И теперь в этот день, как и прежде, каждый православный христианин, каждый верующий спешит прийти в храм Воскресения. Тысячи и тысячи людей приезжают из разных стран, чтобы увидеть своими глазами Благодать Божию. Благочестивые паломники приходят с вечера и всю ночь прибывают в храме, стремясь занять удобное место поближе к Кувуклии во время Пасхальной службы и стать свидетелями великого торжества. Из России в этом году к Пасхальной Субботе прибыло 450 наших соотечественников. Каждый покупает специальные пучки свечей — по 33 в каждом (по числу лет Спасителя). В Великую Пятницу вечером, после службы Погребения Господа Иисуса Христа, во всем храме и в Часовне гасят свечи, лампады. Не остается ни одного огонька. Храм погружен в полную темноту. Арабские стражники (кавасы) и еврейские охранники наблюдают за этим и располагаются возле Кувуклии и по всему храму в целях обеспечения порядка. На Ложе Живоносного Гроба, рядом с неугасимою, постоянно стоящею здесь Лампадою, ставят большую золотую лампаду, заправленную маслом, но не зажженную, а также кладут вату; а по краям Ложа прокладывается лента. После осмотра охранниками, хранитель Гроба Господня Митрополит Даниил закрывает Кувуклию и запечатывает ее двери восковой, так называемой, Кустодиевой печатью. Опечатывание Кувуклии происходит во исполнение евангельских слов об опечатании Гроба с телом Христовым: на другой день, который следует за пятницей собрались первосвященники и фарисеи и стали просить Пилата чтобы приказал охранять гроб до третьего дня, ибо Он, еще, будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Ученики Его могут придти ночью и украсть Его и сказать народу, что Он воскрес из мертвых. И получив разрешение, «пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» ( Мф. 27:62-66 ). Вместе со священнослужителями из России (в количестве 16-ти человек) я находился всю оставшуюся часть ночи (до самого прихода Патриарха и Сошествия Благодатного Огня) в алтаре храма Воскресения Христова в преддверии величественного Торжества, в объемлющей душу радости светлого его ожидания, выбрав заранее удобное для обзора место.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

Итогом беседы стало не только негодование и возмущение постоянных оппонентов Иисуса из среды иудеев, но и непонимание значительной части Его учеников. Евангелист не скрывает того, что «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» ( Ин. 6:66 ). Именно в этой драматичной ситуации и происходит интересующий нас диалог Иисуса с Петром: Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго ( Ин. 6:67–69 ). Так ответ Петра передан в русском Синодальном переводе, основанном на textus receptus. Однако в критическом издании Евангелия, основанном на наиболее древних рукописях, мы находим несколько иную версию ответа Петра: «и мы уверовали и познали, что Ты – Святый Божий ( γιος το θεο)» 59 . В данном случае появление в более поздних рукописях слов «Ты Христос, Сын Бога Живаго» может быть следствием гармонической корректировки текста Евангелия от Иоанна в пользу большего соответствия тексту Матфея 60 . Многие исследователи видят в данном эпизоде из Евангелия от Иоанна вариант рассказа синоптиков об исповедании Петра в Кесарии Филипповой ( Мф. 16:13–16 ; Мк. 8:27–30 ; Лк. 9:18–22 ) 61 . Однако у Иоанна действие происходит не в Кесарии Филипповой, а в Капернауме; по содержанию и вопрос Иисуса, и ответ Петра не совпадают с диалогом в Кесарии Филипповой; сама обстановка, в которой происходит диалог, совершенно иная. Есть поэтому все основания считать, что речь идет о двух разных эпизодах, в которых Петр исповедует свою веру в Иисуса (в научной литературе XIX века их иногда называли первым и вторым исповеданиями Петра 62 ). Мы можем предположить, что беседа о небесном хлебе, имевшая место в Капернауме, относится к раннему периоду земного служения Иисуса, тогда как исповедание Петра в Кесарии Филипповой непосредственно предшествовало тому моменту, когда Иисус начал предсказывать ученикам Свою смерть. Если, как следует из данного предположения, событие, изложенное у Иоанна, происходило раньше, чем то, о котором говорят синоптики, налицо определенная динамика в том, как Петр воспринимает Иисуса: в первом случае он называет Его «Святым Божиим», а во втором исповедует «Сыном Бога Живаго». Два исповедания можно воспринимать как два этапа в восхождении Петра к полноте веры в Иисуса Христа как Бога и Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

К этому времени суд над Господом окончился; Его вывели из судилища на двор. Не заметив Его, Петр при Нем уже отрекся от Него в третий раз. Тотчас же прокричал петух во второй раз; Господь взглянул на Петра; и тут-то Петр вспомнил сказанное ему: «Прежде, нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня». Петр зарыдал и вышел вон. Св. Климент, ученик Апостола Петра, свидетельствует, что Петр, в течение всей своей последующей жизни, при ночном пении петуха, падал ниц, обливаясь слезами, и просил прощения у Господа. Петр зарыдал и поспешно вышел со двора. Но каково было Господу видеть его клянущимся, что не знает «Сего Человека», боящимся даже назвать Его по имени! Чаша душевных мук переполнилась! А тут озлобленный мир приступает к Божественному Страдальцу с издевательствами и истязаниями. Пока члены синедриона отдыхали по своим домам, Иисуса Христа держали во дворе Каиафы. Начальство объявило Его лже-Мессией, повинным смерти. Этого было достаточно, чтобы дать простор чувствам озверелых людей: они стали бить Господа, закрывали лицо Его покрывалом и, ударяя по щеке, спрашивали: «Узнай, кто ударил Тебя?» Некоторые плевали на Него; и вообще много иных оскорблений наносили Ему. Господь молча и безропотно перенес все это. 94. Второй суд синедриона. Раскаяние и смерть Иуды. Мф. 27:1–10; Лк. 22:66–71 На рассвете, все члены синедриона собрались опять, но уже не в доме Каиафы, а в помещении синедриона, куда повели и Господа. Когда все судьи заняли свои места, ввели Обвиняемого. Каиафа, обращаясь к Господу, спросил: Скажи нам, Ты ли Христос? Господь отвечал: Если скажу вам, что Я Христос, вы не поверите; если же и спрошу вас , почему не верите, не будете отвечать Мне, и все равно не отпустите Меня. Но знайте, что отныне Сын Человеческий воссядет одесную славы Божией! Желая добиться более точного признания, все, как бы в один голос, спросили: «Итак, Ты Сын Божий?» – Вы сами говорите, что Я Сын Божий , сказал Господь. Этот ответ был принят за утвердительный на предложенный вопрос; все сказали: «Какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Кол. 1:15  с 1Кор. 15:23,42,49 , срав. Рим. 5:14  и дал.), между женой первого человека, созданной из ребра его (сл. Быт. 2:2–23 ) и между невестой Христовой – церковью, произшедшей «от плоти Его и от костей Его» ( Еф. 5:30–32 ). «И почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» ( Евр. 4:4 ; Быт. 2:2 ). Таинственное толкование покоя седьмого дня (σαββατισμς) по св. апостолу Павлу в Ев. 3–4 мы изложим при изложении новозаветного толкования ветхозаветного закона о субботе. А теперь только скажем, что в смысле апостола, после того, как тело последнего Адама ( 1Кор. 15–45 ) – Христа т. е. церковь (срав. Еф. 4:12, 16:25; 5:23 ; Колос. 1:18; 2:17,19 ; 1Кор. 12:12,13,27 ; Рим. 12:5 ), благодатью Св. Духа будет завершено созданием в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4:13 ), настанет то вечное субботство ( Евр. 4:9 ), которое прообразовательно указал Творец, почив от всех дел Своих и обещав этот грядущий покой ветхозаветным людям ( Псал. 95:11 ; Евр. 4:1–11 ). Ветхозаветные люди, не удовлетворяясь покоем субботнего дня, ожидали в царстве Мессии – покоя от беспокойств исторической жизни (см. напр. Исаии 60:15 и дал. 66:12; Соф. 3:15  и др.). Как царь благодатного мира человека с Богом и самим собой ( Евр. 7:2,14 и дал. Рим. 5:1 ; 1Кор. 7:15  и др.), Господь Иисус Христос уже осуществляет это ожидание ветхозаветных верующих (Мф. 11:28–29), но полный мир, всецелое, блаженное упокоение на вечность наступит только тогда, когда все враги будут покорены под ноги Его ( 1Кор. 15:24  и дал.) и будет Бог всяческая во всех (ст. 28) т. е. в царстве славы 124 . 2. Толкование истории первозданного человека и первобытного его состояния 1 . В первом отношении истолкование апостола мы находим главным образом в 1Кор. 15:44–45; 47–49 и Евр. 2:5–9 . В первом месте мы читаем: первый человек – Адам стал душой живущей ( Быт. 2:7 ); а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек из земли перстный; второй человек – Господь с неба. А во втором месте св. апостол, доказывая превосходство Христа перед ангелами, между прочим говорит: «не ангелам Бог покорит будущую вселенную, о которой говорим; напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь Его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь Его? Немного Ты унизил Его перед ангелами: славой и честью увенчал Его и поставил Его над делами рук Твоих: все покорил под ноги Его» ( Псал. 8:5–7 ; Евр. 2:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Надобно духовным оком веры смотреть на всё сие; такое воззрение оживотворит душу, не повергнет её в соблазн, а приведёт ко Христу и, следовательно, к жизни вечной; плотское же понимание не принесёт никакой пользы, а, напротив, причинит величайший вред. «Плоть не пользует нимало: это Он сказал не о Своей Плоти, – отнюдь нет, – но о тех, которые Его слова понимают чувственно. Что значит понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше, – вот что значит понимать чувственно. Но не так должно судить о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все его тайны. Вот это значит понимать духовно» (Злат.). – Слова – дух и жизнь: учение, которое Я вам предлагаю, содержит именно сей дух животворящий, раскрывает вам высшее духовное разумение предметов веры, а потому суть вместе и жизнь, ибо оживляют веру человека, а с тем вместе приводят его к жизни вечной. Ваше понимание низкое, чувственное, неправильное; Моё учение духовное, возвышенное, истинное. 64. Ин. 6:64 . Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. Ин. 2:24, 6:70, 13:11, 26 . 65. Ин. 6:65 . И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. Ин. 6:44 ; Мф. 20:23, 13:11 . Но есть из вас некоторые и пр.: на ропот многих учеников, что странные говорит Он слова (ст. 60), Господь ответил, что они странны только для тех, кто водится не духом, не верой, а плотским своим разумом и разумением; из таковых-то некоторые и теперь, по ответу Господа, не веруют словам Его. Некоторые, далее определяется словом – многие (ст. 66), как и выше о многих же речь (ст. 60). – Иисус сначала знал и пр.: пояснение самого евангелиста к последним словам речи Христовой. – Сначала, т. е. общественного служения Своего, когда стали собираться около Него ученики Его (ср. Ин. 15:27, 16:4 , Деян. 1:21 и далее). – Зная помышления человеческие, Он знал (ср. Ин. 2:25 ) с самого начала, кто из окружавших Его веровал в Него, кто нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но не спасло их и такое предостережение. Напротив, с нетерпением они ждали от Иисуса такого подтверждения Его исповедания на суде Каиафы. В дикой радости они «сказали все: и так, Ты Сын Божий?» Спрашивают еще раз, как бы проверяя Его ответ, дабы все внимательно отнеслись к нему, ввиду чрезвычайной важности его для них. «Он отвечал им: вы говорите, что Я» , т. е. верно поняли и повторяете Мои слова: вы говорите, то, что Я сказал, что Я – Сын Божий 99 . Последнее слово Иисуса к богоизбранному народу Еврейскому, в лице его высших представителей, обобщает и завершает собой все ветхозаветное откровение через пророков, которое руководило Израиля и спасало его во всех тяжелых исторических обстоятельствах жизни. Это последнее откровение в двух словах: Я – Сын Божий. И в ответ на это откровение все судьи, в каком-то диком бешенстве и неудержимом злорадстве, вместо того, чтобы образумиться, дружно сказали с торжеством своей победы: «какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его» ( Лк. 22:66–71 ). Суд кончился над Иисусом в Синедрион. Но этот суд, по буквальному выражению евангелиста Матфея, был не суд, в обычном понимании слова, а «совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти» ( Мф. 27:1 ). Цель достигнута: Синедрион отверг своего Мессию и единогласно 100 постановил: «Предать Его смерти». Суд над Иисусом первосвященников (Анны, Каиафы) и Синедриона в высшей степени знаменателен. Здесь каждое слово, каждое действие есть исполнение пророчества и в то же время является пророчеством будущего. На Тайной вечери Христос предупредил Своих учеников: «сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен». Об этом предсказал еще за 712 лет пророк Исаия в 53 гл. 12 ст. «Я дам Ему часть между великими, говорит Иегова, и с сильными будет делить добычу (как Победитель диавола, у которого отнимет пленных людей, как добычу), за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем». Смерть Его осуществилась, следовательно, снятие греха с людей, освобождение, их от власти диавола и ходатайства за грешных есть действительный факт. И этот факт подтверждается буквальным исполнением пророческих слов Иисуса. Когда Его брали в саду Гефсиманском, то Он, обратившись, к первосвященникам и начальникам храма и старейшинам, сказал им: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?» ( Лк. 22:51 ). А что судьи Синедриона так именно в душе своей смотрели на Иисуса, это оправдалось в самом распятии Иисуса среди двух разбойников, во исполнение слов пророка и Самого Христа ( Мк. 15:27, 28 ; Лк. 22:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» ( Лк. 27, 62 – 66). Однако самое сильное расхождение с подлинным Евангелием мы обнаружим в описании событий по воскресении Христа из мертвых. «И в ту же ночь, когда рассветал день Господень, сторожили же воины по двое каждую стражу, громкий голос раздался в небе.» 205 В этой фразе относительно достоверными могут быть признаны слова: «в ту же ночь… сторожили… воины по двое каждую стражу», что в принципе не противоречит уставу караульной службы римских войск. Назвать же день, следующий за субботой, «днем Господним» можно только с конца первого века, то есть на шестьдесят и более лет позже момента, описываемого в Евангелии. 206 Далее, по апокрифу, часовые «увидели, как небеса раскрылись, и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние и приблизившихся к гробнице. Камень же тот, что был привален к двери, отвалившись сам собой, отодвинулся, и гробница открылась, и оба юноши вошли. И когда воины увидели это, они разбудили центуриона и старейшин, ибо и они находились там, охраняя [гробницу]». 207 В этом повествовании вызывает сомнение как перемещение ангельских сил, то есть способ их вхождения во гроб, так и состояние духа охранников. Каноническое Евангелие повествует, что при виде Ангела, «устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» ( Мф. 28:4 ). И немудрено! Даже пророк Даниил, встретив Ангела с лицом, «как вид молнии» ( Дан. 10:6 ), когда «смотрел на это великое видение», сказал: «во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости… в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицом к земле… во мне нет силы, и дыхание замерло во мне» ( Дан. 10, 8 – 9, 17 ). Если посланники Божии, пророки, слабеют и цепенеют при общении с воинством небесным, то что же говорить о языческих солдатах! Ведь и сопутствующие пророку Даниилу простые люди совершенно потерялись: «сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться» ( Дан. 10:7 ). И потом, почему в апокрифе Ангелы заходят в гробницу, как простые люди – через открытую дверь? Разве камень мог служить преградой движению небесных вестников?!

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Отныне Сын человеческий возсядет одесную силы Божией». «Итак, Ты Сын Божий?» спросили Его. Он отвечал им: «Вы говорите, Что Я». Члены синедриона тотчас же осудили Его на смерть. «Какое нам еще нужно свидетельство?» сказали они: «мы слышали из уст Его». Хотя члены синедриона подписали смертный приговор Иисусу Христу, но, чтобы исполнить этот приговор, нужно было позволение римского правителя. В это время прибыл в Иерусалим к празднику Пасхи римский проконсул, Понтий Пилат. Члены синедриона повели Иисуса Христа к Пилату для окончательного утверждения их смертного приговора Спасителю. 82. Отречение Петра и его раскаяние; погибель Иуды ( Мф.26:69–75; 27:3–10 ; Мк.14:66–72 ; Лк.22:54–62 ; Ин.18:15–18; 25–27 ) Ученики Иисуса Христа, Петр и Иоанн, желая узнать о судьбе своего Учителя, шли за ним до дома первосвященника. Иоанн был знаком Анне, поэтому вошел во двор и упросил привратника впустить также и Петра. Во дворе был разложен огонь, вокруг которого сидели и грелись слуги и служанки первосвященника и воины. Петр также подошел к огню и грелся. Пришла одна служанка и, всмотревшись в лицо Петра, сказала ему: «И ты был с Иисусом Галилеянином». В эту минуту Петр забыл свое обещание положить жизнь за Учителя своего и отвечал служанке: «Нет, я не знаю Его». Опасаясь, что его непременно сочтут учеником Иисуса Христа, Петр встал и вышел за ворота, во второй двор. В это время запел петух. Петра увидала другая служанка и также сказала: «И ты был с Иисусом Назарянином?» Но Петр и на этот раз, еще с большею горячностью и даже с клятвою, стал уверять, что не знает этого Человека. В это время Иисуса Христа повели к Каиафе. Петр пошел вслед за толпою туда же, чтобы узнать, чем кончится суд над Спасителем. И здесь он старался показать, что пришел только из любопытства, и вмешался в толпу служителей, гревшихся у огня. К нему подошло несколько служителей и стали допрашивать: «Точно и ты из них (последователей Хориста), ибо и речь твоя (галилеянина) обличает тебя». Один из слуг, знакомый Малха, которому Петр отрезал ухо, сказал: «Не я ли видел тебя с Ним в саду?» Петр не знал, что делать от страху: он забыл все свои обещания, свою скорбь за Учителя и стал клясться, что он не только не ученик Иисуса Христа, но даже и не знает Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

– Поверь Мне, что ни на этой горе, ни в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы кланяетесь тому, чего не знаете, а мы поклоняемся тому, что знаем, ибо спасение – от иудеев. Приходит час, и теперь уже есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо Отец таких поклонников ищет Себе. Бог – Дух, поэтому и поклоняться Ему следует в Духе и Истине. Настоящее поклонение должно быть духовным и истинным. Оно не зависит от места и образов Ветхого Завета. Чтобы правильно поклоняться Отцу, надо стремиться к святости, подаваемой Духом Святым, и познавать истинное Откровение Божие, дарованное нам в Истине – Иисусе Христе. Женщина ответила: – Знаю, что придет Мессия (Помазанник – Христос – прим. авт.) и возвестит нам все. – Это Я есмь, говорящий с тобою, – ответил Господь. Когда самарянка услышала эти слова, то, удивленная, побежала сказать в городе о слышанном. Между тем ученики пришли и просили Его вкусить пищу. Но Христос ответил: – Моя пища – творить волю Пославшего Меня. Жатва уже созрела. Жнущий получает плату и собирает плод в Жизнь Вечную, чтобы вместе радовались жнущий и сеющий. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились. Другие трудились (пророки – прим. авт.), а вы вошли в труд их. В это время пришли самаряне, услышавшие рассказ женщины Фотинии о том, что Господь сказал ей все. Послушав Христа, они упросили Его остаться у них еще два дня. И очень многие поверили Ему и сказали женщине: – Уже не из твоих слов верим, сами услышали и знаем, что Он – истинно Спаситель мира Христос. Позже все уверовавшие были крещены апостолами, а сама Фотиния, переменив всю свою жизнь, стала проповедницей Евангелия и мученически скончалась в Риме вместе со своими детьми в 66 году. Церковь празднует ее память 2 апреля. Это священное событие Церковь вспоминает в пятое воскресенье после Пасхи. Проповедь в Галилее. Призвание апостолов (Мф. 4, 12–25; 9, 9–13; Мк. 1, 16–20; 2, 13–17; Лк. 5, 1–11, 27–32) После того как Иоанн Предтеча был арестован Иродом, Христос пришел в Галилею и там проповедал Евангелие. Он говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Потом он обратился к Иисусу Христу и исповедал свою веру в Него, как в Мессию: «Помяни мя, Господи», сказал он, «когда придешь в Царство Твое». Господь принял его раскаяние и сказал ему: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю». При кресте Иисуса стояли и преданные Ему люди: Его Пречистая Матерь, благочестивые женщины – Мария Клеопова и Мария Магдалина, любимый ученик Иисуса, Иоанн, и многие другие, веровавшие в Иисуса. Видя Мать Свою, Спаситель знал, как много и глубоко страдает Она. Чтобы утешить Ее, Спаситель, указывая на Иоанна, сказал: «Жено, вот сын твой»; потом обратился к Иоанну со словами: «Вот Мать твоя». Ученик И. Христа понял желание своего Учителя: взял Мать Его в дом свой и до самой смерти Богоматери заботился о Ней, как добрый сын. 86. Смерть и погребение Христа ( Мф.27:45–66 ; Мк.15:33–47 ; Лк.23:44–56 ; Ин.19:28–42 ) В шестом часу дня (по нашему в двенадцатом) сделалась тьма, как ночью, и продолжалась до девятого (третьего) часа. Страдания И. Христа сделались чрезвычайно тяжкими, и Он громко воскликнул: «Или, Или, лима савахфани», т. е. «Боже мой, Боже мой, почто Ты оставил Меня?» Но враги не прекратили своих насмешек: «Илию зовет Он», говорили они. Предсмертная жажда стала мучить И. Христа и Он произнес: «Жажду!» Один из воинов, взяв губку и напитав ее уксусом, воткнул на трость и поднес ко рту Иисуса. Но чтобы не показать своего сострадания к Нему, воин повторил насмешку иудеев. «Постойте, посмотрим, придет ли Илия спять Его». И. Христос вкусил уксус и, зная, что теперь исполнилось все нужное для искупления людей, сказал: «Совершилось» (спасение людей) и вслед за этим громким голосом воскликнул: «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой!» Произнеся эти слова, Иисус Христос преклонил голову и умер. В минуту смерти Иисуса Христа завеса во храме, отделявшая святое святых от святилища, разодралась сверху донизу в знак того, что преграда между Богом и людьми разрушена чрез смерть Спасителя, земля потряслась, камни рассеялись, открылись гробы и многие тела усопших святых воскресли, вышли из гробов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010