Роспись апсиды и прилегающих участков стен имеет 4 яруса. В конхе центральной апсиды помещено изображение Богоматери с Младенцем на престоле (тип Одигитрии) и 2 коленопреклоненных ангелов, на триумфальной арке - «Похвала Богородицы», на стенах рядом с конхой - огромные фигуры гимнографов Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина. Ярусом ниже дано изображение Евхаристии, на стенах - «Тайная вечеря» и «Омовение ног». Еще ниже написаны 2 композиции из «Деяний апостолов» - «Явление ап. Петру сосуда с неба» (Деян 11. 12) и «Смерть Анании и Сапфиры» (Деян 5. 1-11), а на стенах цикл явлений Христа по воскресении - «Апостолы Петр и Иоанн у гроба Господня» (Ин 20. 2-7), «Явление Христа Марии Магдалине» (Ин 20. 14-17), «Трапеза в Эммаусе» (Лк 24. 30; Мк 16. 12), «Явление Христа ученикам в Галилее» (Лк 24. 41-43), «Отослание апостолов на проповедь» (Мф 28. 16-18) и «Явление Христа на море Тивериадском» (Ин 21). В самом нижнем ярусе центральной апсиды - «Служба святых отцов», над ней - 6 медальонов с изображениями рус. святых, на лопатках стен и столпов - фигуры в рост ап. Иакова, брата Господня, митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионы и прп. Варлаама Хутынского. Конху жертвенника традиционно занимает изображение св. Иоанна Предтечи, а стены - развернутый Страстной цикл: «Моление о чаше» (Мф 25. 37-45; Мк 14. 32-42; Лк 22. 39-46), 2 композиции «Иуда предает Христа» по разным текстам (Мф 26. 14-16; Мк 14. 10, 11; Лк 14. 1-6 и Ин 28. 3-7), «Лобзание Иуды» (Мф 26. 49; Мк 14. 3-52; Лк 22. 47-53), «Иуда получает сребреники» (Мф 26. 15), «Христос перед Каиафой» (Мф 26. 59-65: Мк 14. 53-63; Лк 22. 52-63; Ин 14. 11-24), «Отречение Петра» (Мф 26. 58, 59-75; Мк 14. 54, 66-72; Лк 22. 56-62; Ин 18. 15-18, 25-27), «Христос перед Пилатом» (Мф 27. 11-14; Мк 15. 1-5; Лк 23. 1-5; Ин 18. 28-30), «Вечеря в доме Симона прокаженного» (Мф 26. 6-12, Мк 14. 3-9; Ин 12. 21-11). Ниже всю юж. стену занимает композиция «Чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами» (Мф 14. 13-21; Мк 6. 30-44; Лк 9. 10-17; Ин 6. 1-14). В диаконнике собора, где, вероятно, до 1547 г. располагался придел свт. Василия Кесарийского, помещен уникальный житийный цикл святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Древности 18. (63). 3. 3); ср. формулировку в Деян.2:22 ). Господь Иисус Христос даровал зрение слепым ( Мф.9:27–31, 20:30–34 ; Мк.8:22–26 ), слух глухим ( Мф.11:5 ; Мк.7:32–37 ), способность ходить лежачим больным ( Ин.5:1–15 ), очищал прокаженных ( Лк.5:12–16, 17:11–19 ), исцелял от лихорадки или горячки ( Мф.8:14–15 ; Мк.1:29–31 ; Ин.4:43–53 ), водянки ( Лк.14:1–6 ), паралича руки ( Мк.3:1–16 ), останавливал кровотечение ( Мф.9:20–22 ; Мк.5:24–34 ), приживлял отрубленное ухо ( Лк.22:51 ). Причем в некоторых случаях особо отмечается бессилие профессиональных врачей ( Мк.5:26 ; Лк.8:43 ). В Евангелиях повествуется о трех случаях воскрешения Господом Иисусом мертвых ( Мф.9:18–19, 23–26 ; Мк.5:35–43 ; Лк.7:11–17, 8:49–56 ; Ин.11:41–42 ). В последнем случае – спустя 4 дня после смерти. Исцеления часто сопровождались или состояли в изгнании из человека духов нечистых, которые являлись причиной болезни ( Мф.17:14–18 ; Мк.9:14–27 ; Лк.9:37–43, 13:11 ). Примеров экзорцизмов нет только в Евангелии от Иоанна. Все исцеления, кроме двух случаев ( Мк.8:22–26 ; Ин.9:1–7 ), совершались мгновенно, даже когда Он находился на расстоянии от больного ( Мф.8:5–13, 15:21–28 ; Ин.4:46–53 ). Конечно, каждый случай исцеления, описанный в Евангелии, по-своему уникален и требует отдельного рассмотрения, что невозможно в данной обзорной статье . В целом, место и значение чудес исцеления в контексте земного служения Господа вполне очевидно. Эти чудеса очень тесно связаны с проповедью Царства ( Мф.4:23, 9:35 ; Лк.6:18, 9:2, 11, 42–44 и др.), что не имеет аналогов в Древнем мире. Они знаменовали наступление эры спасения, возвещенной ветхозаветными пророками ( Ис.26:19, 29:18–19, 35:5–6, 61:1 ; также см. Ис.53:4 ; ср. Мф.8:16–17 ). В историях об исцелениях открывается Его Богосыновство и предсказывается Воскресение. Исцеления указывают на то, что больной человек не проклят и не отлучен от общения с Богом. Через врачевание болезней Христос восстанавливает принадлежность ритуально нечистых и грешников к народу Божию.

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

Он остается неуязвим для фарисейской критики, даже прикасаясь к мертвым, потому что мертвые воскресают. Если смотреть с этой точки зрения на чудеса воскрешения, то это был единственный способ доказать, что мертвые не являются нечистыми, поскольку у Бога все живы ( Лк.20:38 ). Исцеление ставилось Господом выше соблюдения Закона Моисеева и, в частности, заповеди о субботнем покое ( Мф.12:9–14 ; Мк.3:1–6 ; Лк.6:6–11, 13:10–17, 14:1–6 ). В то же время евангелисты отмечают и случаи соблюдения ритуальных предписаний кн. Левит ( Мф.8:1–4 ; Мк.1:40–45 ; Лк.5:12–16, 17:15 ). Известны и случаи исцеления Им самарян и язычников ( Лк.17:11–19 ; Мк.7:24–30 ; Мф.15:21–28 ; Мк.7:31–37 ; Мф.15:29–31 ), людей «отовсюду» ( Лк.5:15, 6:18 ; Мф.4:24, 14:14, 19:2 ), многих ( Мк.3:10 ) или всех присутствующих ( Мф.12:15 ). В отличие от всех других известных в эпоху Античности целителей, Христос всегда на первое место ставил веру – самого больного, его родственников или друзей ( Мф.8:7–8, 17:14–20 ; Мк.5:23, 27–34, 10:52 ; Лк.7:9 ), или необходимость ее пробуждения ( Ин.4:53–54, 20:31 ). Недостаток веры или неправильное отношение к чудесам препятствовали их совершению ( Мф.13:58, 17:20 , Мк.6:5 ). В целом, исцеления соответствуют библейской традиции и соединяются с прощением грехов (например, Мк.2:4–12 ; ср. Пс.106:19–20 ; Ис.6:10, 30:26, 38:16 ; Иер.30:17, 33:6 ). Источником чудес является Сам Бог: евангелисты говорят, что Христос исцелял силой Господней ( Лк.5:17 ), Перстом ( Лк.11:20 ) или Духом Божиим ( Мф.12:28 ). Поэтому исцеления призваны укрепить веру во Христа и Пославшего Его. Врачеватели в ранней Церкви По свидетельству евангелистов, Сам Господь еще во время земной жизни посылал апостолов совершать исцеления ( Мф.9:35–10:11 ; Мк.6:6–13 ; Лк.9:1–6 ). Они продолжили это служение и после Его Крестной смерти и Воскресения ( Деян.5:16, 8:7, 9:34 ), совершая исцеления во имя Его ( Деян.3:16 ). Эти исцеления также происходили по вере ( Деян.3:1–10, 14:8–10 ). Подобно тому, как исцеляло прикосновение к одеждам Христа ( Мк.3:10, 5:28, 6:53–56 ; Лк.6:19, 8:44 след.), исцеляли даже тень ап.

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

И паки грядущего со славою судити живым и мертвым ( Мф.25:31–46; 13:49; 16:27 ; Деян.1:11; 10:42 ; 1Сол.1:10 ; Иак.5:7–8 ; 2Пет.1:16; 3:4,10,12 ; 1Kop.4:5; 15:23; 2Kop.7:7; 1Сол.2:19; 3:13; 4:15; 5:2,23 ; 2Сол.2:1,8 ; Мф.24:44 ; Откр.3:11; 4:8; 22:12,20 ). Его же царствию не будет конца ( Лк.1:33 ). И в Духа Святого ( Мф.28:19; 3:16 ; Мк.1:10 ; Лк.3:21 ; Ин.1:32 ; Мф.1:18,20; 12:28,32 ; Мк.3:28 ; Лк.12:10 ; Мф.10:20 ; Лк.12:12 ; Ин.14:16,17,26; 15:26; 16:7–15; 20:22 ; 1Пет.1:12; 4:14 ; 2Пет.1:21 ; 1Ин.3:24; 4:13; 5:6–7 ; Иуд.1:20 ; Откр.2:7,12,17,29; 3:6,15,22; 14:13 ; ; Рим.5:5; 8:9,11,14,26; 9:1; 14:17; 15:13,16,19 ; 1Kop.2:10; 2:12,13,14; 3:16; 6:11,17,19; 7:40; 8:6; 12:3,8,9,11,13; 14:2; 2Kop.3:3; 5:5; 6:6; 13:13; Гал.3:5; 4:6 ; Еф.3:5; 4:4,30 ; Флп.1:19,27 ; 1Сол.4:8 ; 1Тим.3:16; 4:1 ; Тит.3:5 ; Евр.2:4; 3:7; 6:4; 9:14; 10:15 ). Господа животворящего ( Деян.5:3,4 ; Рим.4:17; 8:11 ; 1Kop.15:45). Иже от Отца исходящего ( Ин.15 ). Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима ( Мф.28:19 ; 1Ин.5:7 ; Мф.3:16–1 7), глаголавшего прοроки ( 2Пет.1:21 ; 1Пет.1:10,11 ). Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь ( Мф.16:18; 18:17 ; 1Пет.2:4–8 ; 1Кор.3:10–12; 12:28; 14:4,12 ; Еф.1:22; 5:23,25–27; 4:10–13 ; 2Kop.6:16; 8:1; Флп.3:6 ; Кол.1:18,24 ; 2Сол.2:4 ; 1Тим.3:15 и др.). Исповедую едино крещение во оставление грехов ( Ин.3:3,4 ; Мф.28:19 ; Мк.16:16 ; Деян.2:38; 10:47,48 ; Еф.4:5 ; 1Пет.3:21 ; Рим.6:3,4 ; 1Kop.12:13; Гал.3:27 ; Кол.2:12 . Чаю воскресения мертвых ( Мф.22:32 ; Мк.12:26 ; Лк.20:37 ; Ин.5:25,28; 11:25–26; 6:40,54 ; Рим.6:5 ; 1Kop.15:12,13,21,42; Флп.3:11 ; Евр.6:2; 11:19,35 ) и жизни будущего века ( Ин.3:16,36; 4:14 ; Еф.1:21; 2:7 ; Евр.6:5 ; Рим.2:7; 5:21; 6:2; 7:10 ; Гал.6:8 ; 1Тим.4:8 ; Евр.7:16 ; 1Ин.1:2; 2:25; 3:14; 5:11,13,20 и мн. др. „… Нагорная проповедь или Символ веры . Нельзя поверить тому и другому. И церковниками выбрано последнее: Символ веры учится и читается как молитва и в церквях, а нагорная проповедь исключена даже из чтений евангельских в церквях, так что в церквях никогда, кроме как в те дни, когда читается все Евангелие, прихожане не услышат ее“ („Царство Божие“… ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Система воскресных литургийных чтений в Римско-католической Церкви: Нед. Пасхи _1 Кор. 5, 6–8 (совосстание со Христом); Мк. 16, 1–8 (воскресение). Нед. 2 по Пасхе _1 Ин. 5, 4–10 (вера, побеждающая мир); Ин. 20, 19— 31 (неверие Фомы). 3 _1 Пет. 2, 21–25 (Христос — Пастырь душ); Ин. 10, 12–16 (Пастырь добрый). 4 _1 Пет. 2, 11–20 (обязанности к язычникам); Ин. 16, 16–23 («вмале»). 5 _Иак. 1, 16–21 (дар свыше); Ин. 16, 5–15 (отшествие к Отцу). 6 _Иак. 1, 22–27 (творцы слова); Ин. 16, 23–30 (молитва во имя Христово). 7 _1 Пет. 4, 8–11 (любовь и услужливость); Ин. 15, 26–16, 4 (Утешитель). Нед. 50-цы _Деян. 2, 1–11 (сошествие Святого Духа); Ин. 14, 23–31 (Утешитель). Нед. Троицы _праздничное: Рим. 11, 33–36 (премудрость Божия); Мф. 28, 18–20 (крещение в Троицу). рядовое: 1 Ин. 4, 8–21 (любовь Божия в послании Сына); Лк. 6, 36–42 (сучок в глазу). Нед. 2 по 50-це _1 Ин. 3, 13–18 (ненависть мира); Лк. 14, 16–24 (притча о званых). 3 _1 Пет. 5, 6–11 (преданность промыслу); Лк. 15, 1— 10 (потерянные овца и драхма). 4 _Рим. 8, 18–23 (воздыхания твари); Лк. 5, 1–11 (чудесный лов). Нед. 5 по 50-це _1 Пет. 3, 8–15 (ожидание Второго Пришествия); Мф. 5, 20–26 (вражда к брату). 6 _Рим. 6, 3–11 (крещение в смерть Христову); Мк. 8, 1–9 (насыщение 4000). 7 _Рим. 6, 19–23 (рабство греху и правде); Мф. 7, 15— 23 (ложные пророки). 8 _Рим. 8, 12–17 (жизнь по плоти и духу); Лк. 16, 1–9 (неправедный домоправитель). 9 _1 Кор. 10, 6–13 (образы Ветхого Завета в назидание); Лк. 19, 41–47 (плач о Иерусалиме). 10 _1 Кор. 12, 1–11 (разные дары одного Духа); Лк. 18, 9–14 (мытарь и фарисей). 11 _1 Кор. 15, 1–10 (явления воскресшего Христа); Мк. 7, 31–37 (исцеление глухонемого). 12 _2 Кор. 3, 4–11 (служение буквы и духа); Лк. 10, 23— 37 (милосердный самарянин). 13 _Гал. 3, 16–22 (Христос-Ходатай); Лк. 17, 11–19 (10 прокаженных). 14 _Гал. 5, 16–24 (дела плоти и духа); Мф. 6, 24–34 (свобода от житейских забот). 15 _Гал. 5, 25–6, 10 (жизнь по духу); Лк. 7, 11–17 (воскрешение наинского юноши). 16 _Еф. 3, 13–21 (обитание Христа в сердце); Лк. 14, 1–11 (исцеление водянки; местничество).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Истина Воскресения Христа Спасителя состоит в том, что воскрес Богочеловек . Он воскресил воспринятую на Себя плоть человеческую и таким образом преобразил человеческое естество в духовное, божественное, для вечной жизни с Богом. В этом и заключается победа Спасителя над смертью для всего рода человеческого. «Телесное воскресение из мертвых Спасителя есть исторически, реальный факт» , говорит наш один известный православный миссионер, и указывает следующие пункты по порядку. 1 . Христос предсказывал о Воскресении Своем ( Мф.16:21; 20, 19 ; Мк.9:9 ). 2 . Воскресший Сам свидетельствует об этом событии ( Лк.24:46 ). 3 . Он является видимым образом: а) Утром в Воскресенье Марии Магдалине ( Мк.16:9 ). б) Тогда же женщинам, идущим от гроба ( Мф.28:9 ). в) Петру вблизи Иерусалима ( Лк.24:34 ; 1Кор.15:5 ). г) 2 ученикам, шедшим в Еммаус ( Лк.24:13 ). д) Вечером Воскресения Апостолам, кроме Фомы ( Ин.20:19 ). е) Через неделю вечером всем Апостолам ( Ин.20:26 ). ж) Через несколько дней при море Тивериадском 7-ми ученикам ( Ин.21:1–3 ). з) Немного спустя – на горе близ Галилеи 11 Апостолам ( Мф.28:16–17 ). и) 500-ам верующим ( 1Кор.15:6 ). к) Брату Своему «по плоти» – Иакову и всем Апостолам ( 1Кор.15:7 ). л) Во время Вознесения на горе Елеонской всем Апостолам ( Лк.24:50 ). м) Апостолу Павлу ( 1Кор.9:1; 15, 8 ). н) Первомученику Архидиакону Стефану ( Деян.7:55 ). о) До Вознесения в течение 40 дней, с разъяснением Царства Божия ( Деян.1:3 ). 4 . Ест и пьет с учениками ( Лк.24:42 ). 5 . Показывает руки и ноги, с ранами от пригвождения ко кресту ( Лк.24:40 ). 6 . Дает наставления ( Мф.28:18 ; Мк.16:15 ; Лк.24:17 ; Ин.21:15; 20, 21 ; Деян.1:7 ). 7 . Путешествует с Апостолами ( Лк.24:15 ). 8 . Ему поклоняются мироносицы и 11 учеников ( Мф.28:9, 17 ). 9 . О воскресении Христа говорят Ангелы ( Мф.28:6 ; Мк.16:6 ; Лк.24:6 ). 10 . Это событие подтверждают римские воины, караулившие гроб ( Мф.28:11 ). 11 . Апостолы называют себя свидетелями Воскресения Христа ( Деян.2:32; 10, 39 ) и этот действительный исторический факт они полагают в основу всей своей проповеди ( Деян.2:22; 3, 26; 4, 10; 10, 39 ). И в то же время особенно показательно, что Апостолы не излагают самый момент Воскресения Христа. Потому, что сами говорят: «что мы слышали, что видели своими очами, и что осязали руки наши... мы возвещаем вам...» (1 посл. Иоан, 1, 1–3). Самый момент Воскресения Христа никто не мог видеть. Даже воины, охранявшие гроб, не видели самого момента воскресения, т. к. воскресший Христос был невидим для них, тем более Апостолы не могли видеть, они скрывались и запирались в домах своих «страха ради иудейского». Вот почему ни в одном из четырех Евангелий нет описания самого момента Воскресения, хотя при этом подробно изложены все события, предшествовавшие Воскресению и подробно изложены события – после Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Сказания о воскресении Христовом содержатся у всех четырех евангелистов ( Мф.28:1–10 ; Марк. 16:1–11 ; Лук. 24:1–12 ; Ин. 20: 1–18 ); и вот разности, какие представляются при чтении их, и которые под ложным названием противоречий выставляют против достоверности этих сказаний, и следовательно подлинности самих Евангелий, в которых они содержатся: I. В сказаниях о числе и именах жен, приходивших ко rpo6y: Матфей говорит только о двух женах: Марии Магдалине и другой Марии ( Мф.28:1 ); Марк – о трех: Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Саломии ( Мк.16:1 ); Лука – также о трех: Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Иоанне (а не Саломии, как у Марка), прибавляя, что были еще и другие с ними ( Лк.24:1,10 ); наконец Иоанн говорит, что только одна Мария Магдалина путешествовала ко гробу ( Ин.20,1 ). II. В сказаниях о времени прибытия жен ко гробу: Матфей говорит, что они пришли в вечер субботный: свитающи во едину от суббот ( Мф.28:1 ), Марк: зело зарутра во едину от суббот возсиявшу солнцу ( Мк.16: 2 ); Лука говорит только, что это было весьма рано (не определяя точнее времени), а Иоанн говорит, что Мария пришла на гроб заутра, еще сущей тме ( Ин.20:1 ). III. В сказаниях о порядке путешествия жен и учеников ко гробу и возвращении оттуда. Между тем как первые три евангелиста говорят, что Магдалина и другие упоминаемые ими жены, услышав благовестие от Ангелов о воскресении и вышед от гроба, вместе побежали возвестить апостолам о случившемся ( Мф.28:8 ; Мк.16:8 ; Лк.24:9,10 ), Иоанн говорит, что Мария одна пошла возвестить апостолам – Симону и другому ученику о том, что тело Господа унесено ( Ин.20:2 ), и тогда как ученики оба, по сказанию Иоанна, вследствие вести одной Марии, пошли ко гробу ( Ин.20:3–9 ), по сказанию Луки, только один Петр, вследствие слов Марии и всех прочих жен, побежал ко гробу ( Лк.24:12 ); наконец, по свидетельству Матфея, Магдалине вместе с другою Мариею на пути к ученикам явился сам Иисус ( Мф.28:8–10 ), а по свидетельству Марка и Иоанна, одной только Магдалине явился Он, и притом, по сказанию Иоанна, при гробе, а не на пути к ученикам ( Мк.16:9 ; Ин.20:11,14–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Святой Иоанн восхваляется в акафисте как пророк, Предтеча и Креститель Господень, как «мучеников в новой благодати начало» (ик. 9), «пророков предел и начало апостолов» (ик. 6). Переходим к лику апостолов. Из Евангелия мы знаем, что для продолжения дела спасения людей Господь избрал 12 учеников, а потом, в добавление к ним, – еще 70 и облек их высокими правами и обязанностями (см. Лк.6:13–16 ; Лк.9:1–6 ; Мф.10–11 ; Мк.6:7–13 ). Пред Своими страданиями, в Своей Прощальной беседе, Он повторил обязанности апостолов как продолжателей Его служения и выяснил их отношение к миру и к Нему, их Господу и Учителю (см. Мф.26:31–35 ; Мк.14:27–31 ; Лк.22:31–34 ; Ин.13:36 ; Ин.16 ). По Своем Воскресении Он передал им Свое Божественное посольство, которое принял от Отца (см. Ин.20:21 ). Посылая святых апостолов на проповедь и вручая им дело созидания и утверждения Христовой Церкви, Господь облек их великими полномочиями – совершения таинства Евхаристии для соединения членов Церкви между собой и с Ним как Главой [Церкви] (см. Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ; Лк.22:19–20 ), таинства Исповеди (см. Ин.20:21–23 ; Мф.18:18 ) и Крещения (см. Мф.28:19 ); дал им силу изгонять бесов, исцелять недужных через Помазание маслом (см. Мк.6:13 ), дал им власть присоединять и удалять из Церкви членов, нарушающих Христовы законы (см. Мф.18:15–17 ). Великие труды святых апостолов как насадителей новой веры Христовой, или христианских миссионеров, как учителей и руководителей христианских обществ сводились преимущественным образом к благовестию Христова учения. Заповедуя святым апостолам проповедовать Царствие Божие и исцелять болящих, совершать дело благовестия и христианского милосердия не из-за корысти, не из-за выгод – туне прилете, туне дадите ( Мф.10:8 ), – Господь не скрывал от них трудности их служения, указывал на предстоящие им лишения, скорби, на неприязненное отношение к ним людей: Се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков: будите мудри яко змия, и цели яко голубие. Внемлите же от человек; предадят бо вы на сонмы, и на соборищих их биют вас, и пред владыки же и цари ведени будете Мене ради, во свидетельство им и языком ( Мф.10:16–18 ; Лк.9:1–6 ). Но Иисус Христос ободрял учеников, свидетельствуя, что они не будут оставлены Богом при преследовании их, что на суде над ними поможет им защищаться Дух Святой (см. Мф.10:19–20 ). Впрочем, гонимые апостолы не должны без нужды отдаваться в руки врагов, при гонении в одном городе должны переходить в другой. Когда же для апостолов сделаются неизбежными страдания за имя Христово, тогда они должны уже переносить их мужественно, не боясь убивающих тело, души же не могущих убить. И святые ученики Христовы, обновленные и очищенные духом после сошествия на них Святого Духа, отдали всю свою жизнь на великое апостольское служение – благовестие Христова учения и основание Христовой Церкви, и почти все они запечатлели апостольский подвиг мученической кончиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

IV. В сказаниях о происшедшем с женами и учениками при гробе, и а) о явлениях Ангелов: Матфей говорит об одном Ангеле, сидевшем на камне вне гроба и беседовавшем с женами ( Мф.28:2–8 ); по словам Марка, жены беседовали с Ангелом внутри гроба ( Мк.16:5 ); Лука говорит о двух Ангелах внутри гроба, представших женам ( Лк.24:3–4 ). Иоанн же говорит, что одна Магдалина видела внутри гроба двух Ангелов, сидевших в головах и в ногах, где лежало тело Иисусово ( Ин.20:12 ); б) о беседах Ангелов: Матфей и Марк почти буквально сходно передают слова Ангела ( Мф.28:5–7 ; Мк.16:6,7 ), а Лука передает ее в другом виде ( Лк.24:5–7 ); Иоанн же разнится от всех, потому что, по его словам, Ангелы обращались к одной Магдалине, и предлагали ей один только вопрос, какого нет в сказаниях ни одного из прочих евангелистов ( Ин.20:12,13 ). V. В сказаниях о обстоятельствах возвращения жен к апостолам: по словам Марка, жены, когда возвращались от гроба, никому ничего не сказали ( Мк.16:8 ), только после сказала апостолам Магдалина ( Мк.16:10 ); по сказаниям Луки, они обо всем возвестили апостолам ( Лк.24:9–10 ); по словам же Иоанна, одна Магдалина друкратно возвещает апостолам о случившемся ( Ин.20:2,18 ). По сказания Иоанна, Воскресший не позволял Магдалине прикасаться к Нему ( Ин.20:17 ), а по сказаниям Матфея, она вместе с другою Мариею обнимала ноги Его ( Мф.28:9 ). Наконец, по сказанию Марка и Луки, апостолы не поверили Магдалине, что Христос воскрес и был виден ею ( Мк.16:11 ; Лк.24:11 ); между тем Иоанн не упоминает о таком неверии, а замечает, что когда ученики были при гробе, то один из них поверил воскресению ( Ин.20:8 ). Вот более важные разности, представляющиеся при чтении евангельских сказаний о обстоятельствах воскресения Христова и первых явлениях Воскресшего, – правду сказать, разности не незначительные, и соглашение их издавна затрудняло толкователей. Конечно, эти разности далеко не такого рода, чтобы могли подавать повод усомниться в достоверности евангельских сказаний, но все же представляют довольно затруднений. Не станем перечислять разных способов и опытов соглашения этих разностей; укажем лишь на некоторые, и потом изложим вероятнейший опыт соглашения их, не вступая притом в прямую полемику с теми, кто видит в этих разностях непримиримые (будто бы) противоречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

   Христос ап. Петру: «Я говорю тебе: Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Слова, сказанные апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле... Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18, 20).    «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, призывающий имяГосподне»(2Тим. 2:19). Свойства Церкви: ее пребывание в истине и святость    Истина и благодать являются важнейшими свойствами Церкви, ее сокровищем. Без них Церковь перестанет быть Церковью. Смотри тексты: Мф. 23:2, 3, Мф. 28:18, Ин. 8:32, Ин. 14:6, Ин. 16:13, 14, Ин. 17:17, Ин. 18:37, 1Ин. 5:6, 2Ин. 1:4, 3Ин. 1:4, 1Кор. 2:9, 10, Еф. 4:4-6 («один Бог, одна вера»), 1Тим. 3:15, 1Тим. 6:3, 2Тим. 1:13, Тит. 1:9, Тит. 2:1, Тит. 2:8, Евр. 10:23.    Даже если духовные наставники и не исполняют то, чему учат, следует уважать учение истины: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, облюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:2, 3).    Господь повелел апостолам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам... Кто поверит и крестится, спасен будет; а кто не поверит, осужден будет» (Мф. 28:19, 20; Мк. 16:15, 16). «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).    Иисус сказал: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).    Истина — отличительное свойство Духа Святого: «Утешитель, Дух Истины... Он наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). Первосвященническая молитва Христа: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18:37). «Сей есть Иисус Христос, пришедший водой и кровью и Духом, не водой только, но водою и кровью, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» (1Ин. 5:6). Истина есть природа Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010