Мф.12:33. Или сотворите древо добро и плод его добр: или сотворите древо зло и плод его зол: от плода бо древо познано будет.Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.     «Сотворите» вместо — назовите. Опять упрекает их за то, что обвинения их противоречивы и противоестественны. Так как они не осуждали самого изгнания бесов, — хотя были и слишком бесстыдны, — а порицали изгоняющего, то приточно обличает их в том, что дело они считали добрым, а совершающего это дело — злым; это противоречие и бесстыдство.    Деревом, конечно, называет Самого Себя, а плодом — Свое дело, — и как бы так говорит: или назовите делающего — хорошим, и дело его хорошим, или — делающего худым и дело его худым. По делу своему узнается делающий: по хорошему — хороший, по худому — худой. В седьмой главе Он показал, что хорошее дерево не может приносить худых плодов; равным образом, худое дерево не может приносить хороших плодов. Мф.12:34. Порождения ехиднова, како можете добро глаголати, зли суще… Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?:    Не удивительно, если вы произносите такую хулу. Будучи злыми, вы не можете говорить хорошего. Затем и естественным образом доказывает, почему они не могут. Мф.12:34. От избытка бо сердца уста глаголют.Ибо от избытка сердца говорят уста.    Когда сердце преисполнено злобы, то от избытка ее по необходимости изливается зло, т.е. злая речь. Подобно тому как изрыгающие вначале усиливаются удержать вырывающуюся мокроту внутри, но когда внутренность переполняется, они пересиливаются и извергают избыток ее, так точно и питающие в себе злые помышления. Называет их ехидниными порождениями, как и Иоанн Креститель в третьей главе (7 ст. ). Там же найди и объяснение этого. Мф.12:35. Благий человек от благаго сокровища износит благая: и лукавый человек от лукавого сокровища износит лукавая.Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое    Здесь показывает, что от избытка сердца говорят уста не только злых людей, но и добрых. Сокровищем называет избыток и источник добра и зла; благая и лукавая, т.е. добрые и злые речи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мф.13:34 .  Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, (Ср. Мк.4:33–34 ). У Марка это изложено так: «И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все». Вместо «не говорил им», как в русском переводе ( οκ λαλει), некоторые, на основании преимущественно Синайского и Ватиканского кодексов, читают: «не говорил ничего им» ( οδν λλει). Если даже принять это последнее чтение, то и в этом случае отрицание можно считать не абсолютным, а относительным, и оно означает, что в то время или обыкновенно Иисус Христос не говорил ничего без притчи, но не всегда. Если же кто пожелал бы принять это отрицание в абсолютном смысле, то должен был бы понимать под παραβολ, в более широком смысле вообще таинственную, загадочную речь. Невосприимчивой к более высоким истинам толпе Иисус Христос говорил всегда загадочно. Он никогда не был ей совершенно понятен. Мф.13:35 .  да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. В надписании 77-го псалма, из которого взято это свидетельство, значится имя Асафа. Как Асаф, так и другие лица вместе с Давидом назывались пророками. В 2Пар.29:30 Асаф по-еврейски называется «га-хозе», а Семьдесят переводят это слово через προφτης: по некоторым чтениям, в подлиннике вместо «пророка» – «пророка Исаии» (ошибочно?). Мф.13:36 .  Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Мф.13:37 .  Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; Несмотря на всю видимую простоту, стих представляет непреодолимые трудности, которые обусловливаются именно этой простотой. Возникает вопрос: если объяснение, данное ученикам, так просто и ясно, то почему же оно не было дано и простому народу? Действительных причин этого мы не знаем. Вероятнее всего предположить, что объяснение имеет эсхатологический характер, здесь упоминается о Сыне Человеческом как о будущем Судии, и все это было бы непонятно простому народу. Объяснений каких бы то ни было притчей народу в Евангелиях не встречается. Как и в других случаях, здесь множество аллегорических толкований, принадлежащих преимущественно древним толкователям. Под людьми, которые спят (стих 25), понимали церковных учителей и говорили, что пусть не спит тот, кто поставлен во главе Церкви, чтобы вследствие его небрежности враг человек не посеял плевел, т.е. еретических догматов.Или думали, что здесь говорится о ересях, которые будут продолжаться до скончания века. Но такие толкования, конечно, к 37-му стиху не относятся. Под хорошим семенем ясно видится проповедь и учение, принадлежащие Сыну Человеческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ответ будет очевиден, если эти суждения наложить на христианскую ось координат. Как эти заявления выглядят в свете Священного Писания? Разобрать их можно с помощью рассуждения, сделанного «по аналогии». По аналогии к чему? По аналогии к той драме, в которую втянул себя Иуда Искариот. Иуда был одним из учеников Христа, и своего Учителя он предал. Как история Иуды соотносится с вышеуказанными заявлениями? Христос знал о предстоящей смерти и знал, о том, что будет распят. Более того, смерть Христа была предвозвещена пророками задолго до того, как Он родился. И Сам Он говорил, что пришел на «час» сей (Ин. 12,27). Отсюда следует вопрос, напоминающий тот, который был озвучен Гейлом Ботикером и торговцем «солью». Если смерть Христа была предвозвещена пророками, если она была неизбежной, то должен ли был Иуда предавать Христа? Иуда содействовал исполнению пророчеств о Христе. Христос пришел на «час» сей, а Иуда содействовал наступлению этого «часа». Причем заинтересованные люди его содействие оценили в сумму 30 сребренников. Получить 30 сребренников наличными, да еще и за содействие в исполнении пророчеств, - должен ли был Иуда отказываться от такой возможности? Наложите этот вопрос на заявления Гейла Ботикера и торговца «солью». Попробуйте ответить на него, следуя ходу их рассуждения. Что у Вас получается? А что получается, если на предательство Иуды взглянуть глазами Священного Писания? Священное Писание говорит о том, что Христу надлежало быть «предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24,7). Христос знал, что вкусит страдания и смерть, - «да сбудутся писания пророков» (Мф. 26,56; См. также: Мк. 14,49; Мк. 9,12). И Он говорил ученикам о том, что ему должно «быть убиту» (Лк. 9,22; Мк. 9,31), что «осудят Его на смерть» (Мф. 20,18; Мк. 10,33-34), что он «предан будет на распятие» (Мф. 26,2). Однажды, когда Христос говорил ученикам о Своей предстоящей смерти, апостол Петр начал «прекословить» Христу, говоря, чтобы Тот был милостив к Себе. Но Христос не поддался на уговоры ближайшего ученика. Отклонив его предложение, Христос сказал ему: «отойди от Меня» (Мф. 16,23; Мк. 8,33).

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/06/...

И страдания, и смерть, и Воскресение необходимы в Богочеловеческом домостроительстве спасения человеческого рода, необходимы по закону безмерной Божественной любви, которой живет всё Христово. Одна и та же необходимость таится и в страданиях, и в смерти, и в Воскресении Христовом. Поэтому Господь Иисус Христос решительно выделяет единство этого тройства – страдания, смерти и Воскресения, ясно утверждая, что Ему «должно» (δε) пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть ( Мф.16:21 ; Мк.8:31 ; Лк.9:22 ). Дабы сделать сию необходимость отчасти понятной Своим ученикам, Спаситель в Своем Богочеловеческом всеведении определенно предсказывает и утверждает: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет» ( Мф.17:22–23 ; ср.: Мк.9:31 ; Лк.18:32–33 ). И не только это, но, отчетливо созерцая будущее как настоящее, Он передает им и подробности тех событий: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» ( Мф.20:18–19 ; ср.: Мк.10:33–34 ). А на Тайной вечери, как бы утешая Своих учеников, которые никак не могут понять, почему всё это произойдет с их возлюбленным Учителем, Господь им ясно возвещает: «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее» ( Мф.26:32 ; Мк.14:28 ). Воскресение Господа Иисуса Христа, которое, прежде всего, было логической необходимостью Его Богочеловеческой Личности, стало в надлежащий момент исторической реальностью. Ибо в силу Своей Богочеловеческой Личности Господь Иисус Христос не мог не воскреснуть. Хотя Спаситель действительно был мертв Своей плотию, Он явил Себя сильнейшим смерти, ибо Его плоть была плотию Бога Слова, ипостасно соединенной с Ним и во гробе; и посему смерть не могла удержать Его в собственном царстве как своего пленника. Христос воскрес, потому что смерти «невозможно было удержать Его» в своей власти ( Деян.2:24 ). А то, что она удерживала Его три дня, то это было по попущению Самого Господа Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Объясн. Здесь содержится обличение и осуждение богатых, но не всех и не всяких, ибо и из числа их могут быть люди праведные, служащие Господу своим имением: Лк.8:2–3 ; Мф.27:57 ; ни Христос, ни Его апостолы не проповедовали равенства между людьми по имуществу и не осуждали богатства безусловно. Подлежит осуждению обольщение богатством: Мф.13:22 , любостяжание, словом, когда люди не в Бога богатеют: Лк.12:15:21 , Богачи, для которых нет ничего дорогого, кроме их золота, поистине стоят строгого осуждения: Лк.6:24–25 . 33) О правах на собственность Лк.14:33 . «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Объясн. Смысл этих слов такой: человек ради жизни вечной должен жертвовать всеми временными земными благами: Мф.13:44 ; так и поступал апостол Павел: Флп.3:7–8 ; но можно было угождать Господу и служением от имения своего: Лк.8:3:19:8–9 . Деян.2:44–45 . «Все же верующие были вместе и имели всё общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого». Объясн. То, что возможно было для первого, малого ещё христианского общества, невозможно теперь для многомиллионного общества христиан, при этом здесь не безусловно обязательна заповедь об имущественном равенстве, были и тогда следовавшие за Христом, не отрекаясь совершенно от своего имения: Лк.8:2–3 , и Закхей не всё, а только половину обещал раздать нищим: Лк.19:8–9 . 34) О равенстве Ин.13:14 . «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Объясн. И в Православной Церкви совершается обряд омовения ног. В апостольской истории на этот обряд указывается нам, как на один из видов гостеприимства: 1Тим.5:10 , на тайной вечере Христос самым делом учил смирению, как, например, учил Он неоднократно и словами: Мф.20:26–27 ; тогда как из других мест Писания видим: 1Кор.7:20 ; 2Тим.2:20 , самоотверженной службой на пользу ближних служат и пастыри Православной Церкви. 1Кор.7:20 . «Каждый оставайся в там звании, в котором призван».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Мы всё поставили в своей жизни вверх ногами» 21.11.2016 11:50:34 Архимандрит Амвросий (Юрасов) Архимандрит Амвросий (Юрасов), основатель и духовник Введенского женского монастыря в г. Иваново и иеродиакон Елеазар (Титов) отвечают на вопросы радиослушателей. Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/10/26/21-02.html Иеродиакон Елеазар (Титов): –  Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его и это все приложится вам». (Мф. 6, 33)  Порою человеку бывает трудно исполнить эту заповедь потому что он считает, что если все выпустит из рук,  не будет контролировать, заботиться, все развалится. В другом месте в Евангелии сказано: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34)  – то есть Господь нам говорит, что не нужно чрезмерно планировать. Как рассудить правильно? Как понять эти слова Спасителя? Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Господь сказал это 2000 лет назад, но и сейчас все остается в силе. Мы должны искать, прежде всего, Царства Божьего и правды Его. Допустим, человеку 15-20 лет, если он поставит духовное на первое место – это прекрасно. Почему? Потому что мы – не только плотские люди, но и духовные. Самое главное у нас – не тело, а душа. Тело – только одежда нашей души. Большинство людей вроде бы не отрицают Бога, а все равно, к чему они стремятся? Только к одному – все для плоти, для земной жизни, а для души, порой, ничего нет: ни молитвы, ни поста, ни смирения, ни целомудрия, ни кротости – ничего. И служения Богу тоже нет. Вот это и плохо. Мы можем прямо сказать, что мы всё поставили в своей жизни вверх ногами. Я помню слова Христа, Он говорил: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 19). Когда я это прочитал, то стал думать: «Что же я получил?» Вспоминаю: оказывается, 250 гектаров земли и много отцов – священников, матерей, братьев и сестер – монахов, и друзей и множество келий – больше 100 и в любой из них можно жить. То, что сказал Господь, остается в силе. Он дает нам все необходимое для жизни. Но на первом месте должно быть спасение души.

http://radonezh.ru/text/my-vs-postavili-...

Беседа 47 «Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». ( Мф. 13:34–35 ) Изъяснение 13:34–52. Для чего Христос учил в притчах. – Не должно понимать притчей буквально. – Важность и многоценность проповеди. – Отречение от всего житейского есть не потеря, а приобретение. – Одной веры не довольно для спасения. – Вред нерадения о чтении Писания. – Глава и члены добродетели. – Ев. Матфей, как пример добродетели. – Без милостыни невозможно спасение. – Превосходство души произвольно-убогого над душою богатого. 1. Евангелист Марк говорит, что Христос проповедовал им слово в притчах, «сколько они могли слышать» ( Мк. 4:33 ). Но евангелист Матфей, чтобы показать, что проповедовать в притчах не есть что-либо новое, приводит пророка, которым предсказан этот способ учения, и вместе, чтобы открыть нам намерение Христово, с каким Он беседовал в притчах, именно – не то, чтобы оставить слушателей в неведении, но то, чтобы возбудить их к вопросам, – присовокупляет: «без притчи же не говорил им». Хотя Христос о многом говорил без притчи, но в настоящем случае без притчи Он ничего не говорил. И однако же, никто не вопрошал Его, – хотя часто вопрошали пророков, как-то, Иезекииля и многих других. Теперь не предложили ему ни одного вопроса, хотя сказанного достаточно было к тому, чтобы озаботить слушателей и побудить к вопросам. Даже угроза величайшим наказанием, высказанная в притчах, не произвела на слушателей никакого впечатления. Вот почему Господь оставил их и ушел. «Тогда, – говорит евангелист, – Иисус, отпустив народ, вошел в дом» ( Мф. 13:36 ). И ни один из книжников не следует за Ним. Отсюда видно, что они следовали за Христом единственно с намерением уловить Его в слове. Но так как теперь они не понимали того, что было говорено, то Господь оставил их. И приступают ученики Его с вопросом о притче плевел ( Мф.13:36 ). Доселе хотя они и желали узнать, но боялись спрашивать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В данном же поврежденном состоянии – это лишь цель , которую надо достичь с Божией помощью, но и при личном усилии. Апостол Петр так суммирует содержание христианской жизни: «Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» ( 1Пет. 4:1 ). Здесь преодоление греха поставлено в прямую зависимость от добровольного распятия плоти с ее страстями и похотями ( Гал. 5:24 ). В сущности, все сводится к элементарной истине, что по причине греховной поврежденности душа и тело человека находятся в конфликте : когда тело пресыщается, тогда духовные силы человека притупляются и слабеют, и наоборот, когда человек добровольным воздержанием ослабляет тело, тогда его духовные силы просыпаются и начинают расцветать. Лучшие мыслители издревле установили, что всякое духовное усилие, всякое добровольное лишение, всякий отказ, жертва немедленно размениваются на духовные богатства внутри нас; чем больше мы теряем, тем больше приобретаем. Вот почему главной темой Священного Писания является побуждение к подвигу. Сама жизнь христианина уподобляется несению креста вслед Христу: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф. 10:38 ). На вопрос учеников, многие ли спасутся, Господь ответил: « Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» ( Лук. 13:24 ). «Царство Небесное силою берется , и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11:12 , см. также Лк. 13:22–30 ; Мк. 8:34–38 ; Лк. 14:25–27 ; Ин. 12:25–26 ). «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:19–34 ). И это не только в известные моменты жизни, но должно стать образом жизни: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящими» ( Лк. 12:32–35 , Мк. 13:33–37 ). «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» ( Рим. 12:11 ). Однако, говоря о необходимости подвига, надо помнить, что в христианстве важно не одухотворение само по себе, а уподобление Христу .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Еще раз повторяем, что Церковь никогда не практиковала, и даже прямо осуждала отсечение искушающих членов, потому что все истинное совершается только в свободе. Нет свободы греха, нет и подвига добродетели. Стихия пола, как море. Задача не в том, чтобы ее объяснить, но – чтобы переплыть и не погибнуть. Господь указал два пути: честный брак и совершенное безбрачие. Кто на что способен. Везде свои радости, и свой крест. Спасение в том, чтобы до конца, с честью пройти выбранный путь, не сойти со своего креста. «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои» ( Мф.5:33 ). В Ветхом завете сказано: «Господа, Бога, твоего бойся, ... и Его именем клянись» ( Втор.10:20 ). И, разумеется, «не клянитесь именем Моим во лжи» ( Лев.19:12 ). Бог повелел клятвенно призывать Его в свидетели правдивости слов и намерений, мол, Бог с нами, Он видит и слышит, и покарает в случае лжи и вероломства. Но заметим, что в предыдущих случаях, насчет убийства и прелюбодеяния, Господь не отменял ветхозаветного, но доводил до сердца, до совершенства. А тут вдруг слышим: «А Я говорю вам: не клянись вовсе...» ( Мф.5:34 ). Дело, во-первых, в том, что заповедь о клятве, как и многие другие, была извращена Иудеями. Цель их законнической системы, их «предания» – в том, чтобы и сотворить свою похоть, и в то же время – как бы выполнить Божью заповедь. И они придумали: не Богом клясться, но «небом», «землей», «Иерусалимом», или «своей головой». С одной стороны, вроде бы поклялся, если с тебя требуют клятву. И одновременно не поклялся, потому что ведь не именем Божиим поклялся, и поэтому не грех нарушить. Господь же, во-первых, показал, что это лукавство не пройдет. Все в мире имеет прямое отношение к Богу, и за любую ложную клятву будешь отвечать. Поэтому не хитри, и не клянись «ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» ( Мф.5:34–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью» ( Мф.27:34 ), – и опять тот же Давид говорит: «И дали в пищу Мне желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом» ( Пс.68:22 ). В ребра пронзен был копьем ( Ин.19:34 ), – а Захария говорит: «Воззрят на Меня, Которого пронзили» ( Зах.12:10 ; Ин.19:37 ). Густая тьма среди дня повсюду разлилась (см. Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44 ), – и опять тот же Захария говорит: «И день этот ведом Господу, и не день и не ночь, и к вечеру будет свет, и будет Господь царем над всей землею, и в тот день будет Господь един, и имя Его едино» ( Зах.14:7–9 ). И Амос: «И будет в тот день, говорит Господь, зайдет солнце в полдень, и померкнет днем свет» ( Ам.8:9 ). И Иеремия: «3ашло солнце в полдень» ( Иер.15:9 ). Обрати в связи с этим внимание на трепет вызывающую совершенно чудесную вещь: луна была тогда четырнадцатого дня, диаметрально противоположная солнцу, ибо с момента обновления она минула солнце, а свет полностью исчез в полдень, и повсюду распространились такой мрак, такая тьма, что казалось, что наступила глубокая ночь. И вот что способно удивить еще больше: когда по причине естественного течения светил какая-то часть земли оказывается затемненной, все остальное пребывает освещенным; тогда же тьма разлилась повсюду. Происходит это обычно так: когда в восточной части небосклона сходятся светила, тогда для одних только тамошних стран исчезает солнечный свет, а западные остаются освещенными; если же это случается в западной части неба, то соотношение затемненного и освещенного оказывается обратным. А тогда, когда и весеннее равноденствие настало, и неподвижный полдень, луна четырнадцатого дня, наиновейшая, противоестественно закрыла солнце, – явление никогда не бывавшее и по естественным причинам невозможное никогда, – и чтобы произошла такая встреча светил, и чтобы такая тьма по всей земле разлилась. И не только это произошло, но и земля от самих корней отрывалась, и храмовая завеса разодралась (см. Мф.27:51–53 ), и все было исполнено смущения, и казалось, что наступает развязка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010