И вообще, когда мы будем обращаться к верному слову Пророческому в Писании, изреченному святыми Божьими человеками, которые произносили его не по произволу человеческому, но будучи движимы Духом Святым ( Ин.14:26, 15:26 −27, 19:32−37; Лк.23:43 −49, 1:1−4; Деян.15:28, 1:1 −8, 2:1−4, 24:43−49; Деян.9:17 −20, 23:11; Гал.1:11 −12; 1 Kop.11:23−24. Сл. 2Пет.1:16 −21; 1Пет.1:3 −12; 2Тим.3:15 −17). Чем же более будем познавать драгоценность, спасительную силу и сладость глаголов Божьих ( 2Пет.1:3 −4; Евр.4:12 ; 1Пет.1:22 −25, 2:1−2; Пс.118:72, 18:8 −12; Ин.17:1 −3, 6, 8, 14, 17−21), тем более чистых, святых, небесных, Божественных радостей и утешений будем иметь в сей жизни, которая, впрочем, есть юдоль плача ( Пс.125:5 −6, 119:5, 83:6−8; Рим.8:18 −23; 2Кор.5:1 −9; Откр.7:9 −17; Ин.16:33 ; Кол.3:14 −17; Рим.12:1 −2, 9:18; Еф.6:10 −17), и будучи, таким образом, благополучны, если будем дорожить сим благополучием и соблюдать его (ибо хранение паче делания, говорят святые Отцы церковные), если будем благодарить, как можно чаще благодарить невидимого, но верой, надеждой, любовью Божественного Друга и Утешителя сокрушенных и смиренных сердец, то часто, нисходящая свыше от Отца светов через Иисуса Христа, даяния добрые и дары совершенные, чистые и полные истины, сии мысли Божьи, соделывающиеся вашими, сии чувствования сердца Иисусова, изливающиеся в ваше, и вам усвояемые Духом Святым, который словом Божьим и молитвой освящает вас, чтобы вы были церковью Бога живого, сии часто посещающие и непрерывно умножающиеся благословения Божьи, составят еще в сей жизни наше блаженство ( Иак.1:17 −18; 1Кор.2:9 −12; Флп.2:5 ; Мф.5:6 ; Пс.118:1 −2; Пс.1:1 −4). Но я сказал: если будем хранить и соблюдать сии благополучия наши. К сему хранению возбуждает нас и сие повелительное воззвание Спасителя: смотрите, бдите и молитесь. И вот, мне представляется в воспоминаниях духовный отец мой в Господе, нелицемерный раб Христов, священник, служивший в Екатеринославе, о. Каллиник, 541 муж Апостольского достоинства, исполненный смирения, любви и терпения, крестоносец, которого жизнь была – благоухание Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

За что же еще стать нам достойными блаженств, какие соблюдаются для нас под условием веры в невидимое, если верим только тому, что очевидно для рассудка? " Как бы продолжая мысль святого Василия Великого, блаженный Августин говорит: " Ценность веры и состоит в том, что она верует не видевши. Ибо что великого в том, если люди веруют тому, что видят, по мысли самого Господа, который, изобличая ученика, говорит: яко видев Мя, веровал еси; блажени не видевшии, веровавше " Вера есть дело не логических доказательств, но доверия к Господу, как величайшему источнику всех истин веры Сущность всех истин веры погружена в невидимое Тем, кто обусловливает веру доказательствами разума, святой Кассиан говорит: " Ты требуешь доказазательства тому, что сказано Богом? Я не дам тебе его. Бог сказал это; Бог изрек это; для меня Его слово и есть самое высшее доказательство. Отложим доказательства в сторону, уклоняясь от споров; чтобы веровать, для меня достаточно только знать Того, кто говорит. Вера не позволяет мне сомневаться в сказанном, не позволяет судить его. Зачем исследовать, каким образом истинно то, что Бог сказал, если не нужно сомневаться в истинности того, что сказано Богом " Разум должен относиться к божественным истинам веры с благочестивым благоговением, потому что Бог и все Божие несравнимо превосходит наш разум Поэтому основное правило для разума человеческого при обращении с вечными догматическими истинами: не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии, коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры Примечания 1. In Coloss. hom. 5,3. 2. ср. 1Кор.1:18,23; Деян.17:18.32. 3. Мф.16:24; ср. Мк.8:34; Лк.14:26-27; Ин.12:24-26. 4. ср. Кол.3:3-8; Рим.6:6.10-13; Гал.2:19; 6:14. 5. Мф.16:25. 6. Мк.8:35; Лк.9:24; ср. 17:33. 7. Ин.12:25. 8. Ин.12:24-25. 9. ср. Еф.3:18-19. 10. ср. Флп.3:7-8. 11. 2Кор.10:5. 12. ср. Еф.3:6. 13. 1Кор.2:16. 14. Ин.6:69; ср. Еф.4:13; 1:17. 15. Еф.3:10. 16. 1Кор.13:12. 17. Рим.11:33. 18. 1Кор.13:13. 19. ср. 1Кор.13:8; ср. св. Ириней, Contra haer. II,28,3. 20. Ин.7:17. 21. In Joan. lib.IV, c.4; P.gr. t.73, col.628 b 629. 22. In Joan. tract. 40, n.9; ch. De lib. arbitr. lib.I, c.2, n.4. 23. In Phil. hom. 11,2. 24. Климент Алекс., Strom. II,4. 25. Adv. Marcion. I,2. 26. Contra Eunom., lib.II, n.24. 27. In Joan. tract.79, n.1. Ср. св. Григорий Нисский: На вере в Господа " как на основании мы полагаем начала жизни нашей и ежедневными упражнениями в добре делаем для себя законом чистые мысли и действия " (De perfect. christ. form). 28. ср. Рим.10:17. 29. Евр.11:1; Рим.8:24; 2Кор.4:18; 1Пет.1:8. 30. De incarnat., lib.IV, c.6. Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Таким образом в прибавлении к Краткому катехизису изложены: «Главные правила поведения, основывающиеся на изречениях Священного Писания: Бога бойтеся Царя чтите ( 1Пет.2:17 ); воздадите Кесарева Кесареви и Божия Богови ( Мф.22:21 ), 230 и в частности правила: «в отношении к Богу, 231 – к Государю, 232 к начальникам, 233 – к сослуживцам, 234 – к делам службы 235 и – к самому себе». 236 В прибавлении же к Пространному катехизису святитель Московский первоначально написал наставления под следующими рубриками: 1) «Краткая наука нравственности для воинов», на основании Лк.3:14 ; 237 2) Побуждение воинам жить по заповедям Божиим, на основании Лев.26:3,7,8 ; 238 3) Важность молитвы для воинов, на основании Исх.17:11 ; 239 4) Верное средство против сильнейшего неприятеля, на основании Втор.20:1 ; 240 5) Великодушие воина, на основании Втор.20:19 ; 241 6) Высшее назначение военной музыки, на основании Чис.10:9–10 ; 242 7) Правило для похода, на основании Втор.23:6 . 243 Но из числа этих наставлений, без сомнения благодаря совещаниям с членами Святейшего Синода, для печатных изданий вычеркнуты из рукописи наставления 5-е и 6-е; зато вновь написано наставление под заглавием: «Верность и подчиненность воина» на основании 1Пет.2:13–14 и 2Тим.2:4 ; 244 и кроме того, сделана незначительная перестановка наставлении, против рукописного оригинала. И, между тем, как правила, добавленные к Краткому катехизису, написаны речью положительною, акроаматически, наставления в Пространном катехизисе изложены в форме вопросов и ответов, в соответствие речи самого катехизиса, что их еще более оживляет и делает удобными к усвоению. В заключение этих правил в издании 1827–1828 находим также не бывшее в изданиях 1823–1824 годов «Примечание для законоучителя», гласящее: «по сему примеру, смотря по надобности, и поколику время позволит, может законоучитель предлагать учащимся и другие места Священного Писания, с изъяснением, и с размышлениями, приспособленными к настоящему состоянию учащихся, и к будущему их назначению».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Мф.23:12 .  ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. (Ср. Лк.14:11, 18:14 .) Объяснение стиха см. в комментариях к Мф.18:4 . «Видишь ли, – говорит Златоуст, – как Он здесь ведет слушателя к делам, совершенно противоположным гордости? Он не только запрещает искать первенства, но и предписывает избирать последнее место». (Ср. Иов.22:29 ; Притч.29:23 ; Иез.21:26–27 ; 1Пет.5:5 .) Мф.23:13 .  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Ср. Лк.11:52 , где говорится, что законники «взяли ключ разумения, сами не вошли, и входящим воспрепятствовали». У Матфея, как видно, сходная мысль выражена иначе и в другой связи. Одни думают, что слово «горе» повторяется в этом и дальнейшем стихах восемь раз, другие, считая не подлинным стихом 14, о чем речь будет ниже, – только семь. Соответствие «горя» «блаженствам» в начале Нагорной проповеди трудно отыскать. Но факт, что Мессия почти в самом начале Своей проповеди народу начал речь о блаженствах, а в самом конце ее возвещал горе, замечателен. Как бы этот факт ни истолковывать, нельзя думать, однако, что последняя речь Христа народу была следствием озлобления по поводу вражды к Нему народных начальников. Тут было скорее нечто органическое, плач при виде умирающего человека перед его последним издыханием ввиду полной безнадежности. Христос Своим проникновенным взором видел, что современное Ему положение дел не может продолжаться долго, и выразил это в грозной обличительной речи, которая принципиально применима ко всем народам, показывая, что фанатизм, мелочная обрядность, грабительство и жадность, лицемерие и любовь к внешним условностям могут угрожать гибелью и всякому народу, если он не постарается вовремя освободиться от всех этих и родственных им пороков. Подобные же возвещения о горе встречаются у древних пророков ( Ис.5:8, 11, 18 , Ис.5:20–22 , Ис.10:1 ; Авв.2:6, 9, 12, 15, 19 ). Миссия Христа имела определенный характер. Он должен был проповедовать о покаянии и приближении Царства Небесного еврейскому народу. Стоит только вообразить, что было бы, если бы «свои Его приняли». Вероятно, Иерусалим, сделавшись христианским, избежал бы тех бедствий и разрушений, которые через некоторое время его постигли. Такой же определенностью, как сама миссия Христа, отличаются и Его обличения книжников и фарисеев в последней народной речи Спасителя. Христос обличает их за уклонение от нравственного идеала, и не только за уклонение, но и упорное нежелание понять его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Содержание этой брошюрки таково. Приведя текст Еккл.9:5–6 , составитель ее пишет: «Дорогой читатель! Нас прежде учили, что если тело наше умирает, человек т. е. душа его не умирает, а входит прямо в небо или в ад и там продолжает жить... верно ли это? Здравый разсудок против такого учения. Как может человек размышлять без мозга, или видеть без глаз и слышать без ушей? Если бы по смерти душа, или дух человека шли бы прямо в небо, то для какой цели тогда нужен будущий суд? Неужели бы Бог послал человека в ад, прежде, чем осудить его и вывел бы оттуда, тогда когда он пробыл там уже тысячу лет в мучении, чтобы затем осудить его? Читай 2Пет.2:9 . Неужели ты повесил бы человека прежде, и затем осудил бы его? И разумно ли было бы также поверить, что Бог примет человека прежде на тысячу лет на небо, а затем пошлет опять оттуда вниз, чтобы судить его, чтобы определить, действительно ли его место там? Этому верить нельзя. Откр.11:18 . Если душа может жить вне тела, для какой цели тогда воскресение тела? 1Кор.15:34 (35 etc.). Для чего тогда святым заботиться о втором пришествии Христа? См. Евр.9:28 . Откр.22:20 . Учением о жизни человека по смерти опровергаются истины Библии о суде, воскресении, пришествии Христа. Нечестивые сберегаются на день суда и праведники получат воздаяние после суда. 2Пет.2:9 ; Иов.22:28–32 ; Откр.20:13 ; Мф.16:27 ; Лк.14:14 ; 1Пет.5:4 ; Откр.11:18 . Мертвые умерли, они мертвы: 1Сол.4:17 ; 1Кор.15:18 ; 1Кор.15:20 ; 1Кор.15:51 ; 1Сол.4:13 ; 1Сол.4:15 ; Ин.6:49 ; Дeяh.2:29; I . Нав. 1, 28 . Ин.8:52 («Авраам умер и пророки»); Ин.11:14 ; Они – в гробах: Быт.3:19 ; Быт.15:15 ; Еккл.9:10 ; Дан.12:2 ; Ин.5:28–29 ; Деян.8:2 . Мертвые ничего не знают – не имеют никакого помышления; Пс.145:3–4 ; Еккл.9:5–6 ; Пс.113:25 ; Пс.6:6 ; Пс.30:18 ; Ис.38:18 . Мертвые почивают: 3Цар.2:10 ; 3Цар.11:43 ; 4Цар.20:21 ; Иов.14:12 ; Дан.12:2 ; Ин.11:11 ; Ин.11:14 ; 1Кор.15:6 ; Дан.12:13 ; Ин.6:40 ; Ин.6:54 . Некоторые считают это учение мрачным. Но мы не должны судить об истине соответственно нашему желанию, но по слову Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Не погибнут вовек те, которые «слушаются голоса Моего» и «идут за Мною» ( Ин.10:27 ср. Мф.10:38 ; Мк.8:34 ), «никто не похитит их», ( Ин.10:28 ) пока идут за Христом, а согрешат (т.е. не пойдут за Ним, оставят Его), Господь уже не будет в общении с ними (грешниками – ср. Ин.8:34–35 ; 2Кор.6:14–15 ). Христианин, будучи свободным, не только может впадать в грех , но даже в состоянии и от Христа отпасть и, если не покается, то погибнет ( Мф.18:15, 17, 24:4–11 ; 2Пет.2:20–21 и др.) «Но спросит иной: как Господь сказал, что никто не похитит их из руки Отца Моего, тогда как мы видим, что многие погибают? На это можно ответить, что похитить из руки Отца никто не может, а обольстить могут многие. Ибо насильно и самовластно никто не может отвлечь их от Отца, Бога; а по обольщению мы каждый день запинаемся. Как же говорит: овцы Мои пойдут за Мною, и они не погибнут? – между тем мы видим, что погиб Иуда. Но он погиб потому, что не последовал за Иисусом и не пребыл до конца овцою... Если кто-нибудь отстанет от стада овец и перестанет следовать за пастырем, тот вскоре погибнет» (блаженный Феофилакт). 115 7) Заповеди Господни для нас не тяжки ( 1Ин.5:3 ). Апостол этим выражением хочет обозначить не легкость заповедей самих в себе, но легкость их в отношении к силам, которыми обладает христианин, освободившийся от власти боговраждебного мира ( 1Ин.5:4 ), где господствует «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин.2:16 ). Христианину подаются в таинствах силы Святого Духа, укрепляющие и помогающие нести бремя заповедей Божиих, сродных существу его возрожденной души. Но это не значит, что без труда и терпения можно исполнять заповеди; нет, и при благодатной помощи от христианина (имеющего свободное произволение) требуется усиленный труд, настойчивость и терпение ( Мф.11:12 ), почему «немногие находят их» (тесные врата и узкий путь – Мф.7:14 ). 8) «Мы дети Божии... и будем подобны Ему» ( 1Ин.3:1–2 ), больше нам ничего не нужно. Именование детьми Божиими христиане получают в самом начале христианской жизни, подлежащей развитию, и их задача достигнуть осуществления того, что выражает высокое имя путем собственных усилий в борьбе со грехом: «всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» ( 1Ин.3:3 ). Сектанты, присвоив себе имя детей Божиих, на этом и успокаиваются, не имея ввиду свое нравственное обновление. Слова апостола «очищает себя» означают, что во всякий момент жизни христианин нуждается в очищении от грехов и должен постоянно бодрствовать над сохранением себя от всякой греховной скверны. Следовательно, если христианин не будет очищать себя от греха, то хотя и было даровано ему имя чада Божьего, он лишится будущего блаженного состояния ( Откр.21:27 ). Христиане по смирению должны называть себя «рабами Божиими» (ср. Лк.1:38, 48, 17:10 ; Иак.1:1 ; 1Пет.2:16 ; Рим 1:1, 6:22 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В сем созерцании они будут находить полное удовлетворение для ума, воли и сердца, и неисчерпаемый источник вечных наслаждений и блаженства; вечная радость и вечное веселие будут их достоянием. Созерцая Бога, праведные узрят весь мир в надлежащем виде, постигнут тайны искупления; от лицезрения Божия праведники просветятся яко солнце в царствии Божием ( Мф.13:13 ); они будут так же светоносны, как Тот, Которому уподобятся ( 1Ин.3:2 ). Добродетели, которые они здесь совершили, последуют за ними в царство небесное ( Откр.14:13 ) и все святые и благочестивые мысли, чувства и навыки их будут действовать у них в новой чистоте и обширности. Святые души, возлюбленные Богом, сами возлюбят Бога самой высокою любовью. Сия любовь будет выражаться вечным служением пред престолом Божиим ( Откр.7:15 ), вечным благодарением и славословием Сына Божия ( Откр.5:9–12 ). Праведные будут на небе как Ангелы Божии ( Мф.18:11 ), или равными Ангелам ( Мф.22:30 ). Они войдут в общение с Ангелами высших чиноначалий ( Евр.12:22–23 ). Тьмы тем Ангелов примут святых людей в среду свою как братьев и будут с ними разделять чувства любви и благодарности к Богу. Каждый праведник также соединится тесными неразрывным союзом со всеми святыми ( Мф.8:11 ). Они все составят одно стадо Христово ( Ин.10:16 ) или одно семейство, соединенное чистой любовью ( Ин.17:21 ). Вечность блаженства праведных Блаженство праведных вечно. Священное писание исполнено свидетельств о сем, например Мф.25:46 , 1Тим.6:19 , Лк.16:9 , 1Пет.5:4 , 2Пет.1:11 . Во все века истинные христиане всегда выражали твердую уверенность, что блаженство праведных вечно. Это видно из понятия о блаженстве, ибо не может быть блаженства без твердой уверенности, что оно никогда не кончится; из врожденных стремлений человека к вечной блаженной жизни; также из того, что творение, промышление и искупление не имели бы достойной себя цели, если бы блаженство имело конец. Совершенство сотворения, в котором человеку дано дыхание жизни, и он запечатлен образом Божиим, совершенство искупления, чрез которое уничтожен грех с его последствиями, следовательно, и со смертью, – совершенство освящения, в котором сообщаются не в меру дары Духа Святаго, подтверждают истину, что жизнь блаженных должна быть вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

10, 11. В добром и справедливом деле, каков кто на словах, в письмах, заочно, таков должен быть и на деле лично: учение подтверждается делом (личностью). 12. Самохвалы сами собою измеряют себя; но сравнивать себя с собой неразумно ( Ин.5:31 ). Гл. 11. Ст. 6. Кто посвящает себя умственным занятиям и упражняется в духовном познании, тот не применяется к суетным мирским обхождениям, и никого не обманывает ласковыми и красивыми словами, но со всеми говорит просто и откровенно, хотя и кажется на словах грубым. 7. Хорошо унижать себя, дабы возвысить другого ( 2Кор.8:9 ). 13–14. Берегитесь лжепророков (лжеучителей), которые приходят к вам в одеждах овчих (принимают вид Апостолов или кротких служителей правды), а внутри суть волки хищные ( Мф.7:15 ); они прельщают неутвержденные души, сердце их приучено к многостяжанию ( 2Пет.2:14 ). 19–21. Благоразумие требует быть осторожным, чтобы кто не поработил нас, не объел, не обобрал и не бил в лицо ( Деян.23:2–3 ). 20–21. Служители Слова Божия никого не порабощают, не пиршествуют без страха на вечерях любви ( Иуд.1:12 ) и никого не объедают, никого не обманывают и не обирают, ни пред кем не превозносятся, никого не бьют в лицо, но всем себя порабощают и для всех бывают все, дабы всячески спасти кого-нибудь ( 1Кор.9:12–22 ). Гл. 12. Ст. 4. Обещанный праведникам по смерти рай ( Лк.23:43 ) есть царство небесное (духовное), в котором они созерцают Бога во свете и славе, и слушают Слово Его ( Лк.10:42 сл.). 2–4. Внутренний наш человек (дух) может предвкушать во Христе будущее блаженство и в смертном теле ( 1Ин.3:2 ). 6. Не хвались собой, и не говори много в похвалу себя – говоря даже истину, чтобы кто не подумал о тебе более, нежели сколько в тебе видит, или слышит от тебя. 7. В несчастиях и бедствиях Бог утешает верующих откровениями, но, чтобы они сим не превозносились, смиряет плоть их новыми скорбями. Верных и оставляющих мир сей ради Бога, бедствиями искушает сатана посредством злых людей ( 2Тим.4:14 ). 7–8. И святые чувствуют тягость огненного ( 1Пет.4:12 ) искушения, но они среди бедствия не предаются печали, как страдающие грешники; чем чувствительнее для них несчастие, тем усерднее молитва их к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Изложенное учение о надежде на добрые дела «Камень веры» заключает таким замечанием. Так как без откровения Божия никто не знает, имеет ли он истинные добрые дела и пробудет ли он до конца жизни, и так как надежда на них для слабого естества человеческого может служить поводом к гордости и тщеславию, то лучше и безопаснее как бы забывать свои добрые дела и возлагать надежду на одно милосердие Божие, «обаче со смиреномудрием – и на благая дела некую надежду имети» (1017 а –1018 а ). (Гл. VII). 2) На второй из указанных вопросов «Камень веры» даст такой ответ: «благая дела творити, во-первых, убо подобает по елику мощно славы ради Божия, обаче лет есть благо творити и возмездия ради небесн аго» (1018 б ). В доказательство этого учения приводятся свидетельства св. Писания, в которых: а) царствие Божие ставится целию нашей жизни ( Мф.6:34 ); б) обещается за покаяние ( Мф.4:17, 3:2 ; ср.10:7), смирение ( Мф.5:3 ) и за милосердие к ближним ( Лк.16:9 ); в) указываются примеры праведников, которые во время земной жизни переносили великие труды и страдания ради царствия небесного ( Пс.118:112 ; Евр.11:24–26 ; Флп.3:14 ) и г) содержатся увещания с терпением подвизаться в добрых делах в надежде на будущее небесное воздаяние ( 1Кор.9:24–25 ; Гал.6:9 ; Кол.3:23–24 – 1018 б –1019 б ). Кроме того, в доказательство высказанного положения приводятся следующие соображения: а) всякий трудящийся смотрит на конец своего труда; а так как жизнь вечная есть конец веры и добрых дел ( Рим.6:22 ; 1Пет.1:9 ), «то в лепоту может кто в делании своем взирати на живот вечный, и к сему концу благая дела исправляти»; б) «леть есть страха ради геенны удержатися от греха, и заповеди Божия хранити. Убо множае паче леть есть тожде творити, вечного ради ублажения»; в) в деле временном можно смотреть на цель временную: «то чесо ради не леть будет в деланиих духовных, взирати на конец вечный, и подвизатися духовне восприятия ради венца нетленного»? (1019 б –1020 а ). Против изложенного учения о мотивах добрых дел протестанты делают такое возражение: «Бесчестно и мерзостно» – подвизаться в добрых делах ради награды небесной, а не для славы Божией. Христос порицает тех наемников, которые трудятся не по любви к Богу и ближнему, а ради личных корыстных целей ( Ин.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Что может быть глубже Его самоотвержения? Эта полнейшая нестяжательность, это глубокое смирение, эта изумительная кротость, терпение и великодушие, с какими он переносил все; наконец, эта смерть, мучительнейшая и поноснейшая, которую, однако же, Он вкусил добровольно и совершенно невинно, ради других: где найдем мы во всей истории человечества подобные черты? A Его любовь к Богу? Снидох с небесе, говорит Он о Себе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца ( Ин.6:38 ), – да разумеет мир, яко люблю Отца, и якоже заповеда Мне Отец тако творю ( Ин.14:31 ), и в исполнении воли Отца Своего Он находил для себя истинное брашно ( Ин.4:34 ); для сего Он смирил Себя, послушлив же был даже до смерти, смерти же крестныя ( Флп.2:8 ). Что касается Его любви к людям, то крайнюю степень ее Он явил на Кресте, на который взошел единственно для спасения их и где, среди величайших страданий, молился ко Отцу даже за своих распинателей и врагов ( Ин.3:16 ; Лк.23:34 ). При таких величайших совершенствах Иисус Христос был совершенно чужд даже малейших недостатков. Не только по свидетельству Его учеников Он греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его ( 1Пет.2:22 ; снес. Ин.3:5 ), – сами злейшие враги Его не могли ни в чем обличить Его. Архиереи, старцы и весь сонм искали лжесвидетельства на Иисуса, яко да убиют Его, и не обретали ( Мф.26:59 ); Иуда, коротко знавший жизнь своего учителя, предав Его, раскаялся, что предал кровь неповинную ( Мф.27:4 ); Пилат, внимательно исследовав все клеветы и обвинения иудеев на Иисуса, сказал в слух самих клеветников: никоея же обретаю вины в человеце сем ( Лк.23:4 ), неповинен есмь от крове праведнаго сего ( Мф.27:24 ). Такая совершеннейшая святость и безгрешность Основателя христианства вовсе несвойственная людям в их настоящем, падшем состоянии ( Рим.5:12 ), указывает нам в Нем не просто человека, a Богочеловека, или вочеловечившегося Сына Божия, как Он Сам благоволил называть Себя». «Цель, к которой Он стремился в продолжении всей своей жизни и, которую называл делом своим ( Ин.17:4 ), была цель высочайшая, никогда не слыханная в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010