Молитва за других Христианин призван молиться не только о себе, но и о своих ближних – родителях, детях, родственниках, близких, сослуживцах, начальниках и подчиненных. История Церкви знает много случаев, когда молитва матери спасала детей от смерти, когда жена «вымаливала» у Бога тяжело больного мужа, которому врачи уже вынесли смертный приговор. Молитва за близких – действенное средство для оказания им помощи и одно из тех добрых дел, которое не требует от человека никаких материальных затрат, а только доброго сердечного расположения. Иисус Христос призывает Своих последователей молиться не только за близких, но и за обидчиков и гонителей ( Мф.5:43–44 ). Молитва – универсальный ответ на человеческую злобу, ненависть или вражду. Очень часто люди думают, что победить зло можно только ответным злом. Но Христос учит иначе: зло побеждается добром. И молитва является мощным средством для этой победы, ибо благодаря молитве за врагов человек изживает в своем сердце вражду и ненависть к ним, а это уже важный этап на пути к примирению. Христиане молятся не только за живых, но и за усопших. Такая молитва важна прежде всего для тех, кто уже перешел в мир иной и чья посмертная участь решается Богом. Каждый человек на земле связан узами родства, любви, дружбы, профессионального общения со многими другими людьми. И как мы сочувствуем нашим близким при жизни, так мы должны сочувствовать им и когда они уходят от нас. Молитва за усопших, кроме того, важна для нас самих, пока еще остающихся на земле. Она помогает нам пережить потерю близкого человека, не утратить с ним связь, которая полностью восстановится после того, как мы сами вслед за ним перейдем в вечность. Молитва не должна быть показной Господь Иисус Христос говорил Своим ученикам: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мф.5:43–44 .  Слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющыя вы. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Искоренив, как сказано, гнев и похоть и освободив от всякой пагубной страсти повинующихся Ему, повелел благотворить, давая просящим и занимая нуждающимся; потом, восходя выше, возвел на высоту добродетели. Венцом и вершиною всякой добродетели служит любовь к врагам с ее последствиями, – любовь к ним не как к врагам, а как к людям, и не только любовь, но и молитва за них. За любовью к врагам последует и все остальное, именно – благословение проклинающих, благотворение ненавидящих и молитва за обижающих нас. Таковы свойства совершенной любви. Смотри, что и награда столь великой добродетели самая большая. Так как такой поступок больше всякого другого, то и награду Он полагает большую, чем всякая другая. Говорит: Мф.5:45 .  Яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех: яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя. ...да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Бог есть Отец людей, как Творец их (и мы совершителей каких-нибудь дел называем отцами их) и как Попечитель и Промыслитель их, потому что отцу свойственно заботиться и промышлять о своем сыне. Сынами Божиими становятся те, которые уподобляются Ему чрез добродетель, насколько это возможно для человека, потому что сыну естественно быть похожим на своего отца. Да будете, говорит, сынами Бога, не по естеству, а по подобию, именно чрез любовь к врагам своим. Хотя Он осыпается, как стрелами, поношениями злых и несправедливых, хулится, и лишается Своей чести, однако, любя их, повелевает солнцу Своему светить злым и добрым, посылает дождь на праведных и неправедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками (сими), потому что они плоть... И ув и дел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое вре­мя... И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, «которых Я сотворил... (Быт. 6; 3, а ,7). Совершенно иначе смотрит на ценность мира и на те стимулы, ко­торыми должен руководствоваться христианин в своем стремлении к миру . Православие. Во-первых, мир для него ценен не сам по себе, но как такое состо­яние человеческих отношений, ко­торое содержит в себе меньшие, по сравнению с войной, объективные предпосылки для развития наибо­лее грубых страстей: ненависти, же­стокости, грабительства, насилия и т.п.—то есть всего того, что осо­бенно калечит душу и тело челове­ка, обезображивает его, приносит ему смерть духовную и телесную. Мир в то же время является благо­приятной атмосферой, в которой возможны правильная духовная жизнь и достижение того внутрен­него мира, который, по слову апос­тола Павла, превыше всякого ума (Флп. 4, 7) и приносит человеку веч­ное неотъемлемое благо. Во-вторых, в самом миротворче­стве христианское сознание видит не средство для достижения одного из важнейших условий земного благо­денствия, которое в любом случае скоропреходяще и неминуемо отни­мется смертью у каждого из людей, но, прежде всего исполнение запо­веди Христовой (Мф. 5, 9) о любви ко всем людям (Мф. 5, 43).   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/analytics/pravoslavno...

Римское общество не видело в человеке ничего святого. Долг, честь, слава ценились там значительно выше любой человеческой жизни. Христианство посмотрело на человека, притом на каждого конкретного человека, как бы низко он ни стоял на общественной лестнице, глазами Бога, который стал человеком, чтобы открыть ему возможность стать Богом. С этих позиций человек становится высшей ценностью в мире, а «человечность» - высшим и неотъемлемым свойством и человека, и человеческой культуры. Апологеты первыми в истории человеческого общества начали последовательную борьбу за гуманное отношение к человеку. Главным вдохновителем их в этой тяжелейшей борьбе, которая фактически не завершилась и до сих пор, был сам Иисус Христос. открывший людям принципиально новые этические законы. В знаменитой Нагорной проповеди он отменяет многие нравственные заповеди Ветхого Завета и утверждает новые, основывающиеся на всеобъемлющей любви; ставит перед человечеством новый идеал любви и взаимоотношений людей в социуме: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5, 43-44). Христианство с первых своих шагов осознало себя носителем принципиально новой, не бывшей до того этики, нового понимания человека, его места в мире, новых законов человеческого бытия. Нагорная проповедь Христа строится на принципах снятия древней нравственности нравственностью новой, основанной на принципах любви. Новые заповеди даются чаще всего не как развитие старых, а как их отрицание, снятие. «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф 5, 38-40). Не только разум, но и все нутро древнего человека, привыкшего в тяжелой борьбе с природой, с «ближними» и «дальними» завоевывать себе место под солнцем и кусок хлеба, а затем - и добывать все блага жизни, богатство, женщин, бесчисленные наслаждения, - весь организм этого человека восставал против рабского, в его понимании, призыва Христа. Да что - древнего! XX в. в массе своих «достойных» представителей посмеялся над поднявшим знамя «непротивленчества» Львом Толстым и с гордостью вознес на свои алтари «шедевры» беспредельного могущества человеческого разума - термоядерное и иное оружие массового уничтожения ближних и дальних, доведя до логического завершения принцип «око за око».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Слово 40. О том, что нужно все делать и предпринимать ради спасения наших братьев, и что великое благо - прощать грехи согрешающим против нас, - что это больше милостыни. Слово 41. О том, что мы должны подражать хотя бы слугам нашим, чтобы ради страха Божия делать то, что они делают из-за страха перед нами, и о неизреченных благах, уготованных святым. Слово 42. О том, что не следует нам смущаться, видя, как добрые люди терпят несчастия, злые же имеют все в изобилии; и о том, что живущий в грехах ничем не отличается от смердящего мертвеца. Слово 43. О том, что пренебрегающий настоящим возобладает тем и другим и что любостяжание хуже всякой грязи и нечистоты. Слово 44. О сокрушении, терпении и пожелании будущих благ; и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Слово 45. О том, что не должно усиленно оплакивать умерших. Слово 46. О том, что если мы даже виновны во всех грехах, мы можем спастись через исповедь; и что каждый из нас верующих имеет ангела хранителя; и о священниках. Слово 47. О том, что не должно недостойно приступать к божественным тайнам. Слово 48. Цветник в форме слова, собранный из Златоуста Феодором: что нужно делать христианину, чтобы наследовать жизнь вечную. Spuria I. О покаянии, и на чтение о (грехе) Давида с женой Урии. II. О тех, которые во время поста соблюдают воздержание, и об образе жизни различных пророков. III. Слово увещательное о воздержании. IV. О том, что тяжко презирать человеколюбие Божие. Сказано по прочтении притчи о десяти талантах. И против иудеев, по случаю землетрясения. V. О кровоточивой, из Евангелия от Луки. VI. О том, что настоящая жизнь уподобляется морю, и о том, как Иисус взошел с учениками своими в корабль и заснул. VII. На слова: " Царство Небесное подобно зерну горчичному " (Мф. 13:31). VIII. На слова: " кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое " (2Кор. 5:17). IX. На слова: " Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение " (Мф. 17:5). X. На евангельское чтение, и о девстве, и увещание к падшим девам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Так как иудеи, по своем отступлении от Бога, раскаялись и обратились к Нему, то Он пророку Иезекиилю показал размер нового храма, «вид, расположение его» и сказал: «все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез. 40:4–4; 41, 42, 43 ). Иезекиилю были показаны в храме и священные изображения ( Иез. 41:17–20, 25 ). Бог возбудил дух Кира, царя Персидского, объявившего: «Бог повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме... Кто есть из вас, из всего народа Его... пусть он идет в Иерусалим... и строит дом Господа Бога Израилева» ( 1Ездр. 1:1–3 ). Через прор. Аггея Бог говорил «взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь... и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою... Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» ( Агг. 1:8; 2:7,9 ). „Встал Заровавель, сын Салафииля, и Иисус, сын Иоседека, и начали строить дом Господа в Иерусалиме, в присутствии пророков Господних, помогавших им» ( 2Ездр. 6:2 ). Когда храм был окончен, священники освятили его ( 2Ездр. 7:3–7 ). В 70 году по Рожд. Христовом римляне разрушили этот храм, о чем Господь предсказал во дни Своей земной жизни (Мф. 24:2; Мк. 13:2 ). Из сказанного видно, что храм есть установление Божие; условием для обладания им должно быть исполнение заповедей Божиих, служение и поклонение Единому Богу ( 3Цар. 9:6–7 ). В наказание евреев за отступление от Бога, за идолопоклонство и нечестие Он наказывал их бедствиями (Иерем. 7:3–15; 4Цар. 17:16–18, 23; 24:1–3, 7–20 ) и храм отдавал в руки врагов (сн. Иерем. 51:51; 4Цар. 25:9 ). За отвержение и распятие Господа Иисуса Христа евреи лишились храма навсегда ( Лк. 19:43–44 ; Мф. 24:2). В храме приносились жертвы Богу „К месту, какое изберет Господь, Бог ваш... обращайтесь, и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношения рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши.. Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь» ( Втор. 12:5–14; 16:5–6,16 ). Предписываемые законом жертвы евреи и приносили только в храме. В Новом Завете кровавые жертвы отменены и приносится в храмах православных христиан бескровная жертва – Тело и Кровь Господа Иисуса Христа ( 1Кор. 10:16–17; 11:22–29 ). «Мы имеем», говорит апостол, «жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). Жертвенник мог быть только в храме, свое же название он получил от жертвы евхаристической, на нем предлежащей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Увы, но нет такого предательства и преступления, которое люди, при желании, не могли бы объявить проявлением «любви». Для того чтобы поступать по любви, мы неизбежно должны определиться с вопросом о том, что истинно. Иисус учил догматам Это верно в отношении любви вообще; это особенно верно, когда мы говорим о «любви, которой учил Иисус». Парадокс Евангелия в том, что на него часто ссылаются, никогда его не читав — и предполагая, что Евангелие — это сборник нравственных наставлений о том, что, в общем и целом, хорошо бы любить ближнего. Но, открыв сам текст, мы обнаружим нечто другое — Человека, выступающего с неслыханными притязаниями относительно того, Кто Он такой. Даже в Нагорной проповеди, которая справедливо считается средоточием Его нравственного учения, Он говорит как «власть имеющий»: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:43,44 ). Это: «Я говорю вам», вместо оборота, который мы встречаем у пророков — «так говорит Господь», в библейском контексте выглядит как недвусмысленное притязание на божественный статус. И такие притязания Иисус высказывает постоянно. Он говорит, что был с Отцом прежде создания мира ( Ин.17:5 ). Он и Отец — одно ( Ин.10:30 ). Что видевший Его видел Отца ( Ин.14:9 ). Что Он — единственный путь к Богу ( Ин.14:6 ), что именно Он, Иисус, придет судить все народы в последний день ( Мф.25:31 ). Он говорит, что пришел, чтобы даровать людям жизнь вечную и блаженную — и что её обретут те, кто примут Его верою, и проявят эту веру в Крещении ( Мар.16:16 ), Евхаристии ( Ин.6:53,54 ) и хранении заповедей ( Ин.15:10 ). А те, кто не уверуют в Него, «умрут во грехах своих» ( Ин.8:24 ). Иногда говорят, что Иисуса распяли за то, что Он свидетельствовал о любви. Это не так — раввины того времени могли сколько угодно говорить о любви к ближнему, это не навлекало на них никаких неприятностей. Римляне были суровыми правителями, но не психопатами — они безжалостно подавляли мятежи, но не распинали за проповедь любви к ближнему. Религиозные лидеры того времени сочли Господа Иисуса опасным богохульником, а римляне — опасным мятежником вовсе не из-за проповеди любви. А из-за того, что Он говорил о Себе.

http://azbyka.ru/lyubov-ili-bogoslovie

«Хотящего занять… не отвращайся». Общий смысл тот же. «Взаймы давай не с ростом, но простой заем для пользы ближнего» (Феофилакт). «А в другом месте требует Спаситель еще большего, говоря, чтобы мы давали и тем, от коих не надеемся получить» (Златоуст). Мф.5:43 . Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. «Люби ближнего твоего» ( Лев.19:18 ). Ближний – лицо, близ нас живущее, лицо близкое нам по отношениям духовным; в смысле любви христианской ближний наш есть всякий человек; люби ближнего – то же, что люби всякого человека. «Ненавидь врага твоего». Этих слов нет в Богодарованном законе Моисеевом, ни у пророков; такую заповедь иудеи, вероятно, извлекли из предшествующей заповеди о любви к ближнему, разумея под ближними только присных и друзей (ср.: Притч.17:17 ) и лукаво мудрствуя, что если ближнего, друга, должно любить, то врага должно ненавидеть. Мф.5:44 . А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. «Любите врагов ваших». Враг – тот, кто делает нам зло так или иначе. Есть два рода любви к людям: первый – это расположение к человеку, жизнь и действия которого мы одобряем, который нам нравится; второй – расположение и желание добра тем, жизнь и действия которых мы не одобряем, недобрым действиям которых в отношении к нам или другим мы противодействуем. Это последнее чувство и есть любовь, которую мы должны оказывать врагам. Невозможно любить действия человека, который наносит нам обиды, вред, оскорбляет законы божеские и человеческие, но мы можем, отвращаясь от его действий, желать добра ему самому, не платить ему злом за зло, помогать ему в нуждах и затруднениях, оказывать ему услугу, желать ему вечных благ ( Рим.12:17–20 ). Это – любовь ко врагам, свидетельствующая о высокой степени совершенства имеющих сию добродетель. «Достиг (таковой) верха добродетелей, ибо что выше сего?» (Феофилакт; ср.: Златоуст). «Благословляйте проклинающих вас» и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Христос – Основатель и Глава Церкви – дал Ей основной закон: правило веры и правило жизни по вере. Все это раскрывается в Священном Предании, в которое, как было отмечено ранее, входит Священное Писание, святоотеческая традиция и благодатный церковный опыт, который передается через христианские поколения, начиная с апостольских времен. Христианство генетически связано с ветхозаветной традицией, сам ветхозаветный закон явился «детоводителем ко Христу» (Гал. 3: 24). Однако христианская традиция начала практически сразу отделятся от иудаизма и формироваться в самостоятельную религиозную концепцию. После дня Сошествия Святаго Духа на апостолов, который стал днем рождения Церкви, в Иерусалиме была образована первая христианская община. По факту она представляла собой собрание последователей Христа, которые не имели частной собственности и посвящали все свое время для благоугождения Богу. «Первые христиане ежедневно собирались в храм и слушали проповедь апостолов, а в дни воскресные собирались по домам для совершения Евхаристии» , – отмечает протоиерей Петр Смирнов. Принимая во внимание тот факт, что христианская Церковь зарождается в иудейской религиозной среде, естественным образом ветхозаветный закон составлял неотъемлемый аспект жизни первой христианской общины. Сами апостолы в первое время после Пятидесятницы продолжали считать себя правоверными иудеями, познавшими по благодати Божией Мессию, о приходе которого возвещали древние израильские пророки . Господь Иисус Христос Сам говорил о Ветхом Завете: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17). Вместе с тем христианство несет в себе обновленное морально-этическое учение, все более дистанцируясь от жестких норм ветхозаветной традиции, что со всей явственностью раскрывается в Нагорной проповеди Христа: «Вы слышали, что сказано: “око за око, и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 38–39, 43–44).

http://pravoslavie.ru/157616.html

   По учению Церкви, воскресение не есть реинкарнация, т. е. облечение души в некое новое тело. После воскресения тела «будут существенно те же, какие были соединены с известными душами в продолжение настоящей жизни».    Эта истина явно выражена Самим Спасителем, сказавшим, что именно находящиеся в гробах, услышав глас Сына Божия, оживут (см.: Ин.5:25-28), а также в словах ап. Павла: ...сеется в тлении, восстает в нетлении... тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор.15:42, 53).    Учение о тождественности тел воскресших телам живущих выражено уже в трудах христианских писателей первых столетий христианской эры. 2.5.5. Свойства воскресших тел    Хотя тела воскресения будут тождественны телам живущих по существу, тем не менее они будут отличаться по своим свойствам, поскольку мертвые воскреснут в преображенных по образу тела воскресшего Христа телах (см.: Флп.3:21). О свойствах тел воскресения ап. Павел говорит следующим образом: Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор.15:42-44).    Таким образом, можно указать четыре отличительных свойства будущих воскресших тел. Они будут    а) нетленными, т. е. неподвластными процессам разрушения и смерти (см.: Лк.20:35-36; 1 Кор.15:53);    б) славными, т. е. светоносными, подобно телу Самого Спасителя, когда Он преобразился на Фаворе (см.: Флп.3:21), согласно Его обетованию: Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф.13:43). Преображенные славные тела будут явным для всех образом отражать внутреннее совершенство их обладателей, что не всегда имеет место в настоящей жизни. В отношении грешников это свойство следует понимать как, напротив, лишенность света, бесславные тела грешников будут в полной мере обнаруживать степень духовного падения их обладателей;    в) сильными, т. е. непричастными изнеможению и немощам настоящей жизни вообще;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010