Явившись в мир по воле Отца и Его избранию, Сам Иисус Христос из множества Своих слушателей избрал двенадцать Апостолов ( Лк.6:13 ; Мф.3:13 ; Ин.15:16 ) и их послал на проповедь, даровавши им власть благодатно-таинственных действий, врачеваний и исцелений (Мф., X гл.). Апостолам, а не всем и каждому, Спаситель передал право и власть совершать таинство евхаристии ( Лк.22:19 ). Когда Апостолы пожелали избрать нового Апостола на место отпавшего Иуды, они молили Господа, чтобы он указал им, кого из двух (Иосифа Варсаву или Матфея) избирает Он ( Деян.1:24 ). Апостол Павел говорит совершенно определенно, не делая исключений: «Никто сам собой не приемлет этой чести, но, призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). По воле Спасителя Апостолы, а затем и их преемники стали органами Его видимой власти ( Лк.10:16 ) – той власти, которую Он, по своему первосвященничеству, получил от Отца после того, как «смирил Себя Самого, быв послушлив до смерти крестной» ( Флп.2:6–11 ), и какую Он передал им, продолжателям Его дела. Апостолы и их преемники стали носителями особых, чрезвычайных, подаваемых через хиротонию дарований, о которых неоднократно упоминает ап. Павел ( 2Тим.1:6 : Тим.4:14). Сила их священной власти заключалась и заключается в том, что не община, не люди, а Дух Святый поставлял и поставляет их пасти Церковь Божию ( Деян.20:28 ). При таком положении каждый пастырь становится звеном в той единой иерархической цепи, которая, начавшись от Христа, тянется не прерываясь до наших дней и будет тянуться до скончания века. «Христос был послан от Бога, а Апостолы – от Христа, то и другое было в порядке по воле Бога Отца», – говорит св. Климент. «С Апостолами беседовал Он, – добавляет блаж. Августин, – и нас имел в виду, когда говорил: «Се Аз с вами есть до скончания века». Как голос всей древней Церкви для нас ценно 64 прав. VI вс. собора. Запрещая мирянам проповедовать в Церкви Слово Божие, это правило говорит: «Почто твориши себе пастырем, будучи овцею; почто делаешися главою, будучи ногою; почто покушаешиси военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов... не ищи мудрых мудрейший быти. Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковного» (ср. Трул. 33; VII. 14; Лаод. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Следовательно, если в особо устроенном для молитвы здании не совершается жертва евхаристическая, то это не будет храм, а – молитвенный дом. Храм есть святыня 2 Господь сказал Моисею: «помажь им (миром) скинию собрания и ковчег откровения, и стол... и жертвенник... и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх. 30:26–29 ). „Все священники, находившиеся там (в храме Соломона), освятились без различия отделов» ( 2Пар. 5:11 ). «Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя»... ( Ис. 64:11 ). «И узнают народы, что Я – Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них вовеки“ ( Иез. 37:28 ). „Что больше: золото или храм, освящающий золото... что больше: дар или жертвенник, освящающий дар?» (Мф. 23:17,19). Храм почитали: «И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои» ( Чис. 20:6 ). «Поклонюсь перед святым храмом Твоим» ( ). «Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел» ( 2Цар. 12:20 ). Пророчества о новозаветных храмах Бог через прор. Иезекииля сказал: «заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое навеки. И будет у них жилище Мое»... ( Иез. 37:26–28 ). Блаженный Феодорит так объясняет приведенное место: «пусть покажут нам иудеи или завет мирен, или завет вечен; но нет у них заветов этих, лишились они того и другого, а нам Владыка дал оба завета, ибо обетовал нам вечные блага и даровал нам примирение с Ним ( Еф. 2:14 )... Храм и ветхозаветное святое опустели... не только святые дома Божии, но и алтари Божии, дарованы всем человекам уверовавшим, не только из язычников, но из иудеев, и один тот же именуется Богом тех и других». 3 «В тот день Я восстановлю скинию Давидову, падшую, заделаю трещины в ней и разрешенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние» ( Ам. 9:17 ; сн. Деян. 15:16,17 ; Евр. 9:10 ). «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» ( Мал. 1:11 ). «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» ( Ис. 56:7 ). Отношение Господа Иисуса Христа ко храму и Его учение о нем

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

22. ПРЕПОДОБНЫЙ ЗАХАРИЯ постник (24 марта, см. его житие на эту дату) 23. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР князь Острожский (11 авг.) Воевода и защитник Православия. Постригся в Печерской обители в старости. 24. ПРЕПОДОБНЫЙ СОФРОНИЙ затворник (11 марта и 11 мая) Носил власяницу и железный пояс и ежедневно прочитывал всю Псалтирь 25. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАНКРАТИЙ иеромонах (9 февр.) Молитвой, постом и помазанием елея исцелял больных. 26. ПРЕПОДОБНЫЙ АММОН затворник (4 окт.) Был в Иерусалиме и на Афоне. Его святую жизнь печерские старцы брали в пример для подражания. 27. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРДАРИЙ нестяжатель (13 дек., см. его житие на эту дату) 28. ПРЕПОДОБНЫЙ РУФ затворник (8 апр.) Каждый день он совершенствовался Христа ради в монашеской жизни и был примером для всех трудолюбцев. 29. ПРЕПОДОБНЫЙ ВЕНИАМИН (13 окт.) В миру он был богатым купцом, но, размышляя об изречении: «Кто говорит ложь, погибнет» (Прит 19, 10), он отнес их к себе и услышал слова Спасителя — «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23). Раздал имение свое и поступил в Печерскую обитель. Жил в подвигах молитвы, послушания и нищеты. 30. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОФИЛ, архиепископ Новгородский (26 окт.) В 1471 г., по кончине святителя Ионы, он был избран на Новгородскую кафедру и стал заступником своей мятежной паствы. В 1480 г. по неизвестной причине он переехал в московский Чудов монастырь. Здесь ему явился в 1485 г. святитель Нифонт Новгородский и напомнил ему его обет поклониться святым Печерским. Он поехал, невзирая на болезнь, По дороге ему явился Спаситель, возвестил ему его кончину, обещал принять его душу и велел положить тело его в пещере. После этого святитель Феофил скончался, а тело его в осмоленной колоде приплыло к Печерскому монастырю и было положено в Дальних пещерах. 31. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ диакон (25 окт.) Он был чудотворцем и изгонял бесов. Те, за кого он молился на амвоне, получали просимое. 33. ПРЕПОДОБНЫЙ ЕВФИМИЙ иеросхимонах (20 янв.) По принятии схимы стал безмолвником. Питался сырым зельем. Достиг общения и собеседования с ангелами.

http://sedmitza.ru/lib/text/437597/

Господь обличил их в этом, и открыл, какой помысел должен быть в сердце, чтобы светлым оком смотреть вокруг: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть; тогда все будет у вас чисто». Как только научишься видеть во всем повод для творения милостыни, сразу все темные чары рассеются, мир преобразится, и все внутри и вокруг «будет светло» «так, как бы светильник освещал тебя сиянием». Так и в приведенном в начале примере. Второй прохожий поистине желал творить милостыню «из всего, что у него есть». Едва увидев человека на улице, он первым делом подал ему милостыню хотя бы добрым помышлением о нем. Среда. О десятине и о милостыне Лк.11:42–46 1Сол.4:1–12 Обличая фарисеев, Господь сказал: «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей». А вчера мы слышали: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть». Закон о десятине был установлен в ветхозаветные времена. Бог через Моисея повелел, чтобы одиннадцать колен Израилевых, между которыми была разделена земля обетованная, давали бы «десятину из всего» – двенадцатому колену, колену Левия, «за то, что они исправляют службы в скинии собрания» ( Чис.18:21 ). Но Господь не противопоставляет милостыню десятине. Понятие милостыни и шире, и глубже, как и все, чему учил Господь, по сравнению с Ветхим заветом. Вот на упорный вопрос: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную»? – Господь не десятину предлагает платить: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» ( Мф.19:16,21 ). Вот Закхей мытарь восклицает: «Господи! половину имения я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк.19:8 )! Или вот – бедная вдова тайно кладет в сокровищницу две лепты, и пред Богом оказалось, что она положила «больше всех» ( Мк.12:43–44 ). Да и стакан воды, поданный ради Христа, тоже Ему дорог. Милостыня – все то, что в духе свободы и любви. И десятина может быть как милостыня, если она по свободному произволению, от чистого сердца. Авраам сам, по своей воле, дал Мелхиседеку, «священнику Бога Всевышнего», «десятую часть из всего» ( Быт.14:18–20 ). Иаков обещал на пути в Месопотамию: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» ( Быт.28:22 ). Не за то укорял Господь фарисеев, что давали десятину, но за то, что при этом нерадели «о суде и о любви Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

“Евангелие читается жизнью”, — свидетельствует святитель Игнатий Брянчанинов, и потому так важен благоговейный, внимательный, чуткий человеческий настрой, основанный на лично воспринятом церковном опыте, настрой на слушание, слышание и исполнение слова Божия. В самих чинопоследованиях различных таинств и священнодействий упомянутая схема-принцип видится абсолютно ясно. Подготовка чаще всего выражается в чтении текстов, напоминающих о верности Божией, о неложности Божественных обетований верующим в Него, точнее же сказать, верующим Ему. Но надо отметить, что иногда смысл совершившегося открывается в чтениях, поставленных уже после самого тайнодействия, мало того, они живописуют нам образ доброго отклика благодарной души, воспринявшей милость Божию как призыв (ср. далее у Исаии в той же 6-й главе: Кого Мне послать? Вот я, пошли меня (Ис 6:8)). Ниже приведём несколько примеров, которые, надеемся, несколько конкретизируют сказанное. В чине крещения, как известно, читаются Апостол и Евангелие Великой Субботы (Евангелие — в более кратком варианте). Совпадение связано с древним чином этого таинства, в Великую Субботу же и совершавшегося. Для нас, однако, важно само содержание читаемого. Таинство уже совершилось, и Апостол обращается к крестившимся и потому — облечённым во Христа, чтобы в дальнейшей жизни они хранили полученный величайший дар, были бы мертвыми для греха и живыми для Бога (Рим 6:3–11). Евангелие же напоминает о смысле совершившегося как о исполнении воли Спасителя: научите все народы, крестя их уча их соблюдать все, что Я повелел вам. Главное же здесь — миссионерское благословение, подкреплённое исполненным священной реальности вдохновением на всю жизнь: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф 28:19–20). И в чине венчания новозаветные чтения занимают такое же место. Сразу по троекратном возглашении тайносовершительной формулы: “Господи Боже наш, славою и честию венчай я!” — следует апостольский отрывок из Послания к Ефесянам (Еф 5:20–33). Это чтение почти исключительно обращено в будущее новой христианской четы. В строительстве семьи как “малой церкви” (известный термин святителя Иоанна Златоуста) Апостол как бы указывает венчавшимся на ориентиры во имя созидания новых о Господе отношений супругов по образу Христа и Церкви. Этим исполняется таинство брака, имеющего обрести полноту уже за гробом, в Царствии Небесном. Евангелие же этого чина (Ин 2:1–11) обращено и к смыслу совершившегося (благословение Божие невидимым Христовым присутствием, подобно видимому на свадьбе в Кане Галилейской), и, что особенно важно, указывает на таинственное всежизненное участие супругов в первом Христовом чуде — претворении воды человеческих отношений в вино Любви Божественной приобщением благодати Духа Святого, в Церкви пребывающего.

http://pravmir.ru/chteniya-iz-pisaniya-v...

Аминь (Мф. 28, 19–20).Без сомнения, вселенский характер апостольской проповеди никогда не опирался на бюрократическую диаконию. Хозяйственные вопросы, так часто доминирующие в жизни православных приходов сегодня, сводились к минимуму. Для их решения возникает и выделяется даже особый иерархический институт — диаконы. В Деяниях святых апостолов сказано: Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова (Деян. 6, 2–4). Проповедь слова Божия выступает на первое место, и ее наиболее полным выражением является сама Трапеза Слова, мессианский пир — Литургия. Христиане провозглашали: Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5, 7). Со стороны, для иудеев, это могло выглядеть как ежедневное празднование пасхи. Такое не могло не шокировать. Порядок ветхозаветной пасхальной агады разрушен.Прекращен даже цикл празднования седмичных суббот. Если иудеи один день недели посвящали Богу, успокаиваясь от житейских дел, то христиане имели дело с субботством уже как с постоянным пребыванием в покое (см.: 2 Пар. 36, 21; 2 Езд. 1, 58). Они уже не имели дел своих: шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои (Исх. 20, 9). Всякие дела свои отсутствовали, и не только дела, но и дни, и поступки. Мораль Нового Завета провозглашала: И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол. 3, 17). Всё, каждый поступок в жизни верующего, наполнялось религиозным содержанием. С таким образом жизни древние христиане и входили в Прославленную Субботу — субботство. Об этом апостол Павел говорил: Посему для народа Божия еще остается субботство (Евр. 4, 9). В этом смысле ни иудеи, ни другие субботствующие не вошли в покой Христа — субботство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1429...

Вас смущает передача Богом власти людям? Напрасно. Например, так будет выглядеть Страшный суд: Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,– в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. ( Мф.19:28 ) А вот о праве прощать грехи — деле исключительно Божией власти: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. ( Ин.20:21–23 ) Что касается посредников, что Вы скажете об апостоле Павле, который считал себя именно посредником между Богом и рядовыми верующими: Итак, мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. ( 2Кор.5:20 ) Итак, постарайтесь от всей души полюбить и Божию Матерь, и святых Божиих избранников. Воздавайте должное почтение и земной иерархии. Через это необходимое почитание Вы придете, наконец, в необходимую меру смирения и сможете лучше почувствовать свое место в Церкви. Помоги Господь! Спаси Вас Господь за столь обширный и убедительный ответ! К Богородице особое почитание вызвано важной особенностью. Церковь знает и учит, что Она — Матерь Божия. Когда Иисус Христос обращается к Ней, то с почтением произносит: “Моя Мама”. И это истина, поскольку Иисус Христос не имеет греха, и исполняет все заповеди, например, такие как обрезание, принесение Жертв в Храм, молитва, в их числе заповедь “почитай Отца и Матерь Свою”. Другой вопрос, как Она к Нему обращается? Дева Мария обращается к Нему: “Сын Мой возлюбленный!”, имея возможность Своими Материнскими ладонями покрывать Главу Богочеловека Иисуса Христа. А теперь отметим, что слова “Сын Мой возлюбленный” в отношении Богочеловека Иисуса Христа, в отношении Сына Божия, имеют возможность произнести только Двое: Бог Отец и Богородица. Никто другой на это не имеет прав и возможности.

http://azbyka.ru/vopros/skolko-u-nas-vla...

Вечером 20 апреля, в канун Великого четверга, Святейший Патриарх Кирилл посетил Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в Домодедовском районе Московской области и принял участие в вечернем богослужении в соборе обители. По окончании богослужения Святейший Патриарх вручил игуменский жезл настоятельнице обители игумении Екатерине (Чайниковой). 21 апреля, в Великий четверг, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. После заамвонной молитвы Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног. Вечером 21 апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню Великого пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в Храме Христа Спасителя. По традиции после пятого евангельского чтения Предстоятель Русской Православной Церкви под пение антифона «Днесь висит на древе» вынес из алтаря и установил посреди храма крест с изображением распятия. 22 апреля, в Великую пятницу, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в Храме Христа Спасителя. Вечером 22 апреля, в канун Великой субботы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа в Храме Христа Спасителя. 23 апреля, в Великую субботу, Святейший Патриарх Кирилл возглавил вечерню с чтением 15 паремий и Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. После отпуста Литургии Предстоятель совершил благословение пяти хлебов и вина, а затем обратился к участникам богослужения с первосвятительским словом о смысле евангельского повествования, читаемого в Великую субботу. «Господь Своим пришествием в мир проводит черту между светом и тьмой, между добром и злом, и каждый человек, с радостью встречающий Пасху Христову, принадлежит этому свету. Может быть, он не до конца знает все заповеди и не до конца их выполняет, но если в сердце его радость о Воскресшем, то он вместе с женами-мироносицами, вместе со святыми апостолами. Именно в тот момент, когда они поклонились, а другие усомнились, Господь и сказал ученикам: Идите в мир сей и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам; и вот Я с вами во все дни до скончания века (ср.: Мф. 28, 19–20). Эти великие слова Спасителя обращены сегодня к Церкви, которая должна идти в мир сей и проповедовать Евангелие всему творению», — сказал Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Епископская власть не есть начальство от мира сего. Мы знаем, что «князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими» (Мф. 20:25), но в Церкви, Которая есть наследие Христово, приобретенное Им Кровию Своею (Деян. 20:28), Бог заповедал иной порядок. В центре архипастырского служения не слава, но крест, и очень скоро ты это почувствуешь, как и каждый, кто ответственно, не думая о своем, но отдавая все силы, служит Господу в архиерейском сане. Не почести и комфорт — но смирение и ежедневный подвиг ради пользы ближних, доколе не изобразится в них Христос (Гал. 4:19). А потому, как верно замечает святитель Иоанн Златоуст, «никто не может быть так способным к принятию власти, как душа любомудрая и умеющая — обрати особенное внимание! — умеющая сострадать» (Толкование на пророка Исайю). Строгость, неизбежно являемая по долгу начальствующего, никогда не должна преобладать над добротой и христианской любовью. Но и доброта, и христианская любовь никогда не должны перерастать в слабость и прекраснодушие. Упаси тебя Бог поддаться искушениям гордости, тщеславия, гнева и злопамятства. Служение духовной власти требует самоотвержения и полного забвения своего «я», чтобы эта угловатая и резкая буква «я» не ранила, тем более не убивала никого из ближних , как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих «Аскетические опытах». Тебе вверяется весьма сложное, деликатное и ответственное послушание: помогать Патриарху и Священному Синоду осуществлять руководство финансово-хозяйственной сферой церковной жизни — и в этом у тебя уже есть некоторый опыт. Сегодня, когда активно развиваются храмоздательские, социальные, духовно-просветительские, миссионерские программы и прочие направления церковной жизни, необходимо не только рачительно и эффективно использовать имеющиеся средства и возможности, но и стараться привлекать к жертвенному участию в спасительном служении Церкви благочестивых мирян, готовых, по слову Божию, служить Господу имением своим (Лк. 8:3) и уделять по расположению сердца своего (2 Кор. 9:7).

http://patriarchia.ru/db/text/6068631.ht...

Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа, уча их блюсти всё, что Я заповедал вам» ( Деян.1:8 ; Мф.28:19–20 ). В этих словах разве не заключается величайшее утешение и успокоение и самое сильное побуждение для апостолов в их будущей деятельности?.. В этих словах указывается на великую перемену, которую совершит в них Дух Святой, на их великое назначение: они будут (и были) свидетелями об Иисусе Христе, Его жизни, учении и чудесах пред людьми – даже до последнего края земли; они будут проповедывать (и проповедывали) Евангелие всему миру; будут учить (и учили) народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа. Словом, после Иисуса Христа они будут (и были) основателями и распространителями Церкви Христовой, и сама церковь чрез это получила наименование апостольской. Какая великая честь для апостолов!.. Можно ли было после сего не радоваться апостолам по вознесении Спасителя на небо?.. Наконец, из всего, что сказал Иисус Христос Своим ученикам при прощании, они узнали, что вознесение Господа на небо в деле искупления рода человеческого было необходимо, что для завершения дела искупления, распространения Церкви Христовой и для богоугодной жизни христиан надобно было ниспослать Духа Святого; надобно было Спасителю, после совершения дела спасения, сести одесную Бога Отца и быть самым ближайшим у него ходатаем за Своих последователей; надобно было показать Своё равенство с Ним после уничижения и крестной смерти; а для грешного, но искупленного человека надобно было не только искупить его, освятить его природу восприятием оной в божественную Свою Ипостась, но и вознести её на небо и посадить вместе с Отцом в Своём Лице и чрез это указать падшему человеку путь для его жизни и предназначенное для него место в вечности: «Вышних ищите, – говорит апостол Павел, – идеже есть Христос одесную Бога сидя» ( Кол.3:1 ); «наше житие на небесах есть...» ( Фил.3:20 ). Вот в чём заключается источник радости о вознесении Спасителя на небо, радости не только для апостолов, но и для всего христианского мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010