«Остановитесь, – сказал Он ученикам, готовым поддержать Петра. – Вложи меч твой в ножны, – продолжал Господь, обратясь к Петру, – все, поднявшие меч (против законной власти, какова бы она ни была), мечом погибнут. «Или мнится ти, яко не могу ныне умолити Отца Моего, и представит Ми вящше, нежели дванадесяте легиона ангел? Но» (в таком случае) «како сбудутся писания, яко тако подобает быти?» (Мф.26:53.) « Чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити?» (Ин.18:11.)   Обличая таким образом безвременное усердие учеников, Иисус в то же время изгладил следы его. Прежде чем слуги связали Ему руки, Он прикоснулся к уху Малха (так назывался слуга, раненный Петром) и исцелил его. Такое соединение величия и кротости, силы и беззащитности еще на несколько мгновений остановило буйную толпу. Между тем, ученики, пользуясь ее смятением и нерешительностью, один за другим начали удаляться с такой поспешностью и таким невниманием к положению своего Учителя, что один из них, впоследствии описывая это обстоятельство, почел за долг сказать: «тогда вси оставльше Его бежаша» (Мф.26:56). Ибо после того, как увидели, что Богочеловек не хочет защитить Себя ни сверхъестественными, ни естественными средствами, страх тотчас подавил все прочие чувства и заставил их думать только о своем спасении, которое было возможно лишь путем немедленного бегства.   Последние слова, которые слышали ученики из уст своего Учителя, были сказаны в упрек начальникам стражи и фарисеям. «Как будто на разбойника пришли вы с мечами и дреколием, чтобы взять Меня, – говорил им Господь с прежней, Ему свойственной властью. – Не всякий ли день бывал Я с вами в храме, сидел там и учил, и вы не брали Меня? Но се есть ваша година и область темная!.. Да сбудется писание» (Мк.14:49)... Упрек этот был не только совершенно справедлив, но и весьма нужен. Начальники стражи, а особенно члены синедриона (Лк.22:52) должны были понять из этих слов, что они сами стали причиной неприятного поступка одного из учеников Иисусовых, дозволив себе обращаться с беззащитным и всеми уважаемым человеком, как с грабителями и злодеями.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=600

А Апостолам Иакову и Иоанну, желавшим низвести огонь с неба на самарян, которые не приняли Христа в свое селение, Он сказал: " Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать " (Лк.9:55-56). Святой великий Иоанн Предтеча Господень, обличая религиозно-национальное высокомерие фарисеев и саддукеев, говорил: " Не думайте говорить в себе: " отец у нас Авраам " , ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму " (Мф.3:9). Поэтому Апостолы Христовы по примеру своего Учителя не гнушались людей неиудейского происхождения. Апостол Петр проповедью веры римскому сотнику Корнилию (Деян.10) и апостол Филипп, крестивший эфиопского евнуха (Деян.8:26-39) положили начало вхождению в Церковь других народов, а апостол Павел, продолжая это благовестие Христа всем народам сделался по повелению Господа " апостолом народов " (Деян.2:21). На Апостольском Соборе в Иерусалиме апостол Петр говорил, что Сердцеведец Бог " не положил никакого различия " (Деян.15:9) между иудеями и другими народами, а апостол Иаков напомнил (Деян.15:13-17) участникам Собора слова пророка Амоса: " Воссоздам скинию Давидову... падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие " (Амос.9:11-12). Святая Церковь признает право наций, но отвергает национальный эгоизм. Более того, все национальное в Церкви ценно, ибо освящается и пронизывается божественным. В великом доме Отца Небесного каждому народу определено занимать только одну ему предназначенную обитель (Ср.Ин.14:2). Каждая нация должна делать свой вклад в общее дело спасения человека. На основании Новозаветного откровения обнаруживается несостоятельность горделивых националистических притязаний различных народов. Отвергая греховное стремление людей властвовать над себе подобными, Сын Божий призывает к взаимному братскому самопожертвованию в союзе любви, говоря: " Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою " (Мф.20:25-26). В христианстве нет и не должно быть места спорам о первенстве ни между людьми, ни между народами. Устами святого апостола Павла христианство провозглашает, что во Христе нет и не должно быть никаких разделений: " ни Эллина, ни Иудея... варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос " (Кол.3:11), " ибо все вы одно во Христе Иисусе " (Гал.3:28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/415/...

В тоже время Господь Иисус, прикоснувшись к уху пораженного Петром слуги, исцелил его, и сказал фарисеям и старейшинам Иудейским, пришедшим с толпою: «как будто на разбойника пришли вы с мечами и дреколием, чтобы взять Меня. He всякий ли день Я был с вами в храме, сидел там и учил, и вы не брали Меня? Но, се есть ваша година, и область темная!.. Да сбудется Писание!..» ( Мф.26:55 ). Из этого упрека, члены Синедриона должны были выразуметь, что они сами причиною неприятного поступка, сделанного одним из учеников, – дозволив себе употребить против беззащитного и всеми уважаемого человека такие средства, какие употребляются только против грабителей и злодеев. Тогда все ученики, оставив Иисуса, бежали; ( Мф.26:56 ), а стражи, связав Его повели в Иерусалим. Только двое из учеников, Петр и Иоанн, возвратясь из бегства, в некотором отдалении следовали за толпою, ведшею Иисуса ( Ин.18:15 ). XLVII. И. Христос у первосвященника Анны Его сперва привели к бывшему – прежде первосвященником – Анне, который был тесть Каиафе – настоящему первосвященнику. Анна начал допрашивать Иисуса об учениках и учении Его. Иисус отвечал: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил». Когда Он сказал это, один из слуг, стоявших вблизи, ударил его по ланите, и вскричал: «так-то Ты отвечаешь первосвященнику!» «Если Я сказал худо, отвечал Иисус, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» Анна приказал отвести Его к Каиафе, который известясь о взятии Иисуса, спешил собрать к себе членов Синедриона. ( Ин.18:19–24 ). XLVIII. Отречение Петра и его покаяние Между тем в то время как ввели Иисуса во двор Анны, вошел туда и Апостол Иоанн, так как он был знаком в доме первосвященника, а Петр оставался за воротами. Потом Иоанн вышел и сказал привратнице, чтобы она впустила Петра. Когда Петр вошел, привратница говорит ему: и ты не из учеников ли этого человека? Петр сказал: нет.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вопрос. Как пророчествует о сем пророк Иеремия? Ответ. «У священников-левитов не будет недостатка в муже пред лицем Моим, во все дни возносящем всесожжение, сожигающим приношения и совергающем жертвы» (38:18). Вопрос. Что говорит о сем ап. Павел? Ответ. «Мы имеем жертвенник, от котораго не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр.13:10 ). Вопрос. Следуют ли штундисты сему учению Св. Писания о евхаристической жертве? Ответ. Нет; у них нет ни жертвенника, ни священников, ни жертвы, которые имеет истинная Церковь Христова. Вопрос. Евхаристическая жертва действительно ли есть жертва умилостивительная? Ответ. Она действительно есть умилостивительная жертва за живых и умерших. Вопрос. В каком смысле она есть умилостивительная жертва за живых? Ответ. В том смысле, что она достойно участвуюших в ней и ее причащающихся очищает от грехов, и вместе с сим чрез внутреннее их обшение и единение со Христом вносит в их природу зачаток новой во Христе жизни и делает их причастниками и наследниками жизни вечной. «Сия есть Кровь Моя Новаго Завета за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:28 ). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем; как послал Меня живый Отец и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:56–57 ). Вопрос. В каком смысле она есть умилостивительная жертва за умерших? Ответ. Когда мы молимся за умерших, хотя бы они были и грешники, и приносим закланнаго за грехи наши Агнца, то за них и за себя умилостивляем человеколюбивого Бога – «Сия есть Кровь Моя Новаго Завета за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:28 ). Вопрос. Крестная жертва не удовлетворила ли Божественное Правосудие за грехи людей? Ответ. Совершенно удовлетворила; но жертва крестная и евхаристическая есть одна и та же жертва. Вопрос. В таком случае не достаточно ли одной крестной жертвы? Зачем каждый день повторять одну и ту же жертву? Ответ. Заслуги и сила крестной жертвы бесконечны; но они должны быть усвоены верующими, усвоение же это может совершаться чрез известные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вы осознаете, что погибаете во грехе и не можете спастись, – значит, вам нужен Спаситель. А Господь и говорит нам, что Он пришел грешников спасать (см. Мф.18:11 ; Лк.9:56 ), а это означает, что Христос пришел к нам с вами. Многое бы хотелось сказать вам, да разве все скажешь в одном письме, поэтому отсылаю к своей книге «На камне или на песке?». Думаю, она поможет вам не унывать, лучше понять себя и подскажет, что нужно делать. Стремитесь к Богу: именно у Него решение всех наших проблем. Да благословит вас Господь! Причащение В чем заключается смысл Тайной Вечери для православного христианина? Наши русские протестанты на своих молитвенных собраниях вспоминают, как Христос совершил с апостолами Тайную Вечерю. В память об этом событии, совершенном Христом, они едят хлеб и вино. А в чем смысл Тайной Вечери и принятия хлеба и вина на православном богослужении для православного христианина? Накануне Крестной смерти в Великий Четверг Иисус Христос совершил Тайную пасхальную Вечерю со Своими апостолами. На ней Спаситель непостижимым для нашего ума образом соединил жизнь Своих учеников со Своей жизнью: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Сын Божий воплотился, стал человеком для того, чтобы в Своем Крещении взять на Свои плечи всю тяжесть человеческого греха, а через Свою смерть на Кресте и Свое Светоносное Воскресение победить человеческий грех и его последствия. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Теперь вернемся к вопросу о православном понимании Евхаристии (Причащения). На пасхальной заутрене победно утверждается христианская истина: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало…» (7я песнь, 2ой тропарь пасхального канона) . Далее там же слова о Христе: Он «тридневен воскрес еси, Адама возвиг от тли (освободил от подверженности духовному, моральному и телесному разложению – прим. авт.) и упразднив смерть (сделав ее неспособной к победе и действию – прим. авт.): Пасха нетления, мира спасение» (ексапостиларий Святой Пасхи) .

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

Деян 6:7. Возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию — ясно, что здесь, как и в ст. 41, говорится о славе Христа, которую видел Исайя. Желание славы человеческой, то есть похвалы от людей и личной безопасности, — разновидность идолопоклонства, см. Мф 6:1–21; Рим 2:29. Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня — вера в Иисуса не есть вера в одного из людей, сколь угодно святого, а вера в Бога и Его откровение во Христе. Я свет пришел в мир — то же значение, что и в 8:12 (Я свет миру). Чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме — верующий приходит от тьмы к свету, см. 8:12; 9:39. Если кто услышит Мои слова и не поверит ( ‘не сохранит’) — о хранении, а не только о слышании слова, ср. у синоптиков Мф 7:24–27(=Лк 6:47–49). Я не сужу его — в нескольких местах Евангелия от Иоанна говорится, что Иисус — Судья (5:22,27; 8:16,26), и в нескольких — о том, что Он не судит (3:17; 8:15 и здесь). Нельзя предположить, что Иоанн не видел этого противоречия, которое мы встречаем и у Павла, — ср., например, Рим 8:33–34 с 2 Кор 5:10. Оправдание и осуждение — две стороны одного процесса: отвергающий любовь Бога во Христе, которая одна может оправдать человека, тем самым навлекает на себя осуждение. Я пришел не судить мир, но спасти мир — ср. 3:17; Лк 9:56. Отвергающий Меня — ср. Лк 10:16 (отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня). Слово, которое Я говорил, оно будет судить его — слово Иисуса становится новым законом, ср. 7:51 (судит ли закон наш человека). В Прем 9:4 Премудрость, которую часто отождествляли с законом (Торой), описывается как приседящая Престолу Божиему, что может означать, что она выступает как бы активным помощником Бога в Его суде. Ибо Я говорил не от Себя — аористная форма глагола ‘говорил’ предполагает, что служение Иисуса рассматривается как единое завершённое целое. Дал Мне заповедь — ср. 10:18. Что сказать и что говорить — такое употребление пар синонимов типично для стиля Иоанна, и незачем искать различия между глаголами сказать и говорить. Заповедь Его есть жизнь вечная — о том, что закон Моисеев, согласно иудейской вере, есть источник жизни, см. 5:39 и Втор 32:45–47; Лк 10:28; Мк 10:17–18. Но та заповедь, которую Иисус принимает от Отца и исполняет, заменяет ветхозаветный закон. Иисус Сам находит источник жизни в исполнении воли Отца (4:34: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня), несмотря на то, что Ему предстоит отдать жизнь согласно этой воле (10:18). Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец — ср. 8:26,28. Иисус отказывается от собственного величия и от собственного авторитета, отдельного от Отца. В первой части Евангелия, которая тут заканчивается, Иисус живёт в полном послушании воле Отца; во второй части Евангелия рассказано о том, как Он в послушании Его воле умирает. 29. Тайная вечеря (13:1–30)

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Как некогда Бог явился Лавану во сне и велел ему не говорить худого бежавшему Иакову ( Быт.31:24 ), так было и здесь. В ночном саду ещё только пленяют иудеи Иисуса, а во сне уже страдает жена Пилата за Праведника. Ещё Пилат не знает, что ему предстоит судить Иисуса, да и не знает ещё, кто Он, а жена его уже страдает за Него во сне. Что Пилат подспудно чувствовал, видя пред собою обвиняемого иудеями Иисуса, то было открыто его жене во сне. Пред ними был Праведник. И мучился Пилат на судейском месте, и страдала много жена его во сне. Столь велико было страдание её сонное за Иисуса, что просит мужа своего не делать Ему ничего худого. Но худое было сделано. Откровение Божие во сне жене Пилатовой было отвергнуто мужем её. ...А шар Земной всё нёсся в бесконечных просторах Космоса. Страдания учеников Тогда «все ученики, оставив Его, бежали» ( Мф.26:56 ; Мк.14:50 ). Во всех гонениях, невзгодах и бедствиях никогда Иисус не оставлял их, не бежал. А они, оставив Его, бежали. Сбылось предречённое им Иисусом: «Все вы соблазнитесь о Мне в ту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» ( Мф.26:31 ; Мк.14:27 ). Они тогда не поверили этому и не вняли. Заверяли, что никогда не отрекутся от Него. И вот в Гефсиманском саду, где только что, вместо молитвенного бодрствования, они спали, настигло их искушение. Все ученики разбежались. Разбежались, оставив Учителя в смертельной опасности, когда Его с мечами и копьями схватила ночная толпа. Один юноша, видимо, Иоанн Марк, завернувшись по нагому телу в покрывало, последовал за Христом. Значит, не мог страх вовсе заглушить совесть и верность Учителю. Но воины схватили его. И тогда он, оставив покрывало, нагой убежал от них. Оставив покрывало мужества, обнажив свой трусливый страх, убежал. Подобно он ещё раз поступит, оставив Апостолов Павла и Варнаву в их первом миссионерском путешествии одних, а сам вернувшись домой. А тогда разбежались все. Воистину, в Ту Ночь и в Тот День каждый скорбел о своём. При сверхчеловеческих страданиях Учителя учеников постиг ужас и страх за свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися в Нем» ( Ин.13:31 ). Иуда не услышал обетований этой речи, ибо он вышел во тьму души своей и к сынам тьмы. «Бе же нощь» ( Ин.13:30 . – Прим. ред.). Лобзание Иудино и конец предателя Предатель отправился к первосвященникам, чтобы устроить взятие Учителя. Он был схвачен судорогой воли довести до конца свое решение. Лучше не смотреть на новых сообщников, каковы они, эти законные вожди народа, дело должно быть доведено до конца, а там станет ясно, что сделал Иуда, какова его любовь и его жертва. Да, конечно, предательство не может быть сделано красивым, ργον καλν,не миром драгоценным оно помазывает Любимого, оно дает Ему... лобзание Иудино. На все времена, на веки вечные ляжет на него это клеймо, подобное знамению Каина, которое положил Бог ( Быт.4:15 ): он изменническим лобзанием ради 30 сребреников предал врагам Учителя. Матери будут рассказывать об этом детям, и детские сердца будут холодеть перед этим страшным именем – Иуды предателя. Его именем будут клеймиться всякое предательство и низкая измена. Но пусть они увидят не только дело Иуды, но поймут и его любовь, возлюбившую больше себя самого. Только она дает силу превзойти себя, растоптав все, что было дорого и свято, и опозорить себя во имя любви и Любимого. Надо только не думать, идти, не теряя времени. И «вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и с кольями от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подошел к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал (κατεφλησεν) его» ( Мф.26:47–49 ). (В общем с Матфеем сходится и рассказ Лк.22:47 и Мк.14:43–44 , с прибавлением у Марка: «Возьмите его и ведите осторожно» 192 (σφαλς – Мк.14:43–44 ). Бесполезно умалять или смягчать общечеловеческий ужас, скорбь и отвращение к лобзанию Иуды, которым он не только предает Учителя, но и ранит Его сердце больнее, нежели все другие раны, нанесенные этому сердцу учениками, оставив Его бежавшими ( Мф.26:56 ), как и трижды отрекшимися от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Лук. 2:51 . И был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова... Иоак. 19:26–27. Говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя... 10) О почитании св. угодн. Божиих д) Блаженное состояние святых на небе Прем. Сол. 3:1–3. Души праведных в руке Божией. Прем. Сол. 4:7 Праведник, если и рановременно умрет, будет в покое... Мф. 21:26 . Хорошо, добрый и верный раб! войди в радость господина твоего. и) Сам Господь прославляется во святых 2 Фесс. 1:10. Он придет прославиться во Святых Своих. 2 Фесс. 1:10. Дивен Бог во Святых Своих. 11) О почитании св. Ангелов 12) О почитании нетленных мощей св. угодников Божиих а) В планах Творца было создать человека бессмертным не только по душе, но и по телу Прем. 2:22 . Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего. г) По этой вере даже ветхозаветные люди питали уважение к телам умерших Быт. 50:7–9 . Кости патриарха Иакова с большими почестями были отнесены из Египта в землю Ханаанскую. Исх. 13:19 . Взял Моисей с собою кости Иосифа... 4Цар. 23:17–18 . Царь Иудейский, разрушая идольские капища и сожигая кости мертвецов, бывших служителей Ваала, кости пророка Божия повелел оставить в покое. Мф. 23:29 . Евреи устраивали гробницы пророков и украшали памятники праведников. ж) В нов. завете, когда совершено искупление человечества от первородного греха, явилась возможность сохраняться нетленными телам св. угодн. Божиих 2Кор. 6:16 . Бы храм Бога живого, сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них... Гал. 2:20 . Уже не я живу, но живет во мне Христос. Иоан. 6:56 . Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 1Кор. 15:49 . Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. – 15:20 Христос… первенец из мертвых. Иоан. 21:22 . Апостол Иоан Богосл. мог остаться в живых до второго пришествия Христова, если бы этого захотел Господь И. Христос. 1Кор. 15:47–49 Первый человек из земли, перстный, второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков Небесный, таковы и небесные. з) Христос уничтожил грех, всех зовет к святости, всем дарует нетление, но не все одинаково принимают дары Христовы

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мф.26:55 .  В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. (Ср. Мк.14:48–49 ; Лк.22:52–53 ). Иоанн замечает, что «воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его» ( Ин.18:12 ). Слова, приведенные синоптиками, произнесены были, вероятно, во время пути к Иерусалиму, на что указывает употребленное у Матфея неопределенное обозначение времени ( «в тот час»), т. е. в тот час, когда Христос был взят и связан. В словах Христа слышен горький упрек. Самое первое поругание заключалось в том, что Он к «злодеям причтен был» ( Ис.53:12 ). Но Он не был λστς, разбойник. Это сильно выражено в словах «сидел Я» ( καθεζμην), которые, с одной стороны, указывают на обычай Христа учить в храме «сидя», а с другой – на полную противоположность Его мирной и спокойной деятельности деятельности разбойников, подвижной, тайной и полной опасностей. На людей, взявших Христа, такое разоблачение всей бессмыслицы содеянного не повлияло и не могло повлиять, потому что они были простыми исполнителями высших велений, как в весьма узком (велений первосвященников), так и в самом широком (велений Божиих) смысле. Но если слова Христа не были назидательны для окружающих Его лиц (хотя, может быть, и не безусловно), то они глубоко назидательны для нас. Как часто бывало, что с оружиями и дрекольями выступали против людей, которые занимались совершенно мирной деятельностью! Лука добавляет: «но теперь ваше время и власть тьмы». Мф.26:56 .  Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. (Ср. Мк.14:50–51 ). Речь у Марка: κα οκ κρατσατ με λλ´ να πληρωθσιν α γραφα (и вы не брали Меня, но да сбудутся Писания) показывает, что слова у Матфея сказаны были Самим Христом, а не являются вставочным замечанием евангелиста. Такое понимание естественно. Сначала Спаситель сказал ученикам, что на Нем должны исполниться Писания (стих 54), теперь говорит сопровождавшему Его народу о том же и почти в тех же словах. Как там, так и здесь нет ссылки на определенные места Писания. Под «писаниями пророков» понимается весь Ветхий Завет . λον (все) показывает, что слова Христа относились ко всем событиям Его взятия под стражу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010