Глава 9 1–13. Преображение Господа Иисуса Христа. – 14–29. Исцеление бесноватого отрока. – 30–32. Повторение предсказания о смерти и Воскресении. – 33–50. Об отношении учеников друг к другу: смирение, любовь. Беседа о соблазнах. Мк.9:1 .  И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. (Ср. Мф. 16:28 .) Эти слова представляют собой заключение к речи Господа, содержащейся в Мк.8:34–38 . Евангелист Матфей выражается гораздо конкретнее, чем Марк (и с ним Лука). Он говорит именно о пришествии Христа как могущественного Царя, а Марк – о наступлении Царствия Божия вообще. Об исполнении этого пророчества Христова нужно сказать следующее. Царство Божие «в силе», т.е. распространение Евангелия во всем тогдашнем мире ( Рим.1:8 ; Кол.1:6 ; 1Фес.1:8 ), увидели некоторые из тех, которые были слушателями Христа. Они видели, как Царство Божие проникло в сердца людей, обновляя их и снабжая новыми жизненными силами, – словом, обнаруживая всю свою чудодейственную силу. Мк.9:2 .  И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Начинающееся здесь повествование о Преображении Христа в общем сходно с повествованием Евангелия Матфея ( Мф.17:1–13 ), но имеет и некоторые особенности. Мк.9:3 .  Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Не упоминая об «изменении лица Христова» (ср. Мф.17:2 ), евангелист Марк особенно обстоятельно говорит об одеждах Христовых, которые были озарены необычайнейшим светом. Сам свет этот был небесного происхождения, как видно из того, что с ним, говорит евангелист, нельзя было сравнить блеск одежды, вычищенной белильщиком «на земле». Мк.9:4 .  И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. Евангелист Марк на первом месте ставит Илию (а не Моисея, как Матфей), может быть, потому, что далее идет беседа об Илии (стих 11 и сл.). Мк.9:5 .  При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

823 Исх 3, 14. 824 По новому Синодальному русскому переводу: Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди — ред. 825 У пер.: действительным — ред. 826 У пер.: корабля — ред. 827 У пер.: окраины — ред. 828 Мф 11, 11. В тексте дана сноска: Мф 11, 19 — ред. 829 Исх 20, 12 17]; Лев 20, 9. 830 Ис 29, 13. 831 Исх 20, 21; Лев 20. 832 1 Тим 5, 3. 833 1 Тим 5, 17. 834 Втор 25, 4. 835 Лк 10, 7. 836 У пер.: истрачиваю — ред. 837 Деян 10, 15. 838 1 Кор 10,21. 839 У пер.: претыкание — ред. 840 По новому Синодальному русскому переводу: Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искорнится — ред. 841 У пер.: недоумение — ред. 842 По новому Синодальному русскому переводу: Всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искорнится — ред. 843 У пер.: насаждение — ред. 844 1 Кор. 3, 6. — По новому Синодальному русскому переводу: Я насадил, Аполлос поливал — ред. 845 1 Кор 3, 6. 846 1 Кор 3, 9. 847 У пер.: разные природы — ред. 848 Иер2, 21. 849 Тит 3, 10–11. 850 Мф 10, 5. 851 Мк 7, 26. 852 У пер.: Ханянитянка — ред. 853 У пер.: покланяется — ред. 854 У пер.: в целом его виде–ред. 855 У пер.: остатками щенков — ред. 856 Пс 21, 17. 857 Фил 3,2. 858 Мф 9, 22. 859 По новому Синодальному русскому переводу: Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому, и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым — ред. 860 По новому Синодальному русскому переводу: И Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева — ред. 861 По новому Синодальному русскому переводу: лодку — ред. 862 По новому Синодальному русскому переводу: Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня нахдятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге — ред. 863 У пер.: Он имеет — ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Сын Божий, Спаситель мира, будучи Сам совершеннейшей Истиной, явился на землю открыть эту истину людям ( Ин.18:37 ), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:15, 16 ). И лишь только раздался голос этой Божественной Истины, как тотчас же появились слушатели и последователи Её ( Мф.5:23–25 ). Истина, духовная пища человечества, открывается миру ( Ин.3:35, 36 ), но плотские люди не в состоянии принять, яже Духа Божия (2:19, 20; 3:3, 4; 4:10–15, 32 и 33 ст. и др.); таков закон естества ( 1Кор.2:14 ; Ин.3:31 ; Гал.5:17 ). Поэтому Спаситель Сам избирает себе 12 учеников и делает их апостолами; одних Он призывает от мирских занятий в ученики Себе; другие, влекомые силою Божества Его, неотлучно следуют за Ним. Но Спаситель не был учителем только апостолов, Он и народу открывал Своё учение. Он Сам сказал: доколе Я в мире, Я свет миру ( Ин.9:5 ). Народу Спаситель предлагал начатки Своего учения и то большею частью в притчах, а тех, кого желал сделать ловцами человеков, научал всему; Он ученикам Своим открывал всю волю Отца Своего небесного ( Ин.15:15 ) наедине; постепенно научая их тайнам царствия Божия ( Ин.13:11 ), открыл их ум к уразумению Писаний ( Лк.24:45 ) всех ветхозаветных пророческих, предал им всё, что слышал от Отца своего Небесного ( Ин.15:15 ). Учением Своим Спаситель очистил апостолов, как сосуды избранные ( Ин.15:2 ; Деян.9:15 ); сделал их соработниками Своими, служителями Своими и домостроителями тайн Божиих ( Лк.1:2 ; 1Кор.3:9 ; 2Кор.3:6 ). В знак того, что апостолы вполне поняли истину, Спаситель вручил им Божественную власть на земле – духовными узами вязать и решить всё (человечество) ( Мф.18:18 ). Утвержденных в истине и уполномоченных Божественною властью, апостолов Спаситель, истинный свет мира, оставляет в мире вместо Себя тоже как свет мира ( Мф.5:14 ). Пм одним Спаситель заповедует: идите по всему миру, и проповедуйте евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Он говорит апостолам: вы друзья мои, если исполните то, чего Я заповедую вам ( Ин.15:14 ); Я назвал вас друзьями потому, что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (15 ст.); не вы Меня избрали, а Я вас избрал, чтобы вы шли, и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал (16 ст.). И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век ( Ин.14:16 ); когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, и будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ); научит вас всему и напомнит вам всё то, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). И тогда только вы, облагодатствованные Духом Святым, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:19, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Давид говорит о себе: «я одевался во вретище, изнурял постом душу мою» ( Пс.34:13 ); «колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» ( Пс.108:24 . Читай еще: 2Цар.3:35 , 2Цар.12:16 ). Пророк Илия постился также сорок дней ( 3Цар.19:8 ). Постились: Ездра ( 2Ездр.8:49–50 ), Неемия ( Неем.1:4 ) Даниил ( Дан.10:2–3 ), постился весь народ Израильский ( Суд.20:26 , 1Цар.7:6, 31:13 ; Иудиф.4:9–13 ; Есф.4:16 ; Иер.36:9 ), постились Ниневитяне ( Ион.3:5 ). Вот как много примеров поста еще в Ветхом Завете! Неужели мы отстанем от ветхозаветных праведников в этой добродетели? Ведь «все это, – по слову святого Апостола Павла, – происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Да и Сам Иисус Христос указывает на Ниневитян, как на образец всем кающимся: «Ниневитяне, – говорит Он, – востанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Лк.11:32 ). Правда, Христос Господь освободил нас от ига ветхозаветного обрядового закона, но пост Он освятил для нас примером Своим ( Мф.4:2 ), и наряду с наставлениями о том, как творить милостыню ( Мф.5:1–4 ), как молиться ( Мф.5:5–13 ), прощать обиды ( Мф.5:14–15 ), дал наставление и о том, как должно поститься: «когда поститесь, – говорил Он, – не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:16–18 ). В сих словах Спаситель не только учит, как поститься, но обещает постящемуся и награду от Отца Небесного, – значит, пост есть дело святое и Богу угодное. Когда ученики Иоанновы спрашивали Господа: почему Его ученики не постятся? Он не стал осуждать поста, а сказал только, что им не пришло время поститься, а «приидут дни, когда отнимется у них Жених», – то есть, когда Господь не будет более видимо пребывать с ними, – «тогда и они будут поститься» ( Мф.9:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании поста Мф.6:16–18 . «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Объясн. Первые же слова этого стиха говорят о посте – «когда поститесь», осуждается здесь только лицемерный пост: Тов.12:8 . Молитвой и постом изгоняется самый лютый род бесов: Мф.17:21 ; упражняться в посте учили апостолы: 1Кор.7:5:11:27 , и Сам Господь: Мф.9:15 . Мф.9:17 . «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». Объясн. Здесь говорится не о посте, а о христианском учении, как «молодом вине», которое не могли воспринимать «мехи ветхие» – не уверовавшие в Мессию Иудеи. Нельзя забывать, что ученики Господа Иисуса не постились, пока Он был с ними, а когда «отнят был у них жених», тогда стали поститься: Деян.13:2–3:14:23 ; учил о посте и Сам Иисус Христос: Мф.6:16–17:17:21 , и святые апостолы: 1Кор.7:5 ; 2Кор.6:4–5 . Мф.15:11:17–19 . «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ещё ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека». Объясн. Здесь о безразличии и неважности пищи для спасения человека ничего не говорится. Иисус Христос учит заботиться о соблюдении внутренней чистоты своего сердца. Церковь запрещает в постные дни вкушение мяса не потому, что оно само по себе нечисто, но чтобы обуздать плотоугодие, для упражнения в молитве: 1Кор.7:5 , и для избегания соблазна: 1Кор.8:9–13 . Ясное дело, Спаситель в Евангелии ( Мф.15:11–18 ) говорит о том, что нужно человеку гораздо более заботиться о соблюдении внутренней чистоты своего сердца, чем о внешней чистоте тела человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Спаситель засвидетельствовал это благовестие, словом воскресив из мертвых Лазаря (см. Ин.11:43-44), сына наинской вдовы (см. Лк.7:11-15), дочь Иаира (см. Мф.9:18-25; Мк.5:22-42; Лк.8:41-55) и других мертвецов (см. Мф.11:5; Лк.7:22). На этих фактах и утверждается истинность и сила учения Спасителя о воскресении. Это и дает Ему право говорить о Себе: «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин.5:21); «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе... Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин.5:25, 26, 28, 29). Ведь воскресение мертвых — это воля Бога Отца, добровольно совершаемая Сыном (см. Ин.6:39). Как всеведущий Бог Господь Иисус в Своем Богочеловеческом учении о воскресении и вечной жизни говорит и о характере жизни по воскресении: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж; но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30; Мк.12:24-27; Лк.20:35-36).    Будучи Сам Воскресением, и Жизнью, и Победителем смерти, Спаситель Своим учением объяснил тайну телесной человеческой смерти: телесная смерть — это сон, которым тело временно засыпает, чтобы в день Страшного Суда вновь пробудиться к жизни вечной. По сей причине Спаситель и называет смерть сном (см. Мф.9:24; Мк.5:39; Лк.8:52; Ин.11:11). В притче же о богатом и Лазаре Господь яснее всего показал бессмертие человеческой души и ее жизнь после телесной смерти (см. Лк.16:19-31).    Учение о «Божием Царстве» занимает центральное место в учении Спасителя о спасении мира. В качестве первого новозаветного благовестия Спаситель возвещает истину о том, что с Ним и в Нем приходит к людям Царство Божие (см. Мф.4:17; ср.: Мф.3:2; Лк.10:9, 11). Совершая Святым Духом необычные, Божественные дела, Спаситель указывает на это как на доказательство того, что к людям пришло Царство Небесное (см: Мф.12:28; Лк.11:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И. упомянут в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 2; Лк 3. 34). В НЗ имя И. чаще всего встречается в известной из ВЗ (Исх 2. 24; 3. 6, 15; Втор 1. 8; 6. 10; 9. 27; Иер 33. 26; 2 Макк 1. 2; Иф 8. 26) формуле «Бог Авраама, Исаака и Иакова». Имена 3 патриархов, с к-рыми Бог как с представителями Израиля заключил Свой завет, являются символом веры и преданности Израиля. Эта формула часто встречается в раввинистической лит-ре, где показывает, что отношение Бога к Аврааму, Исааку и И. является гарантией Его верности народу завета (см., напр.: Мидраш Шэмот 12. 1). В НЗ это выражение фарисеи использовали в основном применительно к себе, поскольку они т. о. подчеркивали свою связь с Богом. Это словосочетание можно рассматривать как эквивалент выражения «сыновья царства». Те, кто почитали Авраама, Исаака и И. как своих отцов, являлись сыновьями царства. Поэтому слова Спасителя из Мф 8. 11-12 (Лк 13. 29): «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» - могли восприниматься фарисеями как неслыханная дерзость, подрывающая основы их веры, поскольку включали в понятие «сыны царства» тех нечестивых, к-рые, по их мнению, не принадлежали к народу завета. Эта же идея содержится в словах Спасителя о воскресении мертвых: «А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?»» (Мк 12. 26; Мф 22. 32; Лк 20. 37; ср.: Исх 3. 2, 6). Вера в воскресение Авраама, Исаака и И. должна допускать также и воскресение их преемников (ср.: 4 Макк 7. 19; 16. 25), к-рыми в НЗ становятся все верующие во Христа. Согласно Деян 3. 13 след., отвержение иудеями Христа, Которого Бог воскресил из мертвых, означает для них отречение от Бога Израиля - Бога Авраама, Исаака и И. По мнению ап. Павла, истинными детьми Авраама и наследниками данных И. обетований являются христиане (как из евреев, так и из язычников), при этом он использует имя И. для обозначения всего еврейского народа (Рим 11. 26). Также ап. Павел обращается к библейской истории возвышения И. и отвержения Исава, чтобы показать, что избрание как иудеев (Рим 9. 6-23), так и язычников (Рим 9. 24-26) является исключительно свободным действием милости Божией, которая не зависит от человеческих предпочтений и условностей (Рим 9. 13). Выражение «дом Иакова» (Лк 1. 33; Деян 7. 46) отсылает к собирательному пониманию образа И. в ВЗ как всего избранного народа (Пс 113. 1; Ис 2. 3; Ам 3. 13). Образ И. в христианской экзегезе

http://pravenc.ru/text/200151.html

9:2—8; Лк. 5:17—26). Святой Лука замечает, что эти вопрошатели, криво толковавшие дела и слова Господа, были фарисеи и законоучители, пришедшие из всякой веси Галилейской, Иудейской и Иерусалимской. Это — Иерусалимской — порождает вопрос, что привело их сюда?    Вслед за сим видим Господа в доме Матфея, только что Им призванного к следованию за Собою. Книжники и фарисеи и тут не упустили случая придираться: зачем Господь ест и пьет с мытарями и грешниками? Зачем ученики Его не постятся, как делают ученики фарисейские и Иоанновы? То и другое Господь объяснил им: первое — что не требуют здравые врача, а болящие; а второе — что придет время, и ученики Мои станут поститься. Но не видно чтоб возражатели тем удовольствовались (Мф. 9:9—17; Мк. 2:13—22; Лк. 5:27—39).    Настала вторая Пасха. Господь прибыл на нее в Иерусалим. Там исцелил Он тридцативосьмилетнего расслабленного, лежавшего при овчей купели, в субботу. Иудеи стали гнать Его, и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу, а когда в оправдание Свое указал Он на Свое равенство Богу Отцу, они еще сильнее искали убить Его (Ин. 5:15—18). Раздражение неудобообъяснимое, если не признаем, что им передано было все, что делал Господь в Галилее, и с кривотолкованием.    На возвратном пути в Галилею, когда в субботу проходил Он с учениками по засеянному полю, ученики, чувствуя голод, стали срывать колосья, растирать и есть. Фарисеи укоряли Его, зачем позволяет ученикам Своим делать то, что делать не следовало в субботу (Мф. 12:1—8). В другую за тем субботу вошел Господь в синагогу и учил. Там был некто сухорукий. Книжники и фарисеи наблюдали, не исцелит ли его Господь в субботу; и когда исцелил, пришли в бешенство, и, вышедши, составили с иродианами совет, как бы погубить Его (Мф. 12:14; Мк. 3:6; Лк. 6:11).    И все так было: мало-мало делалось что не по-фарисейски, фарисеи тотчас выступали против того. Кажется, стая их отряжена была из Иерусалима для наблюдения за Господом, как можно заключить из того, что евангелисты не раз замечают о пришедших из Иерусалима возражателях. Так, когда однажды исцелил Господь слепого и немого и народ начал толковать: «не это ли Христос, Сын Давидов», — фарисеи и книжники, пришедшие из Иерусалима, пустили в ход хулу, что «Он изгоняет бесов... силою князя бесовскаго веельзевула, и что Сам в себе имеет веельзевула». Может быть, иерусалимские власти так повелели толковать, ибо чудес и знамений отвергать было нельзя. Господь наглядно представил нелепость такой хулы, но они все продолжали свое: «о веельзевуле» (Мф. 12:23—24; Мк. 3:22—27). Так, когда Господь, по воскрешении дочери Иаировой и исцелении двух слепых, изгнал и духа немого, народ возглашал: «николиже явися тако во Исраили», а фарисеи внушали ему опять: «о князе бесовстем изгонит бесы» (Мф. 9:33—34).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мк.1:6 .  Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. Об одеянии Иоанна евангелист Марк говорит согласно с Матфеем ( Мф.3:4 ), но описывает это одеяние уже после того, как упомянул о толпах народа, приходивших к Иоанну креститься. Не был ли Марк сам в числе тех, которые совершали путешествие в пустыню к Иоанну? По крайней мере, едва ли можно допустить, чтобы он, будучи молодым человеком и, несомненно, интересуясь религиозными вопросами, мог спокойно сидеть дома в Иерусалиме в то время, когда поблизости, в пустыне Иудейской, совершаемо было Иоанном символическое действие великой важности – крещение. Мк.1:7 .  И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; Мк.1:8 .  я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Теперь евангелист точнее, полнее сообщает содержание проповеди Крестителя. Это проповедь о Мессии (см. Мф.3:11 ). Иоанн считает себя недостойным исправить у Мессии даже дело раба: нагнуться и развязать ремень обуви. Здесь евангелист Марк ближе к Луке ( Лк.3:16 ), чем к Матфею. Мк.1:9 .  И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. (Ср. Мф.3:13 ). Евангелист Марк точно обозначает, что Христос пришел из Назарета (о Назарете см. комментарии к Мф.2:23 ). Мк.1:10 .  И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. См. Мф.3:16 . Мк.1:11 .  И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. См. Мф.3:17 . У евангелиста Марка, как и у Луки, голос Бога обращен прямо ко Христу, тогда как у Матфея – к третьему лицу, вероятно, к Предтече 6 . Мк.1:12 .  Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. (Ср. Мф.4:1 ). Евангелист Марк говорит, что Дух Святой с силой увлекает ( κβλλει) Христа в пустыню. Христос чувствует как бы неудержимое влечение пойти в пустыню и там вступить в борьбу с сатаной. Мк.1:13 .  И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Незадолго до Своих спасительных страстей, Он, как повествуют евангелисты ( Мф.17:1–9 ; Мк.2:2–9 ; Лук.9:28–36 ), взял с Собой любимейших учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на гору высокую наедине, чтобы здесь помолиться. И во время молитвы Он преобразился пред учениками, и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белые яко свет ( Мф.17:2 ) – белы зело, яко снег, яцех же не может белилник убелити на земли ( Лук.9:3 ). С этим небесным светом и славой явились два великих служителя ветхого завета – Моисей и Илия, и беседовали с Ним о Его кончине, о которой апостолы только-что предварены были Господом ( Мф.16:21–23 ; Мк.8:31–33 ; Лук.9:22 ). Апостолы отягчены были сном, но, пробудясь, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. Неизяснимо-сладостное чувство восторга наполняло сердца апостолов, и когда мужи готовы были удалиться, то ап. Петр, изумленный, пораженный и восхищенный, опасаясь скорого их удаления, воскликнул: Господи, добро есть нам зде быти: аще хощещи, сотворим зде три сени (палатки), Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии ( Мф.7:4 ). Вдруг светлое облако осеняет и апостолов, и они слышат из облака голос, говорящий: Сей есть Сын мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте. Но еще не очищенные от естественной слабости, они не могли перенести небесного света. Объятые страхом, они падают ниц, на лица свои. В это время видение прекратилось, но апостолы боялись подняться. Тогда Иисус приступил к ним, коснулся их и сказал: востаните, и не бойтесь. Когда апостолы возвели очи свои, то уже ничего не видели. Так Господу угодно было показать ученикам Своим небесную Свою славу перед тем, когда предстояло Ему понести крайнее унижение и позор крестной смерти за грехи наши, и, по древнему и общему преданию Церкви, это откровение славы Господа нашего совершилось именно на горе Фаворе. Св. равноап. царица Елена в свое время воздвигла здесь храм во имя свидетелей преображения: св. апп. Петра, Иакова и Иоанна, или, по другим, Господу Иисусу Христу, Моисею и Илии. С древнейших времен сюда стекалось множество богомольцев, особенно ко дню Преображения Господня, при чем здесь совершалось торжественное богослужение. Сарацины разрушили совершенно все христианские церкви, монастыри и укрепления. С того время (с XIII в.) вершина Фавора была совершенно необитаема. Только богомольцы от времени до времени заходили сюда и совершали богослужение в развалинах двух древних церквей – византийской, устроенной св. Еленой, и латинской, устроенной крестоносцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010