнечных лучей. 26. Итак, помня о безмерном даре человеколюбивого Бога, заранее готовьте себя, воздерживаясь от зла и совершая добрые дела. К этому же призывает и пророк, говоря: Уклоняйся от зла, и делай добро (Пс 36:27). И Сам Христос сказал, обращаясь ко всему роду человеческому, Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим 43 (Мф 11:28–29). 27. Вы увидели безмерную доброту? Увидели щедрость призыва? Приидите , — говорит, — ко Мне все труждающиеся и обремененные . Человеколюбивый призыв, неизреченная доброта! Приидите ко Мне все — не только начальники, но и подвластные, не только богатые, но и бедные, не только свободные, но и рабы, не только мужчины, но и женщины, не только юноши, но и старики, не только здоровые телом, но также калеки и увечные 44 . Все , — говорит, — приидите . Ибо таковы дары Владыки: Он не делает различия между рабом и свободным, между богатым и бедным. Он отвергает всякое подобное неравенство. Приидите все , — говорит, — труждающиеся и обремененные .

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

2: 9. Но как написано: чего глаз не видел и ухо не слышало. Где же это написано? Нигде кроме самого Евангелия Господа нашего, когда Он сказал, что цари и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать от Меня, что вы слышите, и не слышали ( Мф.13:17 ; Лк.10:23 ). 2: 10. Нам же открыл Бог чрез Духа Своего. Или чрез чудеса, кои совершал чрез них, или же это есть то, что сказал (Господь): Духа Утешителя пошлет к вам Отец Мой во имя Мое, Он научит вас всему ( Ин.14:26 ). Ибо, говорит, Дух все исследует, то есть открывает. 2: 11. Ибо кто из людей знает, чтò в человеке, кроме духа человеческого, сущего в нем? Так и Бо- —65— жие (открывает) чрез Духа Божия, чрез Коего мы становимся способными понимать Его тайны. 2: 12. Мы же не иного (мира сего) духа приняли, но Духа (сущего) от Бога, дабы чрез Него знать дарованное нам от Бога. 2: 13. Не только дела наши духовны, но также и то, что проповедуем, не есть ученая мудрость человеческая, но учение Духа; поскольку чрез духовные дела проповедуем вам и с духовными наш дух сравниваем, то есть говорим вам, кои говорите на языке Духа. 2: 14. Люди животные 555 , не восприяв Духа, считают это глупостью. Это то же, что сказал: не бросайте жемчуг пред свиньями ( Мф.7:6 ). И не могут разуметь, поскольку духовно исследуется (это), то есть чрез духовного человека осуждается. 2: 15. Духовный же человек, в коем совершаются дела Духа, между тем как все исследует, сам же ни от кого не исследуется. 2: 16. Ибо кто познал ум Господень, кроме того, кто будет причастником его? Подобно тому, как, говорят, прежние праведники, кои были участниками богопочтения, волю Божию познали; тоже и мы своим участием в страданиях Христа приняли ум Христов. III 3: 1–2. Но хотя вы имеете в себе дела Духа, однако я не мог вам говорить как духовным людям; и как младенцам, кои начинают слушать Евангелие, во Христе молоко вам дал в питье, а не твердую пищу, потому что вы плотяны. 3: 3–4. Ибо когда между вами зависть и спор —66— из-за умножения и увеличения слушателей и из-за названия их именем каждого из вас, то не плотяные ли вы?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Нередко, также, в подтверждение догмата о всеобщем священстве протестанты приводят слова Христа: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья » ( Мф.23:8 ). Раз все мы друг другу братья, говорят протестанты, то значит, все мы равны; значит, никакого разделения верующих на клир и прихожан быть не должно. II. У православных священство разделяется на три чина – епископ, пресвитер и диакон. Баптисты же, как и большинство протестантов других течений, признают только два чина 420 – пресвитерский и диаконский. III. Для Православия существенно важна преемственность священства. То есть православные признают только тех епископов, пресвитеров и диаконов, которые были рукоположены законными епископами, которые, в свою очередь, были рукоположены таким же образом, и так до времён апостольских. Вне этой преемственности, по вере православных, нет и не может быть истинного священства, а значит – и самой Церкви. Протестантские же пресвитеры не имеют апостольской преемственности, а могут говорить о какой-то преемственности в лучшем случае только до реформаторов XVI века, или своих ещё более поздних основателей. Но чаще всего наличию или отсутствию у пасторов своей церкви какой-либо преемственности протестанты не придают никакого значения. Пожалуй, самое лучшее (и согласное духу реформации), что протестанты могут ответить на вопрос о наличии у них преемственности, следующее: «для нашего спасения и нахождения в Церкви важна не формальная апостольская преемственность, а преемственность духовная, то есть живая апостольская вера; и спасаемся мы не благодаря пресвитерам и апостольской преемственности их рукоположения, а сердечной вере во Христа как своего личного Спасителя». IV. У протестантов есть ещё несколько известных и часто выдвигаемых претензий к православным относительно священства 421 . Протестанты осуждают православных за то, что они: 1) называют своих священников «отцами», вопреки заповеди Христа «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» ( Мф.23:9 ); 2) целуют руки епископам и священникам, воздавая им тем самим чрезмерную честь; 3) носят длинные волосы (священство и монашество), несмотря на ясные слова ап. Павла: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» ( 1Кор.11:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

6. И нельзя сказать, чтобы эти слова были произнесены иронически, когда самые слова убеждают, что они сказаны поистине. Ибо говоривший был истина и истинно защищал Свой дом, выгоняя из него меновщиков, покупавших и продававших, говоря им: «написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:13 ). И какое основание имел Он делать это и говорить, если бы Он возвещал другого Бога? Но (Он так поступил), чтобы обличить преступников закона своего Отца, ибо не произнес обвинения против дома, ни порицал закона, который пришел исполнить, но обличал тех, которые не хорошо пользовались домом и преступали закон. И потому книжники и фарисеи, от времен закона начавшие презирать Бога, не приняли Его Слова, т. е. не поверили Христу; о них то говорит Исаия: «твои князья непокорны, сообщники воров, любят подарки, гонятся за мздою, не судят сирых и не вникают в дела вдовиц» ( Ис.1:23 ). И Иеремия подобным образом говорит: «Начальствующие над Моим народом не знали Меня, они, бессмысленные и безрассудные сыны, мудры делать зло, а добро делать не разумеют» ( Иер.4:22 ). 7. Которые же боялись Бога и заботились о Законе Его, те прибегли ко Христу и все спаслись; ибо Он сказал ученикам Своим: «идите к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:6 ). И самаряне, говорится, когда Господь пробыл у них два дня, «еще большее число уверовали по Его словам, и говорили женщине: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и знаем, что Он истинно Спаситель мира» ( Ин.4:41–42 ). И Павел говорит: «и таким образом весь Израиль спасется» ( Рим.11:26 ); но он также назвал закон «пестуном нашим» ( Гал.3:24 ) во Христа Иисуса. Итак, пусть они не приписывают Закону неверие некоторых; ибо закон не запрещал им веровать в Сына Божия, но даже увещевал их (веровать), говоря, что люди не могут спастись от древнего уязвления змее иначе, как чрез веру в Того, Кто, в подобии греховной плоти, на древе мученичества вознесся от земли и все привлекает к Себе ( Ин.12:32; 3:14 ) и оживотворяет мертвых 93 . Глава III

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

III.3. Апостол, ясно научая, каковыми должны быть души, удалившиеся от брака и (освободившиеся) от уз мира (сего), а также желающие подвизаться в девстве, говорит: «Незамужняя заботится о Господнем, чтобы быть святою и телом и духом» (1 Кор. 7, 34). Апостол наказывает этой (незамужней) быть вне (всяких) прегрешений, как осуществляемых на деле, так и совершаемых в мысли, то есть явных и тайных (грехов), поскольку возжелала она стать невестой Христовой, чтобы сочетаться браком с незапятнанным и чистым Небесным Царем. Ведь душе, жаждущей сочетаться с Ним, и желающей стать «одним духом» (1 Кор. 6, 17) с Ним следует уподобиться Его безукоризненной и чистой красоте, согласно сказанному блаженным Иоанном: «Всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1 Ин. 3, 3). (И Апостол Павел) также говорит: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11, 1). Ибо не только от одних явных прегрешений, как–то: блуда, воровства, убийства, чревоугодия, злословия, лжи, пустословия, крика, смеха, шутовства, сребролюбия и корыстолюбия — следует очищать душу, отказавшуюся от плотского общения, удалившуюся от мира, подвизающуюся в девстве для сочетания браком с нетленным Женихом и обрученную с Ним, но еще более должно очищать ее от страстей и тайных грехов, насилующих душу, как–то: похоти, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, властолюбия, коварства, злонравия, ненависти, неверия, зависти, превозношения, ревности, самодовольства, себялюбия, кичливости и прочих подобных им незримых страстей бесчестия. И Писание знает (если, конечно, мы верим глаголам Духа) об этих тайных грехах души, которые считаются равными и подобными грехам явным, поскольку и те и другие суть побеги от одного и того же корня. Ведь Писание гласит: «Яко Господь разсыпа кости человекоугодников» (Пс. 52, 6) и «мужа кровей и льстива гнушается Господь» (Пс. 5, 7), причисляя лесть и убийство к единому преступлению. Также: «Глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих, даждъ им, (Господи), по делом их» (Пс. 27, 3–4); и еще: «Ибо в сердце беззаконие делаете на земли» (Пс. 57, 3). И Господь, упрекая человекоугодников, говорит: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» (Мф. 23, 5). Поэтому Он повелевает: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6, 1); то есть (Он говорит), что не должно быть желания искать (своими) добрыми нравами похвалы или славы от людей, но следует искать их только у Бога, от Которого и истинная и вечная слава, и вечное бесчестие. Поэтому и говорится: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк. 6, 26), то есть когда возникнет желание слышать от людей (только) хорошее и радоваться похвалам и восхвалениям, исходящим от них.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

III. Но почему же здесь нельзя разуметь земного заместителя Христова? Во-первых, по связи речи. В том и торжество нашего Господа, что полагая душу за овец Своих, Он не оскудевает в своей пастырской власти и силе, но лично Сам остается Пастырем Своего неоскудевающего стада, ибо только лично Он дает овцам «жизнь вечную и не погибнут вовек; и никто не может похитить их из руки» Его, из руки Отца Его, ибо Он и Отец одно ( Ин.10:28–31 ). Итак, если есть у Него наместник, то пусть он говорит, что он одно с Отцом небесным. Но эта нечестивая мысль о наместнике в самый корень противоречит словам Христовым, постоянно убеждающим нас в том, что вознесшись плотью на небо, Господь не лишил нас Своего личного пребывания с нами и управления Церковью . Кроме приведенных слов нас в этом убеждает и Его обетование пред вознесении, воспеваемое Церковью в следующем распространении: «вознеслся еси во славе Христе —186— Боже, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступно и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы». Он всегда там, где два или три соберутся во имя Его, где совещаются о всякой вещи для Его дела ( Мф.18:19 ). Расставаясь с учениками, Он сказал, что пребудет в них ( Ин.17:26 ), как и они в Нем; если же не пребудут на лозе, то высохнут, а если пребудут в Нем, то принесут много плода ( Ин.15:4–5 ). Он Сам, а не наместник, является Павлу и укрепляет Его надежду ( Деян.23:11 ). Он сам, а не наместник, диктует послания Иоанну к семи церквам и устраняет всякую мысль о каком-либо удалении Своем от Церкви: «Я есмь первый и я последний, и живый, и был мертв, и се жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти» ( Откр.1:17. 18 ). Не чрез посредство одного человека и не чрез правительственные только власти церковные управляет Господь Своею Церковью . Первого рода правление было бы подобно правлению земного царя, живущего в своих верных наследниках, да и второе было слишком недостаточно для Пастыря – Бога. Господь правит Церковью Своею, как стяжавший всякую власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ), но власть не в жалком человеческом смысле 314 , а в смысле господства над всей природой, над землей и небом, то осеняемым знамением креста для Константина, то заключаемым в бездождии для беззаконников. Господь есть единый истинный Пастырь Добрый в том смысле, что для спасения избранных Своих Он устроил мир с такими именно свойствами и законами, чтобы все служило единой Его цели. Не сей ли Пастырь устроил торжество истины на Соборах, когда все сильные мира, и в том числе иногда и самозванные наместники, склонялись к ереси ариан, монофизитов и иконоборцев? Наместник ли Либерий и Онорий были единым Пастырем, или Господь, их обличавший? Папы ли вдохновили преп. Максима Исповедника защищать св. иконы против всех начал мира или Христос, Которого он полюбил? Они ли

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010