Встречи с митрополитом Сурожским Антонием Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 27 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 I Православный мир переживает сейчас утрату праведника наших дней — митрополита Сурожского Антония. Утрата на земле такого праведника, как митрополит Антоний, не может служить для христиан причиной уныния. Приводить это должно лишь к осознанию свершения Божественных судеб, которые охарактеризовал Сам Христос. Нарисовав картину последних времен, которая может навеять ужас и безысходность, Христос Спаситель вдруг говорит: Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк 21:28). Столь емкое, даже перенасыщенное смыслом выражение требует пояснения. Цель жизни христианина не в здоровье, хотя к этому, как к чему-то очевидному и непререкаемому, сводятся все наши самые сердечные благопожелания. Вожделенно ли здоровье, если служит оно подлой, преступной жизни? Ценнее ли оно хо­тя бы чистой совести? Не в материальной обеспеченности: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф 16:26). Не во славе мира сего: что высоко у людей, томерзость пред Богом (Лк 16:15). Цель жизни христианина только в стяжании Духа Святого (преподобный Серафим Саров­ский). Святость и состоит в осиянности Духом Святым. По­тому христианская жизнь и должна быть устремлена к тре­пет­ному и истаивающему стоянию пред Лицом Божиим. Но в этом-то как раз и весь пафос обетования парусии — Второго пришествия Христа Спасителя. Для членов первенствующей Церкви встреча грядущего Господа была вожделеннейшим чаянием, постоянно выражаемым в гимне: Ей, гряди, Господи Иисусе (Откр 22:20). Для нас же ныне это обетование заключилось в страх. Не глумление ли это над нами сатаны? Не измена ли в этом наша Христу? — Знать нам твердо должно, что только там ликование и радость, где веяние Духа Святого, там Божия победа, куда призывается Христос. Об этом, собственно, и говорит Апостол: Сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин 5:4). Вот и мы всё перечувствуем и поймем, даже дерзновенно перенесем все угрозы, лишения и муки, если пребудем под покровом Божиим. Да будет же постоянным хоралом нашим призыв: Ей, гряди Господи Иисусе Христе,Да царствует Христос над нами.

http://pravmir.ru/vstrechi-s-mitropolito...

Глава 11 Недовольство на Петра со стороны верующих иерусалимлян за общение с необрезанными и успокоение недовольных (1–18). Проповедь Евангелия вне Палестины, особенно в Антиохии (10–21). Варнава и Савл в Антиохии (22–26). Пророчество о голоде и милостыня христианам в Иудее (27–30) Деян.11:1–3 .  Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезан­ным и ел с ними. Примечательно, что верующие из иудеев (обрезанных) упрекают Петра не за то, что он проповедал язычникам Евангелие и крестил их, а зато лишь, что «ходил к людям необрезанным и ел с ними...» По существу, они не могли ничего возразить против проповеди Христа между язычниками, так как не могли забыть повеления Самого Господа «учить все народы, крестя их» – Мф.28:19 . Протест их касался лишь допущенного Петром общения с необрезанными. «Тако быша еще косни ученицы» Того, Который Сам некогда столь сильно боролся против неразумно упрекавших Его «яко с мытари и грешники Сей яст и пиет». В данном случае протест крайних ревнителей иудейского закона и обычаев, даже не заповеданных Моисеем, а лишь составлявших предания неведомых старцев, был тем опаснее, что был проявлением того лжеучения, которое после с такою резкостью распространяли иудействующие лжеучители, и которое готово было требовать обязательности всего иудейства с его обрезанием и обычаями для вступления в христианство . Это было уже крайностью, с которой борется Петр, впоследствии еще более Павел – даже после того, как апостольский собор раз навсегда покончил с этим вопросом в своих авторитетных постановлениях. Деян.11:4–17 . Пересказ кесарийского события Петром почти буквально точен с рассказом дееписателя. Петр не прямо отвечает на обращенный к нему упрек о хождении к обрезанным и общении с ними, а просто устраняет его столь непререкаемо явленной волей Божией относительно принятия язычников в Церковь Христову. Когда это последнее было сделано, – не столько волею и действиями Петра, как волею и знамениями Божиими, – было бы, очевидно, неразумным противодействием Богу не признать их полноправными членами Братства Христова, общение с которыми уже не могло быть чем-либо зазорным. После такого объяснения, зазиравшие Петра не только успокоились, но и славили Бога, даровавшего и язычникам «покаяние в жизнь», т.е. вечную, в вечном Царстве Христовом. «Видишь ли, говорит св. Златоуст, как все сделано речью Петра, обстоятельно рассказавшего о случившемся? Потому они и славили Бога, что Он и тем даровал покаяние: так они смирились от этих слов! Тогда-то, наконец, открылась дверь веры язычникам...»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 23 Зач. 110. Иисус Христос на суде у Пилата. Читается во вторник сырной недели. Св. еванг. Лука повествует о суде над Господом у Пилата, Его распятии, смерти и погребении согласно с повествованиями об этом свв. Матфея ( Мф.27 ) и Марка ( Мк.15 ); разница состоит лишь в том, что он вносит некоторые свои подробности, а их подробности опускает. В том обстоятельстве, что в суде над Господом участвовали не только иудеи, но и язычники, св. Златоуст видит указание на то, что оправдание, приобретенное Господом чрез Его осуждение, принадлежит как иудеям, так и язычникам. Лк.23:1 . И востáвше всé мнóжество их, ведóша егó к пилáту. (И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,) Ведоша (повели) Его, – Иисуса Христа, к Пилату. С тех пор как иудеи подпали под власть римского царя, у Синедриона (о Синедрионе чит. в объясн. 2 ст. 22 гл.) было отнято право наказывать преступников смертию, без утверждения Римского правителя ( Ин.18:31 ). Когда судили Иисуса Христа, тогда у иудеев правителем!) был Понтий, по прозванию, Пилат. Он получил правление (прокураторство), иначе, игемонство от Римского императора Тиверия в 26 г. до Р. Хр. Прокураторы жили в Кесарии ( Деян.23:23 ), но на праздник Пасхи переселялись в Иерусалим, по случаю большого собрания народа. У еванг. Матфея тут повествуется о погибели Иуды предателя, но св. Лука, как и Марк, это опускают. По Евангелию Иоанна ( Ин.18 ), члены Синедриона, приведшие Иисуса Христа к Пилату с тем, чтобы он утвердил смертный их приговор Господу, не вошли в преторию, потому что боялись оскверниться, а им надлежало по вечеру заколоть и есть пасху, – пасхального агнца. Пилат вышел к ним вон и сказал: " В чем вы обвиняете человека сего?» Они отвечали ему: Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.» Члены Синедриона, по всей вероятности, думали, что они делают великую честь Пилату своим появлением у претории, и что достаточно их одного слова, чтобы он исполнил их желание. Но Пилат, еще не слыша обвинения и не видя улик на Обвиняемого, сказал им: возьмите Его вы и судите по вашему закону. Но иудеи, т. е. судьи, сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого. Тогда Пилат приступил к суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава X Состояние нравов людей допотопного мира. Каинитское безбожие, натурализм и развитие «исполинства». Сифиты в каинитстве. Праведный Ной, место его поселения и его семейство. Духовно-нравственная личность Ноя. Суд Божий над допотопным миром. Третье Лице Святой Троицы – Дух Божий в отношении к миру и в особенности к человеку. Тайна бытия мира и человека в Боге. Мир видимый в его бытии и зиждительство Духа Божия в нем; человек и духовно-нравственная индивидуальная ответность его Богу в Духе Божием. Тезис и антитезис в духовно-нравственной жизни человека. Выводы о допотопном мире. Точнейшее определение тайны суда Божия о людях: гнев Божий, «раскаяние» Божие о людях и совершающийся суд Божий. Состояние нравов поколения людей допотопного мира Св. Писание характеризует весьма определенно, изображая нравственную атмосферу хотя в общих, однако таких чертах, которые сами по себе содержат указания на все частные обнаружения воли и поведения человека, а равно свидетельствуют о его миросозерцании. «Не вечно Духу Моему , – говорит Господь о допотопном мире, – быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет... И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред Лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями» ( Быт.6:3–5,12–13 ). Таково свидетельство Св. Писания о нравственном состоянии людей допотопного мира. Спаситель, говоря о последних днях мира и о времени второго Своего пришествия, нравственное состояние человеческого рода допотопного мира уподобляет нравственному состоянию людей последних дней существования человеков на земле и дополняет картину состояния нравов допотопного мира следующими знаменательными словами: люди «во дни пред потопом , – говорит Иисус Христос, – ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех» ( Мф.24:38–39 ; Лк.17:27 ). Присоединяя к этому свидетельству указание книги Иова о преждевременно истребленных водою, которые «говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель»? ( Иов.22:16–17 ), мы имеем чудовищную картину нравственного растления человеческого рода в допотопном мире. Зло сделалось не частным только падением человека в отдельных случаях, не обольщением слабой воли и не отдельным увлечением страсти, а стихийным воплощением жизни, и поведение человека сделалось сплошным пороком и беззаконием, до некоторой степени нормальным порядком образа жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Грех Беседуя о мысленном корабле, жизни всякого христианина, мы снова вспомним святого Амвросия, который сказал, что из-за одного Иуды на море поднялась буря и волны на корабль апостольский ( Мф. 14:22–24 ), и скажем: в корабле жизни нашей в каждом отдельно сидит Иуда – наш тяжкий грех и обыкновенная страсть. Как Иуда был вор, предатель, льстец и самоубийца, так и обыкновенный грех наш есть вор, ибо обкрадывает нас, губя все наши труды и подвиги, которыми мы хотели заслужить милость у Господа Бога нашего; он есть предатель, ибо предает нас на вечную смерть в геенне; он есть и льстец, ибо, усладив в малом, наполняет нас вечной горечью; он есть, наконец, и убийца, ибо убивает и душу нашу, и добрую славу. Пока такой Иуда, то есть наш тяжкий грех и обычная наша страсть, будет находиться в корабле жизни нашей, пока он не будет изгнан из нас совершенным покаянием, до тех пор мы не будем плавать безбедно и не достигнем доброй пристани. Вспомним пророка Иону. Он был муж праведный перед Господом, был святой пророк, а кто не знает, что он пострадал в море только за один грех ослушания? «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу» ( Ион. 1:4–5 ). О как много тяжких смертных грехов среди нас! Как же мы хотим иметь тишину? Великие грехи низложили сильных с престолов, разрушили царства, разорили города, рассеяли великие полки, опустошили страны, и пощадили ли они хоть одного злого человека? Мерзкие грехи навели потоп на людей прежнего мира (см. Быт. 7 ), пролили огонь на города содомские (см. Быт. 19:24 ), превратили у египтян реки в кровь (см. Исх. 7 ) и их же потопили в Чермном море (см. Исх. 14:27 ). Кого же из нас они могут спасти? Тяжкий грех проломил небо под Люцифером и до ада разверз землю под Дафаном и Авироном (см. Чис. 26:10 ), утвердил великую пропасть между богатым и Лазарем (см. Лк. 16:19–26 ), «ангелов, не сохранивших своего достоинства... соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» ( Иуд. 1:6 ), людей превратил в скотов, как Навуходоносора, и в бесчувственные столпы, как жену Лотову (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великий Четверг: Тайная Вечеря и Гефсиманский сад 11.04.2012 374 Великий Четверг - день рождения Церкви: именно в этот день Господь установил таинство святого Причащения (Евхаристии), которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово. Как родители и дети, в которых течет их кровь, не чужие друг другу, так и мы, причащаясь одних Тела и Крови Христовых, становимся своими Богу. В день Страстного Четверга Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Особое значение имеет литургия Великого Четверга, поскольку именно на Тайной Вечери господь заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). В этот день всякий православный человек, кроме катастрофической невозможности, старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения и в твердом намерении не уподобляться предателю Иуде. Нельзя не причащаться, ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф 26:27). На Тайной Вечере Господь предсказал также предательство Иуды и отречение Петра. На утрене этого дня (служится обычно накануне вечером) есть примечательная особенность: поется тропарь «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся...» В связи с этим тропарем следует вспомнить, что Церковь и вся святоотеческая традиция не видит в предательстве Иуды психологических глубин и богоборчества, о которых говорят писатели Нового времени. Богослужение называет Иуду рабом и льстецом, то есть обманщиком, называет причину его поступка - сребролюбие. Страсть настолько овладела им, что изменила его видение мира, и ради удовлетворения страсти в малом человек стал способен на страшный поступок. Он предал Господа, с Которым ходил три с половиной года Его общественного служения, свидетелем чудес Которого был. Это напоминание всем христианам: в злодействе нет красоты, есть только гнусная порабощенность, привязанность к страсти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Можно ли признавать крещение радикальных протестантов? 18.02.2009 480 Время на чтение 20 минут Господь наш Иисус Христос дал заповедь Своим ученикам научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 19). По Его Божественному повелению святая апостольская Церковь и до сих пор совершает это священное таинство, в котором «верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Пространный христианский катехизис). По учению Священного Писания, в крещении омываются все грехи (см.: Деян. 22: 16), человек участвует в смерти и воскресении Христа Спасителя (см.: Рим. 6: 3-5), облекается во Христа (см.: Гал. 3: 27), становиться чадом Божиим (см.: Ин. 3: 5-6). А потому само крещение, по прямому и недвусмысленному слову Библии, спасает нас воскресением Христовым (см.: 1 Пет. 3: 21), и без истинного крещения невозможно спастись (см.: Ин. 3: 5; Мк. 16: 16). Именно из столь великого значения данного таинства каждому крайне важно знать, омыт ли он водами священной купели или нет, оправдан ли он кровью Христовой или еще доныне тлеет во грехах своих. Ведь если человек думает, что он очищен, а между тем грех его на нем пребывает, то ему ничем не поможет ложная уверенность. Примером этого может служить лечение рака, когда уверенность в том, что врач удалил опухоль, ничем не поможет тому, кому на деле опухоль не удалена. Особенно это важно знать тем, кто, читая Священное Писание, поверил в Господа Иисуса Христа и решил, что этого достаточно для спасения. К сожалению, знание о Враче не тождественно исцелению. Еще необходимо приступить к духовному лечению и отдать свою душу в руки Небесного Хирурга, Который отсечет от сердца наросты греха водами крещения. Приходиться слышать от самых разных людей, что креститься можно и не в Православной Церкви. Многие были крещены различными проповедниками в бассейнах на стадионах, многие получили крещение в различных евангельских общинах, и при этом они искренно считают себя возрожденными детьми Божиими, нашими братьями во Христе, готовыми даже приступить к Христовой чаше в наших храмах. Но так ли это? Можно ли признать истинным крещение радикальных протестантов (так называемых евангельских христиан) - баптистов, харизматов, методистов и последователей других подобных движений?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви марта 2007 27 марта 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви утвержден документ " Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви " , разработанный Синодальным миссионерским отделом Московского Патриархата. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (в формате Word) Содержание       ПРЕАМБУЛА       ЗАКЛЮЧЕНИЕ Преамбула Миссия (свидетельство) - проповедь для пробуждения веры - присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви 1 и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: " Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари " (Мк. 16, 15). Она направлена на спасение каждого человека. Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви " утверждены на основании Апостолов " (Ефес. 2, 20), но и особенно потому, что через неё проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растёт как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось " душ около трех тысяч " (Деян. 2, 41). Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: " Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам " (Мф. 28, 19-20). Миссия Церкви направлена на освящение не только человека, но и тварного мира, всех сфер жизни: " Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего " (Рим. 8, 21-23). Богословское понимание православной миссии основывается на её тринитарном измерении: источник миссии - в Пресвятой Троице, Которая выражает Себя через послание Иисуса Христа Отцом и ниспослании на апостолов Святого Духа (Ин. 20, 21-22). Послание Иисуса Христа включено в план Домостроительства нашего спасения, " ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин. 3,16).

http://mitropolia.spb.ru/docs/kontseptsi...

Н. Василиадис Сошествие Господа во ад Победа простирается и на ад Торжество Богочеловека над смертью и адом началось именно в тот момент, когда враги считали, что победили Его и стерли с лица земли. Сообщники человекоубийцы диавола... поставили у гроба Иисуса стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:66 ). Но с того самого часа победа, которую стяжал Господь на Кресте, должна была распространиться и на ад. В Православной Церкви Великая Пятница, разумеется, есть день скорби, день благоговейного молчания. Христос пребывает во гробе. Поэтому Церковь в этот день не совершает Божественной литургии. Но с вечера Великой Пятницы начинается, по слову святителя Амвросия, благословенная Суббота: «Суббота есть преблагословенная, в ней же Христос, уснув, воскреснет тридневен». 382 То есть Суббота – самая благословенная, день поистине великого праздника, ибо в день Воскресения Христос, уснувший смертным сном, воскреснет, когда исполнятся три дня, которые Он будет во гробе. Грех был, как мы уже сказали, матерью-кормилицей смерти. И если бы нашелся некто совершенно безгрешный, то смерть не смогла бы удержать его в узах. 383 Таким образом сила греха была бы уничтожена. Именно это и было осуществлено Пречистым, Непорочным и Святым Спасителем Христом Господь наш, который ...не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его... ( 1Пет.2:22 ), расторг узы греха-смерти и сделал человека, побежденного грехом и преданного смерти, торжествующим победителем. Господь, добровольно принимая позорную смерть на Кресте, принял ее, как славный разрушитель смерти. Он шел к Голгофе, «неся Крест как знак победы над державою смерти», и точно так же, как победители, Он нес на плечах символ победы – Крест. 384 Он принял распятие, чтобы Своей смертью сделать бессильным имевшего силу и могущество Смерти, то есть диавола ( Евр.2:14 ). Христос, как говорит святитель Кирилл Александрийский , принял на Себя смерть промыслительно, чтобы разрушить «державу смерти». 385 Господь умер, и пресвятая душа Его отделилась от пречистого тела и сошла в ад. Безжизненное тело было взято Иосифом, достопочтенным членом иудейского синедриона ( Мк.15:43 ; Ин.19:39 ), и Никодимом и погребено в «новом» гробе. И именно с этого момента начинает совершаться таинство нашего Воскресения. Ибо телу Господню предстояло упразднить законы тления и сделать смерть бессильной.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

На пути к загадочной святыне (+ ФОТО) Даже школьники не так шумят и толкаются, как обычно на экскурсии с классом. Здесь все – паломники. Волнение. Что-то среднее между тем, что испытываешь перед экзаменом или перед встречей, после долгой разлуки, с любимой: – Справлюсь ли? Как это будет? А как она меня встретит? То ли это будет, на что я так надеялся? 22 апреля, 2011 Даже школьники не так шумят и толкаются, как обычно на экскурсии с классом. Здесь все – паломники. Волнение. Что-то среднее между тем, что испытываешь перед экзаменом или перед встречей, после долгой разлуки, с любимой: – Справлюсь ли? Как это будет? А как она меня встретит? То ли это будет, на что я так надеялся? Источник: РИА Новости «Высокое паломничество» к Туринской Плащанице – величайшей святыне христианства и, быть может, самому таинственному артефакту мира. Одни считают Туринскую Плащаницу подлинным погребальным полотном Иисуса Христа, другие – средневековой подделкой. Главный редактор RussiaProfile.org Андрей Золотов проделал путь паломника к Плащанице вместе с группой Храма святой мученицы Татианы Московского Университета. Фото — Юлии Маковейчук. Справка: Туринская плащаница (итал. Sindone di Torino) — христианская реликвия, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после Его Крестных страданий и смерти (Мф.27:59-60). В настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине. Плащаница представляет собой льняную ткань размером 4,39 на 1,15 метра. При определенном рассматривании можно увидеть на полотне негативное изображение человека со сложенными на груди руками. На ткани видны следы крови, вытекшей из ран на запястьях, ступнях и на боку. Для ясного понимания того, как смотреть и куда, нужно представлять, как именно был обвит саваном Спаситель. На полностью развернутое полотно Тело Иисуса было положено спиной вниз таким образом, что голова приходилась на середину ткани, а ноги протягивались к одному из краев. Свободной половиной полотна Спаситель был накрыт (обернут) сверху. Поэтому на одной части савана мы можем увидеть очертания спины, пяток, затылка Спасителя, а на другой — Его лик, скрещенные на груди руки.

http://pravmir.ru/na-puti-k-zagadochnoj-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010