В прологе Книги Иова описан диалог Творца с сатаной, чьей целью является искушение праведника с перспективой отчаяния и богоотречения последнего. Сатана получает ограниченную силу, позволяющую ему разрушить земное благополучие и физическое здоровье Иова. Однако праведник, пройдя сквозь глубину страданий, усугубленных отступлением жены и непониманием друзей, остается верным Богу. Злой дух овладевает царем Саулом (1 Цар 16. 14-16); в неканонической Товита Книге упоминается злой дух Асмодей, к-рого связывает арх. Рафаил, чтобы тот не мог умертвить мужа и препятствовать замыслу Божию (Тов 3. 8, 17). В таргумах содержатся свидетельства о том, что «царь Соломон изобрел науку заклинать злых духов». Евангелия свидетельствуют о многочисленных эпизодах изгнания Спасителем бесов из одержимых ими людей. Эти описания имеют характер, признаки и значение чудес, сопоставляемых с воскресением мертвых (слова Иисуса Христа апостолам: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» - Мф 10. 8). Не всегда ученики могли справиться с изгнанием, в одном случае это потребовало вмешательства Божественного Учителя, поясняющего, что «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк 9. 29). В НЗ встречаются 2 случая, когда изгнанием бесов занимаются люди, не принадлежащие к христ. общине. В первом Господь не запрещает этого, произнося: «Никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня» (Мк 9. 39), в другом попытка изгнания злого духа заканчивается печально: демоны нападают на самозваных заклинателей - сыновей иудейского свящ. Скевы (Деян 19. 13-16). Примечательно, что Спаситель использует образ демона метафорически в притче о душевном устройстве: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф 12. 43-45). Ничто так не доказывает победы над бесами, как их лютые брани на нас, говорит прп. Иоанн Лествичник ( Ioan. Climacus. 27. 49), «будем стараться не только отражать бесов, но и нападать на них» (Ibid. 26. 138).

http://pravenc.ru/text/78238.html

Господь Иисус Христос указывает на совершенные человеком грехи как на причины болезней. «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мф.9:2 ). Другому исцеленному, который был скован болезнью 38 лет, Христос говорит: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ). Тут видим прямую связь между тяжестью грехов и тяжестью болезней. Болезнь может быть попущена человеку как испытание веры, способ ее укрепления или обращения к вере в целом. В Евангелии повествуется о многих случаях, как Иисус Христос исцелял людей от различных болезней, и даже воскрешал мертвых. Эти чудесные исцеления происходили по вере самих больных или их близких. Так, евангелист Матфей повествует о двух слепых, которых исцелят Господь: «Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: да, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» ( Мф.9:27–29 ). Исцелив женщину, страдавшую кровотечением в течение 12 лет, Христос говорит ей: «вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» ( Мк.5:34 ). Для свидетелей чудеса также были основанием веры. Так, после воскрешения Христом Лазаря «многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» ( Ин.11:45 ). Евангелист Иоанн Богослов повествует о том, что исцеление сына царедворца явилось основанием веры в Спасителя для всего его дома – семьи и слуг ( Ин.4:53 ). Исцеление никогда не происходит без веры. При этом телесное здравие, подаваемое Богом посредством чуда, не является самоцелью, исцеление всегда бывает толчком для духовного преображения человека. Господь исцеляет и тело и душу – человека целиком. Божественная помощь в достижении Царства Небесного – вот цель чудес, совершаемых Богом. Чудесные исцеления – одно из проявлений Божественной любви к своему творению и великое утешение для человека.

http://sueverie.net/mogut-li-besy-iscelj...

Скачать epub pdf Псалом 117 Псалом сей так же, как и несколько предыдущих псалмов, надписывается словом Аллилуиа , и есть благодарственная песнь Богу после победы над врагами. Псалмопевец, по мнению некоторых, – сам царепророк Давид, а по другим, и это всего вероятнее, – один из левитов, последующих составителей псалмов, призывает всех к прославлению Господа (ст. 1–4), ибо Он помогает всем призывающим Его в нужде и ищущим у Него помощи (ст. 5–9). Многочисленные враги – язычники – окружали избавленного и угрожали ему погибелью, но упование на Бога дало ему мужество и Бог помог ему (ст. 10–18). Он входит в храм, чтобы возблагодарить Господа (ст. 19–21). Народ присоединяет при этом выражение и своей радостной благодарности за спасение презираемого врагами их отечества (ст. 22–25). Священники принимают псалмопевца с благословениями и приносят благодарственные жертвы (ст. 26–27). В заключение, – новые выражения благодарности (ст. 28–29). По изъяснению св. отцев и вообще христианских толковников, в этом псалме изображается Мессия, Который, по воскресении Своем, славословит Бога и призывает Церковь к славословию Бога, воскресившего Его от мертвых ( Деян.4:10 ) и спасшего от всех врагов. Он называется здесь камнем, егоже небрегоша зиждущии (ст. 22), под которым, по свидетельству Спасителя ( Мф.21:42 ; Мк.12:10–11 ) и апостола Петра ( Деян.4:11 ), должно разуметь Самого Христа, преданного иудеями на смерть и воздвигнутого от мертвых силою Божией. Под днем, который сотворил Господь, дабы радоваться и веселиться в оный (ст. 24), Св. Церковь разумеет день светлого Христова воскресения. Посему псалом сей считается не только благодарственным, но и пророческим. Пс.117:1 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Такими же словами начинаются псалмы 105, 106 и 135. Ими пророк научает, чтобы все люди всегда знали и помнили, что Господь Бог есть благ, добр и милостив, что милость Его пребывает во век, и, помня это, чтобы не боялись и не стыдились, во-первых, исповедать и прославлять Его пред всеми людьми. От таких исповедников Он и Сам не отречется, как говорит Христос Спаситель в Евангелии ( Мф.10:32–33 ; Лк.9:26 ), а кто «постыдится Меня и Моих слов, того постыдится, – говорит Он, – и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» ( Мк.8:38 ). Исповедуя же благость и милость Божию, люди в то же время должны признавать себя, по грехам своим, недостойными этой милости, должны в то же время исповедать пред Богом грехи свои. Чрез такое исповедание грехов своих, люди покажут свое покаяние пред Богом, желание исправить свою жизнь и таким образом заслужить милость Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

2. Воплощение Бога в Иисусе Христе проявляет Божию любовь по отношению к созданному Им миру и людям (Ин. 3, 16). Через воплощение Христос соединил Свою Божественную природу с человеческой природой и тем сделал возможным спасение. Будучи образом Божиим, человек призван поступать соответственно Божией любви и милосердию. Следуя пострадавшему за людей Христу, воплотившемуся Богу, он должен жертвенно любить ближних (Фил. 2, 5-11). 3. Существование человека предусматривает как права, так и обязанности. Ко всем людям необходимо относиться по факту творения с уважением, в соответствии с их человеческой ценностью. Права человека не должны нарушаться, они принадлежат каждому человеку, и обеспечение их реализации является задачей общества. 4. Осуществляя права человека и свободы, христиане должны следовать примеру своего Господа и быть верными заповедям Божиим (Мк. 10, 29-31). Это предусматривает также ответственность перед ближними и обществом. 5. Свобода вероисповедания – основополагающее право человека. Государство имеет особую ответственность – создать условия как для индивидуального, так и для совместного исповедания веры. 6. Для христиан важно иметь возможность исповедовать свою веру в обществе и проявлять веру и любовь в различных областях общественной деятельности (Гал. 5, 6). 7. В случае, если общественное законодательство трактует основные права граждан вразрез со Словом Божиим или препятствует их реализации, Церкви и христианам необходимо, следуя совету Апостола, слушать больше Бога, нежели людей (Деян. 4, 19-20; 5, 29). 8. В права человека входят, кроме права на вероисповедание, также право на жизнь, основные социальные, политические и экономические права, в том числе свобода собраний и ассоциаций, свобода слова, а также право на труд и достойную жизнь. Перед Церковью стоит задача защищать права человека по отношению ко всем людям и, кроме того, подчеркивать важность выполнения обязанностей в соответствии с принципом взаимности (Мф. 7, 12; Рим. 13, 8). 9. Следует продолжать дискуссию о ценности человеческой личности, о правах и обязанностях человека между нашими Церквами. В ходе наших дискуссий возник также вопрос о власти и о применении силы. Нам необходимо изучать эту проблематику более подробно на последующих богословских собеседованиях.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208348...

III. Опыт миссионерского изъяснения извращаемых лжеучениями сектантства мест Священного Писания , на коих утверждаются основные догматы православной Церкви. О соборах Церкви Деян. 15 глава повествует об апостольском соборе. Объясн. В Иерусалиме было собрание и рассуждение на нем апостолов и пресвитеров со всей церковью (ст. 6–22), так чтобы и миряне знали основания постановленного решения и следовали ему разумно и по убеждению. На собрании говорил сначала ап. Петр (ст. 7–11), потом ап. Иаков (13–21), но решение постановлено всеми и послание к антиохийцам написано от лица апостолов, пресвитеров и братий (22–23). В этом послании мнение об обязательности обрезания для обращающихся ко Христу язычников отвергнуто, как вышедшее не от апостолов (24), – решение собора изложено в словах: Угодно было Святому Духу и нам не возлагать на вас никакой бремени более, кроме сего необходимого (ст. 28– 29). Что же усматривается из этой истории? 1) Вопросы о предметах веры, возбуждающие разногласие в отдельных церквах, разрешаются собором. 2) В Иерусалимском соборе участвуют пресвитеры, так что соборы могут собираться и по отшествии апостолов, их преемниками, из епископов и пресвитеров при участии мирян. 3) Решение собора есть решение Святого Духа, наставляющего на истину предстоятелей Церкви. Вот основания по которым мы должны считать вселенские соборы высшего видимой властью в Церкви и постановления их как обязательные для христиан правила веры. Итак, в апостольской церкви было положено начало соборов. Другие примеры соборного рассмотрения и решения церковных дел можно находить в Деян. 1, 15–26; 6, 1–5; 8, 14 и др. Освященном Предании Мф. 15, 3 –.9. «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего... но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Исаия 29, 13). Объясн. Здесь Иисус Христос говорил не о всяком Предании, а только фарисейском, которое назвал: «вашим», было и другое предание не от старцев, но от отцов? Иоан. 7, 22 ; фарисеи же соблюдали предания старцев, относящиеся не к религиозной, а к обыденной жизни: Марк. 7, 3–8 . Смешивать это предание со Священным Преданием нельзя, ибо оно есть слово Божие: Гал. 1, 11–12 ; за соблюдение Священного Предания апостол хвалит 1Кор. 11, 2–3 ; и просит держаться его: 2 Фесс. 2, 15; 2Тим. 1, 13 ; и передавать другим: 2Тим. 2, 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Все знаем, что христиане не должны предаваться забавам, слыша о сем в божественных Писаниях, и особливо слыша, что Господь в Евангелии с угрозою говорит: горе вам смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете там (Лк.6:25). И еще говорит: не возноситеся (Лк.12:30), потому что все это делают язычники. А Пророк Исаия, лучше же сказать, Сам Бог чрез Пророка говорит: горе пиющим вино с тимпаны, свирельми и гусльми (Ис.5:12). Блаженный же Давид, как бы гнушаясь превозношением и хвалясь о Господе, сказал: Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои (Пс.130:1). И Иаков, брат Господень, говорит: Слезите, и плачитеся: смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование (Иак.4:9). И блаженный Апостол Павел предающихся забавам называет идолослужителями, говоря: ни идолослужители бывайте, якоже есть писано (1Кор.10:7), и еще говорит: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию слово благо (Еф.4:29); аще ясте, аще пиете, или ино что творите, вся во славу Божию творите (1Кор.10:31). И еще он же говорит: бывайте подражатели Богу, братия, и ходите в любви. Блуд же и всяка нечистота и лихоимство, ниже да именуется в вас, и сквернословие и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение (Еф.5:1-5). И много других мест в Божественных Писаниях, где говорится о сем. Но нет разумевающего; напротив того, на нас исполнилось слово Владыки: прельщаетеся, не ведуще Писания (Мф.22:29). На нас исполняется и Павлово пророчество, которое говорит: приходит время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся (2Тим.4:3,4). Сие-то самое постигло нас, возлюбленные; и вот видим, что слова оправдались делом. Кто теперь держится Божественного Писания? Кто прилежно внимает заповедям Христовым? Кто премудр, и сохранит сия (Пс.106:43)? Кто докажет, что мы не преступники закона? Много, говорят, сильных, много мудрых по плоти, много благородных, много сведущих книжников и законников, учителей; богатых, бедных, рабов и свободных, монашествующих и девственников и живущих девственно без обета, старцев и юных, но кто же из всех таковых может доказать, что христианам прилично играть на гуслях, или плясать или скакать на улицах, или свирять, или шуметь, или гадать, или делать так называемый хранилища, или носить их, или вопрошать бесов, или упиваться, или терпеть других, делающих такие беззаконные дела? Кто, как сказал я, докажет, что свойственно сие христианам? Какой Пророк, какое Евангелие, какая Апостольская книга подтвердят сие? Если совершенно прилично христианам делать сие, то все суета и заблуждение, и Закон, и Пророки, и Апостолы, и Евангелия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/821/...

Наш христианский шаг должен быть решительным, но не глупым Мы не должны спасать человечество — над этим иронизирует Христос 29 июля, 2018 Мы не должны спасать человечество — над этим иронизирует Христос 29 июля — неделя 9-я по Пятидесятнице, память святых отцов шести Вселенских Соборов. «Правмир» публикует отрывок из книги протоиерея Александра Абрамова «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея» . И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую. Мф. 14: 22—34 Сегодня Церковь предлагает евангельское чтение апостола Матфея о хождении по водам. Увидев Христа, идущего по воде, как по суше, Петр пожелал таких же дарований и незамедлительно их получил, но, испугавшись, начал тонуть. Христу приходится вытаскивать его. Церковнославянский текст употребляет глагол «взять», «поять» , очень активный. Проще говоря — Христос за волосы вытащил Петра. И когда все они — и Спаситель, и Петр, и другие ученики — оказались в лодке, прекратилась буря. Для нас сегодня очень примечательным является отрывок текста, предшествующий хождению Петра — такому сначала очень успешному, а затем бесславному — по воде. Когда ученики увидели Христа, идущего от берега к кораблю, они Его испугались: не призрак ли. И вот это «не призрак ли» определяет отношение современных христиан к Спасителю в каждодневной жизни.

http://pravmir.ru/nash-hristianskiy-shag...

Речь Иоанна в указанном стихе имеет общий смысл, не содержит подробностей, которые встречаются у синоптиков, относится к нескольким событиям. Иоанн говорит преимущественно о выступлении народа из Иерусалима навстречу Иисусу Христу. Но только при помощи Евангелия Иоанна можно точнее определить время, когда все это происходило. Он говорит, что Иисус Христос пришел в Вифанию «за шесть дней до Пасхи». Правда, выражение это недостаточно определенно. Если Пасха 29 года была 14 нисана в пятницу, то шестой день перед Пасхой может падать и на предыдущую субботу, и на послесубботний день. Вероятнее первое, и с этим согласуются обстоятельства, рассказанные Иоанном ( Ин.12:2–8 ) о вечери, устроенной для Христа в Вифании, и о помазании Его Марией драгоценным миром. Это был для Христа день отдыха и покоя. На другой день ( Ин.12:12 ) совершился торжественный вход Христа в Иерусалим. Синоптики пропускают здесь рассказ Иоанна о вечери в Вифании и представляют дело так, что Спаситель как бы непосредственно по прибытии из Иерихона в Вифанию совершил вход в Иерусалим. Но рассказ их, в сущности, не противоречит показаниям Иоанна. Матфей и Марк передают о вечери в доме Вифании в другом месте ( Мф.26:6–13 ; Мк.14:3–9 ). Почему это так, об этом будет сказано при объяснении этого раздела. Теперь же мы должны лишь установить, что вход Господень совершился в послесубботний день. У нас он называется воскресеньем; как назывались следующие за субботой дни у евреев? В ответ на этот вопрос достаточно сказать, что названия отдельных дней у евреев не были употребительны, и когда это было нужно, то они употребляли числительные: первый, второй, третий и т.д. В Евангелиях встречаются только указания на субботу и пятницу, последняя была, собственно, не названием дня, а приготовления ( παρασκευ) к субботе. Если Пасха в 29 году была 14 нисана в пятницу, то отсюда можно заключать, что Спаситель совершил вход в Иерусалим в первый день недели и в 10 день месяца нисана, когда по закону ( Исх.12:3 ) иудеи должны были приготовлять пасхального агнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Беседа 18 V. ПУТЬ МЕССИИ (Мк.8:27–10:52) 1. «За кого вы меня почитаете?» (Мк.8,27–33) а) Исповедание Петра (Мк.8,27–30) (Мф 16,13–20; Лк 9,18–21) 27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? 28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков. 29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. 30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. Этот эпизод приходится в Евангелии от Марка как раз на середину книги, он является как бы поворотным пунктом в жизнеописании Иисуса. Если до сих пор Марк описывал множество встреч Иисуса с людьми Его родной страны, то отныне он меняет тему. Деятельность Иисуса в Галилее подошла к концу. Начинается мессианский путь к Иерусалиму. Новая сцена переместилась в Кесарию Филиппову, которая находилась уже за пределами Галилеи. Она была расположена не на территории подвластной Ироду Антипе, а на территории тетрарха Филиппа, еще одного сына Ирода Великого. Поскольку начинается именно мессианский путь Иисуса, Особый смысл приобретает то, что этот путь начинается с важного вопроса Иисуса и важного исповедания Петра: « 27 За кого почитают Меня люди? 29 ...А вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос». Все дальнейшее в евангельском повествовании будет стоять под знаком этого ответа Петра и будет понятно только в том случае, если знать, что путь Иисуса, неизбежно ведущий к страданиям и смерти, – это путь Мессии , совершаемый по воле Божией. Мессианство Иисуса и путь к крестным страданиям неразделимы. И до тех пор, пока эта важнейшая истина не понята или не могла быть понята, действует запрет Иисуса ученикам вообще что-либо говорить об этом другим людям: » 30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем». Итак, Иисуса сейчас волновал вопрос – какое влияние Он оказал на людей? Понял ли хоть кто-нибудь, кто Он есть в действительности? И Он спросил учеников, что думают о Нем люди, и услышал от них общее мнение и слухи. Эти мнения и слухи можно понять только на фоне представлений современников Иисуса о собственной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Глава 4 Вар.4:1–8 . Продолжение речи о мудрости. Вар.4:9–29 . Обращение Иерусалима к своим детям с утешением. Вар.4:30–37 . Ободрение, с каким обращается пророк к Иерусалиму. Вар.4:1 Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. Вар.4:1–8 . Премудрость содержит в себе все законы, которые могут даровать благополучие народу их исполняющему. Если Израиль теперь страдает, то причиной этого является его отступничество от Бога, источника мудрости. 1 . Закон может быть назван вечным как откровение вечной премудрости Божией; в особенности это нужно сказать о его моральном содержании. «Если хочешь войти в жизнь вечную, – говорил и Господь Иисус Христос одному юноше, – то соблюди заповеди» (закона Моисеева, Мф.19:17 ). Отсюда видно, что моральные заповеди Моисеева закона приняты и в христианстве и от него получили печать вечности, вечной обязательности. Вар.4:2 Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее. Вар.4:3 Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя – чужому народу. Вар.4:4 Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу. 4 . Ср. Втор.4:8 и Пс.147:6–9 . Вар.4:5 Дерзай, народ мой, памятник Израиля! 5 . «Памятник Израиля». Небольшое число оставшихся израильтян представляет собой как бы памятник своему великому родоначальнику, Иакову или Израилю. Этот памятник великого патриарха Бог не даст разрушить и потому израильский народ не должен падать духом («дерзай!» ). Вар.4:6 Вы преданы язычникам не на погибель, но за то, что вы прогневали Бога, вы преданы врагам; Вар.4:7 ибо раздражили Сотворившего вас, принося жертвы бесам, а не Богу. Вар.4:8 Вы забыли питающего вас вечного Бога, а также огорчили и воспитавший вас Иерусалим, 8 . Иерусалим – это ветхозаветная Церковь , представленная лучшими ее служителями – истинными пророками, благочестивыми священниками и царями. Вар.4:9 ибо он видел пришедший на вас гнев от Бога и говорил: «слушайте, сожители Сиона, Бог навел на меня великую скорбь,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010