Христу не нужно было тратить столько слов, потому что Он одним взором мог дать понять диаволу всю Свою мысль. С другой стороны, в евангелиях немало имеется указаний на властность Иисуса Христа: «Он учил их, как власть имеющий , а не как книжники и фарисеи» ( Мф. 7:29 ). «Слово Его было со властью » ( Лк. 4:32 ). «Кто это, что и ветры и море повинуются Ему ?» ( Мф. 8:27 ). «Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи» ( Мф. 9:6 ). «Созвав же двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней» ( Лк. 9:1 ). Можно было бы продолжать цитаты, но и приведенных достаточно. Христу принадлежала власть над людьми, направленная всецело к их благу . Сатане предоставлено было облекать властью отдельных лиц на гибель их самих и на горе управляемых ими народов . Вот точка происхождения власти, освещенная светом Христовым, по словам Христа: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин. 8:12 ). После крестной смерти Христос передал Свою власть Церкви ( Мф. 10:1,16:18-19,18:18 ; Лк. 22:31-32 ; Ин. 21:15-17 ). Из различного понимания указанных евангельских текстов возникли две формы христианской феократии: западное папство и восточная соборность. Вся древняя и средневековая история Европы и прилегающих к Средиземному морю частей Азии и Африки со времени появления христианства прошла в том, что последователи Христа стремились христианизировать лиц, облеченных от диавола земной властью. Вот в чем смысл крещения Константина и разных средневековых варварских королей. Помните слова Иоанна Богослова: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола » ( Ин. 3:8 ). Папы трудились над торжеством западной феократии, пока она не дошла до зенита в лице Иннокентия III, а Соборы устраивали по христианскому идеалу власть византийских императоров… Сижу я теперь без библиотеки, а то я выбрал бы Вам факты из великолепной книги В. Герье: «Расцвет западной феократии», из книг Ю. Кулаковского о Византии и других. Со времени Владимира Святого русская Церковь стремилась охристианить власть сначала русских князей, а потом московских царей.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Христу не нужно было тратить столько слов, потому что Он одним взором мог дать понять диаволу всю Свою мысль. С другой стороны, в евангелиях немало имеется указаний на властность Иисуса Христа: “Он учил их, как власть имеющий , а не как книжники и фарисеи” ( Мф. 7:29 ). “Слово Его было со властью ” ( Лк. 4:32 ). “Кто это, что и ветры и море повинуются Ему ?” ( Мф. 8:27 ). “Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи” ( Мф. 9:6 ). “Созвав же двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней” ( Лк. 9:1 ). Можно было бы продолжать цитаты, но и приведенных достаточно. Христу принадлежала власть над людьми, направленная всецело к их благу . Сатане предоставлено было облекать властью отдельных лиц на гибель их самих и на горе управляемых ими народов . Вот точка происхождения власти, освещенная светом Христовым, по словам Христа: “Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет во тьме, но будет иметь свет жизни” ( Ин. 8:12 ). После крестной смерти Христос передал Свою власть Церкви ( Мф. 10:1,16:18-19,18:18 ; Лк. 22:31-32 ; Ин. 21:15-17 ). Из различного понимания указанных евангельских текстов возникли две формы христианской феократии: западное папство и восточная соборность. Вся древняя и средневековая история Европы и прилегающих к Средиземному морю частей Азии и Африки со времени появления христианства прошла в том, что последователи Христа стремились христианизировать лиц, облеченных от диавола земной властью. Вот в чем смысл крещения Константина и разных средневековых варварских королей. Помните слова Иоанна Богослова: “Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола ” ( Ин. 3:8 ). Папы трудились над торжеством западной феократии, пока она не дошла до зенита в лице Иннокентия III, а Соборы устраивали по христианскому идеалу власть византийских императоров… Сижу я теперь без библиотеки, а то я выбрал бы Вам факты из великолепной книги В. Герье: “Расцвет западной феократии”, из книг Ю. Кулаковского о Византии и других. Со времени Владимира Святого русская Церковь стремилась охристианить власть сначала русских князей, а потом московских царей.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие» ( Мф.19:24 ), – сказал Спаситель богатому юноше 12 . «Не собирайте себе, – убеждает Спаситель, – сокровища на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.7:19–21 ). Непрочность земного благополучия, которым люди хотели обеспечить себе счастье, Христос подтверждает и примером – притчей о любостяжательном богаче, надежды которого на счастье жизни разрушились перед страхом смерти ( Лк.12:16–21 ). Вместо земных благ Спаситель предлагает людям озаботиться приобретением сокровищ духовных, которые, несомненно, ведут к истинной цели жизни и действительному счастью. Свойства членов Царства Божия указаны Господом в нагорной проповеди. Совершенствование жизни человеческой, по учению Господа, должно начинаться с совершенствования личного настроения каждого отдельного человека. «Блаженны нищие духом... блаженны плачущие... блаженны кроткие... блаженны алчущие и жаждущие правды... блаженны милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, претерпевшие всевозможные мучения и страдания за имя Господа И. Христа», – вот те заповеди, которыми Спаситель начал изображение истинной жизни человека, как члена царства Божия. Сознание своих несовершенств вместо фарисейского горделивого признания своей праведности, что Спаситель картинно изобразил в притче о мытаре и фарисее (1 заповедь блаженства, Лк.18:10–13 ); искреннее сокрушение о своих грехах по примеру плакавших у ног Спасителя и получивших утешение грешниц (2 зап., Лк.7:37–39 ); кротость и незлобие, к приобретению которых Господь приглашал коварных иудеев указанием на детей (3 зап., Мк.18:3 ); усердное искание правды в жизни, к познанию которой Христос и призывал людей Своей проповедью (4 зап., Ин.7:37, 8:32, 14:6 ); милость и помощь ближнему вместо обычных притеснений и насилий, оценить значение которых для жизни Великий Учитель приглашал в притче о милосердном царе и безжалостном заимодавце (5 зап., Мф.18:23–35 ); стремление к освобождению своего сердца от обольщений искушениями зла, так как интересы сердца, по мысли Спасителя, определяют и всё направление жизни человека (6 зап., Мф.6:21–25 ); желание и водворение мира по примеру Самого Спасителя, принесшего на землю мир (4 зап., Ин.14:27 , Лк.10:5 ); искренность убеждений до готовности претерпеть за них по примеру ветхозаветных праведников всякие невзгоды и мучения (8, 9 зап., Мф.11:7–9 Мф.23:31 , Ин.15:27, 16:1–5 ), – вот те духовные свойства и качества, которые должны составлять, по учению Спасителя, содержание духовных стремлений человека, поставившего своей целью жизни – совершенствование духа и искание царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

В то же время «все», то есть весь мир в его совокупности, неописуемо предсодержится в Божественной Сверхсущности, и Божественная воля есть причина бытия всех тварных существ. О довременном бытии мира говорили свт. Григорий Палама , св. Дионисий Ареопагит , Ориген . Важно при этом понимать, что идеи не только не совпадают с Богом и не суть Его Сущность. Созданием является не энергия, а ею произведенное и воплощенное в творениях, о которых св. Григорий Богослов говорит как об «образах мира», которые впоследствии произведены. Понятия Премудрость и Разум (катафатические свойства) в Священном Писании совпадают. Сама Премудрость говорит «Я – разум, у меня сила» ( Притч. 8:14 ). Премудрость говорит о себе: «Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою… Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны» ( Притч. 8:24–27 ). Бог является источником истинной Премудрости и Разума. Можно приобретать у Бога Премудрость и Разум как некое богатство и источник жизни ( Притч. 16:22 ) и терять ее ( Притч. 21:16; 23, 26 ). Особенно этот энергетический характер Божественной Премудрости отображен в следующих словах Священного Писания : «Премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя… Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем. Солом. 7:24–27). Будучи сама одним из высших даров Святого Духа, Она предстает в Писании распределительницей всех благ, жизни и счастья ( Притч. 8:32–36 ), благодати и правды, славы и богатства ( Притч. 3:13–16:8, 5 ), равно как и всех добродетелей (Премудр. 8:7). В то же время и в Ветхом Завете Премудрость изображалась как некая личность, сопутствующая всем действиям Бога ( Притч. 8:27–31 ), (Премудр. 8:1; 10:1–19; 8:13; 9:4–5; 9), а в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос предстает как Учитель высокой Премудрости, подтверждаемой силами и чудесами. Апостол Павел именует Христа Премудростью Божией ( 1Кор. 1:24–30 ), ( Кол. 2:3 ), ( Мф. 13:35 ). Во Христе все ветхозаветные высказывания Премудрости Божией получают свою окончательную форму. Он есть сама Воплощенная Ипостасная Божественная Премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Мих.3:5:10–11 . «Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими, и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну... Созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдой! Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!». Объяснение. Здесь осуждаются израильские судьи и священники за взяточничество и несправедливый суд. Справедливая же плата за труд священника, как этим местом, так и другими ветхозаветными писаниями, не воспрещается: Чис.8:7–32 . Ветхий Завет даже в обязанность ставит приносить начатки и десятины в храм Господень: Исх.22:29–30:23:19 ; Лев.27:26–34 , и отдавать их священникам: Чис.18:12–32 . И в Новом Завете справедливая плата за труд священнослужителей не воспрещена: 1Кор.9:7:11, 14 ; 2Кор.11:8 . О священническом благословении Еф.1:3 . «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». Объяснение. Апостол говорит здесь о благословении Божием духовном в небесах, но этим нисколько не исключается благословение пастырское для мирян в земной жизни: Чис.6:23–26 ; Лев.9:22–23 . Сам Господь во время земной своей жизни благословлял: Лк.24:50 ; Мк.10:16 , а апостол Павел свидетельствует о благословении, как обычае вполне известном у христиан, и только обще замечает о нём: Евр.7:7 . О названии Иерархии: отец, учитель и наставник Мф.23:7–8:10 . «И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их; учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Объяснение. Единственным Учителем, Отцом и Наставником Господь называется в том смысле, что Он есть Источник, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле: Еф.3:15 . Передавая не своё, а Господнее истинное учение, в несобственном смысле пастыри называются учителями: Мф.28:19 ; Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 , отцами, или батюшками: 1Ин.2:1:3:18 ; 1Кор.4:14 ; Гал.4:19 ; Деян.7:2 , и наставниками: Евр.13:7:17 ; 1Кор.4:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Как мы отмечали в книге «Начало Евангелия», Иисус видел в Своей миссии продолжение миссии пророков. 6 Об этом Он говорил в Нагорной проповеди ( Мф.5:17 ), во многих притчах, в особенности в притче о злых виноградарях ( Мф.21:33–41 ; Мк.12:1–9 ; Лк.20:9–16 ), в полемике с иудеями. Иисус обличал книжников и фарисеев за то, что они строят гробницы пророкам, но продолжают дело своих отцов, которые были убийцами пророков ( Мф.23:29–32 ). И в Галилее, и за ее пределами Иисус приобрел репутацию великого Пророка. Вопреки бытовавшему мнению, Он не был лишь одним из пророков: Он был обетованным Мессией. Но внешние параметры Его земного служения во многом напоминали образ жизни и образ действий пророков. И закончить жизнь Он должен был так же, как заканчивали ее многие пророки: насильственной смертью в Иерусалиме. 1. «Восходя в Иерусалим». Предсказания Иисуса о Своей смерти С самых первых страниц Евангелия от Иоанна мы слышим, как Иисус упоминает о Своем «часе» или «времени». На браке в Кане Галилейской Он говорит Своей Матери: Еще не пришел час Мой ( Ин.2:4 ). На предложение братьев отправиться из Галилеи в Иерусалим на праздник Кущей Он отвечает: Мое время еще не настало ( Ин.7:6 ); Мое время еще не исполнилось ( Ин.7:8 ). Евангелист, говоря о пребывании Иисуса в Иерусалиме, отмечает: И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его ( Ин.7:30 ). Однако за шесть дней до Своей последней Пасхи Иисус говорит народу: Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел ( Ин.12:27 ). Мотив вознесения на крест присутствует в том же Евангелии почти с самого начала. В беседе с Никодимом Иисус предсказывает: И как Моисей вознес змию в пустыне, так Должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:14–15 ). Этот же мотив звучит в словах, произнесенных за шесть дней до последней Пасхи: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Приводя эти слова, евангелист поясняет: Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет ( Ин.12:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Апостолам было известно, что Христос возвратится на землю «таким же образом», каким Он восходил на «небо» во время Своего вознесения (Деян 1. 11). Однако о сроке возвращения они ничего не знали. Незадолго до сошествия Св. Духа они спросили у своего Учителя: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян 1. 6),- что в их сознании означало эсхатологическое завершение дела Мессии. Христос ответил им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти...» (Деян 1. 7). Кроме Отца, эти «времена» и «сроки» не известны никому - ни ангелам, ни даже Сыну (Мк 13. 32). Но к их наступлению нужно быть готовым, потому что тогда произойдет встреча с грядущим Господом. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф 24. 42). «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» (Лк 12. 35-38). Не открывая времени В. п., Иисус Христос тем не менее указал признаки его приближения. Ими станут «войны» и «военные слухи», «глады, моры и землетрясения по местам»; по причине падения нравственности в людях «охладеет любовь» друг к другу; появятся лжепророки, выдающие себя за Христа, «и многих прельстят». Однако все это - лишь «начало болезней» и «еще не конец» мира (Мф 24. 3-12). К концу времен бедствия настолько усилятся, что «если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф 24. 22). 22-й стих и предыдущие 16-21 имеют двоякое толкование: как относящиеся к «последним временам» и к падению Иерусалима (ср.: France R. T. Евангелие от Матфея//Нов. библейск. коммент. СПб., 2001. Ч. 3: Новый Завет. С. 63-64). Основания для 2-го варианта толкования находят в Лк 21. 20-24, где общий с Евангелием от Матфея текст заполняется историческими подробностями: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками» (ст. 20) и «отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками» (ст. 24). Но наряду с исторически ориентированными свидетельствами конец каждого текста содержит свидетельства эсхатологического характера (Мф 24. 27-31; Лк 21. 27; ср.: Мк 13. 24-27), поэтому и Мф 24. 22, и Лк 21. 24 допускают оба варианта толкования.

http://pravenc.ru/text/Второго ...

1. Понятие о Таинстве Брака. – 2. Установление его. – 3. Название Брака Таинством в Священном Писании. – 4. Важнейшее священнодействие в Таинстве Брака. – 5. Необязательность Брака для всякого. – 6. Условия, требующиеся при вступлении в Брак. – 7. Нерасторжимость Брака и случай его расторжения. – 8. Взаимные обязанности супругов, по учению Слова Божия. 1 . Брак есть Таинство, в котором благословляется супружеский союз жениха и невесты во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать к единодушию и к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. 2 . Брак установлен Самим Богом, при сотворении первых людей Адама и Евы. В Библии говорится об этом так: И сотворил Бог человека мужчину (Адама) и женщину (Еву) сотворил, и благословил их Бог и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт.1:27–28 ). Иисус Христос однажды так сказал о Браке: Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, т. е. двое сделаются как бы одним человеком – по мыслям, чувствам и намерениям ( Мф.19:5–6 ); и освятил Брак Своим присутствием на Браке в Кане Галилейской. 3 . Протестанты не признают Брака Таинством, а только обрядом, но Апостол ясно называет его Таинством: Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна (таинство) сия велика, и я говорю по отношению ко Христу и Церкви, т. е. этим таинством изображается таинственный союз Христа, как жениха, с Церковью, как невестою ( Еф.5:32 ). 4 . Самое важное священнодействие в Таинстве Брака – возложение венцов на брачущихся и троекратное благословение с произнесением слов: Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их) ( Пс.8:5–6 ) . 5 . Вступление в Брак не для всех обязательно, и девство, т. е. безбрачие, выше супружества, если кто может сохранить его в чистоте. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, т. е. имеет больше времени и удобства для служения Богу, пишет святой Апостол, а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Выдающий замуж свою девицу (дочь) поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше ( 1Кор.7:32–38 ). Сам Господь Иисус Христос однажды в беседе о браке с Апостолами так сказал о безбрачии: Не все вмещают слово это (учение о безбрачии). Кто может вместить, т. е. вести чистую безбрачную жизнь, тот вместит, т. е. не вступает в Брак ( Мф.19:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Во втором и третьем месте, как видно из 8:22–26, 27–31 книги Притчей и 9:1–3, 7:22–30 кн. Прем. Солом., под Премудростью разумеется Божественная, Ипостасная Премудрость. Проповедуя всюду – на возвышенностях, на дорогах, распутьях и т. д., она призывает всех людей без различия развивать свой ум, обогащая его всякими полезными сведениями, укреплять свое сердце в истинном добре и стремиться к истине и справедливости больше, чем к приобретению богатства и сокровищ. Если кто откликнется на этот призыв и обратится к Божественной Премудрости, то Она, по Своему Божественному существу и происхождению, а также по присущему Ей разуму и знаниям, вполне может способствовать этому. Таким образом здесь нет даже и намека на то, что Премудрость воплощается в каждом разумном человеке. 3) «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, Бог не есть Бог мертвых, но живых», – говорит Христос в Евангелии ( Мф. 22:32 ; Лук. 20:37–38 ; сн. Исх. 3:6 ); значит, заключают хлысты, Он воплощался в Авраама, Исаака и Иакова. Но это неправда. Слова «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» первоначально были сказаны Господом Моисею во вреия явления при Хориве в терновом кусте, чтобы уверить его в Своей помощи и покровительстве и тем побудить безбоязненно идти к фараону и вывести евреев из Египта. 188 Затем они были повторены Иисусом Хркстом при обличении саддукеев, отвергавших воскресение мертвых. «А о воскресении мертвых, говорил Он, не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:31–32). Таким образом ни в том, ни в другом случае указанные слова не говорят о воплощении Божества в человеке. 4) В евангелии Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1:1 ). «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины: и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (ст. 14). «Слово, – толкуют хлысты, – учение Божие; если человек усвоил это учение, то слово и стало плотью, т. е. человек стал Богом». 189 Но такое толкование неправильно. Под Словом в словах св. Иоанна разумеется не учение, а Сам Бог, Слово Ипостасное, потому что Ему усвояются такие черты, как вечность, участие в творении мира и др., которые присущи только Богу. В 18 ст. той же 1 гл. евангелист прямо говорит, что это Слово – Единородный Сын Божий, рожденный из существа Отца и в глубине его всегда и нераздельно с Ним существующий, почему в 1-м своем послании пишет: «три свидетельствуют на небе: Отец, Слово н Св. Дух; и сии три суть едино» (5:7).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Можно сказать, что мысль об ожидаемом явлении Христовом была в первоначальном христианстве всеобщим основанием, которым поддерживалось все здание христианства, и всеобщей силой, которой одушевлялось все тело его. Но так было, к сожалению, не всегда. Всякий раз, как ослабевал в последующие века истинный дух первоначального христианства, меркла в сознании христиан и мысль о будущем славном пришествии Христовом. И человечество под влиянием сего пагубного помрачения духовного смысла, забывая заповедь Спасителя: бодрствуйте ( Мк.13:37 ), ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит.2:13 ), погружалось в глубокий духовный сон. Забывая о горнем, небесном, начинало оно жить лишь земным (см.: Кол.3:2 ). Не скоро придет господин мой, – говорит злой раб, – и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами ( Мф.24:48–49 ). Жених замедлил ( Мф.25:5 ), – думают юродивые девы и спят беспечно, между тем как последние капли елея догорают в лампадах их. «Замедлил Судия», – кричат ругатели Божественного Промысла: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же ( 2Пет.3:4 ) и в надежде на сие коснение или, лучше сказать, в отчаянии, начинают ходить по своим похотям: Станем есть и пить, ибо завтра умрем! ( 1Кор.15:32 ). Что же делает в сих случаях вечно Бодрствующий Святый? (см.: Дан.4:10 ). Не вечно Духу моему быть пренебрегаемым ( Быт.6:3 ), – говорит Он в Божественном совете Своем. И там, где бессильна, не по недостатку Божественной силы, а по отсутствию восприемлемости людей, любовь Божья, начинает вразумлять их глаголами гнева Божьего. Так некогда возглаголал гневом Своим Господь с небес, когда водами всемирного потопа потопил все греховное человечество и омыл землю от человеческих беззаконий. Так возглаголал Он, когда огнем небесным попалил греховные города Содом и Гоморру. Так было и на Голгофе. Когда греховное человечество не поняло, Кого оно распинало, заговорила сама природа. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого ( Мф.27:45 ). И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли ( Мф.27:51–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010