Если же этого не признаем, то личность Христа останется неразрешимой загадкой в истории рода человеческого. Человек без всякой духовной и нравственной слабости, без заблуждений и грехов, Человек, в Котором все добродетели проявляются в высшем совершенстве и совершеннейшей гармонии, Которому бесчисленные миллионы последователей почти два тысячелетия уже стараются подражать, но никогда вполне не успевают в том, такой Человек, несомненно, не есть только человек, но в то же время и Высшее Существо – Богочеловек: в Нем соединяются в одном лице естество Божеское и человеческое. С признанием Иисуса Христа Богочеловеком, для нас становится понятным все величие и все совершенства Его: Его высшая мудрость, проявляющаяся в учении и делах, Его небесная кротость, Его неизреченное человеколюбие, безграничное терпение в страданиях и смерти, Его Божественная святость, словом, все те совершенства Существа Его, которыми Он неизмеримо возвышается над всеми самыми совершенными людьми. О Божестве Иисуса Христа ясно и определенно говорится в Слове Божием. Так, по свидетельству евангелиста, Сам Иисус Христос спросил однажды о Себе учеников Своих: «за кого вы почитаете Меня?». Симон Петр от лица всех апостолов ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16:15–16). На вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Божий?» Иисус Христос ответил утвердительно (Мф.26:63–64). Иудеи искали убить Его за то, что Он «делал Себя равным Богу» ( Ин.5:18 ). Он говорил о Себе: «Я и Отец одно» ( Ин.10:30 ). Иудеи обвиняли Иисуса Христа на суде пред Пилатом за то, что Он «сделал Себя Сыном Божиим» ( Ин.19:7 ). Ап. Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). Кроме Апостолов, и другие очевидцы жизни и дел Иисуса Христа также свидетельствуют о Божестве Его. Инн Креститель говорит: «Я не знал Его (Мессии–Христа), но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Ин.1:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Если происхождение клятвы обусловливается существованием среди людей лжи, обмана, недоверия и подозрительности, то отсюда нет никаких оснований заключать, что клятва есть зло. Клятва именем Божиим не зло, а добро, так как побуждает людей к правдивому, честному выполнению лежащего на них того или другого долга, укрепляет доверие к показаниям и обещаниям и таким образом является одним из лучших средств для победы над злом той среды, в которой живут и действуют христиане. 546 4) Мы и без клятвы именем Божиим говорим правду, почему и отказываемся от присяги. Сектанты, говоря так о себе, горделиво превозносятся своею правдивостью и забывают слово Божие: не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь ( 2Кор.10:18 ; ср. Рим.12:3 ). Неужели они по своему нравственному совершенству выше апостола Иоанна, учившего: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас?» ( 1Ин.1:8 ). Наша личная правдивость, если бы даже и была несомненною, не дает права отказываться от присяги в особенных случаях, так как другие люди бывают лишены возможности знать о ней. Сама воплощенная Истина ( Ин.14:6 ) Иисус Христос, когда видел недоверие к Себе, ссылался на Бога Отца во свидетельство истинности Своих слов, а по Его примеру поступал и апостол Павел. Отказываясь от клятвы и присяги под предлогом своей правдивости сектанты ставят себя выше Иисуса Христа, принявшего присягу на суде ( Мф.26:63–64 ) и сказавшего: ученик не выше учителя, а слуга не выше господина своего: довольно для ученика, что бы от был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его 547 ( Мф.10:24–25 ). 5) Принявшие присягу часто говорят ложь и не исполняют своих обещаний, посему присяга излишня. Люди по свойственной им греховности злоупотребляют не одной только присягой, а и многими другими благами: Священным Писанием ( 2Пет.3:16 ), свободой ( Лк.15:12–16 ; Гал.5:13 и др.), здоровьем, языком ( Иак.3:5–12 ) и др., но отсюда никак не следует, что все это, и в том числе присяга, не есть добро, а потому излишня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13,14).    Читатели Нового Завета едва ли могут усомниться в том, что именно на это видение ссылался Господь, именуя Себя Сыном Человеческим в нескольких изречениях. Иудеи единодушно видели в словах Даниила указание на Мессию, Которого они мыслили, как судью всех народов, восстановляющего царство Израилево и подчиняющего ему все племена земные. С этим вопросом обращается к Нему Никодим: Ты ли Тот, Кто должен придти согласно пророчествам? Господь не отрицает этого, но, во-первых, указывает на то, что Он не есть просто возвеличенный человек, как иудеи понимали пророчество Даниила, но умаливший Себя Бог, а во-вторых, что Он не является вопреки их ожиданиям (основанным на неправильном разумении того же пророчества), как судья, или если является таковым, то в совершенно ином, чисто моральном смысле. Только при такой безмолвной ссылке собеседников на пророчество, становится понятной последовательность беседы. Да, Я Тот, Который дойдет до Ветхого денми, но знай, что «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий, сый на небеси. Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови...» (Ин. 3:13,17).    Еще яснее близость следующих Христовых слов к видению Даниила: «Егда сядет Сын Человеческий на престоле славы..., сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома израилевыма» (Мф. 19:28). Сюда же относятся слова ап. Павла: «Разве вы не знаете, что святые будут судить мир» (1 Кор. 6: 2).    Но особенно ясное и уже совершенно несомненное сближение Своей личности с пророчеством Даниила мы находим в ответе Господа Каиафе на вопрос «ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я, и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк. 14: 61-62; Мф. 26: 64). Приведением пророчества Господь отклонял от Себя обвинение в богохульстве — что Он, будучи человеком, делает Себя Богом (Ин. 10: 33). Это особенно ясно по Евангелию от Луки. «И сказали: Ты ли Христос, скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите, если же... спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня» (Лк.22:67-68). Очевидно, Господь хотел их спросить по видению Даниила (как прежде спрашивал по Пс. 109), кто есть тот Сын Человеческий, который был уравнен Ветхому денми, — ибо далее Он приводит это видение: «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (Лк.22:69). Это была цитата, но чтобы обвинить Христа в богохульстве, нужно было добиться, относит ли Он ее к Себе. «И сказали все: итак Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я» (Лк. 22:70).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И как же диавол будет спасать? Где диавол, там и темница – грех, смерть и ад. Только Христос имел силу, божественную несравненную силу, чтобы из этой темницы выводить и спасать души людские. Сыне, прощаются тебе грехи твои! Юноша... встань! Лазарь, иди вон! Своим могущественным словом Он разрывал узы грешников и выводил мертвых на свет жизни. Своим сошествием во ад Он разорил престол сатаны и освободил души праведников. Своим Воскресением Он явил полно и совершенно власть Свою необоримую над всеми узами диавольскими, над всеми кознями адскими и над последним врагом – смертью. О, Господи, Победителю диавола, Освободителю от греха, Воскресителю мертвых, Тебе поклоняемся и Тебя молим: освободи нас, воскреси нас и благослови нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 8 Сентября. Поучение о страданиях Христа, каких Исайя предвидел Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания ( Ис.50:6 ) Это пророчество, братья; а теперь слушайте о точном исполнении этого пророчества: Тогда (Пилат)...бив, предал на распятие ( Мф.27:26 ) – разве это не пророком предсказанное: Я предал хребет Мой биющим? Слушайте дальше: ...один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке...( Ин.18:22 ); и еще: И, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? ( Лк.22:64 ) – разве это не пророком предсказанное: предал... и ланиты Мои поражающим? Слушайте и далее: насмехались над Ним ( Мф.27:29 ); И били Его по голове тростью, и плевали на Него... ( Мк.15:19 ) – разве это не пророком предсказанное: лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания ? Посмотрите, братья, сколь точно пророчество, слово в слово точно. Посмотрите с ужасом, как ясновидящий человек Божий провидел сквозь стены в несколько сотен лет яснее, чем обычный глаз видит дно чистого мелкого ручья! Это Бог силой Своей неодолимой раскрыл дух человека смертного, чтобы он духом видел события в дали так ясно, как телесными глазами видят вещи вблизи. А как же Сам Бог Всевидящий провидит сквозь мозг костей наших, сквозь туман помыслов наших, сквозь все тайны сердец наших? Он присутствует при рождении мыслей наших еще до того, как они появляются, и желаний наших еще до того, как они зачнутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И сам Спаситель не уничтожает совершенно клятвы, а допускает ее в важных, требуемых законом случаях, осуждая лишь случаи легкомыслия, как показал пример Ирода, поклявшегося Соломии, дочери Иродиады, дать даже до полцарства ( Мф.14:7 ), и пример Иудеев, поклявшихся не принимать пищи, доколе не убьют Апостола Павла ( Деян.23:12 ). Сам Бог в ветхом завете, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность воли своей, употребил в посредство клятву ( Евр.6:17 ). Потом Спаситель подтвердил тоже на суде Каиафы, когда этот первосвященник сказал Ему: «заклинаю тебя Богом живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий, сказал Иисус: ты рекл еси…» ( Мф.26:63–64 ). Четвертая заповедь Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя; в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему. Этою заповедью Господь повелевает освящать или посвящать на особенное служение Ему седьмой день или субботу, в воспоминание того, что в седьмой день Сам Господь окончил творение, совершенное в продолжении шести дней. Человек окружен нуждами, потребностями, требующими удовлетворения для поддержания своей жизни, – естественно, ему нужно и время для этого, с другой стороны нужно время отдохновения для своей телесной природы, утомляющейся постоянной деятельностью 14 . Поэтому седьмой день и служит для него как день молитвы или благодарной к Господу за оказанное содействие, или просительной, чтобы Он помогал ему и впредь, – там и днем отдыха от телесных трудов. Почему и сказал Господь: «суббота Господу Богу твоему». В ветхом завете точно соблюдалось это повеление Господне, день субботний святился, как праздничный день в неделе. Евреи, не признавшие Иисуса Христа Богом, и отвергшие как Его учение, так и чудеса, остались и доселе верными букве закона и своим преданиям Отцов (изложенным в Талмуде и Кабалле). В Церкви христианской, основанной на честных заслугах Спасителя, освященных величайшим чудом воскресения Его (потому что если бы Христос не воскрес, то не имели бы значения искупительного самые страдания), с самого начала ее положено посвящать на служение Богу день воскресный, или первый день недели, как постоянный памятник этого великого события на земле – торжества жизни над смертью , царствовавшей в роде человеческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/opyt-ob...

Иер. 4:2 ). И, действительно Сам Христос и Апостолы, запретив клясться всякими ложными клятвами (Мф. 5:33–37, 23:16–22; Иак. 5:12 ), признавали необходимым употребление клятвы именем Божьим в важных случаях и сами призывали во свидетельство своих слов Господа Бога. Так, на слова первосвященника: «заклинаю тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Иисус говорит ему: «ты сказал», т. е., да, Я Сын Божий (Мф. 26:63–64). И св. ап. Павел учит: «люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их» ( Евр. 6:16 ). Он же неоднократно, для подтверждения истинности своих слов, призывает во свидетели Бога, что делают люди и во время клятвы или присяги: «Свидетель мне Бог, говорит он, Которому служу духом моим, во благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» ( Рим. 1:9, 9:1 ); «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф» ( 2Кор. 1:23 ). Что касается формы, или порядка клятвы ветхозаветной, то она произносилась обыкновенно в храме, перед «Лицом Господним» ( Чис. 5:16–18 ), или перед жертвенником ( 3Цар. 8:31 ), причем клятва произносилась на судах, не теми, кто должен был давать ее, а приводившими к ней ( Чис. 5:20–22 ). Эта форма клятвы удержана и в Новом Завете христианами, в частности и у нас, при приводе к присяге. Таким образом, клятва, или присяга именем Божьим, повелена, в важных случаях, Самим Богом и подтверждена примерами ветхозаветных святых, Самим Христом и св. ап. Павлом. Сектант Объяснения православного 1) Клятва именем Божьим есть нарушение 3–й заповеди, которая учит: «не произноси имени Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» ( Исх. 20:7 ). 1) Третья заповедь вовсе не запрещает призывать имя Божье, иначе нельзя было бы и молиться Богу; не запрещает она и клясться именем Божьим, ибо Сам Бог сказал через Моисея: «Его именем клянись» (Вт. 6:13). Запрещает третья заповедь произносить имя Божье «напрасно», «всуе», т. е. легкомысленно, без особой нужды, без благоговения, когда люди, например, божатся из–за пустяка, произносят имя Божье в пустых, даже неприличных, разговорах и т. п., чем оскорбляется величие Божье. Вот чем нарушается третья заповедь, а не благоговейным призыванием имени Божьего в клятве или присяге для сохранения правосудия или охранения общественного, или государственного порядка, ибо в этих случаях произнесение имени Божьего в клятве есть та же общественная молитва к Богу, призываемому во свидетели справедливости слов или верности обещаний 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Князь учеников (Симон Петр) подпал поражению и искушению, дабы стать врачом раненых. И так как преступники, пожалуй, могут стыдиться совершать покаяние, то Господь посредством Симона-преступника побудил их обращаться к Нему, Который выше всех преступников. Ночью отвергся Симон, а днем исповедал (Ин. 21:4–10). У огня отвергся (Ин. 18:17–18), у огня и исповедался. Где отвергся, (там) земля была свидетелем; где исповедался, (там) море и земля, сообразно природе своей, явились свидетелями. Поскольку языком своим отступил и отвергся, то сам себя подверг игу и мышцы свои отдал кресту, так что униженно просил, чтобы распяли его головой, обращенной вниз. «Отныне узрите вы Сына Хеловеческого, что Он идет в облаках светлых с Ангелами небесными. Тогда первосвященник коснулся рукой краев одежды и разодрал верхнее одеяние свое» (ср.: Мф. 26:64–65), потому что оно раздавливалось силой нового вина (Мф. 9:17). Но скажем и то, что все, что Бог хотел соделать чрез Единородного Своего, Он предзнаменовал в творениях и, кроме того, предызобразил на праведниках Своих. В месяце арекк (в марте) цветы прорывают недра свои и выходят наружу, и, оставив недра свои обнаженными и пустыми, сами становятся венцом других. Точно так же в месяце арекк первосвященник разрушил священство свое и оставил его обнаженным и пустым, и священство перешло и остановилось на Спасителе нашем. Христос заставил молчать уста их, но они возбудили против него шум и смятение свидетелей. Господь заговорил, потому что спрашивали Его, и сделал так, что одежды их разодрались. «И взяли и повели Его на судилище, и отдали в руки Пилата, и сами не вошли внутрь двора, чтобы не оскверниться, (но) чтобы сперва съесть агнца в святости» (ср.: Ин. 18:28). О фарисеи! вот вы слышали: «вот Агнец Божий, Он Своим закланием берет на Себя грехи мира» (ср.: Ин. 1:29); итак, почему было необходимо (для вас) в тот же день, когда закалался агнец вашего спасения, приносить в жертву также и Агнца нашего спасения? Господь сделался защитником истины и пришел, и молчал пред Пилатом, потому что Истина подвергалась насилию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Когда же Иисус образно назвал иудеев рабами, а они поняли его буквально, то Он также объяснил, что Он имел в виду не обычное порабощение, а рабство греха ( Ин.8:32–34 ). Или, когда Христос сказал ученикам о пище иносказательно, а Его поняли прямо, то Он тут отвёл их от заблуждения: «Моя пища есть творить волю пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:31–34 ). Также, когда Спаситель образно сказал о закваске фарисейской, а ученики поняли Его слова буквально, то и здесь Он пояснил, что говорит не о хлебе, а об учении фарисеев ( Мф.16:6–12 ). Подобным образом Господь поступил и в другом случае: «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» ( Ин.11:11–14 ). Здесь же (в Ин. 6 гл.), несмотря на то, что Его всё больше и больше не понимают и всё больше соблазняются Его словами, Христос этого не делает. Напротив, всеми Своими словами Он лишь подтверждал то, что Он говорит прямо, а не образно. Во-первых, после первого недоумения иудеев Он им отвечает: « истинно , истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Итак, вместо объяснения того, что Он говорит образно, Господь с ещё большей ясностью и прямотою настаивает на Своих словах, прибегнув к выражению «истинно, истинно говорю вам», которое Он употреблял только в случаях произнесения наиважнейших догматов веры. Во-вторых, после второго недоумения, происшедшего уже в среде Его учеников, «Господь – пишет митр. Макарий – чтобы убедить их в возможности такого чудесного вкушения, указал на другое чудо, на Своё будущее вознесение, на которое Он указывал только в редких случаях, как на самое сильное доказательство своей божественной власти в деле учения и истинности своей проповеди ( Ин.1:50–51 ; Мф.26:13,64 ). «Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? " " .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Мздовоздаяние после частного суда не есть окончательное, это лишь состояние предвкушения блаженства или мучения и, следовательно, возможно изменение участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная Литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, " исхищают от уз ада их души " (Православное исповедание, чл. 64) и вспомоществует им в достижении блаженного воскресения (Пространный Катихизис, чл. 11). В возможности изменения загробного состояния нас убеждает то, что грешники принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. И хотя сами они не могут освободиться, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т. к. Господь сказал: " И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю... " (Ин. 14, 13); " И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите " (Мф. 21, 22). Христос имеет " ключи ада и смерти " (Откр. 1, 18). Он же говорит о возможности отпущения грехов в будущей жизни: " ...если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем " (Мф. 12, 32). Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена, например во Втор. (26, 14) и Исх. (16, 17) говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем. В Вар. 3, 4—5 содержится молитва о прощении грехов усопших: " Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших " . Иуда Маккавей о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли, молился так: " ...да будет совершенно изглажен содеянный грех... " (2 Мак. 12, 42). Затем по распоряжению Иуды было собрано 200 тыс. драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву — " ...да разрешатся от греха " (2 Мак. 12, 45). В Новом Завете прямых указаний на молитвы за усопших нет. Правда, по мнению многих толкователей, как древних, так и современных, таким указанием является молитва ап. Павла об Онисифоре: " Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день... " (2 Тим. 1, 18). Здесь прямо не сказано, что Онисифор, о котором молится Павел, умер, но сам контекст, в котором содержится это молитвенное обращение ап. Павла, говорит в пользу того, что Онисифора к тому времени уже не было в живых.

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010