3 . Когда настало время спасения людей, Сын Божий, сокрыв Свой Божественный свет; сошел на землю и, соделав Матерью Своею непорочную Пречистую Деву Марию, родился от Нее, как младенец, восприяв на Себя образ человека. Сын Божий, сделавшись человеком, наречен был Иисусом Христом. Он стал ходить повсюду и учить людей. Сделавшись человеком, Он не перестал быть Богом. Являя Свою Божественную силу, Он совершал дела, каких никто не может делать, преподавал учение, какого не может открыть ум человека. Слышавшие слова Его говорили: никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин.7:46 ). Он предрекал будущее, исцелял неизлечимо больных, давал силу ходить лежавшим на смертном одре, слепорожденным давал зрение, немым – способность говорить, хромым – ходить; возлагал руки на больных, и они исцелялись; повелевал ветрам, и они повиновались Ему; повелевал волнам морским, и они утихали по слову Его; властно повелевал бесам, и они со страхом и трепетом оставляли людей, одержимых ими; по слову Его воскресали мертвые. Иисус Христос преподал ясное учение о Боге, о состоянии душ человеческих после смерти, о нескончаемых мучениях грешников и о блаженстве праведников в немерцающем свете Божием; преподал учение о том, что человек должен любить Бога паче всего, а ближнего любить как самого себя ( Мф.22:37–39 и др.). Чтобы люди могли знать, что Иисус Христос есть воистину Сын Божий, Отец Небесный три раза свидетельствовал о Нем гласом с небес: Сей есть Сын Мой Возлюбленный... Его слушайте ( Мф.17:5 и др.). О пришествии Своем на землю Иисус Христос говорил: Бог, Отец Небесный, так возлюбил мир, что не пощадил Сына Своего Единородного, но предал Его для спасения людей, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ); что Он пришел не судить мир, но спасти мир ( Ин.3:17 ), и спасти не горделивых праведников, но сокрушенных сердцем грешников, а нераскаянных привести к покаянию ( Мф.9:13 ; Мк.2:17 ; Лк.5:32 ); что Он посвящает Себя за людей и пострадает за них, чтобы избавить их от мучения ( Ин.17:19 ), прольет кровь Свою, чтобы искупить их от грехов ( Кол.1:14 ), умрет, чтобы спасти их от вечной смерти; крестом сокрушит власть диавола и введет в свет Божий сидящих в мрачных местах ада; Кровь Свою даст в питание, а Плоть – в пищу верующим, чтобы освятить их; что Он умрет и воскреснет, дарует бессмертие причащающимся Тела и Крови Его и воскресит всех людей в последний век ( Ин.6:54 ); верующие в Него будут там, где и Он ( Ин.12:26, 14:3 ); что Он на земле созиждет Церковь Свою, соделав ее неодолимой для полчищ бесовских ( Мф.16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Говоря о первом Евангелии, обычно отмечают, что у Мф «заметно увлечение экскурсами в Ветхий Завет . На него делается свыше 60 ссылок. Новозаветные события представляются как осуществление ветхозаветных пророчеств» (Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985). Надо отметить, что обращение к Ветхому Завету характерно не только для Мф, но для всей ранней христианской проповеди в целом. «Не читали ли вы: ...» ( Мф.19:4 ), «что значит сие написанное: ...» ( Лк.20:17 ), «вы слышали, что сказано древним: ...» ( Мф.5:27 ), «если бы вы знали, что значит: ...» ( Мф.12:7 ) – с такой вопросительной интонацией обращался в своих поучениях к слушателям Христос, предлагая различные выражения из Священного Писания. Ни одна из речей или проповедей апостола Петра, как они отражены в книге Деяний [«об избрании Матфия» ( Деян.1:15–22 ), «первая проповедь Петра» ( Деян.2:14–36 ), «вторая проповедь Петра» ( Деян.3:12–26 ), «речь Петра перед синедрионом» ( Деян.4:8–12 )], не обходится без ссылок и цитат из Ветхого Завета, которые нередко тотчас сопровождаются прямым призывом: «итак, надлежит, чтобы...» ( Деян.1:21 ), «итак, покайтесь и обратитесь...» ( Деян.3:19 ), «итак, твёрдо знай, весь дом Израилев...» ( Деян.2:36 ) или «мужи израильские! выслушайте слова сии...» ( Деян.2:22 ), «мужи, братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам...» ( Деян.2:29 ). Целым «каскадом» пророчеств заключает апостол Павел свою проповедь в синагоге Антиохии Писидийской, с которым он буквально обрушивается на своих слушателей: «как во втором псалме написано: «Ты – сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Пс.2:7 ). А что воскресил Его из мёртвых... о сем сказано так: «Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно» ( Ис.55:3 ). Посему и в другом месте говорит: «не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 )» ( Деян.13:33–35 ). Без сомнения первые христиане рассматривали все события, свидетелями и участниками которых они являлись, как осуществление древних пророчеств (то же относится и к последовавшим Благовестию, ср. «они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» ( Деян.17:11 ). Вместе с тем, очень важно отметить, что обращение к Ветхому Завету у Мф выдержано в совершенно ином тоне, отличном от дидактических наставлений «Благого Учителя» ( Мф.19:16 , Мк.10:17 , Лк.18:18 ), воодушевлённой проповеди апостола Петра или аргументации, составленной из «плетения» цитат воспитанника Гамалиила ( Деян.22:3 ); интонация цитирования у Мф торжественно-сдержанная, уравновешенная, а вводная формулировка, хотя и испытывает небольшие изменения, варьируется в основном в рамках одной и той же схемы: «(всё же сие было) да сбудется реченное (Господом) через пророка/пророков ... (который говорит): ...».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Объясн. Это славословие подобно славословию в Послании апостола Павла к Римлян. Рим.14:24–26 ; в этом месте апостол говорит: «могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа», а благовествование апостола было, между прочим, и о том, что «противящийся власти противится Божию установлению»: Рим.13:2 . Сам Господь Спаситель говорил Своим апостолам, а в лице их и преемникам их: слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается: Лк.10:16 . Отсюда таков вывод, что своевольные люди, отвергающие начальства и злословящие высокие власти: Иуд.1:8 , а также и не слушающие тех, кого Господь послал на дело священнослужения: Мф.28:19 , не могут рассчитывать на соблюдение их от падения и тем более не могут оказаться непорочными пред нелицеприятным Богом и Судьёй: Евр.10:28–29 ; Мф.18:16–17 . Рим.6:16 . «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?». Объясн. Смысл этих слов апостола тот же, что сказал и Сам Господь: «Никто не может служить двум господам... Богу и мамоне»: Мф.6:24 , или «всякий делающий грех, есть раб греха»: Ин.8:34 ; но грехи бывают не только плотские, а и духовные, напр. заблуждения: 2Пет.2:1–22 , соблазн «малых сих»: Мф.18:6 . 1Кор.1:9 . «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего». Объясн. Обещанное Богом непременно исполнится, если мы сами не будем сильно противиться, подобно как Иудеи, быв призываемы, не хотели принять благ. Это зависело уже не от Призывающего, но от их неблагодарности. Подобно Иудеям, и некоторые из именующих себя христианами, но отпадшие от истинного Христова учения, не находятся в общении с Господом: Евр.6:4–6:10:23–29 . Еф.3:16–17 . «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верой вселиться Христу в сердца ваши». Объясн. Внутренним человеком апостол называет нового, возрождённого благодатью человека: 2Кор.4:16 , который постоянно борется с внешним, т.е. со грехом, обитающим во плоти: Рим.7:15–18:24 . Соединённые со Христом в крещении в одно тело, верующие могут быть Его членами тела, но такими, которые от болезни или повреждения могут сделаться не только отчуждёнными от Христа, но и врагами Его – распинателями: Евр.6:4–6:10:26–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Сделалось великое землетрясение»: это еще до прибытия жен ко гробу (ср. Мк.16:2–4 ). Землетрясение это, вероятно, было только около гроба и не простиралось далеко, ибо цель его была устранить стражей (ср. Злат.). – «Отвалил камень»: ср. прим. к Мф.27:60 . – «Одежда бела»: небесные существа являются обыкновенно облеченными в белое ( Деян.1:10 ; Откр.3:4–5,4:4,7:13,14 ). Белое у евреев было символом чистоты и невинности. – «Стрегущие пришли в трепет»: была глухая ночь, и вдруг это великое землетрясение и внезапное явление светоносного Ангела; конечно, это должно было сильно устрашить стражу. – «Стали как мертвые»: омертвели от страха, как бывает это при сильном внезапном испуге. Потом, пришедши несколько в себя, гонимые страхом, они разбежались (ст. Мф.28:11 ). Мф.28:5–7 . Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. «Обратив речь к женщинам»: когда они подошли ко гробу. – «Не бойтесь»: «прежде всего освобождает их от страха... и словами и взором, ибо в светлом показался виде, как принесший радостную весть» (Злат.). Такое ободрение было необходимо для жен прежде всего, ибо они были в страхе от чудесного явления (ср. ст. Мф.28:8 ; Мк.16:5 ; Лк.24:5 ). – «Распятого»: «не стыдится назвать распятым, ибо это есть высочайшее наше благо» (Злат.). – «Как сказал»: Господь неоднократно говорил ученикам Своим о воскресении, и жены, сопутствовавшие им, без сомнения, знали о сем (например, Мф.16:21 и дал. Мф.17:22–23 и др.). – «Подойдите, посмотрите место»: приглашает войти в самую пещеру, чтобы посмотреть место, где лежал Господь. Гробные пещеры бывали иногда очень обширны, и в них бывало несколько мест, на которых клали умерших. Эти места были род лавок или диванов каменных, высеченных около стен пещеры, и отделялись иногда перегородками. Как обширна была гробная пещера Спасителя, не говорится нигде; говорится только, что она была новая, в которой еще ни один покойник не был положен ( Лк.23:53 ; Ин.19:41 ), и следовательно, ни в каком случае, места его нельзя было смешать с местами других. – «Предваряет вас в Галилее»: Господь Сам обещал ученикам Своим по воскресении Своем предварить их в Галилее ( Мф.26:32 ); это, конечно, не исключает Его явления ученикам в Иерусалиме для их уверения. В Галилее Господь действительно торжественно явился ученикам Своим и послал их на всемирную проповедь (ст. Мф.28:16–20 , ср. Ин.21:1 и д.). – «Я сказал вам»: уверение в истине воскресения Христова и всего сказанного женам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Раздел богословия, в рамках к-рого изучается и систематически излагается учение о пастырском служении в Церкви, возложенном на священство . Как учебная дисциплина П. б. входит в блок практических богословских дисциплин, изучаемых в духовных школах, наряду с гомилетикой , литургикой , каноническим правом . Библейские основания пастырства Образ пастыря (пастуха) используется в Библии для описания отношения Бога к верующим в Него людям. Пастырями называются также люди, к-рым Бог вверяет Свою паству. В ВЗ пастырями чаще, чем священников, называли пророков, народных вождей (напр., Моисей) и царей (напр., Давид). Сам Бог избрал их и послал на служение (Иер 1. 4-10; Иез 2. 1-3 и др.). Пастыри избранного народа должны направлять его по воле Божией, они обращаются к народу от лица Бога. Когда пастыри Израиля не выполняют свое служение, возникает конфликт между ними и Богом, Он отвергает нерадивых пастырей: «...за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого... взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец... Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их... и буду пасти их на горах Израилевых» (Иез 34. 8-13). На смену ложным пастырям Господь обещает послать Израилю «одного пастыря» (Иез 34. 23), что воспринимается в христ. традиции как мессианское пророчество. Намеченные в ВЗ черты Пастыря избранного народа соединяются в НЗ в лице Сына Божия. Подобно древним пророкам, Он избран (1 Петр 2. 4) и послан (Ин 3. 17) Отцом, чтобы свидетельствовать об Истине. Как царь Он обладает властью над миром, как первосвященник приносит крестную Жертву. Иисус Христос называет Себя пастырем добрым, который «полагает жизнь свою за овец» (Ин 10. 11). Приносимой Жертвой является Он Сам (Евр 9. 26-28) - т. о., Сын Божий становится и пастырем и агнцем в одном лице. В Откровении св. Иоанна Богослова говорится, что в Небесном Иерусалиме Сам Агнец будет пасти его обитателей и водить их на «живые источники вод» (Откр 7. 17). Христос являет Собой идеальный образ пастыря. Его слово никогда не расходится с Его делами, у Него нет частной жизни, Он всегда пастырь и во всех обстоятельствах Его жизни, характера, поведения, бесед, молитв, страданий печется о пасомых, проявляет любовь к ним и «не ищет своего» (1 Кор 13. 5). Своим ученикам Христос поручает пасти Своих овец, наставляет их в этом и тем самым передает пастырство апостолам как продолжателям Его дела на земле. Апостолы избраны (Ин 15. 16-17) и посланы Христом в мир, так же как Сам Он был послан Отцом (Ин 4. 38; 17. 18). Их будут слушать так же, как слушали Его (Ин 15. 20), они будут посредниками между Ним и теми, кто уверуют в Него, слушая их (Ин 17. 20), от Его имени они будут преподавать верующим хлеб жизни (Лк 9. 13). Они будут гонимы, как и Он (Ин 15. 20), и разделят с Ним «чашу» тягот служения (Мф 20. 23).

http://pravenc.ru/text/2579146.html

Святые люди любили посещать храм 1Пет.2:5 . «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом». Объясн. Этими словами выясняется, что каждый добродетельный христианин с его телом и душой есть храм Божий и храм Духа Святого, так как в нём почил Дух Господень; однако такие люди Божии храм усердно посещали, как, например, пророк Давид: Пс.5:8:26:4 , апостол Павел: Деян.22:17:24:18 . 1Кор.3:16–17 . «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы». Объясн. Эти слова нельзя приводить против учения Церкви о рукотворенном храме, который также именуется домом Божиим и у Самого Христа, и у учеников Его: Мф.21:13 ; Ин.2:17 ; Деян.7:47 . В таких храмах Господь обитает для услышания молитв, приносимых собранием верующих: Мф.18:19 ; 3Цар.8:29 , и для таинственного общения с ними: Деян.22:17–18 . 1Кор.6:19–20 . «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогой ценой? Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». Объясн. Некоторые праведники были храмами Святого Духа, однако храм, дом молитвы, они усердно посещали: Пс.5:8 ; Деян.22:17 . Не отрицается, а подтверждается здесь необходимость телесного поклонения Богу как в храмах, так и вне их: если мы людям оказываем честь посредством определённых движений и действий (снятие фуражки, поклон, рукопожатие, лобзание и т.п.), то и телесное прославление Бога должно происходить также через определённые движения и действия (преклонение колен, воздеяние рук и проч.): Лк.22:41 ; 1Тим.2:8 . Отсюда возникают разные виды внешнего богопочитания, определяемые святой Церковью. Евр.3:6 . «А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца». Объясн. Правда, что мы – дом Божий, но этот дом, состоящий из людей, верующих в Бога и уповающих на Него, столь обширен и велик, что заключает в себе не только нас, но всех ветхозаветных и всех новозаветных чтителей Бога истинного, и эти чтители Божии усердно посещали храмы рукотворенные: Пс.5:8:26:4 ; Деян.22:17:24:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ин.10:14 .  Я есмь пастырь добрый;... Аз есмь пастырь добрый;... Но почему же иудеи не сказали Иисусу Христу, как прежде: «Ты о Себе Сам свидетелствуеши» ( Ин.8:13 )? Потому что тогда они услышали ответ, заставивший их молчать и на будущее время. Ин.10:14 .  ...и знаю Моих,... ...и знаю Моя,... по предведению, как Бог. И Моисей сказал: «позна Господь сущих Его» ( Чис.16:5 ; 2Тим.2:19 ), – и апостол Павел тоже: «не отрину Бог людей Своих, ихже прежде разуме» ( Рим.11:2 ). Ин.10:14 .  ...и Мои знают Меня. ...и знают Мя Моя по соображениям своего разума. А узнали Иисуса Христа люди из свидетельства Иоанна Крестителя, из собственных Его дел и из свидетельства Бога Отца, о чем выше уже не раз говорилось. Затем, чтобы показать, что знание Его весьма отлично от знания людей, Иисус Христос сравнил Свое знание со знанием Отца, говоря: Ин.10:15 .  Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца;... Якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца;... Знание разумеет здесь Он по природе, о котором и в одиннадцатой главе Евангелия от Матфея сказано: «никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын» ( Мф.11:27 ). Ин.10:15 .  ...и жизнь Мою полагаю за овец.: ...и душу Мою полагаю за овцы, т. е. оставляю ее, умираю за овец, потому что они – Мои; а обольститель никогда не пожелал бы умереть за тех, которых он обольстил. Ин.10:16 .  Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора,... И ины овцы имам, яже не суть от двора сего,... т. е. закона Моисеева. Иисус Христос говорит здесь о язычниках. Ин.10:16 .  ...и тех надлежит Мне привести:... ...и тыя Ми подобает привести,... собрать под свое пастырство. Ин.10:16 .  ...и они услышат голос Мой,... ...и глас Мой услышат,... послушают, будут повиноваться. Ин.10:16 .  ...и будет одно стадо... ...и будет едино стадо..., составленное из иудеев и язычников. Ин.10:16 .  ...и один Пастырь. ...и един Пастырь тех и других, Иисус Христос. Ин.10:17 .  Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою,... Сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю,... Любит за то, что Я умираю за овец Своих, а значит – и Его, – за то, что также человеколюбив, как и Он. Речь идет о Домостроительстве Божием, но указывает вместе с тем и на равенство Иисуса Христа с Богом Отцом. Но неужели прежде Отец не любил Его? Конечно, любил как Сына, как возлюбленного, как исполняющего волю Его. Сам же Отец сказал о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Мф.3:17 ). Но об этой любви, как всем известной, Иисус Христос учил прежде как в других местах, так и в тех, где Он говорил: «Отец бо любит Сына» ( Ин.5:20 ); а теперь Он говорит о любви к Нему Бога Отца за то, что Он умирает за людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мф.4:4 . «Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»» ( Втор.8:3 ). Объяснение. Если и Сам Иисус Христос взалкал ( Мф.4:2–3 ), то нельзя отвергать веществен. хлеб, как равно нельзя полагаться в деле спасения и на одно только чтение Писания, нужны и дела, с ним согласные: Рим.2:13 ; Иак.1:22 . Кроме хлеба естественного и кроме Священного Писания есть ещё хлеб жизни: Ин.6:48–55 . Ин.1:12–13 . «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Объяснение. Здесь разумеются уверовавшие во Христа и крестившиеся во Имя Его: Гал.3:26 , и соблюдающие заповеди Его: Ин.15:10 , а кто хотя и уверовал, и читает Слово Божие, но не творит того, что повелевает Господь, услышит: Лк.6:46 . Ин.12:48 . «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». Объяснение. Благодать Божия даётся не чрез одно чтение слова Божия, ибо Царство Божие не в слове, а в силе: 1Кор.4:20 . Господь дал нам быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит: 2Кор.3:6 ; Иак.2:22–26 ; да и чтение Священного Писания должно быть осмысленное: 2Кор.2:17 ; Сир.3:21–24:38:24–25 . Иак.1:5 . «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему». Объяснение. Здесь говорится не о той мудрости, которая есть разумение Священного Писания: 1Кор.14:38 ; Сир.3:21–24 ; а о мудрости нравственной, т.е. истинно-христианской жизни, основанной на правильном познании высоты и назначения христианского звания: Иак.3:13–15 . Вот истинная мудрость, в которой нуждаемся и которую нужно просить у Бога: Иак.3:17 ; Еф.5:15–16 ; Кол.4:5 , но есть и ложная мудрость, ничтожная перед Богом: 1Кор.1:25 . 2Кор.3:14–16 . «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся не снятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Объясн. Обетования Божии для всех бывают под условием исполнения заповедей: Ис.1:19–20 ; такие же условия были и по отношению к храму: 3Цар.9:3–9 , к государству: 2Пар.7:17–22 ; но Церковь Христова не может рушиться до скончания века, хотя бы люди той или другой страны погрязли в грехах: Мф.16:18:28:20 ; и эта Церковь должна быть едина: Еф.4:4–5 ; 1Кор.12:12–13 ; Лк.3:14 . Рим.4:16 . «Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам». Объясн. Иудеи ближе нас были к Аврааму по потомству и прямо говорили, что: «отец наш есть Авраам»: Ин.8:39 , но как дел Авраамовых не делали, то получили строгий и заслуженный ими приговор: «и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам»: Мф.3:9–10 ; притом из следующего 17 ст. видно, что Богом Авраам поставлен отцом многих народов: «как много звёзд на небе», – это те, которые умерли в вере... и говорили о себе, что они странники и пришлецы на земле: Евр.11:12–13 . Рим.4:20–21 . «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силён и исполнит обещанное». Объясн. Праведный Авраам, приемля обетование из рук Божиих, не на плоть свою умерщвлённую и не на мертвенность Саррину смотрел, а на неложное слово всемогущего Бога: Лк.1:37 , и как он при сем смотрел только на единого Бога, могущего из камней воздвигнуть чад: Мф.3:9 , то не изнемог верою, но сразу поверил, как только услышал слово обетования (ст.20). Чем же укреплён Авраам? Тем, что всё предоставил вере, а не разуму: ст.18. Отсюда святитель Златоуст выводит: «итак, не быть пытливым – значит славить Бога; а быть пытливым – значит грешить против Бога»: Притч.3:5 . Рим.11:29 . «Ибо дары и призвание Божие непреложны». Объясн. Упоминавшаяся здесь непреложность даров Божиих относится не к отдельным личностям, особенно к таким, которые говорят: «не хотим знать путей Твоих»: Иов.21:14 , а ко всему Израильскому народу: ст.26–27. Из этого избранного Богом народа многие ожесточились до того, что распяли Господа: Деян.13:27–28 , и вследствие своего ожесточения ещё раньше, до распятия, Христос сказал им: «Се, оставляется вам дом ваш пуст»: Мф.23:38 ; но тем не менее непреложность Божия обещает снять грех с Израиля, остаток коего должен спастись: Рим.9:27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Скачать epub pdf Глава 10 Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им. Мф.10:1 . И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. «Призвав»: не об избрании учеников речь идет, а о посольстве их на проповедь в Иудее. – «Двенадцать»: «по числу двенадцати колен израильских... Дал Он им силу чудотворений, дабы, удивляя чудесами, они приобретали внимательных своему учению слушателей» (Феофил.). Мф.10:2–4 . Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. «Апостолов»: апостол значит посланник, так как 12 избранных учеников были посланы). Господом на проповедь Его Евангелия сначала в Иудее, а потом и во всем мире. Вероятно, название учеников своих апостолами было употребляемо самим Господом ( Ин.13:16 ; Лк.6:13 ) и чрез то постепенно сделалось отличительным наименованием именно Его учеников, избранных Им для проповеди Евангелия. – «Первый Симон, называемый Петром»: не случайно, конечно, во всех перечислениях имен апостолов Симон Петр поставляется на первом месте ( Мк.3:16 и дал. Лк.6:14 и дал. Деян.1:13 ), но частью потому, что он и его брат Андрей были прежде других призваны к апостольству – первозванные ( Ин.1:41 ), частью потому, что по своим качествам он действительно был «первый между равными» (ср. Мф.16:16 и дал. Мф.17:1,24, 19:27, 26:37,40 ; Лк.8:45, 9:32, 22:31 и дал. Ин.21:15 и дал. Деян.1:15, 2:14, 5:3 и дал. Гал.1:18, 2:7 ). – «Называемый Петр»: название это значит камень), равно как и его сирохалдейское имя – Кифа ( Ин.1:42 ; 1Кор 1:12, 3:22, 15:5 ; Гал.2:9 ), каковое имя дано ему, без сомнения, в предзнаменование особенной твердости его в вере и проповеди евангельской. – «Варфоломей»: значит – сын Фоломея, а собственное его имя было Нафанаил ( Ин.1:45, 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010