61 В войне с Хосровом Персидским, начавшейся при жестоком и необузданном императоре Фоке (602–610 гг.), Византия потеряла часть Сирии, а в начале правления Ираклия I – Палестину с Иерусалимом (к 614 г.). 62 Город на азиатском берегу Босфора – предместье Константинополя. 63 Каган – наименование хазарского князя. 64 Мисоны и скифы здесь: авары. 65 Моноксила (греч. monoksilon) – судно, выдолбленное из одного ствола. 66 Константин Погонат – Византийский император с 668 по 685 г. 67 Лев III Исавр – Византийский император, царствовавший в 717–741 гг. 68 Арабы. 69 В греческом православном мире собственно «акафистом», или «акафистным пением» называется только Акафист Божией Матери, за всеми же прочими произведениями этого жанра сохраняется название «икосы» или «херетизмы». 70 Китий – город на южном берегу острова Кипр, близ нынешнего местечка Ларнака. 71 Святой апостол Иоанн Богослов писал Евангелие позже всех, уже после смерти Лазаря. (Кончина Иоанна последовала в начале II века). Время написания первых трех Евангелий: Матфеем – около 41 г.; Марком – 46 г.; Лукой – 61–62 г. Праведный Лазарь преставился в 63 г. по Р. Х. 72 По Софронию, Иоанн Богослов написал свое Евангелие в противовес ереси евионитов, утверждающих, будто Христос не существовал прежде рождения от Марии. 73 Лазар о ма (евр.) – погребальная одежда, плащаница, которой у евреев обычно обвивали тела усопших. 74 В город Ефраим в стране близ пустыни (см. Ин. 11:54 ). 75 Ср.: Быт.37:28: «…за двадцать сребренников». 76 Букв.: «клейкость, вязкость». 77 На Мф. беседа 80. 78 Почему и хотели продать это миро за большую цену и дать нищим ( Мф.26:9 ). 79 В Синодальном переводе — «чистое». 80 Индийское растение, из которого приготовлялось миро (см.: Мк.14:3 ; Ин.12:3 ). 81 То есть древо Креста. 82 На Мф. беседа 84. 83 То есть ел пасху в ночь четверга, хотя положено было в вечер пятницы; но Господь, как истинный Агнец и наша Пасха, в пятницу хотел уже быть закланным – одновременно с прообразующим Его пасхальным агнцем, – и потому заранее вкусил пасху с учениками (см.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Апостолы, как и большая часть иудеев, не были чужды представления о Мессии, как великом земном царе, который должен был избавить Израиля от чужеземного ига ( Лк.24:12 ). Они не могли примириться с тем, что их Божественный Учитель должен умереть позорной смертью, а потом воскреснуть. «Милосерд Ты, Господи: не имать быти Тебе сие», – говорил апостол Пётр своему Наставнику, когда Он предсказал о Своих близких страданиях ( Мф.16:21–22 ). В этих словах апостола Петра отразилось не только настроение его самого, но и всех апостолов. Голгофские же события поселили в них мрачные мысли. Ещё в Гефсиманском саду при появлении воинов они оставили своего любимого Учителя, Того, Которому они недавно обещали, что готовы пойти с Ним всюду и везде ( Мф.26:33–35 ). Только один апостол Пётр следовал за Христом, да и то трижды отрёкся от Него во дворе первосвященника ( Мф.26:69–75 ). Со смертью же Спасителя и Его погребением они схоронили и всю свою отраду, все свои драгоценности сердца. Никто не мог влить живительной силы в их скорбные души, никто не мог заменить любимого и дорогого Наставника. В саду Аримафейском они оставили все свои самые лучшие чаяния и надежды, все свои радости и счастье. Трудно передать и понять то состояние святых апостолов, которое они пережили в данные минуты. Его может до некоторой степени почувствовать тот человек, который сам испытал подобное в своей жизни. Главное, что сокрушало их сердца – это мысль о невозможности победы над смертью, мысль о славном Христовом воскресении. А за этой мыслью следовало и более опасное состояние – страх пред книжниками и фарисеями, боязнь выступить пред иудейским и языческим миром со словом благовестия. Да и о чём было благо– вествовать? Разве только о том, что их Учитель умер как преступник и предан земле? Что Он не имеет власти над узами смерти? Что Он не может теперь их слышать, давать им Свои прежние наставления, разрешать их недоумения, подкреплять их, ободрять? Все эти и подобные мысли вели святых апостолов от воспоминаний о прежних счастливых днях жизни с дорогим Учителем к разочарованию в своих стремлениях и желаниях. И вот Господь, чтобы рассеять эти неправильные и безотрадные мнения святых апостолов, чтобы объяснить непонятный для них смысл последних событий, доказать из Священного Писания, что Ему надлежало войти в славу Свою путём крестных страданий и Воскресения и таким образом укрепить в них веру в Своё Божество, и не просто укрепить, но сделать её неотъемлемой частью их сердца, и являлся им в продолжение сорока дней. Только тогда ученики могли вполне понять Его назначение, Его истинное мессианство, принять и выполнить возложенное на них служение, когда они уверились в действительности воскресения Господа, в Его победе над смертью и тлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Из душевно больных только те излечиваются, которые признают себя больными; кто из них не признает себя больным, тот безнадежен. Мф.23:16 ; 2Пет.2:20–22 сектанты весьма охотно применяют к тем лицам, которые быв сектантами, возвращаются в православие и затем впадают в тяжкие грехи. Такие случаи действительно печальны, но научающие на добро, Церковь Православная и ее проповедник здесь не причем. Когда Кифа – Петр стал ближайшим учеником Господа и затем пал ( Мф.26:69–75 ), то неужели винить в этом нужно Господа и Его святое учение? Так рассуждающему сектанту можно ответить словами Писания: «кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восстановить его» ( Рим.14:4 ). Говорят: «каким образом люди могут за религиозное разногласие преследовать сектантов, если терпит их Господь, Который одинаково солнце и дожди посылает на праведников и на грешников ( Мф.5:44, 45 »)? В ответ на это должно заметить, что, если сектанты подвергаются каким-нибудь наказаниям, то не за разногласие религиозное и не от Церкви. Церковь действует только нравственными средствами, посредством проповеди и увещевания; в случае безуспешности этих мер ее последним средством является молитва (ср. Ин.18:36 ). Когда против сектантов предпринимаются гражданские меры надлежащим образом, то в этом случае власть действует не вопреки слову Божию: ап. Павел сам угрожал, своим ослушникам «жезлом» и «измождением плоти» ( 1Кор.4:20, 5:5 ). Когда к сектантам применяют нежелательные для них названия, напр. сектант, штундист, отступник и пр., то этим выражается не брань, но этим применяют к делу действительное название лиц, согласно слову Божию: Сам Иисус Христос и апостолы неоднократно применяли к своим ослушникам нежелательные для последних резкие названия, каковы – «змеи, порождения ехидны», «сыны дьявола», «стена подбеленная» ( Мф.23:33 ; Ин.8:44 ; Деян.13:10, 23:3–5 ). Что касается слов Спасителя, на которые в рассматриваемом случае ссылаются сектанты, то в них выражаются обязанности частных лиц, а не власти и суда (ср. § 36.) Если милосердый Господь не наказует человека тотчас по совершении им греха, то это не значит, чтобы Господь одобрял согрешающего человека. Миссионерское дело в начальной школе

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

рукописях. С одной стороны, краткая версия выглядит более логичной, поскольку в др. повествованиях (в т. ч. в «Дидахе» и 1-м Послании к Коринфянам, а также в последующей традиции совершения Евхаристии ) фигурирует только одна чаша. С др. стороны, последовательность в Евангелии от Луки иная, чем у др. евангелистов: сначала благословляется чаша, потом - хлеб (что, однако, похоже на последовательность в «Дидахе»). Возможно, 2-я чаша появилась из-за стремления гармонизовать синоптические повествования. То, что длинная версия 3-го Евангелия во многом совпадает с 1 Кор 11. 24-25, может указывать на образец для вставки, но также, наоборот, может подкреплять аутентичность длинного чтения, учитывая то, что, согласно преданию, Л. был учеником ап. Павла. В 75, во мн. ранних унциалах, в сирийских и коптских рукописях, в Вульгате отсутствуют стихи Лк 22. 43-44. В группе f13 они поставлены после Мф 26. 39. В 69 по неясным причинам пропущен также ст. 42. В 75 и в Ватиканском кодексе отсутствует стих Лк 23. 34 (Тертуллиан, обсуждая правку Маркиона, слова «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» также не цитирует - Tertull. Adv. Marcion. IV 42. 4). Однако эти слова есть в Александрийском кодексе; в Кодексе Безы и в Синайском кодексе в этих местах внесены исправления; эти же слова есть в Диатессароне, у Псевдо-Игнатия Богоносца ( Ps.-Ign. Ep ad Eph. 11. 10. 3), у сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. III 16. 9; 18. 5), в «Евангелии евреев» ( Hieron. Ep. 120. 8. 9), в сир. Дидаскалии апостолов, в апокрифических «Деяниях ап. Филиппа» (гл. 132), в Климентинах ( Ps.-Clem. Recogn. 6. 5; Hom. 11. 20. 5) и др. Они учитываются в Канонах Евсевия. Эти слова могут рассматриваться как исполнение пророчества Ис 53. 12 («за преступников сделался ходатаем»). Их присутствие в первоначальном тексте Евангелия косвенно доказывает наличие аналогичной фразы в рассказе об убиении первомч. Стефана (Деян 7. 60). Их удаление могло быть вызвано, с одной стороны, стремлением гармонизовать синоптические повествования, с другой, желанием устранить противоречие богословско-исторического характера: многие рассматривали разрушение Иерусалимского храма как следствие казни невинного Праведника, а значит, молитва Христа к Отцу о прощении всех, кто виновны в Его осуждении и казни, в первую очередь об иудеях, не исполнилась.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Как в крещении Иисус Христос был духовно помазан на великое дело служения и явлен миру, так в Преображении Он получил честь от Бога Отца за Свое пророческое служение в качестве Учителя небесной истины. Ввиду приближения спасительного часа Моисей и Илия должны были слышать об этом из уст Иисуса Христа и явиться вестниками искупления душам умерших. Апостолы имели пронести слово Евангелия по всему миру; но для этого нужно было дать им силу для сохранения веры в Спасителя, как страждущего Мессию, чтобы проповедовать потом Христа распятого, бывшего соблазном для иудеев и безумием для язычников. Таким образом, Преображение Господа было поворотным пунктом искупительной деятельности Спасителя; отсюда должно было начаться первосвященническое служение Христа, послужившее основанием нового благодатного царства, в которое умершие вступают по вере в Господа чрез посредство Моисея и Илии, живущие же – чрез принятие слова апостольского. Но для этого Моисею и Илие необходимо было узнать от Господа об исходе, который Ему надлежит совершить в Иерусалиме ( Лк.9:31 ), а Петр, Иаков и Иоанн должны были видеть славу Спасителя, чтобы с возможной твердостью перенести предстоящее испытание и не соблазниться. Вопрос только в том, почему три, а не все ученики удостоены были присутствия на горе? Вероятно, причина этого в личных свойствах избранных. Дело шло о таком предмете, который требовал слишком большой силы веры, какую не все могли иметь. Верно, конечно, что и очевидцы события не удержались на высоте чистой мессианской идеи: Иаков и Иоанн просили Господа посадить одного по правую, другого по левую сторону Себя ( Мк.10:37 и парал.), а Петр трижды отрекся от Христа ( Мф.26:34,69–75 и парал.), но это значит только, что божественное действие и наставление не насиловали природы и не лишали апостолов свободы. Сам Спаситель предвидел неизбежность соблазна учеников ( Мф.26:31 ), но Он дал им указания, которые бы самостоятельно привели их к вере в Распятого. Поэтому, удостоивши Петра, Иакова и Иоанна быть свидетелями Своей власти над смертью ( Мк.5:37 ; Лк.8:51 ) и небесного прославления в Преображении, Христос только их берет с Собою в сад Гефсиманский и делает очевидцами Своего уничижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Глава 26 1–5. Совещание о предании Христа смерти. – 6–13. Помазание Его в Вифании драгоценным миром. – 14–16. Предательство Иуды. – 17–19. Приготовление пасхальной вечери. – 20–25. Обличение предателя. – 26–30. Установление Таинства Причащения. – 31–35. Предсказание об отречении Петра. – 36–46. В Гефсимании. – 47–56. Взятие под стражу. – 57–68. Суд и поругание. – 69–75. Отречение Петра. Мф.26:1 .  Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: Как нужно думать, это было во вторник на Страстной неделе, т.е. в тот же день, когда сказаны были речи, изложенные в 24-й и 25-й главах. На слова Лк.21:37–38 можно смотреть как на краткий очерк предшествующей истории. Но их едва ли можно считать введением к дальнейшей речи евангелиста. Начиная рассказ о последних днях земной жизни Христа, Матфей употребляет вместо обычного «тогда» еврейский оборот речи. Буквально: «и было, когда Иисус окончил» и т.д. Эта формула повторяется у Матфея пять раз ( Мф.7:28, 11:1, 13:53, 19:1 ), всякий раз по окончании речей Иисуса Христа, у Марка – 4 раза, у Луки – 43 раза, в Деяниях – 18 раз. Здесь у Матфея формула может считаться точным указанием времени произнесения дальнейших слов 2-го стиха. Но если евангелист в указанных выше цитатах говорит просто: «и было, когда окончил Иисус слова сии» или «наставления», «притчи» – то здесь к выражению «слова сии» прибавляется πντας – «все слова сии». Это значит, что Спаситель окончил теперь всю Свою проповедь народу. В дальнейшем рассказе синоптиков до Воскресения не приводится, действительно, никаких длинных речей Христа народу. Длинная речь, изложенная у Иоанна в главах 14–17, обращена только к ученикам. Первый стих разбираемой главы относится ближе всего, конечно, к речам, изложенным в главах 24–25, но можно толковать стих и в более общем смысле, что учительная деятельность Христа теперь окончилась и это совпадало с началом Его первосвященнического служения. Omnia dixerat, quae dicenda habuerat (все сказал, что было нужно). «Хотя Он и часто терпел от козней иудеев, однако они не могли нанести Ему никакого вреда, потому что диавол отошел от Него до времени; Он не мог подвергнуться страданиям, пока не окончил всех речей Своих, которые предполагал произнести перед Своими учениками» ( Ориген ). Ср. Втор.31:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.26:75.   И изшед вон плакася горько . И выйдя вон, плакал горько. Вышел вон боясь, чтобы не схватили и его как плачущего; а плакал он не как-нибудь, а горько. Марк (14, 72) сказал, что он начал плакать. Иоанн опустил это, как рассказанное другими. Видел грех, посмотри и на раскаяние. Для того и записаны как грехи, так и раскаяние святых, чтобы мы, согрешив, подражали их раскаянию. Падение Петра допущено не только по указанным причинам, но и для того, чтобы он научился прощать согрешающих, зная их слабость из своей собственной, — так как он должен был быть поставлен пастырем, — затем, чтобы, совершая великие чудеса, был смиренномудрым и, помня о своем падении, все приписывал Богу; [подобно этому и апостол Павел, по допущению Божию, боролся с искушениями, чтобы он не превозносился, как сам сказал (2 Кор. 12:7), — но преимущественно для того, чтобы для согрешающих был прекрасный пример раскаяния. Если первый из учеников, который видел и совершил такие чудеса, пал до отречения, но после того, как сознал свое преступление и раскаялся, не только в короткое время смыл его, но был поставлен пастырем других учеников и совершал многие и великие чудеса, — то никакому грешнику не нужно отчаиваться, но тотчас же покаяться, взирая на богатство милости Господа. И здесь нужно заметить, что, по словам Матфея (26, 59, 67, 69) и Марка (14, 55, 65, 66), сначала происходил допрос у первосвященника, затем поругание над Иисусом Христом иудеев, а после того — отречения Петра; а по словам Луки (22, 56, 63, 66), сначала — отречения Петра, затем — поругание, а после того, когда уже наступил день, происходил допрос. Те не только рассказали случившееся, но обратили внимание и на порядок событий; а Лука, занявшись только рассказом о случившемся, не обратил внимания на самый порядок событий. Глава XXVII Мф.27:1—2.   Утру же бывшу, совет сотвориша вси архиерее и старцы людстии на Иисуса, яко убити Его: и связавши Его ведоша и предаша Его Понтийскому Пилату игемону . Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Помнили ль вы, что тела ваши – храм Св. Духа (Кор.6:19) или, забыв об этом, сквернили их, предаваясь пьянству, разврату и иным порокам? Не совершили ль вы каких-либо тяжких преступлений? Не надругались ли над святынею, не богохульствовали ли? Не оклеветали ль кого? Не причинили ли кому иного большего вреда? Отца или мать не оскорбили ли когда? Не убили ли кого? Стараетесь ли укрепляться в нашей св. православной вере и других утверждать в ней? Не пренебрегали ли благодатною помощью Церкви? Не забывали ли храма Божия? Памятуете ли вы, что Церковь Христова ныне со всех сторон обуревается различными ветрами ложных учении, злобы и всякой неправды, и готовы ли вы в эту пору со всем усердием послужить ей и образом жития своего, и разными трудами своими? Помирились ли вы со всеми перед исповедью? Вспомните и все иные, содеянные вами как в минувшее лето (год), так и ранее, если вы в них еще не каялись, грехи свои! Сознайте их преступность, оплачьте их и покайтесь в них! Чем глубже заглянете в свою душу, чем ярче осветите ее светом правды и евангельского закона, тем яснее обнаружатся перед вами раны и болезни вашей души, разнообразные ваши грехи, тем сильнее сознаете вы свою виновность перед Богом. И чем глубже восчувствуете вы свои грехи и чем горче оплачете вы их, тем больше очистится ваша душа, тем ближе подойдете вы к Богу, источнику всякой правды, света, добра и счастья. Поэтому не закрывайте своих духовных глаз, чтобы не видеть своего внутреннего безобразия! Не страшитесь узреть и наготу, и срамоту своей нагрешившей души! Как бы ни было велико падение грешника, человеколюбие Божие больше его. Как бы ни была обезображена, загрязнена разными грехами человеческая душа, искреннее и глубокое раскаяние грешника перед Господом отмывает всякую нечистоту. Савл был ожесточенным гонителем христиан ( Деян.8:1–2 ; Деян.9:1–2 ) и, однако, после раскаяния сделался величайшим из апостолов. Ап. Петр трижды отрекался от Христа ( Ин.18:15–18 ; Мф.26:58 ; Мф.26:69–75 ; Мк.14:66–72 ; Лк.22:54–62 ), но, после того как он горько оплакал свой грех и исповедал любовь к Господу, он снова был восстановлен в апостольстве ( Ин.20:15–19 ). Мария Египетская была величайшей грешницей, но слезное раскаяние и подвиг сделали ее величайшей праведницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Об отречении Петра рассказывают также три Евангелиста-синоптика ( Мф. 26:69–75 ; Мр. 14:66–72 ; Лк. 22:55–62 ), однако только Иоанн объясняет, каким образом Петр попал во двор первосвященника: он был приведен туда безымянным учеником. О каком дворе идет речь? Неизвестно, проживал ли Анна в отдельном от Каиафы доме, или занимал одно из крыльев первосвященнического дворца, в котором жил Каиафа, или пришел по данному случаю во дворец первосвященника. Если Анна занимал какие-то помещения во дворце Каиафы, тогда у них мог быть общий двор. Это важно отметить, поскольку упоминаемый у Иоанна «двор первосвященнический», где, согласно этому Евангелисту, произошло отречение Петра, мог быть как двором Анны, так и двором Каиафы, а мог быть одним и тем же двором, что лучше согласуется со свидетельством синоптиков. Впрочем, даже если Анна и Каиафа жили отдельно, рассказ Евангелиста совсем не обязательно понимать в том смысле, что Иисуса привели к Анне на дом: встреча могла произойти в одном из помещений официального первосвященнического дворца, куда Анна пришел специально для того, чтобы встретиться с Иисусом. Под безымянным учеником, неоднократно упоминаемым в Евангелии от Иоанна ( Ин. 1:35–40; 13:23; 18:15; 19:26–27; 19 :35 Ин. 20:2; 21:7; 21:20–21; 21:24 ), следует понимать самого Евангелиста. О том, что «другой ученик», он же «ученик, которого любил Иисус», есть не кто иной, как сам Иоанн, свидетельствуют как внутренние данные четвертого Евангелия, так и многовековая церковная традиция, и современная наука не нашла убедительных доводов, чтобы опровергнуть эту атрибуцию. Каким образом, однако, он был знаком с первосвященником, остается загадкой. Иоанн Златоуст видит в «другом ученике» того недостающего свидетеля, с чьих слов история отречения Петра стала известной. В отличие от синоптиков, Иоанн разбивает рассказ об отречении Петра на две части: сначала говорится о первом отречении, затем о допросе у первосвященника Анны и далее – о втором и третьем отречениях. В своем толковании на рассказ из Евангелия от Иоанна о первом отречении Петра Иоанн Златоуст говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сараффия — жительница Сарепты (Царфат), города на юге современного Ливана, вдова, которая приютила пророка Илию и в дни голода поделилась с ним последним, что у неё было. За это мука в кадке и масло в кувшине у вдовы чудесным образом не кончались, а когда внезапно заболел и умер её сын, пророк Илия воскресил его ( 3Цар.17:9-24 ). Попали Илия иногда дващи пятьдесят Иезавелиных, егда студныя пророки погуби, во обличение Ахаавово, но бегай подражания двою, душе, и укрепляйся. Иезавель — супруга нечестивого царя Ахава, дочь царя сидонского. С собой из Сидона она привезла культ Ваала и Астарты и жрецов этих идолов. Вместе с царём Ахавом Иезавель была жестокой преследовательницей пророков. После казни Ахавом многих пророков Божиих Илия перед всем народом доказал, что ложными являются пророки Ваала, а не Божии. Илия молитвой низвёл с Неба огонь на жертву, тогда как языческие жрецы Иезавели этого сделать не смогли. Тогда народ схватил 850 языческих жрецов, которых казнил пророк Илия. ( 3Цар.18:17-40 ). После смерти Ахава пятьдесят воинов Иезавели пришли схватить пророка Илию за то, что он обличал нового царя — её сына Охозию — в идолопоклонстве. Пророк Илия своей молитвой низвёл на них огонь с Неба и попалил их. Это не устрашило царя Охозию, и он снова послал пятьдесят воинов, которых ожидала та же участь ( 4Цар.1 ). Охозию и Иезавель, как и Ахава, в наказание за беззакония ожидала преждевременная смерть. Охозия выпал из окна и умер спустя два года после воцарения, его мать Иезавель выбросили из окна заговорщики и оставили её тело на улице на растерзание псам. Песнь 8 Яко разбойник, вопию Ти: помяни мя; яко Петр, плачу горце: ослаби ми, Спасе; зову, яко мытарь, слезю, яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда хананеино. Пётр — апостол Пётр. После того, как трижды отрёкся от Христа ( Мф.26:69-75 ;  Мк.14:66-72 ;  Лк.22:55-62 ;  Ин.18:15-18, 18:25-27 ), всю оставшуюся жизнь оплакивал свой поступок. Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов; касаюся края ризы, яко кровоточивая, плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kto-est-kto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010