По словам св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение… кн. 4, гл. 26), «антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится». Он будет бороться против всех религий и «придет во имя свое» ( Ин.5:43 ). An. Павел говорит, что антихрист есть «…превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею…» ( 2Фес.2:4 ), т. е. Бога и в христианском, и в языческом понимании, и всех предметов религиозного чествования. Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно…И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе» ( Откр.13:5-6 ). Антихрист усвоит себе Божественное достоинство и потребует Божеского поклонения и служения: «…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:4 ). О каком храме здесь идет речь точно сказать невозможно — будет ли это восстановленный к тому времени Иерусалимский храм или некий другой, который будет наиболее почитаем и известен в то время. В своей борьбе против христианства и всех своих противников антихрист будет пользоваться следующими средствами: ему будут помогать лжепророки, которые «…дадут великие знамения и чудеса…» ( Мф.24:24 ); явление антихриста «…по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес.2:9 ). Антихрист будет обладать огромной силой. Сатана даст ему «…силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр.13:2 ). Какая власть и сила имеются в виду? Сам сатана так говорит о своей власти: «…Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» ( Лк.4:6 ). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью, причем скорее всего власть будет единоличная, возможно царская, потому что сама власть сатаны по своему существу есть власть монархическая. Царствование антихриста будет всемирным: «…и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» ( Откр.13:7 ). В Ветхом Завете прообразом антихриста является могущественный всеистребляющий завоеватель ( Дан.7-8, 11 ). Скорее всего таким прообразом в сознании иудеев был Антиох Епифан. Особенно жестоким будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, «…чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр.13:15 ). В Апок. (гл. 11) рассказывается об убийстве двух свидетелей, которые будут обличать царство антихриста. Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: «И он сделал то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» ( Откр.13:16—17 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/ierej-oleg-...

По словам св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение… кн. 4, гл. 26), «антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится». Он будет бороться против всех религий и «придет во имя свое» (Ин. 5, 43). Ап. Павел говорит, что антихрист есть «…превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею…» (2 Фес. 2, 4), т. е. Бога и в христианском, и в языческом понимании, и всех предметов религиозного чествования. Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно…И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе» (Откр. 13, 5-6). Антихрист усвоит себе Божественное достоинство и потребует Божеского поклонения и служения: «…в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 4). О каком храме здесь идет речь точно сказать невозможно — будет ли это восстановленный к тому времени Иерусалимский храм или некий другой, который будет наиболее почитаем и известен в то время. В своей борьбе против христианства и всех своих противников антихрист будет пользоваться следующими средствами: ему будут помогать лжепророки, которые «…дадут великие знамения и чудеса…» (Мф. 24, 24); явление антихриста «…по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2, 9). Антихрист будет обладать огромной силой. Сатана даст ему «…силу свою и престол свой и великую власть» (Откр. 13, 2). Какая власть и сила имеются в виду? Сам сатана так говорит о своей власти: «…Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4, 6). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью, причем скорее всего власть будет единоличная, возможно царская, потому что сама власть сатаны по своему существу есть власть монархическая. Царствование антихриста будет всемирным: «…и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13, 7). В Ветхом Завете прообразом антихриста является могущественный всеистребляющий завоеватель (Дан. гл. 7, 8, 11). Скорее всего таким прообразом в сознании иудеев был Антиох Епифан. Особенно жестоким будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, «…чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13, 15). В Апок. (гл. 11) рассказывается об убийстве двух свидетелей, которые будут обличать царство антихриста. Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: «И он сделал то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13, 16-17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Мф.12:7–8 . если бы вы знали, чтó значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы. «Если бы вы знали» и пр.: оправдав таким образом поступок своих учеников указаниями на примеры, Спаситель открывает теперь фарисеям, что источник, из которого проистекло несправедливое осуждение ими учеников Его, есть непонимание или ложное понимание ими характера законных предписаний в их отношении к высшим нравственным требованиям. Нет у них – фарисеев – милосердной и сострадательной любви к ближним, каковой Бог требует, например, чрез пророка Осию ( Ос.6:6 ); все их внимание направлено на одни только жертвы, обряды, церемонии и обычаи предания, которые закрыли для них источник чистой любви. Если бы они понимали, что сострадательная любовь к голодному выше преданий и обычаев обрядословных, даже выше жертв: то не осудили бы невиновных, ради утоления голода срывавших колосья (ср. прим. к Мф.9:13 ). – «Господин и субботы»: Тот, Кто больше храма, выше и всего закона, сосредоточенного на храме и в храме, выше и постановлений законных о субботе, господин самой субботы. Он, имеющий отменить ветхозаветную субботу, может уже и теперь ученикам Своим повелеть отрешиться от ветхозаветной сени: «ибо настало для них время научиться всему посредством возвышеннейших предметов, и уже не должно законом связывать руки того, кто, освободившись от злобы, стремится ко всему доброму» (3лат., ср. Феофил.). Мф.12:9–10 . И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? «В синагогу» (см. прим. к Мф.4:23 ) их, т.е. фарисеев, с которыми Он говорил сейчас, или – «их» можно понимать вообще, как Мф.11:1 , – в какую-то синагогу галилейскую. – «Имеющий сухую руку»: это, вероятно, был род местного паралича (см. прим. к Мф.4:24 ). Примечательно, что болезнь не приписывается здесь присутствию в человеке том духа нечистого, как то замечено ниже о глухонемом (ст. Мф.12:22 ). Видно, что Христос и евангелисты строго отличали болезни простые, естественные, от болезней, которые производимы были непосредственным действием нечистых духов, различали также и способы исцелений: простое исцеление чудодейственное и исцеление чрез изгнание беса, конечно чудодейственное же. – «Можно ли исцелять в субботу»: предание старцев, как видно (ср. Лк.13:14 ), запрещало в субботу делать даже такие дела милосердия, как врачевание больного. – «Чтобы обвинить Его»: пред местным судилищем (суд – Мф.5:21 ), какие бывали в городах и местечках, обвинить именно в нарушении законов о субботе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мк. 12:41–13:2 ; Лк. 21:1–6 ; Мф. 24:1, 2 Остановившись против сокровищницы храма, Иисус Христос сел, и стал смотреть, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали по многу. Но пришла одна бедная вдова, и положила туда две лепты 30 . Иисус Христос, подозвавши учеников Своих, сказал им:–«истинно говорю вам: эта бедная вдова положила больше всех, которые клали в сокровищницу, потому что все клали в дар Богу от избытка своего; а она – от скудости своей положила, что только имела, все свое пропитание». После этого, Иисус Христос вышел и удалился из храма. Ученики, слышавшие, что Он отрекся от храма, конечно, оставляли его с сожалением. И вот, на пути, они приступили к Иисусу Христу с намерением обратить Его внимание на красоту и великолепие храма. Один из них говорит Ему: «Учитель! посмотри, какое здание! какими дорогими камнями и вкладами он украшен!» Иисус Христос отвечал на это: – «видишь эти громадные постройки? Истинно говорю: придут дни, в которые все, что видишь здесь, будет разрушено так, что не останется камня на камне». – И опять продолжал Свой путь на Масличную гору. Мк. 13:3, 4 ; Лк. 21:7 ; Мф. 24:3 Взошедши на нее, Он сел напротив храма. (Ученики были поражены решительным предсказанием о разрушении храма. «Если разрушен будет храм, – думали они, – то, вместе с этим, должен наступить конец миру: скоро ли же это сбудется, и когда мы увидим славное Его пришествие?) И вот, Петр, Иаков, Иоанн и Андрей решились наедине спросить Его: «Учитель! скажи нам, когда это будет? как наперед узнать, когда это должно случиться? и какое знамение Твоего пришествия и кончины века?» Мк. 13:5–9, 11–13, 10:14–23 ; Мф. 24:4–8, 10:17–22, 24:9–25 ; Лк. 21:8–15, 12:11–12, 21:16–24 В ответ на это, Иисус Христос начал говорить: – «Берегитесь, чтобы вас не прельстили. Потому что многие придут под именем Моим, и будут говорить: – я Христос! и время настало; – и многих прельстят. Не ходите вослед их. Доведется вам слышать о войнах и смятениях: смотрите, не ужасайтесь. Потому что должно всему этому быть прежде; но не тотчас конец. Восстанет народ на народ и царство на царство. Будут сильные землетрясения по местам, и голод, и мор, и ужасы, и великие знамения на небесах. Но все это – только начало скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Человек же, через которого открывается воля Божья, пророк Господень, является, таким образом, человеком творческим в наивысшей степени. Всякое пророческое слово или действие, всякое изъявление через пророка воли Божьей — подлинное творчество. В этом отношении каждый пророк — творец, он глубоко и подлинно сопричастен любому виду творчества, будь оно художественным, словесным или научным. Пророк открывает новые пути Жизни: новые формы жизни Церкви, общества, семьи, культуры, науки — какими бы странными они не казались современникам. Там, где всем или большинству видится тупик и конец жизни, пророк видит и возвещает ее продолжение на иных путях. Нельзя услышать и понять слово пророка, не имея в себе того же пророческого духа. Как утверждают евангелисты, об этом многократно с некоторой горечью говорил Сам Иисус: «Имеющий уши, да слышит» (Мф 11.15, 13.9, 13.43, 25.30; Мк 4.9, 4.23, 7.16; Лк 8.8, 8.15, 14. 35; Откр 2.7, 2.11, 2.17, 2.29, 3.6, 3.13, 3.22, 13.9). Его Самого слушали многие десятки или, может быть, даже сотни тысяч людей, но подавляющее большинство не слышали, ибо не имели в себе пророческого духа. Подлинное принятие творческого пророческого слова — также дело творчества, созвучного с творчеством самого пророка. Евангелисты свидетельствуют, что Иоанн Креститель гневно обличал тех, кто готов был «принять» его пророческое слово поверхностно, ради любопытства или потому что многие приходили к Иордану, потому что «все шли». «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказан, им: порождения ехиднины! кто внушил, вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и, не думайте говорить в себе: Ътец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней, сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и, секира при корт дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и, бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий, за мною сильнее меня; я не достоин, понести, обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и, огнем; лопата Его в руке Его, и, Он очистит гумно Свое и, соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф 3.7–12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник, а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и он зовет своих овец по имени и выводит их, и когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин.10:1–5 ) и «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам... Я есмь дверь: кто выйдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет...» и т. д. ( Ин.10:7–18 ). Тот, кто «входит и выходит» дверью, имеет, очевидно, «власть ключей», имеет возможность «развязывать и завязывать» замок. Только привратник да сам Пастырь знают секретные узлы замка – только Сам Христос да Апостол (или Апостолы) Его знают, каковы тайны входа и выхода в Церковь . Всякий иной, не имеющий харизмы апостольства, если пытается входить и выходить, то не справится с замками и окажется вором и разбойником, за которым не пойдут овцы, они не знают голоса его – он не имеет благодатного слова проповеди для стада Христова. Харизма апостольства – ведение тайн Божиих. Наиболее резкое выделение Апостолов из массы остального народа было в том, что им Господь говорил не притчами, непонятными даже для народа, а прямо. «Для того, – говорил им Господь, – что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано... ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (ср.: «Блажен ты, Симон» и т. д. – Мф.16:17 ) ( Мф.13:11, 16 . См. также Мк.4:11 ; Лк.8:10 ; ср. Мф.10:26 ; Мк.4:22 ; 1Кор.14:25 ; Лк.8:17, 12:2 ). Знание тайн – это именно и есть то, что даровано Апостолам, потому что даже и дар чудес сводится к этому ведению: чудеса совершаются не волею Апостола, а волею Божиею, и Апостол является, так сказать, Поверенным Божиим, ведающим сокровенную волю Божию и строящим свои действия ввиду этой воли. Вот почему апостол Павел так часто говорит о тайнах Божиих; в этом состояла его должность, потому что такова была его харизма ( 1Кор.15:51, 13:2, 14:2 ; Рим.11:25, 14:22 ; Кол.1:27, 2:2, 12:6, 4:3 ; Еф.3:3, 5:32, 1:9, 6:19, 3:4, 3:9 ; 2Фес.2:7 ; 1Тим.3:16 ), равно как и всех других Апостолов (кроме ранее приведённых мест см.: Откр.1:20, 10:7, 17:5, 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Гл. 11. Ст. 11. Никто не осуждай другого, противополагая ему познание истины ( Рим.2:17–18 ); ослепление одного, по Божию промыслу о всех, отверзает очи другому ( Ин.9:39 ). Будет время, что заблудившийся возвратится на прежний путь добродетели, а вместе с сим обратит многих к Богу ( Деян.9:15 ). 23. Если оставивший Бога не останется в неверии, то Бог силен опять принять его ( Мф.19:26 ). 28. Бог любит детей ради отцов, и отцов ради детей, если они пребудут в вере и любви ( 1Тим.2:15 ). 26, 29. Кого Бог предопределил спасти, того хотя на время отвергает, но после спасает ( Рим.9:26 ). Гл. 12. Ст. 1. Кто распинает плоть со страстями и похотями, тот приносит тело свое Богу в жертву живую, святую и угодную Ему ( Гал.5:24 ). Служение Богу духом в умерщвлении страстей есть разумное служение ( Ин.4:24 ). 2. Кто оставляет греховную жизнь, у того новый ум, новые мысли, новые желания ( Еф.5:8 ). Когда человек грешит, то состаревается; а когда начинает жить в Боге, то обновляется ( Еф.4:22–24 ). 3. Всякий должен думать о себе скромно, и не присваивать себе того, что все имеем от Бога ( 1Кор.4:7 ). Кто присваивает себе то, что получил от Бога: тот думает о себе более, нежели должно думать ( 1Тим.6:17 сл.). 6–8. Каждому из нас дана благодать (дар), по мере дара (веры) Христова ( Еф.4:7 ). Вера есть благодать или Божий дар ( 1Кор.12:9 ). Каждый исполняй свою обязанность сообразно званию или тому состоянию, к которому призван ( 1Кор.7:20 сл. Лк.3:10–14 сл.). 10. Любите друг друга с нежностью, как братья; со всяким смиренномудрием, кротостью и великодушием снисходите друг другу, и (по смиренномудрию – Флп.2:3 ) отдавайте один другому предпочтение, почитая один другого лучшим себя. 15. Радуйся о благополучии другого, и разделяй с ближним его прискорбие. Помните узников, как бы и вы с ними были во узах; и страждущих, так как и вы сами находитесь в теле ( Евр.13:3 ). 16. Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, пребывая в единодушии и единомыслии ( Флп.2:2 ). Не возноси себе советом души твоея, да не расхищена (заклана) будет аки юнец душа твоя: листвие твое пояси, и плоды твоя погубиши, и оставиши себе яко древо сухо. Сир.6:2–3 ; Мф.3:10 – 21:19 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

«Молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). «Прошу совершать молитвы, прошения, моления... за всех человеков» ( 1Тим.2:2 ). «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф.6:18 ). В молитве нуждаются все люди: живые и умершие. Смерть не разрывает духовного союза между живыми и умершими ( Лк.20:38 ; Рим 14:8–9 ), а потому и молитвы за умерших так же действительны пред Богом, как и за живых. Господь не хочет смерти (духовной, вечной погибели) грешника (ср. Иез 18:23, 33:11 ; 2Пет.3:9 ), а желает ему спасения, и поэтому молитва усердная не может быть бесплодной для умерших. Он Сам дал обетование верующим «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф.21:22 ). «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» ( Ин.14:13–14 ; ср. 15:7; 16:23). «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас... во всем, чего бы мы ни просили» ( 1Ин.5:14–15 ). Призывая христиан к взаимной любви ( 1Ин.2:9–11, 3:14–15, 23 ; 1Ин.4:11, 20–21, 5:2 ), тот же апостол повелевает: «если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти» ( 1Ин.5:16 ). Грех не к смерти, это – грех, совершенный по немощи, неведению, вследствие случайности (ср. Лев.4:2 ; Чис.15:29 ), грех, очищаемый искренним сокрушением и покаянием и потому не подвергающий грешника смерти духовной ( 1Ин.3:14 ). «Жизнь» заключается в общении с Богом ( 1Ин.1:6, 3:14; 5:11–13 ), «смерть» состоит в отчуждении от Бога. «Грех не к смерти», хотя и нарушает общение христианина с Богом, но не разрывает союза его со Христом и Церковью, почему молитвенное заступничество за такого грешника бывает успешно: «Бог даст ему жизнь», – т.е. восстановляется богообщение, ослабленное или нарушенное грехом. Эта молитва является свидетельством любви христианской «не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). «Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы молился».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

8) О жаждущих правды Откр.21:5–6 . «И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши: ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой». Объясн. Истинны слова, произносимые Самой Истиной, и познаются уже не чрез символы, но по самым делам. Начало же и конец есть Христос, как первый по Божеству и последний по человечеству. Жаждущему правды обещает дать благодать животворящего духа, которую в Евангелии обещал даровать верующим в Него: Ин.7:37–38 ; Мф.5:6 . 9) О жажде духовной Ин.7:37 . «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Объясн. Здесь означается жажда духовная, – удовлетворение учением и благодатью Божией всех духовных потребностей человека, а это учение заключается, между прочим, и в следующем: Ин.13:20 ; Лк.10:16 ; Мф.28:19–20 ; конечно, есть жажда духовная и у заблуждающихся в вере, но эта жажда обольстительная, отвращающая от истины: 1Тим.4:1 ; 2Тим.4:3–4 . 10) О лицезрении Бога Откр.22:3–4 . «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». Объясн. Соделавшиеся престолом Божиим по успокоению в них Владыки, сии будут обитателями оного града и узрят Его лицом к лицу, не в гаданиях, но как видели Его святые апостолы на горе святой: Мф.17:2 . Будут же иметь вместо златой дщицы, которую носил древний первосвященник ( Исх.28:36 ), имя Божие, написанное не на челах только, но и в сердцах, т.е. твёрдую, дерзновенную и неизменную любовь к Нему. Ибо начертание на челе означает украшение дерзновения (Толков. на Апокал.). 11) О страхе Божием и человеческом 1Ин.4:18–19 . «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас». Объясн. Изречение 18 ст. составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего (17) стиха о совершенстве любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова – дерзновение. Страх есть в этом смысле противоположное понятие дерзновения, так как он заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви. Есть двоякого рода страх: один страх Божий: Пс.33:10 ; Мф.10:28 . Этот страх называется чистым и пребывающим в век века: Пс.18:10 , он прибавляет дней: Притч.10:27 ; другой страх – это страх не Божий, а человеческий: Притч.28:1 ; особенно страшным будет этот страх в последний день: Лк.21:26–27 ; Мф.24:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Чтобы наделить нас благами, не оскудевающими на небесах, чтобы ублажить нас в жизни будущего века, Господь, исполненный благости, немногих благ ныне требует от нас; ибо в законе Его вот что сказано: кто имеет две одежды, тот отдай одну неимущему; и у кого есть пища, делай то же ( Лк.3:11 ). Если Бог дал тебе в удел много земных благ, то и благотворити милостыню ( Тов.4:9 ), – так учит Писание. Если ты богат и хочешь пировать, тебе Господь не воспрещает, но только так вот научает: когда делаешь пир, то не зови друзей и богатых соседей, чтобы и они когда тебя не позвали, и ты не получил бы за то воздаяние; но зови нищих, увечных, хромых, слепых: и блажен будешь, что они не могут воздать тебе; ибо воздается за то в воскресение праведных ( Лк.14:12–1 4). Если ты и весьма скуден благами земными, но желаешь получить награду праведника, – и тогда также можешь заслужить ее, если только будет у тебя усердие угодить всеблагому Господу, Который говорит верно: кто напоит одного из малых сих – братий Его – только чашею холодной воды во имя ученика (то есть, считая его за ученика Моего), – истинно говорю вам, не потеряет награды своей ( Мф.10:42 ). Блажен кто не воспротивился правде Божией; ибо о нем говорит слово истины: расточи даде убогим; правда его пребывает в век века ( Пс.3:9 ). Итак, братия, будем знать и помнить, что доброхотного дателя, как сказано, любит Господь, – будем и мы с любовью, с великою охотою исполнять Его премудрые, любвеобильные повеления: давайте и дастся вам мерою доброю, утрясенною нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам ( Лк.6:38 ). Итак, делая добро, да не унываем, как говорит апостол Павел, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем ( Гал.6:9 ). Не обидлив бо Бог, забыть дело каждого из нас Он не может. Видя, что кто не сеет ничего, а все съедает сам, тому и ожидать бывает нечего, так и мы, не давая ничего ближним и сами ничего не получим. Иже, как сказано, затыкает ушеса своя, еже не послушати немощного, и той призовет, и не будет слушаяй его ( Прит.21:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010