5,28). Поэтому и протискивалась она сквозь народ. Впрочем, если бы и могла она подойти к Нему беспрепятственно, то стеснялась бы, как и любая женщина с Востока, объявить Ему перед людьми, какой болезнью она страждет. Посему и говорила она [не вслух, а] про себя, чтобы никто не слышал ее: «Только бы коснуться мне Его одежды — и всё; чтобы не узнал об этом ни Он, ни народ». И прикоснулась она к Нему — и выздоровела. И тотчас иссяк (в серб.: иссох. — Пер.) у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни (Мк. 5,29). Без лекарств, расходов и болей, спустя двенадцать лет, больная стала здоровой. А теперь время бежать прочь — чтобы ни Он, ни кто–либо другой об этом не узнал. Но напрасно, дщерь человеческая, [пытаешься ты скрыться — от Всеведущего убежать невозможно. — Кто прикоснулся к Моей одежде? — спросил Иисус Своих учеников. Но они едва ли не с иронией ответили Ему: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? (Мк. 5,30; Лк. 8,45). — Я чувствовал силу, исшедшую из Меня, — настаивал Иисус. — Кто это до Меня дотронулся? Женщина, увидев, что не может утаить того, что с ней приключилось, сильно испугалась и, вся дрожа и трепеща, пала на колени пред Иисусом и сказала Ему всю правду. — Дщерь! — объявил ей Иисус, — вера твоя спасла тебя; иди с миром… и будь здорова от болезни твоей (Мк. 5, 32–34; Мф. 9, 20–22; Лк. 8,43–48). Почему сказал Он ей: Будь здорова от болезни твоей — если она уже стала здоровой? Иисус хочет дать ей понять: «Будь навсегда здорова от твоей болезни; не бойся — сей недуг не возвратится, только храни эту веру». Подробно описываем мы данный пример как характерный для многих или[, лучше сказать,] для всех больных, прикоснувшихся к Иисусу и обретших здравие. Налицо, во–первых, их недоверие к людям, [сомнение в том,] что те им помогут; во–вторых — их [крепкая] вера в Иисуса; и в–третьих — сила, целебная сила, исходившая из Иисуса при соприкосновении с Его телом или одеждами. И сегодня. Не взыскуют ли и сегодня подобного исцеления миллионы христиан по всему мipy, касаясь своей душой Христова Духа либо своими руками и устнами Его одежд? Да, и сегодня протискиваются к нему все те, кому земля и сыны земли не способны предоставить врачеваний.

http://predanie.ru/book/217172-edinyy-ch...

Существование семи богоустановленных таинств не означает ограничение спасающих и освящающих деяний Божиих через Духа Святого в Церкви. В Священном Писании многократно встречается число семь. Иисус Христос о действии диавола на душу человека говорит: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там» ( Мф.12:43–45 ; Лк.11:24–26 ). Давая заповедь прощать обидевшим, Христос сказал: «И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «Каюсь», – прости ему» ( Лк.17:4 ). Евангелисты говорят, что Иисус Христос изгнал из Марии Магдалины «семь бесов» ( Мк.16:9 ; Лк.8:2 ). Особенно часто упоминается число семь в Откровении Иоанна Богослова, адресованном к «семи церквам, находящимся в Асии» ( Откр.1:4 ) и возвещающем грядущие судьбы всей Церкви Божией. Тайнозритель называет семь светильников ( Откр.1:12 ), семь звезд в руке Сына Человеческого ( Откр.1:16 ), семь духов Божиих ( Откр.4:5 ), семь печатей в книге Агнца Божия ( Откр.5:5 ), семь рогов и семь очей у Агнца Божия ( Откр.5:6 ), семь ангелов с семью трубами ( Откр.8:2 ), семь громов ( Откр.10:3 ), «семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия» ( Откр.15:1 ), семь чаш гнева Божия ( Откр.15:7 ), наконец, семь диадим, украшающих семь голов дракона ( Откр.12:3 ). Во всех этих случаях символическое значение числа семь очевидно. Когда Христос говорит о семикратном прощении в день обидчика, Он дает заповедь всепрощения. Когда же Он говорит о злом духе, возвращающемся в человека с семью злейшими духами, Он предупреждает о том тяжелом состоянии души, в которое она повергается в том случае, если, раз коснувшись благодати Божией, человек нерадит о ее пребывании в нем. Говоря об изгнании Господом из Марии Магдалины семи бесов, евангелисты тем самым подчеркивают исключительный мрак души, которым была объята эта женщина до прощения ее Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Иуда – воистину порождение (потомок) тех ехидн (евреев), которые ели манну в пустыни и в то же время роптали на Питавшего их; они, неблагодарные, еще имея во рту своем пищу, клеветали на Бога. И этот злочестивец, держа небесный хлеб во рту, устроил измену против Спасителя. О, ненасытный нрав! 68 О, дерзость бесчеловечная! Питающего он продает и Владыку, Который любил (его), он предал на смерть. Воистину он – беззаконный сын тех (нечестивцев) и вместе с ними получил себе в удел погибель. Но избавь, Господи, души наши от такого бесчеловечия. Ты – единственный в долготерпении, несравнимый! Вход с Евангелием. По входе – Свете тихий. Прокимны: гл. 1. Изми мн Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя ( Пс. 139:1 ). Гл. 7. Изми мя от враг моих Боже, и от возстающих на мя избави мя. – Избавь меня от врагов моих, Боже мой! Защити меня от восстающих на меня ( Пс. 58:2 ). Прокимен пред Апостолом, гл. 7. Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Князья народов совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его ( Пс. 2:2 ). Паремии: Исх. 19:10–19 , Иов 38:1–23, 42:1–5 . Ис. 50:4–11 . Апост. чт. 1Кор. 11:23–32 . Еванг. Мф. 26:1–20 , Ин. 13:3–17 , Мф. 26:21–39 , Лк. 22:43–45 , Мф. 26:40–27:2 . Вместо Херувимской песни. Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, яо яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Аллилуйя – (3-жды). Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем ( Лк. 23:42 .) Аллилуйя (3-жды). Во святой и великий пяток на утрени По шестопсалмии и великой ектеньи – вместо Бог Господь – Аллилуйя – 3-жды. Тропарь: Егда славши... и чтение 1-го Евангелия. Егда славнии ученицы см. л. 83. 1-е Евангелие Иоанна 13:31–18:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нередко при ярком свете лучезарного светила дня или при явлении благотворного и живительного для тамошней местности дождя Иисус Христос обращал взор Своих слушателей на беспредельную благость Отца Своего Небесного, Который солнцем Своим осиявает и праведных и грешных (см. Мф.5:43–45 ), посылает дождь и на злых и добрых, и примером Своего Отца учил людей подражать милосердию Небесному, любить не только друзей, но и врагов, добро творить не только ближним родным своим, но и всем ненавидящим нас. При окончании дня Спаситель находил нужным напоминать Своим слушателям, что должно неленостно всем трудиться, делать, пока есть день; когда же прийдет ночь, тогда никто не сможет делать. При этом Он Своим собственным примером поучал дорожить временем, чтобы каждый день, каждый час жизни употреблять на славу имени Божия и на пользу ближних своих. Переходя с места на место с проповедью Евангелия, Иисус Христос извлекал для Своих слушателей уроки назидания из самых, по нашему взгляду, маловажных предметов видимой природы. Например, видит Он в одном месте дико растущие травы: терновник, репейник — рядом с садовыми деревьями, и сейчас же ставит их в предмет для назидания и в предостережение от лжеучителей, которых много было и во времена Христовы. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы… Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые ( Мф.7:16–18 ). «Так и вы, — говорил Он слушателям, — узнавайте людей по плодам их, по их жизни и остерегайтесь лжеучителей, готовых совратить вас с пути истины». Не те люди Богу угодны, которые напоказ молятся и кажутся благочестивыми, а делают дела беззаконные; таковые будут отвергнуты. Войдут же в наследие Царства Небесного те, которые исполняют волю Отца Небесного и живут по святым Евангельским заповедям. В другом месте, близ самого Иерусалима, видит Спаситель зеленеющую смоковницу и, как тогда было время созревания смокв, пожелал вкусить от них, но, подошедши, не нашёл на ней ни одной смоквы, а только одни зелёные листья, и тут же сказал: Да не будет же впредь от тебя плода вовек ( Мф.21:19 ).

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

Особую остроту и требовательность проповеди Иисуса придавала Его уверенность в близости окончательного пришествия и наступления Царствия Божия . Оно вот-вот наступит, еще до созревания плодов смоковницы . Во всяком случае, при жизни «рода сего» , то есть современного поколения; даже апостолы едва успеют обойти города Израилевы (см. Мф. 10, 23). Христос говорил о покаянии и о вере в Его весть как о последнем шансе, когда нужно немедленно совершить свой выбор. Особенно это чувствуется в притчах, где «нота предостережения звучит громко и отчетливо. Например, в притче (или притчах) об отсутствующем хозяине дома, к возвращению которого должны быть готовы слуги (Мк. 13, 34-36; Лк. 12, 36-38; Мф. 24, 42. 45-51; Лк. 12, 42-46); в притче о воре, который приходит неожиданно (Мф. 24, 43-44; Лк. 12, 39-40), в притче о десяти девах (Мф. 25, 1-12)» Наступление Царства Христос описывал и как завершение истории этого мира с его неправдой, неверием и несправедливостями: грядущее Царство Божие принадлежит «нищим» (см. Мф. 5, 3; Лк. 6, 20). При этом Он описывал его в терминах иудейской апокалиптики: 24 ...Солнце померкнет, и луна не даст света своего, 25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. 26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. 27 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба (Мк. 13, 24-27). Обостренное ожидание скорого наступления Царствия Божия сохранялось и первым христианским поколением. Правда, довольно скоро Церкви пришлось смириться с необходимостью существовать в истории еще сколь угодно долго (вот уже две тысячи лет: могли ли об этом предположить первые христиане?!) В результате убеждение в буквально скором наступлении Царства Божия неизбежно дополнилось необходимыми новыми истолкованиями. А жизнь поначалу не обремененной никакими земными, историческими заботами Церкви очень быстро стала приобретать формы, которые бы позволяли ей существовать в различных условиях истории, не теряя преемства апостольской, то есть изначальной веры и церковного единства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ст. 43–45. По двою дню – иде в Галилею.... Пророк во своем отечествии чести не имать. После двух дней пребывания в Сихеме, Спаситель отправился в Галилею. На пути Он был в Назарете, но скоро оставил его. Так показывает св. Матфей ( Мф.4:13 ). Причину тому выставляет св. Иоанн. «Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве». Назарет считался отечественным городом Иисуса от того, что Иисус был воспитан в нем ( Мф.4:13 ). Наблюдение опыта в отношении соотечественников прилагалось к Назарету и в другое время ( Мф.13:57 ; Лк.4:27 ). Итак, напрасно этот отзыв у Иоанна относили к Капернауму (Зигабен), который ни почему не был отечественным городом Иисуса. Галилеяне принимали проходящего Иисуса с уважением; и именно потому, что когда по предписанию закона ( Втор.16:16 ; Исх.34:29 ) были они в Иерусалиме в праздник пасхи, то были очевидцами великих дел, совершенных Иисусом в пасху ( Ин.2:13 ). Ст. 46–47. «Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино». Кана была на пути из Назарета в Капернаум и к Тивериадскому озеру. Для чего остановился здесь Иисус? Чтобы оживить Своим присутствием веру, возбужденную первым чудом (Зигабен). «В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен». Он явился к Иисусу в Кану с просьбой за умирающего сына. Проситель называется у евангелиста Βασηλικος. Сирский переводчике разумеет служащего царю; в эфиопском переводе: служащий при дворе царя. Флавий (de bello 7, 5. 2) послов, посланных царем парфянским к Титу называет Βασιλικοι; он же министров Ирода сперва называет υπερεται служащими, а потом Βασιλικοι (Antig. 15, 8. 4). Прибавляя к тому то обстоятельство, что Ирод Антипа, тетрарх Галилеи и Цереи, носил титул царя, приходим к убеждению, что евангельский Βασιλικος был один из придворных Ирода. Если этот придворный, служа при таком царе, каков Ирод, отдавший голову Предтечи плясунье, является сколько-нибудь добрым человеком, это значит, что в нем довольно было твердости для добра, чтобы не увлекаться примерами греха. Придворный увидел, что ни богатство, ни чести не защищают от смерти и он обратился за помощью к назаретскому Пророку, – сам явился к Иисусу с просьбою за больного сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

тем людям, которые наносят вред, то не необходимо нам вредить». Мф.18:8 .  Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; (Ср. Мк.9:43–45 ). Буквально: «…хорошо тебе войти в жизнь увечному или хромому ( κυλλν χωλν)...». Русский перевод сделан скорее по смыслу, чем буквально. В славянском: «добрейше ти есть внити в живот хрому или бедну» и т.д., причем словом «добрейше», как и в русском, неточно выражено греческое καλν στιν, а через «бедну» – χωλν . Впрочем, замечают, что καλν нужно принимать здесь в значении сравнительной степени вследствие далее встречающегося (чем). У Семидесяти такая конструкция встречается часто; основание для нее есть в еврейской конструкции, где сравнительная степень употребляется с дальнейшим «мин». Связь стиха с предыдущим определяют так: «хочешь ли ты не быть таким человеком, которому возвещается горе? ... отсеки их и брось от себя» и т.д. Смысл тот, что «соблазнами не только вредит один человек другому, но они возникают для ученика и из его собственной природы» (Цан), т.е. зависят от его свободной воли, и он обладает возможностью соблазнять и не соблазнять себя и других. Это дает повод к изречениям стихов 8–9, смысл которых по существу тот же, какой в Мф.5:29–30 (см. комментарии к этому месту). Выражение «в жизнь» в греческом с артиклем, «известная жизнь», истинная, действительная, не мнимая, не призрачная; и соответствующее выражение «огонь вечный» – также с артиклем, действительный, не призрачный огонь. Идея вечного наказания свойственна была тогдашней иудейской апокрифической литературе (Сол. 2, 35; Енох 91:9, 27:3 и др.). По словам Иоанна Златоуста , Спаситель говорит здесь не о членах тела, а о друзьях и родственниках наших, которые составляют как бы необходимые для нас члены. Это толкование считается «слишком ограничительным». Наши поступки и привычки, как и лица, могут быть столь же дороги нам, как рука или нога. Мф.18:9 .  и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Зачем же оно нужно?): да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных не спрашивая, насколько они заслужили эти милости, и, не боясь наградить недостойного. (Мф.5:43–45). Соответствует ли такому представлению о Боге правовое понятие о Нем? Можно ли сказать, что Господь “благ есть на безблагодатныя и злыя» ( Лук. 6:35 ),если Он воздает только равное, если Он милует только достойных. Чем отличается такое воздаяние от обычной людской справедливости? „Если вы, говорить Господь, будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники»? (Мф.5:36–47). То же самое можно сказать и о правовом представлении о Боге. Если Он милует только достойных, то разве это любовь? Не сделал ли бы того же и каждый из нас, проникнутых себялюбием? В чем тогда превосходство Божественной милости пред нашей? “Аще”, исповедуем мы Богу в ежедневных вечерних молитвах, – “праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистого помилуеши, ничтоже дивно: достойны бо суть милости Твоея”. Но “в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он прежде возлюбил нас” (1Ио.4:10); но “Бог Свою любовь доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Римл. 5:8 ), “Но на мне (молимся мы), грешнем удиви милость твою, о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанной благости и милосердия» 166 . Если Господь учит нас прощать ближнему его согрешения против нас, то это потому, что Он запретил нам требовать какого-нибудь удовлетворения за обиды, нанесенные нам, хотя закон правды это не только разрешает, но и требует, то запретил потому, что Сам Он не требует Себе удовлетворения от нас, что Сам прощает нам туне. Только закон представлял Господа блюстителем правды, с пришествием же Христа закон признанный несовершенным ( Puм. III, 21 и др.), прекратил свое существование, и мы увидали своего Небесного Отца так, как явил Его нам Его Единородный Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Мф.5:43–44 .  Слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющыя вы. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Искоренив, как сказано, гнев и похоть и освободив от всякой пагубной страсти повинующихся Ему, повелел благотворить, давая просящим и занимая нуждающимся; потом, восходя выше, возвел на высоту добродетели. Венцом и вершиною всякой добродетели служит любовь к врагам с ее последствиями, – любовь к ним не как к врагам, а как к людям, и не только любовь, но и молитва за них. За любовью к врагам последует и все остальное, именно – благословение проклинающих, благотворение ненавидящих и молитва за обижающих нас. Таковы свойства совершенной любви. Смотри, что и награда столь великой добродетели самая большая. Так как такой поступок больше всякого другого, то и награду Он полагает большую, чем всякая другая. Говорит: Мф.5:45 .  Яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех: яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя. ...да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Бог есть Отец людей, как Творец их (и мы совершителей каких-нибудь дел называем отцами их) и как Попечитель и Промыслитель их, потому что отцу свойственно заботиться и промышлять о своем сыне. Сынами Божиими становятся те, которые уподобляются Ему чрез добродетель, насколько это возможно для человека, потому что сыну естественно быть похожим на своего отца. Да будете, говорит, сынами Бога, не по естеству, а по подобию, именно чрез любовь к врагам своим. Хотя Он осыпается, как стрелами, поношениями злых и несправедливых, хулится, и лишается Своей чести, однако, любя их, повелевает солнцу Своему светить злым и добрым, посылает дождь на праведных и неправедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками (сими), потому что они плоть... И ув и дел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое вре­мя... И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, «которых Я сотворил... (Быт. 6; 3, а ,7). Совершенно иначе смотрит на ценность мира и на те стимулы, ко­торыми должен руководствоваться христианин в своем стремлении к миру . Православие. Во-первых, мир для него ценен не сам по себе, но как такое состо­яние человеческих отношений, ко­торое содержит в себе меньшие, по сравнению с войной, объективные предпосылки для развития наибо­лее грубых страстей: ненависти, же­стокости, грабительства, насилия и т.п.—то есть всего того, что осо­бенно калечит душу и тело челове­ка, обезображивает его, приносит ему смерть духовную и телесную. Мир в то же время является благо­приятной атмосферой, в которой возможны правильная духовная жизнь и достижение того внутрен­него мира, который, по слову апос­тола Павла, превыше всякого ума (Флп. 4, 7) и приносит человеку веч­ное неотъемлемое благо. Во-вторых, в самом миротворче­стве христианское сознание видит не средство для достижения одного из важнейших условий земного благо­денствия, которое в любом случае скоропреходяще и неминуемо отни­мется смертью у каждого из людей, но, прежде всего исполнение запо­веди Христовой (Мф. 5, 9) о любви ко всем людям (Мф. 5, 43).   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/analytics/pravoslavno...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010