Глава 8 «Послал их по два по подобию Своему» (ср. Мф.10:5 , Лк.10:1 ), то есть как Сам безвозмездно проповедовал, так пусть и они делают по слову Его: «даром получили, даром давайте» ( Мф.10:8 ), чтобы оказаться Его подражателями. Далее, послал их (для того), чтобы они проповедовали истину, совершали чудеса и терпели бедствия, как и Сам Он делал, и, таким образом, знали бы, что Он отобразился в них, как бы (в Своем) отпечатке. «На путь к язычникам не ходите» ( Мф.10:5 ), – то же самое, что затем говорит: «к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:6 ). Когда же последние не приняли их, апостолы сказали им: «отселе мы обращаемся к язычникам» (ср. Деян.13:46 ). «Итак, вот Я посылаю вас, как овец среди волков» (ср. Мф.10:16 ), – так сказал, дабы научить их, что пока Пастырь с ними, (до тех пор) ничто не может повредить им. И чтобы укрепить их, говорит: «кто... вас примет, ...Меня примет» (ср. Мф.10:40 ). «Не берите..., – говорит, – золота» ( Мф.10:9 ), – чтобы среди вас не оказалось Иуды и того, что лишило Ахана жизни ( Нав.7:1–26 ), покрыло Гиезия проказой ( 4Цар.5:1–27 ) и весь народ совратило в пустыне ( Исх.32:1–7 ). И серебро запретил им и удалил (от них), чтобы кто-нибудь не почел их за торговцев, а не за проповедников. И сказал: «посоха» ( Мк.6:8 ), – то есть в знак власти и смирения, " ни жезла» ( Мф.10:10 ), – потому что они пошли пасти не стадо необузданное, как некогда Моисей. Но заметь и то, что Моисей, когда стадо стало жестоковыйно поступать с пастырем своим, оставив жезл, взялся за меч ( Исх.32:25–28 ); а так как это стадо 136 жительствовало в мире, то сказал вместо жезла взять посох. Далее, не сказал: «сапог» ( Мф.10:10 ), ибо если б они их носили, то всеми были бы отвергнуты, а сандалии ( Мк.6:9 ), чтобы таким образом они могли бы получать награду за свои наставления. Но хотя они были из простого народа, однако возвысил их и уподобил Моисею, который носил с собой кости праведника 137 , а они принимали и имели с собой Тело, оправдывающее все тела 138 . И если Моисей тремя именами дома Авраамова 139 примирил Бога с потомками, нарушившими закон, то насколько более они тремя именами Божества очистят всех людей, составляющих семью Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

10 . Не пожелай жены искренняго твоего: не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. В предыдущих трех заповедях запрещалось самым делом вредить жизни и чести ближнего; десятою же заповедью запрещает Бог даже желать вреда ближнему, ибо от худых мыслей легко могут родиться и худые дела. Грех против десятой заповеди называется завистью. Поэтому мы должны быть доброжелательны к ближнему и довольны своим положением. Десять заповедей закона Божия, как и символ веры , нужно знать каждому православному христианину и по ним поверять каждый день свою жизнь. Если найдем, что в течение дня мы не сделали ничего противного заповедям Божиим, то должны благодарить Бога и молить Его, чтобы Он подал нам силы и впредь не грешить; если же окажется, что мы в чем-либо нарушили заповеди, то следует принести Господу искреннее раскаяние и молить Его о прощении согрешений наших.   Х   Заповеди блаженства 1 . Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное ( Мф.5:3 ). 2 . Блажени плачущие: яко тии утешатся ( Мф.5:4 ). 3 . Блажени кротцыи: яко тии наследят землю ( Мф.5:5 ). 4 . Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся ( Мф.5:6 ). 5 . Блажени милостивии: яко тии помилованы будут ( Мф.5:7 ). 6 . Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят ( Мф.5:8 ). 7 . Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся ( Мф.5:9 ). 8 . Блажени изгнании правды ради: яко тех есть Царствие Небесное ( Мф.5:10 ). 9 . Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех ( Мф.5:11–12 ).   1 . «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2 . Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3 . Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4 . Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5 . Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6 . Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7 . Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Объяснение. Господь ясно различает прощение грехов в сем веке от прощения в будущем: первое даётся через пастырей: Мф.16:19:18:18 ; а второе – непосредственно по молитвам членов Церкви земной: Сир.7:36 ; Тов.4:17 ; и небесной: Вар.3:4–5 . Мф.16:26–27 . «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его». Объяснение. Сам человек по смерти никакого выкупа за себя не даст, но его могут выкупить добрые дела, сделанные при жизни: Мф.25:35–46 ; а после смерти на суде последнем ( Евр.9:27 ) могут выкупить молитвы близких людей: 2Мак.12:43–45 ; Тов.4:17 ; тем более что Бог не есть Бог мёртвых: Мф.22:32 , у Него все живы: Лк.20:38 ; и что для Него всё возможно: Мф.19:26 . – Вся суть в том, что если вы любите своего умершего близкого, то постарайтесь, чтобы полюбил вас Бог за добрые дела, раз вас полюбит Бог, то исполнит и вашу просьбу о ближнем: Ин.9:31 . Мк.8:36–37 . «Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» Объяснение. Умерший за себя выкупа дать не может, и не сам за себя он молится, а другие за него это делают по слову Спасителя: Мф.7:7 ; молитва с милосердием полезна не только умершему, но и ходатаям за него: Мф.25:34–35 . Примеры молитвы и приношений об умерших видны из Писания: 2Мак.12:43–44 ; Вар.3:4–5 . Только хула на Духа Святого не может быть прощена ни в сем, ни в будущем веке: Мф.12:32 . Бог и мёртвых считает живыми: Мф.22:32 ; Рим.14:8 . Лк.16:26 . «И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Объясн. Здесь содержится обличение и осуждение богатых, но не всех и не всяких, ибо и из числа их могут быть люди праведные, служащие Господу своим имением: Лк.8:2–3 ; Мф.27:57 ; ни Христос, ни Его апостолы не проповедовали равенства между людьми по имуществу и не осуждали богатства безусловно. Подлежит осуждению обольщение богатством: Мф.13:22 , любостяжание, словом, когда люди не в Бога богатеют: Лк.12:15:21 , Богачи, для которых нет ничего дорогого, кроме их золота, поистине стоят строгого осуждения: Лк.6:24–25 . 33) О правах на собственность Лк.14:33 . «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Объясн. Смысл этих слов такой: человек ради жизни вечной должен жертвовать всеми временными земными благами: Мф.13:44 ; так и поступал апостол Павел: Флп.3:7–8 ; но можно было угождать Господу и служением от имения своего: Лк.8:3:19:8–9 . Деян.2:44–45 . «Все же верующие были вместе и имели всё общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого». Объясн. То, что возможно было для первого, малого ещё христианского общества, невозможно теперь для многомиллионного общества христиан, при этом здесь не безусловно обязательна заповедь об имущественном равенстве, были и тогда следовавшие за Христом, не отрекаясь совершенно от своего имения: Лк.8:2–3 , и Закхей не всё, а только половину обещал раздать нищим: Лк.19:8–9 . 34) О равенстве Ин.13:14 . «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Объясн. И в Православной Церкви совершается обряд омовения ног. В апостольской истории на этот обряд указывается нам, как на один из видов гостеприимства: 1Тим.5:10 , на тайной вечере Христос самым делом учил смирению, как, например, учил Он неоднократно и словами: Мф.20:26–27 ; тогда как из других мест Писания видим: 1Кор.7:20 ; 2Тим.2:20 , самоотверженной службой на пользу ближних служат и пастыри Православной Церкви. 1Кор.7:20 . «Каждый оставайся в там звании, в котором призван».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава 7 1–13. Путешествие Иисуса Христа в Иерусалим на праздник Кущей. – 14–53. Выступление Христа в храме и Его речи. Ин.7:1 .  После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. На празднике Пасхи, о приближении которого Иоанн упоминал в предыдущей главе ( Ин.6:4 ), Христос, очевидно, не был. Он путешествовал в это время и в летние месяцы, следовавшие за означенной Пасхой, по Галилее, так как в Иудею идти в это время было для Него опасно ввиду враждебных замыслов со стороны иудеев. На время этого галилейского путешествия приходятся события, о которых рассказывается в Евангелии Матфея ( Мф.15 ) и Марка ( Мк.7:1–8:10 ): спор с фарисеями о преданиях старцев ( Мф.15:1–20 ), путешествие Христа по верхней Галилее до границ Финикии, где Он исцелил дочь хананеянки, возвращение оттуда в северо-восточную область Галилейского моря и второе насыщение народа, после чего Христос со Своими учениками переправился через море в страну Далмануфскую, находившуюся в области Геннисаретской ( Мф.15:21–39 ; Мк.7:24–8:10 ), где фарисеи и саддукеи потом требовали от Него знамения с неба. В это именно время, между возвращением в страну или область Геннисаретскую и тем требованием знамения, с каким фарисеи и саддукеи обратились ко Христу, и совершилось, по всей вероятности, отшествие Христа в Иерусалим на праздник Кущей. Ин.7:2 .  Приближался праздник Иудейский – поставление кущей. О празднике Кущей см. комментарии к Лев.23:33 и сл. Ин.7:3 .  Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ин.7:4 .  Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Из слов братьев Христа (о братьях Христовых см. комментарии к Мф.1:25, 13:55 ) видно, что они знали, с одной стороны, об уменьшении последователей у Христа в Галилее ( Ин.6:66 ), с другой, о том, что в бытность Свою в Иерусалиме Господь собирал вокруг Себя большое число слушателей ( Ин.3:26, 29, 4:1 ; ср. Ин.2:23 ). «Там, в Иерусалиме, – говорят Христу братья, – Тебе только и можно теперь найти Себе учеников, если Ты вообще имеешь каких-либо учеников!» Перед теми именно учениками Христос и должен совершать Свои дела, потому что тамошние жители надежнее, чем легкомысленные галилеяне. Нужно Христу идти в Иудею и потому, что Он высказывает притязание на титул Мессии, ибо только в Иерусалиме люди в состоянии оценить как должно деятельность Христа. Там, в Иерусалиме, Мессия должен объявить об открытии Своего Царства и оттуда владычествовать над всей израильской землей и над целым миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел Иисус очи Свои на них и начал говорить: Блаженны нищие в духе своем» (ср.: Лк. 6:20. Мф. 5:1–3), то есть нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «Блаженны кроткие» (Мф. 5:5). «Кротчайшим человеком был Моисей… из всех сыновей народа своего» (ср.: Чис. 12:3), и: «на кого… призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и смиренных сердцем» (ср.: Ис. 66:2). Также «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его» (ср.: Пс. 131:1), и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29), — «Блажен, кто алчет и жаждет правды» (ср.: Мф. 5:6), как (и в другом месте) говорит (Писание): «не алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и жаждет, дабы слышать слово Господа» (ср.: Ис. 49:10. Пс. 41:3. 62:2). — «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже» (ср.: Пс. 50:12). Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей (ср.: Исх. 33:18–23), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем», потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, — говорит, — все помыслы злые» (ср.: Мк. 7:21. Мф. 15:18). — «Блаженны, которые плачут, поелику они утешены будут» (ср.: Мф. 5:4), как и там: «если с Ним терпим, (с Ним) и прославляемся» (ср.: Рим. 8:17). — «Блаженны миротворцы, ибо… будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9), — поскольку Ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава в вышних Богу, и на земле мир» (Лк. 2:14). «И устроил мир, — говорит (апостол), — Кровию Креста Своего между тем, что на небе, и тем, что на земле» (ср.: Кол. 1:20). И когда (Господь) посылал учеников Своих, сказал им: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» (Лк. 10:5). Итак, миротворцев называет сынами Божиими, как и говорит: «кои ходят духом Божиим, сии суть сыны Божии» (ср.: Рим. 8:14). — «Блаженны, которые изгнание терпят ради правды» (ср.: Мф. 5:10), как говорит (в ином месте): «будут гнать вас и предадут вас» (ср.: Лк. 21: 12), и: «и те, кои хотят жить в правде Иисуса Христа, потерпят гонение» (ср.: 2 Тим. 3:12). Потому апостолы, когда подвергались поношению, радовались, «ибо удостоились потерпеть безчестие за имя Его» (ср.: Деян. 5:41), как Господь и заповедал им: «вы радуйтесь, и веселитесь, ибо велика награда ваша на небе» (Мф. 5:12), и: «в тот день возрадуетесь» (ср.: Лк. 6:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

   Так как слова Богочеловека содержат всю Божию истину и всю Божию премудрость, то отношение к ним человека показывает, каков человек: мудр или безрассуден. И причем мудр ли или безрассуден в глазах Самого Господа Иисуса. Ведь Он Божественно безгрешно и премудро подразделил всех людей на две группы: на группу мудрых и на группу безрассудных. Мудрые — те, которые слушают Его слова и исполняют их, а безрассудные суть слушающие Его слова, но не исполняющие (см. Мф.7:24-27).    В каждом слове Спасителя имеется чудодейственная сила и могущество. Человек почувствует это, как только отверзет свою душу Господу Иисусу Христу. Его слово исцеляет как от телесных, так и от духовных недугов. «Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой», — умоляет капернаумский сотник. Спаситель сказал — «и выздоровел слуга его в тот час» (Мф.8:8, 13). Как некогда, так и ныне Господь непрестанно произносит Свои чудотворящие слова, и они чудодействуют в человеческих душах, исцеляя их от душевных и телесных немощей. Ведь в чудоносном и чудотворном Евангелии отмечено и сие: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных» (Мф.8:16). Словом Он и поныне, как и когда-то древле, творит чудеса, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8).    Так как в каждом евангельском слове изобильно присутствует Бог (букв. «есть много Бога». — «Примеч. пер.»), то Страшным Судом будет судить Он тех, которые не слушают слово Божие, так что тягостнее будет им в день Суда, чем Содому и Гоморре (см. Мф.10:14-15). От каждого в день Страшного Суда взыщет Он отчет в том, как поступил тот с Божиими словами: слушал ли их и исполнял или же отвергал их и им противился, радовался ли им или же их стыдился. Если же стыдился он их в роде сем прелюбодейном и грешном, то и Господь постыдится его, когда придет во славе Отца Своего со Своими Ангелами (см. Мк.8:38).    В притче о сеятеле и семени Сам Спаситель изъясняет характер и способ произрастания Божиих слов в человеческой душе. Под семенем Господь подразумевает слово Божие (см. Лк.8:11). Каждое Божие слово — это семя, имеющее в себе жизненные силы прорастать, всходить, колоситься и созревать. Только обходиться с ним надо как с семенем естественным, в котором присутствует сверхъестественная жизненная сила и истина. Спаситель отразил в притче и то, что, со своей стороны, должен сделать человек, дабы Божественное семя принесло плод. Показал Он, как надлежит поступить человеку с нивой своей души, чтобы на ней произросло семя Божией истины и Божией жизни. Надо убрать с нее терния и камни, то есть заботы мира сего и похоти сей жизни (см. Мф.13:22; Лк.8:14), очистить ее от всякой нечистоты, сделать душевный климат пригодным для произрастания Божия семени, одним словом — быть мудрым и искусным экономом собственной души. Говоря вкратце, в притче о сеятеле и семени Господь раскрыл всецелое отношение Божиих слов к человеку и дал понять, почему в одних людях это семя произрастает, а в других нет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мф.8:5–6 . Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. «Капернаум»: ср. прим. к Мф.4:13 . – «Сотник»: начальник сотни солдат римского гарнизона, каковые гарнизоны стояли стражею в некоторых городах Иудеи, подвластной тогда Римлянам. Он был язычник по рождению (ср. ст. Мф.8:10 ), но, вероятно, внутренно был расположен к иудейству и иудеям (ср. Лк.7:3 и дал.), почему и обращал особенное внимание на необычайные дела Иисусовы и расположен был к вере в Него, с каковою верою он обратился ко Христу, прося об исцелении раба своего. – «Лежит в расслаблении»: ср. прим. к Мф.4:24 . Род расслабления не обозначен. Кажется, болезнь была очень сильна, может бьггь, одна из тех каталепсий, обычных в жарких странах, с сильными спазмами, которые, являясь вдруг, угрожают жизни опасностью ( «жестоко страдает»). «Сотник не принес слуги на одре, веруя, что Христос может исцелить его и заочно» (Феофил.). Мф.8:7 . Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. «Я приду и исцелю его»: Господь видел веру сотника, хотя она прямо и не высказана им, а потому и для обнаружения сей его внутренней веры так решительно выразил намерение исцелить слугу. В других случаях Он требовал предварительно исцелению исповедания веры; здесь Он уже видел ее, и готовностью исполнить просьбу сотника еще более вызвал исповедание этой веры его. Мф.8:8–9 . Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. «Я недостоин... скажи только слово»: первое выражение обнаруживает великое смирение сотника и показывает, что он сознавал свою духовную бедность и как человек, и как язычник. Это сознание раскрыло пред ним неизмеримое расстояние между ним и Иисусом и недостоинство его – принять Сына Божия в дом свой. Выражение: «скажи только слово» – указывает в сотнике твердую веру в Господа, как чудотворца, для которого довольно произнести одно слово, чтобы сделалось так, как Ему угодно. – «Подвластный человек» и пр.: «от собственной подвластности показывает, что и одним словом (Иисус) может» (исцелить слугу) (Евф. 3иг.). Сотник полагает, что если он, точно исполняя распоряжения начальства, и сам распоряжается подвластным себе по своей воле, и они не могут не слушаться его распоряжений, то тем более Иисусу, всесильному чудотворцу, стоит только сказать слово, и болезнь должна повиноваться ему, должна оставить его слугу. Древние римляне и греки нередко олицетворяли болезни (а равно и смерть), считая их как бы живыми существами, вселяющимися в человека и производящими такое или другое расстройство в организме. Может быть, и сотник так представлял и думал, что одному слову Господа Иисуса должна повиноваться болезнь его слуги и отойти от него (ср. Злат. и Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2)      Увидев, что камень отвален ( Ин. 20:1 ), она бежит назад в Иерусалим к Петру и Иоанну и говорит им: «не знаем, где положили Его» ( Ин. 20:2 ). 3)      Пётр и Иоанн бегут ко гробу и видят пустые погребальные пелены ( Ин. 20:3–9 ), после чего «ученики» (Пётр и Иоанн) «опять возвратились к себе» ( Ин. 20:10 ). 4)      Мария Магдалина следовала ко гробу за Петром и Иоанном. После ухода Петра и Иоанна Мария Магдалина, задержавшись у гроба, увидела двух ангелов там, «где лежало тело Иисуса» ( Ин. 20:12 ). Затем Иисус явился ей ( Мк. 16:9 ) и сказал ей, чтобы она вернулась к ученикам ( Ин. 20:14–17 ). 5)      Когда Мария Магдалина уходила, другие женщины пришли ко гробу с ароматами, чтобы помазать тело Иисуса ( Мк. 16:1 ). Это было уже «на рассвете» ( Мф. 28:1 ). Эти женщины, в том числе «другая Мария» ( Мф. 28:1 ), мать Иакова ( Лк. 24:10 ), Саломия ( Мк. 16:1 ) и Иоанна ( Лк. 24:1,10 ), тоже увидели, что камень отвален ( Мф. 28:2 ; Мк. 16:4 ; Лк. 24:29 ; Ин. 20:1 ). Войдя во гроб, они увидели, что там стоят «два мужа» ( Лк. 24:4 ), один из которых заговорил с ними ( Мк. 16:5 ) и сказал им вернуться в Галилею, где они увидят Иисуса ( Мф. 28:5–7 ; Мк. 16:5–7 ). Два этих юных «мужа» в действительности были ангелами ( Ин. 20:12 ). 6)      Когда Мария Магдалина и женщины шли, чтобы передать сказанное ученикам, им явился Иисус и сказал, чтобы они шли в Галилею к Его «братьям» ( Мф. 28:9–10 ). В то время одиннадцать учеников «пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус» ( Мф. 28:16 ; Мк. 16:7 ). 7)      Мария Магдалина «и другие» ( Лк. 24:10 ) присоединились вечером того дня к одиннадцати и всем прочим ( Лк. 24:9 ), которые затем вновь собрались, теперь в Галилее, за запертыми дверями «из опасения от Иудеев» ( Ин. 20:19 ). Мария Магдалина сказала им, что она видела Господа ( Ин. 20:18 ). Но ученики ей не поверили ( Мк. 16:11 ). Не поверили они и рассказу других женщин ( Лк. 24:11 ). 8)      Пётр, услышав эти вести, встал и опять побежал ко гробу. Увидев пустые погребальные пелены ( Лк. 24:12 ), он изумился. Существует заметная разница между этим его приходом и первым. Теперь Пётр пришёл один, а тогда он был с Иоанном ( Ин. 20:3–8 ). Теперь произошедшее подействовало самым решительным образом и на Петра, а в первый раз только Иоанн «увидел, и уверовал» ( Ин. 20:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

: Баррет Ч. К. Евангелие от святого Иоанна. Введение с комментарием и примечаниями к греческому тексту (Часть II) > : Баррет Ч. К. Евангелие от святого Иоанна. Введение с комментарием и примечаниями к греческому тексту (Часть II) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 19 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб — слушатели не понимают ещё, что хлебом Иисус называет Себя, поэтому происходит то же недоразумение, что и в разговоре с самарянкой (господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать 4:15). Я есмь хлеб жизни — выражение ™gu e„mi ‘Я есмь’, ‘это Я’ встречается в четвертом Евангелии многократно: 4:26 это Я, Который говорю с тобою 6:20 Он сказал им: это Я; не бойтесь 6:35 и 6:48 Я есмь хлеб жизни 6:41 Я есмь хлеб, сшедший с небес 8:12 Я свет миру 8:23 Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира 8:24 если не уверуете, что это Я 8:28 тогда узнаете, что это Я 8:58 прежде нежели был Авраам, Я есмь 10:7 Я дверь овцам 10:9 Я есмь дверь 10:11 и 10:14 Я есмь пастырь добрый 11:25 Я есмь воскресение и жизнь 13:19 дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я 14:6 Я есмь путь и истина и жизнь 15:1 и 15:5 Я есмь (истинная виноградная) лоза 18:5 Иисус говорит им: это Я 18:8 Я сказал вам, что это Я 6:35 относится к той части перечисленных случаев, которая включает метафорические или символические характеристики. В основе формулы ™gu e„mi ‘Я есмь’ лежат ветхозаветные откровения Бога о Себе, обычно предваряющие повеления и именно в таком виде звучащие в Септуагинте, см. в особенности Исх 3:6 (Я Бог отца твоего), 3:14 (Я есмь Сущий) и 20:2 (Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской — слова, которыми начинаются десять заповедей), а также у пророков (Я, Я Сам — Утешитель ваш Ис 51:12). В Притч 8 Премудрость, говоря от первого лица, несколько раз использует подчёркнутое местоимение yna ‘я’. У синоптиков в похожих отрывках местоимение обычно выступает не с глаголом-связкой e„m… ‘есмь’, а с полнозначным глаголом: А Я говорю вам (Мф 5:22 и дальше); Я повелеваю тебе (Мк 9:25) и др. Нередко в синоптических Евангелиях местоимение первого лица скрыто в притчах за такими выражениями, как ‘Царство Божие’. В 8:24,28; 8:58; 13:19 выражение отсылает к тем употреблениям ™gu e„mi в Септуагинте, которые соответствуют евр. ’an€ ны’, букв. “Я — (это) Он” со значением ‘Я навеки Тот же’, например, Ис 43:10 (это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет) или Втор 32:39 (Видите ныне, что это Я). Особое место занимают 18:5,8, которые наряду с буквальным значением (ср. 6:20; 9:9) отсылают скорее к первому, чем ко второму типу ветхозаветных употреблений.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010