Поставив в Церкви прежде всего апостолов, Иисус Христос им первым даровал власть не только учить, но и совершать Святые Таинства. Так при установлении Таинства Евхаристии Он заповедал ученикам совершать это Таинство в Его воспоминание ( Лк.22:19 ). Явившись ученикам по Своем Воскресении, Господь установил Таинство Священства и Таинство Покаяния, когда дунул и сказал им: «приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:20–23 ). Являясь Апостолам перед Вознесением, Христос заповедал им пасти Его стадо, учить людей вере и благочестию, соблюдать все, что Он повелел, и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19–20 ). Апостолы свято выполняли повеление Господа, при этом прямо указывали на свое полномочие: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ). Когда число верующих во Христа увеличилось и апостолы были уже не в состоянии руководить жизнью каждой основанной ими церкви, они стали передавать дарованную им Богом власть выбранным ими лицам в святом Таинстве Рукоположения (Священства), при содействии Духа Святаго поставляя их пастырями. На это с особой ясностью указывает апостол Павел в своей прощальной беседе с ефесскими пастырями: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, (в слав, тексте – епископами) пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). Поставляя епископов, апостолы предоставляли им власть рукополагать пресвитеров и диаконов. Так апостол Павел поручил Титу довершить недоконченное в устроении Критской Церкви и поставить по всем городам пресвитеров ( Тит.1:5 ). А Тимофею, по особому пророчеству поставленному в епископы в молодых летах и, вопреки ветхозаветному порядку, из эллинов, апостол Павел завещал передавать слышанное от него учение «верным людям, которые были бы способны и других научить». ( 2Тим.2:2 ). Он же передал ему власть рукополагать пресвитеров и самому «возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ), «не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Гл. 20, 2 И не бяше воды сóнму: и собрáшася на Моисéа и Аарóна И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона Гл. 20, 3 и роптáша людие на Моисéа, глагóлюще: о, дабы ýмерли быхом в погибели брáтии нáшея пред Гóсподем и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом По объяснению того же св. Отца, «не веруя в чудодейственную силу Моисея и помощь Божью, древний Израиль возмущался и роптал по случаю недостатка воды, предызображая то, что, не уверовав во Христа, безумствовал против Него Израиль» (ibid, стр. 228–229). Гл. 20, 11 И воздвиг Моисéй рýку свою, удáри в кáмень жезлóм двáжды И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды Выразивший этим поступком своё неверие сам Моисей предызобразил то, что «Израиль имел не веровать и самым через Христа совершаемым знамениям Божественным. Моисей ударяет жезлом о камень, когда наперёд обнаружилось их неверие, ибо, не уверовав во Христа, безумствовал против Него Израиль. Моисей ударяет в него дважды, ибо и иудеи двумя ударами оскорбили Иисуса Христа, потому что, во-первых, убили Начальника жизни; второй же удар как бы к первому присоединяя, они хотели убедить в том, что Он и остался в мёртвых ( Мф.28, 13–15 )» (ibid. 128–129). Гл. 20, 28 и совлечé Аарóна с риз егó, и облечé в ня Елеазáра, сына егó и снял Моисей с Аарона одежды его, и облёк в них Елеазара, сына его По мысли того же св. Отца, преемник Аарона по первосвященству, сын его Елеазар, может быть образом единого Первосвященника Христа (тв. ч. 1, стр. 212). Гл. 21, 9 И сотвори Моисéй змию медяну и постáви ю на знáмени: и бысть егдá угрызáше змия человека, и взирáше на змию медяну, и оживáше И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив Вслед за Иисусом Христом ( Ин.3, 14 ) святые Отцы и Учители Церкви здесь видят прообраз крестной смерти Спасителя. Ап. Варнава говорит, что «Моисей делает медного змея и полагает его на древе, чтобы показать образ распятого Иисуса» (посл. гл. XII, стр. 61–62).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Благочестие и праведность от закона имели поэтому величайшее значение для веры. Оглавление всего закона – как нравственного, так и обрядового, призывная, так сказать, хартия закона, обнимающая собой все заповеди, отдельные правила и постановления, заключается, без сомнения, в следующих словах закона: Внимай и слушай, Израиль! Слушай гласа Господа, Бога твоего, и исполняй все заповеди Его и постановления Его ( Втор.28:9–10 ); «Слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе» ( Втор.12:28 ): «Я Господь, Бог твой» ( Исх.20:2 ; Втор.5:6 ); «слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор.6:4 ). Иисус Христос на вопрос книжника: «Какая есть первая всех заповедий?» – ответил.: «...первейши всех заповедий : слыши, Израилю, Господь, Бог ваш, Господь един есть» ( Мк.12:28–29 ), т.е. вера в единого истинного Бога, как в Абсолют, в Верховную Первопричину, в Верховный Разум и в Верховную Волю, есть краеугольный камень, основа и оглавление закона, не первая, но первейшая заповедь. Разделение закона на две заповеди – на любовь к Богу и любовь к ближнему и сокращение закона в сих заповедях ( Мф.22:40 ) есть уже точнейшее определение того, что должно заключаться в словах: «слушай, внимай, прилепляйся Богу и исполняй Его волю!». «Во свидетели... призываю сегодня небо и землю, – говорил пророк Моисей народу еврейскому, – жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» ( Втор.30:19–20 ). Иисус Христос, сказав о первейшей заповеди, продолжает Свою речь: «...и возлюби Господа Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» ( Мк.12:30–31 ). Человеческая воля поэтому, в подлежащем исполнении закона, должна была и прежде всего быть утверждена в истине, что Бог един есть, в первых и в последних Он же: Абсолют, Сущий, Конечная Причина и Последнее Основание всего, – и насаждена в правде, что воля Божия и есть Верховный Разум для поведения человека: любовь же к Богу и любовь к ближнему есть, так сказать, реализация этих основных, изначальных и вечных истины и правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Здесь – еще мотив к тому, чтобы ученики всегда исполняли заповеди Христа, всегда служили Ему. Тогда как у евреев было в обычае, чтобы желающие учиться Закону Моисееву сами избирали себе учителей-раввинов, апостолы стали учениками Христа только тогда, когда Он Сам избрал и призвал их к Себе. Но они заключили с Ним союз дружбы, и не в их воле поэтому расторгнуть этот союз (Вейс). «И поставил вас». Здесь указывается на особое иерархическое положение апостолов в Церкви (ср. Деян.20:28 ; 1Кор.12:28 ). «Дабы вы шли» – шли как Мои апостолы (ср. Мф.28:19 ) и «приносили плод», т.е. распространяли Евангелие и прочно утверждали его на земле ( «чтобы плод ваш пребывал»). Это – первая цель избрания апостолов. Другая цель указана в словах: «дабы чего ни попросите...» Господь, избирая учеников, хотел сделать много полезного и им самим, хотел, чтобы молитвы их были исполняемы Богом. Ин.15:18 .  Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Ин.15:19 .  Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Ин.15:20 .  Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Ин.15:21 .  Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Переходя теперь к речи о той ненависти, с которою будут в мире встречены апостолы-избранники Христа, идущие исполнять Его повеления, Господь утешает их, прежде всего, тем, что в этом случае апостолы будут испытывать со стороны мира ненависть, с какою еще раньше мир относился ко Христу. Во-вторых (ст. 19), эта ненависть совершенно естественна, а все естественное, обыкновенное не должно пугать человека. Напротив, этой ненависти апостолы должны еще быть благодарны, потому что существование ее ясно свидетельствует о том, что они стоят на правильном пути, что они не заражены грехами мира: ненависть к Церкви представляет собою, так сказать, ручательство в том, что Церковь стоит на высоте своей задачи, которую Ей поставил Её Основатель. (Мир у Иоанна везде мыслится как стоящий под властью греха ср. Ин.14:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Первое место – когда о Господе Иисусе Христе говорится не только как об истинном Боге, но и как об истинном человеке. А человек как творение Божье, естественно, находится в подчинении Божеству. Второе – когда говорится о божестве Сына Божия. Господь наш Иисус Христос является ходатаем пред Богом за человека. А как ходатай Он должен обладать обоими свойствами: и человеческими и божественными. Можно вести речь о выражениях, которые говорят о зависимости Сына от Отца. Например: «Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ). Как это понимать? Для этого надо посмотреть контекст. Спаситель говорит Своим ученикам: «Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам». Вездесущему Богу не нужно уходить и приходить, поэтому здесь речь о человечестве. «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ). Св. Афанасий Великий в своем Слове о воплощении говорит: «Когда Он, т. е. Иисус Христос, говорит «Отец мой, пославший Меня, более Меня есть», называет Отца большим себе потому, что Сам сделался человеком, но как слово Отца Он равен Ему». Значит по божеству равен, но как взявший на Себя еще плоть человеческую говорит, что Отец «более Меня» по человечеству. Иисус Христос называет Отца своего «единым истинным Богом» ( Ин.17:3 ), «Богом Своим» ( Ин.20:17 ). Здесь речь идет, конечно, о посланничестве, Иисус Христос разумеет Себя только как посланного от Отца, как Ходатая. «Да знают Тебя и посланного Тобою... Я еще не восшел к Отцу Моему». Есть еще один оттенок, почему Сын Божий называет Бога Отца «Единым истинным Богом». Не потому, что Он отличает Себя от Бога Отца, а потому, что Он отличает Бога от Богов ложных. И так понимали это место св. отцы. Значит, как ходатай Он пришел на землю, чтобы послужить, иначе – чтобы быть в подчинении ( Мф.20:28 ). Само слово «единосущный» вызывало много разных споров. Вызывало целую волну недоразумений. Я не хочу вдаваться в историю этого вопроса подробно, но прочту вам небольшой отрывок из Афанасия Великого о том, как сам он рассказывает о деяниях I Вселенского собора (т.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Смысл этой притчи ясен. По безмерному Своему милосердию Бог прощает людям все их бесчисленные согрешения, но, однако, при непременном условии, что и сами люди будут прощать друг другу их взаимные долги и обиды. Поэтому, в заключение этой притчи, Господь сказал: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». О КНИЖНИКАХ И ФАРИСЕЯХ, НЕ ПРИНЯВШИХ УЧЕНИЯ О ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ " И, слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит ( Мф.21:45 ). К этой группе относятся главным образом следующие притчи: «О виноградарях, призванных на работу в разное время» ( Мф.20:1–16 ); «О двух сыновьях» ( Мф.21:28–31 ); «О виноградарях, убивших сына хозяина» ( Мф.21:33–46 ); «О брачном пире» ( Мф.22:1–15 ). Эти притчи были сказаны частью в Галилее, частью в Иудее, но все после Преображения ( Мф. 17 глава), в последний год земной жизни Спасителя, когда окончательно определился разрыв Его с книжниками, фарисеями и другими официальными вождями еврейского народа. Однако, нельзя сказать, чтобы вышеуказанные притчи имели только историческое значение, касающееся той эпохи, когда жил Христос на земле среди древнего еврейства. По своей глубине они имеют также и распространительный смысл, относящийся ко всякой эпохе и к каждому народу, слушающему Слово Божие и принимающему или не принимающему учение Христа о Царствии Божием. ПРИТЧА О ВИНОГРАДАРЯХ, ПРИЗВАННЫХ НА РАБОТУ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ДНЯ ( Мф.20:1–16 ) Каждая евангельская притча имеет свою главную мысль, которая является как бы «осью» для понимания всех деталей повестствования. В притче о виноградарях, призванных на работу в разное время дня и получивших одинаковую плату, эта мысль заключается в изречении Христа: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» ( Мф.19:30 ). «Ибо, – сказал Господь, – Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И договорившись с работниками по динарию в день, послал их в виноградник свой. Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: «Идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, дам вам». Они пошли. Опять, выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: «Что вы стоите здесь целый день праздно?» Они говорят ему: «Никто нас не нанял». – Он говорит им: «Идите и вы в виноградник мой и, что следовать будет, получите». ( Мф.20:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Вы – свет мира ( Мф.5:14 ). Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). В подготовительной школе, то есть в Ветхом Завете, сказано: Не убий ( Исх.20:13 ; Втор.5:17 ). В высшей школе Христова Евангелия сия заповедь углубляется, воспрещая даже гнев на брата своего, то есть исторгается корень, от которого проистекает убийство ( Мф.5:21–22 ). В подготовительной школе сказано: Не прелюбодействуй ( Исх.20:14 ; Втор.5:18 ). В высшей, Христовой, школе сия заповедь уходит вглубь вплоть до корня и семени прелюбодеяния. – А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). В подготовительной школе еще сказано: Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои ( Мф.5:33 ; ср.: Лев.19:12 ; Чис.30:3 ; Втор.23:21 ). В высшей школе Спасителя запрет простирается гораздо дальше, так что возбраняется клятва вообще. – А Я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: «да, да»; [и] «нет, нет» ( Мф.5:34,37 ). Ведь когда брат говорит брату в присутствии Отца, то клятва не только не нужна, но и оскорбительна. Еще сказано в подготовительной школе: Око за око и зуб за зуб ( Исх.21:24 ; Лев.24:20 ; Втор.19:21 ). В высшем Христовом университете это считается товариществом, но для братства нужна новая заповедь. – А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ( Мф.5:39 ). Вот что такое братство. Ибо Отец Небесный со всеми Своими небесными Ангелами зрит все и обо всем помнит. Еще сказано в подготовительной, низшей школе: Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего ( Лев.19:18 ; Мф.5:43 ). Сие есть лишь нечто из добра, но [отнюдь] не добро совершенное. В высшем же университете Мессии это считается недостаточным. Посему Мессия и заповедует: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф.5:44 ). Ведь люди, которые для вас враги и которые поступают с вами не по-братски, не ведают, что творят; не знают они, что их против вас подстрекает злой дух, человекоубийца, богоотступник и лиходей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

е. имеет полноту божественной власти. Вследствие принятия зрака раба для спасения людей, Сын человеческий не имать где главы предклонити ( Мф. 8:20 ; сн. Лук. 9:58 ). В добровольном уничижении Его причина того, что иже речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему, тогда как хула на Духа не отпустится человеком ни в сей век, ни в будущий ( Мф. 12:31–32 ). Крестные страдания и смерть Сына человеческого имели совершиться во исполнение пророческих о Нем предсказаний: се восходим в Иерусалим, говорил Он, и скончаются (исполнятся) вся написанная пророки о Сыне человеческом ( Лук. 18:31 ); Сын человеческий идет по реченному ( Лук. 22:22 ), но горе человеку тому, имже предается ( Лук. 22:22 ). Сын человеческий предан будет архиереем и книжником, и осудят Его на смерть, и предадят Его языком на поругание, и биение, и пропятие ( Мф. 20:18–19 ). И якоже бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи ( Мф. 12:40 ). После же этого последует прославление Его, почему еще задолго до крестных страданий Он говорил иудеям: егда вознесете Сына человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь ( Иоан. 9:28 ), а при наступлений страданий взывал: прииде час, да прославится Сын человеческий (12:23); ныне прославися Сын человеческий, и Бог прославися о Нем (13:31). Сын человеческий в третий день воскреснет ( Мф. 17:23 ). Узрите Сына человеческаго восходяща, идеже бе прежде ( Иоан. 6:62 ), и одесную седяща силы ( Марк. 14:62 ; сн. Лук. 12:19 ). Бог Отец область даде Ему и суд творити, яко Сын человечь есть ( Иоан. 5:27 ). И будет время, когда явится знамение Сына человеческаго на небеси, и тогда воспла- чутся вся колена земная и узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф. 24:30 ). Яко молния исходит от восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына человеческаго ( Мф. 24:27 ). Тогда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея ( Мф. 19:28 ), послет Сын человеческий ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны и творящих беззакония и ввергнут в пещь огненную ( Мф. 13:41–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

О переставлении гор см. комментарии к Мф.17:20 . Мф.21:22 .  и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. (Ср. Мк.11:24 ). Слова Спасителя имеют здесь приблизительно тот же смысл, как и в Мф.7:7 . Мф.21:23 .  И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? (Ср. Мк.11:27–28 ; Лк.20:1–2 ). Как мы видели, это событие нужно относить ко вторнику, когда Христос возвратился в Иерусалим. Он ходил в здании храма ( περιπατοντος ατο – Марк) и учил (Матфей и Лука). В это время, по словам Матфея, подошли к Нему первосвященники и старейшины, а согласно Марку и Луке, еще и книжники. Нужно думать, что это была официальная депутация от Синедриона. Златоуст говорит: «Подобный вопрос предложили они и у евангелиста Иоанна, хотя не теми же словами, но в том же смысле ( Ин.2:18 )». О знамениях начальники храма теперь не просят, как при первом очищении храма ( Ин.2:18 ), потому что тогда Христос не был еще известен как Великий Чудотворец. Но теперь Он совершил уже много знамений, которые также подводятся под общее выражение τατα . Мф.21:24 .  Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; (Ср. Мк.11:29 ; Лк.20:3 ). На вопрос начальников Спаситель не дает прямого ответа. Он отвечает контрвопросом, от ответа на который зависело и решение вопроса, предложенного первосвященниками и старейшинами. Вместо того, чтобы отвечать на вопрос начальников Самому, Он предлагает ответить на него им. «Спрошу вас об одном» ( λγον να) – дам вам один вопрос, скажу только несколько слов, не более. Мф.21:25 .  крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? (Ср. Мк.11:30–31 ; Лк.20:4–5 ). Когда Иоанн проповедовал и крестил, то власти послали священников и левитов допросить, кто он ( Ин.1:19 и сл.). Это, в сущности, равнялось вопросу, какой властью он это делает и кто дал ему эту власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(Ср. Мк.10:41 ; Лк.22:24 ). Причиной негодования десяти учеников была просьба Иакова и Иоанна, клонившаяся к умалению прочих апостолов. Возникновение подобных явлений показывает, что ученики Христа даже в Его присутствии не всегда отличались любовью друг к другу и братским единением. Но в настоящем случае так было не от злобы, а скорее, по-видимому, от простоты, неразвитости и недостаточного усвоения учения Христова. Борьба из-за первых мест в новом Царстве, местничество, повторилась еще и на Тайной Вечери. Мф.20:25 .  Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; (Ср. Мк.10:42 ; Лк.22:25 ). У Луки совершенно в другой связи. У Марка речь сильнее, чем у Матфея. Вместо более однозначного «князья народов» ( ρχοντες τν θνν) у Марка ο δοκοντες ρχειν τν θνν, т.е. «думающие, что они начальствуют над народами, мнимые владыки». Мф.20:26 .  но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; (Ср. Мк.10:43 ; Лк.22:26 ). Противоположение тому, что сказано в предыдущем стихе. У «народов» так, а у вас должно быть совершенно иначе. Слова Спасителя отличаются высокой поучительностью не только для духовных, но и для всех властителей и начальников, которые обыкновенно желают обладать всей полнотой власти, вовсе не думая о том, что истинная (а не мнимая) христианская власть основывается только на услугах, оказываемых людям, или на служении им, и притом без всякой мысли о какой-либо внешней власти, которая приходит сама собою. Мф.20:27 .  и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; (Ср. Мк.10:44 ). Мысль та же, что и в стихе 26. Мф.20:28 .  так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Ср. Мк.10:45 ). Предлагается высочайший и всем знакомым с жизнью Христа понятный пример и образец. Христу служили и Ангелы и люди ( Мф.4:11, 8:15, 27:55 ; Мк.1:13, 31, 15:41 ; Лк.4:39, 8:3, 10:40 ; Ин.12:2, 26 ), и Он требовал и требует Себе этого служения и даже отчета в нем ( Мф.25:34–45 ). Но никто не скажет, что учение, раскрываемое в разбираемом стихе, противоречит собственному Его учению и поведению или не соответствует действительности. Напротив, кажется, что указанные места из Евангелий не только не противоречат, а только еще сильнее подчеркивают мысль, что Сын Человеческий пришел на землю только затем, чтобы послужить. На Его служение людям и они отвечали Ему в некоторых случаях полным любви служением, и, таким образом, будучи слугой, Он вполне был Господом и Учителем и Сам называл Себя так (см. особенно Ин.13:13–14 и др.). Но как все тут не похоже на обычное проявление власти со стороны разных властителей и князей мира сего!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010