Объясн. Здесь говорится против поста недостойного, соединённого с грехами: не разрешены оковы неправды... не расторгнуто всякое ярмо. Воздержание от пищи в посте при худых делах не приносит пользы человеку; воздерживаясь от пищи, должно воздерживаться и от худых дел, иначе говоря, телесный пост должен соединиться с духовным: Зах.7:4–6:10 . И православная Церковь учит: «постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, похотей отлучение, оглаголание лжи и клятвопреступления (Стихира в Понедел. В. поста). Пост имеет определённые сроки для усиленного воздержания, хотя всегда должно воздерживаться от объедения и пьянства. В Вет. Зав. были четыре поста в году: Зах.8:19 . Как проводили тогда время поста в отношении пищи? Эсф.4:15–16 ; Ион.3:5–7 ; Пс.108:24 . Многие места Священного Писания свидетельствуют о соблюдении поста и в Нов. Завете: постился Иисус Христос сорок дней: Мф.4:2 ; этим дал пример нам: Ин.13:15 . Постились апостолы и все первые христиане: Деян.13:2–3:14:23 . – Пост имел определённый срок: Деян.27:9 . Нарушителям поста должно помнить: Рим.14:14:20–21 ; 1Кор.8:12–13 ; Мф.18:6 . Христос Спаситель заповедует Своим последователям: «смотрите за собой... чтобы сердца ваши не отягчались объедением...»: Лк.21:34 , и апостолы увещевают верующих: 1Пет.4:2–3 ; Рим.13:13–14 . Иер.14:12 . «Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровой язвой истреблю их». Объясн. Господь не принимает пост и молитву только от нераскаянных грешников и упорных отступников: Ис.1:15–19 . Отрицающим посты на основании этого стиха достаточно указать на то, что посты признавали и держали Сам Господь: Мф.4:2:6:16–18:9:15:17:21 , и святые апостолы: Деян.13:3:14:23 , причём в апостольское время установлены были нарочитые времена для поста: Деян.27:9 ; 1Кор.7:5 ; ср. Зах.8:19 . Зах.7:4–5:9–10 . «И было ко мне слово Господа Саваофа: Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, – для Меня ли вы постились? для Меня ли?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Скачать epub pdf Глава 19 Христос в пределах Иудеи ( Мф.19:1–2 ). Разговор с фарисеями о нерасторжимости брака ( Мф.19:3–9 ) и с учениками о безбрачии ( Мф.19:10–12 ). Благословение детей ( Мф.19:13–15 ). Разговор с богатым юношею ( Мф.19:16–22 ) и с учениками об опасностях богатства ( Мф.19:23–26 ). Награды ученикам и последователям Христовым ( Мф.19:27–30 ) Мф.19:1–2 . Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. «Вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские»: см. прим. к Мф.2:22–23 . – «Заиорданскою стороною»: по восточную сторону Иордана, путем Переи или древнего Галаада. По сю, т.е. западную, сторону Иордана, между Галилеею и Иудеею, была Самария, и чрез нее был путь в Иудею; но в настоящий раз Христос не пошел этим путем, хотя в другие времена ходил им ( Ин.4:3–4 ; Лк.17:11 ), а избрал другой путь: перешедши из Галилеи Иордан, Он Перейским берегом шел вниз и потом, опять перешедши Иордан (вероятно, близ Иерихона), вступил в пределы собственно Иудеи. Мф.19:3 . И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? «Искушая Его, говорили» и пр.: думая поставить Его в затруднение, или даже обвинить Его за ответ. «Спрашивают: «позволительно» ли (по всякой причине разводиться с женою), думая, что Он забыл Свои слова (в нагорной беседе, Мф.5:31–32 ), и готовясь обратить против Него собственные Его слова и сказать: для чего же Ты говорил прежде не так, если бы Он стал утверждать, что должно отпустить жену, и – противоположить Ему закон Моисеев, если бы Он стал говорить то же, что говорил прежде» (Злат. ср. Феофил.). Сверх сего, фарисеи и народ в то время держались разных мнений относительно этого предмета (ср. прим. к Мф.5:31–32 ). Одни, следуя учению раввина Гиллела, говорили, что разводиться можно по всякой причине, по которой жена не нравится мужу, какая бы то причина ни была. Другие, следуя учению раввина Шаммаи, утверждали, что развод может быть дозволен только в случае прелюбодейства со стороны жены, по всякой другой причине развод не законен. Предлагая этот вопрос, фарисеи ожидали, какое мнение выскажет Иисус Христос, чтобы возбудить против Него приверженцев противоположного мнения, особенно при легкомыслии толпы относительно этого пункта учения. В законе Моисевом ( Втор.24:1 ) позволяется дать жене разводное письмо, если она после брака «не будет иметь благоволения в глазах мужа, потому что он находит в ней что-нибудь срамное».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Блаженны, которые изгнание терпят ради правды» (ср. Мф.5:10 ), как говорит (в ином месте): «будут гнать вас и предадут вас» (ср. Лк.21:12 ), и: «и те, кои хотят жить в правде Иисуса ...Христа, потерпят гонение» (ср. 2Тим.3:12 ). Потому апостолы, когда подвергались поношению, радовались, ибо «удостоились потерпеть безчестие... за имя Его» (ср. Деян.5:41 ), как Господь и заповедал им: «вы радуйтесь, и веселитесь, ибо велика награда... ваша на небе...» ( Мф.5:12 ), и: «в тот день... возрадуе тесь» (ср. Лк.6:23 ). «Горе вам, богатые» ( Лк.6:24 ). Заметь, что Господь не окончил (Своей речи) этим словом 103 , дабы не прилагали сие (изречение) ко всем богатым. Подобно тому, как, сказав: «блаженны нищие в духе своем» (ср. Мф.5:3 ), прибавкой «в духе своем», указал, что это слово не должно быть распространяемо на всех (бедных); но говоря: «горе вам, богатые» ( Лк.6:24 ), – обозначил тех, которые ничего иного, кроме богатства, не ищут. Итак, блаженства не для того обещаны, чтобы их именем, как бы прекрасным покровом, прикрывали злое, но достаются (обетованы) тем, которые (в совершенстве) исполняют то, что в них содержится. Имена может присвоить (себе) всякий под каким угодно предлогом, но дело, обозначенное именем, свойственно тому, кто не хочет усвоить себе имя добродетели, которой не имеет. Итак, особые блаженства обещаны за особые дела, и особенные дары – особым людям, подвигом готовящим себе награду. Предвозвещены и воздаяние, какое следует за добрыми делами, и наказание, которое следует за преступлением. Как содействием солнца и глаза созерцается все видимое, что есть на небе и на земле, так и Животворец Бог есть свет живых, и когда приобщается уму (человека), то устремляет его к познанию таинств, приводит к бездне премудрости, объявляет ему сокровенное. Потому: «Вы – свет мира» ( Мф.5:14 ), и: «Вы – соль земли» ( Мф.5:13 ). Книжникам и фарисеям, которые присутствовали при этом и искали повода обвинить Его, сказал: «Я не пришел нарушить закон или пророков,.. но исполнить» (ср. Мф.5:17 ). Но исполнение потребно там, где есть недостаток. И каково должно быть исполнение, (сие) показывает, говоря: «вот, мы восходим в Иерусалим, и исполнится все, что написано обо Мне» (ср. Лк.18:31 ). А о недостатках сказал: «древнее прошло» ( 2Кор.5:17 ). Тем же, которые крещены в то, что совершенно, и погружены были в то, что превосходнее, и обновлены посредством того, что изобильнее, говорит: «скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» ( Лк.16:17 ), и: «всякий, кто нарушит одну из заповедей...» (ср. Мф.5:19 ), то есть Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

18-19: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу». Вероятно, смысл ожидания пророка был еще и в том, что без него многие считали невозможным восстановление истинной царской власти в Израиле. Среди наиболее ожидаемых было пришествие прор. Илии. Уже в Мал 4. 5 говорится: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня». Евангелист Марк передает предание книжников о том, что «Илии надлежит прийти прежде» (Мк 9. 11; ср.: Мф 17. 10). По словам Иустина Мученика, и в его время раввины учили: «Что же касается Христа, если Он родился и находится где-нибудь, то Он неизвестен другим и ни Сам Себя не знает и не имеет никакой силы, доколе не придет Илия, не помажет и не объявит Его всем» ( Iust. Martyr. Dial. 8. 4; ср.: Вавилонский Талмуд. Эрувин. 43a-b). И. П. и Иисус Христос По словам Самого Спасителя, И. П. не просто пророк, но «больше пророка» (Мф 11. 9; Лк 7. 26). Он прямо отождествляет его с Илией: «Илия должен прийти прежде и устроить всё... Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем» (Мк 9. 12-13; ср.: Мф 11. 14; 17. 9-13; Лука приводит слова ангела, явившегося Захарии, что И. П. пойдет впереди Мессии «в духе и силе Илии» - Лк 1. 17). Служение И. П. является переломным моментом в Свящ. истории Израиля: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк 16. 16; ср.: Мф 11. 12-13: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна»). Но при этом Спаситель замечает, что, несмотря на величие И. П., «меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф 11. 11; ср.: Лк 7. 28). Поскольку после убиения И. П. многие были уверены, что он воскрес (Мф 14. 2; Мк 6. 14, 16; Лк 9. 7), и даже принимали за него Иисуса Христа (Мф 16.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Святые не только предстательствуют о нас на небесах, но также принимают непосредственное участие в земных делах. Например, Моисей и Илия явились во время Преображения Господа Иисуса Христа и беседовали с Ним «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» ( Лк.1:31 ). После крестной смерти Господа Иисуса Христа «многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» ( Мф.13:52–53 ). «Поскольку чудо, столь важное, не могло быть без важной цели, то должно полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и победоносном воскресении Его, и сею проповедию споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывшуюся тогда новозаветную» 212 . Нередко святые чудодействуют через некоторые земные посредства. Так, через платки и опоясания апостола Павла совершались исцеления и чудеса в его отсутствие ( Деян.13:12 ). «По сему примеру понятно, что святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать чрез земные посредства, получившие от них освящение» 213 . Примером такого действия может служить воскресение мертвого от прикосновения к мощам пророка Елисея ( 4Цар.13:21 ). Православная Церковь с древнейших времен верует, что возможно изменение загробной участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния. Уже в ветхозаветные времена существовал обряд преломления хлеба на гробах в память об умершем ( Исх.13:17 ; Втор.13:14 ). В книге пророка Варуха содержится молитва о прощении грехов усопших: «Господи Вседержителю, Боже Израилев! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою. не вспоминай неправд отцов наших» ( Вар.1:4–5 ). Иуда Маккавей о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли, молился: «Да будет совершенно изглажен содеянный грех» ( 2Мак.13:42 ). Затем по распоряжению Иуды было собрано 200 тыс. драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву – «да разрешатся от греха» ( 2Мак.13:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Скачать epub pdf Глава 5. Милостыня и молитва 1.Праведность истинная и ложная Следующая часть Нагорной проповеди посвящена делам благочестия и включает разделы о милостыне, молитве и посте. В качестве рефрена в этих трех разделах повторяется сравнение с лицемерами: трижды употребленное выражение «как лицемеры» указывает на практику фарисеев. Именно в контексте жесткой критики фарисейства Иисус разворачивает Свое учение о милостыне, молитве и посте. Трижды повторенный рефрен Истинно говорю вам подчеркивает непримиримое отношение Иисуса к фарисеям, которые (это также трижды повторяется) уже получают награду свою ( Мф. 6:2, 5, 16 ), то есть лишаются небесной награды за свои дела. Слово «лицемеры» (ποκριτα) многократно встречается в Евангелии от Матфея, нередко в связке с «книжниками и фарисеями». В одной только 23-й главе мы семь раз находим присловие: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры ( Мф. 23:13–15, 23, 25, 27, 29 ). К этому добавляются другие эпитеты в адрес фарисеев: вожди слепые ( Мф. 23:24 ), безумные и слепые ( Мф. 23:17, 19 ), змии, порождения ехиднины ( Мф. 23:33 ). Иисус обличает фарисеев за то, что они ...говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! ( Мф. 23:3–7 ). Фарисеи, по словам Иисуса, лицемерно долго молятся ( Мф. 23:14 ), дают десятину с мяты, аниса и тмина, но при этом оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру ( Мф. 23:23 ); очищают внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды ( Мф. 23:25 ). Евангелие от Матфея, как и другие Евангелия, наполнено рассказами о полемике между Иисусом и фарисеями. Очевидно, что фарисеи были главными Его противниками: Он постоянно обличал и высмеивал их. Что более всего возмущало в них Иисуса? То, что их благочестие было показным, наружным, оно не сопровождалось той внутренней работой над собой, которую Он ставит в центр Своего нравственного учения. Его возмущала в фарисеях их мелочность, неспособность и нежелание отделить в законе Моисеевом главное от второстепенного. Они были зациклены на изучении закона, спорили об интерпретации тех или иных правил, навязывали людям свое толкование и требовали следования своим инструкциям. В результате вся религиозная практика сводилась к набору мелочных предписаний, выполняя которые человек, по мнению фарисеев, приближался к Богу. По учению же Иисуса, такое благочестие лишь отдаляло человека от Бога, ставя преграды на пути к Богу: фарисеи, по Его словам, затворяют Царство Небесное человекам, ибо сами не входят и хотящих войти не допускают ( Мф. 23:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

М. больше, чем др. синоптики, говорит о божественной славе Христа. Так, у Марка приводятся только 2 изречения Иисуса: о «славе Отца Своего» (Мк 8. 38) и о «силе многой и славе» Сына Человеческого (Мк 13. 26). В обоих случаях речь идет о парусии. Лука повторяет оба этих изречения (Лк 9. 26; 21. 27), подчеркивая божественное достоинство Сына (ср.: Лк 9. 26 и Мк 8. 38), а также использует понятие «слава» (δξα), говоря о преображении Иисуса. У М. же помимо параллелей с Марком (в Мф 10. 33 упоминание о «славе Отца» здесь отсутствует; Мф 24. 30) приведены 3 изречения Иисуса, относящиеся к «особому материалу» этого Евангелия: 1. «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф 16. 27). Эти слова завершают известную из Евангелия от Марка речь Иисуса о несении креста и страдании ради Евангелия (ср.: Мф 16. 24-26 и Мк 8. 34-37) и заменяют Мк 8. 38. Т. о., вместо увещевания не стыдиться исповедания Христа у Марка М. вводит в свой текст идею воздаяния, охватывающую и призыв нести свой крест и «отвергнуться себя» ради Христа и Евангелия. 2. «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на Престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19. 28). Это изречение отличается от др. реплик об эсхатологическом суде в Евангелии от Матфея, поскольку изображает Христа прежде всего как Мессию и Судию Израиля. Топикализация («вы… сядете и вы…») и поэтический повтор числительных в данной логии свидетельствуют о ее принадлежности к первоначальной арам. или евр. традиции изречений Иисуса. 3. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей» (Мф 25. 31). В этом изречении, как и в Мф 19. 28, говорится о собственной божественной славе Сына. Следует отметить, что те изречения в Евангелии от Матфея, где говорится о «славе Отца», представляют собой либо цитату из Евангелия от Марка (Мф 24. 30), либо «особый материал», стоящий на месте слов Марка о «славе Отца» (Мф 16. 27). Приводя слова Иисуса о «славе Сына», М., вероятно, ставил перед собой задачу дополнить христологию Евангелия от Марка. Этой задаче отвечает и дополнение к рассказу Марка о преображении: М. дважды говорит о сиянии, исходившем от Иисуса («просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» - Мф 17. 2). Наконец, слова Иисуса, известные из Евангелия от Марка: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк 13. 32) - М. помещает в тексте в сокращении, без упоминания о неведении Сына.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Таким образом, эти матери, то есть эта сила души порождает в тех, в ком она могущественная, действенная и благотворная, здравые и плодотворные мысли, которые невозможно превозмочь никакими возражениями. В прочих же эта сила слабая и нерадивая, что выражается в вялых и никчемных мыслях, не содержащих никакой силы. Вот что подразумевается под именем «рефаим», нерадивыми матерями, порождающими вялые и суетные мысли, от которых должно нам избавляться. И оно точно соответствует духовному пониманию, ибо сказано, что нужно не истреблять рефаимов, но избавляться от них. Потому и предписано нам не уничтожать и искоренять естественные побуждения души, но избавляться от них, иными словами, очищать и удалять от себя всю грязь и нечистоту, которая накапливается через наше небрежение, чтобы воссияла естественная жизненная энергия ее, души, врожденной силы. 5 . Затем сыны Ефремовы продолжают, говоря: «Недостаточна будет нам гора; и конь отборный и железо есть у хананеев, живущих со мной» ( Нав.17:16 ) 25 . Ты никогда не найдешь, чтобы об израильтянине было сказано, что у него есть конь, но тот конь, который «ненадежен для спасения» ( Пс.32:17 ), принадлежит хананею. Есть у него и железо для войны. Но что отвечает им Иисус? «Если ты многолюден и сила у тебя велика, не один жребий будет у тебя: и гора будет твоею, и лес сей» ( Нав.17:17–18 ). Ты видишь, что сказано нам через духовное понимание, чтобы мы расчистили лес, который в нас, вырубили в самих себе бесполезные и неплодные деревья, чтобы возделывать там поля, чтобы постоянно обновлять их и собирать плоды «во сто крат, в шестьдесят и в тридцать» ( Мф.13:8:23 ). Разве это не то же самое, о чем предупреждает нас Евангелие, говоря: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф.3:10 )? Это же повелевает нам и Господь наш Иисус в Евангелиях. Разве не очевидно, что тень предшествует, а истина следует за ней? 6 . Что же еще говорит Иисус? «Ты расчистишь лес, и он будет твой до самого конца его; ибо ты изгонишь хананеев» ( Нав.17:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Чтобы не пускаться в бесплодное рассуждение по данному вопросу, мы сопоставим учение Христа апостолов и Магомета по главным и основным пунктам религиозного веро- и нравоучения. Мы ограничиваемся только основными пунктами учения потому, что подробное сопоставление учения может составить целые тома и представить собою специальный предмет для исследования. Учение Христа Апостолов и Магомета по Корану О Боге и свойствах Божиих Мы, говорить от себя Бог в Коране, возбудили в них (Назарянах, т.е. Христианах) взаимную вражду и ненависть до дня воскресения (Кор.5:17). В среду их Мы бросили вражду и ненависть до дня воскресения (Кор.5:69). Для геенны Мы сотворили великое число гениев и человеков (7:178). Кто враждует с вами, с тем и вы враждуйте так же, как он враждует с вами (2, 190 Никто не благ, как только один Бог (Мф.19:17). Он благ к неблагодарным и злым ( Лк.6:35 ). Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45). Отец ваш милосерд ( Лк. 6:36 ). На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк.15:7:10 ). Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов ( Иак.1:17 ). Бог не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные, и исполняя пищей и веселием сердца наши ( Деян.14:17 ). Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благости к нам во Христе Иисусе ( Еф.2:4–7 ). Бог поступает с вами, как с сынами ( Евр.12:7 ). Когда Бог захочет сделать зло каким-либо людям, то Ему нет препоны (13:12). Введу их в заблуждение, возбужу в них страсти, внушу им обрезывать уши у скота, внушу им изменять творение Божие (4:118). Бог, если захочет, обездолит вас (2:219). Бог, кого хочет, вводит в заблуждение (6, 39; 4, 90, 142; 6, 125, 14, 4; 17, 99; 35, 9; 42, 42:45). Помощь только от Бога, сильного, мудрого для того, чтобы отсечь члены у тел неверных (т.е. чтобы калечить неверных, отсекая руки, ноги, голову), низложить их, и чтобы они воротились, не достигши желаемого (3:122). Бог вдохнул душе нечестие ее и благочестие ее (91:8). Мы даем им долгую жизнь только для того, чтобы они увеличили свои беззакония; а после им томительное мучение (3:172).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

При виде страданий Иисус всегда испытывал глубокое волнение, вызываемое Божественным милосердием (Мф.9:36; 14:14;15:32). Не уничтожая самого страдания, Он принимает, что оно является результатом греха, Он утишает страждущих (Мф.5:5), осушает слезы на Своем пути (Лк.7:13; 8:52). Предвещая радость, которая соединит Бога с детьми Его в тот день, когда «отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис.25:8, Откр.7:17, 21:4). Страдание может стать блаженством, ибо оно подготовляет к приятию Царства, оно способствует тому, что бы «явились дела Иисус – «муж скорбей» (Ис.53:3). Он страдает от толпы «неверной и развращенной», как от «порождения ехидны», и от того, что « свои его не приняли» (Ин.1:11). Он плачет, смотря на Иерусалим, душа Его «возмутилась при мысли о Страстях (Ин.12:27). Его страдания становятся тогда смертельной скорбью, «агонией», борьбой в тоске и ужасе (Мк.14:33). В Страстях Христовых сосредоточено все возможное человеческое страдание: от предательства, до Богооставленности. (Мф.27:46) После победной Пасхи христиане должны остерегаться ложного представления: нет больше смерти, нет больше страдания! Вера их может пошатнуться перед подлинным трагизмом существования (1Фес.4:13). В свете судьбы Господа призыв взять крест свой (Лк.9:23) становятся неотложными. Если даже мать его не была избавлена от горя, если даже Сам Учитель переносил скорби и преследования «чтобы войти в славу Свою», то ученикам должно следовать тем же путем (Ин.15:20, Мф.10:24), и мессианская эра – время скорбей (Мф.24:8) Если с «Ним страдаем», то это «чтобы с Ним прославиться» (Рим.8:17), если «всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса», чтобы «и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4:10). Страдание, переносимое со Христом, порождает не только « в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор.4:17) по ту сторону смерти, но и немедленную радость (2Кор.7:4). Такова радость апостолов, которые уже вначале своей деятельности в Иерусалиме открыли «радость, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян.5:41). Так объясняется и призыв Петра к радости участия в Христовых страданиях, «да и в явлении славы Его возрадуетесь, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас» (1Петр. 4:13).

http://zavet.ru/b/orlov/sm/02.htm

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010