– Борение на суде. – Борение Голгофское. – Борение во Гробе и преисподней. Это и есть четыре Пассии Христовы. Пассия первая. Борение Гефсиманское «...И находясь в борении, прилежнее молился» ( Лк.22:44 ) В ночную мглу у ручья Иавок углубился, оставив всех, Иаков–праотец. И там встретился с ним Некто и боролся. Боролся всю ночь... В ночную мглу, пройдя долину Кедрон, оставив засыпавший угомонившийся Иерусалим, оставив уют Сионской горницы, оставив Своих учеников, взяв из них только трёх ближайших, но потом и их оставив, углубился на расстояние вержения камня в ночной Гефсиманский сад Иисус. Тень раскидистых дерев приняла его в лоно своё. Сомкнулись над Ним кроны вековых дерев, и только струилось мягкое серебро полной луны, высвечивая Великого Борца из мрака таинственной ночи. ...И началась брань. То боролся Иисус. Сын Человеческий. Кто был этот «Некто», встретивший Его в ночи и боровшийся? То был Он сам, То был Отец Его Небесный, то был сон учеников его, то был Иуда–предатель, то были воины с толпой, то был не понимающий происходящего Пётр. И боролся Он с Собою «Не от Бога ли было назначено Иакову получить благословение? Не для исполнения ли Божьего назначения была употреблена хитрость? Так что зря ты сердишься, Исав, брат мой!» Но боролся ночью Иаков с собою, и взошло солнце над ним, смирившимся, семикратно кланяющимся брату своему... И боролся Иисус с Собою ночью Гефсиманской, побеждая Себя для братьев, для восстановления нарушенного грехом их мира с ними. И «начал ужасаться, скорбеть и тосковать» ( Мф.26:37 ; Мк.14:33 ). И восстонал: «Душа моя скорбит смертельно» ( Мф.26:38 ; Мк.14:34 ). «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие не землю» ( Лк.22:44 ). После той ночи утренние лучи восходящего солнца не засверкали в прозрачных каплях утренней росы, но высветили багровые капли кровавого пота... Иисус Себя победил, людям поклонился. И боролся Он с Отцом своим Небесным В ту ночь живо предстоял Иакову образ отца своего Исаака–старца. Тот отвращался от него, но не отпустил его Иаков, пока не благословил его тот. И всё это живо вспоминалось и боролось с ним в ту ночь...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Христос Спаситель воскрешал мертвых. Так, четверодневный Лазарь, который уже подвергся разложению, по слову Жизнодавца ожил. «Лазарь! иди вон. И вышел умерший» ( Ин.11,39,43–44 ). Утешал плачущих, ублажал кротких, алчущих и жаждущих правды, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф.5,4–10 ) (Там же, с.109–110). Христос Спаситель отдал Свою жизнь, чтобы даровать жизнь миру Всю земную жизнь Свою Спаситель отдал людям. Одних Он исцелял от болезни ( Мф.4,23 ), других насыщал хлебом ( Ин.6,1–12 ), домы иных ис­полнял вина и веселия ( Ин.2,9 ), иных ободрял и утешал словом любви и сострадания ( Ин.11,40 ), других выводил из мрака тяжелых нравственных и религиозных сомнений на свет истины евангельской ( Мф.19,21–26 ), а всех вообще призывал к наследию Царствия Небесного. Начальник жизни с радующимися радовался (в Кане Галилейской – Ин.2 ), всегда и ко всем относился с лаской и кротостью. Однако радость Иисуса Христа никогда не заглушала в Нем печали о грехах людских. Его никогда не видели смеющимся, но о слезах Его записано на страницах Евангелия ( Ин.11,35 ). Всецело занятый исполнением воли Отца Своего Небесного, всего Себя предавая делу служения человеческому роду, Иисус Христос забывал даже о потребностях Своей человеческой природы, чистой и безгрешной, находя подкрепление в молитвенном общении с Богом во всякое время дня и ночи. Так, после исцеления тещи Симона, Иисус Христос «утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» ( Мк.1,35 ). Далее, когда Он исцелил прокаженных и «народ мног» отовсюду стекался к Нему, Он «бе отходя в пустыню и моляся» ( Лк.5, 16 , ср 9, 18, 10, 2; Мф.9,38 и др.). Чу­десно насытивший пять тысяч народу пятью хлебами и двумя рыбами, Иисус Христос понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на ту сторону, пока Сам отпустит народ. Оставив их, пошел на гору помолиться, где и пробыл до самого вечера ( Мф.14,22–23 ), ибо уже вечером мы видим Его идущим по водам к лодке Своих учеников ( Мк.6,45–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Человеческое естество Иисуса Христа, по причине Ипостасного соединения с Божеством, предосудительных немощей всеконечно было чуждо и непричастно, как естество совершенного человека: почему Он и «алкал по четыредесятодневном посте, и утруждался и жаждал по путешествовании» (Мф.4:2; Ин.4:6-7), и «спаше в корабли» (Мф.8:24), и «прискорбна бысть душа Его до смерти, когда приближалося время страстей Его» (Мф.26:38), и толико утруждался от подвигов Своих, что «бысть пот Его яко капли крове каплющыя на землю» (Лк.22:44). В сих непредосудительных немощах, говорит Павел, Иисус Христос «искушен» был, то есть, оные испытал и узнал по всему. А сие, по подобию, значит равно прочим человекам, и совершенно, как и сие, «Иже во образе Божии сый» (Флп.2:6), значит то, что совершенный будучи Бог и равный Отцу; также и сие: «зрак раба приим» (Флп.2:7), значит, что совершенный быв человек и равный всем человекам. Имело убо человеческое естество Иисус Христово непредосудительные сии немощи, как свойства неразлучные от естества, но без всякого греха, и не так как мы, кои угнетаясь оными ропщем часто и унываем, и следовательно грешим. Ибо Иисус Христос хотя чувствовал во время спасительного Своего страдания лютость мучительных страстей, но с толиким терпением переносил оные, что превелие терпение Его провидя, Пророк Исаия говорил: «и Той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст Своих, яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих» (Ис.53:7). Вот и колико дерзновенными делает Павел приходящих ко Христу: имеем, говорит, Архиерея, который может сострадателен быть к немощам нашим, как по всему равно с нами испытавший оные, без всякого только греха. А из сего выводит следующее заключение. Евр.4:16. Да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость, и благодать обрящем во благовременну помощь.    О престоле суда говорил Давид, сказав: «сел еси на престоле, судяй правду» (Пс.9:5). А по нем престолы суда видел Даниил, и Ветхаго денми на оных седящаго (Дан.7:9), Но и Сам Иисус Христос удостоверил о престоле суда, говоря так: «егда приидет Сын человеческий в славе Своей и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея» (Мф.25:31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    20:16. Древние слушатели могли удивляться, почему землевладелец не пришел раньше и не убил виноградарей; их отрицательный ответ вызван только пониманием, что Иисус ведет речь о их собственных вождях (ст. 19).     20:17. Здесь Иисус цитирует Пс. 117:22,23, другой текст из псалмов восхваления (см. также: 117:25,26 и Лк. 19:38). Речь идет о храме (Пс. 117:18—21,25,26); как краеугольный камень нового храма, Иисус представляетугрозу для строителей старого.     20:18. Слова «кто упадет на тот камень» отражают текст Ис. 8:14,15 (ср.: Ис. 28:16); слова «на кого он упадет» отсылают к Дан. 2:34,44, где Царство Божье изображено как камень, разрушающий своих земныхсоперников. Иисус здесь использует обычный прием толкования, когда смысл одного текста (Мф. 21:42) раскрывается с помощью цитирования других, при этом общим выступает ключевое слово или понятие, в данном случае — божественный «камень».     20:19—26 Две стороны монеты     20:19—21. Здесь противники Иисуса пытаются заставить Его выбрать между двумя возможностями: мятежом, который доставил бы Ему неприятности с Римом, и примирением с римлянами, которым, по ихпредставлениям, Он противостоял (поскольку Он выступал против их владычества в храме).     20:22. Они противопоставляли обязательство поддерживать мир с римлянами патриотическим, мессианским настроениям, которые, как им казалось, провоцирует Иисус; катастрофическое по своим последствиям антиримское восстание из-за налогов, происшедшее двумя десятилетиями ранее, показало, куда могут привести подобные настроения. Если бы Иисус публично высказал точку зрения, присущую тем, кого позднее называли зилотами (нет царя, кроме Бога), то Его можно было бы арестовать; если бы Иисус отверг ее (что Он и сделал), то скомпрометировал бы Своих последователей.     20:23—26. В еврейской Палестине имели хождение монеты, на которых было отчеканено имя, но не изображение обожествленного императора. Тем не менее иностранные монеты с изображением императора и указанием его божественного титула находились в обращении в Палестине, где не разрешалось чеканить золотые или серебряные монеты. Мятежники в 6 г. н. э. решительно выступали против использования таких монет, что привело к жестокому подавлению восстания римлянами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Исполняя же столь многие и разные служения для славы Божией и преспеяния добра в мире добрые ангелы, понятно, через это и сами преуспевали и преуспевают в добре и в нем настолько утвердились, что для них стало нравственной невозможностью увлекаться злом, почему Откровение называет их избранными ( 1Тим. 5:21 ) и святыми ( Деян.11:13 ) и вместе с сим утверждает, что они таковыми пребудут и тогда, когда с ними Господь приидет в последний день для всеобщего Суда ( Мф.25:31 ; Мк. 8:38 ; Иуд. 1:14 ), и что поэтому и они несомненно войдут в будущее царство блаженства и славы ( Евр.12:22, 23 ). Какое же отношение Бога Промыслителя в отпадшим злым духам? Так как и по их падении в своем существе не изменилась их духовная природа с сознанием и волей ( Мф.8:16, 10:1 ; Лк. 10:17–20 ; Еф. 6:12 ; 2Кор. 2:11 ; 2Тим. 2:26 ), то все созданное хранящий Бог, без сомнения, сохраняет и эту природу, которая сама в себе не есть зло, а добро. Но, с другой стороны, так как они, отпав от Бога, источника всякого добра и совершенства, самовольно и упорно направили свою свободу в совершенно противоположную сторону, а именно ко злу, то понятно, что Бог не мог и не может поддерживать их или содействовать им в этом направлении, а потому Он, чтобы не нарушать их свободы, только допускал и допускает свободно раскрываться и обнаруживаться в действиях их низвращенной воле, хотя с тем, конечно, чтобы известными пределами ограничивать эти действия, а также пресекать проистекающие отсюда для общего блага вредные последствия. Предоставленные же самим себе злые духи, как известно из Откровения, мало того, что в себе самих развивают и укрепляют одну злую волю, они всегда готовы бывают везде, где только представляется возможность, распространять и поддерживать зло, через вовлечение в него всякого рода свободно-разумных существ. А так как по ниспадении их с неба в область поднебесную или воздушную ( Еф.6:12, 2:2 ) для них стал вовсе недоступен мир небожителей, то все их злостное внимание исключительно устремлено на близкую к ним землю с тем, чтобы здесь между людьми сиять, возращать и утверждать зло, что и на самом деле производится ими не без значительного успеха. Так, завистию диавола вошла в мир смерть ( Прем.2:24 ), вместе с грехом, к которому через его обольщение были преклонены наши прародители ( Быт.3:1–6 ), грех же и смерть, распространившись на всех людей ( Рим.5:12 ), через это самое проложили путь к власти над ними и господству диавола с подчиненными ему духами, так что все Ветхозаветное человечество, насколько было греховно и покрыто тьмой идолопоклонства, было ничем иным, как областью сатаны ( Деян.26:18 ; Кол. 1:13 .), и погрязающие в заблуждениях и зле люди ничем иным, как чадами диавола ( Ин.8:44 ), живущими по воле его, властительски в них действующего ( Еф.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

В представлении адвентистов первосвященническое служение Спасителя совершенно уничтожает Его царское служение – настолько, что ни в трудах Е. Уайт, ни в «Настольной книге по теологии» царское служение Иисуса Христа вообще не упоминается. Это свидетельствует об отвержении ими актуальной царской власти Сына Божия и искажении образа соединения в Его Ипостаси двух природ. Напротив, в Писании различными образами представлена полнота славы Господа Иисуса Христа. Например, в послании к Евреям ап. Павел говорит, что Ему кланяются ангелы (1:6), Он вошел во внутреннейшее за завесу (6:19) и в самое небо (9:24), превознесен выше небес (7:26), воссел одесную престола величия на небесах (8:1), или на высоте (1:3), или одесную престола Божия (12:2). В книге Откровения Господь не только восседает на престоле вместе с Отцом (3:21), но и называется Царем царей и Господом господ (1:5, 17:14, 19:16), имеет ключ Давидов – знак царской власти ( Откр. 3:7  и Ис. 22:22 ). Этим ключом Он отворяет дверь, и ее никто уже не затворит, т.е., объясняет прот. Н. Малиновский , подает помощь никем несокрушимую 436 . Царственное служение Спасителя было предуказано уже в Ветхом Завете. Пророки предсказали, что Христос получит в наследие народы и будет пасти их жезлом железным ( Пс. 2:6–8 ), навечно сядет на престоле Давида как его Потомок ( 2Цар. 7:12–19 ), будет именоваться Царем, единственным Князем и Пастырем, вечным Владыкой народов ( Ис. 40:10–11 ; Иер. 33:5–6 ; Иез. 34:23–28 ; Мих. 5:2, 6 ; Зах. 9:10 ; Дан. 2:44, 7:13–14 ). О воцарении над домом Иаковлевым и о бесконечном Царстве говорит и архангел Гавриил ( Лк. 1:32–33 ); Господь одобряет признание Его царского статуса Нафанаилом ( Ин. 1:49 ) и народом в день входа в Иерусалим ( Мф. 21:9 , Ин. 12:13 ); Сам называет Себя Царем в ответ на вопрос Пилата ( Ин. 18:37 ). По воскресении Он говорит, что Ему дана всякая власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ) 437 . Описанная в терминах ветхозаветного богослужения слава Христа по вознесении заключается в том, что Он вошел в самое небо ( Евр. 9:24 ), во внутреннейшее за завесу ( Евр. 6:19–20 ). В Ветхом Завете слово «завеса» само по себе всегда означало завесу между святилищем и Святым святых ( Исх. 26:33 ; Лев. 16:2, 12, 15 ; Чис. 18:7 ), а «вне завесы» означало «вне Святого святых» ( Исх. 26:35, 27:20–21, 40:22, 26 ; Лев. 4:5–6, 16–17, 24:1–3 ). Если нужно было упомянуть завесу святилища, то ее обозначали особо: завеса у входа в скинию, или ко входу в скинию и т.п. ( Исх. 26:36, 35:15, 39:38, 40, 40:5, 28 ) 438 . Таким образом, сразу по вознесении Христос вошел не в святилище, а в Святое святых. Но это разрушает всю логику адвентистов, т.к. они вводят Его в Святое святых лишь в 1844 г. Поэтому они вопреки Ветхому Завету утверждают, что в Евр. 6:19  сказано о завесе в святилище, а также вводят еще одно фантастическое небесное событие – помазание святилища 439 , хотя оно никак не может быть связано с богослужением дня очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

...Тема трагичности бытия с особой силой звучит в Евангелии от Луки. Рассмотрим соответствующее место (главы 12–13). После череды притч, завершающихся притчей о том, что кому много вверено, с того больше взыщут (Лк 12:48), — в совокупности их можно определить как притчи об ответственности — Господь с силой восклицает (ст. 49–50): Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Огонь здесь — очищающая благодать Нового Завета, — но огонь устрашает, и это находит отклик в другом месте новозаветного Писания: Страшно впасть в руки Бога живого! (Евр 10:31). Уже сам глагол впасть несет в себе представление об опасности: впадают в грех, в искушение, в погибель — и в руки Господа. А вот Христос, говоря, что желает, чтобы возгорелся огонь, что Он томится, пока не свершится Его крещение (а свершится оно на Кресте), являет полноту мужества. Однако страшная сила смертных мук такова, что и Сам Господь, совершенный Бог — но и совершенный человек — молится о том, чтобы чаша сия по возможности была отвращена от Него; и молится в смертном ужасе, до кровавого пота, трижды приступая к этой молитве (об этой троекратной молитве и сказано трижды — см. Мф 26:38-44; Мк 14:33-41; Лк 22:41-44). Так что боюсь, что «оптимистическое» отношение к смерти является попыткой умаления того подвига, который предпринял Взявший на Себя грехи мира - нашего ради спасения . А в начале 13-й главы Спасителю рассказывают о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их . В ответ Он напоминает о тех людях, которые погибли, когда обрушилась башня Силоамская (их было 18), и утверждает, что они вовсе не были грешнее прочих в Иерусалиме, но такая внезапная смерть (ее принято называть трагической кончиной) может постигнуть всякого, кто не покаялся. Давайте рассмотрим: обещает ли Христос тем, кто покаялся, гарантию земного бессмертия? Представляется, что скорее Он предостерегает от смерти без покаяния, поскольку она может самым трагическим образом сказаться на посмертной участи, от того, что в высокой поэзии православной молитвы называется уснуть в смерть .

http://foma.ru/neotvratimaya-tragichnost...

Весь этот широкий спектр значений, несомненно, присутствует в памяти преп. Симеона, когда он перечисляет библейские образы, однако в первую очередь он воспринимает в них себя и свой опыт. Для него речь идет не просто о событиях истории Израиля, которые прообразуют тайны Нового Завета, но о фактах из его собственной мистической биографии. Обращаясь к Новому Завету, преп. Симеон и там узнает в описываемых событиях свою собственную историю, будь то Благовещение, исцеление слепого или воскрешение Лазаря: “Там услышала [душа моя]: «Радуйся, благодатная, Ибо Господь с тобою и в тебе во веки!» (ср. Лк 1:28). Там услышал я: «Омойся в купели слез»; Сделав это, я уверовал и внезапно прозрел (ср. Ин 9:7). Там я похоронил себя во гробе через совершенное смирение, Но Христос пришел с безмерной милостью, Отвалил от него тяжелый камень зол моих И сказал: «Выходи оттуда, как из гроба мира сего» (ср. Ин 11:38–44)” 127 . Мы видим, что для преп. Симеона Писание не является объектом толкования; он воспринимает библейский рассказ не извне, как комментатор, но изнутри, как если бы он являлся одним из его героев. Мистическое восприятие Новозаветной истории приводит к созерцанию Христа в Его страданиях, смерти и воскресении, а также к переходу в будущую жизнь: “Там я увидел, как бесстрастно пострадал мой Бог 128 , И как Он стал мертвым, будучи бессмертным, И воскрес из гроба, не разрушив печатей. Там узрел я будущую жизнь и нетление, Которое Христос дарует ищущим Его, И обрел Царство Небесное, сущее внутри меня, Которое есть Отец, Сын и Дух” 129 . Иногда у преп. Симеона встречаются весьма необычные мистические толкования. В 20-м Огласительном слове Иисус Христос рассматривается как прообраз истинного духовного отца: имеется в виду преп. Симеон Студит. Если ты видишь, что духовный отец ест и пьет с мытарями и грешниками (ср. Мф 9:11), не думай о страстном и человеческом, говорит преп. Симеон. Не дерзай просить твоего духовного отца, чтобы он позволил тебе сесть по правую его руку, или по левую (ср. Мк 10:37). Если он говорит тебе и другим: “Один из вас предаст меня”, спроси его со слезами: “Не я ли, Господи?” (ср. Мф 26:21–22). Но возлежать на его груди (ср. Ин 13:23) — это для тебя не полезно. Когда он будет распят, умри с ним, если сможешь 130 . Мы будем способны по достоинству оценить значение этого толкования только тогда, когда примем во внимание ту исключительно важную роль, которую сыграл преп. Симеон Студит в мистической биографии преп. Симеона Нового Богослова.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-simeon-nov...

Восхищаться характером Христа подобно тому, как смотреть в калейдоскоп: просто не исчерпать образцов, которыми можно восхищаться. Меня более всего восхищает Его всесторонний характер – Его полная уравновешенность и систематическое сочетание в Себе противоположных характерных черт. Например: 1) Иисус сочетает в Себе силу и нежность. Многим людям очень трудно достичь золотой середины между строгостью и нежностью, мужеством и щедростью, негодованием и сдержанностью, властью и ответственностью. Неумение родителя достичь золотой середины может аннулировать его эффективность в воспитательных мерах. Сила и мужество Иисуса ясно документированы в Евангелиях. Чрезмерно искажается картина, когда Его представляют, как человека весьма мягкого, якобы бархатистого, полу женского характера. Он довел врагов до негодования, назвав их «безумными и слепыми» ( Мф.23:17 ) и детьми дьявола ( Ин.8:44 ). Марк сообщает, что Он два раза разгневался – прежде всего, когда фарисеи негодовали на Него за то, что Он совершил исцеление в субботу ( Мк.3:5 ), и когда Его ученики не допускали детей прийти к Нему ( Мк.10:13–16 ). Не может быть сомнения, что Он проявил возмущение, когда выгнал продающих и покупающих из храма ( Мф.21:12 ). Надо быть мужественным, чтобы разбить подлую торговлю в храме, нарушить традиционные правила соблюдения субботы, умалить мытье рук, связаться с женщинами неприличного поведения и с мытарями, отказаться от стараний некоторых сделать Его царем, заявить Себя Мессией перед синедрионом. Ясно, что люди видели в Иисусе человека сильной воли и страстного характера. Он с восклицанием обращался к злым духам и исцелял болезни. Люди утверждали, что Он говорил, как власть имеющий. Когда римляне пришли арестовать Его, Он обратился к ним, сказав просто: «Это Я», а пришедшие тут же пали на землю ( Ин.18:6 ). В то же самое время Иисус знал, как быть столь нежным, добрым и щедрым, как снисходительный дедушка Он знал и чувствовал, что значит заплакать об умершем друге, Лазаре ( Ин.11:35 ), ощутить и проявить любовь к богатому юноше, попросившему совета у Него ( Мк.10:21 ), любоваться детьми ( Мк.10:14 ), позаботиться о нуждах матери, вися на кресте ( Ин.19:26–27 ). Он предупредил Петра не отмечать, сколько раз он прощает обидчика, а прощать его без ограничений ( Мф.18:22 ) Он дал нам такой совет: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше» ( Лк.6:38 ). Он учил, что лучше давать, чем получать, и что никто в истории не проявлял этого принципа сильнее, чем Сам Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

   Смерть, без сомнения, есть неизбежная, есть страшная, хотя бы предвидели мы ее приближающуюся. И сам Господь наш Иисус Христос, который по личному соединению человечества Своего с Божеством имел, хотя и яко человек, все пресовершенные совершенства, скорбел однако, когда приближался час смерти Его: «прискорбна», говорил, «душа моя даже до смерти»; и молил Отца Своего, да не испивает горькую смерти чашу: «Отче мой! аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия» (Мф.26:38—39). Толикий же подвиг имел в час сей, яко «бысть пот Его, яко капли крове, каплющия на землю» (Лк.22:44). Если предусмотрим приближающийся час смерти: во-первых, по хотению нашему располагаем и о доме, и о чадах, и о состоянии нашем, имеющем быть по смерти, почему душа наша бывает тогда спокойною и беспечальною; во-вторых же, покаянием и исповеданием облегчая тяжкое бремя грехов наших, освобождаемся от угрызения совести и прогоняем чрезмерный страх вечного мучения; в-третьих, приобщаясь Святых Таинств, соединяемся с Спасителем Христом. Почему немедленно вселяется в сердце наше упование на милость Божию, чаяние вечного покоя, надежда бессмертного царствия, отъемлющая печаль о разлучении с миром и доставляющая радость и наслаждение небесных благ и неизреченной Божией славы. Ничего не бывает тогда скорбного и страшного, кроме подвига разлучения души с телом. По таковом же приуготовлении приходят святые Ангелы, милостивые и светлые, прогоняют далеко бесовские полки, услаждают горесть, облегчают труды, прогоняют душевный страх и радуясь поемлют оную. Блажен, братие моя, будет тот, кто удостоится толико благой смерти! воспоет таковый с Давидом: «в мире вкупе усну и почию» (Пс.4:9).    Но когда случится смерть нечаянная и внезапная, и нас обрящет сущих среди беззаконий наших, — о коль тогда страшна будет! коль горестна и душегубительна! Узрит тогда таковый несчастный человек меч изощренный и обнаженный, и подъемлемый над выею его. Возжелает, да избежит, но побег не имеет уже места; восхощет устроить о доме своем, но мысль возмутится, и помышления исчезнут; пожелает священника, да исповесть грехи свои, но язык отъимется, и не может о сем дать знать прочим; уста заключатся, и не может поведать беззакония своя; узрит, что по смерти оставил любезнейшим своим наследникам печальные мнения, и сие жестоко поразит его; узрит, что умер нераскаян, и восчувствует страшного суда определение, и казнь вечной муки. Сие же причинит ему адовы болезни: от сего родится мрачное возмущение, боязни ужасные, терзания мучительные, отчаяние совершенное. Кроме сего и беси, мрачные и немилостивые, изобличая деяния и истязуя душу его, весьма мучительно терзают его. Отлучается напоследок немилостивым образом душа от тела и, трепеща и стеная, насильственно похищается. Всемилостиве Господи! избави нас от толико горестного осуждения! Горе, братие моя, тому человеку, который таким образом скончает жизнь свою! Сия-то есть лютая смерть, о которой упоминает Пророк Давид: «смерть грешников люта» (Пс.33:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3703...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010