В яхвизме, как и в иудаизме, было всякое, включая ритуализм. Очевидно, ритуализм этот нашёл себе в конце концов место и в церковной жизни. Как и почему это произошло?   Потерянная традиция С приходом Христа в мире изменилось очень многое. Фактически человечество оказалось в иной реальности, хотя заметили это далеко не все. Главное изменение заключается в том, что теперь Царство, по слову Спасителя, «приблизилось» (Мф 10:7). Мы живём в переходную эпоху, в эпоху наступающего Царства, которое ещё не раскрылось во всей полноте миру, но которое уже входит в него, меняя ту реальность, которая прежде была совершенно безысходной. После падения мир был обречён, после прихода Христа появилась надежда и возможность иного исхода. Прежде смерть в падшем мире была последней реальностью, торжество которой было неизбежным — умирали все, и жизнь была лишь исключением из правила. Теперь, после прихода Спасителя, исключением стала смерть, а жизнь — правилом, и шеола, мира теней в прежнем виде больше нет: воскресение началось, об этом прямо сказано в Евангелии (Мф 27:52-53), и прежней власти над людьми смерть не имеет. Однако, как и до прихода Христа, приблизившееся Царство — лишь возможность, и надо приложить усилие, чтобы её реализовать, чтобы войти туда, куда открыл дверь Иисус (Мф 11:12). Между тем, хотя дверь и открыта для всех, далеко не каждый заботится о том, чтобы войти: званых много, а избранных мало (Мф 22:14), и смысл притчи, в контексте которой звучат эти слова, совершенно очевидно свидетельствует, что дело тут не в каком-то эзотеризме, а лишь в нежелании людей обращать внимание на открывшуюся возможность. Никто из последователей Христа в первохристианские времена не обманывал себя надеждой на то, что их Учитель уже сделал всё, что нужно, а им остаётся лишь принять спасение и Царство из Его рук как подарок, ничего уже больше не делая и лишь ожидая конца времён. Оно и неудивительно: Сам Спаситель совершенно ясно указывает Своим ученикам и последователям на необходимость вполне определённой духовной работы, связывая её с тем, что позже, несколько столетий спустя, в православной аскетической литературе стали называть «внутренним деланием» или «духовным деланием».

http://blog.predanie.ru/article/v-poiska...

Вот что между прочим говорится о сем у одного из наших толковников: «жребий служения Иуды был жребием свидетельствования сторонника врагов Иисуса и предателя Учителя своего. Если бы одни только верные свидетельствовали о высокой чистоте жизни Господа, Его учения и намерений, то в них можно было бы видеть друзей и соучастников. Враги Господа кроме Иуды не могли желать лучшего свидетеля на суде, но даже и ценою золота ничего не извлекли для себя от корыстолюбивого предателя и по необходимости должны были подкупать других лжесвидетелей» (см. у Протоиерея Полотебнова, стр. 42 и 43). Замечательно выражение об Апостольском служении, как жребий. Это выражение заимствовано из обычая Евреев решать некоторые дела метанием жребия (так, напр., об одежде Иисуса Христа метали жребий: ( Мф.27:35 )). Жребий по-гречески зовется κλρος, посему и все причисленные к священному служению называются «клириками», а совокупность их – «клиром». 52 Сообщение Апостола о смерти Иуды очень характерно. Он не говорит об общеизвестном удавлении Иуды ( Мф.27:5 ), но сообщает, что он низринулся (с дерева, на котором повесился), причем у него (еще живого) расселось чрево и оттуда выпали внутренности. Этот смертный ужас, конечно, должен был поразить слушателей страхом ужаса, хотя многие из них и знали это. Обращая затем внимание на алчность Иуды, Апостол как бы самому Иуде приписывает приобретение на 30 серебренников (около 45 рублей), полученных им за предательство, земли, причем цену называет «неправедною мздою», потому что продают то, что принадлежит кому по праву. А здесь раб продал Владыку, лукавый ученик – Божественного Учителя. Нехорошею мзду эту нашли и Еврейские начальники, а потому, когда Иуда бросил им ее, сказавши, что он предал им неповинного, то они не могли взять ее, чтобы положить в церковную сумму, хотя говорили только, что это невозможно потому, что «эта цена крови» ( Мф.27:6–7 ), умалчивая о том, какая эта кровь, и зная хорошо, что эта кровь действительно была неповинная. 53 Упоминание об общеизвестности всего этого Иерусалимлянам Апостол может быть делает для успокоения умов верующих, смущавшихся предательством Иуды, ибо все дело это, взятое в целости, ясно Доказывает, что гнусный изменник потерпел достойное воздаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

ad Pulch. 27//ACO. . 1. Vol. 1(5). P. 44). Христос молился Отцу «с сильным воплем и со слезами» (Евр 5. 7) от лица всех людей, поскольку «это мы были в Нем, как во втором начатке рода… прося того, чтобы была уничтожена власть смерти и восстановлена та жизнь, которая и была издревле дарована [нашей] природе» ( Cyr. Alex. Or. ad Pulch. 31//ACO. . 1. Vol. 1(5). P. 48-49). Он взывал на Кресте: «Боже Мой! - для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27. 46), усваивая Себе нашу богооставленность, бывшую следствием грехопадения, и тем самым разрешил «постигшее нас оставление», умоляя Отца «оказать такое же благоволение к нам, какое оказано Ему Самому» ( Cyr. Alex. Or. ad Pulch. 17//ACO. . 1. Vol. 1(5). P. 34-35). В смерти Он предает Отцу «собственный дух, то есть ставшую единой с Ним душу», чтобы мы «более не сходили в ад», но, «предавая свои души верному Творцу, пребыли в благих надеждах» (Ibid. 44//Ibid. P. 58). Как человек Он взошел «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие» (Евр 9. 24) и тем самым «как бы привел к взору Бога и Отца человеческую природу, которая была отлучена из-за преступления в Адаме». В Себе Самом «нас Он представляет очам Отца… так что мы, наконец, оказались достойными Отеческого воззрения, будучи приняты в разряд сынов» ( Cyr. Alex. Or. ad Pulch. 35//ACO. . 1. Vol. 1(5). P. 52-53). Наряду с учением о «возглавлении» у К. ясно выражено и учение об искуплении в строгом смысле слова, также имеющее для него библейские истоки (Ис 53. 4-6; Ин 1. 29; 1 Петр 1. 18-19; Гал 3. 13-14; Евр 9. 11-14). Воплощенное Слово принимает на Себя наши грехи и вместо нас терпит за них наказание, так что Его смерть по плоти является исполнением вынесенного нам приговора. Это - Жертва, принесенная Богу за людей. Божественное достоинство Христа определяет высочайшую цену Его искупительной жертвы, благодаря чему она примиряет с Богом, разрешает от проклятия и оправдывает верующих в Него. «Он один умер за всех, будучи удовлетворительной ценой всех ( πντων ντξιος) и собственную душу сделал выкупом (ντλλαγμα) за наши души… Единородный стал человеком, понес тело, природно подверженное смерти, и был наименован плотью, чтобы, претерпев за нас смерть, угрожавшую нам за грех, привести грех в бездействие и унять, наконец, обвиняющего нас сатану, так как мы в Самом Христе понесли наказание за виновность в прегрешении» ( Cyr.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

е. его теории), порядка этих групп по семи притчей». Действительно, переставить притчи нельзя, при перестановке их будет более (13:3–52) или менее, чем семь, а порядок в изложении их (у ев. Матфея) остается какой? Исторический (ст. 1-й; ср. ст. 36-й: ср. ст. 53-й), а не искусственный. Решительная недостаточность первого примера группирования притчей еще не уничтожает мысли о круглом числе семи, которой придерживается теория, потому что Эвальд представляет еще и другие примеры. «Первая группа притчей в числе семи изъясняет Царство Небесное с его внутренней стороны и истории, а отсюда также и его достоинство; но, говорит Эвальд, находятся еще другие притчи, изображающие его существование и историю вовне – до последнего мыслимого конца его, и эти притчи также образуют группы, подобные той, хотя круглое число найти в них еще труднее, чем было там». Эта большая трудность соединяется у Эвальда на деле с большими недостатками. С трудом, и с сознанием этого труда, Эвальд находит «очень многие притчи, стоящие теперь в конце Евангелия от Матфея, они рассеяны и весьма трудно узнаваемы», но «по признакам Эвальд, однако, узнает хороший правильно последовательный их порядок и признает его первоначальным» 146 . Именно: 1 – как и для чего Царство Небесное должно быть взято от древнего общества Израильского и передано новому, это изъясняют три притчи: Мф. 21:28–32, 33–46  и 22:1–4; 2 – как в день Страшного суда некоторые, живущие вместе с истинными членами нового общества, не получат доступа в Царство Небесное и будут получать награду не по собственному их желанию, но награду справедливейшую (gerechtesten), это изображают: вторая притча в том же отрывке Мф. 22:1–14 и следующие в 20:1–16, 25:14–30; 3 – какое может быть составлено последнее суждение относительно древнего общества, это седьмая притча, у Лк. 19:12–27 147 . Так является вторая группа притчей в числе семи, но только в теории. Вторая группа состоит, можно сказать, из нескольких притчей, но не из семи. Первая притча второй группы о двух сынах, званных работать в винограднике отца своего – Мф. 21:28–32 , и вторая о винограднике и виноградарях – 21:33–46, действительно соответствуют данному им, по теории, значению и стоят рядом в tecxtus receptus.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

—53— вение об этой тайне воплощения, и наша маленькая земля вследствие этого не кажется уже им ничтожной. Может быть голгофская жертва принесла богатые плоды и для них? Нет ничего неразумного в таком предположении. Мы видим, что между всеми мирами существует физическая связь. Они связаны взаимным притяжением. Но может быть между обитателями миров есть ещё связь нравственная. Тогда всякий нравственный факт, где бы он ни совершился, имеет значение для всех разумно-нравственных существ вселенной, и плоды голгофской жертвы могут быть бесконечно велики не для одних ничтожных обитателей ничтожной планеты, но и для высоко-разумных жителей каких-либо великих миров. В настоящее время мы не чувствуем своей солидарности с обитателями миров вселенной. Так ли будет в будущем? Что ждёт нашу землю и другие миры? Учёные, враждебные церкви, в последнее время возвратились к древнему учению метемпсихозиса, только в изменённой форме: они представляют себе, что наши души будут переселяться в тела обитателей других планет, и Фламмарион наивно представляет, что наиболее завидное и блестящее будущее ожидает астрономов. Учёные, руководящиеся в своих воззрениях догматами веры, тоже предложили в текущем столетии несколько своеобразных гипотез о будущем чувственно-разумных существ вселенной; Из таких попыток по своей своеобразности наиболее останавливают на себе внимание взгляды аббата Гратри, аббата Шаботи и Делетра. Гратри (о месте бессмертия) полагает, что Господь по Своём Воскресении вознёсся на солнце. Согласно гипотезе Гершеля он представляет солнце телом тёмным, окружённым светящейся оболочкой и допускающим на своей поверхности возможность жизни. Там, по его предположению, вместе с Богочеловеком находятся Пресвятая Дева и другие святые. Когда Господь испустил дух „гробы отверзлись и многие тела усопших святых воскресли; и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим“ ( Мф.27:52–53 ). Эти святые с своими вошли в царство Божие. Солнце в настоящее время является божественною скинией, на которой правит

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ибо я благовествовал вам, яко Христос умре грех наших ради, по писанием: и яко в третий день воста, по писанием ( 1Кор.15:3,4 ), а не по басне, и не по учению людей, имеющих говорить от себя, чего нет в писании. Ибо иудеи от себя говорят, что не воскрес, а Маркион и другие от себя говорят, что мнимо пострадал и погребен; я же удостоверяю вас по писанием. Посему апостол тотчас присовокупляет: тако проповедуем, и тако веровасте, яко Христос умре, и погребен бысть, и воста в третий день; и потом: аще мертвии не востают, то ни Христос воста: и аще Христос не воста ( 1Кор.15:16,17 ), суетно проповедание наше (–14): и после всего этого: подобает бо мертвенному сему облещися в безсмертие, и тленному сему облещися в нетление (– 53). И не сказал: мертвенному сему вместить бессмертие, или: тленному сему вместить нетление, но: мертвенному и тленному облещися в нетление и безсмертие, Какое же это мертвенное, если не тело, которое не только вместит в себе бессмертие, но и вселит в себе, и не так облечется в бессмертие, что тело будет откинуто, и не умирающая душа облечется в бессмертие, но так, что мертвенное облечется в бессмертие, и тленное в нетление, то есть тело? Ибо телу свойственны смерть и нетление на время, в следствие разложения, привнесенного в оное за преслушание Адамово . А что апостол в виде обещания сказует о благодеяниях, имеющих совершиться в теле, в знак того говорит, что это имеет исполниться: тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою, чем означает, что воскресение мертвых имеет быть тогда: потому что смерть отчасти пожерта в воскресении Христа и восставших вместе с Ним, ибо, как говорит Евангелие, восстали многа телеса святых, и внидоша с Ним во святый град ( Мф.27:52,53 ); но пожерта она будет победою тогда, когда совсем исчезнет отовсюду. Из второго послания к Коринфянам У Маркиона поставлено оно третьим; но с тем различием от нашего счисления, что первым у него поставлено послание к Галатам. Зам. 1 и 25. (1:20). Елика бо обетования Божия, в Том ей; посему через Него и аминь Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Писание о том свидетельствует: диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити [ 1Пет. 5:8 ]. Как же не допустить и по требованию здравого разума той истины, что Ангелы действуют везде в мире, стараются о распространении царства добра и ищут Спасения человеческого! О, верно слово, что радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся [ Лк. 15:7 ], и как диавол есть при каждом человеке, так добрый Ангел есть также при каждом человеке; как присутствие того мы ясно чувствуем, так и присутствие этого, хотя, по самолюбию, мы привыкли все добрые мысли, чувства, расположения и намерения приписывать себе, а не Ангелу хранителю. – Достаточно ли будет Ангелов хранителей для каждого человека? – Достаточно, и с избытком. Когда Апостол Петр бросился с ножом на раба архиереева – защищать своего Учителя и Господа, то Господь сказал ему: или ты думаешь, что Я не могу ныне умолить Отца Моего, и Он пошлет Мне больше двенадцати легионов Ангелов [См.: Мф. 26:53 ]? – Это означает, что у Господа их всегда с избытком достаточно для защищения всякого человека (Елисей, Иаков), а для Сына Божия воплотившегося – по преимуществу. Еще известно, что Ангел хранитель явился Спасителю в Гефсиманском саду для укрепления Его; Ангели приступиша и служаху Ему [ Мф. 4:11 ], после сорокадневного поста и искушения в пустыне; Ангел хранитель Младенца Спасителя являлся Иосифу во сне и распоряжал его движениями» т. 2, 543]. " Праведны присно над нами суды Божии (Ср.: Дан. 3:27 ): каждый из нас умирает насильственно от той страсти, которой порабощен был преимущественно и нераскаянно, то есть неисправимо: пьяница умирает от пьянства, обжора – от боли желудка, прелюбодей – от прелюбодейства или от болезней, сопутствующих этому пороку, честолюбец – от порывов честолюбия (поединка, им горячо принятого к сердцу), скупой – от скупости, раздражительный – от раздражительности, убийца – от рук других: вси вземшии нож ножем погибнут (Ср.: Мф. 26:52 ); болтун злобный – от своего языка и т. д. Итак, братия, берегитесь: будьте внимательны к себе в привременной сей жизни; замечайте, какая господствующая в вас, неисправимая по вашей лености страсть: исправляйтесь от ней скорее, иначе вы погибнете от ней, как от домашнего убийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Мужие Галилейстии, – сказали ангелы, – что стоите зряще на небо?» ( Деян.1:11 ). Он опять придет в славе своего Божества судить всему миру и воздаст каждому по делам его» ( Мф.16:27 ). А святых пророков и преподобных праведников Христос возводит с Собою на небеса во святый град, и о восшествии их скажем от боговдохновенных книг. Ибо мы не сами творцы слова, но последуем словам пророков и апостолов, которые свидетельствовали о Боге живом, как им Дух Святый повелевал записывать – верующим на спасение, а неверующим, на погибель. Пойдем и мы ныне, братие, мыслию нашею на гору Елеонскую и мысленно посмотрим на совершившиеся там преславные события. На ту гору пришел ныне сам Господь Бог наш и там собрались чины всех святых: соборы праотцев, множество патриархов, полки пророческие, лики апостольские и толпы верных с семидесятью учениками Христовыми, все те, о коих сказал Павел: явился Христос более, чем пятистам братий ( 1Кор.15:6 ). Павел разумеет бывших на горе Елеонской, пред которыми вознесся Господь; а о тех, которых Христос возвел на небеса в горний Иерусалим, послушай слова Матфея: многа телеса почивших святых восташа и... по воскресении внидоша во святый град ( Мф.27:52–53 ), то есть в небесный Сион. Самовидцем их был Павел, когда восхищен был до третьего небесе. Но, оставив их, побеседуем о вознесении Христовом и о том, что было на горе Елеонской. Там ныне ангельские силы и архангельские воинства: одни на крыльях ветра приносят облака для взятия от земли Христа Бога нашего, другие готовят херувимский престол. Бог Отец ждет Того, Которого от века имел в лоне Своем; Дух же Святый повелевает всем ангелам: возмите врата небесная, да внидет Царь славы. Небеса веселятся, украшая свои светила, да удостоятся они благословения от своего Творца, возносимого с плотию на облаках сквозь небесные врата; земля радуется, видя на себе Бога, явственно ходящего, и вся тварь красуется, будучи просвещаема от горы Елеонской, где собрались ангелы вместе с апостолами, по повелению Бога Отца; ожидая Сыновнего пришествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Для большего удостоверения в нашей будущей жизни, пришедший во плоти и совершеннейшим образом вочеловечившийся для утверждения в нас своей веры, Господь, предвидя имеющее быть в тебе, Ориген , неверие и сомнение у тебя и во многих, подобных твоему неверию, ересях Манихеев и Маркионитов, все действительно сделал для утверждения и укрепления веры в Него и истины, исполнив то на Самом Себе. Ибо воскресши из мертвых, Он воскресил с Собою многа телеса святых, и внидоша с Ним во святый град ( Мф.27:52,53 ), как и в других местах поведал я. Не сказал (Евангелист): восташа святые, дабы не дать, предлога козням неблагонамеренности, но так как естественно существует сомнение у неверующих, то он и старался об утверждении знания нашего о будущей жизни, и сказал: телеса святых, и не только, что Господь воскресил их, но и что они явишася мнозем в городе, причем силою Его исполнились слова: изводя окованныя мужеством ( Пс.67:7 ), то есть, души воскресших тел. Это узники крепости, связанные во аде. Еще говорит: такожде преогорчевающия живущия во гробех , то есть тела воскресших; не сказал: преогорченные или преогорчеваемые, но преогорчевающия. Ибо явившиеся многим в городе были недавно умершие вместе с давно умершими. Я думаю, что Господь начал совершать воскрешение с Адама, воскресил же и недавно погребенных близь Него на Голгофе, Сам будучи распят и исполняя написанное: востани спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос ( Ефес.5:14 ), за тебя распятый. Так как иные из них были узнаны своими, то они прежде всего привели в ужас видевших; так, если какой-нибудь отец встретился с сыном воскресшим, или брат с братом, или родственник с родственником, умершим лет за двадцать или за десять лет, то в удивлении спрашивал: не ты ли такой-то, погребенный нами в таком-то месте? Как это ты воскрес и пришел? Но воскресший в свою очередь спрашивает: что такое вы тут сделали за три дня перед сим, когда земля тряслась? Те говорят: мы схватили и распяли одного обманщика ( Мф.27:63 ), именем Иисуса, обольщавшего народ, – и обман прекратился. Тогда тот исповедует милость Господа и истину и говорит: горе вам! Начальника спасения мира вы отверглись и распяли. Он воскресил нас крепкою силою Своего Божества и человечества, и вот наконец исполнилось Божественное писание: такожде преогорчевающия живущия во гробех . Слыша от воскресших, что они воскрешены Господом Иисусом, даже до смерти преогорчились решившиеся отвергнуться начальника жизни ( Деян.3:14,15 ) и распять Его. Впрочем может быть человеколюбец Господь и это сделал на пользу тех, которые видели воскресших. Ибо мы думаем, что многие, увидев воскресших и пришедши в умиление, получили пользу и уверовали. Поэтому и вы, Оригенисты, уверуйте и не погубите многих вашим заблуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

§ 17. С наступлением утра, совершая полунощницу, священник должен о сем размышлять прилежно, как Господь наш, в полночь идя на вольную страсть, в саду Гефсиманском так прилежно молился, что пот Его был как капли крови, каплющей на землю, и как взятый там воинами, подобно злодею, связанный веден был прежде ко Анне, и какое здесь потерпел уничижение, оплевания, биения и другие неисчетные страдания, – и все это для того, чтобы освободить нас от уз греховных и от томления и мучительства диавольского. ( Мф. 26: 36–56 ; Мк. 14: 32–52 ; Лк. 22: 30–53 ; Ин. 18: 1–28 ). § 18. Совершая утреню, священник пусть размышляет, как Господь с великим уничижением был веден от Анны к Каифе, и какие там потерпел от полуночи до утра, ради грехов наших, испытания, лютые томления, заушения, оплевания, поругания и немилосердные ударения и т. п. Вместе с сим, присовокупляя первый час к утрени, священник пусть благоговейно представляет в уме своем, как Спаситель наш в первый час дня (по еврейскому счету соответствующий нашему 6 часу утра) был веден в претор от Каиафы к Пилату подобно злодею, благодетель связанный, и как там Он, всего мира Судия, был оклеветан от беззаконных архиереев и старцев Иудейских ни от неправедного судии осужден для спасения грешников. (Мф26: 57–68; Мк. 14: 53–66 , Лк. 22: 54–71 ; Ин. 18: 15–24 ). § 19. За сим в свое время совершая третий час, священник во умилении сердца благоговейно да размышляет, как Спаситель наш в третий час дня (соответствующий нашему 9 утра) был судим Пилатом и какие тогда потерпел различные поругания и заушения, как привязанный к мраморному столбу понес лютые раны, и вместе с сим увенчание острым тернием и другие нестерпимые муки, чтобы нас освободить от мучительства диавольского. К сему в то же время каждому иерею прилично размышлять и о том, как Дух Святый в третий час дня сошел на св. апостолов в огненных языках, и таким обр. размышляя, священник должен молить Господа, чтобы он и ему подал Духа Святаго к духовному просвещению и к достойному совершению предлежащего ему божественного священнодействия. (Мф. 27: 11 –14, 27–30; Мк. 15: 1–5 ; Лк. 23: 1–6 ; Ин. 18: 28–36; 19: 1–6 ; Сравн. Деян. 2: 1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010