игумен Амвросий (Диденко) Отче наш, иже еси на Небесех Пресвитер Тертуллиан Когда говорим: Отче наш – то и молимся Богу и вместе веру изъявляем, коей плодом есть такое наименование. Ибо написано: «Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти верующим во имя Его» ( Ин.1:12 ). Господь часто именовал Бога Отцем нашим и нам заповедал: «И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» ( Мф.23:9 ). Таким образом, взывая так в молитве, мы исполняем заповедь. Блаженны те, которые познают в Боге Отца. – Имя Бога Отца не было никому возвещено прежде; и даже вопрошавший о нём Моисей услышал иное некое имя; нам же открыто оно в Сыне. Ибо Сын уже наводит на новое имя Богу – имя Отца. Но Он и прямо говорит: «Аз приидох во имя Отца» ( Ин.5:43 ), – и опять: «Отче, прослави имя Твое» ( Ин.12:28 ), – и яснее: «Явих имя Твое человеком» ( Ин.17:6 ). Ориген Стоило бы расследовать тщательнее, есть ли в Ветхом Завете где-либо молитва, в которой Бога кто-нибудь называл бы Отцом, потому что поныне, несмотря на все наши изыскания, такой молитвы там мы не нашли. Мы не утверждаем того, что Бог не называется в Ветхом Завете Отцом или что считавшиеся за верных не называются там чадами Божиими; мы утверждаем только то, что нигде в Ветхом Завете мы не встречаемся с тем праводушным дерзновением, провозглашенным нашим Спасителем, которое уполномочивает нас в молитве называть Бога Отцом. Что Бог называется в Ветхом Завете Отцом, а последователи Божественного Слова – сынами, это открывается из многих мест. Но, хотя Бог и называется в Ветхом Завете Отцом, а рождённые Богом через сообщение им слова веры – сынами Его, всё-таки древние не были проникнуты сознанием постоянного и неизменного своего сыновства Богу. По апостолу, наследник, доколе в детстве ничем не отличается от раба, хотя он и господин всего. Он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного ( Гал.4:1–2 ); с пришествием же Господа нашего Иисуса Христа открылась полнота времени ( Гал.4:4 ), в которое желающие получают усыновление. В Евангелии от Иоанна говорится: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Дальнейшее же значение сего обетования, в отношении к христианам вообще и порознь, есть то, что они получать наследие, по выражению Псалмопевца, на земли живых, там, где живут и не умирают, то есть получат вечное блаженство ( Пс.26:13 ). 991. Какие плоды невоздержания и плотской жизни для вечности? Вопрос прихожанина. Какие плоды невоздержания и плотской жизни для вечности? Ответ Священника. Не льститеся: Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, то же и пожнет: яко сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, от духа пожнет живот вечный ( Гал.6:7–8 ). Явлена же суть дела плотская, еже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяние, вражды, рвения, зависти, ярости, разжжения, распри, соблазны, ереси, зависти, убийства, пьянства, бесчинные клички и подобная сим: яже предглаголю вам, яко же и предрекох, яко таковые творящий царствия Божия не наследует ( Гал.5:19 ). Внемлите же себе, да некогда отвечают сердца ваши объединением и пьянством, и печалями житейскими, и найдет на вы внезапу день той ( Лк.22:34 ). Аще ли же речет злой раб той в сердце своем: коснит господин мой прийти: и начнет бить клевреты своя, есть же и пить с пьяницами: придёт господин раба того в день, в он же не чает, и в час, в он же не весть: и растешет его пополам, и часть его с неверными положит: ту будет плач и скрежет зубам ( Мф.24:48–51 ). 992. Как я должен поступать в разных отношениях с людьми? Вопрос прихожанина. Как я должен поступать в разных отношениях с людьми Ответ Священника. Не ссорься с человеком сильным, да некогда впадешь в руки его. Не заводи тяжбу с человеком богатым, да некогда отяготит тя меру. Не ссорься с человеком язычным, и не накладай на огнь его дров, с противным не спорь ( Сир.8:1–4,17–19 ). Не имей веры врагу твоему во веки: якоже бо медь ржавеет, так и злоба его. Устами своими усладит враг, и сердцем своим советует выкинуть тя в ров, и егда обрящет время, не насытится кровью. Аще срящет тя злая, то обрящешь его первее себя, и якобы помогая, подставит тебе ногу: покивает главою своею, и восплещет руками своими, и много пошепчет и изменит лицо свое ( Сир.12:10–18 ). 993. Кто суть алчущий и жаждущий правды?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Любовь познали мы в том, что он душу свою положил за нас, посему и мы должны полагать души за братьев ( Ин. 3:16 ). Вы други Мои есте, аще творите, яже заповедаю вам ( Ин.15:14 ). Вот еще новое побуждение к любви взаимной! И какое высокое, какое сладкое побуждение! Заповедывая нам любовь взаимную, Господь говорить, что если будем исполнять заповедь Его, то будем друзьями Ему. Если много значит быть другом царя земного, какое высокое отличие быть другом Царя небесного, Того, кем держится весь мир! Изумительна любовь Сына Божия к человечеству! За то, что мы любим подобных нам людей, Он, Господь и Владыка всех, награждает нас званием друзей Своих. Не сам ли Он говорил, что господин не позволит своему слуге, пришедшему с поля, тотчас сесть за стол, а прежде велит ему, чтобы служил за столом господина своего ( Лк. 17:8–10 )? Теперь же нас, рабов Своих, удостоивает имени друзей Своих за любовь к подобным нам. Не к тому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит господь его... ( Ин.15:15 ). Рабу господин его не дозволяет знать тайны господина своего, не допускает его до полной доверенности своей. – В других отношениях ученики Господа – рабы Его. Так называл Он их прежде ( Мф. 10:24, 20:27, 24:48–50 ; Лк. 17:10 ). Так Он называет их и на последней вечере ( Ин. 13:13, 16, 20 ). Вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам. Ученики Господа – не рабы Его, а друзья в том отношении, что Он открывает им тайны Свои, которые слышал от Отца Своего. Им до того открыты истины божественные, что и Дух истины впоследствии был только истолкователем слов Господа, возвещенных в слух учеников Его ( Ин.17:6–8 ). Доверенностию, с какою Спаситель открывал ученикам тайны царствия Божия, давал Он видеть ученикам Своим и то, что времена ветхого завета оканчиваются. «Пока наследник, говорит Апостол, находится в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего»: таково же было и состояние тех, которые находились под игом закона. Им сообщаемы были тайны спасения под покровом образов ( Гал. 4:1–5 ). Не таково время нового завета. «Мы же вси, говорит Апостол, откровенным лицем славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу, яко же от Господня Духа» ( 2Кор. 3:18 ). Эта доверенность, с какою открывает Господь ученикам Своим тайны царствия, есть новый опыт любви Его к верующим, той любви, которою вызывает Он нас ко взаимной между нами любви. Апостол писал: «вы, братия, призваны в свободу; только чтобы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но служите друг другу любовию» ( Гал. 5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О посте, как средстве покаяния и очищения от грехов, как особом подвиге благочестия и благоприятном служении Богу, ясно говорит Священное Писание . Жители Ниневии постом и молитвою спасены были от гнева Божия ( Ион.3:5–10 ). Постились для угождения Богу великие праведники: Моисей постился сорок дней ( Исх.34:28 ); постился царь и пророк Давид ( Пс.34:13 ), постился пророк Божий Илия ( 3Цар.19:3 ), постился Предтеча Господа Иоанн ( Мк.1:6 ). Сам владыка наш, Христос, постился сорок дней в пустыне ( Мф.4:3 ). Постились и св. апостолы ( Деян.13:3 ). Грех, живущий в нас, по слову Спасителя, не выходит иначе, как только молитвою и постом ( Мф.17:21 ). Чтобы сделать пост богоугодным, Иисус Христос дает правила: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. «( Мф.6:16,17 и 18). В виду такого рода свидетельств Слова Божия, православная Церковь в установленные времена призывает чад своих к посту. Штундисты, отвергая учение православной Церкви о подчинении властям, указывают в подтверждение своего мнения следующие места Св. Писания: Мф.17:24–27 ; Гал.2:6; 4:21–31 ; Пс.72:1–17 . Кол.2:14–15 ; Откр.13 и 14 гл. Иер.13:18–21 ; но эти ссылки нисколько не подтверждают сектантского мнения. В 24 – 27 ст. 17 гл. Мат. говорится о чудесной уплате Иисусом Христом подати на храм. Слова Господа, с которыми Он обращался к апостолу Петру, нужно понимать так: если цари земные берут подати не с сынов своих, а с посторонних, то тем более Я должен быть свободен от этой подати, как Царь и Сын Царя небесного 619 . В 6 ст. 2 гл. Послания к галатам, как это видно из предшествующего и последующего содержания этой главы, св. апостол Павел под «знаменитыми» разумеет не властей, как думают штундисты, а св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе ( 2Тим.1:13 ). Епископ должен быть держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать… Обличай строго, дабы они были здравы в вере ( Тит.1:9, 13 ). Господь Христос дал нам свой закон ( Гал.6:2 ). Этот закон требует от нас, чтобы мы держались здравого или истинного вероучения ( 2Тим.1:13 ; Тит.1:9, 13 ); истинное же вероучение есть только одно ( Еф.4:5 ; 1Кор.1:13 ). Сердечная вера наша должна быть искренней и сильной ( Мк.9:23, 24; 11:24 ). Дела наши должны быть исполнением заповедей Господних ( 1Кор.14:37 ); таковы заповеди – о вере и любви ( 1Ин.3:23 ), о крещении ( Мф.28:19 ), о св. причащении ( Лк.22:19 ) и другие. При этом исполнять должно все заповеди ( Мф.28:20 ; Иак.2:10 ). Отступники погрешают тем, что не держатся единого истинного вероучения и не исполняют всего, заповеданного от Господа. 3. Ветхий Завет Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Мф.5:17 ). Всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое ( Мф.13:52 ). Авраам сказал ему (богачу): у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их ( Лк.16:29 ). Один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем ( Рим.3:30, 31 ). Ты из детства знаешь священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3:5, 16 ). Повелений Своих Господь не переменяет так, как человек ( Иак.1:17 . Чис.23:19 ). Посему вероучение и необходимые для нас наставления мы должны почерпать из всего Св. Писания как Нового, так и Ветхого Завета ( 2Тим.3:15, 16 ). Господь и апостолы не уничтожали всего ветхозаветного Закона, но утверждали его ( Мф.5:17 ; Рим.3:30, 31 ), тому же научали и верующих ( Лк.16:29 ). Из ветхозаветных установлений утратило своё значение и заменено другим только то, что имело один прообразовательный характер: например, заменено крещением плотское обрезание и соединенные с ним обряды ( Деян.15:24 ; Кол.2:11, 12 ), кровавые жертвы заменены жертвою Господа Иисуса Христа и преломлением ( Евр.10:4–9 ; 1Кор.11:26 ) и тому подобное. Остальное из ветхозаветных установлений сохраняет свою силу: например, точный перечень степеней родства, в которых брак воспрещается, в Новом Завете нигде не показан, однако он сохраняет свою обязательную силу на основании Ветхого Завета ( Лев.18:6–18 ), и так многое другое. Посему совершенно несправедливо отвергают отступники те установления церковные, которые подобны установлениям ветхозаветным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христос говорил о новом рождении ( Ин.33:7 ) и ап. Павел – о возрождения и обновлении Святым Духом ( Тит.3:5 ). Кто во Христе, тот новая тварь – καιν κτσις ( 2Кор.5:17 . Ср. Гал.6:15 ). Но новое творение во многих отношениях повторяет творение первое. Бог создал человека, взявши персть от земли ( Быт.2:7 ). Первый человек из земли перстный; каков перстный, таковы и перстные, и мы носили образ перстного ( 1Кор.15:47–49 ). От перстного естества человеческого, хотя и от чистейшей Девы, Божие Слово, воплощаясь, заимствует плоть и созидает нового человека в Себе Самом ( Еф.2:15 ), – «не в том смысле, что Христос представил пример этого нового человека, а в том, что Он – второй Адам, Глава и Родоначальник нового человечества» 65 . Исповедавший истину воплощения ап. Пётр говорит, что люди сделались причастниками Божеского естества, в чём и заключаются великие драгоценные обетования ( 2Пет.1:4 ). При первом творении Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни и стал человек душой живою ( Быт.2:7 ). В новом творении Логос не ограничился восприятием в единство ипостаси перстного естества человеческого, но тоже дунул, говоря: примите Духа Святого ( Ин.20:22 ), и при дыхании бурном исполнились все Духа Святого ( Деян.2:2–4 ), так что новый Адам есть Дух животворящий ( 1Кор.15:45 ). Древнее прошло, теперь всё новое ( 2Кор.5:17 ). Дух Божий живёт в новой твари ( Рим.8:9–11 ; 1Кор.3:16 ); Им мы живём и движемся и существуем ( Деян.17:28 ). Духом христиане устрояются (συνοικοδομεσϑαι) в жилище Божие ( Еф.2:22 ). Мы должны носить образ Адама небесного ( 1Кор.15:49 ), и в этот образ мы преображаемся от славы в славу от Духа Господня ( 2Кор.3:18 ). Отлагается прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и совершается облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф.4:22–24 ). Ещё устами древнего пророка говорил Господь: будет новое небо и новая земля ( Ис.65:17 ), и мы ожидаем нового неба и новой земли ( 2Пет.3:13 ), а пророк Нового Завета это небо и эту землю уже видел ( Откр.21:1 ). С воплощения Сына Божия начался процесс обновления естества человеческого. Этот процесс совершается в Церкви, постепенно, но неуклонно. Врата ада не одолеют её – ατς ( Мф.16:18 ). Ατς – может относиться и к πτρα, и к κκλησα. Ещё Ориген считал за лучшее относить и к тому, и к другому 66 . Врата ада, сколько бы ни усиливались (κατισχσουσι), не могут остановить процесса обновления твари, начало которому положено в воплощении и которое на основе воплощения продолжается в Церкви. Обновление твари будет совершаться последовательно и неизменно до тех пор, пока скажет Сидящий на престоле: се, творю все новое! Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец! ( Откр.21:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

О любви к отечеству и вере Православной Лк.19:41–42 . «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих». Объясн. Вот яркий пример любви к своему отечеству. Христос, зная будущность Иерусалима, пролил о нём слезы. Так ли поступают те, кто и родину, и веру Православную променяли на веру немецкую – лютеранскую и протестантскую, которые основаны не на мудрости Иисуса Христа: Мк.16–18 , а на мудрости земной: Иак.3:13–15 ? 1Тим.5:8 . «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного». Объясн. Под своими разумеются люди, соединённые родством телесным или духовным: Гал.6:10 . Под присными разумеются, в частности, люди, составляющие один дом, одну семью: 1Кор.16:19 . Отвергся от веры тот, кто говорит, что не нужно любить своего отечества, своего народа и своей семьи, а нужно любить всё человечество; такой человек в действительности никого не любит, ни единоплеменников, любить которых запрещает ему собственное суемудрие, ни остальных людей, с которыми у него нет никаких отношений. О любви ко врагам Мф.5:44–45 . «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Объясн. Здесь говорится о любви к личным врагам, но к врагам общественного порядка – нарушителям святыни храма, Сам Христос отнёсся строго: Ин.2:15–17 ; предостерегали и святые апостолы от врагов истинной веры и благочестия: Иуд.1:18–19 ; 2Пет.2:1–3:3:16–17 . О молитве за врагов Ин.17:9–10 . «Я о них молю: не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои; И всё Моё Твоё, и Твоё Моё; и Я прославился в них». Объясн. Когда Господь говорит: «и Я прославился в них», то разумеет прошедшую и настоящую жизнь апостолов, исполненную любовью ко Христу – самоотречением: Мф.19:27 – и чудесными благотворениями: Мф.10:8 ; об них-то особенно и молился Господь. Но вообще из молитвы Иисуса Христа не был совершенно исключён даже и неверующий мир: «Отче! прости им»: Лк.23:34 . Господь Сам повелел молиться за этот мир: Мф.5:44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мф.5:9 . Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. «Миротворцы». Те, которые, живя в мире со всеми, употребляют свои средства, свое влияние, свои усилия для умиротворения людей в каких бы то ни было отношениях, предотвращают распри, раздоры, мирят противников и прочее тому подобное. «Сынами Божиими» (ср.: примечание к Мф.1:1 ). Все верующие – дети одного Отца Небесного ( Рим.8:17 ; Гал.4:5 ), но особенно миротворцы. Бог есть Бог мира ( 1Кор.14:33 ); те, кто производит мир между людьми, особенно в этом уподобляются Богу и в особенности достойны быть названными сынами Божиими. Они особенно уподобляются и Богочеловеку, пришедшему на землю именно для того, чтобы примирить Бога и людей, и в этом случае они истинные чадца Богочеловека (ср.: Златоуст и Феофилакт). «Нарекутся». То есть будут действительно таковыми. Мф.5:10 . Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. «Изгнанные за правду». Изгонять – значит лишать общения с собою, преследовать, угнетать; за правду – то же, что вообще «за добродетель за покровительство другим, за благочестие ибо правдою обыкновенно всегда называет Он полное благочестие души» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Христианин не должен изыскивать того, чтобы его преследовали, как бы вызывать таковое преследование, но обязан в то же время говорить и делать правду, и если будут преследовать за нее, то терпеть в надежде обетованного за то блаженства. (ср.: 1Пет.3:14,4:14 ). «Царство Небесное». (ср.: Мф.5:3 ) Мф.5:11 . Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. «Поносить». За веру и верность Христу, бранить, насмехаться, издеваться. Так поносили самого Христа, называя Его самарянином и беснующимся; так поносили Его и смеялись над Ним книжники, первосвященники и фарисеи, когда Он для спасения людей висел на кресте. «Гнать». Ср.: Мф.5:10 «Всячески злословить». Говорить и делать все, что лишает доброго имени. «Неправедно». По ложным основаниям, незаслуженно со стороны злословимого. «За Меня». За имя Христово, за веру в Него и исповедание Его. «Не всякий поносимый блажен; но только тот, кто терпит поношение за Христа и ложно. Если же у кого при поношении его нет ни того ни другого, то несчастен он» (Феофилакт; ср.: Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Лк.11:38–40 . «Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?» Объясн. Если бы фарисеи очищали внутреннее как важнейшее, а вместе с тем и внешнее, то Господь не осудил бы их, ибо «кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее» (ст.40). Таинства и обряды Прав. Церкви введены не для внешнего только очищения, но главным образом для действия на внутреннее, на душу: Мф.5:23 ; Ин.3:5 ; Иак.5:14 . Лк.15:22 . «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги». Объясн. Вот здесь и доказательство в пользу обрядности при известных событиях в жизни семейной и общецерковной: Ин.2:1–5 ; Мф.6:17 ; 2Цар.12:20–21 . Рим.8:9–10 . «Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности». Объясн. Здесь под словом «плоть» не обряды церковные разумеются, а греховное состояние человека: Гал.5:19 . Дух Божий живёт в тех, кто покоряется воле Божией и исполняет её: Мф.7:21 ; Иак.1:22 . Исполнители же воли Божией никогда не чуждались установленных обрядов: Лк.22:41 ; Дан.6:10 ; Ин.13:4–5 . Евр.9:9–10 . «Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления». Объясн. Здесь говорится не о христианских, а о ветхозаветных обрядах, которые «относятся только до плоти и установлены только до времени исправления», и потому в христианское время действительно отменены, например, телесное обрезание: Деян.15:24 , и кровавые жертвы: Евр.10:4–5 . Христианские же обряды относятся не до плоти только, но чрез плоть до духа, потому что церковный обряд непременно имеет духовный смысл и духовно удовлетворяет с внешней и внутренней стороны, ибо то и другое сотворено Богом: Лк.11:40 ; если бы все обряды действительно были неугодны Господу, то Он не сказал бы: «оставь дар твой пред жертвенником... принеси дар твой»: Мф.5:24 . Ещё чрез пророка Исаию Господь возвестил, что жертвы обрядовые будут благоприятны Ему: Ис.56:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Богословские основания феномена церковного обновления Тема церковного обновления (независимо от отношения к этому явлению) ассоциируется, в первую очередь, с идеями и деяниями ряда церковных деятелей первой четверти ХХ века. Стремление к обновлению представляется в этом случае неким историческим процессом, строго локализованном во времени и месте. По мнению автора, тот феномен в своем расширительном толковании имеет свои истоки в Предании. Статья является попыткой проанализировать понятие обновления с точки зрения богословской. Статья Древнее прошло, теперь все новое 1 Кор 5.17 Сама идея «нового», «обновленного», «обновления» четко обозначена в Новом Завете и встречается там довольно часто. Ни много ни мало, обновление — это цель Божьего замысла спасения. В книге Откровения Сидящий на Престоле говорит Тайнозрителю: «Се, творю все новое» (Откр. 21:5). Это происходит в момент, когда Иоанн видит «новое небо и новую землю», то есть свершение Божественного замысла о мире и человеке. После грехопадения в обновлении нуждается все творение, по слову апостола «…тварь покорилась суете не добровольно, а по воле покорившего ее» (Рим. 8:20). Источником нового творения является Иисус Христос, Который стал новым Человеком, Главой и Началом нового творения (Рим. 5:12, 1Кор. 15:23). Христос заключает новый завет с новым избранным народом – « новым Израилем» (Лк. 22:20; Деян. 2:39; Деян. 15:14; Гал. 3:29). Само учение Христа предназначено для обновленного ума: «никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф. 9:16-17). При этом в проповеди Сына Божия нет радикального отказа от Закона – он «исполняется» во Христе, наполняясь новым смыслом (Мф. 5:17).

http://bogoslov.ru/article/4548438

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010