Не удалось извлечь искомое из базы (((

Из торжественного допроса первосвященника Каиафы: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.26:63 ) – мы также должны заключать, что тогдашние иудеи ожидали обетованного Мессию и как царя Израилева, и как Сына Божия. Но не указывают ли на такого рода ожидания далее и насмешки у креста: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» ( Мф.27:40 ). Правда, некоторые из иудеев однажды ( Ин.7:27 ) утверждали: «Когда Христос придет, никто не будет знать, откуда Он»; но на это предположение, очевидно, должно смотреть только как на темное предчувствие в иудейском народе о таинственном, сверхъестественном происхождении ожидаемого Мессии, Его Божественном достоинстве; так как в других случаях иудеи знали даже из Священного Писания ( Мих.5:2 ), что месторождением Его должен быть иудейский город – Вифлеем (ср. Ин.7:42 ; Мф.2:4 и далее). Далее, если некоторые из иудеев, удивляясь чудесным действиям, совершенным Иисусом Христом, замечали, что Мессия, когда придет, не сотворит больше знамений, чем сотворил Он ( Ин.7:31 ), то это указывает нам на то, что в лице обетованного Мессии иудеи ожидали и необычайного чудотворца. Вместе с тем Ему усвояли также и дар предвидения, или пророчества, которым бы Он мог доказать иудеям Свое мессианское достоинство ( Ин.6:14 ; Мф.21:11 ). Наше предположение, что дар пророчества и проповедничества иудеи действительно приписывали ожидаемому Мессии, подтверждается не только указаниями евангельских повествований, но и тем обстоятельством, что являвшиеся впоследствии среди иудеев ложные мессии прямо называли себя пророками и таковыми признавал их народ. Как пророка ожидали обетованного Мессию даже и самаряне. Но так как они основывали свои религиозные верования только на одном законе Моисеевом (тора), то и в своих мессианских надеждах и ожиданиях они не шли дальше указаний, заключающихся в писаниях Моисея. Вот почему и во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа они утешали себя лишь пророчеством о Мессии, возвещенным чрез Моисея ( Втор.18:15, 18 ): «Пророка из среды тебя (Израиля), из братьев твоих, как меня (Моисея), воздвигнет тебе Господь, Бог твой...

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Обуявшей солью» свт. Игнатий называет состояние православия в Церкви Российской, «гением из гениев» – антихриста, наш же народ – орудием его царствования 191 . Царствование антихриста будет всемирным, «над всяким коленом и народом, и языком и племенем» ( Откр.13:7 ) и будет продолжаться три с половиной года ( Деян.1:25 ) или 42 месяца ( Откр.13:2, 13:5 ) или 1260 дней ( Откр.13:6 ), то есть будет равняться продолжительности общественного служения Иисуса Христа. Особо жестоко антихрист будет преследовать христиан. Он издаст декрет, «чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр.13:15 ). Для христиан в царстве антихриста невозможно пользоваться гражданскими правами ( Откр.13:16–17 ). По словам святых отцов, в последние времена христиане будут спасаться не столько подвигом молитвы и поста, сколько терпеливым несением скорбей и исповедничеством истины с отвержением всякой лжи, царствующей в мире. Церковь в это время вынуждена будет скрываться в пустыне ( Откр.13:1–6 ), однако «врата ада не одолеют ее» ( Мф.13:18 ), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова ( 1Кор.13:26 ). Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. Однако победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: «И дано ему вести войну со святыми и победить их.» ( Откр.13:7 ). Сокрушит силы зла непосредственно Сам Господь Иисус Христос. Антихриста «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Сол.1:8 ). Наконец, внезапно «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф.13:27 ). Свое второе пришествие Господь Иисус сравнивает с молнией, которая «исходит от востока и видна бывает даже до запада» ( Мф.13:27 ). И если первое пришествие в мир воплотившегося Сына Божия было в уничижении, когда Он, «приняв образ раба смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной» ( Флп.1:7–8 ), то теперь Он придет «во славе Своей и все святые ангелы с Ним» ( Мф.13:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

«Предоставь мертвым погребать своих мертвецов», – сказал Христос ( Мф.8:22 ; Лк.9:60 ). А я – услышал ли эти слова? Разве люблю я ближнего, как заповедал Господь: «как самого себя» ( Лев.19:18 ; Мф.19:19, 22:39 ; Мк.12:31, 33 ; Лк.10:27 )? Я и себя-то любить не умею – как отдам я любовь ближнему? Ведь чтобы отдать, надо где-то взять, и чтобы что-то сделать, нужно сперва этому научиться... Я же, в погоне за призраком мира сего, могу скорее обидеть, чем возлюбить. Это ли – не следы того кровавого истечения, которое от заповедей Пятикнижия делает человека нечистым настолько, что возбраняет ему не только прикасаться к святыне ( Лев.5:2–3, 15:31 ), но даже и быть в обществе Господнем ( Лев.15:1–15, 25–30, 18:19 ; Иез.36:17 )? Но вспомним Евангельский рассказ о жене кровоточивой, много лет страдавшей от несчастья своего и верою исцелившейся одним только прикосновением ко Господу: «Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» ( Лк.8:42–48 ; Мк.5:25 ; Мф.9:20 ). Не сходен ли и я с этой несчастной женщиной? Как и она, я много лет страдаю, угнетенный властью греха. Как и она, я, будто на ощупь, ищу исцеления, блуждая в потемках мира сего. Как и она, я раздал для этого большую часть богатства своего – того времени, которое отвел мне Господь для жизни на этой земле. Не сходен я с ней только в одном: она – во исполнение заповеди Господней «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем своим и всею душею своею, и всем разумением своим, и всею крепостию своею» (Ср.: Мф.22:37 ; Мк.12:30 ; Лк.10:27 ) – всею силою своею рванулась ко Христу, преодолев все препятствия, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его, – таков ли и я? таково ли моё рвение? так ли я исполняю то, что заповедано мне, – не рассуждая, не умствуя, но от сердца делая?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

27. Ин. 12:27 . Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл. Ин. 11:33, 38 ; Мф. 26:38 д. п. 28. Ин. 12:28 . Отче! прославь имя Твоё. Тогда пришёл с неба глас: и прославил и ещё прославлю. Мф. 3:17 ; Ин. 17 п. Душа Моя теперь возмутилась: высказав ещё раз этот неизбежный закон, по которому Он должен умереть и умереть как жертва, по насилию со стороны других, Господь почувствовал возмущение в Своей человеческой природе (ср. Злат., и Феофил.), являя человеческое, и борьбу, которая тотчас же и оканчивается победою. «До того возмущена была (душа Его), что Он даже искал бы избавления от смерти, если бы только можно было избежать её. В этом выразилась немощь человеческой природы» (Злат.). Чистая, безгрешная природа Богочеловека отвращается от смерти; так как смерть есть следствие греха, а Он безгрешен и не должен бы Сам по Себе подлежать закону смерти; но это отвращение тотчас же побеждается преданностью до самоотвержения воле Божией. Душевное возмущение Господа при созерцании креста и смерти выразилось теперь так же, как и в саду Гефсиманском, в той же молитве об избавлении от смерти ( Мф. 26 и далее), только в менее сильной степени, чем там; эта меньшая степень душевного напряжения видна из колебания и как бы недоумения: что Мне сказать? Возмущение души влечёт Его к молитве для успокоения, как всесильному средству такого успокоения; предмет молитвы – избавление от часа смертного (ср. Мк. 14 и прим.), но молитва о сем предваряется как бы недоумением и тотчас сопровождается решительною преданностью воле Божией: но на сей час Я и пришёл. Это – то же, что в молитве Гефсиманской: да будет воля Твоя ( Мф. 26:42 ) и: не чего Я хочу, а чего Ты ( Мк. 14:36 ). В этом выражалась уже победа над душевным возмущением и борением. Ещё решительнее, полнее и торжественнее выразилась эта победа в перемене самого предмета молитвы: вместо сейчас сказанного – избавь Меня от часа сего, Господь торжественно победно молится – прославь имя Твоё, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

После совершения суда люди получат, по учению Христа Спасителя, полное и окончательное решение своей участи. Грешные пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ). В чем будет состоять жизнь вечная, на то находится в учении Христа Спасителя немало указаний. Она будет продолжаться с того времени в Царстве, уготованном от сложения мира ( Мф.25:34 ), в постоянном общении не только с Ангелами и с великими праведниками ( Мф.8:11 ), но и с источником всякого блаженства – Богом: Отче, взывал Он в молитве к Богу Отцу, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира ( Ин.17:24 ). При ней будет, кроме того, полное удовлетворение всем тем духовным стремлениям, какие присущи человеку. Блаженны алчущие и жаждущие правды, говорит Он, ибо они насытятся ( Мф.5:6 ). Вообще блаженство, ожидающее праведников, так будет, по учению Христа Спасителя, велико, что только образ солнца может выразить до некоторой степени это величие. Тогда праведники воссияют, как солнце, говорит Он, в Царствии Отца их ( Мф.13:43 ). Впрочем, степени блаженства будут различны. В доме Отца Моего, говорит Христос Спаситель, обители многи суть ( Ин.14:2 ). Праведный Судия имеет воздать каждому по делам ( Мф.16:27 ), а дела людей не одинаковы. Правда, и утоливший жаждущего чашею холодной воды, во имя ученика, не потеряет награды своей ( Мф.10:42 ), тем не менее пострадавший за имя Христово получит много более. Радуйтесь и веселитесь, говорит Христос таковым, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф.5:12 ). Насколько блаженна будет участь праведников, настолько бедственна будет участь грешников. Она одинакова будет с участью диавола, похотям которого, вместо воли Отца Небесного, следуют люди грешные. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Этот огонь будет, по учению Христа Спасителя, неугасающим ( Мк.9:45 ). Место, где грешные будут подвергаться его мучению, совершенно противоположно тому, где находятся праведники ( Лк.16:23 ). Оно называется Христом Спасителем геенной ( Мк.9:45 ). В нем, кроме огня, вечный мрак ( Мф.8:12 ) и червь не умирающий ( Мк.9:46 ). Хотя все такие обозначения и трудно понимать в строго-буквальном смысле, тем не менее и придавать им только образное значение – тоже нельзя. Прекрасно говорит о том св. Иоанн Дамаскин : „грешники, говорит он, преданы будут огню вечному, не такому вещественному, какой у нас, но такому, какой известен одному Богу 523 . И степени мучений будут, впрочем, различны. Раб, говорит Христос Спаситель, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого; кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут ( Лк.12:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

О Втором пришествии Христа Мессия – Судия мира, ибо по правде судить будет. Тот же Иисус – Которого Ирод в колыбели младенческой мечом судил, Которого Иуда за тридцать сребреников продал, Которого старейшины иудейские унижали и бичевали, Которого Пилат признал невиновным и на кресте распял, Который на кресте в страшных муках умер, Который в третий день славно воскрес из гроба, Который в сороковой день вознесся на небеса и сел одесную Отца, – Тот же самый Иисус приидет вновь в силе и славе. Приидет как высший Судия и будет судить живых и мертвых. Приидет как Царь бессмертный, чтобы открыть Царство бессмертия для праведников. И воссияют праведники в том Царстве, словно солнце. Он приходил однажды и придет вновь. Первый раз пришел Он в уничижении, а второй раз в славе приидет. Первый раз пришел как Искупитель мира, а другой раз приидет как Судия его. Разница между первым и Вторым пришествиями Его велика; при первом пришествии Он оставался на земле тридцать три года, а Второе пришествие Его будет равно мгновению: как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24:27 ). Таким внезапным и молниеносным будет пришествие Господа. Потому Он и напоминает верным Своим: бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф. 24:42 ). Первый раз пришел Он как сеятель-труженик, а второй раз приидет как скорый собиратель жатвы. Существуют ли небесные свидетельства о Его Втором пришествии? Существуют. В момент Его вознесения явились два ангела и сказали апостолам: мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:11 ). Дорожа временем ( Еф. 5:16 ) – так говорит святой отец наш апостол Павел. Спрашиваешь, что означают слова дорожа временем? Блаженный Иероним толкует их так: «Когда используем время на добрые дела, мы дорожим временем»; святитель Феофан Затворник говорит: «Обращайте время на пользу себе и своим вечным целям». Слова апостола Божия имеют значение, подобное словам Господа: торгуйте, пока Я не вернусь ( Мф. 25:27 ). А когда Он вернется, то есть когда Христос придет снова, чтобы судить мир, то спросит нас, как распорядились мы данными нам талантами? Как использовали мы время своей жизни? Поддались ли соблазнам этого времени и продали душу за сладкую земную горечь или все отдали за душу свою? Потому исполняй заповеди Христовы каждый день. Так ты будешь дорожить днями, которые даровал тебе Бог . Ибо дорожить буквально означает платить. Стань ненадолго поденщиком, чтобы царствовать вечно. Ибо Творец наш обещал нам вечное Царство в вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Выслушай слова пророка Давида: В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук ( Пс.101:26 ), они погибнут, а Ты пребудешь ( Пс.101:27 ). Но скажет кто-либо, почему же он говорит ясно: погибнут? Это видно из последующего: и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся ( Пс.101:27 ). Ибо как о человеке говорится, что он погибает, как то сказано: Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу ( Ис.57:1 ), – между тем как он ожидает воскресения, – так равно ожидаем некоторого воскресения и небу. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь ( Деян.2:20 ). Да вразумятся этим обратившиеся из манихеев и не боготворят более светил; и это, имеющее помрачиться, солнце, за Христа нечестиво да не почитают. Выслушай также слова Господа: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Мк.13:31 ). Ибо творения не имеют такой цены, как слова Владыки. 4 . Итак, прейдет видимое и придет ожидаемое лучше его. Но о времени том никто не любопытствуй. Ибо не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян.1:7 ). И не дерзай назначать времени, когда это случится; впрочем, и не засыпай от беспечности: бодрствуйте, говорит Христос, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ). Так как надлежало нам знать признаки окончания мира и так как мы Христа ожидаем, чтобы не умереть в заблуждении и не впасть в обольщение лжеца антихриста, то подвигнутые Божественною волею апостолы, для назидания нашего, приступают к истинному Учителю и говорят: «Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончина века? ( Мф.24:3 ). Мы надеемся, что Ты опять придешь; но сатана преобразуется в ангела светла (см. 2Кор.11:14 ); для этого предохрани нас, чтобы не поклониться нам вместо Тебя иному». Он, отверзши Божественные и святые уста Свои, говорит: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас ( Мф.24:4 ). И вы, слушатели, как бы созерцая Его теперь очами ума своего, слушайте Его, и к вам то же самое говорящего: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

( Арабы спросили «...Если Христос – ваш Бог, почему не делаете, как Он велит? Написано ведь в евангельских книгах: молитесь за врагов, добро делайте ненавидящим и гонящим и щеку подставьте бьющим (ср. Мф. 5:44 ; Лк. б:27). Вы же – не так, но острите оружие против тех, кто вам делает такое». Философ же на это ответил: «Если есть в законе две заповеди, кто исполняет закон – тот, кто соблюдает одну, или кто обе?» Ответили же они: «Тот, кто обе». Философ же сказал: «Бог сказал: молитесь за обижающих ( Лк. 6:27–29 ; Мф. 5:39, 44 ). (Но) Он также сказал: в этой жизни никто не может явить большей любви, чем положивший душу свою за друзей ( Ин. 15:13 ). Ради друзей мы и делаем это, чтобы с пленением тела и душа их в плен не попала» 268 . В сочинениях раннехристианских авторов законы, по которым живет христианская община, сравниваются с законами языческого мира. Полемизируя с Юлианом Отступником, Григорий Богослов говорит о том, что христианский закон предписывает «не мстить, не судиться, не иметь никаких стяжаний, не считать ничего собственностью, но жить в другом мире и настоящее презирать как ничтожное, не воздавать злом за зло, когда кто ударит нас по щеке, не жалеть ее, а подставить ударившему и другую, отдавать с себя не только верхнюю одежду, но и рубашку» 269 . Контраст между языческими законами и христианской нравственностью обусловлен тем, что христиане призваны «жить в другом мире», то есть, находясь среди обычных людей, подчиняясь земным законам, жить в соответствии с иными, более высокими нравственными установками. Нравственные правила, которые дает Иисус, действуют прежде всего внутри Церкви – общины Его учеников. Но христианин не может быть таковым только в среде себе подобных: он должен воплощать в жизнь христианские нравственные принципы в том числе в среде людей, чуждых этим принципам. Вот почему образ поведения христиан вызывал недоумение у язычников и требовал апологии на каждом новом этапе существования Церкви. «Просящему у тебя дай» Пятая антитеза завершается словами: Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся ( Мф. 5:42 ). Эта заповедь почти дословно повторяется в Проповеди на равнине из Евангелия от Луки ( Лк. 6:30 ), где она вкраплена в поучение, совпадающее с шестой антитезой Нагорной проповеди. Однако к тексту, который мы читаем у Матфея, у Луки добавлены следующие слова: И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы... взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая... Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6:34–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010