Содержание Евангелия от Луки После историографического пролога Лука сначала рассказывает нам историю рождения и младенческих лет Иоанна Крестителя и Иисуса, взятую из еврейских источников, и описывает один эпизод из детских лет Спасителя (Лк. 1; 2). Затем он в хронологическом порядке излагает историю общественного служения Христа, от Его крещения в Иордане до воскресения и вознесения. Нам нужно лишь отметить те факты и высказывания, которых нет в других евангелиях и которые дополняют синоптическую летопись начала, середины и конца жизни нашего Господа. I. Лука добавляет следующие моменты в историю младенчества Иоанна и Христа: Явление ангела Господня Захарии в храме с вестью о рождении Иоанна, Лк. 1:5–25. Благовещение Деве Марии о рождении Христа, Лк. 1:26–38. Путешествие Девы Марии к Елисавете; приветствие Елисаветы, Лк. 1:39–45. Молитва Девы Марии «Величит душа Моя Господа», Лк. 1:46–56. Рождение Иоанна Крестителя, Лк. 1:57–66. Молитва благословения Захарии, Лк. 1:67–80. Рождение Иисуса в Вифлееме, Лк. 2:1–7. Явление ангелов вифлеемским пастухам и песнь «Слава в вышних», Лк. 2:8–20. Обрезание Иисуса и принесение Его в храм, Лк. 2:21–39. Посещение Иисусом Иерусалима на пасху в возрасте двенадцати лет и Его беседа с иудейскими учителями в храме, Лк. 2:41–52. К перечисленному следует добавить родословие Христа от Авраама до Адама — у Матфея родословие приведено в обратном порядке, начинается от Авраама и в общей части содержит некоторые отличия, свидетельствующие о независимости двух родословий друг от друга, Лк. 3:23–38, ср. Мф. 1:1–17. II. В историю общественной жизни нашего Господа Лука добавляет целый ряд важных событий, высказываний и происшествий, имевших место в разные периоды, но в основном во время кружного пути Иисуса из Капернаума в Иерусалим через Самарию и Перею (Лк. 9:51 — 18:14). Этот раздел включает в себя: 1. Чудеса и события. Чудесный улов рыбы, Лк. 5:4–11. Воскрешение сына вдовы в Наине, Лк. 7:11–16. Прощение грешницы, плакавшей у ног Иисуса, Лк. 7:36–50.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Мк.14:46 .  А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Мк.14:47 .  Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. Мк.14:48 .  Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Мк.14:49 .  Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Мк.14:50 .  Тогда, оставив Его, все бежали. Мк.14:51 .  Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Мк.14:52 .  Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. (См. Мф.26:47–56 ). «Ведите осторожно» (стих 44). Точнее, крепко, под крепким наблюдением ( σφαλς), чтобы Он как-нибудь не ускользнул. «Равви! Равви!» (стих 45). Это двукратное обращение Иуды ко Христу представляет собой знак особого уважения (ср. Мф.23:7 ). «Один юноша...» (стих 51). Здесь содержится описание случая, бывшего во время взятия Христа. Об этом случае, именно о попытке воинов захватить одного юношу, разбуженного ночной тревогой и одетого только в легкое покрывало ( σνδονα), сообщает только один евангелист Марк. Очень вероятно предположение, что здесь он передает случай, бывший именно с ним. Мк.14:53 .  И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Мк.14:54 .  Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. Мк.14:55 .  Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Мк.14:56 .  Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. Мк.14:57 .  И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: Мк.14:58 .  мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Мк.14:59 .  Но и такое свидетельство их не было достаточно. Мк.14:60 .  Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Но теперь ваше время и власть тьмы» (стих 53). Этими словами у евангелиста Луки заменены слова Христа, приводимые евангелистом Марком: «но да сбудутся Писания» ( Мк.14:49 ). Здесь Господь разъясняет, почему они не брали прежде во время Его ежедневного пребывания в храме. Этот ночной час ваш как бы так говорит Христос этот час как нельзя лучше благоприятствует вашему намерению, которое боится дневного света, и власть, которой в настоящей час вы действуете, есть власть тьмы, т.е. только благодаря тьме вы осмелились на такой решительный шаг в отношении Меня. Видеть здесь указание на тьму духовную или на власть диавола – нет оснований... Лк.22:54 .  Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Лк.22:55 .  Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Лк.22:56 .  Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Лк.22:57 .  Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Лк.22:58 .  Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Лк.22:59 .  Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Лк.22:60 .  Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Лк.22:61 .  Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. Лк.22:62 .  И, выйдя вон, горько заплакал. Об отречении апостола Петра евангелист Лука передает согласно с Марком ( Мк.14:54, 66–72 ; ср. Мф.26:58, 69–75 ). Только евангелист Лука передает это как происходившее перед осуждением Христа на суде у первосвященника, тогда как согласно евангелисту Марку это случилось после осуждения. Вероятнее кажется здесь сообщение Луки. Вероятно, что сначала последовало отречение Петра, а потом уже осуждение Христа, так как едва ли такое осуждение могло быть произнесено ранее утра: членам Синедриона нужно было некоторое время для того, чтобы собраться в достаточном числе и чтобы как следует обсудить такое важное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

" В какой город войдете и не примут вас,.. бегите отсюда в другой город, и если из него вас будут гнать,.. бегите опять в другой город» (ср. Мф.10:23 ). Это не на всех людей распространил, но сказал об одних учениках, потому что (тогда еще только) начиналась новая проповедь , и числом их было мало. Чтобы против них не соединились и не истребили память о них от земли и (таким образом) не воспрепятствовали бы насаждению благовестия Его в народах и учения, и наставления Его в тварях, для того сказал: «если вас изгонят из одной страны, то бегите в другую» (ср. Мф.10:23 ). Если бы апостолы не убежали в то время, когда Стефан был побит камнями ( Деян.7:57–60 ), то они сами, конечно, не избежали бы мучения. А если бы Господь распространил эту Свою заповедь на все поколения, то кто бы решился подвергать себя мученичеству ради Него? Далее, дабы показать, что не изъял и апостолов от мученичества, еще раз – хорошо сие уразумей – воодушевил их, дабы не страшились и не скорбели, если с ними случится нечто подобное тому, что Он показал им на Себе Самом, когда не убежал от тех, которые должны были вести Его на Крест, и об этом ясно сказал им в следующих словах: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Ин.15:20 ). И сказал: «не бойтесь тех, которые убивают тело, души же не могут убить» (ср. Мф.10:28 ). И вот мы видим, что те, которым сказано было: «все бегите» (ср. Мф.10:23 ), – один за другим приносят себя в жертву хвалы, в свидетельство всех народов. Или: так как дал им великую власть, когда избрал их, ибо таковая (власть) была необходима в то время, то, чтобы они не возгордились этой властью, научил их смирению, говоря: «если изгонят вас из одного города, бегите в другой» (ср. Мф.10:23 ). Подобным образом Господь, пока был с ними, не позволил им того, о чем они просили, говоря: «хочешь ли, мы скажем, и сойдет огонь... и истребит их?» (ср. Лк.9:54 ). И поскольку ученики подумали в себе, ибо сказал: «к... самарянам и язычникам не ходите» (ср. Мф.10:5 ), и добавил: вас из одного города, бегите в другой» (ср. Мф.10:23 ): «Что мы будем делать, если не достанет городов?» – то посему укрепил их дух, говоря: «истинно говорю вам, не успеете обойти эти города, как приду к вам» (ср. Мф.10:23 ). Так как хотел прийти после воскресения (Своего), то сказал: «не успеете обойти все города, как Я приду к вам». Именно, послал их в города, в которые Сам хотел прийти. Или (слова): «не успеете обойти их» (ср. Мф.10:23 ) – означают то, что после тридневного воскресения Его, которое и есть явление Его, к ним придет Его сила. А если хорошо вникнуть, (этими словами) сказал им, что (сначала) они будут изгнаны из многих городов, а потом (уже) Он явится к ним; однако на самом деле так не сделал, но Своим явлением неожиданно принес помощь их малодушию 141 , ибо после воскресения явился им, укрепил их и обновил дуновением ( Ин.20:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Ибо ввиду [слов]: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного 61 , а прочим в притчах» ( Лк.8:10 ; ср. Мк.4:11 ), – нельзя сказать, что Спаситель говорил в этих притчах с учениками, так как они не принадлежат к числу внешних (ср. Мк.4:11 ). А из этого следует, что либо [слова] «И, когда окончил Иисус притчи сии, пошёл оттуда» относятся к притчам, сказанным выше, либо слово «притча» является двусмысленным, либо есть два рода притч, либо то, что мы назвали уподоблениями, – вообще не притчи. И обрати внимание, что притчи, окончив которые Он пошёл оттуда, Он говорит вне Своего отечества, и, придя в отечество Своё, учил их в синагоге их (ср. Мф.13:53–54 ). И Марк говорит: «И пришёл 62 в Своё отечество; за Ним следуют ученики Его» ( Мк.6:1 ). Поэтому, что касается этого высказывания, следует спросить, называет ли он Его отечеством Назарет или Вифлеем: Назарет – из-за [слов] «Назореем наречется» ( Мф.2:23 ), Вифлеем же – потому что Он в нём родился (см. Мф.2:1 ). Ещё я задаюсь вопросом (φστημι): может, евангелисты, хотя и могли сказать «придя в Вифлеем» или «придя в Назарет», всё же не сделали этого, но употребили слово «отечество», так как в этом месте, касающемся Его отечества, которым вся Иудея, где Его не почитали согласно [словам]: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём» ( Мф.13:57 ), – выражен некий таинственный смысл (τι μυστικς... δηλομενον). И если кто-либо примет во внимание, что Иисус Христос – соблазн для Иудеев (ср. 1Кор.1:23 ), у которых Он гоним и поныне, а среди язычников Он проповедан и принят верою (ср. 1Тим.3:16 ), ибо слово Его распространилось (ср. 2Фес.3:1 ) по всей земле (ср. Рим.10:18 ), – то он увидит, что Иисус не имел чести в Своём отечестве, но почитается у чуждых заветам (ср. Еф.2:12 ) язычников. Что же Он говорил, уча в синагоге их, евангелисты не записали, но [сообщили], что это было столь велико и значительно, что все изумлялись (ср. Мф.13:54 ); и, возможно, что сказанное было слишком возвышенным, чтобы это записывать (πρ γραφν).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

«В какой город войдете и не примут вас, бегите отсюда в другой город, и если из него вас будут гнать, бегите опять в другой город» (ср.: Мф. 10:23). Это не на всех людей распространил, но сказал об одних учениках, потому что (тогда еще только) начиналась новая проповедь, и числом их было мало. Чтобы против них не соединились и не истребили память о них от земли и (таким образом) не воспрепятствовали бы насаждению благовестия Его в народах и учения, и наставления Его в тварях, для того сказал: «если вас изгонят из одной страны, то бегите в другую» (ср.: Мф. 10:23). Если бы апостолы не убежали в то время, когда Стефан был побит камнями (Деян. 7:57–60), то они сами, конечно, не избежали бы мучения. А если бы Господь распространил эту Свою заповедь на все поколения, то кто бы решился подвергать себя мученичеству ради Него? Далее, дабы показать, что не изъял и апостолов от мученичества, еще раз — хорошо сие уразумей — воодушевил их, дабы не страшились и не скорбели, если с ними случится нечто подобное тому, что Он показал им на Себе Самом, когда не убежал от тех, которые должны были вести Его на Крест, и об этом ясно сказал им в следующих словах: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20). И сказал: «не бойтесь тех, которые убивают тело, души же не могут убить» (ср.: Мф. 10:28). И вот мы видим, что те, которым сказано было: «все бегите», — один за другим приносят себя в жертву хвалы, в свидетельство всех народов. Или: так как дал им великую власть, когда избрал их, ибо таковая (власть) была необходима в то время, то, чтобы они не возгордились этой властью, научил их смирению, говоря: «если изгонят вас из одного города, бегите в другой». Подобным образом Господь, пока был с ними, не позволил им того, о чем они просили, говоря: «хочешь ли, мы скажем, и сойдет огонь и истребит их?» (ср.: Лк. 9:54). И поелику ученики подумали в себе, ибо сказал: «к самарянам и язычникам не ходите» (ср.: Мф. 10:5), и добавил: «если изгонят вас из одного города, бегите в другой»: «Что мы будем делать, если не достанет городов?» — то посему укрепил их дух, говоря: «истинно говорю вам, не успеете обойти эти города, как приду к вам» (ср.: Мф. 10:23). Так как хотел прийти после воскресения (Своего), то сказал: «не успеете обойти все города, как Я приду к вам». Именно, послал их в города, в которые Сам хотел прийти. Или (слова): «не успеете обойти их» — означают то, что после тридневного воскресения Его, которое и есть явление Его, к ним придет Его сила. А если хорошо вникнуть, (этими словами) сказал им, что (сначала) они будут изгнаны из многих городов, а потом (уже) Он явится к ним; однако на самом деле так не сделал, но Своим явлением неожиданно принес помощь их малодушию [по мысли святого Ефрема, между преследованием апостолов и явлением Христа должно было пройти продолжительное время, которое на самом деле сократилось милосердием Господа], ибо после воскресения явился им, укрепил их и обновил дуновением (Ин. 20:21–23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Флп.3:20–21 . «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего Иисуса Христа), Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силой, которой Он действует и покоряет Себе всё». Объяснение. Правда, апостол Павел тела наши называет «уничиженными», но в том смысле, что они подвержены греху, болезням, алчут, жаждут; этих недостатков не будут иметь тела небесные: 2Кор.5:8 ; 1Кор.15:51–53 . Здесь же апостол говорит о прославлении христианских тел в будущей жизни, о том, что степени прославления праведников будут различны, что тленное облечётся в бессмертие и т.д. Но у него здесь вовсе нет и речи о том, что обязательно каждое тело должно истлеть: 1Кор.6:14:19 . Быт.3:19 . «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься». Объясн. По смерти человека тело его истлевает и обращается в прах вследствие греха, в нём живущего; вследствие греха и Бог изрёк Адаму: «Прах ты, и в прах возвратишься», но нельзя забывать второго Адама, нового, безгрешного, второго Человека: 1Кор.15:17 ; 1Пет.2:22 . Не по ветхому Адаму надлежит судить о христианах, а по Адаму новому – Христу: 1Кор.15:45–49 . От первого Адама мы наследовали грех, смерть и тление; но Христос уничтожил грех, победил смерть и дарует нам нетление: 1Кор.15:53–57 ; Пс.15:10 . Иисус Христос уничтожил грех, всех зовёт к святости, всем дарует нетление, но не все одинаково принимают дары Христовы: Гал.6:7–8:5:19–23 . Втор.34:6 . «И погребён (Моисей) на долине в земле Моавитской, против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня». Объяснение. И Православная Церковь , во исполнение приговора Божия: Быт.3:19 , погребает всякого человека, как бы он ни был свят и праведен, но после победы Христа над грехом и смертью даровано истинным сынам Христа избавление от тления «и смертное сие облечется в бессмертие»: 1Кор.15:53–57 . При всеобщем воскресении мёртвые восстанут в нетленных телах; но это ещё будет в своё время, а победа над тлением уже дарована от Христа святым: 1Кор.15:45–49 ср. 1Пет.1:23 . В Ветхом же Завете, до совершения искупления, не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 , тогда как в Новом Завете и четверодневный Лазарь, от трупа которого уже смердило, восстал по слову Спасителя: Ин.11:39–44 , а по воскресении Христовом и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли: Мф.27:52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Чт.в общ.», октябрь 1890 «Имеяй ухо, да слышит, что Дух глаголет Церквам» ( Апок. 2:7 ). Эти слова заключают в себе обычную формулу, которая часто употребляется для возбуждения внимания в читателях или слушателях (ср. Мф.11:15, 13:9, 13:43 ; Мк.4:9, 23, 7:16 , Лк.8:8 ; Апок.13:9 ). То Πνεμα имеет здесь тот же смысл, как и в Деян.11:12 : «сказал мне Дух» (ср. Евр.3:7 ), и означает лице Святого Духа, глаголющего в пророках. Хотя церквам говорит Сам Христос (чрез ангела), однако же сказано το Πνεμα λγει – потому что и видение, и слава, которые ап. Иоанн слышит от Иисуса Христа, составляют действие силы Святого Духа, просвещающего дух тайновидца и дарующего способность к восприятию и усвоению откровения. Награда. «Побеждающему дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия.» Здесь, как и во многих других местах Священного Писания, христианская жизнь и деятельность мыслятся в форме борьбы, состязания, подвига ( γων, см. Флп.1:30 ; 1Тим.6:12 ; 2Тим.4:7 ). Борьбу «должен вести на земле родившийся человек, – говорится в книге Ездры, – чтобы, если будет побежден, потерпеть наказание, а если победит, получит награду» ( 3Ездр.7:57–58 ). Противники, с которыми должен бороться христианин, суть мир как боговраждебное, антихристианское царство зла и смерти ( Ин.16:33 , 1Ин.5:4–5 ), диавол, миродержитель тьмы века сего ( Еф.6:11–17 ; 1Иоан.2:13, 14 ; ср. Апок.12:11 ), и люди, насколько последние являются живыми пред­ставителями и носителями духа антихристова ( 1Ин.4:3–4 ). Подобно тому, как на мирских состязаниях победители увенчиваются наградами, и побе­дители в подвигах целой жизни получают должное воздаяние за труд свой. Раздаятелем наград, естественно, является Судия и Мздовоздаятель Хрис­тос. Эта мысль прекрасно выражена в третьей книге Ездры и может слу­жить комментарием к разбираемому стиху: " Я видел, – говорит Ездра, – на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить; и все они песнями про­славляли Господа. Посреди них был юноша величественный, превосходящий всех их, и возлагал венцы на главу каждого из них и тем более возвышался; я поражен был удивлением. Тогда я спросил Ангела: кто сии, господин мой? Он в ответ мне сказал: это те, которые сложили смертную одежду и облеклись в бессмертную и исповедали имя Божие; они теперь увенчиваются и принимают победные паль­мы. Я спросил: а кто сей юноша, который возлагает на них венцы и вручает им пальмы? Он отвечал мне: Сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем. И я начал славить их, мужественно стоявших за имя Господне» ( 3Ездр.2:42–47 ; ср. Апок.14:1–5 ; 2Тим.4:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

і. Видите, к вс слпоша, не размша смыслити, вс пс нміи не возмогтъ лати, видще сны на ложи, любще дремати, 10. Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лёжа, любящие спать. Ст. 10. Наблюдавшие Его ( ср. Ис.52:8 : , объясн.) оказались слепыми и неразумными, подобными дремлющим и не лающим псам. Бл. Иероним, бл. Феодорит и св. Кирилл Александрийский видят здесь пророчество о духовной слепоте современных Христу Спасителю израильтян, преимущественно же книжников, фарисеев и начальников синагоги, которые не прияли света истинного, не пожелали знать Христа, говорящего: Азъ есмь свтъ мір ( Ин.8:12 ) и: Азъ свтъ въ міръ придохъ, дл вскъ вр въ м, во тм не пребдетъ (ib. 12:46). «Их слепота, – говорит бл. Феодорит, – была такова, что они в ясный полдень не узнали Солнца правды». Сам Спаситель о них говорит: би и слпіи, – вожд слпіи ( Мф.23:17; 24 ). Кроме слепых, к ним здесь применяется также название «немых псов» за то, что они, как говорит бл. Иероним, – долгом которых было сторожить стадо Господне, отгонять волков, лаять за Господа, (latrare pro Domino), – любят сон и услаждаются демонскими видениями (ср. св. Кирилл Александрийский , бл. Феодорит). Стоящее в евр.-м. т. – в р.-с. стражи их (буквально: стерегущие его) 70 читали , почему: δετε, ср. слав. аі. и пс безстднїи дшею, не вдще сытости: и сть лкави, не вдще смысла, вс птємъ своимъ послдоваша, кійждо уклонишас въ лихоимство сво, перваг и до послднг. 11. И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть; ві. Прїидите, да возмемъ вїно и наполнимс пїнства, и бдетъ к днесь, так и затра, и мног множае. 12. приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да ещё и больше. Ст. 11–12. Подобные бесстыжим и ненасытным псам, злые и неразумные, они заботятся только о своих личных выгодах и исключительно преданы чувственным удовольствиям. В ст. 12, вместо =в р.-с. Я достану, 70 читали: , почему: λβωμεν, ср. сл. Глава 57

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

10. Видите яко вси ослепоша, не разумеша смыслити, вси пси немии не возмогут лаяти, видяще сны на ложи, любящи дремати. 10. Стражи их слепы все и невежды; все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. Ст. 10. Наблюдавшие Его ( ср. 52:8: , объясн.) оказались слепыми и неразумными, подобными дремлющем и не лаящим псам. Бл. Иерон., бл. Феодор. и св. Кир. ал. видят здесь пророчество о духовной слепоте современных Христу Спасителю израильтян, преимущественно же книжников, фарисеев и начальников синагоги, которые не прияли света истинного, не пожелали знать Христа, говорящего: Аз есмь свет миру ( Ин. 8:12 ) и: Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в мя, во тьме не пребудет (ib. 12:46). “Их слепота, говерит бл. Феодор., была такова, что они в ясный полдень не узнали Солнца правды“. Сам Спаситель о них говорит: буи и слепии, – вожди слепии ( Мф. 23:17:24 ). Кроме слепых, к ним здесь применяется также название “немых псов“ за то, что они, как говорит бл. Иерон., – долгом которых было сторожить стадо Господне, отгонять волков, лаять за Господа (latrare pro Domino), – любят сон и услаждаются демонскими видениями (ср. св. Кир. ал., бл. Феод.). Стоящее в евр. м. т. =в р. с. стражи их (буквально: стерегущие его) 70 читали почему: δετε, ср. слав. 11. И пси безстуднии душею, не ведяще сытости: и суть лукави, не ведяще смысла, вси путем своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство свое, от перваго и до последняго. 12. Приидите, да возмем вино, и наполнимся пиянства, и будет яко днесь, тако и злутра, и многа множае. 11. И это псы, жадные душею, незнающие сытости; и это пастыри бессмысленные; все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть. 12. Приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра тоже будет, что сегодня, да еще и больше. Ст. 11–12. Подобные бесстыжим и ненасытным псам, злые и неразумные, они заботятся только о своих личных выгодах и исключительно преданы чувственным удовольствиям. В ст. 12, вместо =в р.-с. Я достану, 70 читали: , почему: λβωμεν, ср. сл. Глава 57

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010