Так же научает и апостол Павел: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). А в Послании к Евреям читаем: человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр.9:27 ). В. Люди будут судимы на основании своих деяний (а не на основании тысячелетнего их испытания). Наказанием грешников будет не их уничтожение, но вечное мучение. Если же людям предстоит быть судимыми на основании их поведения во время тысячелетнего царства, то какой смысл может иметь призыв, обращенный Господом и святыми апостолами к их слушателям, о том, чтобы те покаялись ради спасения (см. Деян.2:38; 17:30–31 83 )? Какой тогда смысл может иметь повествование Господа о будущем Суде (см. Мф.25:31–46 ) и повествование о богаче и нищем Лазаре (см. Лк.16:19–31 )? И евангелист Иоанн ясно говорит: и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Откр.20:12 ). Снова выслушаем Господа: и пойдут сии (грешники) в муку вечную ( Мф.25:46 ; Мф.13:42 ; Мк.9:43–47 ) 84 . Человеколюбие Божие проявляется в нынешней жизни, что известно каждому благочестивому христианину. А вечное наказание в аду есть вечное отлучение от Бога, которое ужасно и мучительно. Г. Царство Христово будет иметь духовную природу. Свои же взгляды на тысячелетнее Царство иеговисты заимствовали из апокрифических раввинистических текстов, в которых прослеживается напряженная тоска по иудейскому освобождению и господству со столицей на Сионе, по причине их многолетнего рабства. Ведь известно, что Мессию они ожидали как мирского и земного освободителя. Господь же характеризовал Царство Свое как Царство Небесное. Люди в воскресении будут как Ангелы Божий на небесах ( Мф.22:30 ), не вступающие в брачное общение. Ибо Царствие Божие не пища и питие ( Рим.14:17 ). Чрево и пища будут упразднены (см. 1Кор.6:13 ). Господь нигде не обещал мирских должностей, правительств, министерств, высоких рангов или Своего временного правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Ис.66:3 . «Воскуряющий фимиам (в память) то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их». Объясн. Здесь обличается еврейский народ за свою нераскаянность, за принесение жертв без соответствующего душевного настроения; без сокрушения сердца, смирения и трепета пред Богом: ст.2. А эти именно качества и требуются от молящихся Православной Церковью. Следовательно, относить этот стих Исаии к Православной Церкви неразумно, тем более что православные при светильнике и фимиаме молятся не идолу, а истинному Богу и употребляют таковые по Слову Божию: Исх.31:11 ; Лев.24:4 . Иер.6:20 . «Для чего Мне ладан, который идёт из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне». Объясн. Устами пророков изобличаются обыкновенно неблагодарные и вероломные евреи за то, что они оставили Господа: Ис.1:4 , суд превратили в отраву: Ам.5:7 , руки полны крови: Ис.1:15 . При таком их беззаконии бесполезна всякая обрядность, как, например, и описанная здесь. Но для людей, послушных заповедям Господним, должны были быть святы повеления Господни и о светильниках и о фимиаме (ладане): Исх.25:31:37, 30:1:7, 35–38 . В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано: Деян.20:7 ; Мф.2:11 ; Флп.4:18 ; Откр.1:18:7:3–5 . О продаже в храме церковных свечей Мк.11:15 . «Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Объясн. Иерусалимские торжники и менялы превратили храм в дом торговли: Ин.2:16 и сделали его вертепом разбойников: Мк.11:17 ; в православном храме продажа свечей представляет собой не столько торговлю, сколько приём денежных жертв для возжжения светильников: Деян.20:8 ; Исх.25:31 ; Лев.24:4 . Лк.19:45 . «И вошед в храм, начал выгонять продающих в нём и покупающих». Объясн. Здесь опять-таки разумеются Иерусалимские торжники и менялы, превратившие храм в дом торговли и вертеп разбойников: Ин.2:16 ; Мф.21:13 , сравнивать это с продажей свечей неразумно, ибо для поддержания храма продающие свечи церковные старосты как бы жертву принимают на храм: Мф.17:24 ; Мк.12:41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве брака О браке вообще 1Кор.7:38 . «Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше». Объясн. Если бы в Церкви Христовой от начала не существовало таинства брака, а был бы только так называемый гражданский брак, то апостол только и сказал бы об овдовевшей женщине: «свободна выйти, за кого хочет»; но он прибавляет: «только в Господе». Священнодействие, чрез которое совершается брак о Господе, и есть таинство брака, видимым совершителем которого бывает иерей, а невидимым Сам Глава Церкви Господь, сочетавающий во единого человека Свои члены, – мужа и жену: Мф.19 :б; Еф.5:31–32 . Брак должен быть только в Господе Мф.19:5–6 . «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (ср. 1Кор.7:39 ). Объясн. Брачный союз непременно должен быть только «в Господе», т.е. должен быть освящён церковной молитвой. Такой брак должен быть нерасторжим: 1Кор.7:39 ; Мф.5:32 ; Рим.7:2 . Благословенный брак есть «тайна великая»: Еф.5:31–32 ; он уподобляется союзу Христа с Церковью: Еф.5:23 . Сам Иисус Христос освятил брачный союз Своим присутствием: Ин.2:1–11 . Брак есть «тайна великая» Еф.5:31–32 . «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть ( Быт.2:24 ). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Объясн. Что «тайной» называется союз между мужем и женой, это видно из связи речи: ст.25–31; значит брак и по буквальному выражению апостола есть таинство – «тайна великая». Апостол разъясняет и сущность тайны, так, например, излагая обязанности мужа и жены, он указывает основание этих взаимных обязанностей в сходстве супружеского союза с союзом Христа с Церковью: Еф.5:22–25 . Такое глубокое значение брака уже предполагает особое священнодействие, чрез которое он освящается благодатью Христовой: 1Кор.7:39 ; выражение «только в Господе», естественно, приводит к мысли, что брак христианский ещё при апостолах в отличие от других брачных союзов заключался «только в Господе»; или во имя Господне, т.е. был делом веры и Церкви и, следовательно, освящался и запечатлевался чрез какое-либо видимое священнодействие, без чего брак будет подобен тому незаконному замужеству, в котором Господь обличил Самарянку: Ин.4:17–18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Это далее разъясняется, в примыкающем диалоге с учениками ( Мк. 10:23–27 ), в котором звучат яркие слова: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» ( Мк. 10:25 ). Этот парадоксальный образ нельзя ослаблять искусственными филологическими уловками, как это делалось в рационалистической экзегезе 19-го века. Иисус Христос говорит именно об игольном ушке, а не о городских воротах, о верблюде, а не о корабельном канате. И действительно, невозможно богатому войти в Царствие Божие – тому богатому, который не нуждается в Боге, или делает из Бога своего работодателя, вознаграждающего богатством за праведность. И ученики Иисуса Христа прекрасно понимают глубокий смысл этого образа, понимают, что речь идет не собственно о богатстве, ибо этим «богатством» может быть все что угодно. Понимая, что слово Христа касается всех, даже бедных, они испуганно спрашивают: «кто же может спастись?» ( Мк. 10:26 ). Только нищие, отдавшие себя Богу? Но кто способен к этому? Ответ гласит как общая сентенция: «человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу» ( Мк. 10:27 ). Но как Бог делает это возможным? Иисус Христос предлагает ответ на этот вопрос: следовать Ему ( Мк. 10:29–31 ). Тот, кто Ему следует, находит «драгоценную жемчужину» ( Мф. 13:44–45 ). Утаенное от богатых, мудрых и разумных Бог в Иисусе открывает нищим и младенцам ( Мф. 11:25 ). Г) О собирании сокровищ и о заботах, изречения из Q (Мф. 6:19–34, пар. Лк. 12:16–31) В речи Иисуса Христа, которая начинается словами «Не собирайте себе сокровищ на земле….» ( Мф. 6:19–21 ), следует обратить внимание на два содержательных момента: во-первых, Он отрицает не владение земным добром, как это делали ессеи, но собирание его. Во-вторых, Он говорит не о собственности, но о сокровищах. Сокровища – это такие вещи, на которые человек возлагает свое упование, с которыми связывает свою безопасность, и которым он вверяет себя. Отсюда, из собирания сокровищ у человека возникает забота. Согласно ( Мф. 6:25–34 ), забота, которую Иисус Христос отвергает, не есть необходимая предусмотрительность. Отвергаемая забота – движимое страхом усилие застраховать себе жизнь через имущество. Чтобы освободить от этой заботы, Иисус Христос указывает сначала на благость и верность Творца: «Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом», а потом на грядущее Царствие Божие: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:33 пар.). То есть запрет собирания сокровищ и осуждение заботы, в конечном счете, имеют целью всех призвать к покаянию и к Царствию Божию. Но это покаяние реализуется через следование Самому Иисусу Христу. Д) Отношение Иисуса Христа к богатству и бедности в современном Ему контексте

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Объяснение. Апостол Пётр был очевидцем Преображения Господня и Вознесения: Мф.17:1–2 ; Лк.24:50 ; подробностей об этих великих событиях апостол не описывал, стало быть, «силу и пришествие Господа» передавал главным образом устно, отсюда необходимо соблюдать не только Священное Писание , но и Священное Предание: 2Ин.1:12 ; Деян.13:5:20:31 . Чтобы понимать слова апостола, сказанные в 19 ст., нужно обратить внимание на 20 ст. сей главы. Очевидно, под пророческим словом здесь разумеются ветхозаветные пророчества о Христе: Деян.8:30–32 ; если бы мы стали обращаться к одним ветхозаветным пророчествам, то тогда мы должны будем отвергать весь Новый Завет , заключающийся не в одних Писаниях, но и в Священном Предании: Ин.21:25 ; 2Фес.2:15:3:6 . Рим.1:16–17 . «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нём открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет» ( Авв.2:4 )». Объяснение. Под «благовествованием» нельзя разуметь одно Священное Писание , ибо и сам апостол под благовествованием разумел и письменное, и преданное устно им учение Христово: 2Фес.2:15:3:6 ; 1Кор.11:1–2 . В 17 ст. также не об одном писанном благовествовании говорится, в котором открывается правда Божия, но и об устном, и чрез него открылась правда Божия сотнику Корнилию: Деян.10:32–44 ; сам апостол Павел не всё записал, о чём проповедовал «три года день и ночь непрестанно со слезами»: Деян.20:31 , да и учение Христово далеко не всё записано: Ин.20:30:21:25 . 1Кор.4:6 . «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим». Объяснение. Здесь апостол Павел внушает коринф. Христиан., чтобы они брали пример с него и Аполлоса и не мудрствовали сверх того, что написано, т.е., чтобы каждая коринф. партия не превозносилась своими учителями, как это они делали, называясь – одни Павловы, другие Аполлосовы. Вот это обстоятельство и заставило апостола Павла писать, чтобы Коринфяне так не мудрствовали, ибо это уже будет сверх написанного: 1Кор.3:21–22 ; но чтобы все одинаково хвалились только Богом, как написано: 1Кор.1:12–31 . Этим местом апостол также нисколько не запрещает христианам пользоваться мудростью из разных наук, помимо сказанного в Священном Писании : 1Фес.5:21 ; Деян.17:28 ; Тит.1:12 . Апостол здесь предостерегает только от пересудов и сплетней, чтобы люди «не превозносились один перед другим».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мф.24:30 . тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; «Знамение Сына Человеческого»: «т.е. крест, который светлее солнца: поскольку солнце помрачается и скрывается, а крест является... Но для чего является сие знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Ибо Христос придет на суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть» (Злат., ср. Вас. В. 2, 355). – «Восплачутся»: от страха славного пришествия Господня, видя этот мировой переворот, новый порядок вещей, разрыв и преобразование всех отношений предшествующей жизни и пр., – или частнее, «восплачутся все колена на земли иудейской, оплакивая свое непослушание, восплачутся и все, которые земная мудрствуют, хотя бы то были и христиане» (Феофил.). – «Грядущего на облаках небесных»: Господь и вознесся на облаках ( Деян.1:9 ). – «С силою и славою великою»: сила Его проявится особенно тогда в потреблении огнем земли ( 2Пет.3:7,10–12 ), в воскресении мертвых ( Ин.5:29–30 ; 1Кор.15:52 ), в изменении живых во образ воскресших ( 1Сол.4:17 ; 1Кор.15:52 ) и в суде над живыми и мертвыми ( Мф.25:34–46 ). Слава Господа явится тогда в величии всего Его пришествия, окруженного тьмами Ангелов ( Мф.25:31 ). Мф.24:31 . и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. «С трубою громогласною»: не то, чтобы каждый Ангел был с трубою громогласною, но будет греметь одна последняя труба ( 1Кор.15:52 ), труба Божия ( 1Сол.4:16 ), и при звуке этой трубы посланы будут Мессиею Ангелы. По гласу этой трубы последует и воскресение мертвых (1Кор.; 1Сол. в указ. местах). Иудеи обыкновенно созывали в собрания посредством труб ( Лев.25:9 ; Чис.10:2 ; Суд.3:27 ). Спаситель пользуется сим знакомым иудеям образом для обозначения некоего таинственного действия Божия, по мановению которого Ангелы соберут избранных при втором пришествии Христовом. – «Избранных»: истинных христиан, призванных к наследию в царстве Христовом. Ангелы соберут также и творящих беззаконие (ср. Мф.13:41 ). Первые будут собраны для вечной славы, последние – для вечного мучения. – «От четырех ветров»: с востока, запада, севера и юга. Иудеи четыре эти стороны называли иногда четырьмя ветрами ( Иез.37:9 ; Ис.43:5–6 ). – «От края до края неба», со всей земли, со всего видимого пространства земного шара (ср. Втор.4:32 ; Пс.18:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Духа от Отца же). Молитвы Сына к Отцу относятся уже не только к прославлению Его, но и учеников. Этому посвящена вся большая ее часть, начиная от 6 стиха. Бросается в глаза одна общая особенность этой молитвы, которую надо прежде всего отметить как поражающую, особенно при сопоставлении с синоптиками. Последнее общение с учениками пред разлучением их со Христом в их изображении было скорбным: Христос говорит им об этом, применяя к данному случаю пророчество Захарии (13:7). «Вы все соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: «поражу пастыря и рассеются овцы стада» ( Мф. 26:31 ; Мр. 14:27 ). За этим следует заверение Петра о верности его даже до смерти и ответное предсказание Господа о троекратном его отречении от Христа ( Мф. 26:33–35 , Мр. 14:29–31 , Лк. 22:33, 34 ). «Подобное говорили и все ученики» ( Мф. 26:35 ; Мр. 14:31 ). У св. Луки есть и еще одна черта в этом рассказе, отсутствующая у других. Это слова Господа, обращенные к Петру: «Симон! Симон! Се, сатана просил сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (22:32). Эта молитва также предполагает уже имеющее свершиться отпадение Петра, хотя за ним и должно еще последовать его обращение (рассказанное в эпилоге, в 22 гл. у Иоанна). В Евангелии Иоанна это обращение Христа к Петру с предсказанием об его отречении вовсе отсутствует, хотя и есть рассказ об этом отречении (18:25–27). И далее вся ночь Гефсиманского борения изложена у синоптиков в самых печальных тонах. Христос, нарочито взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, «начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мной» ( Мф. 26:37, 38 ), и «начал ужасаться и тосковать» ( Мр. 14:33 ). Но трижды приходя к ученикам, Христос застает их спящими «от печали» ( Лк. 22:45 ), «глаза их отяжелели» ( Мф. 26:43 ), «и они не знали что Ему отвечать» ( Мр. 14:40 ), так что Он обратился к ним с невольным словом кроткого упрека, обращенным к Петру: «Симон, ты спишь? Не мог ты бодрствовать со Мною один час?» ( Мр. 14:37 ), «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мф. 26:41 ; Лк. 22:40–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф.5:5 ). А что кротче было того, о котором домочадцы говорили: «О, если бы мы от мяс его не насытились?» («кто убо дал бы нам от плотей его насытитися») ( Иов.31:31 ), – так они сильно любили его. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф.5:4 ); и этой добродетели он не был чужд. Послушай, что он говорит: «Если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои, то я боялся бы большого общества, и презрение одноплеменников страшило бы меня» («аще же и согрешая неволею... не посрамихся... народнаго множества, еже не поведах перед ними беззакония моего») ( Иов.31:33–34 ). Человек такого настроения очевидно плакал с великим избытком. «Блаженны алчущие и жаждущие правды» ( Мф.5:6 ). Смотри, и это с избытком исполнялось им: «Сокрушал, – говорит, – я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное» («сотрох... членовныя неправедных, от среды же зубов их грабление изъях») ( Иов.29:17 ). «Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия» («В правду же облачахся, одевахся же в суд яко в ризу») ( Иов.29:14 ). «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ); а Иов был милостив не только в деньгах, не только в том, что одевал нагих, кормил алчущих, помогал вдовам, защищал сирот, исцелял раны, но и самым сочувствием души. «Не плакал ли я о том, кто был в горе? Не скорбела ли душа моя о бедных?» («Аз же о всяком немощнем восплакахся, вздохнув же, видев мужа в бедах») ( Иов.30:25 ). Как бы будучи общим отцом для всех несчастных, он приходил на помощь в несчастии к одним, оплакивал бедствия других и обнаруживал милосердие в словах и делах, своим состраданием и своими слезами делаясь как бы общим покровом для всех. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). И это также оправдалось на нем. Послушай, что Бог свидетельствует о нем: «Нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» («несть яко он на земли: человек непорочен, истинен, благочестив, удаляяйся от веяния лукавыя вещи») ( Иов.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Как же откровение учит о самом всеобщем и последнем суде? По его изображению, Судьей на сем суде будет никто иной, как Сам Иисус Христос – Сын Божий, ставший и сыном человеческим: так как, по собственным словам Сына Божия, Отец не судит никомуже, но суд весь даде Сынови... и область даде Ему суд творити, яко Сын человечь есть ( Ин.5:22,27 ), почему, Он Сам и произведет над всеми народами суд, когда приидет во славе Своей, и все святые ангелы с Ним ( Мф.25:31–32 ). Кроме того, ап. Петр свидетельствует об Иисусе Христе, что Им повелено было и апостолам проповедовать и свидетельствовать людям, что Он есть, определенный от Бога, судья живых и мертвых ( Деян.10:42 ), что, конечно, и исполнили все апостолы, подобно ап. Павлу, повторившему также, что по определению Божию ( Деян.17:31 ) на судище Христовом ( Рим.14:10 ) будет судить живых и мертвых в явлении Своем и царствии Своем Иисус Христос ( 2Тим.4:1 ). Впрочем, по свидетельству слова Божия, в суде участвовать будут и ангелы, а, также, святые, но, понятно, будут участвовать не, как самостоятельные судьи, а только, как служители Христовы, имеющее выполнять Его, при суде, волю или, как свидетели, производимого Им, праведного суда. Сам Иисус Христос об ангелах учил, что они, по Его повелению, при кончине века, соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес, до края их ( Мф.24:31 ), а, также, соберут из царства Его все соблазны и, делающих беззаконие ( Мф.13:41 ), и отделят злых из среды праведных ( Мф.13:49 ). Об участи же, в суде, апостолов, Он, в Своем непосредственном обращении к ним, сказал следующее: аминь глаголю вам, яко вы шедшии по мне, в пакибыте, егда сядет Сын человеческий на престол славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обемонадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). Эту же мысль, только в обобщенном виде, ап. Павел выразил так: не весте ли, яко святии мирови имут судити ( 1Кор.6:2 )? Кто же, спрашивается, на сем суде будут подсудимыми, а, также, с какой целью, и как имеет быть произведен суд?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

9) Слова И. Христа: «кому отпустите грехи, тому отпустятся»: Иоан. 20:23 означают не простое прощение друг другу, или извинение одного перед другим, а власть, данную Богом пастырям Церкви. 10) Сектанты: баптисты, штундисты, пашковцы и им под., отвергнув совокупность Евангельского учения о таинстве покаяния, кощунственно говорят: «мы святы... мы не грешим... и если не умрем, то прямо в рай пойдем...» Но не так говорили Апостолы, – эти сосуды благодати Божией, они учили: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас»: 1Иоан. 1:8 . «Все мы много согрешаем»: Иак. 3:2 . Кому верить? 11) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о таинстве Покаяния: Лук. 1:69–72;15:1 ; Деян. 3:19–26;17:30–31 ; Рим. 6:6–8 ; Евр. 6:7;10:26;12:17 ; Лук. 5:21;7:50 ; Иак. 4:8;5:16 ; 2Цар. 12:13 ; 1Иоан. 3:3;6:9 . 12) Объяснение этих мест свящ. Писания дано в книге «Меч Духовный». XXX. О таинстве брака 1) Брак есть таинство, читаем в православном катехизисе. И это слово в полном согласии с учением Евангелия: ибо апостол называет союз мужа и жены тайной великой. ( Ефес. 5:31 ). Союз этот, через видимое благословение священника, благословляется Самим Богом, как сказано: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:6 ). 2) Брак установлен Богом: «Не хорошо человеку одному на земле... И создал Господь Бог... жену, и привел ее к человеку». Быт. 2:18–22 , ср. Быт. 1:28 . «В таинстве брака» члены Церкви получают благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей. Что брак есть Божие установление, об этом свидетельствовал Сам Христос Спаситель: «Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их...» посему «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию. Так что они уже не двое, но одна плоть»: Мф. 19:3–6 . 3) Союз мужа и жены непременно должен быть только в Господе: 1Кор. 7:39 , т. е. должен быть освящен нарочитою церковною молитвою. Благословенный Церковью брак есть великая тайна: Ефес. 5:31–32 , потому он приравнивается апостолом к союзу Христа с Церковью: Ефес. 5:23–25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010